В работе затронута проблема профессионального выбора старшеклассников. Проведен анализ рынка труда. Показаны, какие профессии являются действительно востребованными.Определены приоритетные профессии для выпускников по итогам анкетирования.
Вложение | Размер |
---|---|
elkin.doc | 83 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Перми.
Формирование профессиональной
личности старшеклассников.
Работу выполнил
Елькин Дмитрий
Ученик 10 «Б» класса
МОУ «СОШ»№6.
Преподаватель: учитель
по истории
Половникова А.Ю.
Пермь 2012
Глава 1. Мир профессий.
1.1Мир профессий в представлении школьников(по анкетированию среди выпускников 9 и 11 классов)
Глава 2. Профессии 2011 года.
2.1 Наиболее востребованные профессии 2011 года.
Глава 3. Рынок труда 2011 год.
3.1Анализ рынка труда.
3.2 Аналитическая работа на рынке труда
Заключине
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос "Кем быть?" – один из главных для каждого человека. Правильно подобранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроения, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
Выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека. В настоящее время многие старшеклассники нашей школы еще не определились в выборе своей будущей профессии, своего дальнейшего жизненного пути. В своей работе я хочу попытаться найти ответ на вопрос " Как старшекласснику правильно выбрать профессию?"
Чтобы правильно сделать выбор профессии:
-выпускники должны иметь представление о потребности современного рынка труда, об особенностях мира профессий и профессиональной деятельности, о тех требованиях, которые труд предъявляет человеку.
-Знать особенности своей личности и стимулировать развитие личности активности в процессе поиска своего профессионального «я».
Для того чтобы узнать насколько учащиеся подготовлены к будущему выбору, было проведено анкетирование. В результате, которого было выявлено следующее:
Глава I. Мир профессий
1.1Мир профессий в представлении школьников(по результатам анкетирования выпускников 9 и 11 классов)
Анализ выбранных учащимися профессий показал, что на первом месте экономические профессии, на втором месте – профессии юридические, на третьем ранговом месте профессии творческой деятельности(музыкант, журналист, искусствовед). Более глубокое общение со школьниками по обсуждению профессий позволило убедиться в том, что у некоторых учащихся стереотипное восприятие самой профессии без учета ее современного облика, некоторые учащиеся увлечены внешней стороной профессии, не вникая в ее глубинные социальные ценности и их востребованность.
Старшеклассники принимают ответственные решения относительно своего будущего.Они осознают исключительную важность проблемы выбора профессии, как жизненного пути , своего будущего, личной жизни и будущей семьи. Учащиеся убеждены в том, что качество их будущей жизни будет зависеть от выбранной профессии (профессия обязательно должна обеспечить материальную свободу).
Для многих из них самопонимание сводится к формированию «образованного человека», «профессионала». Школа для подростка - это не только место учебы, но и место жизни, где происходит формирование ,поддержка профессионального развития школьника на этом этапе самоопределения и формирования его профессиональных планов.
Старшеклассники утверждали о том, что качество их будущей жизни будет зависеть от выбранной профессии. При перечислении «доходных» профессий мнения респондентов существенно разошлись. Одни относят к высокооплачиваемым следующие профессии -«учитель, врач, биолог, актер, эколог»,вследствие их высокой социальной значимости ;а некоторые утверждают ,что –это низкооплачиваемые профессии.
Глава II. Профессии 2011 года.
2.1Наиболее востребованные профессии в 2011 году:
На сегодняшний день, в послекризисный период, наиболее актуальной профессией на рынке труда является менеджер по продажам. В условиях жесткой конкуренции бизнесменам просто необходимы профессиональные рекламщики, которые смогут привлечь людей к их продукции.
Далее в рейтинге идут инженеры и квалифицированные работники. После них следуют бухгалтера, продавцы и торговые представители. Самое что интересное - ранее торговые представители были более востребованные, чем продавцы.
Не утратили актуальности неквалифицированные профессии, такие как секретарь или официант.
Хоть как бы ни говорили новости, юристы начинают потихоньку восстанавливать свою утерянную популярность среди профессий. Про это говорит некая оживленность в заключении договоров среди предприятий.
Далее в рейтинге идут региональные представители, менеджеры по работе с клиентами, врачи и медицинские представители. Менеджеры по логистике, дизайнеры замыкают список востребованных профессий.
Стоит заметить, что педагоги покинули рейтинг. Кризис, к сожалению, вытеснил их списка самых нужных профессий. Поэтому приобрело актуальность получение второй профессии - это повышает конкурентоспособность на рынке труда.
Востребованность той или иной профессии постоянно меняется, и, как подсказывает статистика, образование не является определяющим в профессии, главное не терять гибкость, просматривать новости дня и трансформироваться согласно меняющейся ситуации.
Глава Ш.Рынок труд 2011 года.
3.1 Анализ рынка труда за 2011 год.
На 29 июня 2011 г. уровень зарегистрированной безработицы в целом по области составил 1,6% от экономически активного населения, это значение практически не менялось с начала года.
С 1 января по 28 июня 2011 года за содействием в поиске подходящей работы в центры занятости населения области обратились 49,3 тыс. чел., были признаны безработными 25,9 тыс. чел., за последнюю неделю - 0,7 тыс. чел.
На 29 июня 2011 г. в целом по области зарегистрированы 22,5 тыс. безработных. Доля лиц предпенсионного возраста составила 9,8%; инвалидов - 10,8%; молодежи в возрасте от 16 до 18 лет - 0,3%; освобожденных из учреждений, исполняющих наказание - 0,6%; уволенных с военной службы и членов их семей - 0,6%. В структуре безработных чуть более половины составляют женщины (53,6%). Высшее образование имеют 20,2% безработных.
По оперативной информации от предприятий, представивших в центры занятости сведения о неполной занятости, на 29.06.11 г. 6,9 тыс. чел. работали в режиме неполного рабочего дня (недели), 0,5 тыс. чел. находились в вынужденных административных отпусках и 0,2 тыс. чел. находились в простое.
С начала года в центры занятости населения области поступили сведения о предстоящих увольнениях 4921 человека в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.
С 1 января по 28 июня 2011 года при содействии центров занятости нашли работу (доходное занятие)35,5 тыс. чел.
С начала 2011 года на общественные и временные работы трудоустроено 9932 человека, 643 человека организовали собственное дело, трудоустроены на стажировку 166 выпускников учреждений профессионального образования в целях приобретения опыта работы.
Таблица 1
Наиболее многочисленные группы выпускников с ВПО
на регистрируемом рынке труда в 2005 - 2010 гг., по группам специальностей:
Группы специальностей | Удельный вес группы специальностей в структуре: | |||||||||||
обратившихся, % от общего числа обратившихся | безработных, % от общего числа безработных | |||||||||||
2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Естественные науки | 11 | 7 | 7 | 5 | 6 | 6 | 11 | 8 | 6 | 5 | 5 | 7 |
Гуманитарные науки | 16 | 19 | 19 | 15 | 15 | 16 | 18 | 18 | 20 | 16 | 17 | 20 |
Образование и педагогика | 12 | 13 | 15 | 17 | 11 | 9 | 13 | 14 | 14 | 14 | 8 | 11 |
Экономика и управление | 24 | 28 | 25 | 28 | 32 | 35 | 24 | 29 | 24 | 32 | 33 | 30 |
Наибольший объем обращений выпускников в 2010г. отмечен:
экономика и управление – 405 чел.;
гуманитарные науки – 186 чел.;
образование и педагогика – 105 чел.;
естественные науки – 66 чел.
менеджмент организации – 89 чел. (2008г - 28 чел., 2009г. – 101 чел.);
экономика и управление на предприятии – 84 чел. (2008г - 42 чел., 2009г. – 74 чел.);
юриспруденция 82 чел. (2008г - 42 чел., 2009г. – 79 чел.);
бухгалтерский учет, анализ и учет – 68 чел. (2008г - 23 чел., 2009г. – 90 чел.);
финансы и кредит – 46 чел. (2008г - 6 чел., 2009г. – 38 чел.);
психология – 40 чел. (2008г - 15 чел., 2009г. – 40 чел.);
товароведение и экспертиза товаров – 23 чел. (2008г - 8 чел., 2009г. – 26 чел.);
маркетинг – 19 чел. (2008г - 6 чел., 2009г. – 22 чел.);
химия – 20 чел. (2008г - 6 чел., 2009г. – 13 чел.);
прикладная информатика – 15 чел. (2008г - 6 чел., 2009г. – 10 чел.)
К обучению, по направлению центров занятости, профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 3965 безработных граждан.
В банке вакансий с 1 января по 28 июня 2011 года зарегистрировано 86,6 тыс. вакантных рабочих мест. На 29июня 2011 г. заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 29,6 тыс. чел.
3.2Аналитическая работа на рынке
Работа на рынке труда в России показала, что наиболее востребованные на сегодняшний день специальности, связаны либо с программированием, либо с IT-технологиями. Самой востребованной специальностью среди программистов являются специалисты, обслуживающие 1С. Спрос на IT-специалистов также весьма высок. Дело в том, что Интернет всё больше входит в нашу жизнь и в каждой серьёзной компании просто обязан быть свой программист. Настройка сетей, работа с корпоративными программами, администрирование сайта – всё это входит в его непосредственные обязанности. В среднем заработная плата программистов составляет от 20 тыс. до 45 тыс. рублей.
Следующими, после высоких технологий, идут офисные сотрудники. Это секретари, делопроизводители, офис-менеджеры, менеджеры по работе с клиентами, по работе с персоналом, по продажам, по проведению тренингов. Заработная плата у этих профессий имеет достаточно широкий диапазон и варьируется, начиная с 10 тыс. и заканчивая 30 тыс. рублей. Ещё сегодня очень востребованы вакансии торговых представителей. Их зарплата колеблется от 15 тыс. до 25 тыс. руб. Бухгалтеры и юристы тоже не останутся без работы, так как им есть место в любой компании и на любом предприятии. Их заработная плата составляет около 20 тыс. рублей.
Актуальной остаётся сфера строительства. Конечно, она больше, чем другие, подвержена влиянию рабочего сезона. Как правило, к зиме темпы строительства снижаются, что отражается на числе вакансий, ближе к весне ситуация обычно меняется на противоположную. Здесь требуются прорабы, мастера, инженеры ПТО, СДО и начальники этих отделов, а также специалисты рабочих специальностей, такие как сварщики, машинисты, крановщики. Зарплаты колеблются от 10 тыс. до 100 тыс. рублей и очень зависят от опыта работы и уровня компании, в которой работает специалист.
Менее востребованы аудиторы и работники банковской сферы, но, скорее всего, это затишье носит временный характер. В принципе, нет сейчас в России таких сфер деятельности, в которых нельзя было бы трудоустроиться грамотному специалисту. Сложно найти работу тому, кто не хочет работать. Как говорится – было бы желание.
Заключение
Анализ реальности и представлений выпускников не совсем совпадают, выпускники ориентированы на профессии широкого профиля. В том временя как , на рынке труда востребованы профессии узкого профиля, чтобы это исправить в школах осуществляется знакомство с требованиями к абитуриентам ,с сайтами вузов. Полезными для школьников были встречи с учеными вызов в дни «открытых дверей». Респонденты являются участниками ежегодно организуемых Администрациями пермского края и города Перми, «ярмарок профессий», на которых они получают подробную информацию о профессиональном образовании и, как следствие, старшеклассники отдают свои предпочтения для обучения в высших и средних специальных учебных заведениях города Перми.
Используя обучение по индивидуальным образовательным траекториям и профильному обучению школьников, как опоры на мотивацию учащихся к получению знаний ,необходимых для поступления в профильные учебные заведения, а так же возрастающий уровень научно-теоретической , методической компетенции учителей ,позволяющих им осуществлять профессиональное воспитание, профессиональное информирование, профессиональное консультирование ,коррекцию профессиональных планов школьников – все это условия для формирования профессиональной направленности личности старшеклассников. Педагогический коллектив школы продолжает создавать прочные, долговременные, партнерские отношения с учебными заведениями, социальными партнерами и некоторыми предприятиями города для создания условий выбора профессии и профессионального обучения.
Таким образом , у средней общеобразовательной школы есть реальные возможности для формирования у её учеников главных жизненных ценностей ,в частности, успешной профессиональной деятельности через идеологию особой общественной значимости труда и трудового воспитания.
Список литературы:
Сайты:
http://szn.perm.ru-сайт службы занятости населения.
Соколова Г. А , Половникова А.Ю «Формирование профессиональной направленности личности старшеклассников»
Браво, Феликс!
Астрономический календарь. Май, 2019
Под парусами
Городецкая роспись
Горка
Комментарии
5+
5+
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020