Число является одним из основных понятий математики. Понятие числа развивалось в тесной связи с изучением величин; основная функция чисел – счетная. Однако числа выполняют еще и символическую функцию, которая была характерна для ранних стадий развития человечества, начиная с родового общества. У разных народов есть свои излюбленные, предпочитаемые для символических целей числа – выражение своеобразия культуры этноса. Так возникла данная работа, цель которой − изучение символики числа русских и бурят.
Вложение | Размер |
---|---|
символика числа у русских и бурят | 69.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
Конкурс исследовательских проектов средних школьников
«Семь ключей»
Номинация: культурология
Тема: «Символика числа у русских и бурят»
Выполнила: Воронкова Елена, учащаяся 5 класса «Б»
Руководитель: Цыдыпова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ
2011
Оглавление
Введение
Основная часть
Глава I Символика числа
Глава I I Символика числа в традиционной славянской культуре
Глава I I I Символика числа в духовной культуре бурят
Введение
Актуальность. Число является одним из основных понятий математики. Понятие числа развивалось в тесной связи с изучением величин; эта связь сохраняется и теперь. Во всех разделах современной математики приходится рассматривать разные величины и пользоваться числами. Таким образом, основная функция чисел – счетная, т.е. они призваны вести учет, определять количество.
Однако числа выполняют еще и символическую функцию, которая была характерна для ранних стадий развития человечества, начиная с родового общества.
У разных народов есть свои излюбленные, предпочитаемые для символических целей числа – выражение своеобразия культуры этноса.
Цель работы − изучение символики числа русских и бурят.
Данная цель предполагает решение ряда частных задач:
Объектом исследования стала семантическая составляющая числа русских и бурят.
Для достижения поставленных задач использовались теоретические (изучение литературы) методы исследования и практические методы (анализ информации, анализ жанров УНТ, работа по этимологии).
Глава I Символика числа
Число имеет длинную и глубокую историю. У пифагорейцев оно трактовалось как выражение гармонии космического и человеческого порядков. В исламе рассматривалось как первооснова всех наук, искусства и культуры в целом. Символика чисел характерна для ранних стадий развития человечества, начиная с родового общества. Особенное развитие получила в древнееврейских государствах, в еврейском жречестве с его пристрастием к каббалистике и мистицизму чисел и счета, у пифагорейцев, у алхимиков средневековой Европы, а позднее — у масонов. Уже у первобытного человека число 1 означало мужчину, число 2 — женщину, и от них произошел весь «мир чисел», ибо 1+2=3 — числу, означающему единство.
Число 0 означает несуществование, ничто, неявленное, беспредельное, вечное, отсутствие качества и количества. Ноль имеет тот же символизм, что и круг. Изображенный в виде пустого круга, ноль указывает как на отсутствие смерти, так и на абсолютную жизнь, находящуюся внутри круга.
Единица. Означает первичное единство, начало.
Два. Двойственность, чередование, различие, конфликт, зависимость, статичность, укорененность; отсюда равновесие, стабильность, отражение, противоположные полюса, двойственная природа человека.
Три - любимое число человечества. Вся эстетика охотно прибегает к троичности.
Четыре. Из четырех точек образуется первая трехмерная фигура. Это пространственная структура или порядок проявления; статичное в противоположность динамичному и цикличному.
Пятерка - число священного брака, поскольку является суммой женской (четной) двойки и мужской (нечетной) тройки. Символизирует медитацию, религию, активное состояние, многосторонность и, если не брать Восток, пять чувств.
Шесть. Означает равновесие, гармонию. Самое плодовитое из всех чисел (Филон). Символизирует единство полярных сил.
Семь. Человек воспринимает все окружающие явления - свет, звук, запах, вкус - через семь отверстий в голове: через два глаза, два уха, две ноздри и рот. Более того: людям свойственно усваивать поступающую информацию, если она не превышает 7 категорий.
Восемь. В духовном смысле восьмерка - цель посвященного, прошедшего семь ступеней или Небес, и, тем самым, число вновь обретенного рая, а также возобновления, восстановления, счастья, совершенного ритма.
Девять. Это полнота, исполнение, достижение, начало и конец, целое, число небесное и ангельское, рай на земле. Девять - число, не подверженное порче. Кроме того, девятка - число окружности. У народов майя девять подземных миров, и каждым правит отдельное божество. У пифагорейцев девять - предел всех чисел, внутри которого существуют и обращаются все прочие.
Десять. Число космоса, парадигма творения. Десятка содержит все числа, а, следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета.
Число 12 вошло во многие системы счета. В целом ряде стран, в том числе и в России разные предметы считают, разделяя их по 12 штук. Именно поэтому для 12 есть еще одно особое название – дюжина. Русская мера длины – фут – равна 12 дюймам (также как английский фут); английская монета шиллинг до перехода Англии на десятичную денежную систему в 1971 г. равнялся 12 пенсам.
Число 13 называют «чертовой дюжиной». Оно противостоит «счастливому» числу 12. Это – сумма 12 + 1, и, кроме того, 13, в отличие от 12, является простым числом, то есть оно делится только на 1 и на само себя. Однако некоторые люди и даже целые народы рассматривают это число как хорошее, счастливое. Вплоть до сегодняшнего дня большинство итальянцев любят это число. Также верили, что число 13 приносит счастье, древние жители Центральной и Южной Америки.
Глава I I Символика числа у славян
Русская народная духовная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, и в былинах, и в христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.
Число 1 встречается в русской традиции крайне редко. Однако образ Аники воина, который выезжает в Чисто Поле, чтобы биться с врагом одному, а также символ копья и единорога встречаются в текстах летописей и древних преданий.
Число 2 символизирует противоположные полюса, двойственную природу человека, влечение. В христианстве Христос имеет две природы — Божественную и человеческую. Идея и символика двойственности в целом не характерны для русской культуры, особенно в христианский период ее существования (может быть, за исключением образа Двуглавого орла), однако в язычестве ее присутствие гораздо более заметно и проявляется, например, в образах Чернобога и Белобога, или Ивана и Купалы, олицетворявших собой две половины года. Идея чета и нечета выражала собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую мифологию пронизывала идея борьбы таких начал как Жизнь (Жива, Род) и Смерть (Навь, Морена), живая и мертвая вода, Правда и Кривда.
Число 3. Русская традиция с точки зрения числовой символики насквозь троична. Это проявляется не только в почитании одного из самых высоких христианских понятий Троицы, но и даже в предельно сниженных, профанических чертах национального бытия, например, в доходившей до трагикомизма привычке пить на троих. Троичностью пронизаны и дохристианские русские символы и понятия - культовые образы "трех солнц", три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, образ Трояна из "Слова о полку Игореве", которого многие исследователи отождествляют с Триглавом, три сферы (небо, вода и земля), в которых пребывает Бог Агни, три пути на выбор, предлагаемые спутнику судьбой.
Идея четверичности менее типична для русской традиции. Тем не менее, можно вспомнить четырехголового Збручсног-идола, объединение в одно божество четырех славяно-балтских божеств - Ярович, Рцевит, Поревит, Поренут, четыре стороны света и, соответственно, четыре мифологизированные ветра. В христианстве четыре — число тела, тогда как три символизирует душу. Четыре реки рая, образующие крест; четыре Евангелия, евангелиста, главных архангела, главных дьявола. Четыре отца церкви, великих пророка, главные добродетели (мудрость, твердость, справедливость, умеренность). Четыре ветра, несущие Единый Дух.
В России число пять и пятиконечная звезда, служащая его графическим выражением еще с древних времен, задолго до кремлевских звезд играло важную роль. В нашей стране была распространена особая игра, имеющая кельтское происхождение, во время которой человек должен был подбрасывать и ловить рукой пять камней с целью гадания. Древние люди были убеждены, что солнце пляшет пять раз в году. Иногда пятерка рассматривалась на Руси как символическое обзначение брака, а также как число единения человека со Всевышним.
Число шесть встречается в русской мифологии и традиции значительно реже пятерки. Его присутствие можно заметить не только в арифметическом, сколько в пространственно-геометрическом плане. Так, ученые говорят о "громовом знаке", посвященном древнеславянскому богу грозы (в качестве которого выступали как Перун, так и Роз) и представляющему собой как шестилучевую звезду, вписанную в окружность, так и знак в виде колеса с шестью спицами.
Гораздо чаще русская мифология и фольклор говорят о числе семь. Это и семь богов древнерусского пантеона, и бог Семаргл, явно ведущий свое имя от числа 7, и семь небес, и многие другие семеричные символы, разбросанные по многочисленным легендам, сказкам и преданиям. Оно символизировало в них целостность мироздания, и в точности так же как и пятерка опиралось не только на языческую, но и православную числовую символику. 7 - число человеческое - (семь отверстий в человеческой голове), семь возрастов, семь добродетелей.
Число восемь также встречается в древнерусских текстах, хотя его наиболее важное проявление - графическое. Восьмилучевая звезда Богородицы относится к сакральным славянским раннехристианским символам. Известное святилище Перуна, окруженное восьмью кострищами, расположенными по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света.
Число 9 весьма часто встречается в русской традиции, где оно может связываться с календарной тематикой. «В славянских сказках змей бывает 9головым, а ведьма имеет 9 братьев. Согласно русским преданиям медведь встает из берлоги 9 марта. Девятая неделя после Пасхи всегда очень почиталась». Русская народная сказочная традиция украшала демонического змея тремя, но гораздо чаще трижды тремя, то есть девятью головами, которые должен срубить добрый молодец буланым мечом. Этот девятиглавый демонический змей, тождественный образу Черного Бога Земли практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трех голов вырастают три другие. Лишь вмешательство Высших Сил и смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогает победить непокорную перевернутую девятку и утвердить единство.
Число двенадцать, по свидетельству некоторых ученых, рассматривалось как завершение ряда чисел 3, 4, 7. Число тринадцать, называвшееся "лихо одно-глазое", символизировало собой горе, несчастие, неудачу, потерю.
Ученый В.М.Кириллин говорит о других трех числах, считавшихся в русской традиции священными - 15, 21 и 35. Число 15 имело отношение к отечественной православной хронологии, унаследовавшей от византийского летоисчисления деление времени на индикты - периоды в 15 лет, введенные в 312 году римским императором Константином вместо ранее применявшегося деления на "олимпиады". Символический смысл имеет в русской традиции и число 21, составляющее в сумме 3. Оно несет в себе определенный функциональный смысл при церковных вычислениях: 21-й день каждого месяца был посвящен Деве Марии; кроме того, день 21 ноября считался днем воспоминаний о введении Богородицы во храм. О высокой силе, стоящей за данным числом свидетельствует повесть А.С.Пушкина "Пиковая дама", где роковые карты - тройка, семерка, туз - в сумме составляют как раз 21 очко. Священными считали наши предки и число 35. Оно связывалось, прежде всего, с так называемым "ключом границ" или числом букв славянского алфавита. Помимо этого, 35 считалось числом, выражающим идею половины пройденного земного пути.
Глава I I I Символика числа у бурят
Число 1. Упорядочивающее значения числа 1 – первый – выражает понятие изначальности: первый снег – начало холодов, первый ребенок – начало семьи т.п..
Число 2 выражает различные парные смысловые понятия в бинарных позициях: черное-белое, добро-зло и т.д. Кроме того, обозначает парные неделимые предметы: ножницы, очки, глаза…
Числом 3 выражается вертикальная модель Земли (верх – середина – низ) и временные понятия: прошлое – настоящее – будущее: три языка пламени в эмблеме Бурятии. Эти представления нашли отражение в мифологии и фольклоре. Кроме того, в бурятском и монгольском фольклоре до сих пор бытует жанр триады (поэтический афоризм, в котором заложена определенная информация, своего рода загадка: «Что в мире три богатых? Земля богата корнями, небо богато звездами, океан богат водой»). Числом три обозначались три фазы Луны, которые издавна у бурят ассоциировались с тремя фазами в жизни женщины – девушка, мать, пожилая женщина.
Число 4. Это четыре стихии (воздух, вода, огонь, земля); четыре конечности у человека и животного; четыре возрастных периода у человека (детство, юность, зрелость, старость).
Число 5 проявляет себя в историко-культурном и сакральном контекстах. На 5 групп по цветовой символике подразделяется употребляемая пища: белая, красная, желтая, зеленая и черная. 5 видов скота разводили монголоязычные народы: коров, лошадей, овец, коз, верблюдов. Мир состоит из 5 первоэлементов: дерево, железо, огонь, вода, земля. У человека 5 органов чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.
Число 6 не находит отражение в символике бурят.
Число 7 наряду с «3» самое популярное число во многих системах. Очень многие явления связаны с семеркой: 7 чакр (энергетических центров), в ауре 7 уровней, 7 цветов в радуге, 7 планет, которые влияют на состояние и жизнь человека. Мифологическая семерка – 7 звезд Большой Медведицы, происхождение которых связано в шаманской мифологии с семью небесными кузнецами. В буддизме 7 драгоценностей используются для священных писаний: золото, серебро, медь, бирюза, лазурит, жемчуг, коралл.
Число 8 больше связано с буддизмом и ламаистской системой гаданий и предсказаний. «Восьмеричный путь спасения» предложил человечеству Будда. У бурят горизонтальное измерение пространства ориентировано на 8 сторон – 4 основные и 4 промежуточные. С 8-ью спицами изображается Чакра – колесо учения Будды.
Число 9 одно из популярных чисел в культуре монголов и бурят. 8 и 9 – символы Солнца и Луны. С 9-кой связано понятие «родимое пятно» (мэнгэ), каждое из которых связано с определенным годом и цветом. Каждые 9 лет необходимо совершать обряд очищения родимого пятна. 9 связано с мифологическими представлениями бурят: небесный кузнец Божинтой имеет 9 сыновей (заянов), которые научили людей кузнечному ремеслу. На небесах 99 тэнгриев (усиленное число 9). Существует 9 священных драгоценностей: золото, серебро, медь, бирюза, лазурит, жемчуг, коралл, раковина и малахит.
Следующее число 12: 12-летний животный цикл, в юрте 12 хозяйственных частей, в иконе «Колесо жизни» 12 нидан (звеньев), 12 часов дневного времени и 12 – ночного; зодиак состоит из 12 знаков, где каждый знак символизирует определенный первоэлемент.
Число 13 очень популярно у бурят и монголов. 13 элементов структуры содержит в себе гора Сумбэр – центр буддийского мироздания. 13 сотавных частей имеют буддийские субурганы (ступы) – вертикальная модель мира в буддийской космологии.
Священными для бурят являются числа 37, 73, 81 – опорные вехи в жизни человека, возрастные рубежи, пересечение которых может оказаться опасным если не для самого человека, то для его родственников. 37 – пересечение третьего 12-летнего цикла и четвертого 9-летия. 73 – год, когда совпадают шестой 12-летний цикл и восьмой 9-летний. 81 – девятикратное повторение девятилетнего цикла.
Число 108 – сакральное число во всех странах буддийского мира. 108 – это магический треугольник: 1*2*2*3*3*3.
Самое часто используемое значение числа 108 в бурятской культуре – это четки (эрхи), которые состоят их 108 бусинок.
Заключение
Числа проявляются в человеческой истории не случайно и хаотично, а в соответствии со строгим законом периодичности, что соответствует оккультной теории циклов. Числовой символизм различным образом проявляется в мировых культурах. По-разному к понятию числа подходят Восток и Запад, где отношение к данному понятию непрерывно менялось. Для различных культур и духовно-религиозных традиций на уровне архетипических проявлений характерна глубинная приверженность к тем или иным числам, выражающаяся не только в частоте упоминаний об этих числах в различных духовных книгах, но и в их присутствии в архитектурных памятниках, произведениях искусства и даже построении литературных текстов.
Исследуя символику чисел в традиционной русской и бурятской культурах, мы пришли к следующим выводам:
Список использованной литературы
http://xn--80adrbamegt0agm.xn--p1ai/buddiiskie_simvoli.htm
http://russian7.ru/2012/12/7-sakralnyx-chisel-v-russkoj-tradicii/
1
2 2
3 3 3
Почта
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Два петушка
Просто так
А теперь — мультфильм