Статья ученицы 10 класса Портновой Марии, написанной к конкурсу творческих работ «Учитель! Перед именем твоим…»
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vysokoe_prizvanie_uchitel.doc | 76.5 КБ |
Конкурс творческих работ «Учитель! Перед именем твоим…»
Учителями славится Россия.
Портнова Мария,
МБОУ «Гимназия № 1»
г. Чебоксары, 10 А класс, 2010 г.
Научный руководитель:
Леонтьева Нина Геннадьевна,
учитель чувашского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г. Чебоксары
Все начинается с детства: и манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с людьми, и профессиональный выбор, и воспитание. А самые лучшие годы детства, я думаю, проходят в школе.
Совершенствование человеческой жизни, общественных связей, развитие культурных отношений между людьми, делает профессию учителя актуальной. Он должен воспитывать, наставлять и учить, используя с этой целью опыт своих коллег и определенные правила, которыми сам же и должен руководствоваться. Ведь недаром говорится в русской пословице: «По ученику и об учителе судят». А В. Даль подтверждает: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».
Проблемы, которые призвана решать педагогическая наука, по своему содержанию и исполнению многогранны, как и человеческая личность.
Художник Н. Рерих отмечал, что «ни один завоеватель, ни один государственный деятель не может изменить сущность масс. Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение и раскрыть творческие способности человека». О том же говорит великий русский поэт XIX века Н. А. Некрасов: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя». Также его словами являются: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».
Меня заинтересовала тема: «Учителями славится Россия». Можно было бы также назвать: «Высокое призвание – учитель, им славится чувашский наш народ!». Ведь я захотела побольше узнать именно о наших учителях, учителях-педагогах чувашского народа. Какие они? О чем они мечтают? Чего добиваются? Как мы, современные школьники, относимся к ним?
Актуальность выбранной мною темы состоит и в том, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя» президент Чувашской Республики Н.Федоров 26 октября 2009 года постановил: «Считать одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в 2010 году проведение мероприятий, посвященных Году учителя». Год учителя призван повысить имидж учителя и привлечь дополнительные инвестиции в образование, активно пропагандировать опыт лучших учителей, содействовать развитию инновационного потенциала педагогических кадров.
В начале учебного года мы на уроке чувашского языка провели беседу по обсуждению Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя». Каждый поделился своими мыслями, все они по-своему были интересны, разнообразны, во многом правильны. Главное, равнодушным не остался никто. Многие суждения заставили меня посмотреть на жизнь по-новому. Я думаю, что в душах и сердцах людей, бывших когда-то учениками, а может быть, сейчас работающих учителями, воспитателями или преподавателями в разных ВУЗах, объявление 2010 года Годом учителя, стало надеждой на то, что имидж учителя повысится. Труд педагога станет более ценным, а многие вспомнят о своих учителях.
Учитель. Кто он для меня, моих одноклассников, моих родных и близких? Мы, подрастающее поколение, с надеждой и тревогой смотрим в глаза учителей и задаемся вопросом: что происходит сейчас и что будет в будущем? Мы знаем из истории, по своему, пусть и небогатому, опыту, о той работе, которую ежечасно, ежеминутно выполняют учителя, чтобы их ученики были умными, удачливыми, счастливыми, гибкими в этой сложной жизни. Благодаря именно учителям, Россия и родная любимая Чувашия стали поистине процветающими, свободными, независимыми и уважаемыми.
Я выяснила, что учителя, оказывается, часто совмещают свою профессию с другими. Например, среди хорошо известных детям писателей есть немало таких, кто был педагогом по образованию, работал учителем в школе. Гарриет Бичер-Стоу – ей не было ещё и 13 лет, когда она начала работать в школе для девочек, впоследствии организовала школу для негритянских детей. Пётр Ершов был учителем, инспектором, директором Тобольской гимназии. Василий Жуковский был наставником наследника престола (в будущем царя Александра II). Александр Солженицын работал учителем в сельской школе. Герберт Уэллс был «помощником учителя», написал учебник по биологии. Льюис Кэрролл преподавал математику в колледже в Оксфорде.
В нашей школе тоже есть учителя, совмещающие другие профессии: учитель чувашского языка Федорова Любовь Михайловна – поэт, учитель ИЗО Головинский Анатолий Юрьевич – художник, учитель труда Лесогор Владимир Иванович – офицер в запасе, учитель ОБЖ Григорьев Дмитрий Вениаминович – инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, учитель музыки Круглякова Людмила Геннадьевна – психолог.
Великая Отечественная война отразилась и в летописях школьных историй. Сколько было учителей-участников этой жестокой войны. Многие из них не вернулись, не выжили, погибли. Но были и есть учителя-фронтовики, которые, победив врага и вернувшись, домой, преподавали в школах. В нашей гимназии тоже работали учителя – участники Великой Отечественной войны. Это Тарасов Николай Александрович, учитель труда, Радонцев Петр Максимович, военрук, Селиванов Илья Васильевич, директор школы. Мы знаем и помним их, гордимся ими.
Мне хотелось узнать мнение наших гимназистов об учителях, что они думают, как к ним относятся, что бы они сделали, если бы были педагогами, какой предмет им больше нравится, есть ли доля учителей в становлении их личности. Для этого было проведено анкетирование учеников 4В, 7Б, 9А и 9Б классов нашей гимназии. Всего в анкетировании приняло участие 113 человек. Мне понравилось, что большинство наших гимназистов хорошо относятся к нашим учителям. Любят и уважают их. Многие даже хотят быть похожими на учителей. А ещё есть такие, которые хотят связать своё будущее с профессией педагога.
Также я провела анкетирование среди наших любимых учителей. Принимало участие 13 человек. Я выяснила, что наши учителя тоже нас очень любят, несмотря на наши шалости и плохое поведение. И если бы им представилась возможность вернуться в прошлое и заново выбирать, они выбрали ту же профессию.
Я узнала об известных педагогах нашей Республики. Конечно же, все мы знаем про просветителя нашего народа И. Я. Яковлева. Первые школы, первые учителя, первые книги на чувашском языке, чувашский алфавит, букварь и многое другое – это всё его заслуги. Также знаем, что ученики И. Я. Яковлева Константин Иванов, Марфа Трубина и другие тоже были педагогами. Я выяснила, что писатель Михаил Юхма тоже педагог. К педагогическим произведениям относятся, прежде всего, книга легенд, преданий, мифов и сказаний - «Цветы Эльби», исторический роман «Голубая стрела», повесть «Шурсямга - молодой волк» и один из самых трагических повествований в творчестве чувашского писателя роман «Кукушкины слезы». Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования Н. В. Никольский, известный во всем мире этнопедагог, Академик Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор наш земляк Г. Н. Волков также внесли немалый вклад в образование. Такие книги Геннадия Волкова как, «Чувашская этнопедагогика», «Свет в родном окне», «Бабушкины рассказы» и другие – всё это шедевры-помощники в образовании и воспитании детей. Я сама в прошлом году провела исследовательскую работу под названием «Изучение чувашского этикета». И как раз книги этих авторов мне помогли разобраться во многом, познакомили меня именно с народной педагогикой чувашского народа.
Я долго думала, о ком же из учителей мне рассказать подробней. Мне они все нравятся. Учитель физкультуры - Сейфуллин Юрий Анатольевич. Его уроки всегда занимательны. Он учит нас любить спорт, быть патриотами нашей Республики, нашей страны. Учитель физики – Молькова Ольга Ивановна. Всегда объясняет очень интересно и понятно. Благодаря ей физика стала одним из моих самых любимых предметов. Учитель русского языка и литературы – Ларионова Елена Порфирьевна. Очень любит нас и вкладывает в нас всю душу.
А ещё есть очень интересный человек в нашей школе. Учитель чувашского языка и литературы, замечательный педагог, член Союза писателей Российской Федерации, Почетный работник Народного образования Российской Федерации, автор сборников стихов “Горький мед”, “Семиструнный край”, “Знание – сила”, лауреат читательской премии 1992 года Федорова Любовь Михайловна. И хотя она не ведет у нас уроки, мне она очень нравится как человек. Я читала её стихи. Они очень нежные, манящие, красивые.
Родилась Любовь Михайловна 20 марта 1952 года в деревне Эшмикеево, Яльчикского района. Окончила Батыревскую среднюю школу и историко-филологический факультет им. И. Я. Ульянова. Раньше работала учительницей чувашского языка и литературы в сельских школах республики и в школе № 23 г. Чебоксары.
Известна как поэтесса. Начиная с 1974 года в журналах «Ялав» и «Тăван Атăл», «Çил çунат» и «Пике» опубликовала много поэтических произведений.
Сама Любовь Михайловна человек, любящий природу, красоту и человечество. Увлекается всем тем, что происходит в мире. Очень любит спорт и своих внучек, которых у неё трое. Тонкий лирик, прекрасно знает фольклор родного языка. В своих стихах воспевает родину, чувашский народ, любовь. Родной язык ей придает неиссякаемые силы. Поэтому её стихи очень добрые, красивые, волшебные. Я знаю, что наши гимназисты очень любят и уважают её, гордятся тем, что в нашей гимназии есть такой учитель. Вот одно из её стихотворений, которое называется: «Учитель»
Учитель шкула манаймасть,
Унта ун ĕмĕрĕ иртнĕ.
Пĕри те асран тухаймасть,
Вĕрентнĕ учитель, вĕрентнĕ:
Ачан ашшĕпе амăшне
Ун хыççăн тата тепĕр сыпăк.
Кĕретчĕ кашни çын ăшне,
Учитель пуриншĕн те çывăх.
Сахал-и чарусăр ача,
Ÿркевлĕ ача тем чухлĕ.
Ĕçлетчĕ учитель анчах…
Сăваплă ун пурнăç кунçулĕ.
В 2006 году имя Фёдоровой Любови Михайловны вошло в книгу П. В. Афанасьева Писатели Чувашии: Библиографический справочник. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006, 558с. В эту книгу включены биографические и библиографические сведения о 322 писателях, внесших значительный вклад в развитие чувашской литературы. Имя Любови Михайловны упоминается наряду с именами К. В. Иванова, М. Трубиной, М. Сеспеля, И. Я. Яковлева. Кстати, из 322 писателей и поэтов в этой книге 148 человек оказались учителями и преподавателями. О Любови Михайловне написано на 462 странице.
А вот отрывок из мини сочинения-размышления на тему: «Если бы я был учителем».
«…На свете огромное количество разных, интересных профессий, в том числе, учитель. Чтобы быть учителем, надо любить детей и очень много знать... Если бы я была учителем, я бы очень старалась, чтобы дети, которых я учу, меня любили. Я знаю, что дети озорные и непоседливые, поэтому с ними надо быть терпеливой, доброй и понимать их. Ещё я старалась бы сделать свои уроки интересными, а для этого я бы много читала. Учитель очень трудная, но благодарная и важная профессия... »
В нашей школе работает около ста учителей. Среди них очень трудно выбрать кого-то самого лучшего. По анкетам детей я выяснила, что чаще всего именно учитель играет большую роль в том, что у ученика проявляются способности по тому или иному предмету. Отсюда и успехи в олимпиадах, конкурсах, на научно-практических конференциях. Успех порождает любовь и уважение к предмету, и, конечно же, к учителю, преподающему этот предмет.
Если зайти в нашу школу, в первую очередь, в фойе можно увидеть стенд, на котором поздравляют победителей городских, республиканских, всероссийских олимпиад, конференций, конкурсов. Призеров очень много. Среди них встречается и моя фамилия. И я думаю, что все эти победы, в большинстве случаев, полностью заслуга наших учителей. Хочется им сказать огромное спасибо за терпимость к нам, за любовь, уважение, за наши успехи и победы. Ведь если бы не было их…
Если бы не было учителей, наша гимназия не стала бы «Лучшей школой столицы» в 2008 году. Если бы не было таких хороших учителей, наши выпускники не поступали бы в высшие учебные заведения стопроцентно! Это результат 2008-2009 учебного года. И вообще, наверное, многого бы не происходило в нашей замечательной гимназии. И гимназии самой бы не было. Я очень горжусь тем, что учусь именно в МБОУ «Гимназия №1».
По морям вокруг Земли
Как Снегурочке раскатать тесто?
Весёлая кукушка
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
В Китае испытали "автобус будущего"