Совместно с учеником 8 класса, Газетдиновым Владимиром" была подготовлена исследовательская работа по теме " История села в памяти моих односельчан" с которой Владимр выступил на районной конференции в ноябре 2012 года в пгт. Тымовское. Его радости не было предела, когда члены жюри объявили результаты конференции. За свой труд Володя был достойно награжден-2 местом врайонной конференции.
В совоей работе он расказал об истории своего села Арги-Паги, опираясь на воспоминания земляков.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiyaupravlenie_obrazovaniya_mo.rar | 25.79 КБ |
Управление образования МО « Тымовский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Арги-Паги»
Секция « Историческое наследие»
ИСТОРИЯ СЕЛА В ПАМЯТИ МОИХ ОДНОСЕЛЬЧАН
Выполнил: Газетдинов Владимир, обучающийся 8 класса |
Руководитель: Кухарь Светлана Ивановна Учитель истории, обществознания |
с. Арги-Паги, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР | ||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА 1 | ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИСТОРИИ | 6 |
ГЛАВА 2 | ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА В ПАМЯТИ МОИХ ОДНОСЕЛЬЧАН | 8 |
2.1 | Из воспоминаний Берниковой Елены Евгеньевны | |
2.2 | Из воспоминаний Сухановой Нины Николаевны | |
2.3 | Из воспоминаний Михаила Петровича Кухар | |
2.4 | Из воспоминаний Флис ( Стасюк ) Елены Николаевны | |
2.5 | Из воспоминаний Газетдиновой ( Мозговой) Светланы Николаевны | |
2.6. | Из воспоминаний Горожанкиной Антонины Ивановны | |
ГЛАВА 3 | ПАМЯТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ПОКАЛЕНИЯ | 14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 15 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 16 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы «История села в памяти моих односельчан ».
На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы и передать следующим поколениям. Таким образом, память — один из важнейших элементов истории моего села. Наследие предков не будет забыто, пока мы помним о нём.
В качестве литературы в данной работе использовались научные труды философов, историков, социологов по проблеме памяти, а также материалы, собранные в ходе встреч с населением моего села. Анализ этих источников показал, что исследование памяти имеет междисциплинарную основу и в литературе представлено достаточно широко.
Изучение проблематики памяти мы находим в работах таких философов , как: Платон, Аристотель, Плотин, А. Августин, Т . Гоббс, Д . Локк, И . Кант, Г . В . Гегель , К . Маркс, М . Хайдеггер, Н . А . Бердяев, Л . М . Лопатин, Вл. Соловьев, П . А . Флоренский и др. [1]
В российской историографии изучению исторической памяти посвящены труды многих ученых. Ю. Ю. Хмелевская считает, что «история и память не только репрезентуют, но и передают прошлое различными способами — в тех условиях, где неофициальные интерпретации прошлого считаются государственной изменой или попадают в незнакомую среду, память, выраженная в устной и визуальной формах, может являться средством сопротивления и несогласия, помогая в то же самое время выжить во враждебном или непривычном окружении». [2]
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёва В своих трудах, рассуждая о человеческой памяти утверждал, что именно она и «...знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы, в конечном счете, одиноки…Жизнь — это не одномоментность существования. Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и в малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего».[3]
Изучив, проанализировав литературу можно прийти к выводу, что теме памяти истории посвящено много исследований, но тема, связанная с изучением истории моего села изучена мало.
Поэтому, исходя из вышесказанного цель моего исследования — показать важность памяти моих односельчан для сохранения и передачи будущим поколениям истории родного села.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
Объектом исследования является человеческая память, предметом – история моего села.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы
методы исследования: беседа, метод анализа и синтеза литературы, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно применять на уроках истории, краеведения, для организации общешкольных мероприятий, классных часов.
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ
Значение памяти в истории очень трудно переоценить, если бы люди не научились сохранять и передавать из поколения в поколение добытые ими знания и выработанные умения, то человечество, по моему мнению, никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохранились бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своем развитии оказалось отброшенным на тысячи лет назад. В этих условиях практически все знания, умения и навыки, всю культуру, накопленную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким — это совершенно справедливое утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства.[4]
Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия. Путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. [4] Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Всё это дорого нам…Память о прошлом, прежде всего «светла», поэтична. Она воспитывает эстетически. Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.* Обращение к памяти исторического, социального прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен также и большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства.[5]
Таким образом, значение памяти для истории очень велико. Благодаря памяти наших предков мы сегодня можем знать события происходившие в нашей родине, области, селе раньше, а благодаря нашей памяти об этих событиях будет знать следующее поколение и так далее.
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА В ПАМЯТИ МОИХ ОДНОСЕЛЬЧАН
2.1.Из воспоминаний Берниковой Елены Евгеньевны
В далеком прошлом на месте п. Арги-Паги была сплошная тайга, кое-где с землянками и юртами. В них жили нивхи, которых называли туземцами. Мужчины не отличались от женщин. Они носили длинные юбки, длинный волос, на ногах –торбаза. Хлеба коренные жители вообще не знали. Постепенно Арги-Паги стали заселяться переселенцами с европейской части СССР. Переселенцы везли с собой все: одежду, продукты питания, домашних животных и т.д. Овощи и фрукты привозили в сухом виде. Кругом была тайга и огороды не распахивались. Переселенцы жили сначала в палатках, а потом в плохо утепленных бараках. Люди часто болели цингой. У них опухали ноги, бывали и смертные случаи. От цинги лечились черемшой, которой в нашей местности очень много.
Основателем поселка считается ссыльный за убийство Александр Максимов, который до открытия лесоучастка жил на берегу реки Тыми, в землянке.
1930 год считается годом основания поселка Арги-Паги.
Лес рубили в ручную топорами или пилили ручными пилами, вывозили на быках иногда на лошадях, которых переселенцы привозили с собой. До 1932 года жили только бессемейные, с 1932 года стали приезжать семьи, поселок рос, численность рабочих увеличивалась. К концу 1933 года лесоучасток был закрыт, многие жители вернулись в поселок. В период с 1937 года по 1941 год многих передовых рабочих арестовали и сослали неизвестно куда. В 1941 году лесоучасток был закрыт в связи с войной. В поселке проживали три женщины, чьи пионерские годы прошли в самое трудное время для нашей страны – время Великой Отечественной войны. Это Кубыро Ольга Демьяновна, Новокшонова Вера Андреевна, Дорохова Софья Васильевна. В Арги-Паги не было военных действий, но тяжесть ее все жители почувствовали вместе со всей страной.
В 1947 году был открыт лесопункт от Северо-Сахалинского леспромхоза. Его работу организовал Сергей Иосифович Кубыро. В 1949 г., в конце мая, на базе лесозаготовительного пункта «Арги» стал организовываться Тымский леспромхоз, который пополнялся за счет рабочих –переселенцев из Украины, Мордовии, Чувашии и др. отраслей.
Поселок имел связь с районным центром посредством гужевого транспорта. Продуктами не снабжался. Рыба была основным продуктом питания. Жители поселка помогали фронту: собирали постельное белье, подушки, теплое нижнее белье, мыло, ситец, верхнюю одежду для частей нашей армии, которые находились на Сахалине.
2.2.Из воспоминаний Сухановой Нины Николаевны:
Посёлок был намного меньше чем сейчас. Красноярской улицы в то время не было. В 1970 году начали строить дома и в эти дома стали переселять людей с посёлка Ульва. С с. Арги – Паги в посёлок Ульва можно было добраться по подвесному мосту. «Было очень страшно ходить и ездить по этому мосту, потому что он всё время шатался»- вспоминает Нина Николаевна. Но было ещё одно средство чтобы добраться до Ульвы - это был паром. На пароме переправляли в посёлок Ульва не только людей, но и машины. Паромщиком в то время был Ручкин Д.
По реке Тымь ходили баржи. По ней сплавляли лес на деревянных плотах. Плот с грузом плыл до посёлка Ныш, а в Ныше его вылавливали. Был ещё один способ сплава брёвен. Брёвна выталкивали на середину реки, а позже их вылавливали в низу по течению реки, в посёлке Ныш. Но не все брёвна доплывали до Ныша многие из них терялись, застревали в корягах, и из-за этого река была очень грязная.
Леспромхоза раньше не было был лесопункт, а когда в посёлок стали переезжать жители поселка Ульва, посёлок расширился, то лесопункт переименовали в Леспромхоз.
Жители поселка в основном работали в лесу. На работу уходили очень рано, в семь часов утра, а возвращались поздно вечером. Из леса, заготовленные бревна вывозили на лошадях. Кондратович Демьян Алексеевич работал на вывозке леса. Лес валили в ручную. Поэтому на валке леса погибало очень много людей. После появления, в конце 1950-хг., в леспромхозе автомашин газогенераторного типа ЗИС -21, трелевочных тракторов работать стало намного легче.
На улице Аргинской в 1952 году находилась школа, которая была очень маленькой. В 1958 году на улице Белорусской построили новую школу, в которую пошла, учиться Суханова ( Шило) Нина Николаевна. Первой ее учительницей стала Дорохова Софья Васильевна. Позже на этом месте был построен детский сад. В 1977 году Нина Николаевна работала там воспитателем.
Новая школа была построена по улице Школьной, Сначала она давала восьмилетнее образование, а затем десятилетнее. Школа была деревянная, двухэтажная, отапливалась дровами. Дети помогали сторожам, носили воду и дрова. В школе была пионерская дружина имени Павлика Морозова, вожатой была Власенко Людмила Тимофеевна. В школе был большой детский хор, который выезжал с выступлениями во все районы области. Дети выезжали на экскурсии в большие города: Москва, Ленинград, Вильнюс. Деньги на эти экскурсии выделяло государство.
В 1987 году в центре поселка была поострена новая трехэтажная школа. Первого сентября она распахнула свои двери для 300–х сот девчонок и мальчишек. Классы в то время были большими по количеству учеников, были параллели. Атмосфера творческого труда, сохраняется в школе до сих пор. В этом учебном году школа отметила свой 25-летний юбилей. На сегодняшний день школа это не только образовательное учреждение, но и культурный центр села. В ней располагается сельская библиотека, сельский дом культуры.
Какими были люди в то время? Они были отзывчивые и добрые, всегда помогали тем, кто приезжал в поселок, чем могли: приносили продукты, вещи.
2.3. Из воспоминаний Михаила Петровича Кухар
В начале 50 х г. XX века мой отец, Петр Алексеевич, по вербовке приехал на Сахалин с Украины. В 1957 году на постоянное место жительство приехала и семья: мама, Мария Кирилловна, брать Владимир, Виктор и я. Чуть позже в Аргах родилась моя сестра Нина.
Поселок в то время делился на «старые» и «новые» Арги. В «старых» Аргах жили старожилы, а в «новых» переселенцы с поселка Ульва, Альба.
На пересечении улиц Аргинской и Школьной была большая площадь, на которой располагались магазины: продуктовый, промышленный, хозяйственный. Жители могли приобрести все необходимое.
В районе ул. Аргинской, где на сегодняшний день стоят двухквартирные дома был клуб. Рядом с ним небольшой парк и танцевальная площадка, где играла не только гармонь, но и духовой оркестр. В 1971 году клуб сгорел и жители села ходили в клуб в поселок Ульва. В 1972 году был построен новый клуб. В нем выступали актеры Михаил Казаков, фокусник Тафиль Татышев и многие другие известные люди того времени.
Были в поселки свои конюшни. Не одна, а целых две. На лошадях развозили воду по деревни, хлеб.
Дома были барачного типа, в них проживали рабочие с семьями. Были отдельные дома, сделанные из кругляка. В то время бараки располагались в районе Ширяева ключа. Людей занималась заготовкой древесины, помогали строить поселок.
В поселке была своя пекарня, обеспечивавшая хлебом жителей. Был в поселке кирпичный завод. Кирпичом снабжал поселок. Мой отец был печником –самоучкой. Его руками были сложены печи в школе по улице Школьной, печи в домах жителей села. Мать никогда не сидела дома, хотя у нее не было профессии, она всегда работала на сезонных работах.
Часть поселка расположена в болотистой местности и для того, чтобы сделать дорогу сначала укладывали настил из досок, а затем засыпали грунтом.
В основном люди работали в лесу, на заготовке. Сплав леса шел по реке Тыми до тех пор, пока не построили железную дорогу до станции Альба. С открытием железнодорожного сообщения началось строительство Нижнего склада откуда отправка леса велась до начала 90 –х годов XX века.
Паром, лодки, подвесной мост соединяли два поселка в то время. Чтобы добраться до районного центра жители преодолевали речную преграду- переходили реку Тымь и попадали в поселок Ульва, а оттуда на рейсовом автобусе в Тымовское. Позже стал ходить поезд, который в народе прозвали « вагончик». Печь-буржуйка, свечки и две деревянные лавки весь комфорт того времени. Но эти трудности не останавливали людей.
Поселок рос. Приезжали новые люди, строилось жилье, магазины, больница, школа, детский сад. Тымский леспромхоз вел внушительные лесозаготовки древесины, которая шла на экспорт. Работали много и все. Было тяжело. Безработных как сейчас не было. Всем селом отмечали праздники того времени. Массовые гуляния, катания на санях, автолавки, песни, танцы. Все это было в нашей жизни.
Школа была деревянной, двухэтажной. В ней всегда было шумно, особенно вечерами. Работали кружки, секции. Был свой школьный хор. Солисткой хора была Назарова ( Кержиманкина) Елена Вячеславовна. Как она пела, дух захватывало. В летнее время работала школьная бригада, состоящая из учеников, на ремонте школы. На заработанные деньги, при помощи родителей и леспромхоза, ребята выезжали на экскурсии в Москву, Ленинград, Владивосток.
В то время мы не имели того, что имеем сейчас- мобильных телефонов, дорогих вещей, компьютеров, Интернета, но наше поколение добрее, дружнее, отзывчивее, сплоченнее и более человечное.
2.4. Из воспоминаний Флис ( Стасюк ) Елены Николаевны:
Сама я родилась на Сахалине, в селе Арги-Паги. Самая первая больница находилась на улице Аргинской в том доме, где сейчас живет семья Дулаевых. Рядом располагалось здание аптеки. Сейчас на этом месте стоит двухквартирный дом, где проживает семья Глущенко Н.Н. Около аптеки находился магазин « Александра» и контора леспромхоза. Раньше в посёлке было ателье и прачечная.
2.5. Из воспоминаний Газетдиновой ( Мозговой) Светланы Николаевны:
На Сахалин я приехала в 1976 году и поселились в посёлке Альба. На Альбе в основном жили люди, работающие на железной дороге, в одна молодежь. Очень много было детей. Продукты питания, одежду покупали в единственном специализированном магазине для железнодорожников, который располагался здесь же.
В 1985 году переехали в Арги. Дома тогда были новыми, деревянными на два хозяина. Сам посёлок выглядел неплохо: была больница, школа, магазины, клуб, своя пекарня. Завораживал лес, который был вокруг деревни. Большая часть людей работала в леспромхозе на заготовке леса, вывозке. Люди по поселку передвигались пешком, рабочих развозили на машинах леспромхоза.
Поселок жил. А сейчас он просто выживает.
2.6.Из воспоминаний Горожанкиной Антонины Ивановны
Первая школа в п. Арги-Паги была открыта в 1934 году. Она была начальной. В 1938 году ее преобразовали в семилетнюю. При школе был интернат, где жили дети поселков Адо-Тымово, Чир-Унвд, Альбы, Иркира. В первом седьмом классе школы было 13 учеников. С 1941 по 1949 год семилетняя школа преобразовалась опять в начальную. С 1949 по 1954 года – опять семилетка. С 1954 года школа стала десятилеткой.
В 1958 году школа перешла в новое здание по улице Школьная.
1937 год считается годом рождения пионерской организации. В 1947 году первой вожатой дружины стала Ольга Кубыро. Вместе с пионерами ходила в дома престарелых помогать по домашнему хозяйству, учила ребят играм, песням. Второй вожатой стала бывшая ученица школы Головина Алла. В 1952 году старшей вожатой была Волкова Евгения Георгиевна. С 1954 года дружина стала носить имя героя-краснодонца –Олега Кошевого.
Пионеры пятидесятых годов делали много полезных дел: помогали престарелым Сюлиным, Новокшоновым ( носили воду, мыли полы, вскапывали огород лопатами, ходили в магазин за покупками. Работал пионерский патруль. Совместно с комсомольцами патрулировали по улицам, следили, чтобы не нарушался режим учащихся, шефствовали над детским садом, выступали с концертами перед населением.
В 60-х годах вожатыми работали Иокубанес Валентина( позже она стала директором Горкинской 8-летней школы), Пиленкова Людмила, а в семидесятых годах- Новокшонова Лидия Николаевна, Зюзина Людмила Борисовна. Пионеры тех лет помнят интересные КВН, воскресники по расчистке снега на лесоучастках, выезды с ночлегами на уборку овощей.
Таким образом, опираясь на воспоминания ее жителей мне удалось узнать историю своего поселка: о том, каким был он в прошлом, какими были люди того времени. Изучив собранные сведения я начал работу над составлением плана села Арги-Паги в прошлом и альбома «История моего села в фотографиях»
Глава 3.ПАМЯТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ПОКАЛЕНИЯ
Изменения, происходящие в России на рубеже XX-XXI в.в. существенным образом повлияли на массовое сознание и историческую память людей. Обнищание общественных идеалов, целенаправленное тотальное вытеснение прежних ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности из общественного сознания, вследствие чего радикально изменились оценки исторического пути развития страны, привели к расколу духовного мира общества, социальных групп, этносов, личности.[6]
Всё это естественно негативно отражается на отношении молодёжи к исторической памяти. Между тем именно ответственное и уважительное отношение к своему прошлому, которое консолидируется в исторической памяти людей, является одним из ключевых факторов общественной консолидации. Историческая память, несмотря на свою определенную неполноту и противоречивость, обладает большой потенциальной силой, способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей.[6]
Современный прогресс с его скоростями, заставляют нас мчаться стремительно и не оглядываться назад. А ведь не изучив прошлое нельзя изучать будущее. Направление движения всегда задается прошлым. Плохое знание своего прошлого — это страшный недостаток современного общества. Непонимание, как следствие незнания истории, своего вчерашнего, давшего направление сегодняшнему.
Но, на мой взгляд, в последние годы отношение молодёжи к исторической памяти нашего народа заметно меняется. Об этом свидетельствуют данные моего анкетирования обучающихся нашей школы и ежегодное участие ребят моей школы в краеведческих конференциях, проводимых в районе.( Приложение 1.Анкета, Приложение 2.Результаты анкетирования)
Таким образом, память нынешнего поколения поможет сохранить историю о малой родине, о поселке — и передать её последующим поколениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, проведя исследование по выбранной теме, я пришёл к окончательному выводу о том, что человеческая память является важнейшим элементом в истории страны, в истории малой родины.
В первой главе своей работы я выяснил, что и наше прошлое, и настоящее, и будущее зависят от того насколько мы будем помнить всё, что происходит в нашей истории.
Во второй главе, я изучил историю моего села, опираясь на воспоминания ее жителей, больше узнал о том, каким был мой поселок в прошлом, какими были люди того времени. Начал работу над составлением плана села Арги-Паги в прошлом и альбома «История моего села в фотографиях»
Таким образом, человеческая память является важнейшим элементом в истории человеческого общества, и данная работа тоже является вкладом в сохранение и дальнейшее распространение исторического прошлого моей малой родины, моего села в памяти народа.
Работая над темой исследования я понял, что все что касается прошлого, может быть ценным и недолжно пропасть бесследно. Данная работа позволила мне не только расширить свой кругозор, знания об истории моего села, но и приобрести бесценный опыт общения с людьми.
Я считаю, что работа была интересной , но в тоже время трудной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнаутова, Ю. А. Культура воспоминания и история памяти. История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени [Текст] /Ю.А. Арнаутова , Ю.А. - М.: Кругъ, 2006.
2. Афанасьев, Ю. Н. Другая война: история и память[Текст] /Ю.Н. Афанасьев - М.; Феникс, 1996.
3. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст]/ Д.С.Лихачёв.- М.: Дет. лит., 1988.
4. Соколова, М.В. Что такое историческая память// Преподавание истории в школе. 2008.№ 6.
5. Суббочева Т.Н., библиотекарь Кёршинской библиотеки Рассказовского района Тамбовской области. Гражданская позиция Д.С. Лихачёва в сохранении исторических ценностей русской культуры. http://www.tambovlib.ru
6. Тощенко М.В. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния// Новая и Новейшая история. 2001.№ 4.
Приложение 1.Анкета
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Приглашаем тебя принять участие в опросе
«Человеческая память и ее значение в истории»
а) Да
б) Нет
ответ: ________________
2. Что играет наибольшую роль в сохранении истории?
А. | Человеческая память |
Б. | Памятники |
В. | Книги |
Г. | Уроки истории |
Д. | Не знаю |
Ответ ___________________
а) да
б) нет
в) не знаю.
Ответ __________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение 2.
Результаты анкетирования старшеклассников МБОУ СОШ с. Арги-Паги
Всего опрошено – 50 обучающихся
№ вопроса | Вопрос | Результат | |
Чел. | % | ||
1 | Считаешь ли ты, что каждый человек должен знать историю своей страны, своего поселка, семьи? А) Да Б) Нет | 50 чел. - | 100 - |
2. | Что играет наибольшую роль в сохранении истории? | ||
А. Человеческая память | 30 чел. | 60 | |
Б. Памятники | 3 чел. | 6 | |
В. Книги | 7 чел. | 14 | |
Г. Уроки истории | 5 чел. | 10 | |
Д. Не знаю | 5 чел. | 10 | |
| |||
3. | Передашь ли ты своим потомкам историю своего села, своих земляков, своей семьи? | ||
а) да | 46 | 92 | |
б) нет | 4 | 8 | |
в) не знаю. |
Если хочется пить...
Яблоко
Ералаш
Композитор Алексей Рыбников
Крутильный маятник своими руками