Мифы играли в жизни древних людей очень важную роль. Они были тесно связаны с религиозными представлениями, в них верили и считали, что от религиозных персонажей - богов зависит судьба человека. Богам поклонялись, рассказы о них сопровождались исполнением обрядов.
На основе мифологии развивалась и культура в древнем обществе – роспись бытовых и культовых сосудов, скульптура и архитектура (пирамиды, храмы в Греции), литература (тексты пирамид, веды славян)
При чтении книг о языческих богах «бросилось в глаза», что мифы разных народов очень похожи. Они охватывают одинаковый круг тем и сюжетов - происхождение мира и человека, тайны рождения и смерти, культурных благ.
Таким образом, можно говорить о «диалоге культур» между разными народами.
ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Диалог культур»
Исследование причин возникновения религиозных верований древних цивилизаций
Выполнил: | |
Жуков Дмитрий, | |
ученик 4А класса | |
МБОУ ООШ № 103 | |
г.о. Самара |
Руководитель: | |
Копылова Светлана Алексеевна, | |
учитель высшей категории |
САМАРА, 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3 – 4
1. Когда и как рождается миф………………………………… 5
2. Мифология как основа культуры …………………………. 6
3. Верования древних народов: сходство и различие……… 7 – 9
4. Отголоски прошлого ………………………………………. 10–11
Заключение…………………………………………………………….. 12
Список литературы……………………………………………………. 13
Приложение
Введение
Прочитав серию книг Рика Риордана, я заинтересовался древнегреческими богами; затем, посетив музей «Радуга», познакомился с древнеегипетскими; позже, съездив на фестиваль «Ратное дело», я увлёкся и древнеславянской культурой.
Я узнал, что мифы играли в жизни древних людей очень важную роль. Они были тесно связаны с религиозными представлениями, в них верили и считали, что от религиозных персонажей - богов зависит судьба человека. Богам поклонялись, рассказы о них сопровождались исполнением обрядов.[5]
На основе мифологии развивалась и культура в древнем обществе – роспись бытовых и культовых сосудов, скульптура и архитектура (пирамиды, храмы в Греции), литература (тексты пирамид, веды славян)
При чтении книг о языческих богах «бросилось в глаза», что мифы разных народов очень похожи. Они охватывают одинаковый круг тем и сюжетов - происхождение мира и человека, тайны рождения и смерти, культурных благ.
Таким образом, можно говорить о «диалоге культур» между разными народами.
Мифология разных народов глубоко проникла в представления и образ мысли современного человека. Мы, не отдавая себе отчёта, говорим о сизифовом труде, титанических усилиях и гигантских размерах, об олимпийском спокойствии или о гомерическом смехе. Так же, не задумываясь, мы говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. Мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. Так в нашем языке сохранились следы мифических представлений разных народов.[5]
Я считаю, что изучение и сравнение мифологии разных народов никогда не потеряет своей актуальности, потому что помогает нам лучше понять самих себя, свою историю и культуру, свой язык и истоки цивилизации.
Поэтому тема моей работы: «Исследование причин возникновения религиозных верований древних цивилизаций»
Я поставил цель: сравнить славянскую, греческую и египетскую мифологии.
Передо мной встали задачи:
- выяснить причины возникновения мифологии;
- узнать о её влиянии на культуру того времени;
- познакомиться с мифами древних славян, греков и египтян;
- проанализировать: найти общее и различие в мифах;
- провести социологические исследования и определить отношение окружающих к данной теме.
Методы моего исследования:
- изучить литературу по данной теме;
- найти и просмотреть документальные фильмы по данной теме;
- обратиться к компьютерной сети;
- провести социологический опрос.
Работая над темой, я в основном использовал научно-популярную литературу.
Изучив литературу по данной теме, я узнал, что в первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времён приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему обществу форма восприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком.[5]
Есть нечто единое у древних греков, египтян и славян. Это жизнь родовыми объединениями, где отсутствуют частная собственность, разделение на бедных и богатых, сословные различия, и где сама земля и орудия производства принадлежат всей родовой общине. И вполне закономерно, что природную жизнь древний человек не может представить себе иначе как с помощью всё тех же родственных связей, объединяющих предков с родителями и детьми и образующих одну большую родовую общность, мы бы сказали теперь – космическое единство, охватывающее землю, небо, море и подземный мир.
Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, древний человек обобщает все проявления водной стихии в одном слове – Посейдон у греков, Водяной у славян, Атум у египтян.
И небо с его светом, с его просторами древний человек называет одним словом – Зевс у греков, Нут у египтян и Сварог у славян.
И так один за другим рождаются слова-мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только бесконечно мощных и бессмертных, живущих одной семьёй и управляющих космической общиной, господствующих над миром.[6]
2. Мифология как основа культуры
Я узнал, что само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и к познанию самого себя.
В древности мифы складывали не для развлечения. Сначала миф не просто рассказывался, но и исполнялся в процессе обряда. Позже на смену обряду пришёл рассказ. Постепенно миф расслаивался на сказку, религию и историю: победа Персея над Медузой Гаргоной уже в античности казалась сказкой, Троянская война - историческим событием, а религиозные верования становились всё сложнее и уже не сводились к первобытным мифам.[5]
Меня поразило, что человек древнего мира буквально «живёт в мифе». Весь быт буквально пронизан магической заклинательной символикой, c помощью которой люди стремились обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье.
Защитой служили, прежде всего, доброжелательные языческие символы, размещённые на самых уязвимых участках жилища, двора, одежды. Это была архитектурная резьба, вышивка, чеканка, настенная живопись.
Шло время. Постепенно эта система символов превратилась в художественный орнамент, получивший, помимо магического, ещё и эстетическое содержание, сохранившееся до сих пор и заставляющее нас восхищаться его необычайной красотой. [2]
3. Верования древних египтян, греков, славян: сходство и различие
«Миф есть древнейшая поэзия»
А.Н.Афанасьев
Из литературы и художественных фильмов я узнал, что одной из стран, впервые выступающей перед нами из мрака истории, является Египет. Египтянам казалось, что вся окружающая их природа и небесные тела – одушевленны. Все они – живые существа, могущественные боги, обладающие безмерной властью, от которых зависят благополучие и жизнь людей. Часто один и тот же бог мог представать в разных обличиях (человек – животное – символ – иероглиф). У некоторых богов имена менялись согласно времени суток. Так, утреннее солнце воплощал бог Хепри: он принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до зенита. Дневное солнце воплощал бог Ра – человек с головой сокола, а вечернее «умирающее» солнце – бог Атум.[5]. Так объясняли египтяне восход и заход солнца.
В зарослях тростника Нила водились львы. Они часто нападали на животных и даже на людей. Вот и появилась свирепая богиня войны с головой львицы Тефнут. Она же могла наслать на людей страшную болезнь – чуму.
Жизнь души человека после смерти называли «загробной». Египтяне верили, что в загробном царстве, в отличие от земного, много воды, а пшеница в рост человека. Но не всякую душу пускали туда; если человек при жизни нарушал волю богов – его душу могло сожрать страшное чудовище [7].
Египетских богов можно разделить на тех, которые
Наступил золотой век. Люди и боги жили вместе. Люди захотели захватить власть, в результате земная власть перешла к фараонам.
Греция – горная страна на Балканском полуострове. На севере Греции есть высокая гора – Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи.[7]. Древние греки видели в богах существ, у которых всё, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном, возвышенном виде.[5]
Своих богов они изображали похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту – прекрасной девушкой.[7]
Богов древней Греции также можно разделить на тех, которые отражают
Появились боги из Хаоса, началась борьба за власть.
Прометей создал людей, которые погибли при наводнении. Спаслись двое, которым Зевс разрешил создать людей.
Древние славяне также представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить, они творили зло.
Владыкой Вселенной считался Сварог. Родив других богов, ушёл на «покой».[5]
Как и египтяне, славяне считали, что солнце выезжает утром с востока на своей золотой колеснице (у египтян – ладья), но называется по-разному: Даждь-бог (у египтян), Ярило (у славян).
Как у греков, Деметра погружается в печаль о дочери Персефоне, так и у славян Перун умирает на зиму.
Славянских богов также можно разделит на тех, которые отражают
Миф о сотворении мира идентичен по своей сути греческому и египетскому: не было ничего, весь мир заключён в яйце, в котором спал Бог Род. Яйцо явил из небытия Всевышний Родитель. Род родил Вселенную.
Египтяне, греки и славяне жили в разных климатических условиях. По этой причине каждый из народов имел богов, свойственных только ему. Так, например, в Египте: Сет – бог пустыни, Таурет – все богини самки-бегемоты; в Греции - титан Океан; у славян - Луговой, Полевой, Леший.
4. Отголоски прошлого
«Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности»
А.С. Пушкин
Древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в нашей повседневной жизни.
Спросим себя, к примеру, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему невеста на свадьбу надевает белое платье? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него запускают кота?
Мы празднуем Масленицу, у многих дома есть народные игрушки.
В моду вошло употреблять имена древних богов в аллегорическом смысле: говоря «Марс», подразумевают войну, под «Венерой» понимают любовь, под «музами» - различные виды искусства.[5]
Начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и египтян.
Придя в любой художественный музей, человек, не знающий мифологии, оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров: И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю”, Рубенс «Персей и Андромеда» или скульптурных групп «Аполлон и Дафна» Бернини, «Амур и Психея» А. Кановы.
Человеку, не осведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясен смысл не только русских сказок («Курочка ряба»), но и стихов А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, басен И. А. Крылова.
Например, у А.С. Пушкина есть такие строки:
Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из Аида бога мчат.
Пять строк – пять загадочных имен! Не зная мифологии, здесь придется после каждой строчки заглядывать в словарь.
Я считаю, что тем, кто интересуется историей, литературой и искусством, знакомство с мифологией просто необходимо.[4]
Заключение
В результате проделанной мною работы я выяснил, что боги и мифы древних славян, египтян и греков были очень похожи. Они были схожи по содержанию, воплощению, их значению для людей. Это сходство наводит на мысль о том, что причины, вызвавшие к жизни тот или иной миф, были одинаковыми. Однако каждый народ создавал своих богов с присущими только ему характерными особенностями, которые зависят от географического положения страны, климатических условий.
Для современного человека миф – это что-то вроде сказки для взрослых или же собрание старинных народных суеверий.
Это подтверждает проведённый мною социологический опрос, из которого также видно: не зависимо от возраста, люди часто используют в повседневной жизни сведения из мифов разных стран, даже не задумываясь об этом.
Пока я работал над своим исследованием, я узнал много нового о верованиях древних людей и ещё больше заинтересовался мифологией. Планирую в дальнейшем познакомиться с мифами древней Индии (связаны со славянскими) и Скандинавии (часто используются в фэнтэзи).
Список литературы
1. Асов А.И. Родные боги славян. - М.:ФАИР, 2010
2. Белякова Г.С. Славянская мифология. - М.:Просвещение,1995
3. Кайсаров А.С Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов: «Надежда»,1993
4. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Составитель А.А Нейхард. - М.:Правда,1990
5. Мифы древнего мира. Составитель М.Б. Бурдыкина. - СПб.: «Каравелла»,1995
6. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М.:Искусство,1989
7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: история. Составители Н.В.Чудакова, А.В.Громов. - М.:ООО «Фирма «Издательства АСТ»,1999
Cсоциологический опрос к работе
7-18 лет 19-35лет 36-55лет старше 55 лет
2. Что значит для Вас древняя мифология?
сказка реальность
3. Знаете ли Вы, почему невеста надевает платье белого цвета?
да нет
4. Знаете ли Вы, почему в новоселье первым в дом заходит кот?
да нет
5. Откуда пошло слово «хаос»?
да нет
6. Нравиться ли Вам слушать или читать мифы?
да нет
«Течет река Волга»
Астрономический календарь. Май, 2019
Под парусами
Если хочется пить...
Ласточка