Проект по утилизации хвойных деревьев после новогодних праздников
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_utilizacii.doc | 144.5 КБ |
Комитет образования администрации муниципального района
«Город Валуйки и Валуйский район»
МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
по проблеме утилизации
хвойных деревьев после новогодних праздников
«Вторая жизнь»
Автор: Бусловский Алексей Тимофеевич,
1994 г.р., учащийся 11 класса
Руководитель: Бусловская Любовь Тимофеевна,
учитель биологии
с. Колосково, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………… 5
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………… 8
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА…………………………………. 10
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА……………… 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 13
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного проекта, на наш взгляд обусловлена тем, что в настоящее время вызывает обеспокоенность экологическая обстановка не только в крупных мегаполисах и промышленных центрах, но в небольших населенных пунктах, которые раньше считались достаточно благоприятными в этом отношении. Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей и выбросами промышленных предприятий становится опасным фактором, влияющим на здоровье человека и на качество жизни населения в целом. На страже нашего здоровья стоят «легкие планеты» - хвойные леса, которые очищают загрязненную химикатами воздушную среду, а также служат индикаторами загрязнения, погибая там, где этих вредных веществ содержится слишком много. Казалось бы, задача человека – сохранить и преумножить такое богатство, однако немногие, покупая срубленную ель или сосну, не задумываются о том, что они крадут у себя и своих потомков чистый воздух. После новогодних праздников хвойные деревья выбрасывают и выглядят они как немой укор природы человеку.
Наш проект не случайно называется «Вторая жизнь», он направлен на то, чтобы выброшенная ель или сосна оказалась не просто срубленной из-за нескольких праздничных дней, а приносила пользу и радовала людей еще долгое время. К участию в проекте мы планируем привлечь учащихся школы, учителей, работников и администрацию школы, администрацию и жителей сельского поселения. Реализация проекта «Вторая жизнь» позволит привлечь внимание учащихся и населения к проблеме вырубки хвойных насаждений и необходимости утилизации срубленных деревьев, а также воспитать ответственное отношение школьников и жителей сел к природе родного края.
В настоящее время проект находится на завершающей стадии реализации. Проведена разъяснительная работа среди жителей поселения: беседы, распространение листовок, плакатов, информационных буклетов (См.: Приложение 1), проведен опрос с целью выявления потребности населения в продуктах утилизации (См.: Приложение 2), организован сбор хвойных деревьев у населения и направление их на утилизацию. Необходимо подвести итоги проекта и определить дальнейшие направления и перспективы его реализации.
Таким образом, целью проекта является на
Цели соответствуют следующие задачи.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Определив цели и задачи проекта, мы изучили литературу и Интернет-источники по проблеме утилизации хвойных деревьев в нашей стране и за рубежом. Так, например, в Германии ели принимают специальные службы, которые организуют их измельчение совместно с другими органическими отходами для получения ценных удобрений; в Швеции и Финляндии не пропадает ни единая щепка – из хвойных деревьев изготавливают мебель и все котельные в январе и феврале используют утилизированные ели; в США изготавливают наполнители для кошачьих туалетов, в Швеции ели превращают в ножи для масла, в Канаде созданы предприятия по переработке хвойных в лекарственные препараты от гриппа.
К сожалению утилизация хвойных растений не является прибыльным делом в России. Однако в Саратове, Самаре, Кемерово и других городах России елки утилизируются по международным стандартам. Созданы переносные дробильные установки, каждая из которых перерабатывает 25 кубометров древесины в день. Продукты переработки используются в производстве удобрений, дезинфекции колес, в медицинской и парфюмерной промышленности.
Для реализации проекта на различных его этапах мы использовали следующие методы:
При помощи опроса, в котором участвовало 200 жителей сельского поселения, мы получили следующие данные.
На вопрос, 95% опрошенных ответили, что они выбрасывают хвойное дерево, 5% используют древесину как топливо и прочих хозяйственных нужд (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
«Что Вы делаете с хвойным деревом после новогодних праздников?»
Также 70% опрошенных считают, что срубленное хвойное дерево должно получать «вторую жизнь», то есть приносить пользу, а не выбрасываться, 15% - ответили отрицательно, 15% - затруднились ответить (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Считаете ли Вы, что хвойные деревья должны получать «вторую жизнь»?
90% опрошенных заявили, что они нуждаются в продуктах утилизации: корме для скота, еловых лапах для утепления пасек и теплолюбивых растений, лекарственном сырье (хвоя и почки), дровах для отопления жилья и бань.
30% опрошенных имеют возможность оказать содействие работе по утилизации хвойных деревьев: предоставить транспорт для сбора хвойных деревьев, место для хранения, организовать переработку стволов и хвои.
50% процентов опрошенных заявили, что они готовы в следующем году заменить живую сосну или ель на искусственную или сборную конструкцию из стойки и сосновых лап, еще 25% возможно заменят искусственной елью живую, 25% предпочитают встречать праздники с живой елью и сосной (Диаграмма 3).
Диаграмма 3
Могли бы Вы в следующем году заменить в своем доме живое дерево на искусственное или сборное из хвойных лап?
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы и сроки реализации проекта
№ п/п | Наименование этапа | Содержание этапа | Сроки реализации |
1. | Предпроектный | Формулировка проблемы, цели и задач проекта, определение участников проекта и примерных результатов проектирования | Первая половина сентября 2011 г. |
2. | Теоретический | Изучение литературы и Интернет-источников по проблеме утилизации хвойных деревьев и выбор наиболее приемлемых средств и способов реализации проекта | Вторая половина сентября – первая половина октября 2011 г. |
3. | Практический (внедренческий) | Реализация плана мероприятий по проекту. Подведение итогов, анализ дальнейших перспектив проекта | Вторая половина октября 2011 г. – январь 2012 г. |
План-график выполнения намеченных мероприятий
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
Создание рабочей группы для организации работы по проекту с участием учащихся, учителей, жителей и администрации сельского поселения | Октябрь 2011 г. | Руководитель рабочей группы | |
Проведение организационного совещания членов рабочей группы | Октябрь 2011 г. | Руководитель рабочей группы | |
Разработка макетов информационных и пропагандистских материалов (листовки, плакаты, буклеты) по проблеме утилизации хвойных деревьев | Ноябрь 2011 г. | Учащиеся | |
Проведение бесед с населением, распространение среди населения информационно-справочных материалов, листовок, расклеивание плакатов | Ноябрь-декабрь 2011 г. | Учащиеся по согласованию с администрацией сельского поселения | |
Определение потребности населения в продуктах утилизации (проведение опроса) | Декабрь 2011 г. | Учащиеся | |
Прогнозирование количества хвойных деревьев, которые будут выброшены после новогодних праздников (запрос сведений в лесхозе о количестве приобретаемых хвойных деревьев) | Декабрь 2011 г. | Руководитель рабочей группы | |
Организация сбора хвойных деревьев у населения | Январь 2012 г. | Учащиеся при предоставлении транспорта администрацией сельского поселения | |
Сортировка собранных хвойных деревьев и направление их на утилизацию | Январь 2012 г. | Учащиеся | |
Проведение отчетной конференции, подведение итогов по проекту | Февраль-март 2012 г. | Руководитель рабочей группы |
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Результаты проекта | Единица измерения | Количество | Примечание |
1. | Опрошено населения | Чел. | 200 | |
2. | Проведено бесед с населением | 5 | ||
3. | Изготовлено и распространено: - листовок; - информационных буклетов; - плакатов | Шт. | 300 50 10 | |
4. | Организован сбор хвойных деревьев у населения | Шт. | 120 | |
5. | Доставлено населением самостоятельно | Шт. | 80 | |
6. | Проведена сортировка собранных хвойных деревьев | Шт. | 200 | |
7. | Переработано хвои: - для добавления в корм скоту; - для получения лекарственного и косметического сырья; - для приготовления инсектицидных средств; - для получения компоста | Кг | 350 15 10 75 | |
8. | Использовано хвойных веток: - снегозадержание и мульчирование; - утепление школьного розария; - утепление ульев на пасеках жителей поселения; - изготовление хвойных веников для бани; -изготовление гирлянд для возложения к монументам Скорбящей матери и Неизвестному солдату на территории сельского поселения; - изготовление поделок в школьной мастерской; - для подкормки лосей | Шт. | 200 100 140 120 200 120 100 | |
9. | Использовано стволов деревьев: - изготовление малых архитектурных форм на территории школы (беседка, декоративные композиции); - переработка на опилки; - использование для поделок в школьной мастерской; - для отопления жилых помещений и бань | Шт. | 40 20 40 100 |
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое распространенное на Белгородчине хвойное дерево-сосна. Трудно, пожалуй, даже невозможно, найти бесполезную частицу сосны. В коре есть дубильные вещества и гумми, в камбии – ванилин, из семян получают ценное иммерсионное масло, пыльцу используют как заменитель ликоподия. Даже воздух соснового бора исцеляет больных и ослабленных людей. И неверно считать сосновую хвою, ветви и кору отходами. Они ценнее самой древесины. 10 кг хвои дают человеку годичную норму витамина С и каротина. Переработанная хвоя лечит раны, язвы, ожоги, успокаивает.
Сосна служит не только человеку. Хвоей питается глухарь, корой - лось, белки, бурундуки, клесты – семенами, мальки рыб – пыльцой. Нельзя не сказать о сосновых корнях, закрепляющих сыпучие пески, оберегающие берега рек от разрушения, а озера от заиления и о «божьем даре» - янтаре.
Много легенд сложено о сосне. Дерево и впрямь необыкновенное. И не имеет право человек прерывать ее жизнь. И коль традиции заставляют его делать это, мы должны не оставлять это прекрасное дерево гнить на свалке, а дать ему ВТОРУЮ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Уважаемые жители Колосковского сельского поселения!
Чтобы ваши новогодние деревья не стали простым бытовым мусором, а получили «вторую жизнь», экологи Колосковской СОШ предлагают:
1.Сдать использованные деревья в МОУ «Колосковская СОШ». Транспорт будет предоставлен 15 января 2012г.
2.Если вы решили самостоятельно утилизировать хвойные деревья, мы предлагаем следующие варианты:
Приложение 2
Уважаемый участник опроса!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов для содействия в реализации проекта по утилизации хвойных деревьев после новогодних праздников «Вторая жизнь».
Благодарим за участие!
Белый лист
Император Акбар и Бирбал
Заяц, косач, медведь и весна
Сказочные цветы за 15 минут
Сказка на ночь про Снеговика