Презентация дополняет работу ученика "Тайна за семью печатями". Царь, или не царь проживал на территории Ачинского района Красноярского края в те далёкие времена?
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_za_semyu_pechatyami_vse.ppt | 1.21 МБ |
Слайд 1
«Тайна за семью печатями» Выполнил: Елдулов Иван Александрович, ученик 10 класса. Руководитель: Федотова Людмила Ивановна, учитель истории Белоярской СОШ.Слайд 2
Цель исследования: Провести сравнительный анализ фактов, попытаться доказать, что Старец Фёдор Кузьмич, живший в XIX в станице «Белоярской» и император Александр I одно и тоже лицо. Проблемный вопрос: «Действительно ли Фёдор Кузьмич был императором Александром I ?» Метод: Сравнительный анализ фактов, содержащихся в научной литературе, сравнение воспоминаний старожилов села Белый Яр и Зерцалы с документами. Актуальность: Свою исследовательскую работу я хочу посвятить 280-летию родного села Белый Яр.
Слайд 3
Введение Белый Яр. Это красивое сибирское село расположено на высоком берегу Чулыма. Здесь родился мой отец, жили его родители, здесь с самого рождения живу и я. С детства слышал от взрослых, что наша Белоярская земля хранит тайну. Давным - давно, в середине XIX века, жил здесь некий старец Феодор Кузьмич, который очень был похож на императора Александра I . Эта легенда меня очень заинтересовала, а подробно услышал её на уроках краеведения от преподавателя Федотовой Людмилы Ивановны. В ней говорилось, что Александр Ι «Благословенный» не умер на самом деле в 1825г. в Таганроге, а добровольно покинул российский престол и предпочёл жизнь под именем никому не известного старца Феодора Кузьмича. В течение 10 лет проживал Феодор Кузьмич в станице Белоярской. Сохранились воспоминания о нем, которые передавались из поколения в поколение коренных жителей деревни Зерцалы и села Белый Яр.
Слайд 4
В исторической литературе я читал отдельно материал об Александре I и Фёдоре Кузьмиче. Ни опровержений, ни доказательств того, что царь и старец одно и то же лицо, я не встречал. В энциклопедии «История XIX век» я прочёл информацию о том, что поздно вечером из дома в Таганроге, где остановился император, вышел мужчина высокого роста, крепкого телосложения в чёрном дорожном плаще и растворился во тьме. Когда у часового спросили, кто это был, он ответил – император. Это побудило меня к исследовательской работе. Мне хочется приоткрыть завесу «тайны за семью печатями» и постараться ответить на вопрос: «Являлся ли старец Феодор Кузьмич и Александр Ι одним и тем же лицом?» Появилось желание спросить у историков, почему они признают за историческую истину события («Пакт Молотова», «Холокост»), а другое событие, как уход царя, наиболее вероятное, отрицают с упорством только потому, что не имеют документального подтверждения? Объектом моего исследования будет литература, связанная с деятельностью императора Александра I и старца Феодора Кузьмича.
Слайд 5
Из биографии императора Александра I Старший сын наследника престола, великого князя Павла Петровича и его второй супруги Марии Федоровны, великий князь Александр Павлович, родился в 1777 году В 1786 году воспитателем Александра стал швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп. Александр писал спустя некоторое время в письме к Лагарпу — “Мое положение меня вовсе не удовлетворяет, оно слишком блистательно для моего характера, которому нравятся исключительно тишина и спокойствие. Придворная жизнь не для меня создана. Я всякий раз страдаю, когда должен являться на придворную сцену. Одним словом, я сознаю, что не рожден для того высокого сана, который ношу теперь и еще менее предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или иным способом”. Насколько искренними были эти признания, сказать сложно, но в дальнейшем Александр не раз говорил о своем желании освободиться от бремени власти, вести жизнь простого человека.
Слайд 6
Мог ли царь бросить все и уйти? Александр I пришёл к власти через невольное отцеубийство, хотя, конечно, сам он давал согласие только на отстранение от власти Павла I , но это мучило его всю жизнь. Из-за сильного давления окружения его реформы были неудачны С течением времени Александр I всё больше убеждался в том, что ему не удаётся облагородить государство в соответствии с христианскими принципами, которые настойчиво звучали в его душе. Этот разлад между реальностью и долгом мучил его год за годом, усложняясь терзанием от сознания своего недостоинства нести великую ответственность за государство. Как писал Г.Н.Алексеев: "Ранняя осень 1825 года, солнце, золотая листва. Рубеж жизни достигнут, совершается небывалый поворот судьбы. Россия оповещается о скорбном событии - безвременной кончине императора Александра I ». В это время из Таганрога на север выходит высокий пожилой путник в одежде простолюдина, с мешком за плечами.
Слайд 7
Из жизни святого старца Феодора Кузьмича Жизнь святого Фёдора Томского хорошо прослеживается с середины 30-х годов ХIX века. О том, что он делал прежде, ничего не известно. Есть версия, что после своей мнимой смерти государь отправился в Саровскую пустынь, где жил у преподобного Серафима под именем послушника Фёдора. Первое свидетельство по официальным документам о появлении старца датируется 4 сентября 1836 года. 10 сентября дело бродяги было разобрано в суде. Где решено было выслать старика в Сибирь. В Томск арестанты прибыли 26 марта 1837 года. Первые пять лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в селе Зерцалы. На берегах Чулым реки, Что в далях к Ачинску петляла, Срубили келью мужики В глухом селении Зерцалы. Этапом сосланный в Сибирь, Кузьмич народу поклонился, Перекрестивши лоб на мир, В келейке тесной поселился.
Слайд 8
Из воспоминаний старожилов села В прошлом году, в селе Зерцалы я встретился с Таисией Лукиничной Захаровой. В свои 92 года, обладая ясным умом и памятью, поведала старушка о том, что слышала от своей матери: – У нас же тут старец Феодор жил, и его местные жители почитали! – Так за что же его так сильно почитали? – спросил я бабушку. – Да как же, матушка рассказывала, что старец учил детишек грамоте, умел болезни травами лечить, помогал бедным. Чтил Бога, очень много молился, учил уважать законы. А однажды ночью к келье подъехала золоченая карета, из нее вышла дама в богатом одеянии, лицо женщины было закрыто. Кузьмич вел с приезжей беседу на чужом языке, и на прощание передал какую – то бумагу. Это всё я слышала от своих родителей, а они от своих.
Слайд 9
Жизнь в Белом Яру По устному свидетельству потомка Семена Сидорова, проживавшего в нашем селе, известно, что его предок казак Семен Сидоров, заметив желание старца удалиться от людей, построил ему келью-избушку в станице Белоярской (он, как и Таисия Лукинична, слышал это от своих предков). Келья выглядела убого. Деревянный столик, две скамьи, в углу две иконки и медная лампадка. Когда старец творил молитвы Богу, наглухо закрывал двери. Никто не видел, как он молился. Он строго постился, но не требовал, чтобы и другие следовали его примеру. Из книги Г.Василича известно, что он денег никогда не принимал и не имел. Поднимал на вилы целую копну сена и легко ворочал бревнами. Это был добрый и умный богатырь, искупающий старые грехи. Все понимали, что он птица высокого полета, спрашивали, не тяжела ли его жизнь, полная лишений. Старец улыбался в ответ и говорил примерно следующее: "Почему вы думаете, что мое нынешнее положение хуже прежнего? Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне – кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа".
Слайд 10
Последние годы жизни Императора Александра опознал в старце местный священник отец Иоанн Александровский. Он за какую-то провинность был выслан в станицу Белоярскую из Петербурга. Священник неоднократно и открыто заявлял, что не мог ошибиться, так как видел императора много раз. Все это заставило Федора Кузьмича жить в своей келье почти безвылазно. Наконец он решился покинуть станицу Белоярскую. Многие зажиточные крестьяне стали его звать к себе, но старец выбрал избушку беднейшего зерцальского крестьянина Ивана Малых. В 1849 году старец перебрался в келью, построенную для него крестьянином Иваном Латышевым близ села Краснореченского, рядом с пасекой. Об этом периоде сохранилось воспоминание, как Федора Кузьмича навещал архиерей – Афанасий Иркутский. Поразило местных жителей то, что разговаривали они на иностранном языке – скорее всего, на французском. На этом языке старец общался и с другими знатными посетителями.
Слайд 11
Последние годы Федор Кузьмич жил в Томске в доме купца Семена Феофантьевича Хромова, который то богател, то разорялся, одно время даже владел золотыми приисками. В последние свои дни старец страдал, но терпел, стараясь никого не беспокоить. Это было для него очень характерно. Когда прибыл его исповедовать отец Рафаил из Алексеевского монастыря, то и на смертном одре Федор Кузьмич наотрез отказался раскрыть свою тайну. "Это Бог знает", – тихо проговорил Федор Кузьмич в ответ на предложение назвать имя своего ангела, для помина души. Имена родителей он также назвать отказался, сказав лишь, что Святая Церковь за них молится. Семён Хромов рассказывал, что ему больше посчастливилось. Упав на колени, он спросил у старца, не Александр ли Благословенный тот? Федор Кузьмич будто бы ответил: "Чудны дела твои, Господи... нет тайны, которая не откроется". Похоронили старца, как он и завещал, в Томском Алексеевском монастыре. Над могилой был поставлен крест, выкрашенный белой краской, с надписью: "Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича".
Слайд 12
Царь или не царь? И так: в своей работе я привёл выдержки из жизни Александра I и Федора Кузьмича. Теперь остаётся сравнить наиболее яркие эпизоды из жизни обоих.
Слайд 13
Александр I Фёдор Кузьмич
Слайд 14
Работая над темой, я изучил много литературы как об Александре I , так и о Фёдоре Кузьмиче. По описанию я попытался нарисовать портрет одного и другого. Сравнивая рисунки я нашёл много общего у этих людей: высокий лоб с залысинами, прямой тонкий нос, плотно сжатые губы. Даже во взгляде есть общее: задумчивый, устремлённый в даль. Из книги В.Н. Равнушкина: «По давним сведениям знавших При жизни старца Кузьмича, Он был по лику патриаршим. Сед бородой. Широк в плечах. Черты лица светлы, прямые. Курчав, без видимых плешин. Глаза чисты и голубые. А росту близко трёх аршин». Во всех школьных учебниках Александр I представлен как человек высокого роста, с широкими плечами и голубыми глазами. Таким образом, внешнее сходство царя и старца очевидно.
Слайд 15
Современники отмечали, что Фёдор Кузьмич любил стоять, заткнув левую руку за пояс, а правую прижав к груди. Та же самая привычка держать правую руку на груди, а левую за поясом отмечалась у Российского монарха. . Оба прекрасно знали светские манеры, оба владели французским. Старец не любил, когда речь заводили об убийстве Павла I . Однажды Хромов на заимке к старцу Повечерять с беседами зашёл. И в разговоре о Руси и царстве Вдруг о монархе Павле речь завёл. Кузьмич сидел и слушал отвернувшись. И Хромову сказал: -Всё ерунда! О том, что там дойдёт, мол, до удушья, Царь Александр не ведал никогда.
Слайд 16
Два человека: император и старец. Внешне так похожи друг на друга. Первый тяготился своим положением и мечтал уйти в мир, второй радовался свободе, независимости, покою. Напрашивается вывод: Александр добился того, о чём мечтал много лет. В начале ХХ века, что после смерти старца в его бумагах нашли свидетельство о бракосочетании Великого Князя Александра Павловича с принцессой Баден-Дурлахской Луизой-Марией-Августой. Это подтвердила томская жительница О.М.Балахнина. Это был толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки. Внизу листа находилась белая печать с изображением церкви. Все найденные бумаги Хромов отвез в Петербург, где след их затерялся».
Слайд 17
Вензели Уезжая из Зерцал в Томск, старец подарил сельчанам «своё Евангелье, особый вычурный вензель, с буквой «А», с короной над нею и парящим голубем вместо черты, нарисованный карандашом и раскрашенный зеленовато – голубой и желтой красками. Перед отъездом просил жителей, чтобы вензель берегли, но церковь была разрушена, остались одни воспоминания о знаке. Вензель старца и царя очень сходны. И этот факт говорит о том, что царь и старец могли быть одним лицом
Слайд 18
Вывод Можно приводить и приводить данные, свидетельствующие о сходстве и различии этих двух исторических личностей. Будут факты как в ту, так и в другую сторону. Официальная наука этим вопросом пока не занимается. Я же считаю, что фактов, подтверждающих версию о том, что царь Александр I и старец Феодор Кузьмич – одно и то же лицо, гораздо больше. В школьной энциклопедии «История России XVIII – XIX века написано: «Неожиданная смерть императора породила многочисленные легенды. Согласно одной из них, Александр не умер, вместо него был похоронен другой человек, а сам император тайно скрылся и поселился в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Современники отмечали поразительное внешнее сходство этого человека с Александром I , его светские манеры, а также осведомлённость о политических событиях и жизни светского общества первой четверти девятнадцатого века. Многие представители династии Романовых верили в истинность легенды. Фёдор Кузьмич умер 20 января 1864 года, унеся в могилу свою тайну». [1] Как и представители династии Романовых, я верю в то, что на наших белоярских землях жил не только святой старец, а сам император Александр I . Пройдёт время и официальная наука докажет это. А мой скромный труд пока поможет учителям в проведении уроков краеведения, истории, классных часов.
Слайд 19
Литература 1.Алексеев Г.Н. Личность Александра I 2. Булкин И.Ю. Тайны смерти великих людей. 3.Василич Г. Легенды о старце Фёдоре Кузьмиче и Александре I . 4. Коростелёв А. Кто он: святой старец или император? 5. Равнушкин В.Н. Царь и старец: связь имён. 6.Чулков Г. Императоры России. 7. Школьная энциклопедия «История России 18-19вв.»
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Можно от Солнца уйти...
10 осенних мастер-классов для детей
Есть в осени первоначальной...
По морям вокруг Земли