Существует множество источников познания(информации), в том числе легенды и предания.
ЛЕГЕ́НДА один из литературных жанров устного и письменного творчества, обычно имеющий анонимное, народное происхождение. Первоначально понятие легенды связывалось со средневековой житийной литературой. Позднее оно было распространено на произведения древней поэзии и фольклора. Принято называть легендой сказание, в котором поэтическая декоративность почти полностью заслоняет исторические факты. Однако, как показала археология Древнего Востока и античности, за многими легендами стоит подлинная реальность. Легенды разделяются на космологические, генеалогические, этиологические, героические и культовые.
ПРЕДАНИЕ — рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о герое), мифическими (о языческом божестве), легендарными (о религиозном подвижничестве).
У нас появился интерес: почему наши деревни получили такие названия и откуда появились названия улиц (неофициальные) на основе легенд и преданий.
Мы поставили перед собой цель - изучить истории возникновения названий наших деревень, улиц, гор и родника. В книгах и других письменных источниках сохранилось мало информации. Нам хочется расширить сведения. И мы обратились к воспоминаниям наших дедушек и бабушек, которые рассказали нам много интересного о происхождении названий деревень, улиц, гор, родника.
Вложение | Размер |
---|---|
научная работа | 42.1 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Верхние Услы
Конкурс проектных и исследовательских работ младших школьников
«Я-исследователь»
Научно – исследовательская работа
на тему:
«Легенды и предания в истории нашей деревни»
Подготовили ученики 3 класса:
Аширов Н.Р.
Вахитова И.Ю.
Фахретдинова А.Р.
Научный руководитель учитель начальных классов:
Сайфутдинова Г.И.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………..3
Цель,задачи,предмет исследования……………………………………. 4
Основные методы исследования…………………………………………5
Откуда же появилось имя твоё – « Услы»?.......................................6-8
Происхождение названий наших гор,родников и улиц………………9-12
Заключение…………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………14
Приложения………………………………………………………………….15
Введение.
Существует множество источников познания(информации), в том числе легенды и предания.
ЛЕГЕ́НДА один из литературных жанров устного и письменного творчества, обычно имеющий анонимное, народное происхождение. Первоначально понятие легенды связывалось со средневековой житийной литературой. Позднее оно было распространено на произведения древней поэзии и фольклора. Принято называть легендой сказание, в котором поэтическая декоративность почти полностью заслоняет исторические факты. Однако, как показала археология Древнего Востока и античности, за многими легендами стоит подлинная реальность. Легенды разделяются на космологические, генеалогические, этиологические, героические и культовые.
ПРЕДАНИЕ — рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о герое), мифическими (о языческом божестве), легендарными (о религиозном подвижничестве).
У нас появился интерес: почему наши деревни получили такие названия и откуда появились названия улиц (неофициальные) на основе легенд и преданий.
Мы поставили перед собой цель - изучить истории возникновения названий наших деревень, улиц, гор и родника. В книгах и других письменных источниках сохранилось мало информации. Нам хочется расширить сведения. И мы обратились к воспоминаниям наших дедушек и бабушек, которые рассказали нам много интересного о происхождении названий деревень, улиц, гор, родника.
Предмет исследования – названия географических объектов.
Задачи:
Основные методы исследования.
Основная часть
Откуда же появилось имя твоё –«Услы»?
Если вспомнить историю нашего государства, по реформе Петра I в 1708 году в стране были созданы губернии. Башкирский край вошёл в состав Казанской и Сибирской губернии. По данным 1744года вся территория Башкирского края составила Оренбургскую губернию.
Наряду с этим административным делением в Башкортостане существовало старое деление на «дороги» (волости), которых было четыре. Наша волость входила в Ногайскую дорогу.Таким образом, по дореволюционному делению наша деревня входила в состав Юрматинской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.Следовательно, в прошлом население нашей деревени относилось к племени юрматы.
По словам нашего деревенского аксакала Вахитова Равиля Бахтигареевича, наша деревня входила в состав Бегеняш – Авоконской волости, или в состав Семёновской волости.
Как вспоминает одна из старейших жительниц деревни Абдрахимова Хабиба Галлямовна, первыми поселенцами наших мест были чуваши.
О возникновении названия деревни существует две легенды.
Вот первая легенда. Первыми поселенцами этих мест были чуваши. Они построили свои жилища на том месте, где сейчас находится школьная спортивная площадка, т.е. между нынешними Верхними и Нижними Услами. Рассказывают, будто, впервые среди своих новых соседей татарских девушек, чуваши восклицали на своём языке что - то наподобие: « У, солу!»(«У, красавица!»). И вот, якобы, эти звуки положили начало названию наших деревень – Услы.
Вторую легенду о возникновении деревень рассказывает Галеева Роза Гарифовна : «В далёкие времена на месте нашей нынешней деревни остановились путники для того, чтобы отдохнуть и накормить своих лошадей. Кормили лошадей овсом. Старшие давали младшим наказ: «У соло!»( «Натри овса» - то есть « отдели зерно от плевел и накорми скотину»). И вот, якобы, от этого «У соло» осталось название деревень Услы.
Вот ещё один рассказ, похожий на легенду. Его нам поведала наша учительница Гималова Венера Тимершаевна. Раньше местность, на которой ныне расположились наши деревни, вся была покрыта лесом. Пахотных земель не было. Люди ходили на работу к одному баю – башкиру в деревню Болаш. Однажды возник пожар, и лес сгорел. Открылась земля для пахоты. Но земли принадлежали баям. Люди жили очень бедно. Летом их коровы паслись в стаде бая. И молоко, и телёнка забирал бай. Осенью коров возвращали на зимовье крестьянам. Так они, имея коров, не имели молока. На зиму им давали всего несколько килограммов масла. Мой прадедушка Бикташ жил в эти времена. Он не смирился с таким унизительным положением: взял в аренду 8 гектаров земли, посадил на этой земле пшеницу, рожь, ячмень,овёс. Он был удивительно энергичным и работоспособным человеком: успевал работать и на своей земле, и отрабатывать барщину у бая. Вырастил дедушка Бикташ неплохой урожай, и семья зажила безбедно. После революции односельчане выбрали его председателем колхоза. Таким образом,он стал первым председателем.
Деревня разрасталась, а земли было мало. Решили освоить новые земли. Выбрали они место, которое назвали «Сылу куак» («Красивый кустарник»). Двадцать три года мой дедушка Бикташ был председателем колхоза в деревне Сылу куак.Теперь это территория колхоза «Авангард».Такой деревни сейчас нет,её жители пересилились в деревню Услы. Может быть, и название Сылу они перенесли с собой….»
Существует ещё несколько версий возникновения названия наших деревень..
Услы расположились в долине реки Услинка. От неё, очевидно, и пошло название наших сёл.Только постарела она как-то, сжалось. А ведь была когда-то, как наши деды утверждают, и широка, и величаво. Сомы, налимы ,щуки водились в ней. Такие омуты были, что люди купаться боялись, а уж до дна и не достанешь….
Откуда же появилось имя твоё –«Услы»? Ты- река, давшая приют предкам нашим, полюбившим тебя и осевшим на гостеприимных берегах твоих. Да, мала ты сейчас, незаметна, но ведь только предки знают, какой ты была в молодости своей озорной. Может ты несёшь своё имя с тех времён, когда восточные народы во время «Великого переселения народов» проходили по местам здешним и часть из них осталась здесь, покорённая красотою твоею? Ведь есть же где и коней нагулять, и скотинушку вволю накормить. Недаром, наверное, говорят, что граничащий с нами Аургазинский район, где берёт своё начало наша Услинка, получил своё название от слов «авыр казы» («тяжёлая грудинка») из-за настолько раскормленных тучных коров, что они не выдерживали веса своего тела.
«Уссола» - по-монгольски, приток реки, её рукав. Притоком какой же реки ты являешься,Услинка? Куганака или самой Белой? Левый берег реки назван по-монгольски «Ундер»(что означает «высокий холм»).
Ещё одна интересная версия. Унгар- называется урочище на левом берегу реки, где находится сейчас деревня Чунгур.Это название связывают с венгерскими потомками и их языками.Может быть здесь когда–то жили венгерские племена. Ведь, «hungar»- венгр, «Hungari» - Венгрия. Название наших деревень Услы созвучен со словом на венгерском «Висла». «Висла» - на венгерском языке означает полноводная река.
Около деревни Верхние Услы были обнаружены захоронения, но эти захоронения не были исследованы.По некоторым гипотезам здесь жили венгерские племена.Ведь обнаружены же два венгерских захоронения в Стерлибашевском районе.И венгры, увидев гостя из Башкирии, не зря,наверное, говорят : «Ты – с земли наших предков!»
А теперь, познакомимся с историей наших деревень. Может быть предмет истории ознакомит нас с более увлекательными и интересными гипотезами.
Деревня Верхние Услы основана типтярами на основе договора с башкирами Бегеняш –Минской волости в 1712 году.
Наши предки, видимо, не случайно избрали для основания деревни именно эти места.Природно – климатические условия очень благоприятны для ведения сельского хозяйства.
По словам Вахитова Равиль Бахтигареевича , деревня Верхние Услы основалась в связи с перевозкой соли(созвучие «соль» - «Услы») из города Стерлитамака в Раевку как место ночлега извозчиков.
Происхождение названий наших гор, родников,улиц.
Происхождение названий наших гор, родников,улиц также очень интересны.
Гора Озын кыр.(Приложение 1)
Когда – то гора была покрыта вся лесом.Эта гора укрывала деревню от сильных ветров.Длина её достигала 5- 6 км. В давние времена, по рассказам старожилов, здесь водились волки и медведи. У подножья горы был родник. Этот родник носил два названия:
Первое «Ай баскан» («Луна стоит»).
К этому роднику ночью пришли влюблённые девушка и парень. Ночь была лунная.Девушка наклонилась к роднику, чтобы воды напиться и говорит: «Ай баскан»(«Луна стоит»). И в самом деле, луна как будто застыла в воде.
Второе название «Аю баскан»( «Медведь наступил» )
Место, откуда родник течет, похож на след медведя. А самое интересное в том, что как будто бы медведи зимой согревают этот родник своим дыханием.Озын кыр похож на спящего медведя. Поэтому наш родник даже и в самые суровые морозы не замерзает. И своим теплом согревает нашу речку Услинку.
В настоящее время на горе Озын кыр никакого леса нет. Сохранились только названия и этот родник.
Ялгыз каен басуы.( «Поле одинокой берёзы»)
(Приложение 2)
Это место таинственное, о нём рассказывают печальную историю.Рядом с полем растёт одинокая берёза.До сих пор никто не может предположить, сколько лет этой берёзе.Дерево стоит всё время в одном положении: не высыхает и не ломается.
По словам бабушки Минигуль( ей 78 лет), эта берёза росла уже в её молодости.Про неё она нам поведала вот какую легенду:
« В давние времена жил в здешних местах один бай. У него была дочь – красавица. Эта девушка была влюблена в одного бедного парня. И парень был влюблён в красавицу, но признаться ей в этом боялся. Однажды всё - таки парень осмелился признаться девушке в своей любви.С того дня оба влюблённые поняли, что не смогут прожить друг без друга.Ночью решили они сбежать.
Об этом слуги бая откуда-то узнали и доложили ему. Вместе с баем слуги решили изловить этого парня и погубить.
Вот парень и девушка вышли из дому. За ними бай послал своих слуг .Они поймали девушку с парнем. Влюблённого парня, связав за руки и ноги, бросили в глубокую яму, а девушку обратно вернули отцу. Девушка каждый день приходила к тому месту, где погиб её любимый и проливала свои слёзы. Скоро девушка умерла от тоски. А на том месте выросла эта берёза.»
Эту берёзу называют также и проклятым. Если кто – нибудь ломает ветки этого дерева, то его ждёт несчастье. Однажды один мужчина при попытке срубить эту берёзу отрубил себе руку топором. Поэтому люди боятся трогать дерево.
Женле тыкрык.(«Чёртов переулок»).
(Приложение 3)
По рассказам наших старожилов, в этом переулке в лунные ночи черти устраивали праздники. В конце улицы росла ива. Вокруг этой ивы девушки-черти танцевали. По поверьям черти могут превращаться во что угодно. Частенько в девушек, мужчин, редко в кошек, змей и в барашков. Раньше люди часто видели их. Как дедушка Гатият рассказывает, его отец видел как, на этой иве висели качели, на которых каталась красивая девушка. Дедушка испугавшись, причитая, убежал с этого места. Теперь уже этого переулка нет. На его месте построили новые дома, но название осталось.
Тугыз моржа урамы. (Улица «Девяти труб»)
(Приложение 4)
Улица состояла из девяти дворов.Уже в начале деревни виднелись эти девять труб. По этим трубам можно было определить, кто бедный, а кто побогаче.Если труба была высокая, значит этот человек живёт богато, то есть в достатке.Эта улица до наших времён не сохранилась.
Дамин урамы.(« Улица Дамина»)
На это улице несколько братьев Даминовых построили свои дома и начали там жить. Теперь на этой улице жителей с фамилией Даминовы осталось мало. В основном живут люди, переселившиеся из других мест, поэтому эту улицу теперь в основном называют «улицей приезжих».
Деревню Нижние Услы раньше называли Услытамак. В этой деревне жили безземельные башкиры, типтяры и татары.Деревня Нижние Услы, по словам наших аксакалов, была основана в 1834 году. С давних пор деревню делили на улицы и окраины.Деревню назвали Нижними, так как она расположена ниже по течению реки Услинки,чем Верхние Услы.
Теперь ознакомимся с легендами о происхождении названий улиц нашей деревни.
“Әтәч очы” или «Әтәч» урамы.(Петушиная улица)
(Приложение 5)
Название этой улицы связано с кличкой дедушки Калимуллы,который жил на ней . Так как дедушка Калимулла был очень вспыльчивым человеком, с ним никто не осмеливался спорить.В противном случае, он начинал драться, как петух. Улица до сих пор существует, и жители по привычке её называют по-прежнему «Әтәч очы».
«Чияле» урманы.(« Вишнёвый» лес)
(Приложение 6)
Этот лес когда-то был очень большим. Здесь росло много вишнёвых кустов, но беднякам не разрешали здесь собирать вишню, так как лес принадлежал местному баю .Женщины, когда поспевала вишня, нанимались собирать вишню для бая. За эту работу они получали гроши .После Октябрьской революции лес стал всеобщим и люди без страха , могли собирать в том лесу вишню. Лес этот и сейчас есть, но вишня там, как раньше, уже не растёт.
«Андрей куле» («Озеро Андрея»)
В настоящее время от этого озера ничего не осталось,сохранилось только место,где оно раньше находилось. В 1920 году белогвардейцы у берегов этого озера расстреляли красногвардейца по имени Андрей.Жители нашей деревни похоронили этого бойца на берегу озера и стали называть его именем.Эту историю нам рассказал дедушка Нурулла.
«Нигамат чокыры» (« Яма Нигамата»)
(Приложение 7)
Если заехать в деревню Нижние Услы через лес, то нужно будет пройти через большую яму.Раньше наша гора за деревней была покрыта лесом. Подножие горы каждую весну затопляло водой. И здесь люди не могли строить свои дома. Дедушка Нигамат решил вырыть глубокую яму, чтобы весной тающая вода стекала по нему.Несколько лет рыл он один эту яму.И вот весной однажды талая вода с гор стекла по этой яме, которую вырыл дедущка Нигамат.
С тех пор талая вода весной не затапливает луга у подножия горы.Люди начали там строить дома. К сожалению, в настоящее время эта яма наполовину завалена землёй, но память о дедушке Нигамате и название его ямы сохранились.
Заключение.
Родная сторона, родная земля, родная деревня…..
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной, иногда даже трагической, историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира.
Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях,в истории страны легенды о происхождении деревни, улиц,названий гор, родников. Все это — наша история, все это — наша родина.
Мы в своей работе на основе легенд и преданий изучили происхождение названий деревень Верхние и Нижние Услы, а также происхождение названий улиц, гор, родника.
Литература
1.Асфандияров А.З «Истории сёл и деревень Башкортостана»
Справочная книга. Уфа: Китап, 1998. 432 с
2. Материалы школьного музея.
Приложения
Если хочется пить...
Любили тебя без особых причин...
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ребята и утята
Заколдованная буква