Работа посвящена исследованию особенностей активного словарного состава речи шестиклассника.
Объектом исследования стала устная речь учащихся 6ого класса МОУ СОШ № 7 г. Волгодонска
Предметом исследования стали особенности лексикона шестиклассников с точки зрения сферы его употребления, проявляющиеся в процессе неформального общения на переменах.
Цель работы:
Достижение поставленной цели шло через решение следующих задач:
Для решения поставленных задач в работе использовался описательный метод, а именно: наблюдение и обобщение.
Материал исследования составили около четырехсот словоупотреблений десяти шестиклассников (пяти мальчиков и пяти девочек). В основном это ручные записи устной речи учащихся в неформальной обстановке на переменах. Особенностью материала является также и то, что о его записи, как правило, информанты не знали. Материал собирался в течение двух месяцев.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы на уроках по культуре речи, речевому этикету.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rab_.doklad.doc | 135.5 КБ |
IX городские краеведческие чтения учащихся
«Активный лексикон шестиклассника»
Секция «Культурное наследие»
учащаяся 8 класса
МОУ СОШ №7 имени
Героя РФ полковника М.В. Ревенко
воспитанница объединения
«Моя малая родина»
МОУ ДОД ЦДЮТур ВК «Пилигрим»
Руководитель: Кузина Наталья Геннадиевна
учитель МОУ СОШ №7
имени Героя РФ полковника М.В. Ревенко
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦДЮТур ВК «Пилигрим»
г. Волгодонск 2012
Содержание
Стр.
лексикона шестиклассника………………………………………… 4
шестиклассника …………………………………………………… 9
Введение
Работа посвящена исследованию особенностей активного словарного состава речи шестиклассника.
Объектом исследования стала устная речь учащихся 6ого класса МОУ СОШ № 7 г. Волгодонска
Предметом исследования стали особенности лексикона шестиклассников с точки зрения сферы его употребления, проявляющиеся в процессе неформального общения на переменах.
Цель работы:
Достижение поставленной цели шло через решение следующих задач:
Для решения поставленных задач в работе использовался описательный метод, а именно: наблюдение и обобщение.
Материал исследования составили около четырехсот словоупотреблений десяти шестиклассников (пяти мальчиков и пяти девочек). В основном это ручные записи устной речи учащихся в неформальной обстановке на переменах. Особенностью материала является также и то, что о его записи, как правило, информанты не знали. Материал собирался в течение двух месяцев.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы на уроках по культуре речи, речевому этикету.
Глава 1. Теоретические основы изучения активного лексикона шестиклассника
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Термин "лексика" восходит к греческому слову " lexikos", что означает "словесный", "словарный". Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией (гр. lexikos — словарный + logos — учение). Лексикология изучает лексическое значение слов, употребление их в прямом и переносном значении; дает оценку многозначным и однозначным словам; характеризует омонимы, синонимы, антонимы; описывает общеупотребительные слова и диалектные, профессиональные, жаргонные; архаизмы и неологизмы; объясняет приток заимствованных слов в русский язык.
Лексикон – словарный запас отдельного человека. Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4—5 тысяч слов, хотя для выразительной речи этого мало. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина и др. включает около 7 тысяч слов.
А. С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 000 слов.
Самым большим словарём русского литературного языка является 17-томный, в котором объяснено более 120 000 слов. Это «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом учёных Института русского языка Академии наук СССР (1950—1965).
Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две большие группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления. В первую группу входят слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; она составляет основу словарного состава русского языка. Сюда включаются наименования понятий и явлений из разных областей жизни общества: политической, экономической, культурной, бытовой, что дает основание выделить в составе общенародной лексики различные тематические группы слов. Причем все они понятны и доступны каждому носителю языка и могут быть использованы в самых различных условиях.
Основу словаря любого языка составляет общеупотребительная лексика. Например: дом, дорога, здоровый, приехать, один, много. Общеупотребительные слова обозначают жизненно важные явления. К ним относятся общеупотребительные имена существительные (книга, земля, стол и пр.), общеупотребительные имена прилагательные (большой, сильный, деревянный и пр.), общеупотребительные глаголы (бежать, читать, интересоваться и пр.), а также слова других частей речи.
Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или в кругу людей, объединяемых профессией, социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением и т. д. Подобные слова используются преимущественно в устной ненормированной речи. Однако и художественная речь не отказывается от их употребления: писатели находят в них средства для стилизации художественного повествования.
В употреблении ограничены: диалектные слова, специальные слова — термины и профессионализмы, жаргонные слова.
Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определённой местности, составляют диалектную лексику. Диалектные слова используются преимущественно в устной форме речи, так как и сам диалект – это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности.
Диалектизмы нередко используются как выразительные средства в произведениях художественной литературы – для речевой характеристики персонажей, для передачи местного колорита, для более точного, с точки зрения автора, называния некоторых вещей и понятий.
Слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий, имеющие сферой своего использования какую-либо специальную отрасль науки или техники, составляют лексику профессиональную и специальную. Эти два определения необходимы для того, чтобы в общем пласте выделенных таким образом слов различать, во-первых, официально принятые и регулярно употребляемые специальные термины, т.е. специальную лексику и, во-вторых, свойственные многим профессиям экспрессивно переосмысленные, переиначенные слова и выражения, взятые из общего оборота.
Различие между специальными терминами и профессиональными словами можно показать на следующих примерах. В металлургии термином настыл обозначают остатки застывшего металла в ковше, рабочие же называют эти остатки козлом, т.е. в данном случае настыл – официальный термин, козел – профессиональный. Физики шутливо называют синхрофазотрон кастрюлей, наждачная бумага – это официальное, терминологическое название, а шкурка – профессионализм, широко употребительный и в непрофессиональноё сфере и т.п.
В художественной прозе профессионализмы и специальные термины используются не только для речевой характеристики героев, но и для более точного описания производственных процессов, отношений людей в служебной и профессиональной обстановке.
Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Так, жаргону офеней – бродячих торговцев, существовавших в России в 19 в., - были присущи слова: рым – дом, мелех – молоко, сары – деньги, зетить – говорить, мастырить – строить и др. В жаргоне бурсаков – учащихся бурсы (школа, которая совмещала в себе зубрёжку и палочную дисциплину) – были слова сбондить – украсть, жучить – строго взыскивать и др. Некоторые лексические элементы, проникшие в прошлом из социальных жаргонов в общеупотребительную лексику, сохраняются в ней и сейчас. К ним относятся, например, слова жулик, шустрый, липа – фальшивка.
Кроме того, сохраняется и постоянно обновляется лексика молодёжного – школьного и студенческого – жаргона. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг (англ, slang - слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп). Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, стипуха - стипендия, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность, петух - отлично (оценка), удочка - удовлетворительно и т. д. Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, железный, клевый, ржать, балдеть, кайф, ишачить, пахать, загорать и т. п. Все они распространены только в устной речи.
Жаргонизмы выделяются вульгарной окраской. Поэтому употребление жаргонизмов делает речь не только грубой, непристойной, но и небрежной, нечеткой. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления: ее используют в основном среди «своих», т.е. в общении с людьми того же социального круга, что и говорящий. В художественных произведениях жаргонные слова могут служить для речевой характеристики персонажей, употребляться в целях стилизации.
По функционально-стилевой принадлежности все слова русского языка можно разделить на две большие группы: 1) общеупотребительные, уместные в любом стиле речи (человек, работать, хороший, много, дом) и 2) закрепленные за определенным стилем.
В современном русском языке выделяют следующие книжные стили: научный, публицистический, официально-деловой и художественный.
Книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, выступающий преимущественно в устной форме. За пределами литературно-языковой нормы находится просторечие.
Просторечные (большей частью грубые) выражения отличают людей низкого образовательного уровня. В обычной речи эти слова используются для усиления эмоциональной окраски высказывания: «Что ты постоянно туда шляешься?».
Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от англ. obscene — непристойный, грязный, бесстыдный) — лексика, включающая грубейшие бранные выражения, часто выражающие речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
Глава 2. Лексический состав активного лексикона шестиклассника
В данной работе, как уже говорилось, Предметом исследования стали особенности активного лексикона шестиклассника с точки зрения сферы его употребления, проявляющиеся в процессе неформального общения.
В ходе исследования около четырехсот словоупотреблений десяти шестиклассников мы выделили группу самостоятельных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных), которые и составили предмет нашего исследования. Всего таких слов мы насчитали 321, исключив из списка повторяющиеся слова. Среди них общеупотребительными были 179 слов: у девочек - 115, у мальчиков – 64 слова.
Диалектизмы и специальные слова-термины в активном лексиконе шестиклассников не встречаются. Вторая по количеству слов группа – это жаргонизмы, или так называемый школьный сленг. Всего 64 слов. У девочек – 31 слово, у мальчиков – 33.
Много в речи наших одноклассников встречается и просторечной, грубой лексики. Всего 51 слово. У девочек – 31, у мальчиков -20.
Например: заткнись, жрать, идиот, придурок, затухни, отвали.
К сожалению, употребляют шестиклассники и ненормативную лексику.
У девочек мы встретили 9 таких слов, у мальчиков – 18.
Очень часто в речи шестиклассников встречались эмоциональные междометия, которые мы выделили в особую группу, но не учитывали при общем подсчете.
Блин – это междометие выражает часто противоположные чувства (от радости до разочарования) и употребляется особенно часто. Вау, Йо – выражает восхищение. Ок – согласие.
Заключение
Наши наблюдения показали, что более общительны - девочки, поэтому в наших подсчетах количество слов у них превышает количество слов мальчиков.
Большую часть активного лексикона шестиклассника составляет жаргонная и ненормативная лексика, а также просторечная, грубая. 56 % - общеупотребительные слова, 44 % - слова ограниченной сферы
употребления и ненормативная лексика (Приложение №1).
Сравнивая лексикон девочек и мальчиков, можно увидеть, что хотя мальчики и общаются меньше, но в их активный лексикон входит больше жаргонной, просторечной и ненормативной лексики, чем у девочек (Приложение №№ 2, 3).
Специалисты считают, что употребление жаргонной и ненормативной лексики подростками считается одним из признаков взрослости, демонстрацией раскованности, независимости говорящего, а также демонстрацией принадлежности говорящего к «своим». С возрастом же в лексиконе человека слов ограниченной сферы употребления становится меньше.
Наша речь, наш лексикон может многое рассказать о нас. Поэтому надо обязательно следить за своей речью, развивать ее, читать больше художественной литературы, обращаться к словарям и справочникам.
И помнить слова Александра Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Использованная литература
1.Современный русский язык / Д.Э. Розенталь. – М.: Высш.шк., 1991
2.Интернет-ресурсы:
Культура письменной речи – www.gramma.ru.
Ненормативная_лексика – www.wikipedia. Ru.
Лексика ограниченной сферы употребления – www.examen.ru.
Лексика ограниченных употреблений – www.dip-shop.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Приложение № 2.
Активный лексикон мальчиков
Приложение № 3
Активный лексикон девочек
Словарик школьного сленга
Девочки
Класс – очень хорошо
Облом – неудача
Отстой – плохо
Прикольно – смешно
Супер – очень хорошо
Табло – голова
Мальчики
Литра – литература
Матра – математика
Мобила – сотовый телефон
Опупеть – удивиться
Офигительно – очень хорошо
Чувак – обращение к однокласснику
Шпора – шпаргалка
Крыша – покровитель
Базар – словесные выражения
Крыса - предатель
Если хочется пить...
Эта весёлая планета
Знакомимся с плотностью жидкостей
Как Снегурочке раскатать тесто?
Неньютоновская жидкость