АННОТАЦИЯ
Тема исследования «Авторитет учителя как педагогический феномен».
Цель исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание (или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
Методы и приёмы работы:
-изучение состояния проблемы по разным источникам;
-анкетирование, беседа, анализ;
-наблюдение;
-обобщение, сравнение;
-метод математической статистики.
Полученные результаты и выводы: В ходе исследования выяснили, что авторитет учителя-воспитателя это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – педагогический феномен, особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п.
1. Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов учебно-воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта.
2.Младшие школьники считают наиболее значимым личностный компонент педагогического авторитета. Это объясняется их психологическими особенностями, а также неумением оценивать качество профессиональных знаний.
3. Подростки и старшеклассники выделяют как наиболее важный профессиональный компонент педагогического авторитета, хотя придают и не малую значимость личностному компоненту. Это происходит потому, что старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять.
4. Опытные же учителя считают значимым как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета.
Таким образом, наиболее важными для различных субъектов учебно-воспитательного процесса являются разные компоненты педагогического авторитета.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-_issledovatelskaya_rabota.docx | 305.1 КБ |
VIII ОКРУЖНАЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ «СТУПЕНЬ В БУДУЩЕЕ»
Авторитет учителя как педагогический феномен |
Секция: социально – гуманитарные и экономические науки |
Подсекция: история, политология, философия, социология |
Автор: Попова Анастасия Васильевна, муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9, 10 класс
Руководитель: Ситникова Елена Викторовна, учитель математики,
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Новый Уренгой
2010
Оглавление
страницы
3.1.Теоретическая часть 5 – 7
3.2. Практическая часть 7 – 11
Авторитет учителя как педагогический феномен
Попова Анастасия
Ямало – Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 , 10 класс
В послании президента Д.А.Медведева к народу во главу угла нашего общего дома – России – он вновь поставил образование. И был сто раз прав, ибо без глубоких знаний, без нравственных уроков, которые, прежде всего, должна давать школа в любой её ипостаси, невозможно строить общество в высоком смысле этого слова. Ведь не зря 2010 год объявлен годом Учителя.
Какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками – этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании? Учитель должен найти подход к каждому ребёнку. Ведь мы все разные: одни ласковые и общительные, другие капризные и замкнутые. В профессии учителя важно не стоять на месте, нужно учиться новому постоянно, а ещё, самое трудное, на наш взгляд «заработать» авторитет.
Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. И чем выше этот авторитет, тем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.
Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому. О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. , Крупская Н.К., Сухомлинский В.А и др.).
Тема исследования «Авторитет учителя как педагогический феномен».
Актуальность данного исследования, его социальная значимость состоит в том, что учитель – это человек, в руках которого наши судьбы, а значит и будущее нашего общества.
Объект нашего исследования: авторитет учителя- воспитателя.
Предмет исследования: компоненты авторитета учителя- воспитателя.
Цель нашего исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание (или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
В работе мы будем доказывать следующую гипотезу: значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной задачи использовались следующие методы:
-изучение состояния проблемы по разным источникам;
-анкетирование, беседа, анализ;
-наблюдение;
-обобщение, сравнение;
-метод математической статистики.
Методика проведения исследования
В ходе исследования была изучена научно – популярная и методическая литература, проведена проверка выдвинутой нами гипотезы (значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта). Для этого мы выбрали следующие субъекты учебно-воспитательного процесса:
1) детей (младших школьников, подростков, старшеклассников);
2) учителей с опытом (стаж от пяти лет и более).
Для выявления профессионально-личностных качеств учителя, которые являются самыми значимыми для младших школьников, мы выбрали следующие методы.
Детям предлагалось написать сочинение на одну из тем: “Мой любимый учитель”, “Каким я представляю настоящего учителя”, “Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего учителя”.
Были даны предложения типа: “Я люблю своего учителя, потому что он…”
(смотри приложение).
Предлагались качества учителя, которые необходимо было расположить по степени важности (смотри приложение).
Для выявления значимых профессионально-личностных качеств учителя у подростков и старшеклассников были использованы такие же методы и методики, кроме сочинения, что и с младшими школьниками. А также использовался метод тестирования. Тест был дан с целью выявления значимых качеств учителя и отношений между учителем и учеником.
Для проверки качеств педагога, которые ценят больше всего учителя с опытом, мы использовали следующие методы:
-тестирование,
-ранжирование.
Учителям предлагалось расположить по степени важности для педагога предложенные качества, а также выполнить тесты № 1 и № 2 (смотри приложение). Целью теста № 1 является выявление наиболее значимых профессионально-личностных качеств учителя. Тест № 2 направлен на выявление стиля взаимодействия между учащимися и учителем.
Результаты исследования
Теоретическая часть
«Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем». А.С.Макаренко
С каких бы позиций не подходили мы к вопросу о роли учительства признаем ее ключевой. Даже циничная рыночная экономика согласна, что человеческие ресурсы, наряду с сырьем и технической базой, основной фактор производства. Учитель - главное звено, главный элемент, основа, душа и сердце системы образования
Понятие “авторитет” буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае, учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Подлинный авторитет нельзя получить свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый даётся должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надёжен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьниками профессионализма учителя. В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенциалов, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников. Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если, не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.
Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты.
Структура педагогического авторитета
Завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложная, кропотливая работа по совершенствованию профессионального состояния. Если педагог перестаёт быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношении с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью учителя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою “авторитетную” форму. Это значит нужно серьёзно анализировать свои отношения с детьми, критически осмыслить свое поведение, преодолевать черствость, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь. Также для поддержания авторитета необходимо, чтобы учитель занимался не только самовоспитанием, но и самообразованием.Авторитет учителя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержание внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Для того чтобы учитель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным).
Практическая часть
Рассмотрим полученные результаты исследований. Начнем с вопроса о том, какие качества учителя считают наиболее важными младшие школьники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях “доброту”, “ум”, “красоту”, “любовь к детям”. И как нежелательные качества учителя “злость”, “крики”. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя.
Используя методику “Продолжи предложение” мы получили следующие результаты.
Предложение | Варианты ответов |
Я люблю своего учителя, потому что он… | “добрый”, “много знает”, “красивый”, “интересно ведет уроки” |
Учитель – это … | “дорогой мне человек”, “человек, который учит и любит детей” |
Я хотел (а) бы, чтобы учитель был… | “красивым”, “помягче”, “такой, какой он есть” |
Я слушаюсь учителя, потому что он … | “говорит мне слушаться”, “наш учитель”, “учит меня” |
Мне не нравится в учителе… | “что он ругается”, “злость”, “строгость” |
Мне нравится, когда учитель … | “ставит пять”, “добрый”, “говорит”, “ играет с нами” |
Мне не нравится, когда учитель … | “ставит двойки”, “кричит”, “ругается” |
Проанализировав ответы младших школьников, полученные методами сочинения и «Продолжи предложение», а также учитывая результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде диаграммы.
Таким образом, видно, что наиболее значимым для младшего школьника является личностный компонент педагогического авторитета.
Рассмотрим, как отвечали на подобные вопросы старшеклассники и подростки. Используя методику «Продолжи предложение», мы получили следующие результаты. По мнению подростков, авторитетный учитель это: “учитель, умеющий и знающий, как заинтересовать ученика”, “учитель, которого уважают”. По их мнению, главное, чтобы учитель: “умел находить общий язык с учеником”, “хорошо знал свой предмет”. Предложение «Хуже всего, когда учитель…» имело следующие варианты продолжения: “не знает свой предмет”, “без настроения”, “злой”, “не может объяснить урок”, “кричит”.
Результат исследования старшеклассников имеет сходство с результатом исследования у подростков. Авторитетный учитель, по их мнению, это человек, пользующийся уважением других, “профи”. Главное, чтобы учитель знал свой предмет и мог доступно объяснить материал. Им не нравится, когда учитель безответственен, не справедлив, кричит, ставит себя выше окружающих. Но, в отличие от подростков, старшеклассники более требовательно относятся к личности учителя, строже оценивают его знания, методику урока, внешний вид.
Диаграмма значимых профессионально-личностных качеств учителя для подростков.
Диаграмма значимых профессионально-личностных качеств учителя для старшеклассников.
Рассмотрим теперь результаты исследования, в котором принимало участие 23 учителя нашей школы. Для констатации фактов использовался метод ранжирования (смотри приложение) Результаты представлены в виде диаграммы.
Из диаграммы видно, что учителя считают значимыми как профессиональный, так и личностный компонент педагогического авторитета, в силу специфики своей деятельности (обучение и воспитание детей).
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что авторитет учителя это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – педагогический феномен, особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п. Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.
Целью нашего исследования было выявление компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета и определение их значения для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе. И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми разного возраста. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Он полностью находится под влиянием личности учителя, в силу его значимости в их жизни. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста оценивают своих учителей с точки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Старшеклассник, осознавая значимость своих знаний для будущего обучения, в других заведениях, более требовательно относится к учителю и его знаниям в области предмета, а также умение доступно объяснять материал. Поэтому наиболее важным старшеклассники и подростки считают профессиональный компонент педагогического авторитета. И именно с него начинают оценивать учителя, как личность. Хотя необходимо отметить, что и личностные качества оказывают влияние на успеваемость учеников. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.
Также в ходе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было констатация положения о значении компонентов педагогического авторитета в настоящее время, а также проверка выдвинутой гипотезы. Все три группы обследуемых выделили следующие профессионально значимые свойства личности.
По результатам можно сделать вывод.
1.Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов учебно-воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта.
2. Младшие школьники считают наиболее значимым личностный компонент педагогического авторитета. Это объясняется их психологическими особенностями, а также неумением оценивать качество профессиональных знаний.
3. Подростки и старшеклассники выделяют как наиболее важный профессиональный компонент педагогического авторитета, хотя придают и не малую значимость личностному компоненту. Это происходит потому, что старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять.
4. Опытные же учителя считают значимым как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета.
Таким образом, наиболее важными для различных субъектов учебно-воспитательного процесса являются разные компоненты педагогического авторитета. Для авторитетного педагога обязательны оба компонента педагогического авторитета. Но просто механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя.
Список литературы
1. Авторитет учительства // Первое сентября. -1995,-14марта.
2. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя //Школа и производство.-2001,-№8.с.2
3. Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.//Учитель.1997, -№3.-с.6
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М.: Издательский центр “Академия”. -2002.-208с.
5. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.//Вопросы психологии. -1987. –№2. –с.99
6. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.
7. Невежина И. Как вернуть учителю авторитет? //Первое сентября. -1999.-18 декабря с.2.
8. О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. –М.: Академия,2002, -400с.
9. Яковлев.С. Имидж учителя: каким ему быть?//Учитель.-1999. -№1.с.64-70.
Приложение №1
Констатирующий эксперимент для младших школьников.
Метод ранжирования:
Расположи по степени важности следующие качества педагога:
Добрый, отзывчивый, терпеливый, справедливый, хорошо объясняет урок, много знает, требовательный, аккуратный, искренний, интересно ведет уроки.
Методика “Продолжи предложение”.
1.Я люблю своего учителя, потому что он …
2.Учитель – это …
3.Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…
4.Я слушаюсь учителя, потому что он…
5. Мне нравиться в учителе…
6.Мне нравится, когда учитель…
7.Мне не нравится, когда учитель…
Констатирующий эксперимент для подростков и старшеклассников
Метод ранжирования:
Расположи по степени значимости:
Справедливый, строгий, требовательный, добрый, хорошо и доступно объясняет урок, терпеливый, человечный, одевается, как подобает учителю, много знает, любит детей, отзывчивый.
Методика “Продолжи предложение”.
1.Авторитетный учитель – это…
2.Главное, чтобы учитель…
3.Хуже всего, когда учитель…
4.Я хотел(а) бы, чтобы учитель был…
5.В школе мои учителя…
6.Мне очень не нравиться, когда учитель…
7. Когда ко мне приближается учитель…
Метод тестирования
Выбери вариант, который считаешь наиболее правильным или подходящим.
1.По-моему, хуже всего, когда педагог:
А.Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б.Вызывает дух соперничества в коллективе;
В.Недостаточно знает свой предмет.
2.По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А.Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход;
Б.Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете;
В.Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.
3.Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:
А.Да
Б.Нет
В.Все равно
4.Обращаюсь за советом к учителю:
А.Часто
Б.Иногда
В.Никогда
5.У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите:
А.Друзьям
Б.Учителю
В.Родителям
6.Кто может вам указать на ваши недостатки, кого вы больше послушаете:
А.Друзей
Б.Учителя
В.Родителей
7.Кто может быть для вас примером в жизни:
А.Учитель
Б.Друг (подруга)
В.Литературный герой .
Констатирующий эксперимент для учителей.
Метод ранжирования:
Расположите эти характеристики от наиважнейшей (1), до наименее важной(15):
Чуткость, справедливость, требовательность, уравновешенность, ответственность, терпеливость, доброжелательность, творчество, самовоспитание, самообразование, общительность, чувство такта, знание предмета, вежливость, трудолюбие.
Метод тестирования.
Тест№1
Какие, по вашему мнению, главные знания и умения (оцените по десятибалльной шкале):
5- первоочередной важности;
4- важное;
3- достаточно важное;
2- не играет решающей роли;
1- не играет роли;
0- нейтрально;
-1-скорее отрицательная роль;
-2-видимо,играет отрицательную роль;
-3-явно отрицательная роль;
-4-приносит вред в педагогическом процессе;
-5-приносит сильный вред;
1.В любой ситуации помнить, что школьник это личность, беречь его достоинства.
2.Умение грамотно и правильно говорить обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом.
3.Умение доверительно и открыто общаться, вести диалог.
4.Умение превращать учащихся в соавторов учебного процесса.
5.Умение ставить на место нарушающих дисциплину, беречь достоинство учителя.
6.Знание потребности и интересов учащихся.
7.В любых ситуациях сохранять спокойствие.
8.Умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с ними.
9.Не выделять любимчиков, равно принимая всех учащихся.
10.Постоянно анализировать свою деятельность и само совершенствоваться.
11.Умение оставить свои чувства в стороне, руководствуясь в общении с учеником только целесообразностью.
12.Умение вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему.
13.Знание своего предмета, методик.
14.Сохранение чувства такта.
Тест №2
Предлагается в утвердительной форме объективно ответить на вопросы, касающиеся вашего характера, отношений, привычек, склонностей. Если утверждение соответствует вашему поведению и отношению к учащимся, то поставьте знак(+), если не соответствует (-). Ели вы никогда не сталкивались с некоторыми из этих ситуаций постарайтесь представить, как бы вы повели себя в них.
1.В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
2.Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
3.Я умею объективно оценивать своих учеников, выделив среди них сильных, средних и слабых.
4.Я редко настаиваю на своём, чтобы не вызвать у учеников раздражение.
5.Уверен, что мои оценки успехов и неудач учащихся точны и справедливы.
6.Я всегда требую от учеников неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
7.Многие считают меня чутким и отзывчивым учителем.
8.Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
9.На грубость ученика я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
10.Я делаю всё, чтобы учащиеся охотно выполняли мои распоряжения.
11.Сучениками у меня тесные контакты и товарищеские отношение.
12.Чтобы не подорвать свой авторитет, никогда не признаю своих ошибок.
13.Мне кажется, что учащихся нужно хвалить за каждое, пусть даже не значительное достижение.
14.Я не критикую ученика в присутствии других.
15. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
16.Я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
17.Я иногда проявляю равнодушие к интересам и увлечениям учеников.
18.Мне нравится анализировать и обсуждать с учениками их проблемы.
19.Я всегда добиваюсь выполнение своих распоряжений наперекор всем обстоятельствам.
20.Чтобы лучше понять ученика, я стараюсь представить себя на его месте.
21.Работу с детьми я представляю себе как мучительное занятие.
22.Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
23.Ученики – безответственные люди, и потому их нужно постоянно контролировать.
24.Лучше всего предоставлять полную самостоятельность учащимся, ни во что не вмешиваться.
25.Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.
26.Нарушителя дисциплины я строго наказываю.
27.Прежде чем отругать ученика, я стараюсь его похвалить.
28.Я хорошо взаимодействую с учащимися и считаюсь с их мнением.
29.Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к ученикам.
30.Если бы учащиеся делали так, как я требую, я бы достигла гораздо большего.
Приложение №2
Таблица № 1Профессиональные качества учителя по мнению самих учителей
№ | Показатели | % ответов | № ранга |
1 | Методические знания и умения | 86.5 | 1 |
2 | Знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | 61.2 | 2 |
3 | Знание учебных предметов | 36.5 | 3 |
4 | Умение общаться с детьми | 26.9 | 4 |
5 | Умение организовывать детей | 17.3 | 5 |
6 | Умение применять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам | 9.7 | 6 |
7 | Конструктивные педагогические умения | 7.7 | 7 |
8 | Знание социальных условий жизни и воспитании детей | 5.8 | 8 |
9 | Другие знания и умения | 5.8 | 9 |
10 | Общая широкая эрудиция | 3.8 | 10 |
Таблица № 2Личностные качества учителя по мнению подростков
№ ранга | Профессионально важные черты характера учителя |
1 | Доброжелательность |
2 | Терпеливость |
3 | Внимательность |
4 | Чуткость |
5 | Правдивость |
6 | Самообладание |
7 | Требовательность |
8 | Человечность |
9 | Справедливость |
10 | Настойчивость |
11 | Интеллектуальность |
12 | Искренность |
13 | Трудолюбие |
14 | Уравновешенность |
15 | Общительность |
16 | Эмоциональность |
17 | Пунктуальность |
18 | Аккуратность |
19 | Ласковость |
20 | Заботливость |
21 | Эрудированность |
22 | Другие |
23 | Проницательность |
24 | Простота |
25 | Уважительность |
Таблица № 3. 3начимые профессионально-личностные качества учителя по мнению старшеклассников
№ ранга | Показатели |
1 | Любовь к детям |
2 | Профессиональная подготовленность |
3 | Терпение |
4 | Доброта |
5 | Педагогическое мастерство |
6 | Образованность |
7 | Чуткость |
8 | Отзывчивость |
9 | Требовательность |
10 | Объективность |
11 | Организаторские способности |
12 | Справедливость |
13 | Строгость |
14 | Искренность |
15 | Творческие способности |
16 | Честность |
17 | Выдержка |
19 | Тактичность |
Таблица № 4. Профессионально значимые свойства учителя, по мнению самих учителей
№ | Свойства | % |
1 | Знание предмета | 74 |
2 | Любовь к детям | 41 |
3 | Умение общаться | 26 |
4 | Доброжелательность | 26 |
5 | Владение методикой преподавания | 24 |
6 | Умение учитывать психологические особенности школьников | 14 |
7 | Любовь к профессии. Трудолюбие | 13 |
8 | Эрудиция | 12 |
9 | Добропорядочность, интеллигентность, культура | 10 |
10 | Уважение ученика | 9 |
11 | Терпение. Разумная требовательность | 8 |
12 | Умение управлять собой | 6 |
13 | Творчество. Общительность | 5 |
14 | Ум | 4 |
15 | Гуманность. Ответственность. Справедливость. Умение понимать. Самосовершенствование | 3 |
16 | Любознательность | 2 |
17 | Знание педагогики | 1 |
Приложение № 3
Авторитетный ли Вы учитель?
Диаграмма авторитетности учителя, по мнению самих учителей, в зависимости от стажа.
Диаграмма авторитетности учителя, по мнению старшеклассников
Приложение № 4
Школа находится в микрорайоне Надежда... Название микрорайона как нельзя лучше подходит к населению школы: это свободолюбивый, шумный, народ, живущий интересной, насыщенной жизнью, с надеждой смотрящий в будущее. А ещё Надежда – это имя моей мамы.
Но вот наступает вечерний час, и школа пустеет. Просторными, широкими становятся ее коридоры, сиротливо светлеют лестничные марши, гулкими, сумрачными остаются ее классы, пахнущие еле уловимым запахом мела, сыростью тщательно протертых влажной тряпкой досок и парт и еще чем-то неистребимо родным, чем всегда пахнут школьные классы. Наверное, это просто запах нашего детства. Замерла жизнь в школе, притихли хитрые механизмы в кабинетах химии, физики в мастерской и в спортзале. Учителя запирают двери кабинетов и идут усталые, оглохшие от звонкого школьного дня, и в толстых разбухших портфелях лежат непроверенные тетради: лежат невидимые миру слезы и улыбки, пятерки, тройки и двойки.
Кончился еще один день, и школа отдыхает от топота ног, от бурных этих радостей и печалей, от стука мела по доске, от гула моторов в технических кабинетах, от толковых ответов и от невежества тех, кто не выучил урок...
Школе необходима передышка!
Впрочем, придя домой, я увижу свою маму Надежду Витальевну Попову, сидящей за столом и склонившейся над очередной тетрадкой. На ее письменном столе лежат учебно-методические разработки, журналы, тетради, а ещё конверты с письмами от её учеников. О чём пишут чужие для меня и такие родные для моей мамы взрослые её дети.
– Для меня память о школе неотъемлема от воспоминания о Вас. Они слились во времени и в памяти под одним названием – школьные годы. Красивая, с удивительно добрыми и чуточку лукавыми глазами – такой Вы мне запомнились на долгие годы., читаю я в одном из писем.
– Я считаю, что Вы попали в школу по призванию – читаю я в другом письме. Вы нас любили, причём всех в одинаковой степени. У Вас никогда не было любимчиков, все были равны.
Сколько таких писем с признаниями в любви, с просьбами о помощи, не материальной, пришло в адрес моей мамы? Трудно сосчитать, да и нужно ли. Её ученики выросли. И, непосредственно столкнувшись с проблемами, они задают ей массу вопросов и ждут ответов, потому что она их учительница, а учительница и создана для того, чтобы разрешать человеческие сомнения. Впрочем, на все ответить нельзя. Это я знаю из вечерних, задушевных бесед с мамой. На мой взгляд, учитель – это своего рода артист, который в жизни играет много ролей. Он умеет скрыть от ученика своё настроение, отодвинуть всё своё на задний план и полностью посвятить себя ученикам. Это всё – моя мама. Она учит не только меня, но и своих учеников идти в жизнь с открытым сердцем, со своими мечтами, идеалами. Она учит понимать смысл жизни, смысл учения.
Я думаю, нет, я уверена, что тот талант огромнейшей любви к своим ученикам был заложен в моей маме с самого раннего детства, когда она ещё не задумывалась о профессии педагога, но именно это подтолкнуло её к педагогике, призванию, без которого, по её словам, она не представляла себе жизни. Да будь она и не педагогом, люди бы получали бы не меньше тепла от её огромного сердца, которого хватило всем её ученикам.
Скоро мне заканчивать школу и встаёт вопрос о выборе профессии. Может быть, стоит подумать о профессии учителя и стать продолжателем дела моей мамы, а там и до династии недалеко?..
Глупый мальчишка
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Городецкая роспись
Снежная сказка
Сказка на ночь про Снеговика