История создания памятника "Медный всадник"
Вложение | Размер |
---|---|
grom-kamen.ppt | 824 КБ |
Слайд 1
Сейчас уже мало кто помнит, что 'Гром-камень' - это название постамента памятника Петру Первому на Сенатской площади. А. С. Пушкин, вдохновившись композицией, изваянной скульптором Фальконе, создал еще более знаменитого 'Медного всадника'. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железнойРоссию поднял на дыбы?Действительно, впечатление бездны возникает при первом же взгляде на памятник. Гигантским кажется тот постамент, который навеял эти строки. Сто тысяч пудов весил 'Гром-камень'! Найти подходящие камни для монумента удалось не сразу. После долгих поисков в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам.
Слайд 2
Подходящий камень был найден крестьянином Вишняковым Семёном Григорьевичем, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург в 12 верстах от города, в Лахте. Гром-камень произвел сильнейшее впечатление на Фальконе. Он был заворожен гранитным монолитом, представляя его в виде подножия. Перед ним была такая дикая скала, о какой только можно было мечтать.Размеры камня, его дикость производили сильное впечатление, — «взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас». Местные жители называли его «Гром-камнем», потому что в нем имелась широкая трещина, будто бы образовавшаяся от удара молнии.
Озеро на месте предполагаемого нахождения Гром камня.
Слайд 3
Камень был действительно грандиозен. Его доставка в Петербург заняла целых полтора года - время, за которое можно было совершить кругосветное путешествие. Камень весил 1600 тонн. По приказу Екатерины камень должен был быть доставлен на место целым.
Слайд 4
Скалу решили дотащить до залива, погрузить на корабли и перевезти на место. Скоро возле неё заработали землекопы. Для его извлечения потребовалась работа тысяч людей, для проживания которых была построена деревня. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. В это время строились огромные желоба и отливались тяжёлые бронзовые шары. Скалу приподняли и поставили на желоба. Медленно, по 20-40 шагов в день покатили к заливу. Работавшие на камне постоянно во всё время движения каменотёсы в количестве 46 человек лишь придавали ему надлежащую форму.
Слайд 5
Одновременно строилось специальное судно – длинное, широкое, с низкими бортами. Чтобы погрузить на него скалу, корабль пришлось сначала затопить, а потом уж вместе с камнем поднимать, откачивая воду. К кораблю с боков подошли два других судна, и втроем они поплыли в сторону города. 26 сентября 1770 года камень стали выгружать на место. Это наблюдали тысячи людей и сама императрица. В честь такого события она приказала выбить медаль. На одной стороне был изображен «Гром-камень», на другой отчеканили два слова, вместившие в себя талант и усердие, выдумку и изобретательность, умение и опыт сотен людей: "Дерзновению подобно".
Слайд 6
'Дерзновению подобно!..', 'Выдающееся достижение русской техники!..', 'Превосходит достижения римлян!..' Так оценивали иностранные газеты перемещение 'более чем на 40 лье' знаменитого 'Гром-камня'.Дени Дидро писал о памятнике: «Труд этот отличается тем, что с первого взгляда кажется прекрасным; когда же смотришь его во второй, третий, четвертый раз, он представляется еще более прекрасным. Покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься».
Слайд 7
Во время Отечественной войны 1812 года возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный Александр l приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин увидел сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Слайд 8
Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.
Как нарисовать небо акварелью
Ералаш
Карандаши в пакете
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Шум и человек