В середиyе 19 века в наших местах проживал некий Феодор Козьмич, очень похожий на императора Александра I. Царь это был, или не царь, пытается разобраться ученик на основе имеющихся данных.
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_za_semyu_pechatyami.doc | 468 КБ |
МКОУ Белоярская средняя общеобразовательная школа
Ачинский район, Красноярский край
Исследовательская работа по теме:
«Тайна за семью печатями»
Выполнил: Марковцев Геннадий Сергеевич ученик 7 класса.
Руководитель: Федотова Людмила Ивановна, учитель истории
Белый Яр 2007
Оглавление
1. Введение ------------------------------------ с.3
2 Из биографии Александра I ----------- с.4
3.Из жизни Фёдора Кузьмича ---------- с.5
4.Царь или не царь? ---------------------- с.8
5.Вывод --------------------------------------- с.12
6. Аннотация---------------------------------- с. 13
6.Литература --------------------------------- с. 14
Долгими годами и веками
Дремлют, где в пещере, где в бору,
За семью печатями-замками
Тайны не раскрытые в миру.
И сколько было выбито дорог
Через долины, чащи и бурьяны!
В надежде, что удача или бог
Сорвут завесу, поздно или рано
С загадочных событий и имен,
В пещеры двери тайные откроют,
Утраченных легенд разбудят сон
И интерес к минувшему утроят.
1. Введение
Белый Яр. Это красивое сибирское село расположено на высоком берегу Чулыма. Здесь родился мой отец, жили его родители, здесь с самого рождения живу и я. С раннего детства я слышал от взрослых, что наша Белоярская земля хранит тайну. Давным - давно, в середине XIX века, жил здесь некий старец Феодор Кузьмич, который очень был похож на императора Александра I. Эта легенда меня очень заинтересовала, а подробно услышал её на уроках краеведения от преподавателя Федотовой Людмилы Ивановны.
В легенде говорилось, что Александр Ι «Благословенный» не умер на самом деле в 1825г. в Таганроге, а добровольно покинул российский престол и предпочёл жизнь под именем никому не известного старца Феодора Кузьмича. В течение 10 лет проживал Феодор Кузьмич в станице Белоярской. Сохранились воспоминания о нем, которые передавались из поколения в поколение коренных жителей деревни Зерцалы и села Белый Яр.
В исторической литературе я читал отдельно материал об Александре I и Фёдоре Кузьмиче. Ни опровержений, ни доказательств того, что царь и старец одно и то же лицо, я не встречал. В энциклопедии «История XIX век» я прочёл информацию о том, что поздно вечером из дома в Таганроге, где остановился император, вышел мужчина высокого роста, крепкого телосложения в чёрном дорожном плаще и растворился во тьме. Когда у часового спросили, кто это был, он ответил – император. Это побудило меня к исследовательской работе. Мне хочется приоткрыть завесу «тайны за семью печатями» и постараться ответить на вопрос: «Являлся ли старец Феодор Кузьмич и Александр Ι одним и тем же лицом?»
Появилось желание спросить у историков, почему они признают за историческую истину события («Пакт Молотова», «Холокост»), а другое событие, как уход царя, наиболее вероятное, отрицают с упорством только потому, что не имеют документального подтверждения?
Объектом моего исследования будет литература, связанная с деятельностью императора Александра I и старца Феодора Кузьмича.
2. Из биографии императора Александра I
Старший сын наследника престола, великого князя Павла Петровича и его второй супруги Марии Федоровны, великий князь Александр Павлович, родился в 1777 году. С самого раннего детства Александр воспитывался в непростой обстановке, обусловленной скрытым противоборством между его бабкой и отцом — то есть императрицей Екатериной Великой и наследником престола Павлом Петровичем. В воспитание внука бабушка вложила много ума, сердца и любви. Говорить и писать о внуке стало потребностью и любимым занятием Екатерины. Судя по ее письмам, он рос исключительным, гениальным ребенком.
На четвертом году Александр уже читает, пишет, рисует; за полчаса усваивает столько сведений по географии, сколько когда-то учителя сумели преподать Екатерине за несколько лет. Он знает немецкий, французский и английский языки. На пятом году учится рисовать и обнаруживает удивительную склонность к чтению. В семь лет он уже с успехом разыгрывал сцены из комедии “Обманщик”. Десятилетним ребенком Александр читает Плутарха и “Илиаду” Одаренный тонкой душевной интуицией, ребенок умел угадывать любые желания бабки и прилагал все старания казаться таким, каким его хотела видеть императрица. С родителями отношения складывались иначе. Вспыльчивого и строгого отца Александр побаивался, стараясь при случае избежать встреч с ним. К матери, великой княгине Марии Федоровне, Александр относился почтительно, но довольно спокойно
В 1786 году воспитателем Александра стал швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, горячий приверженец идей просвещения и гуманизма. Лагарп сумел привить своему воспитаннику идеалы правды, справедливости, глубокое уважение к человеческому достоинству, благодаря которым в дальнейшем Александр сделался одним из самых просвещенных и гуманных монархов Европы. Александр писал спустя некоторое время в письме к Лагарпу — “Мое положение меня вовсе не удовлетворяет, оно слишком блистательно для моего характера, которому нравятся исключительно тишина и спокойствие. Придворная жизнь не для меня создана. Я всякий раз страдаю, когда должен являться на придворную сцену, и кровь портится во мне при виде низостей, совершаемых другими на каждом шагу, для получения внешних отличий, не стоящих, в моих глазах, медного гроша... Одним словом, я сознаю, что не рожден для того высокого сана, который ношу теперь и еще менее предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или иным способом”.[1]
Насколько искренними были эти признания, сказать сложно, но в дальнейшем Александр не раз говорил о своем желании освободиться от бремени власти, вести жизнь простого человека. По замечанию одного из педагогов, генерал-майора А. Я. Протасова, Александр еще в ранней юности усвоил несколько правил, которых потом придерживался всю жизнь. Он рано вставал, скоро одевался, был умеренным в пище и питье, хорошо обращался с людьми, не позволяя, однако, им фамильярности, неизменно хранил дружбу и любовь с братом Константином, никогда не говорил с окружающими о своих горестях и неудачах, постоянно стремился работать над собою, развивая свои познания.
Мог ли царь бросить все и уйти?
Александр I пришёл к власти через невольное отцеубийство, хотя, конечно, сам он давал согласие только на отстранение от власти Павла I, но это мучило его всю жизнь. Из-за сильного давления окружения его реформы были неудачны. С 1817 усиливались реакционные действия в связи с возникавшей угрозой дворянского восстания. Но нельзя забывать и другое. Он одержал победу в Отечественной войне 1812 года и был убежден, что победой обязан промыслу Божьему. С течением времени Александр I всё больше убеждался в том, что ему не удаётся облагородить государство в соответствии с христианскими принципами, которые настойчиво звучали в его душе. Этот разлад между реальностью и долгом мучил его год за годом, усложняясь терзанием от сознания того, что он не достоин нести великую ответственность за государство.
Как писал Г.Н.Алексеев: "Ранняя осень 1825 года, солнце, золотая листва. И уже не то мучительное беспокойство, которое заставляло метаться по всем губерниям и городам империи, но тщательно продуманный план приводит его в Таганрог. Рубеж жизни достигнут, совершается небывалый поворот судьбы. К государю не допускается никто, кроме императрицы, лейб-медика и камердинера: время, достаточное для последних приготовлений. Затем приносится гроб. Из Таганрога на север выходит высокий пожилой путник в одежде простолюдина, с мешком за плечами, с палкой в аристократически маленькой руке. Россия оповещается о скорбном событии - безвременной кончине императора Александра I».[2]
3. Из жизни святого старца Феодора Кузьмича
Жизнь святого Фёдора Томского хорошо прослеживается с середины 30-х годов ХIX века. О том, что он делал прежде, ничего не известно.
Есть версия, что после своей мнимой смерти государь отправился в Саровскую пустынь, где оформлялся преподобным Серафимом под именем послушника Фёдора. Сохранился рассказ, как император Николай I не поленился однажды проскакать сотни верст до Сарова, чтобы повидаться с братом. Так это или нет – трудно утверждать. В пользу этой версии можно сказать лишь то, что первые упоминания о Фёдоре Кузьмиче появляются через какое-то время после смерти святого Серафима. Некоторые изречения старца выдавали его знакомство с преподобным. Первое свидетельство по официальным документам датируется 4 сентября 1836 года. Старец ехал на лошади, запряженной в телегу через Кленовскую волость Красноуфимского уезда Пермской губернии. Ехал в неизвестном направлении. Документов при нем не нашли, зато на спине обнаружены были следы ударов кнутом или плетью.
10 сентября дело бродяги было разобрано в суде. Старик имел величественную наружность, приятное обхождение и манеры. Это очень расположило к нему судей, однако все просьбы открыться, сообщить, какого он звания, были тщетны. В результате бродяга был присужден к 20 ударам плетей. Хотели отдать его в солдаты, но по возрасту, он был к этому непригоден. Тогда решено было выслать старика в Сибирь.
И здесь вот что любопытно. Старец приговором остался доволен, но, сославшись на неграмотность, доверил расписаться за себя мещанину Григорию Шпыневу. Между тем известно, что Фёдор Кузьмич, был не просто грамотен, но хорошо образован и всю жизнь опасался, что образец его почерка попадет к властям.
В Томск арестанты прибыли 26 марта 1837 года. Первые пять лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в селе Зерцалы.
На берегах Чулым реки,
Что в далях к Ачинску петляла,
Срубили келью мужики
В глухом селении Зерцалы.
Этапом сосланный в Сибирь,
Кузьмич народу поклонился,
Перекрестивши лоб на мир,
В келейке тесной поселился.[3]
В прошлом году, в селе Зерцалы я встретился с Таисией Лукиничной Захаровой. В свои 92 года, обладая ясным умом и памятью, поведала старушка о том, что слышала от своей матери:
– У нас же тут старец Феодор жил, и его местные жители почитали!
– Так за что же его так сильно почитали? – спросил я бабушку.
– Да как же, матушка рассказывала, что старец учил детишек грамоте, умел болезни травами лечить, помогал бедным. Чтил Бога, очень много молился, учил уважать законы. А однажды ночью к келье подъехала золоченая карета, из нее вышла дама в богатом одеянии, лицо женщины было закрыто. Кузьмич вел с приезжей беседу на чужом языке, и на прощание передал какую – то бумагу. Это всё я слышала от своих родителей, а они от своих.
В книге В.Н.Равнушкина «Царь и старец» приводятся сведения очень похожие на воспоминания бабушки Таисии.
Беседы вёл среди мирян
О разных разностях, о жизни,
О городах далёких стран
И о любви душевной к ближним.
Детишек грамоте учил,
Знал о погоде по приметам.
Болезни травами лечил,
А тем, кто слаб, давал советы.
Там же: Народ окрестный удивляло,
Когда в келейке при огне
Ночами зимними, бывало,
Кузьмич, увлекшись, о войне
С Наполеоном Бонапартом
Всё так подробно излагал.
Как будто он сражений карту
До мелочей подробно знал.[4]
При аресте Фёдор Кузьмич представился совсем не грамотным человеком. Как же он, не грамотный человек, мог так хорошо знать историю Отечественной войны, будто сам командовал полками?
По устному свидетельству потомка Семена Сидорова, проживавшего в нашем селе, известно, что его предок казак Семен Сидоров, заметив желание старца удалиться от людей, построил ему келью-избушку в станице Белоярской (он, как и Таисия Лукинична, слышал это от своих предков). Келья выглядела убого. Деревянный столик, две скамьи, в углу две иконки и медная лампадка. Когда старец творил молитвы Богу, наглухо закрывал двери. Никто не видел, как он молился. Он строго постился, но не требовал, чтобы и другие следовали его примеру.
Из книги Г.Василича известно, что на праздники его заваливали дарами – пирогами, шаньгами. Он охотно принимал их, а потом раздавал нищим и странникам. Денег никогда не принимал и не имел. Поднимал на вилы целую копну сена и легко ворочал бревнами. Это был добрый и умный богатырь, искупающий старые грехи. Все понимали, что он птица высокого полета, спрашивали, не тяжела ли его жизнь, полная лишений. Старец улыбался в ответ и говорил примерно следующее: "Почему вы думаете, что мое нынешнее положение хуже прежнего? Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне – кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа".[5]
Императора Александра опознал в старце местный священник отец Иоанн Александровский. Он за какую-то провинность был выслан в станицу Белоярскую из Петербурга. Священник неоднократно и открыто заявлял, что не мог ошибиться, так как видел императора много раз. Все это заставило Федора Кузьмича жить в своей келье почти безвылазно. Наконец он решился покинуть станицу Белоярскую.
Многие зажиточные крестьяне стали его звать к себе, но старец выбрал избушку беднейшего зерцальского крестьянина Ивана Малых. Тот только что окончил срок каторжных работ, жил с большой семьей, в кругу которой старец провел зиму. Затем ему из старого овечьего хлева крестьяне соорудили новую келью. В 1849 году старец перебрался в келью, построенную для него крестьянином Иваном Латышевым близ села Краснореченского, рядом с пасекой. Об этом периоде сохранилось воспоминание, как Федора Кузьмича навещал архиерей – Афанасий Иркутский. Поразило местных жителей то, что разговаривали они на иностранном языке – скорее всего, на французском. На этом языке старец общался и с другими знатными посетителями.
Последние годы Федор Кузьмич жил в Томске в доме купца Семена Феофантьевича Хромова, который то богател, то разорялся, одно время даже владел золотыми приисками. В последние свои дни старец страдал, но терпел, стараясь никого не беспокоить. Это было для него очень характерно. Когда прибыл его исповедовать отец Рафаил из Алексеевского монастыря, то и на смертном одре Федор Кузьмич наотрез отказался раскрыть свою тайну. "Это Бог знает", – тихо проговорил Федор Кузьмич в ответ на предложение назвать имя своего ангела, для помина души. Имена родителей он также назвать отказался, сказав лишь, что Святая Церковь за них молится. Семён Хромов рассказывал, что ему больше посчастливилось. Упав на колени, он спросил у старца, не Александр ли Благословенный тот? Федор Кузьмич будто бы ответил: "Чудны дела твои, Господи... нет тайны, которая не откроется".[6]
Похоронили старца, как он и завещал, в Томском Алексеевском монастыре. Над могилой был поставлен крест, выкрашенный белой краской, с надписью: "Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича".
4. Царь или не царь?
И так: в своей работе я привёл выдержки из жизни Александра I и Федора Кузьмича. Теперь остаётся сравнить наиболее яркие эпизоды из жизни обоих.
Существует книга Г. Василича «Легенды о старце Федоре Кузьмиче и Александре 1», изданная в 1910 году, в которой историк-архивист поместил портрет во весь рост старца Федора Кузьмича. По словам Г.Василича этот портрет ошеломляет: «Огромный, полусферический череп, над ушами – остатки волос, совершенно белых, наполовину прикрывающих ушные раковины. Губы, отчетливо видны между усами и редкой бородой, сжаты с невыразимой скорбью. В глазах суровая дума и непроницаемая тайна. Горестной мудростью светят эти испепеленные черты – те самые черты, которые видел я столько раз на портретах императора, – именно те. Я думаю, что лицо могло измениться так, как могло бы изменить его время. Портретное сходство императора и старца, как капля к капельке. Глаза и рост, и стать, одни и те же, очень схожи лица!»[7]
И из этих иллюстраций – портрета Александра I и образа Фёдора Кузьмича видны общие черты: высокий лоб с залысинами, прямой тонкий нос, плотно сжатые губы. Даже во взгляде есть общее: задумчивый, устремлённый в даль.
Современники отмечали, что Фёдор Кузьмич любил стоять, заткнув левую руку за пояс, а правую прижав к груди. Та же самая привычка держать правую руку на груди, а левую за поясом отмечалась у Российского монарха.
Из книги В.Н. Равнушкина:
«По давним сведениям знавших
При жизни старца Кузьмича,
Он был по лику патриаршим.
Сед бородой. Широк в плечах.
Черты лица светлы, прямые.
Курчав, без видимых плешин.
Глаза чисты и голубые.
А росту близко трёх аршин».
Во всех школьных учебниках Александр I представлен как человек высокого роста, с широкими плечами и голубыми глазами. Таким образом, вешнее сходство царя и старца очевидно.
В облике старца многие узнавали императора. Об этом пишет и В.Н.Равнушин, и И.Булкин в книге «Тайны смерти великих вождей»: «На новом месте за царя его принял старый солдат, служивший в Преображенском полку, о чём не замедлил оповестить всю округу. Но Фёдор Кузьмич всячески отрицал свою причастность к императорскому дому, хотя делал это как-то двусмысленно. И это ещё больше усиливало подозрение собеседников в том, что он и есть Александр I»[8] .
Оба прекрасно знали светские манеры, оба владели французским. Старец не любил, когда речь заводили об убийстве Павла I.
Однажды Хромов на заимке к старцу
Повечерять с беседами зашёл.
И в разговоре о Руси и царстве
Вдруг о монархе Павле речь завёл.
Как заговорщики его во дворце убили.
Сначала ворвались толпою в зал.
Потом подушками в кровати задушили.
Мол, Александр заранее всё знал.
Кузьмич сидел и слушал отвернувшись.
И Хромову сказал:
-Всё ерунда!
О том, что там дойдёт, мол, до удушья,
Царь Александр не ведал никогда. [9]
Можно предположить, что так сказать мог кто угодно, но столь твёрдо и с обидою мог сказать только Александр.
Давайте вновь перенесёмся в далёкий 1819 год. В книге Г.Чулкова «Императоры России» есть такие строки: «В Красном Селе, на обеде у брата Николая, он сказал ему и его жене Александре Фёдоровне, что Константин отказался от прав наследника, и что Николаю надо готовиться принять власть, и что «это случится гораздо раньше, чем можно предполагать, так как это случится ещё при его, Александра, жизни…». «Я решил сложить с себя мои обязанности, - сказал император,- и удалится от мира». Осенью того же года в Варшаве Александр сказал брату Константину, что он твёрдо решил «абдикировать». В 1824 году он говорил Васильчикову: «Я был бы рад сбросить с себя бремя короны, ужасно тягостной для меня…». Весной 1825 года он сделал подобное же признание посетившему Петербург принцу Оранскому. Наконец 15 августа 1826 года, накануне коронации Николая Павловича, Александра Фёдоровна писала в своём дневнике: «Наверно при виде народа я буду думать о том, как покойный император, говоря нам однажды о своём отречении, сказал: «Как я буду радоваться, когда я увижу вас проезжающими мимо меня, и я, затерянный в толпе, буду кричать вам ура».[10]
Два человека: император и старец. Внешне так похожи друг на друга. Первый тяготился своим положением и мечтал уйти в мир, второй радовался свободе, независимости, покою. Напрашивается вывод: Александр добился того, о чём мечтал много лет.
Г. Василич в своей книге «Легенды о старце Фёдоре Кузьмиче и Александре I пишет: « Архимандрит Иона вспоминал в начале ХХ века, что после смерти старца в его бумагах нашли свидетельство о бракосочетании Великого Князя Александра Павловича с принцессой Баден-Дурлахской Луизой-Марией-Августой.
Это подтвердила томская жительница О.М.Балахнина. Она вспоминала, как зашла в келью старца и застала там Семена Хромова, разбирающего бумаги Федора Кузьмича. Он, очевидно, все еще надеялся найти его документы. Увидев Балахнину, Хромов показал ей один из листов, грустно и торжественно заметив: – Старца называют бродягою, а вот у него имеется бумага о бракосочетании Александра Павловича.
Это был толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки. Внизу листа находилась белая печать с изображением церкви. Все найденные бумаги Хромов отвез в Петербург, где след их затерялся».[11]
Уезжая из Зерцал в Томск, старец подарил сельчанам «своё Евангелье, особый вычурный вензель, с буквой «А», с короной над нею и парящим голубем вместо черты, нарисованный карандашом и раскрашенный зеленовато – голубой и желтой красками. Перед отъездом просил жителей, чтобы вензель берегли, но церковь была разрушена, остались одни воспоминания о знаке. Вензель старца и царя очень схожи.
И этот факт говорит о том, что царь и старец могли быть одним лицом.
Алекс Коростелёв в «Сегодняшней Газете» от 24 марта 2004 года пишет: «Относительно заболевания, приведшего к смерти Александра I, источники расходятся. Одни утверждают, что это была холера, другие выдвигают версию о сильной простуде. Причиной смерти была объявлена холера. Между тем в протоколе описания тела царя было сказано, что спина его и ягодицы багрово – красные, что весьма странно для изнеженного тела самодержца. Зато известно, что унтер-офицер 3-й роты Семёновского полка Струменский был очень похож на Александра. А он то и был до смерти засечён шпицрутенами, которые оставляют именно такие следы».[12]
Могла ли произойти подмена? На мой взгляд - да. Я считаю: если император задумал покинуть престол (а эти факты неопровержимы), то он сделал всё возможное и невозможное.
5. Вывод
Можно приводить и приводить данные, свидетельствующие о сходстве и различии этих двух исторических личностей. Будут факты как в ту, так и в другую сторону. Официальная наука этим вопросом пока не занимается. Я же считаю, что фактов, подтверждающих версию о том, что царь АлександрI и старец Феодор Кузьмич – одно и то же лицо, гораздо больше.
В школьной энциклопедии «История России XVIII – XIX века написано: «Неожиданная смерть императора породила многочисленные легенды. Согласно одной из них, Александр не умер, вместо него был похоронен другой человек, а сам император тайно скрылся и поселился в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Современники отмечали поразительное внешнее сходство этого человека с Александром I, его светские манеры, а также осведомлённость о политических событиях и жизни светского общества первой четверти девятнадцатого века. Многие представители династии Романовых верили в истинность легенды. Фёдор Кузьмич умер 20 января 1864 года, унеся в могилу свою тайну». [13]
Как и представители династии Романовых, я верю в то, что на наших белоярских землях жил не только святой старец, а сам император АлександрI. Пройдёт время и официальная наука докажет это. А мой скромный труд пока поможет учителям в проведении уроков краеведения, истории, классных часов.
Аннотация
Название работы: «Тайна за семью печатями».
Цель работы: проанализировать имеющуюся литературу о Фёдоре Кузьмиче и Александре I . Провести сравнительный анализ фактов, попытаться доказать, что Старец Фёдор Кузьмич, живший в XIX в станице «Белоярской» и император Александр I одно и тоже лицо.
Проблемный вопрос: «Действительно ли Фёдор Кузьмич был императором Александром I?»
Метод: Сравнительный анализ данных, содержащихся в используемых материалах.
Полученные данные: Император и старец схожи между собой по многим признакам: по росту, чертам лица, по манерам. Оба были образованы, знали иностранные языки. Многие современники узнавали в старце монарха. В официальной литературе не отрицается версия, что Александр I покинул престол.
Вывод: проанализировав имеющиеся факты из жизни императора Александра I и старца Фёдора Кузьмича, я пришёл к выводу, что у этих исторических личностей очень много общего. Таким образом, Фёдор Кузьмич вполне мог быть императором Александром I.
Литература
1.Алексеев Г.Н. Личность Александра I
2. Булкин И.Ю. Тайны смерти великих людей.
3.Василич Г. Легенды о старце Фёдоре Кузьмиче и Александре I.
4. Коростелёв А. Кто он: святой старец или император?
5. Равнушкин В.Н. Царь и старец: связь имён.
6.Чулков Г. Императоры России.
7. Школьная энциклопедия «История России 18-19вв.»
Верю ли я?
Верю ли я, как автор этого исследования, в то, что царь и старец Феодор Кузьмич могли быть одним и тем же лицом? Я начну исследование проблемного вопроса.
Во – первых, попытаюсь сравнить портретные данные двух исторических лиц
Как известно рост императора Александра был выше среднего, плечи широкие, высокая грудь, глаза голубые, черты лица правильные, красивые. Краеведческие сведения, полученные мною от Захаровой Таисии Лукиничны жительницы д. Зерцалы свидетельствуют о том, что при жизни старец Кузьмич был по лику патриаршим, с седой бородой, широк в плечах, черты лица прямые, курчав, без видимых плешин, глаза чисты и голубые, а росту близко трех аршин.
Существует книга Г. Василича «Легенды о старце Федоре Кузьмиче и Александре 1», изданная в 1910 году, в которой историк-архивист
поместил портрет во весь рост старца Федора Кузьмича. Этот портрет ошеломляет. Огромный, полусферический череп, над ушами – остатки волос, совершенно белых, наполовину прикрывающих ушные раковины. Губы, отчетливо видны между усами и редкой бородой, сжаты с невыразимой скорбью. В глазах суровая дума и непроницаемая тайна. Горестной мудростью светят эти испепеленные черты – те самые черты, которые видел я столько раз на портретах императора, – именно те. Я думаю, что лицо могло измениться так, как могло бы изменить его время. Портретное сходство императора и старца, как капля к капельке. Глаза и рост и стать, одни и те же, очень схожи лица!
Во – вторых потомки казака Сидорова, проживающие в моём родном селе Белый Яр вспоминают: Кузьмич лет в 60 выглядел весьма приятно, во всем был аккуратен, носил холщовые рубахи, подвязывался узким ремешком. Интересным в описании старца мне показалась одна деталь. Он любил стоять, заткнув левую руку за пояс, а правую прижав к груди. Та же самая привычка держать правую руку на груди, а левую за поясом – по свидетельствам современников отмечалась у Российского монарха.
Простой в общении, хотя манеры обличали в нем человека образованного и воспитанного. Люди удивлялись, когда Кузьмич, увлекшись, мог излагать подробно о войне с Наполеоном Бонапартом, знал каким Суворов и Кутузов был, много говорил о митрополите Филарете. И, что совсем уж было странным, знал все об императорском дворе. Не раз рассказывал крестьянам про то, когда Москву французам сдали, сам царь поехал на поклон к мощам Сергия Радонежского, услышал голос там: - «Мужайтесь, Бог поможет вам! Россию, уцелевшую в сражениях, ждет победа.»
В- третьих, по давним сведениям, знавших при жизни Феодора, «Отшельник, манерам светским был научен и языками грамотен в речах». Архимандрит Иона вспоминал в начале ХХ века, что после смерти старца в его бумагах нашли свидетельство о бракосочетании Великого Князя Александра Павловича с принцессой Баден-Дурлахской Луизой-Марией-Августой.
Это подтвердила томская жительница О.М.Балахнина. Она вспоминала, как зашла в келью старца и застала там Семена Хромова, разбирающего бумаги Федора Кузьмича. Он, очевидно, все еще надеялся найти его документы. Увидев Балахнину, Хромов показал ей один из листов, грустно и торжественно заметив: – Старца называют бродягою, а вот у него имеется бумага о бракосочетании Александра Павловича.
Это был толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки. Внизу листа находилась белая печать с изображением церкви. Все найденные бумаги Хромов отвез в Петербург, где след их затерялся.
Или вот другой пример, сравню почерк. Истории известен случай, что Великий князь Николай Михайлович передал конверт с надписью, сделанной старцем, четырем опытным графологам. Они заявили, что почерк не принадлежит императору Александру.
Казалось бы все – вот он момент истины. Ничего подобного.
За полвека почерк государя мог радикально измениться. Он мог изменить его намеренно. Но даже не это главное. Вслед за конвертом Николаю Михайловичу было предложено показать специалистам записку старца, именуемую «тайной Федора Кузьмича» (датированную 1837 годом).
Она была найдена в келье подвижника сразу после его смерти купцом Семеном Хромовым. Сходство почерка Федора Кузьмича и царя Александра настолько бросалось в глаза очевидно, что князь объявил эту запись поддельной. У меня возник вопрос,
откуда сибирский купец мог взять образец почерка императора? Почему он не подделал надпись на конверте, адресованном ему лично? Нет, версия с фальсификацией не выдерживает никакой критики. Стоит добавить, что Хромов пользовался репутацией честного, неподкупного человека.
Сам Феодор Кузьмич, уезжая из деревни Зерцалы, оставил в нашей часовне особый вензель в виде буквы «А», с короной над нею и парящим голубем вместо черты, нарисованный карандашом и раскрашенный зеленовато – голубой и желтой красками. Перед отъездом просил жителей, чтобы вензель берегли, но церковь была разрушена, остались одни воспоминания о знаке. Вензель старца и царя очень сходны.
Существует более позднее доказательство: Александровская колонна, которую установил Николай 1 на Дворцовой площади Петербурга (архитектор Монферран) в честь императора. Я обратил внимание, что на колонне изображен ангел, несущий крест и двуглавые орлы без корон, что вероятней всего указывает на добровольный отказ от власти, разорванные цепи символ освобождения, где ангел обозначает небесную жизнь. Существуют свидетельства современников и некоторые косвенные доказательства. Царя в старце Фёдоре Кузьмиче узнал сосланный в Сибирь истопник из царского дворца. Узнал государя и отставной солдат, помнивший его по службе в дворце: «Увидев Фёдора Кузьмича, он закричал: «Царь! Царь-батюшка, Александр: «Я Петрович!» и тот поспешно ответил: «Молчи, не то попадёшь в острог». Узнала его и некая чиновница, которая при звуках знакомого голоса даже упала в обморок.
В царствование внучатого племянника Александра Благословенного – Александра III – могила была вскрыта, но саркофаг был пустым.
Я считаю, что современная наука позволяет подтвердить достоверность приведённых мною событий. А для этого предлагаю следующие действия:
1) Ещё раз вскрыть гроб в Петропавловской крепости - в присутствии духовных лиц и криминалистов, со строгим соблюдением соответствующих юридических процедур, с видеосъёмкой. Крайне маловероятно, что в гробу будут чьи-то останки, но если они действительно будут, необходимо взять необходимый для экспертизы материал.
2) Точно с такими же строгостями следует взять частицу из мощей Фёдора Томского, из останков детей Александра I, его брата Николая I, других членов фамилии, а также контрольные частицы из останков других людей (не родственников). Если мощи Фёдора Кузьмича не сохранились, то можно использовать пряди волос или частички кожи на одежде (если они сохранились в музеях, в архивах).
3) Самый важный этап - генетическая экспертиза (сравнение ДНК), которая должна обнаружить родство, причём частицы для анализа, как и полагается в науке, должны проходить под номерами, так что окончательный результат будет известен только после всех анализов.
В результате моего исследования стало очевидно, что Александр 1 спустился с высоты трона и растворившись среди людей своих, обрел облик известного нам старца. Я нисколько не сомневаюсь в их полной идентичности, по – моему, только человек, обладающий редкими качествами, имеющий за собой блестящее прошлое, может возбудить в Сибири всеобщее уважение и внимание.
[1] Чулков Г. Императоры России. Психологические портреты. – М.: ЗАО «ИД Ридерз Дайджест», 2005. – С. 97.
[2] Алексеев Г.Н. Личность Александра I. – М., 1991. – С. 35.
[3] Равнушкин В.Н. Царь и старец: Связь имён. Поэма. – Абакан: Стрежень, 2000. С. 15.
[4] Равнушин В.Н. Царь и старец: Связь имён. Поэма. – Абакан: Стрежень, 2000. С. 15.
[5] Василич Г. Легенды о старце Федоре Кузьмиче и Александре 1., 1910г. – изд. перераб. - СПб.: Пересвет, 1997. – С. 54.
[6] Василич Г. Легенды о старце Федоре Кузьмиче и Александре 1., 1910г. – изд. перераб. - СПб.: Пересвет, 1997. – С. 55.
[7] Василич Г. Легенды о старце Федоре Кузьмиче и Александре 1., 1910г. – изд. перераб. - СПб.: Пересвет, 1997. – С. 41.
[8] Булкин И.Ю. Тайны смерти великих людей. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. С. 126.
[9] Равнушкин В.Н. Царь и старец: Связь имён. Поэма. – Абакан: Стрежень, 2000. С. 38.
[10] Чулков Г. Императоры России. Психологические портреты. – М.: ЗАО «ИД Ридерз Дайджест», 2005. – С. 98-99.
[11]Василич Г. Легенды о старце Федоре Кузьмиче и Александре 1., 1910г. – изд. перераб. - СПб.: Пересвет, 1997. – С. 46.
[12] Коростелёв А. Сегодняшняя Газета. 24 марта 2004г. С.10.
[13] Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв.ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003. С.16.
"Морская болезнь" у космонавтов
Юрий Визбор. Милая моя
Весенняя сказка
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Злая мать и добрая тётя