Из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в организме человека, наибольшее значение для него имеют три ритма: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Всю жизнь каждый из нас подвержен влиянию этих трех циклических процессов. Зная свои биоритмы, можно помочь своему организму адаптироваться во внешней среде и способствовать его выживаемости.
Вложение | Размер |
---|---|
bioritmy_kak_faktor_adaptacii.rar | 1.63 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 с.Новоромановского
Арзгирского района Ставропольского края
Экологический проект
«Биологические ритмы, как фактор адаптации человека в антропогенных экосистемах»
Автор: Сергеенко Анастасия
ученица 11 класса
МКОУ СОШ №5
с.Новоромановского
Руководитель: Булавина С.В.,
учитель биологии
2012г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Обзор литературы и обоснование направления исследования………….4
2. Место, материал и методика исследования ………………………………8
3.Результаты исследования и их обсуждение……………………………….8
4.Выводы и рекомендации……………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………..14
Приложение…………………………………………………………………….15
Введение
Все живые организмы начиная от простейших одноклеточных и кончая такими
высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. если в 1931 году шведскими учеными г. Агреном, О.Виландером и Е.Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность. В настоящее время их насчитывается более ста.
Из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в организме человека, наибольшее значение для него имеют три ритма: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Всю жизнь каждый из нас подвержен влиянию этих трех циклических процессов. Зная свои биоритмы, можно помочь своему организму адаптироваться во внешней среде и способствовать его выживаемости.
Теория биоритмов хорошо прослеживается и при исследовании «сов» и «жаворонков». Это два биоритмических типа: умеренный и вечерний. Это явление чаще всего передается по наследству и говорит о «разумности» природы, позаботившейся о том, чтобы разделить обязанности между членами общества на заре цивилизации, что позволило человеческому роду лучше приспособиться к изменениям внешней среды. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей
системой. «Биологические часы» в организме — отражение суточных, сезонных,
годовых и других ритмов физиологических процессов. А так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема изучения биоритмов человека является сегодня одной из актуальных. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека. Чтобы
сохранить здоровье человека, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима не только настойчивая и плодотворная научно-исследовательская работа, но и большая просветительская работа.
Цель данной работы: изучить влияние биологических ритмов на организм школьников, их адаптивную роль в антропогенных экосистемах.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературные данные по данной теме;
- определить хронобиологический тип одноклассников и учителей школы по опроснику-тесту;
- определить и сопоставить показатели индивидуальной минуты со стандартными величинами;
- изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток;
- определить изменение умственной работоспособности у школьников в течение дня.
1.Обзор литературы и обоснование направления исследования
Все в природе подчиняется ритмам. Интуитивно это понимали многие передовые люди своего времени, но в среде ученых это явление долгое время не воспринималось всерьез. Положение начало меняться в начале двадцатого века, когда возникла новая наука – биоритмология. Одним из первых в нашей стране обратил внимание научной общественности на зависимость протекания различных жизненных процессов в земных организмах от космических факторов А. Чижевский.
Точность биологических ритмов, по которым живут цветы и птицы, растения и млекопитающие, занимали умы ученых задолго до наступления нашего века. Изучением биоритмов занимались К. Линней, Ч. Дарвин, К. Тимирязев и другие известные естествоиспытатели.(1)
Было выяснено, что в жизни всех биологических особей четко проявляются два суточных ритма – солнечный и лунный. Один зависит от вращения Земли вокруг своей оси и связан с Солнцем; периодичность его составляет 24 часа. Другой связан с лунными сутками, длительность которых 24 часа 50 минут.
Как показало изучение биоритмов человека, большинство из нас «лунатики», предпочитающие ритм лунных суток солнечным. Суточный ритм нашего организма около 25 часов. Такой биоритм назван циркадным околосуточным.(2)
Основным свойством любого живого организма является ритмичность. «Система, насквозь пронизана ритмами», - так образно назвал человека один из ведущих биоритмологов Б.С. Алякринский. Основным ритмом человеческого организма является суточный ритм. В этом ритме периодически изменяются все системы нашего тела. Суточный ритм организма человека определяется различными физиологическими функциями, и эти функции проявляют свою активность в одно время максимально, в другое – минимально.(1)
В науке о биологических ритмах еще нет своего Эйнштейна. Первые попытки какого-либо достоверного объяснения природы этих ритмов были предприняты только в начале тридцатых годов прошлого века.
Теория биоритмов имеет двух основоположников. Одним был доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского университета, другим – Вильгельм Фляйс, известный отоларинголог, проживающий в Берлине. Эти ученые ничего не знали друг о друге, но параллельно работали над одной и той же проблемой и пришли к одинаковым выводам.
В результате проведенных исследований Г. Свобода пришел к выводу, что физические и эмоциональные характеристики каждого человека обладают ритмичностью и циклы имеют продолжительность 23 и 28 дней. А если известна продолжительность цикла, значит, можно предсказать и его повторение. Таким образом, он выдвинул гипотезу о наличии двух основных ритмов, управляющих человеческой жизнью, ритмах физическом и эмоциональном. (4)
Приблизительно в это же время в Вене работал В. Фляйс. Он привел новые доказательства существования теории биоритмов, подтвердил наличие 23-дневного физического и 28-дневного эмоционального цикла, расширил практическое применение теории биоритмов.
Кроме Г. Свободы и В. Фляйса над теорией биоритмов работал австрийский инженер Альфред Тельтшер. Знакомство с теорией биоритмов побудило его начать опыты по изучению интеллектуальной работоспособности студентов, чтобы выявить периоды их хорошей и плохой успеваемости. В результате статистической обработки материала Тельтшер пришел к выводу, что существует еще один вид ритма – интеллектуальный, цикличность которого равна 33 дням. (1)
После открытия основных биоритмов многочисленные последователи Свободы, Фляйса и Тельтшера продолжали развивать и совершенствовать теорию биоритмов. В настоящее время основные принципы ее выглядят следующим образом.
От рождения до смерти каждый человек подвержен воздействию трех основных циклов: физического, эмоционального и интеллектуального. Эти циклы протекают независимо друг от друга и имеют периоды: физический – 23 дня, эмоциональный – 28 дней и интеллектуальный – 33 дня.
Физический цикл оказывает влияние на основные физиологические функции человека: сопротивляемость организма внешним воздействиям, силу тела, координацию движений, хорошее физическое самочувствие и регулирует физиологические процессы, протекающие в различных органах и тканях. (8)
В течение первой половины все физические показатели находятся на подъеме. В это время организм наиболее силен физически. Человек может выполнять более тяжелую работу, меньше устает, сопротивляемость болезням резко повышена. Во второй половине физического цикла (11,5 дня) тело разряжается. В эти дни человек больше нуждается в отдыхе, быстрее утомляется, более подвержен болезням. Первая фаза физического цикла – активная, вторая фаза - пассивная. В этой фазе организм собирает (аккумулирует) энергию для последующего подъема физической активности. Если человек закален физически, то разница в фазах цикла будет не особенно заметна, наблюдается лишь небольшое снижение физического потенциала. Если человек ослаблен в физическом отношении, то разница будет более заметна, обычно наблюдается ухудшение самочувствия.
В критические дни цикла, когда кривая переходит из положительной фазы в отрицательную, физический ритм становится неуверенным и нестабильным. В это время надо соблюдать максимальную осторожность, особенно если дело касается физических упражнений и тяжелой физической работы. (8)
Эмоциональный ритм, названный в свое время Фляйсом «ритмом чувствительности», несколько дольше, чем физический – 28 дней. В течение первой половины этого ритма (позитивная фаза, длящаяся две недели) человек обычно хорошо себя чувствует и находится в хорошем отношении с окружающими людьми. Это наилучшее время для реализации проектов, требующих позитивного настроя и вдохновения. Так как эмоциональный цикл является одним из самых мощных, то он может поднять на более высокую ступень как физический цикл, так и интеллектуальный. В период физического упадка в комбинации с пиком эмоционального цикла может наблюдаться некоторый подъем физических возможностей и наоборот. Это особенно важно в тех видах спорта, где особенно нужна сильная концентрация и воля. Эмоциональный ритм влияет и на интеллектуальные возможности человека. Если пик эмоционального ритма совпадает с пиком ритма интеллектуального, то можно ожидать подъем творческой активности. Может быть, совпадение пиков этих двух ритмов и есть то, что поэты, композиторы и художники называют вдохновением. (8)
Через две недели позитивная фаза эмоционального цикла сменяется негативной. В течение этой фазы будет труднее достигнуть вершины проницаемости. Эмоциональный ритм гораздо легче контролировать, чем физический или интеллектуальный, - человек легче оценит свое самочувствие, чем физические возможности и силу мышления.
Отрицательные дни эмоционального цикла являются не самыми лучшими днями для совместной работы или для принятия семейных решений. В эти дни люди склонны к раздражительности, вспыльчивости, конфликтам. Критические дни более опасны, чем дни негативной фазы. В эти дни все «минусы» этой фазы достигают вершины. Эмоциональный критический день, особенно если он сочетается с критическим днем физического цикла, может грозить большими неприятностями. Каждый эмоциональный критический день с момента рождения до дня смерти будет наступать с двухнедельным интервалом после дня рождения.
Интеллектуальный ритм имеет большее значение, чем физический и эмоциональный, так как жизнь человека – непрерывный процесс обучения. На течение этого ритма большое влияние оказывают железы внутренней секреции – щитовидная, шишковидная и гипофиз. Интеллектуальный ритм продолжается 33 дня и также разделен на две фазы – позитивную и негативную, каждая из которых длится по 16,5 дня. В течение первой фазы память человека лучше, способность к обобщению и пониманию наиболее высока. Позитивная фаза интеллектуального цикла – хорошее время для новых идей, быстрого усвоения информации, а также самообразования.(8)
Во второй, негативной фазе, все эти способности сглажены. У человека понижается восприятие всего нового и способность к обобщениям. В это время труднее сконцентрироваться и представить возникающие проблемы с максимальной ясностью. Если нужно принять жизненно важное решение, то лучше выбрать для этого другое время.
Относительная сила физического, эмоционального и интеллектуального ритмов у всех людей различна. Многое зависит от самого человека, его наследственности и привычек. Человек, с детства одаренный талантом художника или писателя, всегда будет иметь более ярко выраженный интеллектуальный цикл. Прирожденный атлет будет отличаться физическими достоинствами, артист – эмоциональными. (8)
Таким образом, либо вследствие унаследованных черт, либо при наличии определенных талантов, один из биоритмов может оказаться более сильным и будет иметь больше возможности влиять на поступки человека и на его жизнь.
Теория биоритмов хорошо прослеживается и при исследовании «сов» и «жаворонков». (5)
По мнению ряда ученых, всех людей, в зависимости от особенностей биоритмов, можно разделить на 3 типа: «совы», «жаворонки» и «голуби».
Для людей-«сов» (30-40% от общего числа) характерно позднее засыпание и позднее пробуждение, они активны до поздней ночи, но с трудом могут проявлять активность в утренние часы. К этой категории людей в полной мере относились, например, В. Моцарт, О. Бальзак, Э.Т. Гофман, Д. Менделеев. (5)
Для людей-«жаворонков» (20-25% от общего числа) характерна противоположная картина – раннее засыпание и очень раннее пробуждение. Такие люди просыпаются легко в ранние часы, полны энергии и чрезвычайно работоспособны именно в утренние часы. В вечерние же часы работоспособность резко падает, усиливается сонливость. Типичными представителями этого типа людей являлись Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Наполеон.
Таким образом, на примере «сов» и «жаворонков» мы видим два биоритмических типа – утренний и вечерний. Это чаще всего передается по наследству и говорит о «разумности» природы, позаботившейся о том, чтобы разделить обязанности между членами общества на заре цивилизации. Это явление позволило человеческому роду лучше приспособиться к изменениям внешней среды. (5)
При обследовании молодых людей было выявлено учеными, что у «жаворонков» в 1,5 раза чаще развивается гипертония, чем у их товарищей, относящихся к группе «сов». Ученые объяснили это явление следующим образом: у «жаворонков» утром начинается перестройка организма с режима отдыха на рабочий режим. Уже в шестом часу идет значительный выброс адреналина и других гормонов, повышающих активность организма.
У «сов» выработка гормонов и биологически активных веществ идет медленнее, и поэтому все факторы, вызывающие повышение давления, в какой-то степени сглаживаются.
Эмоционально «совы» и «жаворонки» также отличаются друг от друга. «Жаворонки» - это в основном энергичные молодые люди, они охотно следуют общепринятым взглядам и нормам, но морально зачастую слабее «сов». Неудачи вызывают у них сомнение в собственных силах и возможностях, они легко пасуют перед трудностями.
«Совы» тоже характеризуются высокой активностью, но в отличие от «жаворонков» легко забывают неудачи и конфликты. Они меньше волнуются перед экзаменами, не пугаются возможных конфликтов и проблем. Тип нервной деятельности у них сильнее, чем у «жаворонков». (5)
Исследование этих двух типов людей позволили ученым сделать вывод о том, что различия в ритме трудоспособности между ними обусловлены различиями в гормональной и психической сферах. Эти особенности присущи любому организму, и с ними следует считаться при организации труда.
В последнее время получены сведения о меньшей способности к адаптации представителей утреннего типа. Они чаще болеют, хуже сопротивляются стрессам. «Совы» легче приспосабливаются к неблагоприятным условиям среды, устойчивей эмоционально.
Основная же масса людей (35-50%) относится к третьему типу, для которого не характерно столь четкое, как у первых двух, наличие преимущественной активности в утренние или ночные часы. Для них типична наивысшая работоспособность в 10-12 и 16-18 часов, а самый низкий уровень активности – с 2 до 5 часов.
У каждого человека есть собственный эталон времени – индивидуальная минута.
Одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов является длительность индивидуальной минуты (Приложение № 1). У здоровых людей величина индивидуальной минуты является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. У лиц с высокими способностями к адаптации индивидуальная минута превышает минуту физического времени, у лиц с невысокими способностями к адаптации индивидуальная минута в среднем 47,0 – 46,2 сек., у хорошо адаптирующихся – 62,90 – 69,71 сек. Индивидуальная минута имеет ципкасептальный ритм – ее величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу. По величине индивидуальной минуты можно судить также о наступлении утомления у учащихся и взрослых людей.(9)
С учетом этого величина индивидуальной минуты может быть исследована в начале и в конце занятия, в течение дня, недели, месяца, года. Эти данные позволяют выявить циркадные, недельные, сезонные ритмы индивидуальной минуты, функциональное состояние организма и его адаптированные возможности в любое время.
Таким образом, биоритмы не предсказывают будущего. Они могут только подсказать человеку, когда он будет в наилучшем или наихудшем состоянии, предсказать дни, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы успеть подготовиться к ним.
2.Место, материал и методика исследования
Исследования проводились в МКОУ СОШ №5 с.Новоромановского. В работе использовались такие методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, анализ полученных результатов, опрос, анализ тематической литературы. Определение биоритмов осуществлялось по методикам:
В выходной день, начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну через каждые 2 часа в одном и том же положении тела (сидя), определяла у себя температуру тела и частоту пульса.
4) Определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы (таблица Анфимова, приложение 3)
Объектом исследования выступали учащиеся, учителя школы.
3. Результаты исследований и их обсуждение.
3.1.Определение индивидуального биологического профиля одноклассников, учителей.
Для определения индивидуального биологического профиля одноклассников, учителей
был использован тест для определения индивидуального биологического профиля А.В.Доскина, Н.Н.Куинджи (Приложение 2);
При выполнении тестового задания испытуемые придерживались следующих рекомендаций:
Использовалась следующая схема оценки хронобиологического типа человека по опроснику – тесту:
«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) 69 баллов
Слабо выраженный утренний тип 59 - 69 баллов
«Голубь» (индифферентный тип) 42 - 58 баллов
Слабо выраженный вечерний тип 31 – 41 баллов
«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) 31 балл
Была подсчитана сумма баллов у каждого испытуемого и, пользуясь схемой оценки, определены, к какому хронобиологическому типу относятся участники эксперимента: «голубь», «сова» или «жаворонок».
Результаты по 25 обследованных одноклассников представлены в таблице 1.
Таблица1.
Определение индивидуального биологического профиля учащихся 11 класса.
№пп | Индивидуальный биологический профиль | Сумма баллов | Количество человек, |
1 | «Жаворонок» (четко выраженный утренний тип») | 69 | 1 |
2 | Слабо выраженный утренний тип | 59-68 | 2 |
3 | «Голубь» | 42-58 | 16 |
4 | Слабо выраженный вечерний тип | 31-41 | 5 |
5 | «Сова» (сильновыраженный вечерний тип) | 30 | 1 |
Сравнительный анализ показал, что основная масса учащихся 11 класса (60%) относятся к типу «голубей», для которых характерна наивысшая работоспособность в 10-12 и 16-18 часов, а самый низкий уровень активности с 2 до 5 часов. Сравнительные данные в процентном соотношении отражены на диаграмме рис.1:
Рис.1.Соотношение учащихся 11 класса с разным биологическим профилем.
Определение индивидуального биологического профиля проведено и среди учителей средней школы. Результаты исследования приведены в таблице 2.
Таблица2.
Определение индивидуального биологического профиля учителей.
№пп | Индивидуальный биологический профиль | Сумма баллов | Количество человек, |
1 | «Жаворонок» (четко выраженный утренний тип») | 69 | 3 |
2 | Слабо выраженный утренний тип | 59-68 | 3 |
3 | «Голубь» | 42-58 | 6 |
4 | Слабо выраженный вечерний тип | 31-41 | 5 |
5 | «Сова» (сильновыраженный вечерний тип) | 30 | - |
Рис.2.Соотношение учителей школы с разным биологическим профилем.
Из диаграммы видно, что большинство испытуемых учителей относятся к типу «голубей».
2.1. Определение длительности индивидуальной минуты.
Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяется по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксируется при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2-3 раза. Средний показатель заносится в протокол.
Определение длительности ИМ осуществлялось в начале и в конце занятий. Данные получились следующие.
№пп | Длительность индивидуальной минуты (возрастная норма, муж.) | Длительность индивидуальной минуты (возрастная норма, жен.) | Средний показатель | Количество человек |
1 | 55,1 ± 1,0 | 56,9 ± 1,9 | 45,5-46,0 | 2 |
2 | 55,1 ± 1,0 | 56,9 ± 1,9 | 46,5-48,0 | 8 |
2 | 55,1 ± 1,0 | 56,9 ± 1,9 | 48,8-55,0 | 6 |
3 | 55,1 ± 1,0 | 56,9 ± 1,9 | 55,1-6,0 | 4 |
Вывод: длительность ИМ у большинства учащихся класса не соответствует половозрастным нормам, что свидетельствует о низких способностях к адаптации. По величине индивидуальной минуты можно судить, что у учащихся быстро наступает утомление.
3.1. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
Целью следующего этапа работы было изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток.
Для каждого человека характерна оптимальная величина амплитуды колебаний физиологических носителей: органов и систем. Изменения амплитуды в одну или другую сторону говорит о ненадежности биологической системы или, проще, о болезни.
Одним из самых стабильных показателей здоровья является температура тела.
Самая низкая температура бывает ночью. Утром она повышается и достигает максимума к 16 часам. Этот ритм на протяжении долгих лет эволюции позволил чередовать степень активности организма в зависимости от периодических температурных колебаний нашей среды.
Другим важным суточным ритмом является ритм пульса.
В выходной день, начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну через каждые 2 часа в одном и том же положении тела (сидя), определяла у себя температуру тела и частоту пульса. Результаты были занесены в протокол эксперимента.
Таблица 3.
Суточные изменения показателей температуры и пульса.
Время, ч | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 |
Температура тела, º С | 35,9 | 36,1 | 36,3 | 36,4 | 36,6 | 36,4 | 36,2 |
Частота пульса, уд/мин | 80 | 85 | 95 | 100 | 105 | 100 | 90 |
После проведения исследования построила график изменения этих показателей в течение дня. По горизонтальной оси отложила время, по одной вертикальной оси – частоту пульса, а по другой – температуру тела (Рис.3).
Рис.3. Суточные изменения показателей температуры и пульса.
На графике видно, что самая низкая температура утром, максимума она достигает в 17 часов, к вечеру наблюдается снижение температуры. То же самое наблюдается и с пульсом.
При отклонении температуры даже на один градус, человек чувствует недомогание, дискомфорт и, как говорится, «находится не в своей тарелке». Если же температура повысится на 2-3 градуса, мы зачастую ложимся в постель и начинаем пить жаропонижающие таблетки.
4.1. Определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы.
На четвертом этапе исследования проводилось определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы"
Цель исследования: научиться определять ритмические или вызванные какой-либо нагрузкой изменения умственной работоспособности.
Оборудование: корректурная таблица В. Я. Анфимова, секундомер, калькулятор.
В норме у здорового человека работоспособность изменяется по М-образной кривой. На ней прослеживается 2 главных периода активности, когда уровень физиологических функций высокий: между 10 и 12 часами утра, и между 16 и 18 часами, а в период между 12- 14 часами работоспособность падает. Вечером низкая работоспособность у людей утреннего типа и высокая - у людей вечернего типа. Ночью, особенно в период от 2-00 до 4-00 ч. все физиологические функции замедлены и работоспособность самая низкая.
Метод корректурной пробы наиболее информативен для выявления изменений умственной работоспособности, поэтому необходимы по крайней мере 2 пробы через временной интервал одними и теми же испытуемыми.
Участники исследования по команде в течение 2 минут вычеркивают буквы, указанные в инструктаже, например "А" и "Н", Затем задание усложняется, нужно подчеркнуть сочетания с этими и буквами, например "СА" и "ЕН".
Затем подсчитывается количество знаков и допущенных ошибок и высчитывается коэффициент подвижности нервных процессов и коэффициент продуктивности по формулам:
Исследование проводилось утром до начала занятий и после занятий. Исследование и обработка результатов производилась с помощью школьного психолога
Утром у большинства учащихся (87,3%), особенно у "сов" продуктивность была небольшая. К 10 часам она увеличилась вдвое. В 11 часов была высокая у учащихся всех типов. К концу 4-го урока (около 12 часов) она стала снижаться, но незначительно. Некоторые учащиеся объяснили это тем, что у них появилось чувство голода и постоянно появлялись отвлекающие мысли - о еде.
Самым непродуктивным оказался 6-й урок с 13-30 до 14-00ч. Школьники никак не могли сосредоточиться, смотрели в окно, хотелось походить, подышать свежим воздухом или просто пообщаться друг с другом. Некоторые отметили снижение остроты зрения в этот период.
Выводы. Утомляемость школьников, нервное перенапряжение связаны с биологическими ритмами организма. Несоответствие умственной нагрузки с биоритмами могут стать причиной головной боли, раздражительности, повышения артериального давления, неадекватного поведения.
5. Выводы и рекомендации
Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:
По результатам проделанной работы мы рекомендуем следующее:
1.Необходимо больше знать о важнейших ритмах нашей жизни, для того, чтобы осуществлять лучший контроль над тем, что с нами случается, и коренным образом изменять нашу жизнь.
2.Учет биоритмов в построении режима жизни должен стать основным принципом в организации самых различных сторон человеческой деятельности. Это поможет увеличить производительность труда, будет способствовать сохранению здоровья, а в некоторых профессиях, где нужна быстрая реакция и мгновенные действия, поможет избежать аварий и несчастных случаев.
3.Знание и учет биологических ритмов необходим для спортсменов. Это связано с тем, что на соревнованиях спортсмены работают на пределе человеческих возможностей, и нужно использовать малейший шанс повысить эти возможности. Каждый спортсмен должен иметь свой график биоритмов физического, эмоционального и интеллектуального циклов, следовать этому графику и стараться, чтобы любые соревнования совпадали с позитивными циклами этого графика.
4.Знание критических дней может помочь каждому человеку как в личной, так и в общественной жизни.
5.Необходимо стремиться, чтобы максимальные нагрузки (трудовые, учебные, спортивные, психические, эмоциональные) совпадали с периодами наибольшей физической и психической активности человека в его индивидуальном циркадном ритме.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Возрастная динамика длительности индивидуальной минуты (ИМ)
ИМ, с возраст | Мужчины | Женщины | P2 | Оба пола |
М ± m | М ± m | М ± m | ||
1. 6 лет 2. 7 лет Р1 3. 12 лет Р1 4. 13 лет Р1 5. 14 лет Р1 6. 15 лет Р1 7. 16 лет Р1 8. 17 лет Р1 9. 21 год | 36,8 ± 1,4 < 0,001 40,8 ± 0,8 < 0,001 41,9 ± 0,6 < 0,001 47,2 ± 0,6 < 0,001 44,8 ± 1,1 < 0,001 52,3 ± 1,1 < 0,001 55,1 ± 1,0 < 0,01 58,8 ± 1,4 > 0,5 60,2 ± 1,4 | 36,9 ± 1,6 < 0,001 43,2 ± 2,2 < 0,001 43,6 ± 1,1 < 0,001 41,3 ± 2,2 < 0,001 45,6 ± 1,6 < 0,001 52,1 ± 2,0 < 0,01 56,9 ± 1,9 > 0,1 58,1 ± 1,2 > 0,5 59,1 ± 1,3 | > 0,5 > 0,5 > 0,1 > 0,05 > 0,5 > 0,5 > 0,5 > 0,5 > 0,1 | 36,8 ± 1,0 < 0,001 41,2 ± 1,2 < 0,001 42,4 ± 0,8 < 0,001 43,6 ± 1,3 < 0,001 45,2 ± 1,0 < 0,001 52,2 ± 0,9 < 0,001 56,4 ± 1,1 < 0,05 58,3 ± 1,0 > 0,1 59,8 ± 1,0 |
Примечание: Р1 – достоверность различий детских величин по сравнению со взрослыми; Р2 – достоверность межполовых различий.
Приложение № 2
Определение хронобиологического типа (хронобиотипа) (Куинджи)
С помощью предлагаемого теста определите свой хронобиотип. При выполнении тестового задания придерживайтесь следующих рекомендаций:
1.Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.
2.Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.
3.На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.
4.Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Перечеркните крестиком только один ответ.
5.На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.
Вопросы с приложенными оценочными тестами
1.Когда вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните крестиком только одну клеточку)
Часы суток:
5.00 5.30 6.00 6.30 7.00 7.30 8.00 8.30 9.00 9.30 10.00 10.30 11.00 11.30
5 4 3 2 1
2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните крестиком только одну клеточку)
Часы суток:
20.00 20.30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 00.30 01.00 01.30 02.00 02.30
5 4 3 2 1
3.Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром вы должны вставать в определенное время?
Совсем независим 4
Иногда зависим 3
В большей степени зависим 2
Полностью зависим 1
4. Как легко вы встаете утром при обычных условиях?
Очень тяжело 1
Относительно тяжело 2
Сравнительно легко 3
Очень легко 4
5. Как вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?
Большая вялость 1
Небольшая вялость 2
Относительно деятелен 3
Очень деятелен 4
6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?
Совсем нет аппетита 1
Слабый аппетит 2
Сравнительно хороший аппетит 3
Очень хороший аппетит 4
7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?
Очень усталым 1
Усталость в небольшой степени 2
Относительно бодр 3
Очень бодр 4
8. Если у вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?
Всегда или почти всегда в обычное время 4
Позднее обычного менее, чем на 1 час 3
На 1-2 часа позднее обычного 2
Позднее обычного больше, чем на 2 часа 1
9. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, физической тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас?
Мне это время очень благоприятно 4
Для меня это время относительно приемлемо 3
Мне будет относительно трудно 2
Мне будет очень трудно 1
10. В какое время вечером вы так сильно устаете, чем должны идти спать?
(Перечеркните крестиком только одну клеточку)
Часы суток:
20.00 20.30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 00.30 01.00 01.30 02.00 02.30
5 4 3 2 1
11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков вы выберете, если вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?
8.00 – 10.00 6
11.00 – 13.00 4
15.00 – 17.00 2
19.00 – 21.00 0
12. Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?
Очень усталый 5
Относительно усталый 3
Слегка усталый 2
Совсем не усталый 0
13. Какие-то обстоятельства заставили вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для вас время. Какой из 4-х указанных возможных вариантов будет соответствовать вашему состоянию?
Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать 4
Я просыпаюсь в обычное для себя время и
продолжаю дремать 3
Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова
засыпаю 2
Я просыпаюсь позднее, чем обычно 1
14. Вам предстоит какая-либо работа или отъезд ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?
Сплю сразу после ночной работы 1
Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю 2
Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю 3
Полностью высыпаюсь перед ночной работой 4
15. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если у вас полностью свободный график дня и вы можете руководствоваться только личными чувствами?
8.00 – 10.00 4
11.00 – 13.00 3
15.00 – 17.00 2
19.00 – 21.00 1
16. У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Как вас будет устраивать это время?
Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме 1
Буду в относительно хорошей форме 2
Через некоторое время буду в плохой форме 3
Нет, это время меня не устраивает 4
17. Представьте, что вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы вы выберете, чтобы работа стала для вас интереснее и приносила большее удовлетворение?
(Перечеркните крестиком только одну клеточку)
Часы суток:
24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
|
1 5 4 3 2 1
(При подсчете берется большее цифровое значение).
18. В какой час суток вы чувствуете себя «на высоте»?
(Перечеркните крестиком только одну клеточку)
Часы суток:
24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
|
1 5 4 3 2 1
19. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?
Четко к утреннему типу – «Жаворонок» 6
Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему 4
Индифферентный тип – «Голубь» 3
Скорее, к вечернему типу, чем к утреннему 2
Четко к вечернему типу – «Сова» 0
17%
17%
35%
29%
Развешиваем детские рисунки дома
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Дымковский петушок
Волшебная фортепианная музыка