С древних времен и в наше время многие люди верили и верят в счастливые и несчастливые числа. Например, боятся число 13 и верят в удачу 3 и 7. Известно и много других мистических чисел. Суть числовых суеверий и числовой мистики состоит в том, что отдельным числам приписывается мистическое, сверхъестественное, таинственное значение. Вдохновителями всех без исключения суеверий являются служители разных религий, так как в основе суеверий лежит вера в существовании таинственных, недоступных для понимания людей, связей между вещами и явлениями.
Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои "священные числа". Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы, одни благоприятствовали путешественникам и воинам, другие священным мистериям.
Цель работы: приоткрыть завесу тайн, связанных с числами 3,7,13
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_sekrety_magicheskih_chisel.doc | 701.5 КБ |
МКОУ «Днепровская средняя общеобразовательная школа »
Исследовательская работа
«Народные секреты магических чисел»
Выполнила: Николаева Алина,
учащийся 5 класса
Руководитель: Николаева Нина Алексеевна,
учитель математики.
с. Днепровское 2012г.
Содержание. стр.
2.1 Тайна числа 3---------------------------------------------------------5 – 7
2.2. Таинственное число 7----------------------------------------------8 – 12
2.3.Число 13---------------------------------------------------------------13 – 15
3. Исследования----------------------------------------------------------16 – 30
3.1.Числа в устном народном творчестве---------------------------16 – 25
3.2. Результаты анкетирования по выяснению отношения к числам 3,7,13------------------------------------------------------------------------26 – 30
4.Заключение--------------------------------------------------------------31
5. Литература--------------------------------------------------------------32
6. Приложение------------------------------------------------------------33 - 70
Введение.
На уроках литературы мы изучаем сказки, пословицы, поговорки, стихи, в которых встречаются числа. Я обратила внимание, что в сюжетах и названиях сказок чаще других встречаются числа 3 и 7, а также большинство пословиц и поговорок связаны с этими числами.
Я себя не отношу к суеверным людям, но, слышав часто выражения «сплюнь три раза», «Бог любит торицу», «пятница тринадцатое» и т.д., я задумалась, а действительно ли число 13 несчастливое, а 3, 7 удачные.
Так возникла идея проекта «Народные секреты «магических» чисел».
И свой выбор я сделала для чисел 3,7,13.
В связи с этим я выдвинула гипотезу
Гипотеза: действительно ли числа 3, 7 и 13 имеют мистическое, сверхъестественное, таинственное значение.
Поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: приоткрыть завесу тайн, связанных с числами 3,7,13
Задачи исследования:
- изучение литературы с целью получения информации о числах 3,7 и 13;
-изучение значения чисел 3,7,13 и их употребление в устном народном творчестве
-выяснить, где мы сталкиваемся с этими числами в повседневной жизни
-анкетирование учащихся школы и взрослых жителей села Днепровское с целью изучения мнения к числам 3, 7 и 13;
- анализ успеваемости учащихся школы, рожденных 3, 7 и 13 чисел;
- анализ успеваемости учащихся 5 класса по математике 3, 7и 13 чисел каждого месяца учебного года
Считаю, что актуальность моей темы подтверждается высказыванием Пифагора: «Числа правят миром…!»
С древних времен и в наше время многие люди верили и верят в счастливые и несчастливые числа. Например, боятся число 13 и верят в удачу 3 и 7. Известно и много других мистических чисел. Суть числовых суеверий и числовой мистики состоит в том, что отдельным числам приписывается мистическое, сверхъестественное, таинственное значение. Вдохновителями всех без исключения суеверий являются служители разных религий, так как в основе суеверий лежит вера в существовании таинственных, недоступных для понимания людей, связей между вещами и явлениями.
Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои "священные числа". Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы, одни благоприятствовали путешественникам и воинам, другие священным мистериям. Признанными специалистами в области применения чисел были древние индийцы, египтяне, халдеи. Тайны своих учений доверяли лишь узкому кругу посвященных.
С очень давних времен людям свойственно было приписывать тем или иным числам магические свойства – одни числа считали счастливыми другие – наоборот, несчастливыми. Причем и то, и другое - без всяких на то оснований. Вера в счастливые и несчастливые числа восходят к временам, когда только возникал счет. Люди не имели общих чисел для всех предметов, а существовали разные обозначения для каждого числа в зависимости оттого, что считали: один счет был для камней, другой для рыб и т.д. Лишь постепенно люди сделались способными отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. Это привело к тому, что числу приписывали магическое значение, оно представлялось в виде какого-то таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье.
Древние люди считали священными все числа, которыми у них замыкалась система счисления. Такими волшебными числами являлись три, семь, одиннадцать, тринадцать, сорок и т.д.
Тайна числа 3.
Древнегреческий математик Никомах на заре нашей эры сочинил «Введение в арифметику», в котором утверждал: «…единица есть разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос; она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два есть начало неравенства, противоречия; оно есть мнение, ибо во мнении встречаются истина с ложью, три есть первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец и потому есть число совершенное».
Тройка так часто фигурировала в приметах и поверьях, что и в дальнейшем не давала покоя ученым умам. Так, Дж. Ч. Кроче в 1627 году опубликовал в Болонье книгу, которая так и называлась – «II tre» (Тройка), в ней были собраны пословицы и поговорки, связанные с этим числом. Себастьян Гуткнехт вскоре после этого (1635 г.) выступил с докладом «Omne Trinum perfectum. Geistliche Erklarung des gemeinen Sprichwortes: Aller guten Dingen Drey», – в переводе с латыни и немецкого эта тема звучит так: «Все совершенство троичности. Религиозное толкование общеизвестной пословицы: всего хорошего бывает по три».
Таинственное число три! На Руси число 3 всегда было особенным. Три богатыря, три желания, тридевятое царство и т. д.
В культурной традиции всех народов мира тройка занимает почетное место. Почему? Она лежит в основе мирозданья: с самых древних времен люди повсеместно признавали его троичность, составленную Небесным, Земным и Подземным мирами.
Французы говорят: «Где есть два, там будет три», имея в виду, что за одним повтором непременно последует другой. А вот китайцы заявляют о другом: «Если хорошую речь повторить три раза, даже у собак появится отвращение». Мудро, ничего не скажешь.
Ну, а мы с вами сколько сможем припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, – наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут – тоже. И Бог, как известно, любит троицу. Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи.
А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях, сестрах, феях, богатырях, драконах о трех головах...
Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Так относятся к нему англичане, французы, итальянцы, русские, почитают его индусы, арабы, турки и другие народы.
Идея триендинства составляет основу многих древних философских и религиозных учений. С тройкой связывают трёхмерность пространства: длина-ширина-высота; трёхфазность вещества: твёрдое тело-жидкость - пар; триединство времени: прошлое - настоящее - будущее; человека (тело , душа и дух), а также рождение, жизнь и смерть; начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее; три фазы Луны; триединство Мира; во многих религиях верхний Мир - это небо, средний - земля, нижний - вода.
Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи.
В христианстве: Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух; единство тела и души в человеке и Церкви. Три ипостаси - это догмат троицы, что является отличительной особенностью христианства от ислама и иудаизма. Поэтому число "3" - это священное число Христианства. В Библии говорится о трех дарах волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной Жертве, трех образах Преображения, трех искушениях, трех отречениях Петра, трех крестах на Голгофе, трех днях смерти Христа, трех явлениях после смерти, трех качествах, или богословских добродетелях: Вере, Надежде, Любви.
В Каббале тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания.
В индуизме - Тримурти, троичная сила творения, разрушения и сохранения; разнообразные тройки божеств; у лунной колесницы три колеса .
В Японии Три Сокровища - это зеркало, меч и самоцвет; истина, мужество и сострадание.
В китайском иероглифе «ван» (три горизонтальные черты соединённые вертикальной), что означает слово «князь», верхняя горизонтальная черта символизирует небо, нижняя - землю, средняя - человека, который от имени неба и управляет землёй.
В фольклоре встречаются три желания, три попытки, три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).
Трехкратными бывают здравицы.
Тройка означает также исполнение. Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в семитской, греческой, кельтской и древнегерманской религиях.
"Три" - любимое число человечества. Вся эстетика охотно прибегает к троичности. Для уяснения хода событий мы часто разделяем их время на три части. Религия выражается в божественной триаде. После сочетания духа и материи, в мире рождается нечто третье душа явлений и душа человека. "Три" есть символ души. Индуистская Троица является магической и непонятной. Это само время, жестокое и могучее, состоящее из трех частей: прошлое, настоящее и будущее.
Основной символ тройки - треугольник. Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единстве трех ликов троицы. Другие символы: трезубец, геральдическая лилия, трилистник, три молнии, триграммы. Лунные животные часто треногие, олицетворяя три фазы Луны.
Таинственное число семь.
Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и счастливым. Так относятся к нему англичане , французы, итальянцы, русские, почитают индусы, арабы, турки и другие народы. Почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня. Число семь играет важную роль в религиях и верованиях людей, в искусстве и языке, в науке и технике...
То, что 7 - число особое, люди считали очень давно. Ведь еще древние охотники, а потом и древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы - изображения семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях. Ковш Большой Медведицы складывается из трех звезд ручки и четырех остальных звезд.
Существовала еще более глубокая связь между небом и "семеркой". Следя за изменениями формы лунного диска, люди заметили, что через семь дней после новолуния на небе видна половинка этого диска. А еще через семь дней вся Луна сияет на полуночном небе. Проходит еще семь дней - и опять остается половинка диска, а еще через семь дней на ночном небе сияют только звезды, а Луны совсем не видно. Так пришли они к понятию о лунном месяце, состоявшем из четырех семерок дней.
Но с небом были связаны не только лунные недели. Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя "планеты" (блуждающие) и стали считаться богами. Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий- богом торговли, Марс- богом войны, юпитер- богом -громовержцем, а Сатурн был богом посева. И конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь связанных с небом богов.
Каждому божеству был посвящен день недели. В календаре древнего Вавилона была семидневная неделя с богами-покровителями дней недели: Солнце (воскресенье), Луна (понедельник), Марс (вторник), Меркурий (среда), Юпитер (четверг), Венера (пятница) и Сатурн (суббота).
Особенно чтили число семь на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между реками Тигром и Ефратом жил народ шумеры. Они обозначали число семь тем же знаком, что и всю вселенную. Почему они так делали? Некоторые ученые думают, что они выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево и вправо) да еще то место, от которого идет отсчет. Так это было или не так, мы в точности не знаем, но и у шумеров, и у сменивших их на той же земле вавилонян и ассирийцев в храмах было семь ступеней, освещались эти храмы семисвечниками, они знали семь металлов и т.д. По их сказаниям в подземном царстве было семь ворот, через которые проходили в него души умерших.
От шумеров и вавилонян почитание семерки перешло к другим народам.
Древние греки, как и другие народы. придавали большое значение числу 7. Число 7 фигурирует во многих легендах. например в мифе о чудотворце Минотавре, которому ежегодно приносили в жертву 7 юношей и 7 девушек. В легенде о смертной женщине Ниобе, дерзнувшей оскорбить богиню Латону, упоминается о 7 сыновьях и о 7 дочерях Ниобы, погибшей от стрел детей Латоны - Аполлона и Артемиды. Число 7 считали священным числом бога Аполлона - покровителя искусств.
Древние греки насчитывали так же семь чудес света. С числом 7 древние греки связывали представление о чем законченном и совершенном. Может быть, поэтому его назвали числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Поэтому среди множества великолепных творений древности именно семь самых прекрасных были причислены к чудесам.
Семь памятников, воплотивших наивысшие достижения культуры наиболее развитых стран древности, вполне заслужили названия чудес света. Самое чудесное в них то, что создали их ум и руки человека.
Но почему чудес именно семь? Случайно ли выбрано это число?
Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; у Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей - плеяд, превращенных в созвездие; широко известен литературный сюжет похода "семерых против Фив", использованный Еврипидом ("Финикиянки, умоляющие о защите"), Эсхилом ("Семеро против Фив"), Софоклом ("Эдип в Колоне").
Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей...
Согласно исламу, имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников - фигурок из кости, дерева или другого материала.
Христианство не менее других религий богато упоминанием числа семь. В священных книгах мы находим, например, такие слова: "Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро", "...и прошло семь лет изобилия... и наступили семь лет голода", "и насчитай себе семь субботних лет„ семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет..,", "через семь дней воды потока пришли на землю" и т. д. Великий пост насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву. Интересно, что семерку весьма настойчиво применяли знахари, гадалки и колдуны: "Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек..."
Число семь играет немалую роль в книгах Священного писания, в частности, в "Апокалипсисе". Там сказано, что Бог, сидя на престоле, держит книгу, запечатанную семью печатями. Когда снимают седьмую печать, появляются семь ангелов с трубами. После того, как протрубит седьмой ангел, появятся новые семь ангелов с семью чашами гнева Господнего.
Задолго до появления Библии в Древнем Риме праздновали Сатуралии в течение семи дней. Число семь вошло в легенду о сотворении мира в течение семи дней.
Семерка как число, связанное с миром прародителей, с погребально- поминальным культом, присутствует, например, в веровании, что "землица с семи могил добрых людей спасет от всех бед", в совете старых людей ставить семь свечей на канун или к иконам святых угодников для поминания или испрашивая прощения за какие - либо грехи.
Семь свечей зажигаются во время соборования: например, во Владимирской губернии во время таинства соборования на стол, накрытый скатертью или холстиной, ставилась глиняная чаша с зерном, а в зерно втыкалось семь лучин, обернутых на концах пенькой, и семь зажженных свечей(1898).Этот вариант соборования в среднерусском регионе сохраняется до сих пор. О нем рассказывали жители Михайловского района Рязанской области: для таинства ломается на семь лучинок ветка троицкой березки, вместе с семью свечами березовые лучины ставятся в чашу с пшеном: зажигаются и свечи, и лучины, в иных случаях - одни свечи. Таинство совершает только священнослужитель. Примечательно, что по церковным правилам таинство соборования должно совершаться священниками, которых "числом должно быть семь". Все эти меры - часть православного уклада жизни и азы ритуальной грамоты.
Число 13 – «чертова дюжина».
А теперь о другом поверье – числе 13, «чертовой дюжине». Происхождение этого суеверия подобно происхождению многих других суеверий, рожденных когда-то фантазией наших предков.
Для некоторых людей нет страшнее дня, чем пятница тринадцатое. И, вроде бы, взрослые, современные люди, но продолжают жить под властью суеверия - в этот день особенно усердно плевать и кидать рассыпанную соль через левое плечо, не обращая внимания на тех, кто стоит за спиной, или за километр обходить черных кошек, так, на всякий случай. Ученые даже придумали труднопроизносимое название для боязни пятницы тринадцатого - параскавидекатриафобия.
Нельзя сказать точно, как и когда именно появилось это суеверие. Еще задолго до двадцатого века число 13 считалось неудачным, пятница тоже считалась неудачным днем, но никакой связи между ними не было.
Существует несколько версий происхождения понятия «пятница тринадцатое». Наиболее популярная связывает это событие с Тайной Вечерей, в которой принимали участие тринадцать человек - Иисус, 12 его учеников, тринадцатым из которых был Иуда. По еще одной версии в пятницу тринадцатого Каин убил Авеля, а Адам и Ева вкусили запретный плод. Версии эти весьма сомнительны как раз из-за своего религиозного характера - священник Андрей Таскаев говорит так: «Когда Иисуса предали и распяли, была пятница. Таким образом, для всех христиан эта дата на самом деле священна, а не наоборот, а число «13» - самое замечательное».
Еще одна версия объясняет мистическую силу пятницы тринадцатого тем, что конклавы ведьм состояли из тринадцати участниц, хотя протоколы судов это не подтверждают. Также считается, что в этот день все ведьмы, упыри и прочая нечисть собираются на шабаш.
Свою немаленькую лепту внесли астрологи и нумерологии, так любящие толковать значения цифр и их сочетаний. Сами они, правда, ответственность перекладывают на Пифагора - дескать, именно он оставил в наследство знаменитое учение о гармонии чисел и заявил, что числа обладают абсолютной властью над всем и всеми.
Удивительно, но иногда суеверия, связанные не столько с пятницей тринадцатого, сколько с самим числом «13», доводятся до абсурда. Например, в Британии многие хирурги отменяют назначенные на пятницу тринадцатого операции. В кинотеатрах отсутствует кресло под номером 13. В США во многих домах нет тринадцатого этажа - после двенадцатого сразу идет четырнадцатый, иногда тринадцатый называется 12А или 12Б, а то и просто +1. В некоторых аэропортах нет выхода на посадку №13, а в пятницу тринадцатого нет ни одного вылета. В гостиницах нет номера 13, в больницах тринадцатой палаты, на кораблях нет тринадцатой каюты. В самолетах нет тринадцатого ряда. Из-за этого суеверия в США никогда не было истребителя F-13 - за F-12 последовал F-14. А в «Формуле - 1» нет тринадцатой машины. Во Франции, если за столом собираются тринадцать человек, то ставят четырнадцатый стул, на который сажают манекен.
Нет никаких оснований считать пятницу тринадцатое счастливым или несчастливым днем, точно так же как не стоит считать само число хорошим или плохим. Так, например, число тринадцать в каббале и у древних майя считалось весьма благоприятным, а подводная лодка С-13 была самой удачливой на Балтийском флоте в годы Великой Отечественной войны.
Средства массовой информации тоже подогревают суеверный страх у людей, акцентируя внимание на дате события, которое бы и не заметили, случись оно в любой другой день. Плохое и хорошее случается независимо от дня календаря, но если человеку угодно верить, что его жизнь зависит от чего-то - от цифр, дат, дней недели - то он обязательно попадет в зависимость от проблем, которые выдумает и создаст себе сам.
Но эти суеверия, относящиеся к числу 13, у славян не имели места . В качестве примера можно привести такой факт . В древней Руси были возведены храмы с тринадцатью куполами – Первый Софийский в Новгороде, Полоцкий и Киевская София, однако несчастливыми они не считались.
Числа в устном народном творчестве.
Число 3 в пословицах, поговорках и крылатых выражениях.
Пословицы, поговорки и крылатые выражения являются народным достоянием и накапливаются народом в течение его многовековой культуры. Числа являются источником происхождения многих пословиц. Без них наша речь была бы бедна и обыденна. У наших предков пословицы, поговорки, крылатые выражения всегда носили поучительный характер и обобщали опять народа. Я исследовала значение числа 3 в крылатых выражениях и пословицах.
Крылатые выражения.
С три короба. (Это, значит, наврал очень много.)
Плакать в три ручья. (Это значит очень горько плакать.)
От горшка три вершка. (Это значит очень маленький, небольшого роста.)
Заблудиться в трех соснах. (Это, значит, не смог разобраться в простом задании.)
Пословицы и поговорки, содержащие число 3
За одного ученого трех неученых дают.
За одного ученого трех неученых дают, да и то не берут. (Это пословица.)
(Они говорят нам о том, что надо учиться, стараться, тогда все тебя возьмут на работу.)
Три дни молол, а в полтора дня съел. (Эта пословица означает, что труд ценится очень высоко. Люди много работают на огородах, делают заготовки на зиму, а все эти заготовки человек может съесть очень быстро.)
Я нашла 28 пословиц с числом 28. (Приложение №1)
Число 7 в пословицах, поговорках и крылатых выражениях.
В древности папуасы после «окоза-окоза-окоза» говорили слово, которое на их языке обозначало «много». Так было, вероятно и у других народов. Я думаю, поэтому в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много»: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Чеснок семь недугов изводит», «После хлеба-соли – семь часов отдыхать», «Семеро с ложкой – один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «У семи нянек дитя без присмотру», «Семь рек осушила, холста не смочила», «Лиса семерых волков проведёт», «Лук семь недугов лечит», «Семь футов под килем» и т. д.
Поучителен смысл крылатых выражений: «Быть на седьмом небе», обозначающее высшую степень блаженства; «За семью морями» - значит далеко; «Семи пядей во лбу» - очень умный, мудрый выдающийся, талантливый человек; «Седьмая вода на киселе» или «Седьмой квас на гуще», - очень далёкий родственник; «Без году неделя» - недавно; «Семь вёрст до небес» - очень много наобещать, наговорить; «За семь вёрст киселя хлебать» - далеко и попусту идти, ехать, тащиться; «До седьмого колена» - до самых отдалённых поколений; «Семь пятниц на неделе» или «Семь воскресений на неделе» - образное обозначение человеческого непостоянства; «Семимильными ( гигантскими) шагами» - очень быстро; «До седьмого пота» – работать, трудиться, до крайнего утомления, полного изнеможения; «За семью печатями» - секретно; «Семь смертных грехов» - плохие, непростительные поступки.
Я нашла 85 пословиц с числом 7.(Приложение №1)
Пословицы с числом 13.
Всего 2 пословицы с числом 13 я нашла.
Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут.
Тринадцатый гость под стол.
Числа в сказках.
Число 3 – обладает волшебными свойствами. Три и в правду слишком часто мелькает во всех сказках. Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что хочешь. Все дело в том, что тройка – это очень мощное число, которое очень сильно влияет на нашу жизнь. Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности. Данная примета существует для детей, которые должны уяснить себе одну маленькую истину. Не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. Данная примета является ссылкой на другую – «вода и камень точит». То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз.
Сказки — ликвидация и преодоление обыденного сознания. Сказки показывают, что в жизни прямых путей нет. Но в сказке всегда заявлено три варианта действия, которые выполняют обычно «братья». Старшие братья идут прямым путем и совершают обычные действия. Иван-дурак или младший Иван-Царевич — самые неприметные, внешне заурядные и в бытовом плане уязвимые идут путем нестандартным, необычным. Но необычным только для обыденного сознания — они как раз учитывают логику внешнего мира и не нарушают ее.
При этом очевидно, что результат достается именно третьему, — именно он забирает то, к чему идут Все. Результат как воплощение Целого завершается Третьим. Именно Третий именно на третий раз, преодолевая все табу — запреты, препятствия, испытания боем получает результат.
Едва ли не в каждой сказке появляется цифра три. Вот несколько названий:
«Три медведя», «Три арбузных семечка», «Три калача и одна баранка», «Три толстяка», «Три ветра», «Три поросенка», «Три подземных царства» , «Три товарища» , «Три брата», «Три счастливца», «Три смерти», «Три очка за старичка», «Три царевича», «Три орешка для золушки» и другие.
Употребление числа 3 в сказках я проанализировала на примере сказок: Марья Моревна, Сивка – бурка, Иван – крестьянский сын и чудо – юдо, Окаменелое царство, Царевна – лягушка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка. (Приложение №2)
Самым распространенным числительным в сказках А.С.Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Я проанализировала как А.С. Пушкин использует число 3 в «Сказке о попе и работнике его Балде», в «Сказке о рыбаке и рыбке…» ,в «Сказке о царе Салтане…», в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», в «Сказке о золотом петушке».(Приложение№
Число 7 – это спасение. Семерка всегда считалась очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках, спасти ситуацию может именно семилетняя девочка. Вспомните, хотя бы, цветик-семицветик. Девочка загадывала все что хотела, и только последний лепесток оказался правильным. Вернее, даже не так. Девочка только с седьмого раза смогла загадать действительно правильное желание, благодаря которому мальчик получил исцеление. В русских народных сказках, семерка символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и только один раз отрежь».
В сказке «Семь подземных королей» герои вместе с девочкой Элли помогают жителям волшебной страны избавиться от семи королей, перевоспитав их.
В сказке «Дочь семилетка» девочка семи лет оказалась умнее самого царя и этим смогла помочь своему бедному отцу.
В сказке «Мудрая девица и семь разбойников» молодая девушка спасла от гибели всю свою семью, обманув злых и коварных разбойников.
В сказке «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка жила у 7 гномов за 7 горами.
В сказке «Семь Симеонов» семь братьев близнецов владели чудесным ремеслом, путешествовали за дальние моря для того, чтобы привезти невесту для царя.
Это волшебное число широко использовалось в сказках, мифах древнего мира: «Волк и семеро козлят», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Семеро храбрецов» братьев Гримм, «Семь братьев» в обработке М. Афанасьева, «Семилетний стрелок из лука» саамская сказка, «Путешествие за семь морей»; у Атланта, подпирающего плечами небесный свод, было 7 дочерей плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездие; Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо.
Числа в повседневной жизни.
В современной жизни тоже присутствует дух триединства. Изучая русский язык, я заметила, что у глагола есть 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее; а у имени существительного есть 3 склонения:
на улицах большого города можно увидеть светофор с тремя огоньками: красный, желтый, зеленый.
телефон службы «Скорая помощь» - 03,
трио (ансамбль из трёх исполнителей),
фильмы в 3 D формате и т.д.
Дух триединства проявляется во многом: 3 периода жизни человека (молодость, зрелость, старость); трех мерность пространства (высота, ширина, длина).
И сейчас числу 7 придают иногда особое значение.
В повседневной жизни семёрка практически везде: Семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы, семь цветов радуги.
Кинофильмы.
Астрономия
Информатика
В играх
Число 13 в современном мире.
Литература и искусство.
Кинофильмы
Мультфильмы
Число 13 в литературе
Модели техники
Некоторые производители ПО пропускают 13 версии своих продуктов. В частности, Microsoft Office 2010 должен был иметь номер версии 13, а вышел под номером 14. Так же графический редактор Corel Draw X3 — это тоже 13 версия программы.
В то же время это число считается благоприятным в Каббале и у индейцев майя
Интересные факты
По-английски 13 часто называют «дюжина булочника». Происхождение этого названия связано с тем, что в средние века булочники, боясь действовавших в то время суровых наказаний за обман покупателей (вплоть до отсечения руки), обычно добавляли лишнюю единицу товара к каждой продаваемой дюжине, чтобы случайно не обсчитаться в свою пользу.
В Америке официально считается, что 13 означает число первоначально объединившихся штатов. Число 13 представлено на гербе США: над головой орла есть звезда, составленная из тринадцати звёзд. Кроме того, в левой лапе орел держит тринадцать стрел, в правой — оливковую ветвь с тринадцатью листьями и тринадцатью ягодами. Красных и белых полос на флаге США в сумме также тринадцать.
В годы Великой Отечественной войны число 13 оказалось счастливым для советского флота. В частности:
Во многих американских и европейских гостиницах нет тринадцатого этажа и тринадцатого номера.
В российской военной авиации отсутствуют самолёты с бортовым номером 13, как и позывные лётчиков с этим номером. При этом во время Великой Отечественной войны А. И. Покрышкин воевал на «Аэрокобре» под № 13 с позывным «13», Александр Иванович родился в 1913 году и умер 13 ноября.
Во многих пассажирских самолётах отсутствует ряд № 13.
Анкетирование по выяснению отношения к числам 3,7,13 учащихся школы, родителей, учителей.
Было опрошено 80 человек. Каждому из них было задано по 7 вопросов. Затем были построены диаграммы сравнения в процентном отношении между ответами учащихся и старшим поколением.
Вывод: из ответов видно, что число 13 несчастливым считают больше взрослое население, чем учащиеся.
Вывод: числа 3 и 7 счастливыми считает большинство взрослого населения.
Вывод: у учащихся в пятницу 13 числа происходили как положительные, так и отрицательные случаи в равных долях, у взрослого населения немного больше отрицательных случаев , чем положительных.
Вывод: большинство взрослого населения боятся пятницу 13 числа.
Вывод: взрослое население считает, что дата их рождения влияет на их характер и судьбу.
Вывод: и у взрослого населения и у учащихся есть счастливые числа.
Вывод: большинство взрослого населения верит в приметы, связанные с числами. Среди учащихся в приметы верит половина опрошенных.
Анализ успеваемости учащихся, родившихся 3,7, 13 числа.
7 числа родились 6 учеников
13 числа родились 3 ученика
3 числа родились 4 ученика
родились | отл. | хор. | удовл. | Неудовлетвор. |
7 числа | 0 | 3 | 2 | 1 |
13 числа | 0 | 3 | 0 | 0 |
3 числа | 0 | 1 | 3 | 0 |
Проанализировав успеваемость учащихся, родившихся 3, 7, 13 числа – я пришла к выводу, что рожденные 13 числа имеют больше успехов в учебе, чем остальные.
Из диаграммы видно, что среди учащихся, родившихся 13 числа одни хорошисты, среди родившихся 3 числа – большинство троечники, а из родившихся 7 числа – есть даже двоечники.
Результаты успеваемости учащихся 5 класса по математике 3,7, и 13 чисел с сентября по март 2011 – 2012 учебного года.
отметки | 3 числа | 7 числа | 13 числа |
5 | 7 | 4 | 6 |
4 | 8 | 6 | 15 |
3 | 5 | 7 | 12 |
2 | 5 | 4 | 0 |
Подсчитывая общее количество отметок поставленных в эти дни ясно, что больше опрошенных 13 числа, но и «5»и «4» поставлено именно в этот день больше, чем в остальные. 3 и 7 числа были поставлены «2», а 13 числа – «2» нет. Значит не так и важно, в какое число тебя спросят, а важно быть готовым к урокам всегда.
Из данного анализа можно сделать вывод, что число 13 счастливее.
Заключение.
При работе над данной темой я узнала много нового о происхождении чисел, об истории возникновения и значении чисел в различных культурах.
Изучив литературу, проанализировав статистические данные, нельзя сделать однозначный вывод, о том, что 13 самое несчастливое число, а плохие события, которые происходили (происходят) в этот день, просто совпадением. В другие дни также происходят как хорошие, так и плохие события, но человек всегда пытается это связать с чем–то сверхестесвенным. Числовые суеверия и числовая мистика, в разные периоды развития человечества принимают разные формы. Однако их сущность всегда была и остаётся прежней.
В наш век прогрессивных технологий и научно-технического прогресса успешно развивается наука, в частности математика, это даёт полную уверенность в том, что там всё меньше остаётся места для идеализма, а, следовательно, и для числовых суеверий и мистики. По данным статистики, в повседневной жизни тринадцать ничем не выделяется из обычного ряда числового ряда: тринадцатого числа происходит, в среднем, столько же несчастных случаев, как и в любой другой день. Поэтому будьте спокойны и помните фразу американского киноактера Гручо Маркса: «13 человек за столом может быть несчастливым числом, если вы приготовили только 12 котлет».
Моя гипотеза о том, что числа 3, 7 и 13 имеют мистическое, сверхъестественное, таинственное значение не подтвердилась .
Литература.
Приложение №2.
Число 3 в сказках.
Марья Моревна.
В некотором государстве: Иван Царевич и три его сестры.
В три года Иван переженил трех своих сестер, женихи являлись после того, как ударял гром (соответственно три раза, по разу в год).
Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и скинул цепи.
Иван в поисках Марьи Моревны идет три дня: «идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец (1). У дворца дуб (2) стоит, на дубу ясен сокол (3) сидит».
Так Иван посетил трех своих сестер, до каждой добирался три дня и гостил у каждой по три дня.
За три дня добрался Иван после гостей до Марьи Моревны.
Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на третий раз — изрубить на куски.
Иван делает три попытки увоза Марьи Моревны.
Трое зятьев Ивана спешат на выручку, оживляют Ивана.
Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга....Я у нее три дня пастухом был... А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза...»
В поисках быстроногого коня Иван щадит трижды: птицу с птенцами, пчел, львицу со львенком.
«Три дня» — определяет баба-яга Ивану службу у себя.
Два дня Иван пасет лошадей, возвращать которых в стойло помогают птицы и звери. На третий день Ивану помогают пчелы и дают совет по выбору лошади для побега.
Три раза Иван машет платком через реку, и возникает широкий мост-переправа. Если махнуть только два раза — мост получается «тоненький-тоненький», который обломился под бабой-ягой.
Победив Кощея, Иван с Марьей Моревной возвращаются восвояси, погостив по пути в домах трех сестер Ивана.
Сивка - бурка.
«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»....
Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.
Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».
Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.
Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.
С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.
«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.
Иван – крестьянский сын и чудо – юдо.
«В некотором царстве... жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка».
Подкараулил Иван в первую ночь (пошел караулить, не надеясь на старшего брата) чудо-юдо о шести головах и с одного взмаха сшиб ему три головы. Со второго раза — последние три головы чудища.
Во вторую ночь победил девятиголовое чудо-юдо: сначала снес шесть голов, затем последние три.
На третью ночь отправился Иван «на страшный бой» с двенадцатиголовым чудищем. Срубил ему сначала три головы, затем шесть голов, в третий раз — девять голов, но все они снова приросли у чудища.
Вбитый в землю чудищем Иван три раза будил спавших в избушке братьев: бросал сначала правую, затем левую рукавицы, шапку.
Наконец выбрался Иван из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец, которым тот головы приращивал, и после все двенадцать голов у чудища срубил.
«...три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха...» сговариваются отомстить Ивану.
Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.
Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в три разные стороны: направо, налево, Иван — вперед.
Окаменелое царство.
Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.
Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.
Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.
Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.
Царевна – лягушка.
«В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.
Иван ищет свою стрелу три дня.
Сыграли три свадьбы.
Стилистический прием — три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...»
Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.
Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.
Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...»
Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.
Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.
В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Иванушка 3 раза просил разрешить напиться, 3 раза козленочек перевернулся, чтобы превратиться в человека.
Приложение №3.
Число 3 в сказках А.С. Пушкина.
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.
В «Сказке о попе и работнике его Балде», несколько раз можно встретить число 3. И не зря.
С виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет
погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:
первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком»:
* «кто скорее из нас обежит около моря».
* «кто далее палку бросит».
* « кто кобылу поднимет и дальше пронесет»
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта. Не зря испугались черти Балды.
С таким же страхом ждёт своей расплаты поп. С каждым щелчком ( 3 раза) сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.
«С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.»
Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».
В «Сказке о рыбаке и рыбке…» три раза старик кидал в море свой невод:
«Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой…»
В «Сказке о царе Салтане…» уже в первой строчке мы встречаемся с числом 3:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц .
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки.
Входя в город, мать и сын услышали «оглушительный трезвон».
При первой встречи царевича с лебедью, он освободил ее от коршуна-чародея, потеряв свою стрелу в море. Лебедь утешает царевича:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня».
Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.
Сначала он становится комаром:
«Хочешь в море полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
Затем мухой:
«В муху князь оборотился, полетел…»
Потом он превращается в шмеля:
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился».
В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему эти чудеса. Сначала в городе появилась чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.»
Второе чудо:
«И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».
Третье чудо: «Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»
Пожелав жениться на царевне, был готов
«За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель».
(т.е.очень далеко.)
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.
Так наказал царевич своих тёток за злые языки.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3».
Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.
* Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
* Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:
1. к красному солнцу:
«К красну солнцу наконец
Обратился молодец».
2. к месяцу ясному:
«Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался».
3. к ветру буйному:
«Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая…»
И только от ветра он узнает, где царевна.
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она
не восстала ото сна».
в «Сказке о золотом петушке» сказочное царство, где происходит действие
находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом.
В третий раз сам царь поехал.
Следует обратить внимание на то что, при всей волшебности сказки логика трех соблюдается даже у Пушкина, светского автора, строго. Причем герой должен пройти непременно три испытания, а не сразу — третье, но большое (а ведь «волшебная» сказка могла бы позволить себе такую «экономию»!). Это свидетельствует о единстве, сопряжении трех — преемственности и необходимости каждого из трех, а не только одного третьего! Без какого-то одного из трех результат не дается. И это очень глубокое понимание логики Троичности: на пути к полноте нужно пройти все ограничения, пусть они только занимают время и силы, — чтобы их собрать в целое!»
Выводы: Эти и другие примеры показывают нам что при всем многообразии волшебных сказок лейтмотив Трех является связующим. Разумеется, в древнейших сакрально-ритуальных произведениях это случайным быть не может.
В сказочных символах волхвы объясняли тройственость всех явлений в мире: тройственность стихий, измерений, пространств.
Но что более существенно, закладывался тринитарный алгоритм действий — не пройдя двух, не возьмешь третье — результат. То есть ничего создать без соединения трех — стихий, измерений, попыток — составляющих невозможно. Поэтому и нужно пройти все препятствия, не остановившись, и не задержавшись на промежуточном результате.
Причем эти препятствия не произвол частного лица — а условия внешнего мира, который всегда предстает в виде опасных и хитрых врагов, которых Герой призван победить, преодолеть.
В конечном итоге сказка отвечала на вопрос сугубо методологический — сколько возможно путей познания? — Три.
Именно поэтому можно утверждать, что на Руси существовало древнее тринитарное Учение, которое дошло до нас в сказках.
Приложение №4.
Число 3 в стихотворениях.
«Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофера:
Красный цвет –
Проезда нет.
Желтый –
Будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!» (С.Маршак)
«Что за сестры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает, ставит все на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки.» (А.Барто)
«Посчитай и посмотри хорошенько –
Раз, два, три.
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
«Три» в тетради у Данилки,
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил.» (И.Токмакова)
Считалки с числом 3
«Кот, кот Апанас,
Ты лови три года нас!
Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!»
«Шли мышата по тропе,
Увидали сыр на пне.
Раз, два, три –
Поровну дели.»
«Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три –
Начинаешь ты.»
«В магазин вошла овечка
И купила три колечка,
Три колечка –
Три баранки,
Баранки-румянки.
Помоги овечке
Донести колечки.»
«Съела тучка ночью дымной
Ломтик лунный, ломтик дынный.
Темнота легла кругом.
Раз, два, три! Беги бегом!"
Число 3 в скороговорках
Три вороны на воротах.
Три сороки – тараторки
Тараторили на горке.
Трое трубачей трубили в трубы.
На дворе трава
На траве дрова.
Раз дрова, два дрова,
Три дрова.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Шли три пекаря,
Три Прокопия пекаря,
Три Прокопьевича.
Говорили про пекаря,
Про Прокопия пекаря,
Про Прокопьевича.
Три корабля лавировали,
Лавировали
Да не вылавировали.
Около кола три хвоста вьются.
Число 7 в стихотворениях:
Седьмой рассказчик
Семь ночей и дней в неделе
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь- приятель ваш.
С.Я. Марш
"7 = 3 + 4"
3- божественное совершенство,
4- мировой порядок;
их соединения - число
7 - олицетворение общения между
Богом и Его творением - человеком.
...Семь в основе лиры,
Семь в основе мира.
Марина Цветаева
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь?
Семь исполнилось Сереже,
Стал умнее он и строже.
Пролетит за годом год,
В класс седьмой он перейдет.
Г. Кайтуков
В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь щенков, семь дымков,
Семь драчливых петухов
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
А. Стройло
Я легко могу отнять
От семи и три, и пять.
Но отнять у Саньки
Не могу я санки.
В. Ланцетти.
В тесном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашел
Называются ковшом
И Медведицей зовут…
Не пойму в чем дело тут?
И ответил мне отец:
- Ты сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет-
Будешь в школе ты учиться
И на все найдешь ответ.
(Г. Кайтуков)
Семь холмов- как семь колоколов,
На семи холмах колокольни.
Всех счетов: сорок сороков.
Колокольное семихолмие.
Марина Цветаева
Семь бед – один ответ.
наивная игра,
которой –
спору нет –
так верилось вчера.
Но вот она,
одна.
попробуй-ка ответь.
Такая глубина –
не расхлебать на треть.
Попробуй целый свет
убавь ее,
уйми...
Семь бед, и свой ответ
у каждой из семи.
Александр Ковалев.
Седьмое чувство
Строятся разные небоскребы-
Зодчим слава и честь,
Но человек уже хочет иного -
Лучше того, что есть.
Лучше и лучше пишутся книги,
Всех их не перечесть,
Но человек уже хочет иного-
Лучше того, что есть.
Тоньше и тоньше становятся чувства,
Их уж не пять, а шесть,
Но человек уже хочет иного-
Лучше того, что есть.
Знать о причинах, которые скрыты,
Тайные ведать пути-
Этому чувству на смену,
Чувство седьмое, расти!
Определить это чувство седьмое
Каждый по-своему прав.
Может быть, это просто уменье
Видеть грядущее въявь!
Леонид Мартынов
Семицветная страна
Есть такая страна
Заветная,
Необычная-
Семицветная
Если в ней не бывали
Раньше вы,
Знайте:
Леса там-
Оранжевые,
Море сладкое там-
Не соленое,
Там веселое небо
Зеленое.
Эта страна- Заветная-
Детство мое
Семицветное.
Овсей Дриз.
Воскресенье
Я- Воскресенье, день седьмой,
Легки мои заботы.
Как встарь, и летом и зимой
Наряд поныне красен мой
В отличие от субботы
Все дни недели оценю,
Свою оставлю мету.
И в полночь завтрашнему дню
Вручу я эстафету.
Яков Козловский.
Я легко могу отнять
От семи и три, и пять.
Но отнять у Саньки
Не могу я санки.
В. Ланцетти.
А вокруг –
Смоляные дали.
На сто верст вокруг –
Все леса!..
По оврагу в седьмом квартале
Ходит огненная лиса.
Анатолий Жигулин
Семь чинар
... Целый край, поля и реки
Осенят в полдневный жар
Семь чинар, семь чинар.
Кто растил деревья эти?
День за дне летят столетья...
И стоит всегда в расцвете
Древо жизни. Жизни дар-
Семь чинар, семь чинар...
Что ты, ветер, так неистов?
Разобьет один удар
Изумруды нежных листьев,
Но не сломит семь чинар...
Расул Рза.
Urbs Avinionensis
Семь - число из самых лучших
Для всего, что сердцу мило.
Авиньон в семерке черпал
Веру, истину и силу.
Семь ворот в стенах имел он,
Семь созвучий в перезвоне.
Семь грехов свершалось за день
В добронравном Авиньоне...
Мария Конопницкая.
...У новой эры на пороге,
Чтоб нас размах не укачал,
Я тоже думаю в тревоге
О соразмерности начал.
Об огороженном загоном,
Что было притчею допрежь,
О том, что стать должно законом:
«Семь раз отмерь – один отрежь».
Ведь так свободно и знакомо
Строка моя поет, легка,
Пробивший плиты космодрома
Зеленый стебель василька.
Михаил Дудин.
Героям
... Я вижу вновь солдата Молодцова,
Заткнувшего глазницы амбразур.
На пулемет без трепета и крика
Он навалился. И задохся враг.
Проходит с боем командир Заика
Сквозь семь остервенелых контратак.
И вижу я, как, надвигаясь снова,
Косит и мнет врагов наверняка
Огонь из автомата Пирогова,
Неумолимый танк Осатюка.
Михаил Дудин.
...За каждого каждый стоит как стена,
Всей верностью жизни и смерти.
На семь километров молчит глубина,
А сверху бесчинствуют смерчи.
Михаил Дудин.
Я- из переулков этих
Шириною в семь шагов,
Где всегда умели ветер
Отличать от сквозняков...
Александр Ковалев.
... Помнится, в веке двенадцатом
Я любил тебя, милая, бедная,
Те бересты любовные, бледные – бледные,
По музеям еще хранятся.
Ты любила ль меня, ты скажи,
Зря ль тужил я, вину семь веков хороня?..
У какой мы расстались межи
Я не помню, прости ты меня...
А как звали тебя, постой!
Помню только – неве-естой...
Вячеслав Киктенко.
Держу в руках
Своих косу
Как будто
Цифру 7 несу!
Сергей Волков
«Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь!»
Топ, топ, топ! – бежит Сережка,
Спешат ножки по дорожке!
Чтоб домой попасть скорей, Забежал в подъезд Сергей.
«Раз, два, три, четыре, пять!»-
-Стал ступеньки он считать.
Ох, и трудно же Сережке-
Слишком маленькие ножки!
«Шесть и семь!» – считает он.
И закончился подъем!
Семь ступенек прошагал,
Прошагал и сосчитал!
Сегодня ножки отдохнут,
А завтра снова побегут!
Сергей Волков.
Семь цветов радуги
Дождик кончился и вот
В небе радуга встает!
Встала радуга – дуга,
Разноцветные бока!
Будто прямо от порожка –
Семицветная дорожка!
Сергей Волков.
Считалка
Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала
Две Матрешки-
На окошке,
Две Аринки-
На перинке,
Две Феклушки-
На подушке,
А Петрушка
В колпачке-
На зеленом сундучке.
Елена Благинина.
Очень похожи
Семерки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
Мышковская.
Сенокосная пора.
Теплый дождь
Пошел с утра,
И над речкою готов
Чудо- мостик
В семь цветов
Мышковская
В тесном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашел,
Называются ковшом.
И Медведицей зовут…
Не пойму в чем дело тут?
И ответил мне отец:
Ты, сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет-
Будешь в школе ты учиться
И на все найдешь ответ.
Г. Кайтуков
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд.
В. Ланцетти
Плавали в озере
Семь лебедей.
Смотрели на каждого
По семь людей.
И гордо думал
Главный лебедь:
«Количество зрителей –
-сорок девять».
Тим Собакин.
Тут дело требовало рук,
Упорства, смелости без меры!
И семь ночей пустой мундштук
Торчал в зубах у инженера.
Дмитрий Кедрин.
Созвездие пса чуть не сбилось с ног,
Облаивая бродяг,
Боднуть собирался их козерог,
Хотел ущипнуть их рак.
Медведица через шесть небес
Раскинулась кверху дном,
За ними, шипя, скорпион полез,
Но поотстал на седьмом:
Ведь пятки легки,
Если пуст живот.
Дмитрий Кедрин.
Застелю я стол черной скатертью,
Прогрущу от семи до семи.
А ведь я из семьи золотоискателей,
Я из очень хорошей семьи.
Светлана Кузнецова.
Что ты ищешь в лесу? За седьмою печатью
Спрятан в зелени трав вековой боровик.
И проходит Аленушка в ситцевом платье,
И внезапно до слуха доносится крик.
Осип Колычев.
Я живописи выучен не в школе,
В глухих стенах горячечных палат
Прошёл заочно я семь классов были
И зрелости имею аттестат.
Осип Колычев.
Нам все пределы нынче высоки.
Хватило б хлеба!
Но падают на нас сначала потолки,
А после- небо.
Мы нашим ближним не желаем зла.
Мы в разум верим.
Но ощетинивается земля
Недобрым зверем.
Но настигают нас печаль и тлен,
Зовут к ответу.
И мы усталость до семи колен несем по свету.
Светлана Кузнецова.
Смотри, семицветная радуга встала,
Семь красок по полю она разметала,
Семь россыпей радужных, семь настроений:
То куст гиацинта, то – ветка сирени.
Наверно, в природе весенней, родной
Все краски живут,
Нет лишь черной одной!
Валентин Колумб.
Еще туман,
Густой и грузный,
Лениво по лугам бродил,
А я знакомой тропинкой в кузню
На труд горячий приходил.
Таинственно светились лица,
В горнило жарко мех дышал,
И я строптивую жар – птицу
Который раз в руках держал!
Мы семь замков не открывали,
Как семь сторожевых собак.
Я нес ее на наковальню,
Счастливый, как Иван – дурак.
Валентин Колумб.
И так,
Как семицветны наши зори,
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тувырах и шовырах у девчат.
Валентин Колумб.
Приложение №1.
Пословицы с числом 3.
Пословицы с числом 7
- Семеро одну соломинку подымают.
- Один рубит, семеро в кулаки трубят.
- Двое пашут, а семеро кулаками машут.
- Семеро лежат в куче, а один всех растаскает.
- Один с сошкой, а семеро с ложкой.
- Семеро стоят да слушают, семеро едят да кушают.
- У кобылки семеро жеребят, а хомут свой.
- В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.
- Рубить семерым, а топор один.
- Семь Симонов, одна Матрена. (песты и ступа в мельнице)
- Сели без четырех, да три улетело.
- На семи верстах один с денежкой Аким.
- На неделе семь дней. Семь мудрецов на свете было.
- Семь планид на небе.
- Семеро одного не ждут.
- Семь чинов ангельских.
- У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех? (одна)
- Сутки с неделей без семи дней.
- Потерял пять, а нашел семь.
- У семи нянек дитя без глазу.
- У семи пастухов не стадо.
- Семеры чулки, да все паголенки.
- Семеро косуху, да все ковшами.
- Семь маку не родило, а голоду не бывало.
- Семибатешный сынок (кантонист).
- Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
- Семь раз поели, а за столом не сидели.
- По семи молодцов на овсяный блин.
- Лук семь недугов лечит.
- За семью морями.
- Сам не дерусь, семерых не боюсь.
- При семи дворах восемь улиц
- Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
- Почем нанялся? -Да в неделю работать семь дней, а спать на себя.
- Московская семибоярщина
- У боярина семь дочерей: будет из них и смерть и жена.
- Семь деревень, а лошадь одна. На семь деревень одна лошадь.
- Семь сёл, один вол, да и тот гол.
- Житье хорошее: семерых в один кафтан согнали.
- Деревня на семи кирпичах построена
- Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.
- В семь лет перебедовали семьдесят семь бед.
- На всякого враля по семи ахальщиков.
- Он семь лет все на одной дудке играет.
- Семеро капралов над одним рядовым.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Семеро в семействе, да в нем осьмеро больших.
- Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет.(двуличен).
- Не строй семь церквей, пристрой семь детей (сирот).
- Три бабы- базар, а семь- ярмарка.
- У бабы семь пятниц на неделе.
- Семь топоров вместе лежат. А две прялки врозь.
- Пока баба с печи летит семьдесят семь дум передумает.
- Старик, да лучше семерых молодых.
- У кобылы хоть семеро жеребят, а хомут ей свой (о работе).
- У самой семеро по лавкам и все седуны.
- Семая водина на квасине.
- Подрались дедушка с бабушкой, и семеро внуков не разберут по что.
- Как у тещи зять в гостях- за семь верст заезжают; как у свояка свояк в гостях- за семь верст объезжают.
- Семеро ворот, да все в огород.
- У нас дураков семь байдаков, да еще и угол не почат.
- Макару поклон, а Макар на семь сторон.
- За семь верст киселя есть.
- Семь рек осушила, холста не смочила.
- Один на семерых.
- От семи собак на распутье огрызается.
- Стоя едет семерых везет. Он стоя едет, ноги везет.
- Семеро посуху, да все ковшами.
- К милому и семь верст не околица.
- На поминки идет брюхо в семь овчин сошьет.
- Чеснок семь недугов изводит. Лук семь недугов лечит.
- После хлеба- соли семь часов отдыхать.
- Живет и такой год, что на день семь погод.
- Жила лошадь у семи попов по семи годов- стало ей семь годов.
- Семь те стрел каленых, страшилище.
- Семь верст молодцу не крюк.
- Семи смертям не бывать, а одной не миновать.
- И праведник семижды в день падает (грешит).
- Из семи печей хлеба едал (опытный человек).
- Народ видит сквозь семь стен.
- Лиса семерых волков проведет.
- Чем семерых посылать, лучше самому побывать.
- С одного волка семь шкур не дерут.
- Глухому попу семи обеден не служат.
- Семь дураков одному умному не равны.
· За семью печатями. Это выражение означает что-то непонятное, скрытое, недоступное пониманию, разумению.
· Семь пядей во лбу. Очень умный, мудрый, выдающийся, талантливый человек.
· Семимильными (гигантскими) шагами. Очень быстро. Так говорят о развитии чего-либо.
· Седьмая вода на киселе. Очень дальние родственники.
· До седьмого пота. Работать, трудиться до крайнего утомления, полного изнеможения.
· Семь верст до небес. Очень много наобещать наговорить.
· За семь верст киселя хлебать. Далеко и попусту идти, ехать, тащиться.
· До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.
· На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.
· Семь смертных грехов. Библейское выражение. Со временем получившее значение каких-либо плохих, непростительных проступков.
· Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.
· Семь бед - один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать, так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.
Приложение №5.
7 чудес света.
Так называют прославленные в древности сооружения и статуи. Наверное, Филон Александрийский, живший в IV веке до н. э., и не подозревал, что его имя сохранится в веках по столь забавному поводу. Он, математик, механик, геодезист, составил первый вариант «Семи чудес света». Почему он выбрал именно 7 объектов, точно историки не знают. Самое распространенное объяснение: «семерка» считалась числом магическим, которое в своих наблюдениях за окружающим миром отметили еще древние египтяне. Это и семь цветов радуги, и семь небесных тел в Солнечной системе, видимых невооруженным глазом…
В свой труд «Семь чудес света» Филон Александрийский включил: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды Эфесской, Статую Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. (Приложение IV). До нас, к сожалению, дошло лишь одно из этих прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук – пирамиды – гробницы древних египетских царей – фараонов.
От Каира, столицы Египта, далеко на юг тянется цепь остроконечных искусственных гор белого желтоватого цветов. Это пирамиды. Самая большая их них – пирамида фараона Хеопса – высотой около 147 м, построена в начале 27 в. до н.э. Лишь на 2 м ниже пирамида Хефрена. Этому фараону показалась недостаточной гробница величиной с гору, и он приказал поставить рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. У стража лицо человека и туловище льва. Называется он Сфинксом. Образ Сфинкса, мудрого, как человек, и сильного, как лев, внушал суеверный ужас, и люди называли его отцом трепета.
Другое «чудо света» - висячие сады Семирамиды – находилось в самом большом и богатом городе Древнего Востока – Вавилоне. Они были созданы по приказу царя Навуходоносора ІІ в 6 в. до н.э. для своей жены – царицы Семирамиды. Навуходоносор построил свой дворец на искусственно
созданной площадке, поднятой на высоту шестиэтажного дома. К площадке уступами поднимались шесть рядов кирпичных арок – шесть аркад. На каждом уступе был насыпан слой земли и разведён цветущий сад. День и ночь сотни рабов вращали колоссальные колёса с кожаными вёдрами, подавая в висячие сады воду Евфрата.
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим «чудом света». Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон двойной колоннадой из 127 колон. В 356 г. до н.э. некто Герострат, желая прославиться, пожёг храм. Его имя навеки стало символом бессмысленного варварства.
В северо-западной части Греции, в городе Олимпии, на родине Олимпийских игр, в 456г. до н.э. появился храм, посвящённый Зевсу – верховному богу древних греков. Храм украшала статуя бога, изваянная великим скульптором Фидием. Это четвёртое «чудо». Двенадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, чёрного дерева и драгоценных камней. Голову его украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Голова, плечи, руки, грудь были выточены из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо, обрамлённое бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым. Казалось, что Зевс вот-вот улыбнётся, поднимется с трона и расправит могучие плечи.
В Малой Азии, в столице небольшого Карийского царства – Галикарнасе (ныне город Бодрум в Турции) находилось пятое «чудо» - великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой – царицей Артемисией в середине 4 в. до н.э. Это было величественное сооружение из кирпича, облицованное изнутри и снаружи белым мрамо-
ром, высотой 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба. Второй этаж был обнесён снаружи мраморной колоннадой, а третий представлял собой многоступенчатую пирамиду. Её венчала
четвёрка коней с колесницей, которой правили Мавсол и Артемисия (статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне). От имени Мавсола и произошло слово «мавзолей».
В 3 в. до н.э. на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое «чудо», известное по именем Колосса Родосского.. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителей.
На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота этой трёхъярусной башни достигала 135 м. На её вершине в открытой каменной беседке пылал костёр, указывая путь кораблям.
Семь чудес света.
1. Египетские пирамиды 2. Висячие сады Семирамиды
3. Храм Артемиды Эфесской 4 . Статуя Зевса Олимпийского
5. Галикарнасский мавзолей 6. Колосс Родосский
7. Александрийский маяк
Приложение №6.
Числа в искусстве.
Знаменитая картина Виктора Васнецова называется «Три богатыря»,
В образе трех богатырей Васнецов воплотил заветную мечту русского народа о непобедимом и могучем защитнике.
Икона Андрея Рублева называется «Троица».
Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.
Картина И. Шишкина «Три медведя».
Василий Суриков на своем историческом полотне "Утро стрелецкой казни"
изобразил семь стрельцов со свечами в руках. Семь свечей на картине Сурикова символизируют жизнь и смерть стрельцов. Одновременно каждая свеча картины находится в секральном соотношении с семью главами переднего плана храма Василия Блаженного. Семи видимыми главами собора соответствует семь смертных свечей картины. Суриков воплотил на полотне знания о старорусской ритуальной культуре. Надо быть художником от корня русского духа, чтобы оценить эти знания, сохранить и воплотить в живописи.
Алые паруса
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Зимняя сказка
Эта весёлая планета
Вокруг света за 80 дней