Работа рассматривает какое влияние оказывает физическое развитие, умственная работоспособность, биологический возраст на обучающихся 6, 8,
10 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа Стребкова Юлия | 79.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Тамбовская область, Староюрьевский район
Учебно-исследовательская работа
Изучение уровня физического развития, умственной работоспособности и биологического возраста обучающихся
6, 8, 10 классов
Автор:
Стребкова Юлия Сергеевна, 9 класс
Руководитель:
Бубенцова Татьяна Николаевна,
учитель биологии.
2013 год
Содержание стр.
Введение……………………………………………………………........3-5
Цель и задачи
Степень изученности проблемы
Проблемный вопрос
Литературный обзор
Актуальность выбранной темы
1. Общие сведения о здоровье…………………………………………….….6
2. Характеристика физиологических особенностей
школьников 13-17 лет…………………………………………….................6-8
3. Методика исследования………………………………………............... 9-11
3.1 Оценка физическое развитие с помощью сомато и физиометрии.
3.2 Исследование биологического возраста по методу Войтенко.
3.3 Оценка умственной работоспособности по таблице Анфимова;
3.4 Анкетирование «Свободное время школьников».
4. Результаты и их анализ………………………………………………...12-14
5. Выводы………………………………………………..................................15
6. Заключение ………………………...................................... .......................16
7.Список литературы…………………………………………..................17-18
8. Приложение …........................................................................................19-38
Введение
Цель: изучить уровень физического развития, умственной работоспособности и биологического возраста обучающихся 6, 8, 10 классов с использованием комплексной методики.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2.Охарактеризовать здоровье школьников; выявить физиологические особенности школьников 13-17 лет;
3. Провести исследования:
4 Проанализировать результаты работы.
5.Сделать выводы и заключение.
6.Разработать рекомендации для обучающихся и учителей.
При работе с учащимися и сборе первичной информации использовать статистическую обработку с занесением данных в сводные таблицы.
Степень изученности проблемы.
В современном обществе уровень здоровья школьников является критерием, по которому оценивают состояние здоровья всего населения, т.к. они являются будущими членами нашего общества. Тема здоровья детей из ряда узкоспециальных переходит в категорию общезначимых, давая ученым пищу для исследований, а медикам повседневную работу. Изучением проблемы здорового образа жизни школьников занимались как с медико-биологической точки зрения, так и с социально-психологической, такие ученые, как Попов С.В.
За последнее десятилетие комплексные медицинские осмотры, проведённые в школе показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (93-95%). Лишь 5-7% из общего числа обследуемых детей являются здоровыми.
Проблемный вопрос:
какое влияние оказывает физическое развитие, умственная работоспособность, биологический возраст на обучающихся 6, 8,
10 классов?
Литературный обзор
Я изучила литературу по данной теме. При написании работы был привлечен достаточно широкий круг источников. Особое место принадлежит статистическим справочникам и информационным изданиям.
Актуальность
Проблема здоровья детей – актуальная тема для всех времен и народов, а в нашем веке она становится первостепенной, как никогда. Такая озабоченность вызвана статистикой заболеваний. Период взросления, приходившийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным,
1. Общие сведения о здоровье школьников
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обычно обозначают отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальной благополучие. (Цит. по кн. [2.С.139]). По другим данным здоровье - это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (http://ru.wikipedia.org).
2. Характеристика физиологических особенностей школьников 13-17 лет.
Прохождение через этап полового созревания нередко бывает очень болезненным. Переживания подростка связаны с недостаточностью физического развития или с быстрыми его темпами.
Возрастная трансформация зачастую происходит рывками, неравномерно, в нем выявляются различные тенденции, проявляется стремление подростков к самоутверждению, самоопределению и самореализации.
Одни подростки развиваются быстрее, другие отстают от своих
ровесников. Индивидуальное развитие также может проходить неровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот.
Наблюдается кризис подросткового возраста
По другому кризис подросткового возраста называют "переходный", "трудный", "критический".
Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической
время бурной перестройки организма, который диктует специфические "парадоксы подростковой психики":
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу,
при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает
как.
Подросток стремится иметь свое лицо, "выделиться из толпы" - при
полной слитности со своим окружением, "быть как все" - в компании, в классе, во дворе и т.д.
Связочный аппарат более эластичен, чем у взрослых, поэтому не следует делать больших мышечных напряжений. У юношей 17-18 лет энергичней растет мышечная ткань, деятельность сердечнососудистой системы становится более совершенной.
Повышение деятельности сердечно-сосудистой системы неизбежно сопровождается повышением деятельности системы дыхания; учащается пульс — быстрее становится дыхание. В 16-18 лет наступает усиленный
рост массы легких, в связи с чем увеличивается их жизненная емкость. Интенсивность газообмена у детей и подростков значительно больше,
чем у взрослых.
Повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы способствует общая физическая подготовка с постепенно нарастающей нервной и физической нагрузкой, главным
образом при естественных упражнениях (ходьбе, беге, ходьбе на лыжах, плавании и др.). Растущий организм нуждается в относительно большем количестве кислорода, чем взрослый, поэтому занятия с юношами надо проводить как можно чаще на открытом воздухе.
Однако эти изменения нельзя расценивать как негативные, так как снижение психического напряжения одновременно сопровождается уменьшением напряжения мышц, а снижение мышечного и психического напряжения очень важно для реабилитации и повышения умственной и физической работоспособность старшеклассников.
3. Методика исследования
3.1. Оценка физического развития с помощью сомато и физиометрии
Провести серию измерений (табл. 1). Индивидуальные показатели физического развития учащихся 6,8,10 классов
Таблица 1
Длина тела (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (ОГК), см |
3.2. Исследования биологического возраста по методу Войтенко.
3.3. Оценка умственной работоспособности по таблице Анфимова.
Коэффициент продуктивности | Объем выполненной работы | Количество ошибок | Изменения биоритмов |
Увеличивается | Увеличивается Увеличивается Без изменений | Снижается Без изменений Снижается | Постоянное повышение умственной работоспособности (врабатывание) |
Незначительно снижается | Уменьшается Без изменений Уменьшается | Уменьшается Увеличивается Без изменений | Постоянное снижение умственной работоспособности |
Снижается | Увеличивается | Увеличивается | 1 фаза утомления (работоспособность снижается за счет преобладания процессов возбуждения и за счет ослабления активного торможения) |
Снижается | Уменьшается | Увеличивается | 2 фаза утомления работоспособность снижается за счет развивающегося охранительного торможения) |
3.4. Анализ анкетирования обучающихся 6, 8, 10 классов «Свободное время школьников» методом математической статистики.
4. Результаты работы и их анализ
Оценила физическое развитие школьников 6, 8, 10 классов с помощью сомато и физиометрии
Исследовала биологический возраст школьников 6, 8, 10 классов по методу Войтенко.
3) Оценила умственную работоспособность школьников 6, 8, 10 классов по таблице Анфимова (приложение 9).
4) Проанализировала анкетирование обучающихся 6, 8, 10 классов «Свободное время школьника» методом математической статистики.
Анкета «Свободное время школьника»
(приложение 13)
Получила следующие результаты по8 классу.
(приложение 14) .
Получила следующие результаты по 10 классу:
(приложение 15).
В результате сравнения анкетных данных получены следующие результаты: наибольшее количество времени за компьютером проводят школьники 10 классов , а самое наименьшее количество времени за компьютером проводят шестиклассники. Школьники разных классов домашнему заданию уделяют в среднем одинаковое время, а активному образу жизни и здоровому питанию более серьёзное внимание уделяют старшеклассники, чем шести и восьмиклассники.
Рекомендации для учащихся:
Бережно относитесь к своему здоровью - это ваше главное богатство!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
Рекомендации для педагогов:
Список литературы
Сказка на ночь про Снеговика
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Фильм "Золушка"
В Китае испытали "автобус будущего"