Моя работа называется «Загадка «Чёрного квадрата». Я выбрала эту тему, потому что сегодня хочется ещё раз осмыслить те перемены в изобразительном искусстве, которые произошли в начале XX столетия и связаны с именем К. Малевича и неизменным и неразгаданным символом столетия «Чёрным квадратом» художника.
Цель работы – определение причин загадочности, уникальности «Чёрного квадрата».
Для достижения цели, сначала я выяснила особенности супрематизма Малевича, нового направления, созданного художником, где геометрические фигуры ярких цветов погружены в формальную «белую бездну». Яркими примерами таких работ являются картины «Красный квадрат», «Черный круг», и, разумеется, знаменитый «Черный квадрат». Малевич совершил шаг, на который до него никто в мировой живописи не мог решиться, – на полный отказ от изобразительности, даже от тех ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних течениях того времени – кубизме и футуризме.
Таким образом, выяснила, что Малевич является новатором, который разработал такой изобразительный приём , который стал определяющим в современных архитектуре и дизайне. После импрессионистической светоносной распыленности мира, художник призывал к более глубокому и полному, а не только зрительному восприятию всего богатства окружающего материального мира. Супрематизм оказал огромное воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладное искусство.
Далее я попыталась определить уникальность «Чёрного квадрата». Обратившись к книгам об искусстве и живописи, сайтам интернета, посвящённым творчеству Казимира Малевича, прочитав работы критиков, содержащие оценку этой картины, а также проведя собственное исследование, пришла к очередному выводу: «Чёрный квадрат» - шедевр, который имеет свою тайну как символ неоднозначности и бесконечности. Картина Малевича предполагает просто бесконечное количество интерпретаций. «Чёрный квадрат» уникален, но не потому, что это красиво или не красиво, реалистично или не реалистично, понятно или непонятно. А потому что он стал символом «многословной немногословности», торжества человеческого разума и мастерства Малевича - художника, рассказавшего о мироздании одним словом, вместившим искусство в один чёрный квадрат на белом полотне. Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». Выводов, к которым они пришли, огромное количество. Мне ближе и понятнее тот, что чёрный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнута простая геометрическая форма – знак, не увязанный ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно, ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя.
Подведя итог проделанной работы, пришла к заключению, что «Чёрный квадрат» не просто картина, а символ космического сознания, которое позволяет при условии выхода за пределы видимого понять, что перед нами не чёрный квадрат, а разноцветный куб – в этом и заключается уникальность знаменитой картины. Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый взгляд выглядит плоским и чёрно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится. А впрочем, даже хорошо, что «Черный квадрат» Казимира Малевича остается неизменным и неразгаданным символом XX столетия. Потомкам будет о чём поразмышлять. Я думаю, что моя работа будет интересна ценителям искусства, любителям всего прекрасного и неоднозначного, а также учащимся, изучающим «Мировую художественную культуру».
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_sorokinoy_dari.docx | 208.91 КБ |
МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» города Балаково Саратовской области
Загадка «Чёрного квадрата»
Автор: Сорокина Дарья Сергеевна,
ученица 10 Б класса
Руководитель: Субоч Раиса Ивановна,
учитель русского языка, литературы и МХК
Балаково
2013
Содержание
Глава 1. Супрематизм Малевича с. 4-7
Глава 2. Уникальность «Чёрного квадрата» с. 8-11
IV. Список использованной литературы с. 13
V. Приложение с. 14-16
Введение
Сегодня, в начале нового века и тысячелетия, хочется еще и еще раз осмыслить те перемены в изобразительном искусстве, которые произошли в начале XX столетия. Казимир Малевич – яркий представитель искусства живописи этого периода, это символ и знамя авангардного творчества. С одной стороны, на его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что Малевич – величайший аферист всех времён и народов. Может быть, все просто, как в сказке про голого короля: один сказал, что "Черный квадрат" гениален, а все остальные, чтобы прослыть ценителями живописи, стали соглашаться? Почему же, по данным статистики, "Черный квадрат" - самое популярное произведение? Почему его часто упоминают в СМИ? Ведь этой картине уже около 100 лет, а споры вокруг неё не умолкают, поэтому эта тема, безусловно, актуальна и сегодня. В этом я хочу разобраться, поэтому выбрала объектом исследования «Чёрный квадрат» Малевича. Предмет исследования – супрематизм Малевича, воплотившийся в «Чёрном квадрате».
Цель работы – определение причин загадочности, уникальности «Чёрного квадрата».
Задачи исследования:
- познакомиться с супрематизмом художника Малевича;
- прочитать и проанализировать материалы о картине;
- выяснить, действительно ли картина «Чёрный Квадрат» Казимира Малевича уникальна.
Для достижения поставленной цели использованы методы анализа, наблюдения и сравнения. В работе опиралась на книги об искусстве, живописи и сайты Интернета, отражающие творчество Казимира Малевича.
Глава 1. Супрематизм Малевича
В искусстве XX века доля абстракционизма очень значительна. Невозможно проникнуть в тайну и красоту современного искусства, исключив из него абстракцию. Пионер авангарда Малевич, известный в первую очередь «Черным квадратом», начинал свой творческий путь как импрессионист, но уже в 1910-х годах стал активным участником футуристических выставок, а позднее создал свою теорию супрематизма. Это направление считается ответвлением абстракционизма и выражается в лишенных изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) (Приложение с.16). Картину Малевича "Черный квадрат" считают изобразительным манифестом супрематизма. Известно, что в тридцатые годы прошлого столетия творчество Малевича было изъято из художественной жизни нашей страны как проявление крайней формы упадка и разложения буржуазного искусства. И такая оценка творчества художника объективно содержала в себе зернышко скандального любопытства к запретному, гонимому и несправедливо осужденному. Понятно, что это зернышко проросло и окрепло при первой же возможности. Личность и творчество Малевича стали самым фундаментальным аргументом, питательной почвой и классической базой для возрождения и развития современного авангарда. Разумеется, что оценка творчества Казимира Малевича как проявления чистого разложения и бездарности – позиция более чем упрощенная. Но и противоположная точка зрения, которая трактует результаты поисков Малевича как необыкновенно значительные открытия в понимании сущности искусства, озарения, которые возвышаются над обывательским пониманием искусства и открывают неограниченные возможности для истинного творчества и глубокого философского осмысления, представляются нам сомнительной.
Вероятно, поэтому представители современной живописи отказывают Малевичу в великом таланте художника: «Наверное, Архимед, и Пифагор рисовали квадрат намного раньше Малевича. Наверное, и сейчас, и много лет назад были люди, которые закрашивали квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры разноцветными красками и ничуть не менее аккуратно, чем Малевич. И квадраты Малевича ничуть не квадратнее всех остальных квадратов. В чем же заслуга и новаторство Малевича? Малевич первым выставил нарисованный квадрат как произведение изобразительного искусства. Это факт. Но смысл самого события заключается в том, что оно не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, и считать Казимира Малевича великим художником никак невозможно. Малевич, совершенно очевидно, является великим новатором, который сделал открытие принципиально важное для технологической цивилизации XX века».[1]
И тогда важнейший и, возможно, единственный результат творчества Казимира Малевича состоит в создании максимально простого изображения, которое может нести в себе очень важную информацию, и такая информация прочитывается мгновенно. Это очевидный факт, огромная заслуга и достойный результат усилий дизайнера Малевича, работающего в области информационного знака.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов и Александра Семеновна Шатских в своей работе "Казимир Малевич. Теория. Живопись" отмечают, что «…если мы в одном размере, на одинаковых холстах, в одинаковых рамах, на одной стене выставочного зала и рядом расположим "Квадрат" Малевича, "Крест" Малевича, "Четыре квадрата" Малевича, "Круг" Малевича, дорожный знак "кирпич", означающий, что въезд воспрещен, красное кольцо - дорожный знак, означающий, что сквозной проезд запрещен, красный треугольник -дорожный знак "Уступи дорогу", белую стрелу в синем прямоугольнике -дорожный знак "Одностороннее движение" и т. д., мы вынуждены будем признать, что все это явления одного порядка. Эти изображения представляют или могут представлять закодированную информацию, предназначенную для моментального считывания».[2] И именно такое качество просто необходимо для технологической цивилизации, в которой мы с вами существуем. При огромных скоростях современного движения на дорогах, при огромных скоростях новейших технологических процессов необходимо для выживания иметь такую азбуку современных иероглифов.
Другие ценители искусства обращают внимание на следующий факт: «Величайшая заслуга Малевича состоит в том, что он разработал изобразительный прием, позволяющий регулировать человеческие взаимоотношения в условиях скоростных процессов современной технологической цивилизации. Результат творческих поисков Малевича не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, занятому изучениями осмыслением человеческой духовности. Новаторство и достижения Малевича целиком принадлежат области технологического иероглифа. Промышленная графика, торговые знаки, производственные плакаты, эмблемы, значки – вот тот мир, куда органично вписывается и квадрат Малевича, и автодорожные знаки ГАИ».[3] И в таком своеобразном мире есть свои мастера, свои гении, свои выставки и свои теоретические исследования. Но это совершенно особый, свой мир. Поэтому надо понимать, что невозможно сравнивать между собой и экспонировать в одном выставочном зале живопись Рафаэля, торговые эмблемы и отделку салонов автомобилей.
Малевич почти пророчески писал в 10-е годы: "Живопись выходит на дорогу неба"[4] – и вкладывал в это понятие предчувствия реальности, порывающей с оковами материального земного мира, обещая новый мир духовных ценностей и измерений.
В супрематизме, оперирующем сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона, Малевич совершил шаг, на который до него никто в мировой живописи не мог решиться, – на полный отказ от изобразительности, даже от тех ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних течениях того времени – кубизме и футуризме. Отсюда высокая оценка творчества художника: «Влияние работ Малевича на архитектурные планы, ещё в 20х годах оказало большую роль для развития дизайна и архитектуры. Плоскости, геометрические фигуры, которые использовались в супрематизме, стали широко использовать в своих работах дизайнеры. Они замечательно смотрелись в листе, передавая перспективу, широту и разнообразие. Супрематизм дал возможность дизайнерам показать свет, контраст и яркость. Чёткие формы супрематизма, помогали с точностью передать всю полноту задумки на листе. Влияние супрематизма на архитектуру сохранилось и сейчас. То есть, супрематизм так плотно используется в архитектуре, что использование работ Малевича, как основу, вошло в привычку, и сейчас многие архитекторы, дизайнеры даже не знают, что все их дизайнерские композиции основываются на супрематизме». [5]
Итак, Малевич является новатором, который разработал такой изобразительный приём , который стал определяющим в современных архитектуре и дизайне. После импрессионистической светоносной распыленности мира, художник призывал к более глубокому и полному, а не только зрительному восприятию всего богатства окружающего материального мира. Супрематизм оказал огромное воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладное искусство.
Глава 2. Уникальность «Чёрного квадрата» Малевича
«В 1915 году Казимир Малевич выставил «Чёрный квадрат», заявив при этом, что, он, написав его, тем самым полностью завершил историю развития мировой живописи. Благодаря такому заявлению, сказанному в нужное время и в нужном месте, эта картина стала одним из самых знаменитых произведений мирового авангарда. Однако, данный «шедевр» ставит простого человека «с улицы» в полный тупик. Практически любой человек сам может нарисовать точно такой же «шедевр»! Но ведь Малевич завершил целый этап авангардисткой живописи: импрессионисты выбросили сюжет, постимпрессионисты отказались от света и воздуха, Василий Кандинский выбросил само изображение, а Малевич выбросил все и не нарисовал ничего»,[6] - так встретили появление картины Малевича.
«Чёрный квадрат» - шедевр, который имеет свою тайну как символ неоднозначности и бесконечности. Картина Малевича предполагает просто бесконечное количество интерпретаций. «Чёрный квадрат» - шедевр, но не потому, что это красиво или не красиво, реалистично или не реалистично, понятно или непонятно. А потому что он стал символом «многословной немногословности», торжества человеческого разума и мастерства Малевича – художника, рассказавшего о мироздании одним словом, вместившим искусство в один чёрный квадрат на белом полотне (Приложение с.16).
Абстрактные картины хороши тем, что в них нет единого фиксированного смысла... Они как бы не ограничены тем, что на них изображено, тем, что можно непосредственно увидеть глазами – за изображением внутренним взором можно увидеть гораздо больше, и смыслов там множество…Поэтому они погружают человека в размышления о смысле жизни, о предназначении человека на земле, учат думать размышлять. «Только глупенький мальчишка отмахнётся и скажет: « Я тоже так умею». А мудрый мужчина будет рассуждать и разглядит в этом квадрате подлинное произведение искусства – женщину, уголь в шахтёрском забое, а может и выгоревшее окно после пожарища, или выгоревшую брешь в собственной душе».[7]
«Черный квадрат» Малевича является самым скандальным полотном художника, который не перестает будоражить умы любого, кто прикоснется к нему. Сознание подавляющего большинства землян не способно отнести «Черный квадрат» Малевича к произведениям искусства. Они всё больше подсчитывают ее коммерческую ценность. Действительно, не просто понять человеку, что незамысловатый «Черный квадрат» Малевича может служить началом нового направления в искусстве.
Впервые «Черный квадрат» Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась «Чёрный прямоугольник на белом фоне». Позже название было изменено на «квадрат», несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины:
«Чёрный квадрат Малевича оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Вращая квадрат по кругу, Малевич получил геометрические фигуры креста и круга. При вращении по оси симметрии, получил цилиндр. Плоский элементарный, с виду, квадрат содержит не только другие геометрические фигуры, но может создавать объемные тела».[8]
Эту же точку зрения поддерживают и другие исследователи творчества Малевича: «Черный квадрат, облаченный в белое обрамление, есть ничто иное, как плод прозрения творца и его размышлений о будущем искусства… Геометрическая фигура квадрата не прочерчена по линейке, а написана кистью. Сама композиция, укладывается буквально в математическую формулу. В поисках объемных смыслов, заложенных в простые плоскостные формы, если разъять квадрат на геометрические фигуры и представить их в пространстве с определенной точки зрения, как они вновь соединяются, то возвращаются в плоскостную фигуру».[9]
Только людям с абстрактным мышлением близки и понятны идеи Малевича и его Чёрного квадрата о принципах свободного формообразования в пространстве, где одна форма-фигура переливается в другую, оживляя эту бесконечную цепочку переходов. Малевич хорошо осознавал универсальность открытия супрематизма, которая диктовала изменения во всех сферах творчества человека. При завершении написания черного квадрата, Малевич, как описывает сам художник, не мог ни спать, ни есть. Так велико было воодушевление значения изменений, раскрытого им, для всего человечества. И искусство, как и все остальные сферы человеческой жизни и деятельности, подвержено глобальным изменениям. Особенно, в переходные моменты истории, оно уходит далеко в опережение.
Чтобы знать и ощущать весь смысл, заложенный художником в «Черный квадрат», любому желающему необходимо знать и ощущать не только смысл самого произведения, но и всю историю живописи, что подразумевает и историю всего человечества.
Черный квадрат знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником. Оценивая его уникальность, Старохамская К. Ю. отмечает: «Искусствоведы-сверчковеды пишут: концептуальное содержание «Черного квадрата» заключается прежде всего в том, чтобы вывести сознание зрителя в пространство иного измерения, к той единой супрематической плоскости и экономической и икономической. В этом пространстве иного измерения можно выделить три главных направления – супрематии, экономии и икономии. Сама по себе форма в супрематизме ввиду ее беспредметности ничего не изображает. Наоборот, она уничтожает вещи и обретает смысл как первоэлемент, всецело подчиненный экономическому началу, которое в символическом выражении есть «ноль форм», «Черный квадрат».[10]
Таким образом, видим, что многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество (Приложение «Интересные факты» с.14-15). Мне ближе и понятнее тот, что чёрный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнута простая геометрическая форма – знак , не увязанный ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя.
Заключение
Проведённое исследование позволило выяснить, что картина «Чёрный квадрат» Малевича действительно уникальна.
Установили, что «Чёрный квадрат» – не просто картина, «Чёрный квадрат» – это произведение супрематизма. Малевич является новатором, который разработал такой изобразительный приём , который стал определяющим в современных архитектуре и дизайне. После импрессионистической светоносной распыленности мира, художник призывал к более глубокому и полному, а не только зрительному восприятию всего богатства окружающего материального мира. Супрематизм оказал огромное воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладное искусство.
Установили, что чёрный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнута простая геометрическая форма – знак , не увязанный ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно, ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, эта форма свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя.
Итак, «Чёрный квадрат» не просто картина, а символ космического сознания, которое позволяет при условии выхода за пределы видимого понять, что перед нами не чёрный квадрат, а разноцветный куб – в этом и заключается уникальность знаменитой картины. Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый взгляд выглядит плоским и чёрно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится. А впрочем, даже хорошо, что «Черный квадрат» Казимира Малевича остается неизменным и неразгаданным символом XX столетия. Потомкам будет, о чём поразмышлять.
Список использованной литературы
Сайты Интернета
http://luiza-drevsholt.livejournal.com/25691.html
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/zagadki-chernogo-kvadrata-k-malevicha
http://www.pareto-center.ru/smi-54.html
http://andrei-nazarov.ucoz.ru/publ/1-1-0-1
http://klauzura.ru/2011/10/olga-nesmeyanova-chernyj-kvadrat-nichego-krome- realizma/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-54167/
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/publ/3-1-0-144
Приложение
Казимир Малевич (1878 —1935гг.)
Интересные факты
В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (30 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.
Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг».
В 1893 году уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».
По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб.
Эта картина была написана Малевичем без использования красок чёрного цвета — и именно в этом заключается её основная художественная ценность.
«Чёрный квадрат»
«Белый квадрат»
«Чёрный круг» «Чёрный крест»
[1] 13, с.2-3
[2] 13, с.3-4
[3] 6, с.85
[4] 5, с.26
[5] 13, с.3
[6] 12, с.3
[7] 12, с.3
[8] 11,с.1
[9] 11,с.1
[10] 16, с.1
Военная хитрость
Солнечная система. Взгляд со стороны
Весёлая кукушка
Рисуем ананас акварелью
По морям вокруг Земли
Комментарии
Загадка "Чёрного квадрата"
Творчество Малевича представляет интерес для изучающих Мировую художественную культуру. Супрематизм художника стал источником развития современного искусства. Работа будет интересна всем, кто увлекается живописью и историей культуры.