Данный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста и может быть использован ими в качестве материала для исследовательской работы. Используя положительную мотивацию, следует нацеливать учащихся на приобретение ими теоретических знаний по научным дисциплинам и реализацию практических навыков экспериментального научного исследования, что, в свою очередь, является средством активного включения в процесс самообразования и саморазвития.
Вложение | Размер |
---|---|
nou._pochemu_chtenie_-_eto_vazhno.doc | 73.07 КБ |
pochemu_chtenie_-_eto_vazhno.ppt | 1.68 МБ |
Астунина Любовь Васильевна, учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34
г.Волгоград
Данный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста и может быть использован ими в качестве материала для исследовательской работы. Используя положительную мотивацию, следует нацеливать учащихся на приобретение ими теоретических знаний по научным дисциплинам и реализацию практических навыков экспериментального научного исследования, что, в свою очередь, является средством активного включения в процесс самообразования и саморазвития.
«Почему чтение – это важно?»
Актуальность
Значение книги в жизни человека огромно, человек не может обойтись без чтения. Однако, сегодня самая читающая в мире страна столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не общаются с художественной литературой. Родители и учителя жалуются, что дети перестали читать или читают, как говорят взрослые, из-под палки.
Некоторые мои товарищи так и говорят: а зачем тратить время на чтение? И может, в век телевизоров и компьютеров чтение, вообще, не так уж и необходимо?!.
Цель
Я задался целью выяснить: почему чтение – это важно?
Задачи
Для её выполнения мне было необходимо ответить на несколько вопросов:
Средства
Свой материал я накопил на основе материалов интернета, СМИ, собственных знаний и наблюдений, анкетирования и бесед с ребятами и взрослыми.
Результаты моего исследования
Книга будит эмоции. Что именно может дать книга, которая читается с удовольствием и идёт в ногу с моими интересами? Именно она превращает часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
Читая книгу, мы радуемся, переживаем, удивляемся, сострадаем. Всё это – эмоции, и они очень нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ты уже и научился получать удовольствие от того, что кажется не совсем понятным и даже вредным. Дети начинают, например, прыгать с крыш сараев, гаражей, чтобы изведать остроту риска. «Со скуки, от «нечего» делать», – говорят обычно. Но правильнее сказать, от эмоционального голода.
Чтение помогает в учёбе. Книги расширяют словарный запас. Внимательный ребенок, читая, тут же запоминает и написание слова, что, конечно, повышает уровень его грамотности. Ученику легче строить фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книгами, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению. Они быстро улавливают смысл прочитанного и выделяют главное. Если ребёнок много читает, он обладает большим объёмом информации и лучше ориентируется во всех предметах.
Отсутствие же интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Многие термины и понятия, о которых дети должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость и в средних, и в старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.
Из 20 опрошенных:
13 человек – хорошо читают – они же грамотно пишут – они же осознанно решают задачи
7 человек – плохо читают – они же допускают большое количество ошибок на письме – они же не могут осмыслить и правильно решить задачу
Книги формируют самообразовательные навыки. Книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Книга помогает не только овладеть информацией, что накапливалась веками, но и развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Ребёнок освобождается от опеки взрослых. Он идёт в библиотеку, учится пользоваться справочниками, энциклопедиями. Он знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге, которая мудрее всех.
Чтение повышает интеллект. Чтобы быть в курсе научных новостей, человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Потому что чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и требованиям.
Я предлагаю вам интересный тест, который проверит не только умение называть буквы и звуки. Конечно, смысл этого текста станет понятен только хорошо умеющим читать! Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит...
Из исслднеовиай агнлйксиих унёычх селудет, что сошвнерено всё рнаво в ккаом пкоярде сотят бвкуы в совле, смаое гавлоне, что перавя и псоленядя бквуы длжоны соттяь на свиох мсеатх.
Оталсьное мжеот бтыь не внажо, и ты смжоешь это порчтиать.
Птомоу что мы чтаием солво цлекиом, а не бкуву за бквуой.
Чтение побуждает к нравственным поступкам. Не всегда наша жизнь, окружающая действительность наполнена уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется быть похожим, поступки которых восхищают.
Книги – ценный источник о нормах культурного поведения, это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости, воспитанности. Однако, из 20 опрошенных:
- Да – согласны все 20 человек.
- Чтобы быть умным и образованным – 16 человек.
- Чтобы получать по чтению «5» – 2 человека
- Чтобы занять время – 2 человека
- Читаю – 5 человек
- Гуляю – 4 человека
- Играю в компьютерные игры (смотрю телевизор) – 11 человек
Как же приобщить ребёнка к чтению? Однозначно – показать личный пример! Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, – это «лесенка успеха»! Если взрослые сами не увлечены, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Чтение станет для него любимым занятием только тогда, когда он почувствует, что жизнь его родителей немыслима без книг. Если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.
И уж никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Библиотеки посещают лишь немногие. Книги, которые передаются из поколения в поколение – большая редкость в нынешнее время, как и книга в качестве лучшего подарка.
Всегда вечером находить время для общения, вместе читать, вместе обмениваться впечатлениями о прочитанном – вот как приобщить ребёнка к чтению.
Рекомендации взрослым по развитию читательского интереса у детей
Вывод
Проведя данное исследование, я пришёл к выводу:
Нельзя жить без книг, потому что они помогают в учёбе, учат нас быть честными, правдивыми, трудолюбивыми, побуждают к нравственным поступкам. Так вот, оказывается, почему чтение – это важно!
Слайд 1
Почему чтение – это важно?Слайд 2
Счастливое детство?!.
Слайд 3
Цель исследования: Почему чтение – это важно?
Слайд 4
Задачи исследования: Зачем надо читать? Что дает человеку чтение? Как приобщиться к чтению?
Слайд 5
Средства: Интернет Средства массовой информации Мои знания и наблюдения Опрос, беседы, интервью
Слайд 6
Книга будит эмоции
Слайд 7
Чтение помогает в учебе
Слайд 8
Как чтение помогает в учебе? 13 0 7 20
Слайд 9
Книги формируют самообразовательные навыки
Слайд 10
На что способен наш мозг! Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит... Из исслднеовиай агнлйксиих унёычх селудет, что сошвнерено вс ё рнаво в ккаом пкоярде сотят бвкуы в совле, смаое гавлоне, что перавя и псоленядя бквуы длжоны соттяь на свиох мсеатх. Оталсьное мжеот бтыь не внажо, и ты смжоешь эт о порчтиать. Птомоу что мы чтаием солво цлекиом, а не бк у ву за бквуой.
Слайд 11
Нужно ли читать? 0 2 16 20
Слайд 12
Как ты проводишь свободное время? 0 4 5 11 20
Слайд 13
Как приобщить ребенка к чтению
Слайд 14
Вывод: Чтение – это ВАЖНО!
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Музыка космоса
Загадочная система из шести экзопланет
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сказка "12 месяцев". История и современность