Данный исследовательский проект бал написан в для научно-практической конференции среди классов МБОУ СОШ с.Хандагйты Овюрского района Республики Тыва "Девять драгоценностей Овюра". Исследовать, изучать свой родной край должен каждый.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Священная тайга Овюра - Манчурек" | 42.5 КБ |
Исследовательский проект:
«Священная гора Овюра – Манчурек».
Выполнила: Донгак Шенне Кежиковна,
ученица10 «б» класса МБОУ СОШ с.Хандагайты
Овюрского района Республики Тыва.
Руководитель: Дараа Азияна Андреевна,
классный руководитель, учитель русского языка
и литературы.
Оглавление:
Введение.
Использованная литература.
Приложения.
Введение.
Любимый, край,
Ты дорог сердцу моему
Земных щедрот неиссякаемой красой!
С.А.Сарг-оол.
Туву природа наделила неописуемой красотой. Разнообразие картин откроется любопытному взору в нашем крае: сплетение горных хребтов с шапками вечного льда, непроходимые таежные дебри, прозрачные озера в малахитовом обрамлении берегов, грохочущие пороги и низвергающиеся водопады, каньоны неповторимой красоты, песчаные барханы и миражи, тающие в далекой дымке степи, целебные источники, упоминания о которых встречаются в народных сказаниях и легендах, древних тибетских рукописях, картинная галерея на скалах… Не зря Туву образно называют ларцом, полным драгоценностей. Наш родной кожуун щедро одарен красотой и богатствами природы, в нем много священных мест, одним из которых является тайга Манчурек, привлекающая своей чарующей красотой.
Актуальность работы в том, что в настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда в результате деятельности человека во всей планете один за другим происходят стихийные катаклизмы, когда экологическое состояние природы в плачевном состоянии во всем мире стали уделять внимание вопросам экологии, сохранению первозданной природы. Поэтому изучение своего родного края, привитие бережного отношения, любви к природе, к родной земле, народу, его истории актуальна как никогда.
Цель: изучит свой родной край, уметь увидеть и восхищаться красотой ее природ, гордиться своей родиной, вызвать интерес к обычаям и традициям наших предков по сохранению природы.
Для достижения поставленной цели нужно было выполнить следующие задачи:
- изучить географическое расположение священной горы, особенности природы;
- изучить этимологию названия горы;
- изучить экологическое состояние местности;
Объект исследования: священное место местечки Бора-Шай Овюрского района.
Предмет исследования: священная гора Манчурек.
Методы исследования: наблюдение, анализ, полевой метод (собрать рассказы старожилов об истории возникновения названия местности).
1. Географическое положение тайги Манчурек
и природа местноти.
Тайга Манчурек (Байн-Чурек, Майн-Чурек) находится в Овюрском районе Республики Тыва. Расположен примерно в 33-34 километрах к западу от поселка Хандагайты, в живописном местечке Бора Шай, является самой высокой вершиной. Он окружен рекой Моолдуг-Хем, аржааном (источником минеральной воды) Анграктыг и местечком Арыг-Бажы. Высота над уровнем моря достигает до 2500 метров. По данным многочисленных исследований, время возникновения принадлежит к середине палеозойской эры.
Природа местности просто великолепна. Покрыта хвойными лесами. Большую часть территории занимает лиственница.
В степях находится много курганов. Если внимательно посмотреть, что можно увидеть, что его края равно удалены от центра как у окружности, в середине имеет углубление. Курганы, каменные изваяния, погребения, петроглифы, оставленные нашими предками свидетельствуют о том, что здесь жили кочевники. Манчурек до сих пор является колыбелью чабанов. Ведь горные пастбища великолепно подходят для скотоводства.
Вид Манчурека с Арыг-Бажы крутой, скалистый. На скалах есть пещера. С другой стороны тайга обросла лиственницами, на вершине отвесные скалы выше деревьев. Когда поднимаешься на самую вершину тайги. Перед взором внизу открываются просторы неописуемой красоты: играющие с легким ветерком золотистые лиственницы, тонкой серебристой нитью протянувшаяся речка, степи, а над тобой – голубая бездна неба. Увидев эту поистине прекрасную картину, так и хочется раствориться в нем, а душа наполняется целым потоком нахлынувшим чувством счастья, и только здесь по- настоящему чувствуешь, что такое истинная свобода.
2. Этимология названия горы Манчурек.
Рассказ Монгуш Ваерия Кечиловича о происхождении слова «Манчурек»: «Историю возникновения названия «Манчурек» мне поведала моя мать еще в детстве. Она мне рассказала, что около оваа в честь духов гор и тайги, хозяев данных мест, устраивались летние празднества – оваа дагыыр (освящение оваа, родной земли, определенной местности, высоких гор, обновленной природы, трав и растений). Освящение оваа является народным праздником с сопровождаемым молением о благополучии во всем. Ну, вот, однажды для освящения оваа несколько людей поехали за монгольским ламой. Когда они возвращались, лама спросил: «Далеко ли еще до той тайги, которую я буду освящать?» сопровождающие указали на тайгу, похожую на сердце. В это время на той горе шла стадо животных. Увидев богатство природы данной местности лама закричал: «Байн-Чурек! Оо, Байн-Чурек!». «Байн» в переводе от монгольского означает «богатый», «чурек» - «сердце». С тех пор наши предки начали звать эту тайгу «Манчурек».
Из рассказа старожила Валерия Кечиловича мы узнали, что слово «Манчурек» означает «богатая гора, похожая на сердце».
3. Экологические наблюдения.
На вершине Манчурек есть «оваа» (груда камней; место поклонения духам данной местности), «чалама» (разноцветные ленты на священных предметах, на деревьях…), а рядом лодыжки, плиточный чай. Все это свидетельствует о том, что местные чабаны все еще освящают его. Пожилые люди приходят сюда поклониться духу местности, преподносят зеленый плиточный чай, молочные продукты, курдюк, грудинку. Для тувинского народа слово «священное» означает осень много. В священном месте нельзя рубить дерево, нельзя охотиться, нельзя шуметь… Если появляется необходимость вырубиьт дерево для определенных целей, сначала надо попросить у танды (тайги), совершая обряд «чалбарыыр» (поклонения). Все это доказывает, что, хотя раньше не было понятия «экология», «экологическое воспитание», издревле наш народ тонко наблюдал за природой, соблюдали обычаи и традиции, направленные на бережное отношение к окружающей среде. Например, в своем рассказе «Трудолюбивый бурундук» наш знаменитый земляк, художник слова Степан Агбаанович Сарыг-оол написал, что хорошие охотники, идя по осеннему лесу, собирали ягоды и грибы и оставляли на пнях, бревнах, камнях, чтобы просушились под солнцем. Эти просушенные дары природы соберут бурундуки и белки. Эта добрая традиция тувинских охотников очень гуманна. Отсюда можно сделать вывод, что наши предки испокон веков знали, что нельзя прервать пищевую цепь, что в природе как и во всем другом нужно держать баланс, очень бережно относились к окружающей среде.
Воздух в Манчуреке чист и свеж. Вздохнешь его полной грудью, и становится как-то легче, радостнее. Там течет речка, похожая на кристально чистый, прохладный, целебный аржаан (минеральная вода). Но одно огорчает: видно, что отдыхающие в этих местах часто после себя оставляют мусор. Мы вынули из речки бутылки изпод пива, резину от камеры, пластиковые бутылки.
У подножия горы на территории длиной, примерно, 160 м., шириной 55 м. осталось много пней. Наверно, эти деревья вырубили для своих нужд по хозяйству. Когда вперве видишь такую огромную по размерам, опустошенную территорию леса испытываешь сначала шок, потом недоумение. Как же защитить, уберечь наши леса?
Тут же рядом стоят две высохших лиственниц. Причиной их гибели является втаптывание земельного участка, растительного покрова земли скотом. Чтобы не допустить такого наши предки четыре раза в год в зависимости от времени года
меняли свою стоянку. Теперь же чабаны кочуют два раза в год. Если бы они последовали примеру своих предков, то наносили бы природе значительно меньше потерь.
Когда же мы научимся по-настоящему ценить природу своего родного края? Если так необходимо вырубать деревья, будь добр, посади новее саженцы, если приехал отдохнеть, убери мусор после себя и будь осторожен с огнем, ведь пожар может уничтожить гораздо больше, чем ты представляешь, изучи традиции, обычаи, наших предков и научись следовать им, и в конце концов будь ответственен за свои поступки, исполни свой гражданский долг!
Вывод.
Исходя из проделанной работы, мы сделали ввод, что живущие в окрестностях Байн-Чурек чабаны обратились к истокам традиций и обычаев наших предков и стали защищать, охранять, ценить природу и все богатства местности, начали возрождать традиции освящения оваа. Нельзя ни на минуту забывать, что каждому из нас дорог сердцу свой родной край, свой народ, своя мать. Не зря гласит народная мудрость: «Человек без родины, что птица без гнезда».
Мы приглашаем всех посетить замечательное местечко Бора-Шай, где есть и горы, и зеленое море тайги, и журчащие, бурлящие реки, и степные просторы, и альпийские луга, и отражающее в себе голубое небо с парящими облаками таежное озеро и целебные аржааны, где вас встретят гостеприимные кочевые арат. Не зря сюда заглядывают и туристы. На протяжении нескольких лет там простиралась туристическая тропа длиной 150 метров. Маршрут: г.Чадан – Хондергей – р.Бестиг – Кара-Бора-Шай - Манчурек – Арыктыг и обратно.
Зимний дуб
Валентин Берестов. Аист и соловей
Есть ли лёд на других планетах?
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году