Адмирал Степан Осипович Макаров является наиболее талантливым и всесторонне образованным представителем русского флота последней четверти XIX и начала XX века. Его фигура как опытного моряка может быть охарактеризована данной им же формулировкой: «В море — значит дома», а его образ как боевого флотоводца характеризует выдвинутый им же девиз: «Помни войну». Многочисленные высказывания и мысли С. О. Макарова, изложенные им в разное время в разных статьях, докладных записках, докладах и книге Рассуждения по вопросам морской тактики, не утратили своей ценности и по настоящее время. Имеют они также большое историческое значение, показывая, что ряд вопросов, ставших в настоящее время достоянием всех флотов мира, впервые ставился и разрабатывался в России С. О. Макаровым и его последователями.
Вложение | Размер |
---|---|
ledokol_ermak_valieva_aydana.doc | 178 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ Г. ЯНАУЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
К 165-летию со дня рождения
Степана Осиповича Макарова
- русского военного деятеля, океанографа, полярного
исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала
Выполнила:
Валиева Айдана,
обучающаяся объединения
«Мастерица»
Руководитель:
Саляхова Алия Рафаэловна
ЛЕДОКОЛ - ЛЕГЕНДА “ЕРМАК”
Исследовательская работа
I. Введение.
II. Основная часть.
2.1. Ледокол – легенда “Ермак”
2.2. “Ермак” – во льдах
2.3. Дедушка “Ермак” и внук “Ленин”
III. Заключение.
IV. Литература.
АННОТАЦИЯ
Адмирал Степан Осипович Макаров является наиболее талантливым и всесторонне образованным представителем русского флота последней четверти XIX и начала XX века. Его фигура как опытного моряка может быть охарактеризована данной им же формулировкой: «В море — значит дома», а его образ как боевого флотоводца характеризует выдвинутый им же девиз: «Помни войну». Многочисленные высказывания и мысли С. О. Макарова, изложенные им в разное время в разных статьях, докладных записках, докладах и книге Рассуждения по вопросам морской тактики, не утратили своей ценности и по настоящее время. Имеют они также большое историческое значение, показывая, что ряд вопросов, ставших в настоящее время достоянием всех флотов мира, впервые ставился и разрабатывался в России С. О. Макаровым и его последователями.
ВЕДЕНИЕ
Еще в начале девяностых годов XIX века у адмирала С.О. Макарова зародилась идея использовать ледокол для покорения северных морей, проведения круглогодичной навигации в полярных широтах и даже достижения Северного полюса. Можно представить с какими трудностями ему пришлось столкнуться на пути ее реализации.
Пропагандируя свои идеи, он даже издал книгу «К Северному полюсу - напролом!». Реакция на предложение Макарова была предсказуема: от бурного одобрения до категорического отрицания «утопического бреда». Адмирал Тыртов, управлявший в то время Морским министерством, начертал на докладной записке, представленной Макаровым: «Может быть, идея адмирала Макарова и осуществима, но так как она, по моему мнению, никоим образом не может служить на пользу флота, то Морское министерство никоим образом не может оказать содействие адмиралу ни денежными средствами, ни тем более готовыми судами, которыми русский военный флот не так богат, чтобы жертвовать их для ученых, к тому же проблематических задач». Но Степан Осипович добился реализации своего проекта. Под его неусыпным контролем на верфи в Ньюкасле (Англия) был заложен первый русский ледокол «Ермак». Предложения адмирала, использованные при строительстве ледокола, были не просто новаторскими, они на долгие годы стали основополагающими для ледоколостроения, их и в наши дни используют при строительстве ледовых судов.
Изумляют сроки: договор на строительство ледокола был подписан Макаровым в конце 1897 г., а уже в феврале 1899 г. он поднял над «Ермаком» коммерческий флаг (корабль не входил в состав военно-морского флота).
1 марта 1899 года «Ермак» покинул Англию, для него началась долгая трудовая жизнь. Первое испытание «Ермак» прошел в Кронштадтском порту, где успешно освободил из ледяного плена корабли эскадры. Затем то же самое проделал на рейдах портов Ревеля и Петербурга. Дебют был более чем успешен.
ЛЕДОКОЛ – ЛЕГЕНДА “ЕРМАК”
Уже летом 1899 года «Ермак» под флагом С.О. Макарова вышел в первое плавание к полярным льдам, дойдя до широты 81°28'. Пробное плавание в арктических льдах в районе Шпицбергена выявило ряд конструктивных недостатков, приведших к повреждению корпуса и поломке винтов. Ледокол пришлось отправить на завод для переделки носовой части. Даже это короткое плавание дало богатый научный материал и подтвердило высокую эффективность ледокола при освоении северных морей.
Подтвердилось и предположение адмирала, что поход к полюсу можно осуществить только совместными усилиями двух ледоколов: «Я считаю маловероятным, чтобы «Ермак», отправляясь один без другого ледокола, мог прямо пройти в Тихий океан. Для этого надо, чтобы полярные льды не представляли никакого сопротивления, тогда как, по моим расчетам, на основании которых проектировался «Ермак», полярные льды представляют значительное сопротивление, и будет неудивительно, если один ледокол не справится с задачей, которую я предназначил для двух».
Стоит отметить, что в стремлении к освоению Арктики Макаров был не одинок. Его горячо поддерживали многие видные ученые. Проект проведения первой экспедиции для исследования Северного Ледовитого океана был подготовлен им совместно с Д.И. Менделеевым. К сожалению, два великих человека не смогли поделить должность руководителя экспедиции и согласовать основные направления исследований. «Все приготовления, включая и сотрудников, к весне 1899 года были уже сделаны мной, - писал впоследствии Менделеев, - но мне пришлось отказаться, так как адмирал пожелал, под конец, остаться единственным руководителем всех исследований, захотел иметь меня и всех моих сотрудников в своем распоряжении и не согласился взять нас даже как пассажиров, хотя экспедиция была разрешена на наше общее имя».
Реконструкция ледокола была закончена в январе 1901 года. В мае Макаров отправился на «Ермаке» в новую арктическую экспедицию. Он предполагал провести исследование северо-западной части Новой Земли и обогнув мыс Желания пройти к острову Диксон. Экспедиция началась успешно, но затем арктические льды выиграли поединок с ледоколом, захватив его в ледяную ловушку. Почти месяц пришлось ледоколу дрейфовать во льдах. Вырвавшись из ледяного плена, «Ермак» первым из русских кораблей прошел к Земле Франца-Иосифа, затем провел океанографические исследования в северо-восточной части Баренцева моря. Макаров еще раз пытался обогнуть Новую Землю и выйти в Карское море, но льды снова оказались непреодолимыми, и «Ермак» вынужден был вернуться в Кронштадт.
“ЕРМАК” – ВО ЛЬДАХ
Относительной неудачей сразу же воспользовались противники Макарова, которых у него было немало. Так, адмирал Бирилев со злорадством писал: «Ермак» возвратился безрезультатно: льды остались непроходимыми, а «Ермак» — негодным судном, как по замыслу, так и по исполнению, чтобы совершать плавания и открыть полюс».
Попытки пробить разрешение на новую экспедицию оказались безрезультатными, адмиралу указали, что пора и делами заниматься. А дел у него, как у главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора города, ставшего столицей российского флота, и на самом деле хватало.
Планирование следующей экспедиции взял на себя Менделеев. Он предполагал «проникнуть на этом ледоколе в неведомую страну, окружающую полюс, и затем к Берингову проливу». Несмотря на тщательную проработку обоснований новой экспедиции и её несомненную практическую и научную ценность, разрешение снова получено не было. А мощный ледокол стали использовать там, где со льдами легко справился бы и его более слабый собрат. Уже ближайшее будущее подтвердило правоту Макарова и Менделеева, когда они стремились открыть северный морской путь к Берингову проливу. Провести по нему корабли было по силам «Ермаку», что он впоследствии не раз делал. В 1904 году, когда началась война с Японией, эскадра Рожественского могла бы пройти к Владивостоку безопасным северным путем. Не было бы тогда позорной Цусимы, и неизвестно, как сложилась бы и война в целом. Но у истории нет сослагательного наклонения.
ДЕДУШКА “ЕРМАК” И ВНУК “ЛЕНИН”
А на долю «Ермака» выпала очень долгая и, не побоюсь этого слова, славная жизнь. Хотя ему и не удалось побывать на Северном полюсе, но правоту своего создателя он подтвердил с лихвой, долгие годы оставаясь флагманом российского и советского ледокольного флота.
Это «Ермак» в 1918 году спас Балтийскую эскадру, обеспечив её знаменитый ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Это он водил с 1932 года караваны по Северному морскому пути. Это он в 1938 году снимал с раскалывающейся льдины четверку папанинцев. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в эвакуации военной базы с острова Ханко, под артобстрелами и авианалетами водил по Балтике боевые корабли и транспорты. «Ермак» находился в строю 65 лет! Невероятное долголетие для ледокола. К сожалению, после списания в 1963 году, его пустили на слом. Ветераны Севморпути плакали, отправляя «дедушку» ледокольного флота в последний путь. А к Северному полюсу напролом стали ходить его внуки – атомные ледоколы. Удивительно, но «Ермак» успел поработать и вместе с ними…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире полно великих изобретений, которые прошли довольно огромный путь в своем развитии и усовершенствовании вплоть до наших дней. Но и на этом их путь не заканчивается. Этими изобретениями разные люди пользуются каждый день, такие как: машина, самолет, поезд, трамвай, автобус и т.д. Но не стоит забывать и водном транспорте такие как: лодки, катера, корабли, теплоходы и т.д. Ведь это тоже великое изобретение, которое в свое время было просто незаменимым, и как у всех изобретений у него есть своя история, начиная с простых водных средств передвижения как плот, лодки, катера до самых сложных, мощных кораблей.
Развитие судостроения сыграло огромную роль в истории. С их помощью стало возможным перевозить груз с одного материка на другой. Стало возможным путешествовать, а так же морские суда очень помогали и в военных целях. Огромный вклад в судостроение оказали не только иностранные ученые, но и русские ученые, такие как В. И. Калашников пароход «Воля» и «Богатырь», Д. И. Менделеев и В.Г. Шухов специальные морские нефтеналивные суда и баржи, а так же ледокол «Ермак», без которого было бы довольно проблематично исследовать Арктику.
ЛИТЕРАТУРА
Сверчок
Городецкая роспись
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Если хочется пить...
Рисуем белые грибы пастелью