Данная работа актуальна и посвящена загрязнению родного села бытовым мусором, путям решения этих проблем
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_bytovoy_musor.doc | 788 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Черновская средняя общеобразовательная школа
Кочковского района Новосибирской области
Областной тур Всероссийской акции
«Летопись добрых дел по сохранению природы»
Номинация «Экологическое благополучие места проживания»
Бытовой мусор,
его влияние на окружающую среду
Автор
Воробьёва Нина, ученица 9 класса
Руководитель
Коржова Оксана Петровна, учитель биологии-экологии
Черновка
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………3 -4
1.1.Цель и актуальность исследовательской работы ………………………5
1.2.Задачи ……………………………………………………………………..5
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...6
2.1.Гипотеза……………………………………………………………………7
2.2.Методика работы………………………………………………………….7
2.3.Опасность бытовых отходов……………………………………………..7-8
2.4.Опасность свалок для окружающей среды и здоровья населения……..8
2.5.Ингридиенты стихийных свалок………………………………………….9
2.6.- 2.9. Основные этапы реализации проекта……………………………..10-11
2.10.Выводы по исследованию…………………………………………………12
3.НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………13
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..13
5.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….14-19
6.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………….20
Что происходит на свете
А просто мы все живём,
Просто едим, просто пьём,
Просто мусор бросаем,
Мусор горой, только мы
Его не замечаем,
Снова едим, снова пьём
В общем, просто живём
1. ВВЕДЕНИЕ
Жизнь Человека неразрывно связана с природой. У разных народов, в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования, отношение к природе имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций.
Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д. За одну человеческую жизнь его скапливается очень много.
В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Традиционно всё это выбрасывается. Проблема мусора была вечной.
Мир изменяется, но не настолько, чтобы избавить человека от необходимости выносить мусор. Этого мусора становится все больше.
Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством. Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку и тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени. Современную цивилизацию все чаще называют «производителем мусора». И недаром. В крупнейших городах мира, насчитывающих по нескольку миллионов человек, ежегодно образуется до тонны мусора на каждого жителя. Проблема ликвидации бытовых отходов выходит на одно из первых мест, принимая глобальный характер.
Чисто не там,
где убирают,
а там, где не мусорят.
Бытовой мусор- это серьёзно
______________________________________________________________________
В 2007 году нас заинтересовала проблема мусора в Черновской СОШ, и нами была проведена своеобразная «мусорная экспертиза». Реализацией данного проекта занимались участники экологического объединения «Зелёный мир»
Целью нашей работы было выяснить, сколько мусора накапливается в нашей школе, изучить качественный состав, выявить способы утилизации, а также влияние этих способов на окружающую среду и здоровье школьников.
Для решения поставленной цели мы определили следующие задачи:
Я надеюсь, что моя работа – это мой посильный вклад в решении данной проблемы и что на наших улицах станет меньше мусора, а в черте села сократится количество несанкционированных свалок.
В течение трёх лет нами была проведена определённая работа: среди учащихся проводилась разъяснительная работа по экономии бумаги, осуществлялась сортировка мусора. По нашей инициативе в рамках работы детского экологического объединения «Зелёный друг», функционирующего в нашей школе на протяжении последних трёх лет, выпускались листовки и буклеты, посвящённые проблемам мусора, проводились трудовые десанты по сбору мусора в пределах и за пределами территории школы.
Бытовой мусор- это серьёзно
____________________________________________________________________
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проблема отношения человека и природы волнует как российских экологов, так и зарубежных. По мнению шведских ученых «одно из условий для того, чтобы общество было устойчивым - это чтобы в биосфере систематически не увеличивались концентрации веществ, изъятых из недр». Нельзя не согласиться с мнением Святослава Забелина, который утверждает в статье «Экологический кризис, или тупик отношений человека и природы» [«Волна» № 2 (23) 2000], что «наиболее полно описанный и наиболее известный – экологический кризис, суть которого сводится к тому, что сегодня человечество сбрасывает в атмосферу больше отходов, чем она способна переварить до безопасного состояния, а черпает из биосферы больше, чем способна произвести…»
В связи с этим становится очевидным важность и своевременность вопросов, поднимаемых в нашей работе.
Что делать с ненужной вещью? Ответ может показаться очевидным: «Просто выбросить!» Однако избавиться от мусора не всегда просто. Выбросить куда? Согласно оценкам одной итальянской организации по охране окружающей среды, для разложения одной брошенной в море стеклянной бутылки потребуется 1 000 лет. Бумага разлагается всего за три месяца. Сигаретный окурок будет плавать в море около 5 лет, полиэтиленовый пакет — от 10 до 20 лет, нейлоновые изделия — от 30 до 40 лет, металлическая банка — 500 лет, полистирол — 1 000 лет. (9) Сегодня много одноразовой продукции. Часто такие вещи трудно починить (об этом стоит помнить при покупке). В одном немецком журнале утверждалось: «Срок годности некоторых изделий становится все короче. Что вчера было модным, сегодня устаревает и часто выбрасывается. Таким образом ценное сырье ежедневно оказывается на свалке!». Как же разрешить проблему мусорных свалок?
Бытовой мусор- это серьёзно
____________________________________________________________________
2.1.Гипотеза.
Если в местах складирования упорядочить складирование и утилизацию бытовых отходов это приведёт к повышению общей культуры населения и улучшению экологической обстановки, организации дополнительных рабочих мест.
2.2. Методика работы
В ходе работы нами произведена обработка значительного числа литературных источников, посвященных проблеме пищевых и твёрдых бытовых отходов, их воздействию на окружающую среду, вредным для человека свойствам, рекомендациям по борьбе со стихийными свалками в России и за рубежом. Часть сведений получена на сайтах Internet.
При оценке влияния пищевых и твёрдых бытовых отходов на свалках я руководствовалась требованиями Санитарных правил и норм СанПиН «О складировании отходов». Мной собраны и проанализированы сведения обо всех обнаруженных видах отходов. Дан анализ систематического состава, группы опасности и степени влияния на окружающую среду.
2.3. Опасность бытовых отходов.
Серьезную опасность представляют свалки твердых бытовых отходов. В Российской Федерации ежегодно образуется свыше 140 млн. куб. м таких отходов и лишь 5% перерабатывается, а остальные вывозятся на полигоны для хранения.
Сегодня на каждого жителя планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год, не считая автомобильного лома. Если этот мусор не перерабатывать, то ежегодно вырастала бы гора высотой с Эльбрус. Производство 1 килограмма полезной продукции приводит к образованию 100 килограммов отходов. Давайте задумаемся. Обычная пластиковая бутылка гниет 400 лет, полиэтиленовый пакет – примерно столько же, алюминиевая банка – до 500 лет. Мы знаем, что пищевые отходы перегнивают по прошествии нескольких дней. При смешивании пищевых отходов с жестяными банками, пластмассой и пенопластом начинаются химические реакции. Они вызывают риск заболеваний, загрязняют воду и
разрушают озоновый слой. Уже сегодня человечество произвело столько отходов, что для их утилизации в естественных условиях потребуется несколько тысяч лет. Существующие в нашей стране законы запрещают сжигать мусор во дворах и мусорных баках, требуют вовремя вывозить мусор и предписывают дворникам убирать на помойках. За нарушение правил предусмотрены достаточно серьезные штрафы, однако все мы знаем, как выполняются эти требования. Только изменив наше отношение к отходам, мы можем приступить к экологически безопасному управлению отходами. Среди твердых бытовых отходов особое место занимают органические. Главные места сжигания органического мусора – мусоросжигательные заводы (МСЗ).Они превращают часть отходов, которые сжигают, в яды, более токсичные, чем исходный мусор и выпускают эту смесь химикатов в окружающую среду с воздушными выбросами, сточными водами и выбросов остатков сжигания. МСЗ – главный источник загрязнения органическим хлором, а также источник номер один диоксинов и фуранов. Диоксины и фураны – два наиболее токсичных элемента, известных человечеству. Они являются сильными канцерогенами и воздействуют на репродуктивную систему мужчин и женщин, а также на иммунную систему. Доказана связь между диоксинами и раком. Диоксины образуются при сжигании бытовых и медицинских отходов. Они распространяются в воздухе, оседая на растениях, съедаемых животными. Полученные с мясом и молоком этих животных диоксины человеческий организм накапливает в жировых тканях. Попав в человеческий организм, диоксины там и остаются. Еще одна проблема – тяжелые металлы. Они присутствуют в значительных концентрациях в воздухе (в виде летучей золы), и твердых остатках сгорания (шлак).
2.4.Опасность свалок для окружающей среды и здоровья человека.
Свалки являются показателем неблагополучия санитарно-экологического состояния города или села. Опасность стихийных свалок заключается:
2.5 Ингредиенты стихийных свалок
Наибольшее количество отходов – твердые бытовые отходы (целофан, пластмассовые бутылки, макулатура и т.д. в %)
Пищевые отходы………………………………………. 15%
Строительный мусор…………………………………… 20%
Шприцы………………………………………………… 1%
Металлолом……………………………………………….10%
Бытовые отходы…………………………………………..54%
Диаграмма распределения отходов на свалке
Бытовой мусор- это серьёзно
______________________________________________________________________
В своей работе мы хотим провести сравнительный анализ состояния дел за три года. Мы разбили свою работу на несколько этапов.
Этапы исследования:
Основные этапы | Характеристика этапа |
I этап | Сбор материала для исследовательской работы |
II этап | Исследование качественного состава мусора |
III этап | Сравнительный анализ полученных данных и результатов 2007 – 2010 гг. |
IV этап | Аналитический. Заключение |
2.6. I этап
Сбор материала для исследовательской работы.
Прежде всего, нам необходимо было посчитать количество мусора в нашей школе. Для проведения такой работы нами были приготовлены мешки, в которые мы складывали мусор в конце рабочего дня в течение недели. В конце недели мешки взвесили и получили определённые результаты (Приложение №1).
2.7. II этап
Исследование качественного состава мусора
Исследуя качественный состав мусора, мы выяснили, что на 80% он состоит из бумаги, 20% -это пластик, пластмасс, дерево (Приложение №2).
2.8 III этап
Сравнительный анализ полученных данных
и результатов 2007 – 2010 гг.
Мы сравнили количество мусора 2007 года, 2008 года , 2009 года, 2010 года и оказалось, что в школе наметилась тенденция к уменьшению количества мусора, что само по себе является положительным. (Приложение №3).
В 2008 году количество мусора по сравнению с 2007 годом уменьшилось
в 2 раза. В 2009 году количество мусора по сравнению с 2007 годом уменьшилось в 10 раз.
Это подтверждается диаграммой (Приложение №4).
2.9. IV этап
Аналитический
Подсчитав количество мусора и его качественный состав, мы выяснили, какой способ утилизации используется в нашей школе. Оказалось, что бумага, картон, стружки и опилки сжигаются на специально отведенном для этого месте. Пищевые отходы и грязная вода сливаются в канализационную яму.
2.10. Выводы
Подсчитано, что 1 тонна горящего мусора образует 30кг угарного газа. Таким образом, при сгорании 8 кг, который мы сжигали в 2007 году каждый день, образуется 2,4 кг. угарного газа, это примерно 0,05г на литр воздуха. Сейчас это количество уменьшилось в 10 раз. Такой на первый взгляд, безобидный мусор, как бумага с примесью различных изделий из пластмассы, становятся чрезвычайно опасными при его сжигании. Но этот способ избавления от мусора в нашей школе пока принимается как единственно возможный. С одной стороны бумага – чистый экологический продукт, состоящий из углерода и водорода. Поэтому при сжигании ее, образуется углекислый газ и вода. Но нельзя забывать о том, что эти вещества образуются, при очень высокой температуре и достаточном количестве кислорода.
Если же мусор влажный, температура снижается и мусор тогда не горит, а начитает тлеть, образуя много дыма. Такой дым содержит больше угарного газа, чем углекислого. Угарный газ является продуктом неполного разложения или сгорания органических веществ. А при горении этих веществ именно он является преобладающим.
Информация
СО – угарный газ, ядовит, попадая в организм человека, вступает в соединение с гемоглобином крови, снижает доставку кислорода к клеткам и тканям.
Смертельная доза угарного газа в воздухе составляет 0,2 %. Сердце начинает работать с большей нагрузкой, это ведет к сердечной недостаточности. Этот газ отрицательно воздействует на дыхательную систему. Дым серьезно ухудшает состояние здоровья детей, больных бронхитом, астмой и предрасположенных к острым респираторным заболеваниям.
А если в этот мусор попадает пластиковая бутылка из-под растительного масла, полиэтиленовый пакет или другой упаковочный материал, то количество токсических веществ увеличивается.
И тогда этот мусор, состоящий из бумаги, становится еще более опасным. Эти синтетические материалы являются чистыми углеводородами, как и бумага. Они не причиняют вреда, если горят при высокой температуре – они просто превращаются в углекислый газ и воду. Но температуры костра для этого недостаточно – эти материалы в основном медленно тлеют, образуя плотный черный дым, содержащий угарный газ, диоксиды.
Диоксиды – это очень опасные для человека соединения, в течение многих лет они могут накапливаться в организме и затем стать причиной тяжелых заболеваний. А горящий мусор – это основной источник их образования.
В сырые туманные дни микрочастицы, из которых состоит дым, прочно связываются с парами воды и стелятся по поверхности земли, образуя смог. Такой дым особенно вреден для органов дыхания.
Чтобы защитить детей от дыма, мы рекомендовали нашим дворникам сжигать мусор в вечернее время, когда учащихся нет в школе.
Глава 3. Наши предложения
С экологической точки зрения мы предлагали несколько способов утилизации мусора, приемлемых для нашей школы:
Глава 4. Заключение
Планета у нас одна. Если мы не будем думать о ней как рачительные хозяева, она может превратиться в свалку, на которой не останется чистого места.
Россия – самая богатая в мире страна по запасам энергетического сырья (по производству и экспорту энергоресурсов мы находимся на втором месте в мире, и на 11 месте по энергорасточительности)
Мы постарались не только исследовать проблему мусора в отдельно взятой школе, но и изменить ее в лучшую сторону. Наши усилия не прошли даром.
Считаем, что нам это удалось.
Поставленные передо мной задачи и цели были выполнены как практически, так и теоретически. С данной работой я выступила на научно-практической конференции учащихся, проходящей в нашей школе. Ребята были ознакомлены с результатами, полученными в ходе исследования. Многих ребят нашей школы «проблема мусора» очень заинтересовала, поэтому учащиеся нашей школы совместно с экологическим объединением «Зелёный Мир» принимают активное участие в сборе мусора как на территории школы, так и в окрестностях села Черновка. Участниками экологического движения были выпущены буклеты «Мусор- дело серьёзное (см.Приложение)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
В 2009 году
1. За один день в школе собрано 800 г. мусора
2. За неделю количество мусора составило 4,8 кг.
Исходя из полученных данных, мы подсчитали количество мусора за месяц и за год, это составило:
За месяц –18 кг.
За 10 месяц –180 кг.
Кроме этого, в школьной столовой пищевых отходов скапливается за день около 5 кг. и 90 литров помоев после мытья посуды. К этому следует прибавить около 200 литров воды после мытья полов в кабинетах и рекреациях.
Приложение №2. Качественный состав мусора
Бумага | Опилки, стружки | Пищевые отходы | Пластик, пластмасс |
80% | 10% | 7% | 3% |
Приложение №3. Сравнительный анализ полученных данных
и результатов 2007 – 2009 гг.
годы | неделя | месяц | год |
2007 | 48 | 180 | 1800 |
2008 | 24 | 60 | 600 |
2009 | 4,8 | 18 | 180 |
Приложение №4.
Во время уборки мусора по улице Школьной села Черновка
С целью выявления отношения населения к данной проблеме мы провели анкетирование учащихся и жителей нашего села.
Вопросы анкеты:
1. Как часто Вы выносите мусор?
а) ежедневно; б) 2 раза в неделю; в) 1 раз в неделю
2. Какой объем Вашего мусорного ведра?
а) 1-3 литра; б) 4-5 литров; в) более 5 литров
3. Много ли вещей, предметов у Вас в доме, без которых Вы могли бы обойтись?
а) да; б) нет
4. Есть ли у Вас неиспользуемые вещи, предметы, которые могли бы пригодиться другим людям, например: домам инвалидов, приютам для детей?
а) да; б) нет
5. Часто ли Вы пользуетесь советами по использованию «вторсырья» («Очумелые ручки», полезные советы в газетах и журналах)?
а) да; б) нет
6. Готовы ли Вы раздельно собирать мусор ?
а) да; б) нет
Из результатов анкетирования следует:
- утилизация бытовых отходов стоит особенно остро
- все опрошенные согласны на раздельную утилизацию бытовых отходов.
Предложения по использованию бытовых отходов.
1.Переработка мусора и использование как втор - сырье
а) использование макулатуры
б) использование пластика для изготовления мебели, утвари, предметов личной гигиены
в) использование стекла
г) использование строительного мусора древесного происхождения)
2. Использование мусор на уроках труда в роли поделок
а) делать вазочки из пластиковых бутылок
б) роспись гуашью на стеклянных бутылках
в) делать кормушки
г) изготовление сувенирных кружек
Разработаны рекомендации для повышения сознательности населения и привлечения местных властных структур для решения проблемы.
Принимая во внимание несомненную опасность жизни и здоровью людей, а также окружающей среде различного рода свалок, в интересах претворения в жизнь целей и стратегии охраны окружающей среды, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование системы управления и регулирования с тем, чтобы они стали простыми, обозримыми и общедоступными. Необходима заинтересованность как отдельных людей, так и всего населения в решении этих проблем, необходимо информировать население о состоянии окружающей среды, формировать новый образ мыслей.
Для этого:
Опрос населения из близлежащих домов показал отсутствие элементарных представлений об экологической обстановке в селе, опасности свалки, выявил полное непонимание проблемы и отсутствие какого – либо желания ее решить. Мало уничтожить эту свалку, надо решать проблему в корне, повышая экологическую культуру населения, проводить разъяснительные мероприятия и выбирая в местный совет людей – патриотов села, способных и желающих бороться за его чистоту и благоустройство не только на центральных улицах, но и на окраинах.
Список используемой литературы.
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. «Экологический практикум школьника»
Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература» 2005 год.
2. Пугал Н.А., Лаврова В.Н. «Практикум по курсу ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»
Москва.
3. Биология в школе № 5 1998.
4. Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.
5. Дрейер А. А., Сачков А. Н., Никольский К. С., Маринин Ю. И., Миронов А. В.,
«Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка»,
Москва, «Экология городов», 1999.
6.Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора //
Химия в школе №1 1998
7.Об отходах производства и потребления. Закон Российской Федерации №89,
1998.
8.Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология – наука XX века». Москва, 1999.
9.Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников города Москвы в
области охраны окружающей среды. М.: - Детский Экологический Центр 1998.
10. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 06.04.1999 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Черновская средняя общеобразовательная школа
Кочковского района Новосибирской области
Городская открытая научно-практическая конференция
Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»
Бытовой мусор,
его влияние на окружающую среду
Автор
Воробьёва Нина, ученица 11 класса
Руководитель
Коржова Оксана Петровна, учитель биологии-экологии
Черновка
2011 год
Где спят снеговики?
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Лепесток и цветок
Осенняя паутина
Кто чем богат, тот тем и делится!