Задумывались ли вы когда-нибудь, благодаря чему живет человек? Изменились ли его зависимости и потребности от зависимостей и потребностей, так скажем первобытного человека?
Для выяснения данного вопроса было проведено школьное анкетирование среди 10-11- классников. Им предстояло ответить на вопрос: от чего первостепенно зависит их материальная жизнь, чего хотят они иметь в жизни из материального? Ответы были однотипные: пища, одежда, квартира, машина, бытовая техника, электроника и т.д. (в данной работе мы их будем называть «предметы потребностей»). На первый взгляд вроде бы изменились, не считая пищу, одежду и дом. Но если капнуть глубже, то, что такое квартира, машина, разнообразная бытовая техника и электроника? Из чего мы все это получаем?.. Из камня?! То есть получается, как и первобытный человек, живший в каменном веке и зависевший от камня (пещера, орудия охоты, орудия труда…), мы, современные люди, тоже живем в каменном веке и тоже полностью зависим от камня! Да, от того серого, невзрачного, на первый взгляд, камня, может быть валявшего в пыли под нашими ногами и пинаемого нами. Посмотрите себе под ноги, вот от чего во многом зависит жизнь человека, что первобытного, что современного.
В данной работе мы хотим показать значимость «камня» в жизни человека и общества. Поэтому целью работы ставим – доказать зависимость человека от полезных ископаемых (современное название камня).
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить разницу в понятиях, относящихся к «камню» (минералы, горные породы, полезные ископаемые, минеральные ресурсы);
2) проследить историю совместного существования «камня» и человека (от первобытного общества до современного);
3) проанализировать из чего сделаны первые необходимые «предметы потребностей» для существования современного человека;
4) дать оценку использованию «камня» в современном обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142 КБ |
Глава 1.
1.1.1. Терминология
Для решения поставленных задач была рассмотрена различная литература, содержащая интересующую нас информацию, прочитаны соответствующие сайты в Интернете.
С помощью материалов энциклопедий Википедия, Традиция, Кругосвет [I-III], проанализировали различные варианты терминов, связанных с понятием «камень». В итоге получили следующие определения.
Минера́л (от позднелат. "minera" - руда) - природное твёрдое тело с определённым химическим составом, физическими свойствами и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов и других планет Солнечной системы. Минералами считаются химические элементы или их соединения, образовавшиеся в результате естественных природных процессов и могут быть выражены соответствующей химической формулой. Изучением минералов занимается наука минералогия. В настоящее время установлено около 3500 минеральных видов. Однако лишь несколько десятков минералов (около 70) пользуются широким распространением. Они входят в состав горных пород и называются породообразующими. Ежегодно открывается 30-40 минералов, названия они получают в честь крупных геологов (ферсманит), известных ученых (ландауит), писателей (гетит), космонавтов (гагаринит), по месту первой находки (чароит), по особенностям химического состава или физических свойств. Размеры минеральных индивидов колеблются от 1-100 нм (коллоидные минералы) до кристаллов длиной до 10 м (например, кристаллы сподумена в пегматитах) и массой несколько т (кристаллы кварца и полевого шпата) (рис. 1).
Го́рная поро́да — природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического и химического состава, образующие самостоятельные геологические тела на поверхности или под поверхностью Земли в результате различных (экзогенных или эндогенных) процессов (рис.2).
Полезные ископаемые (русск., приносящие пользу людям), минеральное сырьё, природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, химический состав и физические свойства которых позволяют при данном уровне развития экономики и техники эффективно использовать их в сфере материального производства, как в естественном виде (сырье), так и после соответствующей переработки.
Минеральные ресурсы - совокупность запасов полезных ископаемых в недрах Земли, пригодных для промышленного использования в современных условиях и в перспективе, запасы которых оценены по геологическим данным.
Камень относится к числу горных пород. Форма, размеры и взаимное расположение минеральных зерен обусловливают структуру и текстуру горных пород. Термин впервые в современном смысле употребил (1798) русский минералог и химик В. М. Севергин. Изучением состава, происхождения и физических свойств горных пород занимается наука петрография. Согласно ее данным, по своему происхождению все породы делятся на три основные группы:
1. Изверженные (первичные)
2. Осадочные (вторичные)
3. Метаморфические (видоизмененные).
Изверженные породы образовались непосредственно из магмы (расплавленной массы преимущественно силикатного состава), в результате ее охлаждения и застывания. В зависимости от условий застывания различают глубинные и излившиеся горные породы.
Глубинные возникли в результате постепенного остывания магмы при высоком давлении внутри земной коры. В этих условиях составляющие магмы кристаллизовались, благодаря чему образовались массивные плотные породы с полнокристаллической структурой: граниты, сиениты, лабрадориты и габбро.
Излившиеся породы образовались в результате вулканического извержения магмы, которая быстро остывала на поверхности при низкой температуре и давлении. Времени для образования кристаллов было недостаточно, поэтому породы этой группы имеют скрыто или мелкокристаллическую структуру и большую пористость: порфиры, базальты, вулканические туфы, пеплы и пемзы.
Осадочные горные породы называют вторичными, поскольку они образовались в результате разрушения изверженных пород или из продуктов жизнедеятельности растений и животных организмов. Один из способов формирования этих горных пород – химические осадки, образующиеся в процессе высыхания озер и заливов. В результате в осадок выпадают различные соединения, которые со временем превращаются в травертин, доломит. Общая особенность этих пород – пористость, трещиноватость, растворяемость в воде.
К обломочным осадочным породам относятся сцементированные отложения (песчаники, брекчии, конгломераты) и рыхлые (пески, глины, гравий и щебень). Сцементированные отложения образовались из рыхлых. Например, песчаник – из кварцевого песка с известковым цементом, брекчия – из сцементированного щебня, а конгломерат – из гальки. Еще известны породы органического происхождения – известняки и мел. Они образуются в результате жизнедеятельности животных организмов и растений.
Метаморфические породы образовались путем превращения изверженных и осадочных горных пород в новый вид камня под воздействием высокой температуры, давления и химических процессов. Среди метаморфических пород различают массивные (зернистые), к которым относятся мрамор и кварциты, а также сланцеватые – гнейсы и сланцы.
Существенную помощь при написании данной работы оказали научно-популярные статьи и книги выдающегося советского минералога, геохимика и географа академика Александра Евгеньевича Ферсмана [5-8]. Несмотря на то, что многие из этих статей были написаны много лет тому назад, но они до сих пор не утратили своей пользы. «…Минералы состоят из более мелких единиц, как бы из разнообразных кирпичиков. Мы насчитываем около 100 сортов этих кирпичей, из которых построена вся окружающая нас природа. Наш знаменитый химик Д. И. Менделеев первый расположил эти кирпичи – химические элементы – в стройную таблицу, которая и получила название Менделеевской… Минерал – это своего рода здание, построенное из определенных кирпичей в различных количествах, но не беспорядочная куча этих кирпичей, а именно постройка по определенным законам природы… Из сочетаний различных химических элементов построено в земле 3000 разных построек-минералов, а эти постройки, накапливаясь, образуют то, что мы называем горной породой».
1.1.2. История совместного существования человека и «камня»
По таких источникам, как «Большая советская энциклопедия» [1], «История минералов земной коры» Вернадского В. И. [2], «Геология полезных ископаемых» Смирнова B. И. [3] и материала свободных энциклопедий Интернета [I-VI], мы проследили историю совместного существования «камня» и человека (от первобытного общества до современного).
Камень так же древен, как и наша планета Земля. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно. С появлением первобытного человека изменилась "тихая и безмятежная" жизнь камня. Человек обратил на него внимание. Заметив некоторые его особенности, он научился выискивать нужные ему породы камней, пригодных для использования в качестве орудия защиты и нападения. Впоследствии камень нашел применение и как орудие труда. Человек только делал первые робкие шаги в познании и освоении окружающего мира. По некоторым оценкам, древний период длился несколько сотен тысяч лет, в течение которых человеческое общество претерпело три этапа своего развития и освоения природы, получивших названия каменный, бронзовый и железный века. Даже из этих названий видно, какую роль играли полезные ископаемые для древнего человека.
На долю каменного века приходится более 99% всей истории человечества — от возникновения на Земле древнейших племён до появления в их обиходе предметов из меди (VIII—IV тыс. до н.э.). Каменный век неоднороден и в свою очередь разделяется на три эпохи: самую древнюю — палеолит, среднюю — мезолит и завершающую — неолит. Палеолит продолжался до X тыс. до н.э. Жизнь древнейшего человека была совершенно неотделима от окружающей природы. На этой примитивной ступени своего развития он использовал твёрдые горные породы — кремень, кварцит, обсидиан, изготавливая из них ножи и скребки. Природный камень только оббивался до нужных форм, но не шлифовался. В качестве жилищ использовались пещеры. Кремень (тонкозернистая разновидность кварца) долгое время оставался главным полезным ископаемым. В мезолите (X—VI тыс. до н.э.) образ жизни первобытного человека сильно изменился, он постепенно приобрёл свой современный вид. Племя сменилось родовой общиной, резко улучшилась технология обработки камня, появилось искусство. Например, вишневый гематит, желто-коричневый гетит и черные оксиды марганца, применялись в качестве красок для наскальной живописи и раскрашивания тела, а другие, например янтарь, нефрит, самородное золото (из речных песков) – для изготовления ритуальных предметов, украшений и амулетов. Человек изготавливает новые каменные орудия — микролиты: заострённые каменные пластинки, используемые в качестве режущих элементов в ножах и для наконечников стрел и копий; начинает строить жилища из камня и дерева. В неолите (VI—IV тыс. до н.э.) человек научился тщательно шлифовать и даже полировать каменные изделия, появились керамические предметы, украшения из золота и камней.
В течение бронзового века (IV—I тыс. до н.э.) человек научился использовать самородную медь, которую он находил на окисленных сульфидных месторождениях. Полагают, что само слово «бронза» происходит от названия порта Бриндизи в Южной Италии, где было освоено производство этого металла. Медь легко ковалась, и из неё можно было изготавливать разнообразные предметы быта, украшения и культовые изделия, а позднее и для чеканки монет. Но это очень мягкий металл. Из него не сделаешь хороший плуг или боевое оружие. Поэтому поворотным моментом в истории человечества стало открытие сплавов меди с оловом, свинцом, сурьмой и серебром, которые называли бронзой. Эти сплавы, как и медь, можно было ковать, но в отличие от чистой меди они были прочными. Очаги цивилизации появились именно вблизи источников важных минеральных ресурсов. Центры добычи и обработки меди были очень важны для античных государств и часто становились их экономическими и политическими центрами (Крит, Афины, Македония, Спарта в Средиземноморье, город Чанъ-ань в среднем течении реки Янцзы в Китае и др.). При помощи бронзовых орудий труда, в частности, обрабатывали каменные глыбы знаменитой пирамиды Хеопса. Кроме того, бронзу стали применять в качестве конструкционного материала. Например, из бронзовых деталей была смонтирована статуя колосса Родосского, относящаяся к одному из семи чудес света.
Постепенно бронзовый век сменился железным веком, который продолжался примерно 3,5 тысяч лет. Археологическими исследованиями установлено, что железо сыграло особенно большую роль в развитии человеческой цивилизации. Дешёвое железо заменило дорогую бронзу, и это резко повысило эффективность хозяйства. Для выплавки железа — гораздо более прочного и долговечного металла, чем медь, — сооружались печи и кузницы. Появилась и новая специальность — кузнец. Кто мог снабдить своих воинов железным оружием, тот и побеждал. Многие племена и даже целые народы начали специализироваться на горнорудном производстве и металлургическом ремесле.
Завершая повествование о железном веке и в целом о древнем периоде истории горнорудного производства, можно отметить, что к началу нашей эры человечество научилось добывать и обрабатывать золото, серебро, медь, бронзу, свинец, железо; знало и использовало широкий набор цветных драгоценных и полудрагоценных камней (агаты, топазы, горный хрусталь, бирюзу, малахит и многие другие).
В средние века были заложены основы рудной геологии и создана горнорудная промышленность. Внимание опять было приковано к строительному камню. Возникший романский стиль в архитектуре воплощался в замках-крепостях и христианских храмах. Расширился набор используемых каменных материалов, стали использовать известняки, мрамор, гранит, песчаники. Новый готический стиль в архитектуре способствовал необычайно высокой технике обработки камня. Лёгкий и прочный известняк позволял до предела уменьшить толщину стен и опор, увеличить размеры окон и украсить здания изящными стрельчатыми арками, резными фронтонами (треугольными завершениями фасада здания) и декоративными оконными переплётами. Появились крупные литейные печи, что позволяло отливать чугунные и бронзовые заготовки для оружия и предметов быта. При последующем переплавлении при доступе воздуха чугун превращался в сталь. С эпохой Возрождения в Западной Европе, начавшейся в XIV в., связан очередной интеллектуальный всплеск. Создаются новые и процветают старые города, возникает особый ренессансный архитектурный стиль, а немного позднее — стиль барокко. Появляются первые научные представления о рудообразовании.
До промышленных переворотов XVIII—XIX вв. — минерально-сырьевую базу человечества составляли примерно те же металлы (медь, железо, золото, серебро, олово, свинец, ртуть), что и в древнем мире, а также поделочные и драгоценные камни. Но во второй половине XIX и в первой половине XX в. состав этой базы претерпел очень большие изменения в связи с научно-технической революцией. Речь идет в первую очередь о «металлах XX века»— титане, кобальте, бериллии, литии, ниобии, тантале, цирконии, германии, теллурии, без которых было бы практически невозможно развитие самых современных производств.
В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. По подсчетам академика В. И. Вернадского [2], в древние века человек использовал 18 химических элементов, получаемых из полезных ископаемых. «К XVII в. их уже насчитывалось 25; в XVIII в.— 29; в XIX в. на службе у человека было уже 47 элементов, а в начале XX в.—54. В середине XX в. человек использует 80 природных элементов, не считая 11 трансурановых элементов, получаемых искусственно» [4].
1.2. Описание места исследования
Свое доказательство зависимости современного человека от «камня» мы приводим на примере своей школы, которую можно сравнить с любой квартирой, домом и даже расширить это сравнение до пределов города, страны. Это позволяет сделать то, что школа построена из тех же материалов, что и любой дом, содержит в себе все то, что может содержать любая квартира. Мы имеем в виду комнаты, туалет, столовую (кухню), различные приборы и оборудования, электронику и т.д. Исследовав технологию изготовления перечисленного выше, можно будет выявить исходный материал (сырье), необходимый для процесса. И таким образом определить от чего зависит наша материальная жизнь, что необходимо нам для удовлетворения наших материальных потребностей.
Глава 2.
2.1. Материал и методика исследования
Для выяснения зависимостей современной жизни человека мы использовали метод анкетирования. Суть этого метода в выявлении существующих позиции опрашиваемых по определенному кругу вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме. В нашем опросном бланке был вопрос: «От чего первостепенно зависит Ваша материальная жизнь, чего Вы хотите иметь в жизни из материального?», который позволил выявить зависимости и потребности современного человека. Ответы были однотипные: пища, одежда, квартира, машина, бытовая техника, электроника и т.д. и т.п. Далее для более углубленного исследования был использован метод анализа и синтеза - это разложение исследуемого целого на единицы, выделение отдельных признаков и качеств явления. Данный метод позволил нам разложить на составляющие «предметы потребностей» и выявить исходный материал (сырье). Метод описания позволил нам зафиксировать признаки предмета, полученных в результате анализа и синтеза. С помощью метода сравнения мы определили часто используемый материал, т.е. самый необходимый для изготовления «предметов потребностей». Литературный метод использовался при обработке справочников, энциклопедий и других литературных источников.
Исследование школы мы начали с анализа материалов, которые шли на ее постройку. Это кирпичи, цемент, бетон, облицовочный камень, известь, гипс, стекло, железобетонные плиты, гвозди, металлические трубы, двери, арматура, батареи.
Кирпич изготавливается из глины, сначала замешанной на воде, а затем высушенной на воздухе и на огне. Глина - это мелко измельченная, мягкая, иногда жирная, горная порода, состоящая из илистых частичек, образованных из полевого шпата при разрушении гранита.
Известь – это кальцит или известняковый шпат, это то соединение, которое образует горы известняков и мраморов. Известняк – минерал, представляющий скопление частиц и остатков раковин из скелетов, состоящих из углекислого кальция.
Гипс – мономинеральная осадочная горная порода белого цвета широко распространенная в природе. Используется в строительстве, в изготовлении цемента.
Цемент – прокаленная смесь известняка и глины (либо вулканический пепел). С водой они затвердевают в крепкую каменную массу.
Бетон – искусственный каменный конгломератный материал, представляющий собой затвердевшую смесь вяжущего вещества (цемент), воды и естественных каменных заполнителей (песок, кварцит, мелкий шлак, гравий, щебень).
Песчаник – это рыхлая, сыпучая горная порода бледно-жёлтой окраски, состоящая из обломков различных минералов (кварца, полевых шпатов, с примесью слюды и других), а также обломков горных пород и скелетов организмов. Образуется при разрушении горных пород.
Гвозди, металлические трубы, железные двери, арматура – железо – железные руды. Это минеральные вещества, содержащие от 25 до 70% железа. К железным рудам относятся разнообразные соединения железа с кислородом: красный железняк (гематит), магнитный железняк (магнетит), бурый железняк и его разновидности.
Батарея – чугун – железные руды (гематит).
Стальные детали – сталь - более или менее ковкий сплав углеродистого железа с различными химическими элементами.
Алюминиевые провода, ложки, детали - алюминий – боксит или нефелин.
Стекло – искусственная масса, получаемая путем расплавления кварцевого песка с добавлением к нему соды или глауберовой соли, или извести.
Мел — мягкая белая горная порода из чистых белых частиц кальция, состоящих из мельчайших панцирей морских простейших (фораминифер), обломков раковин моллюсков, остатков скелетов морских ежей, мшанок, кораллов.
Облицовочный камень - мрамор (в переводе с греческого «мармарос» - «блестящий камень») – это зернисто-кристаллическая порода, образованная в результате перекристаллизации известняка и доломита под воздействием высокой температуры и давления.
Раковина и унитаз – керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Кафельная плитка – это, как правило, прямоугольные пластины из обожжённой керамики (полевой шпат, глина).
Краска - жёлтая из кадмия или охры, красная из киновари (ртутный минерал), зелёная из малахита (по составу углекислая медь), синяя из ультрамарина, фиолетовая из фосфорнокислого кобальта и т.д.
Исследуя предметы общепита (стаканы, тарелки, ложки, вилки, ножи, половники, кастрюли, сковородки, электропечь, электроплиты, тестомешалка, холодильники), мы выявили исходные материалы, из которых они изготовлены: руды черных и цветных металлов, кварцевый песок, белая глина (каолин) - минерал, образующий главную часть глин, содержит глинозем, кремнезем и воду, используется для получения фарфора и фаянса. В солонках имеется съедобный камень - каменная соль (галит).
Медкабинет – настоящий кладец минералов, их перечень полностью совпадает с таблицей Менделеева.
Электроника, компьютерная техника, сотовые телефоны, бытовая техника и т.п. – включают в себя детали и провода из цветных металлов (халькопирит, олово, боксит или нефелин, кремний, никель, платина…), из стали и железа (гематит, магнетит).
В стенах школы нашелся и драгоценный камень - алмаз в кабинете труда в стеклорезе. Алмаз – самый твёрдый в мире минерал, аллотропная форма углерода. В ювелирном деле используется в ограненном виде (бриллиант), является одним из самых ценных камней. Благодаря своей твёрдости и прочности алмаз также используется в промышленности для резки твёрдых материалов.
2.2. Результаты и их обсуждение
Он может быть абсолютно любым. Может быть редчайшей драгоценностью,
может валяться на обочине дороги в пыли. Для него не имеет значения внешний блеск и богатая оправа. У камня внутри достаточно света и подлинной красоты, чтобы быть бесценным сокровищем в любом окружении.
Ферсман А. Е.
В результате своего исследования, мы пришли к выводу, что полезные ископаемые так прочно вошли в жизнь человеческого общества, к изделиям из них мы настолько привыкли, что подчас их просто не замечаем. Но стоит только более углубленно проанализировать «предметы потребностей», как очевидным становится, что все они в основном получены из «камня».
Это видно из нашей сводной таблицы 1, которую мы составили, основываясь на исследовании школы, начиная с ее строительных материалов, заканчивая учебным оборудованием и компьютерной техникой. Из таблицы видно, что для строительства школы и ее функционирования использовались глина, песчаник, известняк, гипс, мел, мрамор, руды черных и цветных металлов.
Далее, рассматривая более детально предметы из руд черных и цветных металлов, мы выявили, что для них использовались гематит для выплавки чугуна, магнетит для выплавки железа и стали, кремний, боксит или нефелин для получения алюминия, олово, халькопирит (медная руда), никель, платина, киноварь (ртуть), золото (таблица 2).
Школу можно сравнить с любой квартирой, домом, зданием, увеличивая сравнение с городом, со страной. Перечень используемых материалов будет только увеличиваться, а значит, на примере школы мы выявили минимальный список полезных ископаемых необходимых для изготовления «предметов потребностей».
Все это дает нам основание утверждать, что современная жизнь человека немыслима без «камня». Он нужен в строительстве, архитектуре и искусстве, в металлургии, в машиностроительной (в автомобиле «Волга» использовано 36 видов полезных ископаемых), химической (сера и сернистые соединения металлов (колчеданы), пищевой (поваренную соль, глины, которые отбеливают и очищают продукты), парфюмерной (тальк), текстильной (бентонитовые глины, обезжиривающие сукно, ткани и шерстяные вязаные изделия, минеральные краски), ювелирной (алмаз, изумруд, аквамарин, сапфир, рубин, топаз, аметист…), оптической и электронной (горный хрусталь, кальцит, флюорит, турмалин…) промышленностях, в фармацевтике и в сельском хозяйстве (фосфор, калий и азот, минеральные кормовые добавки). «Всего на данный момент используется более 200 различных видов сырья и топлива. Если в 1900 году из недр Земли извлекалось всего 12 млрд. тонн минерального сырья, то по прогнозам к 2020 году этот объем возрастет до 400 млрд. тонн. До начала XXв. число промышленных видов нерудных материалов составляло 16-20, а в настоящее время оно возросло до 150» [3]. И это вполне понятно, так как с годами в народнохозяйственную деятельность вовлекаются все новые и новые виды полезных ископаемых. Однако при оценке обеспеченности минеральными ресурсами необходимо учитывать, что они относятся к категории исчерпаемых и невозобновляемых, а потребности человечества все время растут.
Заключение (перспективы исследования)
«Что мы знаем, так ничтожно,
по сравнению с тем, чего мы не знаем».
Предсмертные слова Лапласа (1827 г.)
Крупнейший ученый, геолог, глава советских минералогов академик А. Е. Ферсман [6] утверждал, что камни рождаются, формируются, изменяются, разрушаются и исчезают, как бы «умирают»... За время своего существования они переживают сложную и увлекательную историю. У каждого камня своя биография, свое собственное «лицо», не похожее на другие. Миллиарды и миллионы лет он был «вещью в себе», и никто никогда не интересовался его биографией. Но с появлением первобытного человека изменилась «тихая и безмятежная» жизнь камня. Человек обратил на него внимание.
На сегодняшний день деятельность людей стала геологическим фактором, вполне сопоставимым с природным, а во многих случаях превосходящим его по силе воздействия, т.к. в сравнении с геологическими процессами она проявляет свои последствия в очень короткое время. Чем выше потребности людей (а мы доказали, что они постоянно растут), тем быстрее это влияние на Землю будет усиливаться. «Тихая и безмятежная» жизнь камня с развитием человечества сменилась на «бурную и тревожную», т. к. недра Земли исчерпаемы.
«Камню» требуется защита: научно обоснованное рациональное и бережное использование полезных ископаемых, максимально полное, технически доступное и экономически целесообразное их извлечение, предотвращение потерь при добыче, транспортировке полезных ископаемых, при их обогащении и переработке, при использовании готовой продукции. Ускорить внедрение прогрессивных методов получения искусственных заменителей, выращивание искусственных (синтетических) кристаллов дефицитного минерального сырья. Комплексное использование добываемого из недр сырья, которое предусматривает при добыче одного полезного ископаемого более полное извлечение сопутствующих компонентов и безотходные технологии его переработки. Этому поможет преобразование малоцелевых горных предприятий и перерабатывающих заводов в многоцелевые, отказ от отраслевого подхода к разработке минеральных ресурсов. Также необходим постоянный и строгий контроль лицензионных соглашений, за соблюдением режима эксплуатации месторождений, организацией и ведением мониторинга добычи.
Камень нельзя назвать неживым, он «живет» своей особенной жизнью, даже более сложной, чем жизнь живых существ. Эта жизнь полна таинственных превращений. В мертвых скалах, песках и камнях заложены великие законы природы, на которых построена Вселенная. Человечество должно сохранить эту жизнь и как можно полнее изучить законы природы! Следующие свои исследования мы и хотим посвятить изучению «жизни камня», чтобы доказать ее уникальность, таинственность и необходимость сохранения.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
2. Вернадский В. И. История минералов земной коры. Т. 1.- Л., 1923—27.
3. Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 1982.—668 с.
4. Маликов А. И., М. П. Попов Минералы Урала. - Издательство: "Сократ", 2010.- 456 с.
5. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия.- Свердловское книжное издательство, 1954. - 225 с.
6. Ферсман А. Е. Воспоминания о камне.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. - 75 с.
7. Ферсман А.Е. Путешествия за камнем.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. - 404 с.
8. Ферсман А.Е. Очерки по минералогии и геохимии.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1977. - 193 с.
Сайты:
I. Свободная энциклопедия Википедия
II. Свободная русская энциклопедия «Традиция»
III. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»
IV. www.catalogmineralov.ru
V. www.eсоsystеmа.ru
VI. www.slovari.yandex.ru
Таблица 1
Сырье для изготовления «предметов потребления»
Руды черных металлов | Руды цветных металлов | Песчаник | Известняк | Глина | Мрамор | Гипс, мел | Кварцит | |
Кирпич | + | |||||||
Цемент | + | + | + | |||||
Бетон | + | + | + | |||||
Стекло | + | |||||||
Известь | + | |||||||
Облицовочный камень | + | |||||||
Штукатурка | + | |||||||
Кафельная плитка | + | |||||||
Фарфоровая посуда | + | |||||||
Мединвентарь | + | + | + | + | ||||
Кухонные принадлежности | + | + | + | + | ||||
Батарея, трубы, гвозди, электропровода | + | + | ||||||
Электроника, компьютерная техника, учебное оборудование | + | + | + |
Таблица 2
Рудное сырье для изготовления «предметов потребления»
Руды черных металлов | Руды цветных металлов | ||||||||||
гематит | магнетит | боксит, нефелин | халькопирит | олово | никель | платина | киноварь | золото | кремний | ||
Батарея | + | ||||||||||
Трубы, гвозди, арматура | + | ||||||||||
Мединвентарь | + | + | + | + | |||||||
Кухонные принадлежности | + | + | + | + | |||||||
Компьютерная техника, учебное оборудование | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Электропровода | + | + |
"Разделите так, как делили работу..."
Аэродинамика и воздушный шарик
Снеговик
Барсучья кладовая. Александр Барков
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт