У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие Ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, мы поняли самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это мы и хотим показать в своей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.49 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»
Исследовательский проект
«Детство, опаленное войной»
о Ветеране Великой Отечественной войны жителе
с Красноселькуп
Выполнили
Воспитанники
детского творческого объединения
«Поиск»;
Шишкина Ольга,
Стеканова Ксения
Руководитель
Речкина Любовь Федоровна
Педагог-организатор,
Педагог дополнительного образования
Красноселькуп 2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………..3
1. Военное детство……………………………………………………5
2. Девочка Тоня видела живых фашистов.………………………..8
3.Заключение…………………………………………………………10
Список использованных источников и литературы……………….13
Введение
Актуальность
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны. Это те Ветераны, кто в Великую Отечественную войну были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие Ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, мы поняли самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это мы и хотим показать в своей работе.
Людям, потерявшим детство, нашим землякам, мы посвящаем свой исследовательский проект "Детство, опаленное войной".
Проблема исследования:
Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Цель исследования:
Выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.
Задачи исследования:
При выборе методов исследования мы использовали встречи - беседы с Ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, с членами их семей, изучали их личный архив, художественную и научную литературу, архивы районного краеведческого музея и материалы архивного отдела при администрации муниципального образования Красноселькупский район.
Методы исследования:
Исследовательский проект включает в себя:
1. Военное детство
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла, где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.
Во время сбора информации были выделены основные темы исследовательского проекта. Из воспоминаний Ветеранов мы узнали, какая тяжелая учесть легла в военные годы не только на плечи взрослого населения, но и детей. Дети войны совмещали учебу с работой на полях, элеваторах нашего родного края. Организовывая тимуровские отряды, дети помогали семьям военнослужащих, писали на фронт письма, собирали посылки. Помогали санитаркам и медсестрам ухаживать за раненными бойцами. Устраивали концерты в госпиталях. Заботились о престарелых и семьях фронтовиков, выращивали овощи.
С первых дней войны вместе с взрослыми вступали в бой с фашистами школьники фронтовых и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла.
Труд колхозного крестьянства в годы войны - поистине подвиг. Мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Три четверти трудодней, выработанных в военные годы в колхозах, приходились на женщин, остальные - на стариков, подростков, инвалидов-фронтовиков.
За цифрами государственных поставок - дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали, мизерной выдачей по трудодням, да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства. Вместо мужчин в колхозах оставались женщины, трудились и за себя, и за отцов, мужей, братьев. А дети старались помогать матерям, вставали к станку или трудились на колхозных полях. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.
В январе 2012 года мы встретились с сотрудниками Архива. Из беседы с начальником архивного отдела было выяснено, что имеющегося материала о Ветеранах ВОВ недостаточно потому, что отдел Архива в селе Красноселькуп был открыт в 50-ые годы. Нам посоветовали обратиться к бывшему директору краеведческого музея села Красноселькуп, Шапошниковой Эльвире Леонидовне, она занималась поиском и сбором материалов о Ветеранах ВОВ жителях Красноселькупского района.
В краеведческий музей нам попасть не удалось, он был закрыт на ремонт. Из беседы с директором музея мы выяснили, что материал по Ветеранам ВОВ, который находится на хранении, не выдается на руки, так как сотрудники музея еще не закончили по нему исследование.
Тогда мы обратились к сотрудникам редакции газеты «Северный край» и выяснили, что в архиве редакции есть номера газет со статьями про Ветеранов ВОВ. На нашу просьбу показать нам эти номера газет, охотно откликнулись, и нам были выложены подшивки за несколько лет. Просматривая старые газеты, мы нашли много материала о наших земляках Ветеранах ВОВ. Также в музейной комнате нашего Центра хранятся ранее собранные материалы и фотографии Ветеранов ВОВ. А самое главное мы узнали, что у нашей учительницы Стыцюк Ольги Семеновны мама в детские годы проживала в Смоленской области. Когда началась Великая Отечественная война и Смоленская область была оккупирована фашистами, то подросток Тоня оказалась вместе со своей семьей в оккупации.
Ольга Семеновна объяснила нам, что в настоящее время Антонина Кузьминична не совсем здорова и поэтому не может нас принять. И принесла нам семейный архив. Таким образом, мы собрали интересующий нас материал.
2. Девочка Тоня видела живых фашистов
Антонина Кузьминична прожила два года в оккупации на Смоленщине в месте со своей семьей. В ее личных воспоминаниях мы слышим страх и боль. Больше всего население деревни боялось эсесовцев. «Нашу деревню беда обошла стороной, а вот соседнюю всю сожгли» - так объясняет нам Ветеран - «В смоленских лесах было много партизан и немцы их очень боялись, за то, что местное население помогало им продуктами, сжигали деревни…». «Наша мама тоже помогала партизанам, несмотря на то, что и нам-то порой есть нечего было. Она с вечера готовила узелок и выставляла его на окно…» - «несмотря на то, что немцы угрожали жителям за связь с партизанами расстрелом, помогали все равно. Через наше село шли беженцы и погорельцы, дети просили милостыню. Жуткое было время. Особенно трудно было детям. Все время хотелось есть. Мы дети войны рано повзрослели. Этакие маленькие старички и старушки. Конечно, мы старались помогать взрослым. Фашисты пытались нам внушить, «Что русские капут», но наши мамы не верили этому и иногда с воздуха наши летчики сбрасывали листовки. В которых было написано, что немцы врут и призывали не верить немцам. Победа будет за нами! После двух лет оккупации пришло долгожданное освобождение. Советские войска освободили наше село. И надо было восстанавливать сельское хозяйство. Мужчин не было. Женщины, старики, да подростки. Пахали. Сеяли. Пололи – все вручную, да на коровах. По зернышку собирали семена. Вообщем было нелегко. Но никто и не смел, жаловаться на трудности. Ведь воевать нашим отцам и братьям было еще тяжелее. Подростки военных лет, работали наравне со взрослыми. Каждое лето заготовляли корм для скота. Неделями жили на полевом стане. Запрягали в сенокосилки быков и целый день, с коротким перерывом на обед, косили».
Из хроники военных лет, мы узнали, что в суровые дни войны делалось все возможное, чтобы защитить, уберечь детей от страданий, но порой дети все-таки оказывались на фронте, приписывая себе года. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, что, казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя как герои и как герои погибали. Они выдержали испытание войной и вместе с взрослыми победили. Дети военной поры, рано повзрослев, все-таки оставались детьми. Несмотря на суровое время, они ходили в школу, учились. Не было бумаги – писали на газетах, не было чернил – писали сажей, свекольным соком, не было ручек, перьев – писали карандашами, заточенными палочками. В классах было холодно. Но, несмотря на всё это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи.
Изучив документы и воспоминания Антонины Кузьминичны, мы сделали вывод: война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбежкой, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут – выживет страна, её история, её будущее. Многие из тех, на чью долю выпало военное детство, продолжали учиться. Кто-то работал на заводе или в колхозе. Кто-то оказался на линии фронта, а кто-то и за ней, в лагерях смерти…
Наши земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мы считаем, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
В нашей работе мы хотели показать своим ровесникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Мы думаем, что именно этих качеств так не хватает многим современным школьникам. В разном возрасте наши земляки встретили и пережили войну. Самым младшим труженикам тыла было 10 – 12 лет. В живых тружеников тыла в нашем районе осталось 11 человек.
Война и дети... Трудно представить эти события. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, мы узнали, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет. Идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед с тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Мы не можем себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.
Мы рассказали вам об одной из таких тружениц тыла – Заводевкиной Антонине Кузьминичны. На этом наша поисковая деятельность не заканчивается. Мы обязательно продолжим исследовательскую работу в этом направлении. Чтобы рассказать вам и узнать самим о тех страшных для нашей Родины годах, о людях, которые были непосредственными свидетелями этих страшных дней. Мы будем гордиться тем, что в нашем селе живут такие мужественные люди, как Антонина Кузьминична.
Заключение
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством Советского народа была отмечена его Великая Победа над фашистской Германией.
Сразу же после окончания войны, десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры - были удостоены памятной медали: «За доблестный Труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Такой медали были удостоены и многие наши земляки.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается Ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так не страдали дети.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая Победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
Результаты нашей работы:
Практическое значение работы:
На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» чаще всего остается в стороне. Занимаясь в детском творческом объединении «Поиск», мы больше всего старались собрать материал об участниках Великой Отечественной войны, жителях Красноселькупского района. Но в ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория Ветеранов, как «дети войны». Нас заинтересовала данная тема, мы взяли ее для своей работы. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе работы над исследованием мы узнали много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы. Мы считаем, что данную работу можно использовать на уроках Мужества, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.
Список используемых источников и литературы
Неопубликованные источники:
Интервью с участниками или очевидцами событий:
1. Интервью с Заводевкиной Антониной Кузьминичной, участницей событий 1941-1945гг.
Интервьюер – Речкина Л.Ф.
2. Интервью с Пшеничной Лидией Никифоровной, Ветераном труда и войны 1941-1945 гг.
Интервьюер - Речкина Л.Ф.
3. Интервью с Печеркиным Яковом Иосифовичем - Ветераном войны.
Интервьюер - Речкина Л.Ф.
4.Интервью с председателем совета Ветеранов администрации МО Красноселькупский район – Пуртовым Борисом Григорьевичем.
Интервьюер - Речкина Л.Ф.
Периодическая печать
1.«Северный край» за 1995, 2000, 2005, 2010гг.
2. «Красный север» за 1995, 2000гг.
3. «Север» за 2005, 2010гг.
Литература
Снегири и коты
Фильм "Золушка"
Дымковский петушок
Горячо - холодно
Рождественские подарки от Метелицы
Комментарии
Ваша работа заслуживает
Ваша работа заслуживает особого внимания. Сделана по всем правилам,Вы не отправляли её на " Мемориал"? Голосую с удовольствием!!! Надеюсь, что вы тоже посмотрите мою работу.
Добрый день Людмила Борисовна
Добрый день Людмила Борисовна! Я заходила на Мемориал, но так и не увидела куда отправить работу. Не могу понять почему так мало голосов? Неужели мы стали каменными?
Замечательный проект. Примите
Замечательный проект. Примите мой голос.
Спасибо! Удачи!
Спасибо! Удачи!
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020