Анинский дацан является одним из крупнейших дацанов этнической Бурятии, который сегодня переживает эпоху возрождения. До революции дацан имел бесценное богатство, как в культово-религиозном плане, так и в смысле памятников старины бурятского народа. Жители Бурятии сегодня делают всё для восстановления всего храмового комплекса Анинского дацана - одного из самых уникальнейших памятников истории архитектуры и выдающегося центра духовной культуры забайкальских бурят.
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_bushchee_aninskiy_dacan.doc | 74 КБ |
Отдел образования МО «Еравнинский район»
МБОУ «Тужинкинская средняя общеобразовательная школа»
Анинский дацан – выдающийся центр духовной культуры бурятского народа
Автор работы Доржиев Бато, ученик 10 класса
Научный руководитель Доржиева Д.Ж, учитель русского языка и литературы
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …..……………………………………….…………………………..………………...3
ГЛАВА I. Анинский дацан – выдающийся центр духовной культуры бурятского народа
1.1 Из истории основания Анинского дацана ..………………………………..………………5
1.2 Анинский дацан – крупнейший центр буддийской философской школы……………….6
1.3 Развитие астрологической и медицинской школы в Анинском дацане ………………...6
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………...…………………...……...7 ГЛАВА II. XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов – выдающийся буддийский подвижник ХХ века
2.1 Духовный путь XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова (1852 – 1927) .........8
2.2 Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова ….………………..…...….8
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………….....……………………………...….…….…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………………………………………...……………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..……………………………………………..………..12
ВВЕДЕНИЕ
Тема, которую я выбрал для своей исследовательской работы - «Анинский дацан – выдающийся центр духовной культуры бурятского народа». Обращение к данной теме обусловлено, во-первых, личностным интересом к истории развития моего дацана. Почему моего? Ответ прост: мои родители являются прихожанами Анинского дацана, следовательно, и я. Во-вторых, когда человечество стоит перед открытием новой науки относительно феномена Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, известного верующим всего мира, меня заинтересовал вопрос: «Почему пятнадцатилетний мальчик, мой ровесник, будущий Пандито Хамбо Лама, выбрал для своей учебы именно Анинский дацан?». Известно, что Итигэлов тайком добрался до Анинского дацана и проучился там более двадцати лет.
В настоящее время в Республике Бурятия общественная жизнь характеризуется интенсивным ростом национального самосознания. Появляется интерес к прошлому, к историческим истокам, стремлением возродить в новых условиях некогда бездушно отброшенные забытые традиции и обычаи. В связи с демократизацией общества происходят значительные изменения и в религиозной жизни республики, буддизм испытывает настоящее возрождение. Все больше людей приходят в дацаны за поддержкой, советом, помощью и получают ее. Значителен интерес к дацанам и у подрастающего поколения. Анализ ситуации по теме позволяет выявить противоречие: в настоящее время школьники в некоторой степени понимают необходимость веры, ее значение в жизни человека, но вместе с тем они мало интересуются историей дацанов. А ведь история Анинского дацана – это история нашей малой Родины.
В связи с этим актуальность выбранной темы аргументируется необходимостью приобщения молодежи к духовным ценностям, изучению прошлого, истории своей малой родины.
Гипотеза: Если для своего духовного развития будущий Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов выбрал Анинский дацан, который находится в трехстах километрах от его родины, значит, в этом дацане есть что-то выдающееся.
Объект исследования: Анинский дацан Хоринского района Республики Бурятия.
Предмет исследования: Анинский дацан как выдающийся центр духовной культуры бурятского народа.
Цель исследования: выявить вклад Анинского дацана в развитие духовной культуры бурятского народа.
Задачи исследования:
- исследовать историю основания Анинского дацана;
- уточнить вклад Анинского дацана в развитие буддийской философской школы;
- рассмотреть основные направления деятельности Анинского дацана;
- изучить духовное наследие и феномен Пандито Хамбо Ламы Итигэлова;
- провести опрос среди местных жителей и служителей дацана.
Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы, Интернет-ресурсов;
- изучение и анализ архивных материалов;
- интервьюирование;
- обобщение полученных результатов.
В основу исследовательской работы легли архивные данные Анинского дацана, воспоминания жителей с. Алан Хоринского района Мыжит Гомбоевича Ширапова, Дымбрылова Доржи-Палан Дымбрыловича, Рыгден Цыбикдоржиева, рассказы Ширээтэ (настоятель) Анинского дацана Еши Легцок лама и Баяр ламы Анинского дацана.
ГЛАВА I. Анинский дацан – выдающийся центр духовной культуры бурятского народа
1.1 Из истории основания Анинского дацана
Анинский дацан является одним из крупнейших дацанов этнической Бурятии, который сегодня переживает эпоху возрождения. Он расположен в 50 километрах к северо-западу от Тужинки, близ села Алан — в священном месте семи озер на северном берегу реки Ана. В истории Российской империи дацан занимал особое историческое место, являясь на восточной стороне от Селенги главным духовным, религиозным, культурным, экономическим и научным центром бурятского народа. Там хранились одиннадцать родовых знамен хоринских бурят, врученных Петром Первым во время приема делегации хоринских бурят в марте 1703 года [9].
Из архивных данных Анинского дацана, которую нам предоставил Ширээтэ Анинского дацана Еши Легцок лама мы узнали, что официально дату основания Анинского дацана принято считать по хронике летописца В. Юмсунова, который сообщает, что «из дерева был выстроен дацан «Гандан Шиддублинг» в 1795 г. тайшей Иринцеевым на собственные средства». По рассказам Легцок ламы в конце XIX в. вокруг Анинского дацана проживало несколько десятков тысяч человек. Дацан представлял собой большой поселок, центральную часть которого занимал храмово-монастырский комплекс. В нем находилось колоссальное количество субурганов - не менее 26. Недалеко проходил читинский тракт, велась оживленная торговля, вся долина была застроена домами и лавками бухарских евреев (буржахэ), китайских торговцев, русских, монгольских предпринимателей, тибетских паломников.
Помнит о былой дацанской жизни и житель с. Алан Хоринского района Мыжит Гомбоевич Ширапов 1922 года рождения: «В 1931 году я пошел в школу, а мой дядя служил в дацане. Я помню множество лам и мирян в дацане, большие дуганы, огромное количество лошадей…», «Я помню шумную монастырскую жизнь, я тогда ребенком был. Со всей хоринской степи в дацан стекалось множество паломников. Особенно много народа было в дни Сагаалгана и Майдари-хурала. Подводы, стреноженные кони, белые юрты вокруг. Все это исчезло в одночасье…».
После революции 1917 года дацан был закрыт, а в середине 30-х годов прошлого века разрушен. Значительную часть монахов расстреляли. Вплоть до 1950-х годов разрушались здания. В советские времена здания дацана использовались в качестве конюшен, гаражей и т.п.
Сегодня, по мнению жителей республики Анинский дацан достоин занесения в список чудес России. Это первый буддийский объект в Бурятии, выполненный в камне. Часто его называют «чудом света в развалинах».
1.2 Анинский дацан – крупнейший центр буддийской философской школы
В середине XIX века (с 1858 г.) в бурятских дацанах возникли собственные богословские школы. Это были буддийские философские школы.
Официальной датой основания школы цаннита в Анинском дацане считается 1858 г. Появление школы цаннита свидетельствовало о высокой степени подготовленности бурятского духовенства и, в частности, лам Анинского дацана. Факультет цаннит представлял собой школу изучения религии и буддийской философии в реалистическом направлении («цаннит-текпа»). Ученики сами выбирали себе учителей из ученых лам. Число изучающих цаннит в разное время было от 400 до 500 лам. Цаннит-ламы, проводили время в чтении и составлении выписок из различных сочинений, изучали различные толкования и комментарии по отдельным интересующим их вопросам, производили сличение текстов. Из рассказа Легцок ламы мы узнали, что ламы изучали «плэрхэй аймак саба», после чего они знали не только точный смысл писаний, но и держали в своих руках таинственные силы управления природой. О сверхъестественных способностях его йогинов ходили легенды и предания: они могли в мгновение преодолевать расстояние, пересекать реки и озера, не замочив ног. Во время медитации уходили в нирвану, останавливая жизнедеятельность своего «грубого», физического тела, в то время как их «тонкое» тело функционировало так же, как и раньше. В таком состоянии под присмотром учеников они могли оставаться десятки лет, а затем возвращались. Некоторые из этих йогинов были учителями Даши Доржо Итигэлова.
Появление такой школы свидетельствует о высокой степени подготовки бурятского духовенства.
1.3 Развитие астрологической и медицинской школы в Анинском дацане
1878 годом датируется открытие при Анинском дацане впервые в Забайкалье школы Дуйнхор (калачакра), которая обеспечивала астрономическую и астрологическую буддийскую службу, в основу которых входят комментарии на тантрийское сочинение «Калачакра», доставляет сведения о движении солнца, луны, звезд и планет, о затмениях солнца и луны и т.д. Согласно тибетскому ученому ламе Пелдену: «Калачакры – великое учение, которое пронизывает нашу жизнь. Оно утверждает, что Человек и Вселенная едины. Человек является частью Вселенной, зависит от нее, но в то же время воздействует на нее. Калачакра дает нам метод этого воздействия».
Анинский дацан внес выдающийся вклад в развитие тибетской медицины. Первое сообщение о практике тибетской медицины в Анинском дацане появилось в начале ХХ века. Была создана медицинская школа, где в течение четырех лет изучались четыре главы Чжуд-ши. На пятый год обучения ученики получали звание «Манрамбы». Ламы писали медицинские сочинения, где излагали медицину научным образом, - в виде лечебников. По рассказу Баяр ламы первыми учителями медицинской школы Анинского дацана были ламы из Цугольского и Ацагатского дацанов, здесь ежедневно читался хурал бога Оточи, по определенным дням проводилось служение, именуемое «Ихе Оточи» (Большой хурал Оточи, бур.).
Открытие и деятельность мамба-дацана (медицинского) в Анинском дацане иллюстрирует собой близость священнослужителей дацана к нуждам и интересам простого народа.
Тибетская медицина как ценность культуры, уходящая своими корнями в древнейшую историю Востока, сосредоточившаяся в буддийских монастырях, во многих случаях спаянная с религией, к сожалению, достаточно долго воспринималась почти антитезой научной медицине. С достижениями восточной медицины, более высокого уровня, чем тот, который существовал до этого, бурятам пришло знание об анатомии и физиологии человека, областях, скрытых ранее от глаз жителя прибайкальских степей. В сферу забот о здоровье вошли представления о диетологии, фармакологии, здоровом образе жизни. Терапия и хирургия как области медицины стали известны также из области тибетской медицины. В этом отношении неоценим вклад лам Анинского дацана.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ научных источников, Интернет-ресурсов, изучение архивных материалов и опрос местных жителей позволил сделать следующие выводы:
1. Анинский дацан является одним из крупнейших дацанов этнической Бурятии. В истории Российской империи дацан занимал особое историческое место. А сегодня, по мнению жителей республики Анинский дацан достоин занесения в список чудес России.
2. Вплоть до своего разрушения Анинский дацан был крупнейшим буддийским центром буддийской философии, религии, образования, книгопечатания, иконописи, графики, театрального искусства (мистерия Цам).
ГЛАВА II. XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов – выдающийся буддийский подвижник ХХ века
2.1 Духовный путь XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова (1852 – 1927)
По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо и в младенческом возрасте остался сиротой. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером. В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана, что в трёхстах километрах от его родных мест и обучался в этом дацане в течение 23 лет. После обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства.
В 1898 г. Итигэлов был зачислен в штатные ламы в Янгажинский дацан. Там он преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности Гэсхы Ламы Цогчен дугана. В 1903 г. его назначают Ширээтэ Ламой Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность. Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.
19 марта 1911 г. Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.
В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Бурятская делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбо Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.
Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.
2.2 Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова
Осенью 2002 года мировые информационные агентства сообщили сенсационную новость: в Бурятии на поверхность земли подняли тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года. Медэксперты были потрясены: у Итигэлова все признаки живого тела: мягкая кожа без признаков гниения, сохранились нос, уши, закрытые глаза (глазное яблоко не вытекло), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Даже «живой» запах остался. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось [3, с. 3]. Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии – осталось загадкой. Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, прошли три международные конференции на тему «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова», но ясного объяснения этого феномена до сих пор мы не услышали. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды [9].
28 октября 2002 года верующие впервые имели возможность поклониться и получить благословение XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Руководство Буддийской традиционной Сангхи России приняло решение о специальных днях поклонения Драгоценному телу Хамбо Итигэлова семь раз в год по великим буддийским праздникам.
А в конце ноября 2010 года в СМИ появилось сообщение о его сверхъестественных контактах с хранителем его тела Бимба-ламой Доржиевым. Во время ежедневного утреннего осмотра между ним и его хранителем произошел обмен информацией. Итигэлов сообщил Доржиеву сведения о некоторых известных хранителю людях.
XII Пандидо Хамба Лама Даша Доржи Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. По мнению некоторых лам, Хамбо Итигэлов, сохранил свое тело, предвидя смутные времена. Он оставил себе возможность в нужное время вернуться в мир для избавления людей от страданий. Ламы полагают, что уже сейчас Итигэлов принес всему живому колоссальную пользу. Помогая живым существам уйти от страданий и найти благое рождение, он тем самым способствует очищению общей кармы всего мира.
15 июня 1927 года XII Пандидо Хамба Лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву, постепенно и ученики подхватили её. Так, читая благопожелание и находясь в состоянии медитации, XII Пандидо Хамба Лама Даша Доржи Итигэлов ушел в Нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
Сегодня человечество стоит перед открытием новой науки. Тема доклада доктора экономических наук, профессора Александра Хачатурова: «Феномен Пандито Хамбо Ламы Д.Д. Итигэлова, как толчок к созданию новой науки» стала основной для третьей международной конференции по Феномену Хамбо Ламы Итигэлова, которая прошла в июне этого года. Как же будет названа новая наука? «Влияние духовного на материальный мир»? Или еще как-то по-другому?
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Анализ доступных к настоящему времени историко-архивных материалов, воспоминания старожилов, сохранившиеся сведения в библиотеке дацана позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма XII Пандито Хамбо Лама Д.Д.Итигэлова. Детали и обстоятельства каждого этапа жизни требуют дополнительного изучения.
Изучение выдающейся личности лидера буддистов и известного общественного деятеля XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, осмысление и понимание его духовного завещания, глубокий научный анализ его философских и медицинских трудов остается задачей светской науки.
Анализ научной литературы и Интернет-ресурсов позволил сделать вывод о том, что феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов (не только в России, но и за её пределами) к изучению не только духовного наследия Учителя, но и исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Анинский дацан является одним из крупнейших дацанов этнической Бурятии. В истории Российской империи дацан занимал особое историческое место. А сегодня, по мнению жителей республики Анинский дацан достоин занесения в список чудес России.
2. Вплоть до своего разрушения Анинский дацан был центром буддийской школы философии, религии, образования, книгопечатания, иконописи, графики, театрального искусства (мистерия Цам).
3. Феномен обретения Драгоценного тела XII Пандидо Хамба Ламы Даша-Доржи Итигэлова вызвал активность и интерес буддистов (не только в России, но и за её пределами) не только к изучению духовного наследия Учителя, но исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что если для своего духовного развития будущий Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов выбрал Анинский дацан, который находится в трехстах километрах от его родины, значит, в этом дацане есть что-то выдающееся - подтвердился.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Будаева С. Ц. Система образования в дацанах Восточного Забайкалья как отражение единства нравственных норм буддизма. Чита, Поиск, 2002
2.Жамсуева Д. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. –Улан-Удэ, 1998. - Вып. 3
3. Ламаизм в Бурятии XVIII- нач. ХХ вв. // Структура и социальная роль культовой системы. - Новосибирск, 1983
4. Специальный выпуск-приложение к журналу Министерства культуры РФ (№ 1). Наследие народов Российской Федерации, 2002 г.- с.307.
5. http://www.ug.ru/old/99.01/t19.htm
6. http://www.horlib.narod.ru/Aninsky_datsan/index.htm
7. http://ru.wikipedia.org/
8. http://guides.rusarchives.ru/browse/gbfond.html?bid=139&fund_id=61007
9. http://etegelov.ru/
Информанты:
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Цветущая сакура
Глупый мальчишка
Рисуем крокусы акварелью
«Течет река Волга»