В работе рассказывается о тяжёлой доле детей, наших земляков – борисовчан, чьё детство пришлось на военные годы. Используя различные методы: работа с научной литературой, с семейным архивом, материалами школьного музея, интервью, опрос, - ученица написала данную работу. В ней повествуется о родственниках, чьё детство пришлось на военные годы, о женщинах - борисовчанках, подростками принимавшими участие в труде в годы войны, о землячках – узницах концлагеря. С материалами автор работы выступила перед одноклассниками, провела экскурсию в школьном музее. Работа хранится в школьном музее и является частью экспозиции «Дети войны». Использование материалов данной работы способствует приобщению подрастающего поколения к гражданским и патриотическим ценностям, воспитанию любви к своей малой Родине.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs_patrioticheskoy_napravlennosti.doc | 110 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 с.Борисовка Пластовского района Челябинской области
Тяжёлая доля детей в годы Великой Отечественной войны
Выполнила: Демидова Анна,
ученица 8 класса
Руководитель: Гусева Надежда
Геннадьевна, учитель истории
и обществознания
2013
Оглавление:
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
В работе рассказывается о тяжёлой доле детей, наших земляков – борисовчан, чьё детство пришлось на военные годы. Используя различные методы: работа с научной литературой, с семейным архивом, материалами школьного музея, интервью, опрос, - ученица написала данную работу. В ней повествуется о родственниках, чьё детство пришлось на военные годы, о женщинах - борисовчанках, подростками принимавшими участие в труде в годы войны, о землячках – узницах концлагеря. С материалами автор работы выступила перед одноклассниками, провела экскурсию в школьном музее. Работа хранится в школьном музее и является частью экспозиции «Дети войны». Использование материалов данной работы способствует приобщению подрастающего поколения к гражданским и патриотическим ценностям, воспитанию любви к своей малой Родине.
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и, в первую очередь, детей.
Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу.
В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Члены совета музея нашей школы проводили для нас экскурсии по Залу Боевой славы, рассказывали о работах, выполненных ими – о борисовчанах, участниках войны и тружениках тыла. На уроках истории нам было дано задание написать о своей семье в годы войны. Из живых свидетелей тех лет осталась только моя бабушка, которой к началу войны было три с половиной года. Я слушала её воспоминания и слёзы наворачивались на глаза. А затем мы ходили на экскурсию в библиотеку, и ещё там смотрели материалы о земляках, участниках Великой Отечественной войны. И мы поняли, что менее всего материалов о детях войны
Как же жили тогда, дети войны?
Мне захотелось побольше узнать об этом и составить цельное впечатление о детях военной поры, о той тяжёлой доле, которая им досталась. И я выбрала тему работы «Тяжёлая доля детей в годы Великой Отечественной войны».
Эта тема актуальна в современное время, так как дети в годы войны переносили тяготы наравне со взрослыми, она особенно актуальна для нашей школы, так как материала о детях войны, наших земляках, не очень много, и он разрознен. Мне думается, что работа, выполненная мной, будет интересна учащимся нашей школы и другим жителям нашего села и будет иметь практическую значимость. Используя данные нашей исследовательской работы, можно проводить экскурсии для учащихся школы.
Проблема работы:
Уходит поколение людей, переживших Великую Отечественную войну, поэтому необходимо попытаться собрать как можно больше информации о тех тяжелых годах в истории нашей страны. Эту информацию нам могут в настоящее время дать только те, кто, в годы войны был ребёнком или подростком.
Поставила перед собой цели и задачи:
Методы работы:
1. Работа с документами.
2. Встреча с очевидцами событий и их родственниками
3. Работа с литературой.
4.Работа с материалами школьного музея
Тема охватывает период с 1941 по 1945 годы. В работе я рассматривала историю моих земляков – борисовчан.
Объектом данного исследования является тыл, «дети войны» в период Великой Отечественной войны. Предметом данного исследования является деятельность детей в годы Великой Отечественной войны.
Итоги работы:
Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства… У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних людей, которые старше 66 лет. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Заинтересовавшись этой темой, прежде всего пришла в школьный музей, работала с материалами, которые там были. Используя их, составила сводную таблицу о том, какую работу выполняли дети и подростки, сколько им было лет. Там, где материала было недостаточно, шла к очевидцам тех событий или к их родственникам, брала у них интервью. Читала литературу о войне. Опрашивала мою бабушку о войне, об её отце, матери, братьях, работала с документами семейного архива, с семейными фотодокументами. А ещё одна из наших односельчанок получила документальное подтверждение о том, что она была в концлагере (до этого никто в селе не знал об этом). Я вместе с руководителем школьного музея ходила к ней, брала интервью. Такое же подтверждение получила ещё одна жительница нашего края, мать моей учительницы. Используя метод опроса, взяла материал и у неё. Затем провела первичную обработку материала, описала его и сдала на хранение в школьный музей.
Моя бабушка, Демидова Анна Степановна, родилась 7 февраля 1938 года. К началу войны ей было три с половиной года. Бабушка помнит, что когда отец уходил на фронт, он поднял её, поцеловал и всю дорогу нёс её на руках. Запомнила его слова «Дочка, я скоро вернусь» Но не суждено было бабушке дождаться отца с фронта. Без папы очень трудно было жить. Часто дети оставались со старшим братом, так мама постоянно была на работе. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие школьники собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. Но не только в поле работали ребята в свободное от учёбы время. Они работали на ферме, помогая выращивать телят, поросят, птицу. За работу школьникам начисляли трудодни (форма оплаты колхозников). Старший брат, Гринин Николай Степанович,1931 года рождения, подвозил воду на ферму на быках. На телегу ставили железную бочку, в которую вручную наливали воду и вручную выливали. Моя бабушка пошла в школу в последний год, она вспоминает о своих школьных годах: «Дети были очень плохо одеты и кто в чем. У многих не было возможности сшить даже шаровары на физкультуру и девочкам в платьицах приходилось делать упражнения на кольцах, лазать по канату» Второй брат бабушки, Гринин Иван Степанович, 1935 года рождения, после школы ходил с матерью на ток и помогал сортировать зерно. Да и дома садили картошки по 40 соток – обрабатывать приходилось детям, так как мать чаще всего была занята на работе. На участке также сеяли рожь, просо – жали серпами, молотили деревянными цепами, затем мололи на жерновах и получалась мука.
Мой дедушка, Демидов Геннадий Егорович, родился 10 июня 1931 года в г. Казань. Как и многие другие подростки, работал на заводе.
В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 54
Урал далеко от фронта, не так страшно, как детям “под немцами”, но и им было страшно за своих отцов, которые воевали с фашистами, да и голодно было. Вот дети и пытались помочь своим матерям – летом собирали грибы, ягоды, которые сушили, как лепёшки, а зимой размачивали в горячей воде.
Весной рвали лебеду, из которой варили суп. Много дел было у ребятишек военной поры: кроме собственного огорода, работали на колхозном поле – помогали не только семье, но и фронту. А еще осенью им удавалось тайком собирать колоски в поле, оставшиеся после жатвы.
Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжелым для всех. И в тылу тоже. Дети учились в школе, а где – то с 6 -8 классов шли работать. Также дети из младших классов работали во время каникул на прополке, обработке овощей. В колхозах создавались фонды обороны страны. Основная тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин, подростков. Многие наши землячки в годы войны были подростками, но они наравне со взрослыми делали всё, чтобы приблизить долгожданную победу.
ФИО труженицы тыла | Сколько лет было к началу войны | Выполняемая работа |
Евдокимова Татьяна Александровна | 15 | Работала трактористкой на Воронино, прицепщиком был 12 –летний Саша Смолев |
Шерстобитова Нина Александровна | 15 | Пахали, сеяли, боронили, косили сено, и всё вручную, на быках |
Огаркова Октябрина Александровна | 13 | Скот пасла, на быках сено возила, литовкой пропалывала поле, загоны у овец чистила. |
Скоробогатова Анна Григорьевна | 14 | Работала няней в детском саду |
Прокина Елена Кузьмовна | 13 | Работала в поле, а с 1944 года работала в г. Миасс на лесопилке. |
Сысоева Нина Фёдоровна | 13 | С 1942 г. училась в ФЗО в городе Златоуст, работала на заводе учеником, ремонтировали военную технику |
Лоскутова Наталья Фёдоровна | 13 | В поле, а с 1944 на Артём- заводе |
Логунова Анна Сергеевна | 16 | С 1942 года работала шофёром на полуторке ГАЗ - А |
Труднее всего было детям, находящимся на оккупированной немцами территории. Одна из трагических страниц истории белорусского народа - испытания, выпавшие на долю узников Озаричского лагеря. Среди них и наша землячка - Грибовская Зоя Кирилловна. Родилась в 1935 году, в деревне Ала, Могилевская область, Кировский район в Белоруссии. Зоя Кирилловна помнит самый первый день – ребятишки бегали по ржи и услышали гул самолёта, он упал на соседний дом, дети подбегали к нему, брали железки и играли ими. Она вспоминает, что немцы пришли в их деревню на третий день войны. Немцы поселились в их доме, а семью вместе с детьми выселили в баню. Оккупировав летом 1941 года территории Белоруссии, фашистские захватчики установили на белорусской земле так называемый «новый порядок»- режим террора, насилия и рабства. Детства у детей, находившихся на оккупированной территории, практически не было – приходилось прятаться от фашистов, реже показываться им на глаза. Однажды в деревне застрелили полицейского. Всех жителей согнали в одно место, а деревню сожгли. Всех жителей деревни гнали к линии фронта, ночью загоняли за проволоку. «Это было весной - вспоминает моя героиня, - помню, что таял снег». Зоя Кирилловна со своей семьёй попала в лагерь Озаричи.
Историческая справка. Концлагерь Озаричи
В марте 1944 года командующий 9-й армией генерал танковых войск Харце приказал создать у переднего края немецкой обороны три концентрационных лагеря. Один из них находился на болоте у поселка Дерть, второй - в двух километрах северо-западнее местечка Озаричи, третий - в двух километрах западнее деревни Подосинник в болоте. Эти три лагеря, в которых содержалось около 50 000 советских граждан, получили название «Озарического лагеря смерти». Сюда под предлогом эвакуации привозили жителей городов и деревень Гомельской, Полесской и Могилевской областей, преимущественно стариков, нетрудоспособных женщин, детей. Лагеря представляли собой открытую площадь, обнесенную несколькими рядами колючей проволоки. Подступы к ним минировались. Никаких построек на территории лагерей не было. Заключенные находились под открытым небом. Им запрещалось делать шалаши, разводить костры, собирать хворост для подстилки. В лагерях имелось много случаев обмораживаний, эпидемических заболеваний. Больные не получали никакой медицинской помощи. Напротив, в лагерь из окрестных больниц привозились большое количество сыпнотифозных больных. Машины подъезжали к проволочному ограждению, и фашисты перебрасывали больных на территорию лагеря. Многие из них, находясь в бессознательном состоянии, часами лежали на снегу и умирали. Хоронить их категорически запрещалось. Мертвые тела лежали рядом с живыми, распространяли инфекцию и трупный запах. Режим лагеря был рассчитан на истребление людей голодной смертью. Раз в неделю гитлеровцы подвозили к проволоке хлеб и кусками бросали его в толпу изможденных людей. Маленький кусочек хлеба после систематического голодания еще больше усиливал муки заключенных. От голода в лагере умирало ежедневно большое количество людей. В Озаричском лагере смерти существовал самый дикий произвол. Всего в этом лагере истреблено 9 000 советских граждан. Создавая концентрационные лагеря у переднего края обороны, подобно озарическому, фашисты преследовали несколько целей. Они выбирали такие места, где не надеялись удержать свои позиции, использовали лагеря в качестве заслона при наступлении Красной армии. И еще: после отступления немецких частей они служили рассадниками инфекционных болезней среди населения, солдат и офицеров Красной Армии.
«Пробыли мы в лагере недолго, нас освободили» - вспоминает Зоя Кирилловна. Лагерь бомбили. Когда уходили из лагеря, Зоя Кирилловна попала на мину и была ранена. На карантин её семья попала в город Бобруйск. Город был весь в дыму, много железа. Добрались до своей деревни, жили в бурьяне, там было немецкое укрепление – дот, которое и служило домом. Как вернулись из плена, отца забрали на фронт, дошёл до Берлина. К счастью, он вернулся домой.
Русина Елизавета Михайловна тоже родилась в деревне Ала, Могилевской области, Кировского района в Белоруссии в 1939 году. Как и её односельчанка Зоя Кирилловна, Русина Е.М. тоже попала в лагерь Озаричи.
«Когда немцы нас гнали в концлагерь, мама взяла на руки Софью, младшую сестру, а меня за руку, и на плече висел у нее узел с одеждой. Когда немец увидел, что ей тяжело, подошел и отрезал ножом узел, и остались мы без одежды» - вспоминает Елизавета Михайловна. После освобождения приехали домой, а от дома ничего не осталось, кроме русской печи, двух столбов, и ямы с гнилой картошкой. Дядя построил землянку, в которой и стала жить семья. Надеть было нечего, ели гнилую картошку. Детям играть было не чем, только консервными банками, оставшимися после ухода немцев. Вот так и продолжала жить семья Елизаветы Михайловны. Потом ей сшили одежду из немецкой палатки. В 6 лет девочка пошла в школу, которая находилась в 5 километрах от деревни. В школе была одна книжка на всю деревню. Писали углем, тетрадей не было. В 1952 году семья моей героини переехала на Южный Урал
Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет вдвойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Дети войны – это одна из мало раскрытых страниц минувшей войны. Необходимо с привлечением архивного материала и свидетельств очевидцев составить рассказ “Дети войны” Пластовского района, с. Борисовка, собрать материал об организации «Память. Дети войны», руководителем которой является дочь Героя Советского Союза Галкина Т.М. – и это следующий этап работы. Я считаю, что мы, молодые, должны знать правду об этой войне. В наших руках будущее, и трагедии, подобные Великой Отечественной войне не должны повториться.
Литература.
Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 61
. Бурчик С. В. Подвиг переживёт века / Издательство – полиграфическое предприятие “Советская Сибирь” 1955
4. Виноградов И. В. Герои и судьбы / Лениздат 1988
. Караев Владимир. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва “Молодая гвардия” 1982
Максимова Э. дети военной поры / Москва Издательство политической литературы 1988
http://cs225.vkontakte.ru/u734912/39542256/x_bef4653e.jpg
http://www.khatyn.by/photo/im_26.jpg
В Китае испытали "автобус будущего"
Простые летающие модели из бумаги
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Рождественский венок
Четыре художника. Осень
Комментарии
Спасибо! Очень хорошая работа
Спасибо! Очень хорошая работа!