Актуальность проекта:
Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых людей. Проект по физической культуре «Гиподинамия – что это такое? » направлен на поиск нужной информации по теме проекта и путей решения, позволяет развивать мотивацию и возможности детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом, ведению здорового образа жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
obnovlennaya_gipodinomia_1.doc | 466.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова»
Проект
по физической культуре
«Гиподинамия – что это такое?»
Выполнили: учащиеся 10»А» класса
Абраменкова Владислава, Федоров Денис
Руководитель: учитель ФК
Ефимова Юлия Геннадьевна
г.Волхов
2013
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Гиподинамия – что это такое?»
Авторский коллектив:
Руководитель:
Тип проекта:
• по содержанию – информационно-исследовательский;
• по уровню интеграции – межпредметный (биология, анатомия, физическая культура);
• по продолжительности выполнения – долгосрочный;
• по количеству участников – групповой;
• по способу преобладания деятельности – комбинированный (познавательная, исследовательская, творческая);
• по уровню контактов – внутришкольный.
Задачи проекта:
• оценить степень физической активности учащихся 5-6 классов;
• освоить различные способы получения информации;
• сформировать навыки глубокого и осмысленного восприятия полученной информации о важности ведения активного образа жизни;
• разработать рекомендации и создать буклет для родителей и учащихся.
Методы проектной деятельности:
• поисковый;
• исследовательский;
• аналитический;
• творческий.
Этапы работы над проектом:
Этап | Содержание |
1. Подготовительный | Формулировка целей, задач, методов, содержания и конечного результата данной работы. |
2. Организационный | Ознакомление с содержанием работы, определение и направление деятельности, планирование работы, определение примерных сроков для предоставления материалов. |
3. Осуществление деятельности | Работа по поиску информации, решению поставленных задач, проведение тестирования учащихся 5-6 классов, анализ анкет, построение диаграмм, оформление презентации. |
4. Оформление | Оформление работы, согласно выбранной формы. |
5. Защита проекта | Выступление на школьной НПК в апреле 2013года. |
Актуальность проекта:
Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых людей. Проект по физической культуре «Гиподинамия – что это такое? » направлен на поиск нужной информации по теме проекта и путей решения, позволяет развивать мотивацию и возможности детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом, ведению здорового образа жизни. Способствует раскрытию и увеличению творческого потенциала личности старшего школьного возраста, расширение кругозора, целеустремлённости, работы в группе. В научно-исследовательском проекте приводятся симптомы гиподинамии, показано негативное влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие взрослых и подростков. Опрос и исследования, проведенные среди учеников 5-6-х классов школы, показали, что с возрастом двигательная активность школьников падает, только 1/4 часть учеников занимаются спортом, большую часть времени ученики проводят за компьютером. В работе приводятся рекомендации как избежать "болезни цивилизации».
Содержание.
1. Введение.
2. Гиподинамия - что это такое? Причины её распространения.
3. Какие изменения вызывает малоподвижный образ жизни?
4. Наша исследовательская деятельность.
5. Что делать?
6. Выводы.
7. Заключение.
8. Литература.
9. Брошюра для детей.
Введение.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей. Гиподинамия – весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной медицине данное понятие довольно часто именуют так же гипокинезией. В разные времена многие ученые задумывались о том, каким образом человек может получать жизненную энергию и как эффективнее ее усваивать. По мнению некоторых ученых наибольшее количество энергии содержится в ледяной воде и воздухе. Другие ученые считают, что, получая энергию извне, человеческий организм лучше распределяет ее, активно двигаясь. Некоторые ученые считают, что восстановительные процессы в организме проходят исключительно при повышенных физических нагрузках. Почему ученые склоняются к таким мнениям, и как происходит получение энергии человеком из окружающей среды, а также ее использование?
1. Оказывается, что плазма человеческого организма намного активнее обменивается энергией с магнитными, электрическими и иными полями, которыми пронизано все пространство нашей планеты. Такое взаимодействие провоцирует изменения в клетках, которые способствуют биосинтезу.
2. При активном движении скорость движения крови увеличивается приблизительно в пять раз.
3. Во время движения частота пульса увеличивается почти в четыре раза. При биении сердца вырабатывается масса энергии, которая остается в организме.
4. Во время активного движения учащается дыхание. Вместе с вдыхаемым воздухом, в организм из атмосферы попадает энергия.
5. При движении в организме происходит взаимодействие множества различных органов, в результате которого вырабатывается энерг
Гиподинамия - что это такое? Причины её распространения.
«Ни что так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
(Аристотель)
Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Медики называют синдром гиподинамии болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Современные грузоподъемные механизмы дают возможность человеку поднимать гигантский вес простым нажатием нужной кнопки. Удобства, которые предоставляет человеку совершенная техника, трудно переоценить, но нет плюсов без минусов. Гиподинамия – это болезнь цивилизации. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Гиподинамия–это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда.
Из-за отсутствия необходимых нагрузок человека все больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. У многих из нас вся нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до автомобиля. Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя. Одной из причин проявления гиподинамии будет являться урбанизация населения. Урбанизация населения – довольно долгий процесс. Давным-8давно было много-много деревень. Люди жили на свежем воздухе, питались исключительно продуктами собственного хозяйства и дарами леса, вследствие этого много двигались (пахали землю, охотились, занимались животноводством). А затем переехали в города, в уютные квартиры и дома с паровым отоплением и подачей воды. За последние десятилетия в жизни взрослого населения планеты резко снизилась доля физического труда в производственной деятельности и в быту. Водопровод, центральное отопление, канализация, общественный и личный транспорт — все новейшие достижения цивилизации резко снизили двигательную активность мышц человека. Учеными Великобритании отмечено, что для детей 3-х лет уже характерен малоподвижный образ жизни. Из рекомендуемых 60 мин. активности, дети двигаются в среднем только 20 мин. Основное занятие малышей – телевизор, видео и компьютер. Даже на улице дети менее активны, чем должны быть. Их чаще возят на автомобилях, носят на руках даже в тех случаях, когда они могли бы вполне пройтись пешком. Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Часто гиподинамия наблюдается у школьников, слишком перезагруженных учебными программами и не имеющих времени на спортивные мероприятия. Именно у них в первую очередь проявляются такие отрицательные последствия гипокинезии, как нарушение осанки, недостаточное развитие мышц, ожирение. Особенно остро недостаток двигательной активности сказывается на формировании сердечно - сосудистой системы школьников. Объясняется это, прежде всего тем, что длина тела подростка в период полового созревания опережает увеличение тела в ширину, а рост общей массы тела не соответствует росту массы сердца. В результате некоторые юноши и девушки, обладающие высоким ростом, жалуются на быструю утомляемость, общую слабость. Хуже переносят перегревание и различные физические нагрузки. Обычно эти явления преходящи, но если подросток не занимается спортом и ведет малоподвижный образ жизни, гипокинезия может привести к относительной сердечной недостаточности. Если сердце лишено необходимой тренировки, то развивается оно плохо и на всю жизнь остается слабым и вялым. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый «мускульный голод» у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.
Какие изменения вызывает малоподвижный образ жизни?
Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. При гиподинамии отмечается также уменьшение жизненной емкости легких и легочной вентиляции. Довольно часто можно наблюдать и уменьшение интенсивности газообмена. У людей, ведущих малоподвижный образ жизни, резко понижается обмен веществ из-за недостаточного поступления в организм кислорода. Отсюда многие беды: преждевременное развитие атеросклероза, инфаркты и инсульты, болезни легких. В состоянии покоя около 40% крови не циркулирует по организму, находится в «депо». Следовательно, ткани и органы хуже снабжаются кислородом — этим эликсиром жизни. И, наоборот, во время движения кровь из «депо» активно поступает в сосуды, в результате чего усиливается обмен веществ и организм человека быстрее освобождается от шлаков. Так, например, в мышцах, находящихся в покое, функционируют всего лишь 25—50 капилляров. В работающей же мышце до 3000 капилляров активно пропускают через себя кровь. Не следует забывать, что чем старше возраст человека, тем меньше остается функционирующих капилляров. Однако в постоянно работающих мышцах они сохраняются. В функционирующих мышцах сосуды стареют гораздо медленнее, чем во внутренних органах. Например, сосуды ног стареют быстрее всего из-за плохого оттока крови в результате дефекта клапанов вен. Это приводит к застою крови, расширению вен и хроническому кислородному голоданию тканей с образованием тромбов, трофических язв. Поэтому мышцам ног нужное течение всей жизни давать посильную нагрузку, чередуя ее с периодами рационального отдыха. У человека, который систематически не занимается физическими упражнениями, к 40—50 годам жизни скорость движения крови заметно замедляется, уменьшаются мышечная сила и глубина дыхания, повышается свертываемость крови. В результате среди таких людей резко увеличивается число больных стенокардией и гипертонией. Малоподвижный образ жизни современного человека стал одной из основных причин возникновения раннего атеросклероза, пневмосклероза, ишемической болезни сердца и внезапной смерти.
Такая же закономерность наблюдается и в легких с альвеолами. Бездействие мышц приводит к нарушению кровообращения во всех органах, но чаще других страдают сердце и мозг. Не случайно пациенты, вынужденные долгое время пребывать на постельном режиме, в первую очередь начинают жаловаться на колики в сердце и головную боль. Малоподвижный образ жизни приводит и к преждевременному старению организма человека: атрофируются мышцы, резко снижается жизненный тонус, падает работоспособность, появляются ранние морщины, ухудшается память, преследуют мрачные мысли. Поэтому долголетие невозможно без активного образа жизни. Учеными опубликовано множество работ, в которых указывается, что малоподвижный образ жизни способствует развитию опухолевых заболеваний. Движение обеспечивает постоянную циркуляцию всех биологических жидкостей: как в поверхностных слоях кожи, так и в глубине организма. На каждый миллилитр крови приходится до семи тысяч квадратных сантиметров площади кровеносных сосудов. Если человек двигается меньше, то все процессы в его организме замедляются, в том числе и движение биологических жидкостей. Так же замедляется и выделение продуктов распада из организма. Накапливаются токсины и ядовитые вещества, которые по кровяному руслу переносятся ко всем органам и отравляют все тело.
Отрицательные последствие гиподинамии и гипокинезии проявляется так же сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
Как мы уже отмечали, влияние данного состояния во всех случаях носит только негативный характер. Гиподинамия отрицательно сказывается на работе как опорно-двигательного аппарата, так и центральной нервной системы, обменных процессов. Если говорить непосредственно о работе сердечно-сосудистой системы, то при гиподинамии отмечается явное снижение силы сердечных сокращений, а также уменьшение массы сердца.
Помимо этого данное состояние способствует ослаблению сердечной мышцы, снижению энергетического потенциала сердца, сокращению его минутного объема, а также ослаблению как венозных, так и артериальных сосудов. Все эти явления неминуемо ведут к серьезному ухудшению снабжения тканей кислородом, то есть к гипоксии. Вполне возможны нарушения и в балансе жиров, белков, углеводов, а также солей и воды.
Гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга. В результате, о себе дают знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница, снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. Еще Сеченов указывал на значение мышечного движения человека для развития деятельности его мозга. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга», которую Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли», Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению». «Мышечной радостью» называл Павлов ощущение удовлетворенности, бодрости, которое он испытывал в результате физического труда.
Что касается влияния гиподинамии на костно-мышечный аппарат, то в данном случае наблюдается уменьшение мышечной массы, развитие дегенеративно-дистрофических изменений и возникновение прослоек жировой ткани между мышечными волокнами. Все эти изменения становятся причиной очень сильного снижения тонуса мышц, что в свою очередь приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и к смещению внутренних органов. Гиподинамия не остается безучастной и в отношении желудочно-кишечного тракта. В этом случае данный синдром провоцирует задержку пищи в области желудка, а также усиливает процессы гниения и нарушает функционирование кишечника. Все эти состояния неминуемо ведут к развитию запоров либо частым изменениям стула.
Наша исследовательская деятельность.
Для решения этой задачи мы использовали методику определения состояния здоровья по изменению кровяного давления до физической нагрузки и после неё. Перед уроком физкультуры давление учащихся соответствовало норме. Это говорит о том, что школьный труд является обычной нагрузкой для организма учащихся. После физкультуры у учащихся кровяное давление резко повышается и это нормально, т.к. при повышении активности мышечной деятельности, мышцы человека нуждаются в большом количестве питания и кислорода, и в ответ на это кровоснабжение мышц увеличивается. Это влечет за собой учащение сердцебиения и увеличение давления в кровеносных сосудах. Через 2 часа после эксперимента выделилось три группы учащихся.
ФИ обучающихся |
| Показатель АД | |
До нагрузки | После нагрузки | Спустя 2 часа | |
Мартынов Д. | 118/68 | 125/70 | 120/69 |
Уваров Н. | 110/65 | 115/68 | 100/67 |
Цыганкова П. | 120/70 | 125/72 | 127/70 |
Богачева П. | 120/70 | 127/72 | 120/70 |
Никонов В. | 110/68 | 117/70 | 115/70 |
Васильев В. | 120/70 | 127/70 | 120/70 |
Иванов Н. | 119/67 | 126/69 | 120/70 |
Кругликов В. | 120/70 | 127/70 | 120/70 |
Зайцев Н. | 115\67 | 125/68 | 120/68 |
Пакулин П. | 120/70 | 128\70 | 120\70 |
Бойцова А. | 120/72 | 129\74 | 120/70 |
Сеничев Е. | 120/72 | 127\75 | 123\75 |
Пашина А. | 120/70 | 128/70 | 120\70 |
У первой группы давление понизилось, у второй – нормализовалось, у третей – повысилось. Тот факт, что у большинства учащихся кровяное давление отклонилось от нормы, объясняется тем, что они имеют ослабленные адаптивные способности к физическим нагрузкам, проблемы сердечно-сосудистой системы, пониженный уровень здоровья. В процессе анкетирования эти учащиеся признались, что они часто болеют ОРЗ и имеют проблемы с состоянием здоровья. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что у 70% учащихся адаптивные способности понижены.
• которые соблюдают гигиенические требования при занятиях на компьютере. В марте месяце на беседе нами было проведено анкетирование в 5-6 классах с целью определения количества учащихся:
• которые выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику;
• у которых ночной сон приближается к норме;
• которые активно проводят выходные и занимаются в кружках и секциях дополнительного образования;
В анкетирование приняло участие в 5 классах – 64 человека, в 6 классах – 70. Чтобы ответы на вопросы были правдоподобны, ребятам было разрешено отвечать анонимно.
На вопрос «Делаешь ли ты зарядку?» 27 человек (42%) в 5 классах и 24 человека (34%) в 6 классах ответили положительно.
Делаешь ли зарядку?
Вывод: с увеличением возраста учащихся снижается количество детей, которые выполняют утреннюю гимнастику.
По мнению врачей-педиатров, для школьников среднего звена здоровый ночной сон должен составлять 9-10 часов. На вопрос «Сколько длится твой ночной сон?» 38% (5 класс) и 23% (6 класс) ответили 9-10 часов, что соответствует норме.
Сколько длится ночной сон?
Вывод: 3% учащихся 5 классов и 14% учащихся 6 классов грубо нарушают режим дня – спят менее 6 часов в сутки. Именно этот процент учащихся опаздывают утром на занятия в школу.
На вопрос «Посещаешь ли ты кружок или спортивную секцию?» отрицательно ответили 33% учащихся 5 классов и 40% учащихся 6 классов.
Посещаешь кружок или спортивную секцию?
Вывод: с увеличением возраста учащихся значительно возрастает количество детей, которые не посещают кружки и секции дополнительного образования. Эти дети предоставлены сами себе или улице.
Как проводишь выходные?
На вопрос « Как ты проводишь выходные?» только 39% учащихся 5 классов и 26% учащихся 6 классов ответили, что проводят эти дни активно, посещая кружки и спортивные секции. Большинство детей проводят эти дни, проводя много времени за компьютером или просмотром телепередач.
Сколько часов день сидишь за компьютером?
На вопрос «Сколько ты часов в день ты сидишь за компьютером?» 5% учащихся 5 классов и 6% учащихся 6 классов ответили, что не сидят вообще, 31% (5 кл.) и 26% (6 кл.) - 1 час и меньше, 64% (5кл.) и 68% (6кл.) – 2 и более часов.
Вывод: исследуя литературу по вопросу, влияния компьютера на здоровье школьника мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой. В прошлом году в Санкт-Петербурге 17-летний молодой человек на глазах у бабушки зарезал ножом маму за то, что она не разрешала ему играть в компьютерные игры. Весной этого года в Саудовской Аравии произошло из ряда вон выходящее происшествие – четырехлетний мальчик застрелил своего отца, не купившего ему игровую приставку. Большинство школьников не соблюдают нормы работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
Анализ анкет подтвердил, что и учащиеся нашей школы много времени проводят за компьютером. Проблем со здоровьем детей становится всё больше. Решение может быть только одно: необходимо жестко ограничивать время пребывания ребенка за компьютером. Прекращать работать за компьютером нужно минимум за 2 часа до сна, даже если ребенок проводит время с пользой. Родители, зачастую умышленно отдают своих детей на «воспитание компьютеру». Ребенок сидит дома, никуда не отходит от компьютера, значит, на улице проблем не будет и переживать не о чем. Получается, что родители разменивают своё спокойствие на здоровье ребенка.
Очевидно, что найти компромисс довольно сложно, но его нужно искать ради того, чтобы дети выросли здоровыми и это должно быть первоочередной задачей родителей. В конце концов, узнать что-то новое можно всегда, было бы желание, а вот вернуть утраченное здоровье бывает невозможно.
Гигиеническая суточной двигательной активности школьников норма (по А. Г. Сухареву)
Возрастные группы, лет | Локомоции (число шагов), тыс. | Величина энергозатрат, ккал/сут | Продолжительность, ч |
8—10 (оба пола) 13 — 14 (оба пола) 25-17 юноши 25-17 девушки | 15—20 20—25 25—30 2530 | 2500—3000 3000—4000 3500—4300 3000—4000 | 3,0—3,6 3,6—4,8 4,8—5,8 3,6—4,8 |
Что делать?
Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Многие врачи связывают с ожирением увеличение числа сердечно - сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника - первостепенная задача современного человека. Во всем цивилизованном мире ширится движение за здоровый образ жизни. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья человека. Однако посещать тренажерные залы и бассейны способны далеко не все. Многим не хватает времени или средств на серьезные занятия спортом. Во многих странах мира в учреждениях введены специальные премии для сотрудников: для тех, кто похудел, кто отказался от курения (или просто не курит), и для тех, кто посещает спортивный зал, оборудованный на фирме. Экономисты убедительно доказывают, что целесообразнее оплачивать сотрудникам занятия спортом, чем больничные листы и лечение. В нашей стране эффективные программы по коррекции массового образа жизни "докатятся" до людей еще не скоро. В вопросах социального обеспечения и здравоохранения мы сидим в ХХ веке и пока не собираемся его покидать. Что тут поделать: карма такая у нашего государства. Но это не значит, что вы лично не сможете совершить "фитнесс-революцию" в одной отдельно взятой семье. Собственно говоря, это и есть ваша цель. Слава Богу, есть еще недорогие и очень эффективные виды спортивной нагрузки: пробежки и прогулки, домашняя гимнастика, занятия аэробикой с помощью кассеты. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у людей при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых и организованная физическая деятельность. Профилактику гиподинамии следует проводить на различных этапах жизни человека. Соблюдение данных профилактических мер оказывает положительное влияние на процессы роста и развития детей даже первого года жизни. Установлено, что те дети, которые регулярно выполняют физические упражнения и проявляют достаточную двигательную активность, в среднем на 1-2 см выше других своих сверстников, имеют немного большую массу тела (примерно на 500 г). При выполнении необходимого объёма двигательной активности в целях профилактики гиподинамии и гипокинезии малыши начинают раньше на 1-2 месяца ходить и самостоятельно садиться. Физические упражнения также изменяют в лучшую сторону общее состояние здоровья малышей. В частности, такие дети в 2-3 раза реже болеют простудными и инфекционными заболеваниями.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям. Активные физические нагрузки особенно необходимы в детском возрасте. Поэтому занятия физкультурой в дошкольных учреждениях и школах следует считать необходимым условием для правильного развития растущего организма ребенка. У занимающихся физкультурой людей заметно укрепляется сердечнососудистая система. Сердце работает экономно, сокращения его становятся редкими и мощными. Физические упражнения оказывают большое влияние на формирование аппарата дыхания, увеличивая, в первую очередь, жизненную емкость легких. Под действием физических упражнений развиваются основные физиологические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость, которые обеспечивают такие физические качества человека, как сила, быстрота, выносливость, а также улучшают координацию движений. Развиваясь, мускулатура укрепляет и костно-связочный аппарат. Повышается прочность и массивность костей, эластичность связок, нарастает подвижность в суставах. Регулярные физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех ее уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Мышечная активность оказывает большое влияние на вегетативную нервную систему, состоящую из симпатического и парасимпатического отделов. Эти отделы управляют деятельностью всех органов. В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Систематические физические упражнения приводят к перестройке функций органов и систем организма, в результате чего одна и та же работа для тренированного человека более легка, чем для нетренированного.
В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма. Все виды мышечной активности - спортивные тренировки в школе, на стадионе, дома, уроки физкультуры, труда, туристические походы, работа в саду, в поле - повышают силу и выносливость скелетных мышц, делают их работу более экономичной. Даже простая ходьба, вызывая периодические сокращения и расслабления скелетных мышц, оказывает неоценимую помощь сердцу. Интересен и поучителен тот факт, что при ходьбе число шагов здорового человека совпадает, как правило, с ритмом сердечных сокращений.
Физическая культура — культура тела, укрепление здоровья человека, систематическое и разностороннее совершенствование человеческого организма в интересах и защиты Родины. Физкультуру нельзя рассматривать исключительно с точки зрения физических упражнений в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочее. Она органически включает в себя общественную, личную гигиену, гигиену труда и быта, широко использует силы природы, воспитывает правильный режим труда и отдыха».
Являясь одним из сильнейших средств массового оздоровления населения, физкультура и спорт всячески поощряются и поддерживаются правительством России, считаются государственным делом. Физическая культура и спорт приобретают в нашей стране все большее и большее распространение, охватывая все слои населения, все профессии и возрасты. Мышечная деятельность, физические упражнения особенно необходимы людям умственного труда и ведущим малоподвижный образ жизни. Существуют болезни мышечного бездействия: сутулость, узкая впалая грудь, болезни позвоночника, хронический колит, геморрой, подагра, камни желчного пузыря, почек. Человеческий организм нуждается в постоянном гармоническом развитии и функционировании всех систем и органов. Мышечная деятельность не должна быть забываема в режиме труда и отдыха человека. По своей массе мышцы составляют около 44% веса тела взрослого мужчины. Это мощный двигательный аппарат, который нужно тренировать, упражнять во избежание дисфункций, дисгармоний в жизни организма.
В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, многие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвязи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарате, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.
В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физической культуры. Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в высоком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста для сохранения бодрости и долголетия. За последнее время, наряду со многими отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости. Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, снижении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позвоночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной и работоспособности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей. Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к фармаковоздействиям, психологическим или педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противостояния этому явлению — повышение двигательной активности. Это путь долголетию и здоровому образу жизни.
Заключение.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей, как это происходит сегодня. Развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения алкоголизма и наркомании. Частота, продолжительность и интенсивность физических нагрузок должны соответствовать возможностям человека, уровню его тренированности. Для практически здоровых малоактивных людей лучше начинать с одного или двух занятий в неделю продолжительностью 30-40 минут. Оптимальной считается физическая активность 5 раз в неделю. Продолжительность тренировки от 30 до 60 минут. Умеренной нагрузкой считается 30-минутная ходьба, медленная езда на велосипеде, медленные танцы, лыжные прогулки, 15-20-минутный бег трусцой, работы в саду, по дому. Интенсивная физическая нагрузка – быстрый бег, танцы, плавание, уборка снега, ремонт дома, – способствует улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает тренированность, самооценку, способствует длительному сохранению физически активного образа жизни.
Для большинства людей интенсивность максимальной физической нагрузки соответствует частоте пульса, рассчитанной по формуле: частота пульса равна 200 минус возраст в годах. Невозможность поддержать разговор во время упражнений, сохранение сильного чувства усталости через час после тренировки говорит о необходимости снижения уровня выполняемой нагрузки. Полноценной считается нагрузка не менее 10 тысяч шагов в день.
В целом градация выглядит так:
Меньше 5 000 шагов в день – малоподвижный образ жизни.
7 500-10 000 – подвижный образ жизни.
10 000-12 5000 – рекомендуемый образ жизни.
Начав двигаться, вы почувствуете прилив сил и энергии, легкость и подъем настроения. Но для того, чтобы это произошло, нужно сделать первый шаг. Начинайте!
Выводы:
Как человеку обезопасить себя от гиподинамии и ее последствий?
1. Понятно, что для этого нужно, в первую очередь, поменять свой распорядок дня. Конечно, всем нам хочется после трудового дня сразу лечь на диван перед телевизором, и наслаждаться отдыхом. Но нужно помнить, что наш организм нуждается в нагрузке. К тому же, куда приятнее расслабление после физических упражнений, ведь тело после тренировки кажется таким гибким и легким. Таким образом, избежать гиподинамии — самой распространенной болезни 21 века — поможет физическая активность.
2. Только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, может избежать последствий гиподинамии. Что подразумевается под здоровым образом жизни? Это рациональное питание, соблюдение режима дня, гигиенические процедуры, занятие физическими упражнениями и спортом, отказ от вредных привычек. Поверьте, даже 30 минут ежедневной физической нагрузки будут очень полезны для вас. А пешие прогулки на свежем воздухе вообще творят чудеса!
3. Конечно, в идеале человеку рекомендуется заняться спортом, ходить в спортивные клубы, на фитнес, заниматься плаванием. Но если работа отнимает большую часть времени и такой возможности просто нет, то нужно хотя бы просто увеличить физическую нагрузку. Например, если есть собака, то каждый день гулять с ней, а не просто стоять и ждать, пока она сама погуляет, перестать пользоваться лифтом и подниматься на этаж пешком, делать каждое утро легкую зарядку. То есть, двигательная нагрузка должна быть разумной, и тогда это станет залогом того, что гиподинамия и ее последствия не скажутся на вас.
4. Также врачи рекомендуют для профилактики гиподинамии пить как можно больше жидкости — чаи, компоты, соки. Вдвойне полезно пить фруктовые и овощные соки — они помогут укрепить иммунитет. Что касается питания, то оно должно быть сбалансированным — больше фруктов и овощей, полезен мед с лимоном. Очень важен и полноценный отдых — человек должен спать не менее восьми часов. Со временем вы сами заметите, что ваше самочувствие улучшилось. Это действительно возможно — иметь крепкое здоровье и красивую фигуру, нужно лишь немного упорства, воли и желания изменить свою жизнь.
Условия для всего этого есть у каждого из нас, нужно лишь этим воспользоваться! Для этого необходимо преодолеть у населения низкую потребность в занятиях физической культурой. Спортивные достижения выдающихся атлетов вдохновляют большие массы людей и способствуют их приобщению к систематическим спортивным занятиям. Справедливо отмечал основатель современного олимпизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20 человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого нужно, чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения.
Литература:
"Разделите так, как делили работу..."
Сказка на ночь про Снеговика
Солнечная система. Взгляд со стороны
10 осенних мастер-классов для детей
Аэродинамика и воздушный шарик
Комментарии
"Гиподинамия- что это такое?"
Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей. Гиподинамия – весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной медицине данное понятие довольно часто именуют так же гипокинезией.