Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектная связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры. Таким образом, мотивацией данной работы явилось желание показать, что поэзия - это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха. Задачи данной работы: рассмотреть стихотворения поэтов 19-20 вв., посвященных Родине; рассмотреть группы наиболее активных, регулярно повторяющихся, а также и новых слов, с помощью которых понятие Родины наполняется содержанием; проследить преемственность восприятия образа России в русской поэзии 19-20 вв.
«Лексика темы «Родина» в русской поэзии».
Автор: Зинкевич Максим, 7 класс
МОУ «Родниковская СОШ».
Руководитель: Безносова Н.А.,
Учитель русского языка и литературы,
МОУ «Родниковская СОШ».
Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются. Они имеют свое прошлое и настоящее, в котором зарождаются элементы будущего состояния языка. Язык - хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времен, поколений и их традиции.
Язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью. Конечно, более всего такая эстетическая функция языка проявляется в произведениях художественной литературы, особенно в лирике русских поэтов.
Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектическая связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры.
Таким образом, мотивацией моей работы явилось желание показать, что поэзия – это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха.
Тема моего исследования: «Лексика темы « Родина» в русской поэзии».
Цель исследовательской работы:
показать самую разнообразную по семантике лексику, раскрывающую понятие «Родина».
Задачи:
Методы исследования:
В данной работе было проанализировано около 30 стихотворений поэтов XIX – XX вв. Это произведения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Д. Д. Минаева, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и других поэтов данного периода.
Тема Родины — одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: Россия — мать, Россия — невеста (жена), Россия — сфинкс, Россия — огневая стихия и т. д. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни. В то же время восприятие Родины и соответственно образ России у каждого поэта своеобразны, что отражается уже в характере номинаций и их выборе. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, могут включать самую разнообразную по семантике лексику, среди которой выделяются группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов. С их помощью формируется обобщённо-отвлечённый смысл слов и словосочетаний, называющих Родину (Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов и т.д.); понятие Родина наполняется определённым содержанием.
Родина, Отчизна, Отечество, родной край, родимый дом. Этот синонимический ряд можно продолжить.
В поэзии XIX в. можно выделить несколько наиболее часто повторяющиеся лексические группы:
*существительные, обозначающие детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы:
• кров, очаг, дом(домик), хижина, изба, обитель, угол(уголок), приют, лес, река, ручей, холм, дуб, нивы, луга, поля, оратай, пастух, стадо, поселянин, песня, жаворонок и др.
*существительные, несущие мотивы детства, семьи, рода:
• прадеды, деды, предки;
• отец, мать, брат, семейство;
• супруг, супруга, жена;
• сын, чада, дети.
*существительные, называющие какое-либо дерево или несколько деревьев:
• лес, деревья, древо, дубрава;
• дуб, вяз, липа, берёза.
Все перечисленные существительные являлись традиционными поэтизмами и зачастую сочетались с такими же традиционными определениями-эпитетами. Назовём некоторые из них:
*Приди под кров родной,
Под кров уединенный,
Счастливый и простой.
(П.А.Вяземский).
* Оратай острый плуг увозит за собою,
И, медленной стопой идя под отчий кров,
Поёт простую песнь в забвенье всех трудов.
(К.Н.Батюшков).
* О, родина моя, о сладость прежних лет!
О нивы, о поля, добычи запустенья!
О виды скорбные развалин, разрушенья!
Унылость на холмах!
(В.А.Жуковский).
*Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет,
И первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя!
Там всё – там родших милый дом,
Там наши жёны, чадо;
О нас их слёзы пред творцом;
Мы жизни их ограда.
…И царский трон, и прах царей,
И предков прах священный.
За них, друзья, всю нашу кровь!
На вражьи грянем силы ;
Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы.
(В.А.Жуковский).
Все выделенные слова и словосочетания входят в единый словарь названной темы, в ассоциативный лексический комплекс. Родина у разных поэтов почти лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины «малой родины», родины «сельской», «деревенской». Описания имели мало общего с реальной жизнью русской деревни и носили условный характер. Они выражали некое поэтическое обобщение, как элемент стиля, «определённый строй представлений, переживаний, оценок». Наличие большого количества разнообразной лексики (существительные, прилагательные, глаголы) рисуют картины запустения, передающие чувство тоски, печали и горести.
Слово дуб традиционно связано не только с темой «большой Родины», т.е. государства, но и с темой дворянского рода, символизирует мощь и силу рода, связь поколений; вяз символизирует «малую родину».
*Сокроюсь с тайною свободой,
С цевницей, негой и природой,
Под сенью дедовских лесов.
(А.С.Пушкин).
*О, суждено ли мне увидеть край родной,
Друзей оставленных, друзей всегда любимых,
И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?
(Е.А.Баратынский).
*В стране моих отцов, под сенью древ знакомых….
(В.А.Жуковский).
*Ветвями голыми махая, древний дуб
Чернел в лесу пустом…
(П.А.Вяземский).
*И старый вяз в конце селенья
Шумит, столетний часовой…
(Н.Некрасов).
Ассоциативный комплекс, который нёс в себе словарь темы Родины в поэзии первых десятилетий XIX в. постепенно разрушается. Этот процесс уже наблюдается в поэзии А.С.Пушкина. Именно в его поэзии художественное слово приобретает конкретизацию, индивидуальность, его «непоэтичная» , не освящённая традициями поэтического употребления, лексика стала основой обобщения, формируемого индивидуальным контекстом. Так тема Родины смыкается с темой человеческой судьбы, дороги. Образ дороги очень выразителен, дорога большая, длинная, проходящая через всю Россию, поэтому позволяет увидеть страну в различных проявлениях и в разные временные периоды. Описывая действительность, А.С.Пушкин всё же опирается на традиционную лексику, но вводит и новые слова в словарь темы Родины:
Долго ли мне гулять на свете,
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил….
А.С.Пушкин.
В данном стихотворении вместо традиционных слов дом, обитель, хижина, кров мы читаем ироническое – берлога..Традиционные лексические единицы в контексте стихотворения приобретают конкретное национальное, историческое и психологическое содержание. Отсюда эмоциональное состояние лирического героя называют традиционные для поэзии чувства, вызываемые реальной российской действительностью – тоска, скука.
Так на основе лексики, уже освоенной, формируется новый словарь темы Родины, называющий наиболее характерные признаки русского пейзажа, климата, русского быта и общественной жизни.
Традиционная лексика, связанная с темой Родины, продолжает использоваться в поэзии Пушкина и в поэзии послепушкинского периода, но в составе этой лексики происходят некоторые изменения. Традиционный поэтизм иногда заменяется синонимом, не характерным для поэзии XIX в. Например, слово хижина заменяется словами изба(избушка), хата; Вместо слов селянин, оратай начинают использоваться слова мужик, пахарь:
*Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
(С.Есенин).
*Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку – чтоб с рыбой невода,
Пахарю – чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
(С.Есенин).
*Десятиной скудной
Тащится мужик,
За работой нудной
Над сохой поник.
(Д.Д.Минаев).
Можно привести ещё ряд слов, тесно связанных с темой Родины. Широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, метель, буран, зима дают традиционное представление о России как северной стране, лишенной тепла и солнца. Обращение к реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются слова поля, степи, дорога, конь, тройка. С темой Родины связаны слова дым, дымка, журавли. Приведём ряд примеров:
*Поле, русское поле.
Светит луна или падает снег.
Счастьем и болью вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцу вовек.
(И.А.Гофф).
*Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои…
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл…
(Н.Рубцов).
*Стаи птиц.
Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
(К.Бальмонт).
*И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб…
(А.Ахматова).
Тесная связь таких слов с темой Родины ведёт к их частой повторяемости в тех поэтических произведениях, в которых тема Родины играет большую роль. Эту тесную связь мы наблюдаем и в поэтических произведениях уральских поэтов, которые не только продолжают традиции поэтов XIX в., но и вносят изменения в состав художественной семантики. Приведём примеры:
*Окликаю по имени рощу
И по отчеству поле зову.
Ничего нет, наверное, проще,
Чем любить это всё наяву.
(Н.И.Година).
*…В туманной мгле, в осенних ливнях
Под жёлтым яростным дождём –
Гори, гори, моя Россия!
…Я – стебелёк в костре твоём…
(И.Банников).
*Не страшен, Русь, тебе Наполеон,
Страшней они – заезжие Дантесы!..
…Ушла заря.
И сполз туман с холмов,
И дуб обнял соседские берёзы.
И мужики так звонко у домов
По всей округе отбивают косы!..
(В.Богданов).
*Мои пути, костры, палатки
Издалека – увидя вблизь,
Учись терпению солдатки –
Как наши матери звались, -
Тоску достойно пересилив,
Разлуки гордо пережив,
Когда
Годами по России
Отцы держали рубежи.
(Б.Ручьёв).
Итак, тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении XIX в. претерпел ряд изменений. Основные изменения в лексическом составе темы Родина соответствуют общим тенденциям в изменении норм поэтической речи: наблюдается яркий переход от стилевого слова с устойчивой ассоциативностью условного характера к слову с конкретным смыслом. Слово приобретает «историческую конкретность и бытовую подвижность», что делает поэтическую речь демократичной.
Свою работу мне хочется завершить стихотворением уральского поэта Н.И.Годины «Родина».
Взглянул, будто вынул занозу,
Серебряной рощи кольцо,
Где каждую с детства берёзу
Я знаю не только в лицо.
Колодец у бани; как буки,
Два пугала по-над межой…
Здесь родина с маленькой буквы,
Здесь Родина с буквы большой.
О чем поет Шотландская волынка?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Есть в осени первоначальной...
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Заповеди детства и юности