Данная работа была выполнена в рамках работы по проектной деятельности по УМК Кауфман 6 класс
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат | 121 КБ |
МОУ СОШ № 89
Реферат
«Сравнительный анализ проведения досуга молодежью
на рубеже 60 – 70 годов ХХ века и в наше время».
Выполнили:
ученицы 6 «Б» класса
Максимова Е.
Николаева А.
Научный руководитель:
учитель английского языка
Саранцева Э.Г.
Ижевск 2011
ТЕЗИСЫ
В своей работе мы сравниваем и анализируем проведение досуга нынешней молодёжью и молодёжью рубежа 60-70х годов прошлого века. Анализ проводится на примере учащихся школы № 89 и их родителей (город Ижевск)
Тема является актуальной, так как, во-первых, интересна моему поколению и , во-вторых, является одной из граней всегда существующей проблемы отцов и детей.
В работе рассматривалась гипотеза существования достаточно сильных различий в проведении досуга молодёжью двух последовательных поколений, которыми являемся мы и наши родители. Предполагалось, что эти различия могут являться естественным порождением нового времени, связанным с социальным изменением общества, техническим прогрессом, изменением менталитета, как данной возрастной категории, так и общества в целом, а также с историческими изменениями, происходившими в мире.
Объектом исследования являлись жители города Москвы, которым в настоящее время 13-20 лет и 45-53 года. Предметом исследования являлось сравнение проведения свободного времени современной молодёжью и молодёжью рубежа 60-70х годов.
Целью моей работы было выявление сходства и различий в увлечениях, интересах, относящихся к рассматриваемой проблеме и возможностях для их реализации. Задачей являлось получение объективных данных по поставленному вопросу и выявление различий, которые будут обнаружены в ходе исследования.
Базой проводящейся работы являются данные, полученные в результате изучения литературы по названному выше вопросу и результаты социологического опроса, проведенного в ноябре – декабре 2010 года.. Было опрошено 100 указанных возрастных категорий. Опрос проводился среди 50 представителей молодёжи и 50 ижевчан возраста 35-45 лет.
В анкету были включены вопросы по следующим направлениям:
1) посещение молодёжью зрелищных мероприятий, таких как кино, театры, концерты и другое;
2) проведение свободного времени на улице, что включает прогулки и встречи с друзьями, уличный спорт и прочее;
3) наиболее присущие каждому из рассматриваемых периодов увлечения и хобби, куда относятся разные виды коллекционирования, чтение книг, игры (например, шахматы, компьютерные игры) и так далее.
4) Роль и место средств массовой информации в жизни молодёжи;
5) Проведение каникул: каникулы в Ижевске, отдых на даче, в деревне у бабушки, в пионерских и молодёжных лагерях, поездки на море.
В результате социологического опроса были выявлены следующие закономерности:
1) Количество свободного времени у современной молодёжи (в дальнейшем группа А) не сильно отличается от того, каким было его количество у молодёжи рубежа 60-70х годов (в дальнейшем группа Б). Хотя присутствует тенденция к его уменьшению, что, вероятно, связано с тем, что представители группы А занимаются во всевозможных кружках.
2) Имеющееся свободное время респонденты из группы А проводят в основном дома, тогда как представители группы Б предпочитали проводить его на улице. Это может быть объяснено тем, что досуг дома можно проводить более разнообразно (телевизор с большим количеством программ, видео, компьютер и так далее).
3) Молодёжь по-прежнему занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения изменились. На смену дворовым играм постепенно приходят ролики, скейтборд, сноуборд, интернет, компьютерные игры.
4) По-прежнему самым посещаемым зрелищным мероприятием является кино. Но количество посещения кинотеатров представителями группы А в два – три раза меньше, чем представителями группы Б.
5) Интересная тенденция прослеживается в вопросе о музыкальных пристрастий представителей обеих групп. Несмотря на разнообразие музыкальных течений, которые предпочитает группа А, можно сделать вывод, что ни классическая, ни фольклорная музыка, ни эстрада в целом не привлекает современную молодёжь. Та же закономерность прослеживается в музыкальных предпочтениях группы Б. Причиной этого может являться то, что молодёжь любого поколения ищет своё, новое, пытаясь отвергнуть то, что «навязывает» старшее поколение.
6) Занятия спортом занимают достаточно большое место как в жизни молодёжи группы А, так и в жизни представителей группы Б. Популярные виды спорта почти не изменились.
7) Очень большие отличия выявлены в проведении каникул и лета. Респонденты группы Б каникулы проводили в основном в Ижевске, а лето – в пионерских лагерях или в деревнях у бабушек. Почти все мечтали съездить на море. Современная молодёжь часто проводит время на дачах, на море и за рубежом. Из ответов на этот вопрос видно, что возможности современной молодёжи сильно отличаются от возможностей их сверстников рубежа 60-70х годов.
8) Количество часов, проводимых за просмотром телевизионных программ в наше время намного больше, что связано с разнообразием и количеством телевизионных передач.
9) Хобби у группы А и у группы Б практически совпадают. Но появились увлечения компьютером и интернетом.
В результате всего вышесказанного можно сделать вывод, что различия в проведении досуга двумя рассматриваемыми поколениями не так велики, как можно было предполагать. Хотя наметились определенные отличия, которые вероятно будут возрастать в связи с ускорением развития общества.
ВЕДЕНИЕ
КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В этой части работы делается обзор современной литературы по вопросам исследований досуга населения.
Свободное время как социологическая категория нуждается в глубоком анализе её сущности, содержания и соответственно специфического выражения внутренних основ и конкретных форм. Исследователи свободного времени стремятся решить, по крайней мере, три задачи: во-первых, очертить границы свободного времени, во-вторых, раскрыть его функции и, в-третьих, определить его структурные и содержательные элементы. В социологическом анализе нуждаются разнообразные формы поведения и содержательная насыщенность свободного времени.
Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей.
Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм её проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие её субкультуры. Такое изучение позволяет, с одной стороны, выявить факторы, которые способствуют поддержанию устойчивых явлений и процессов культуры, а с другой – определить ту или иную целевую ориентацию на перспективу.
Опыт социологического изучения досуговой сферы свидетельствует не только о необходимости получения достоверной информации, но и о выявлении и обосновании показателей содержания досуговой деятельности.
По мнению российских социологов в настоящее время отсутствует объективная информация о широком спектре культурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций различных социальных групп. Богатство и многообразие окружающей культурной среды является необходимым условием развития индивидуального духовного богатства индивида, которая, в свою очередь, может выступать в качестве реального показателя развитости сети культурно-досуговых учреждений.
Наиболее универсальные показатели, такие, как посещение культурно-досуговых учреждений, чтение, повышение квалификации, занятие любимым делом и другие, позволяют наблюдать и замерять различные виды досуговой деятельности. В этом случае появляется возможность говорить о качественном анализе структуры и содержания досуга. Для формализации показателей, их количественных и качественных характеристик за основу можно взять, к примеру, вид, интенсивность и продолжительность досуговых занятий.
Социальная значимость досуга находится в прямой зависимости от набора показателей, основанных на знании: величины свободного времени различных групп населения, затрат этого времени на досуговые формы удовлетворения культурных потребностей; процентного соотношения активных и пассивных форм проведения досуга; степени распространённости различных форм проведения досуга и т. д.
На начальном этапе необходимо определить направленность культурных потребностей населения, а затем установить разнообразие культурных запросов и интересов населения.
В этой связи представляет интерес довольно чёткая типизация досуговых видов деятельности населения США. Традиционной для жителей этой страны является приведённая ниже типизация досуговой деятельности:
1. Декоративно-прикладные виды искусства;
2. Танцевальные виды;
3. Виды сценического театрального искусства;
4. Различные виды музыкального искусства;
5. Хобби;
6. Виды спорта и спортивные игры;
7. Загородный отдых;
8. Пикники, вечеринки, банкеты, воскресные базары и т. д.
9. Клубная форма;
10. Специальные мероприятия (празднование юбилейных дат, торжеств и т. д.).
Большое место в социологическом исследовании занимает составление программы данного исследования.
Любое исследование в области социологии начинается с разработки программы, поскольку его результативность находится в прямой зависимости от его теоретической обоснованности и применяемых методов исследования.
Как правило, составление программы начинается с выбора темы социологического исследования и выявления проблемной ситуации. Последняя может характеризоваться определённой совокупностью противоречий, условий и обстоятельств, оказывающих позитивное или негативное влияние на структуру и содержание досугового общения, поведения, деятельности индивида, группы, общности.
Большинство ведущих социологов выделяют следующие формальные требования к развёртыванию проблемы исследования:
- возможно более точное разграничение между «проблематичным», т.е. искомым, неизвестным и «непроблематичным» как данным и известным;
- отчётливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
- расчленение общей проблемы на её элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.
Далее важно на основе анализа проблемы определить объект исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания.
Помимо объекта выделяется также предмет исследования, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - это то, что содержит социальную проблему, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личностей и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.
Очередной этап – определение задач, которые являются средством реализации цели, раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с гипотезами.
Следующим структурным элементом программы является постановка цели. Она придаёт общую направленность исследованию, от неё зависят задачи исследования. Цель задаёт определённую логику проведения исследования. В нашем случае целью прикладного социологического исследования может быть выявление и сравнение структуры досуга московской молодёжи нашего времени и московской молодёжи рубежа 60-70х годов. Чёткая формулировка конкретной цели – одно из важнейших требований к программе исследования.
Также важно чётко сформулировать гипотезу. Гипотеза – это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Она основывается на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте и практических выводов. Характер гипотез определяет логику исследований и способствует правильному выбору методов исследования.
Гипотеза нужна для того, чтобы, исходя из проблемной ситуации, высказать предположения о влияющих на неё факторах и наметить ориентиры выхода из неё.
Наибольшую трудность вызывает разработка методики расчёта объёма выборочного исследования. В социологическом исследовании в первую очередь важно определить каким должен быть объём выборки, т.е. число опрашиваемых.
При определении объёма выборки можно воспользоваться опытом Института социологии Российской Академии наук, в исследованиях которого он, как правило, составляет 1500 человек, но может использоваться и значительно меньший объём. Для этого необходимо чтобы в состав выборки входили представители всех категорий населения, из которых состоит генеральная совокупность.
Известные в настоящее время способы социального измерения формировались и
совершенствовались с переходом от одного уровня социологического исследования к другому.
Одним из первых способов социального измерения является собственно наблюдение. Сегодня наблюдение практически не используется в качестве основного способа социального измерения в социологических исследованиях.
Незаменимым приёмом получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивов деятельности и мнениях является опрос. Существуют два класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Посредством интервьюирования выявляются мнения и суждения исследуемых по тем или иным вопросам. От других способов социального измерения интервьюирование отличается характером непосредственного взаимодействия исследователя с интервьюируемым. Основные недостатки этого способа связаны с высокой стоимостью его применения и значительным расходом времени. В странах с грамотным населением и хорошей производственной и социальной инфраструктурой среди специалистов проводят телефонное интервью по самым разнообразным темам. В среде специалистов проводят и опрос экспертов, который может осуществляться как в форме устной беседы, так и в форме письменного задания.
Мнения и суждения исследуемых чаще всего выявляются с помощью анкетирования как самого информативного и самого распространённого способа социального измерения. Анкетирование обеспечивает полную анонимность ответов респондентов и поэтому позволяет извлекать социальную информацию, имеющую для них определённую личную значимость. Эффективность данного способа зависит прежде всего от того, как составлена анкета.
Анкетные опросы бывают открытыми, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Кроме того, экономичность применения закрытых вопросов ведёт к тому, что они чаще используются исследователями.
Главным требованием является необходимость максимально предусмотреть возможные варианты ответов, используя также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных замечаний. Формулируя варианты ответов (подсказки) необходимо соблюдать следующие правила:
- первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа, т.к. отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие;
- подсказки должны быть примерно равной длины, т.к. чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность её выбора;
- все варианты ответов должны быть выдержаны на одном уровне конкретности, т.к. чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность её выбора;
- никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.
Все возможные варианты ответов желательно отпечатать на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотношения оценок. Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу.
Теперь перейдём к обзору литературы, посвящённой непосредственно досугу молодёжи. Во второй половине ХХ столетия в связи с конструированием так называемой «техногенной цивилизации» возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась на молодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.д., то теперь всё изменилось. Однако, какие бы новшества ни предлагала молодёжь, они все основаны, по мнению И.Кона, на опыте прошлых поколений и на определённой культурной традиции.
На разных этапах жизни нашей страны проводились социологические исследования количества свободного времени у молодёжи и его содержательной наполненности.
Свободное время – часть внерабочего времени. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т.д.), спорт и т.п.; любительские занятия; занятия и игры с детьми; общение с другими людьми.
Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи – это та пора, когда нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации.
В аналитическом докладе по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта была предпринята попытка типологизации современной молодёжи.
Первый тип условно назван «семьянин». Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми. В отдельных случаях – с коллегами по работе (учёбе), а также простые и «домашние» формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодёжи этот тип не является широко распространённым и насчитывает порядка 12% респондентов ( в Москве – 25,6%).
Второй тип (около 30% молодёжи, в Москве 25%) – «общительный», который в отличие от более замкнутого «семьянина», ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга – компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.
Третий тип (примерно 25% респондентов, в Москве 23,6%) – «развлекающийся». Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодёжные клубы. Среди «развлекающихся» наиболее высока доля поклонников современной музыки.
Четвёртый тип молодёжи можно определить как «социально-активный». Он объединяет около 25%молодых людей (в Москве 17,9%), сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально- рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана). «Социально-активный» тип – один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодёжи на Западе ( речь идёт о представителях среднего класса).
Пятый тип – «одухотворённый» (менее 5%, в Москве 3,6%) – живёт как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодёжной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п.
Шестой тип – «гармоничный» – означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи (в Москве 4,3%). Он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
По данным названного выше аналитического доклада помимо общераспространённых встреч с друзьями (61,5%), пальму первенства безусловно держит телевидение (55,4%), ставшее доминирующей формой проведения свободного времени практически для всего населения России.
Чтение является третьей по популярности формой времяпровождения (45,6%). Заметим, что девять из десяти респондентов всё-таки что-то читают, что отрадно само по себе в век телевидения и компьютеров. Более того, социально-активный, одухотворённый и гармоничный типы коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет перед телевидением, оттесняя его на второй план.
Интерес к различным телевизионным программам можно вкратце охарактеризовать так: наибольший интерес (по убыванию) вызывают зарубежные художественные фильмы, музыкально-развлекательные программы, отечественные художественные фильмы, информационные и спортивные программы.
В чтении наиболее популярными среди молодёжи видами произведений являются (по убыванию): детективы, научная фантастика и любовные романы.
К слову сказать, молодёжь, обогащающая свою социальную жизнь содержательным досугом, не только более интеллектуальна, но и более функционально-грамотна. Компьютерные навыки «социально-активных» опередили всех и в полтора раза превысили показатели «семейных», а иностранным языком не владела из них только треть.
Как показало проведённое московским представительством Фонда им. Ф.Эберта исследование, российская молодёжь в своём подавляющем большинстве плоть от плоти своих родителей, и преемственность этих поколений достаточно очевидна. Представители примерно трети современной молодёжи России очень близки по характеру своего досуга и предпочтений к стандартам жизни представителей среднего класса развитых западных стран.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В данной работе я сравниваю и анализирую проведение досуга нынешней молодёжью и молодёжью рубежа 60-70-х годов прошлого века. Анализ проводится на примере города Москвы.
Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается (что, конечно, имеет место), но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни. Поэтому анализ форм досуга позволяет выявить многие тенденции развития молодого поколения.
Тема является актуальной, так как общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в прямом смысле представляет будущее страны. Вследствие её острой восприимчивости ко всему новому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим политический и социально-психологический климат в данном обществе, а также дальнейшие пути его развития.
Кроме того предлагаемая мною тема является одной из граней всегда существующей проблемы «отцов» и «детей».
Каждая возрастная группа имеет свои ценности и свою субкультуру. Однако, с другой стороны, поколение нынешних «отцов» в дни своей молодости проходило стадию «детей». Эти две ипостаси старшего поколения наложены в их сознании друг на друга и в своём влиянии на нынешнее поколение «детей» «отцы» проецируют на них и свои воспоминания о том, каково, по их мнению, должно быть «правильное» поведение молодёжи, и взгляды, выработанные у них в более позднем возрасте.
Отдельно хочу отметить, что выбранная мною тема интересна моему поколению. Родители часто сравнивают жизнь современной молодёжи, в частности, её досуг с тем, как это было во времена их молодости. Зачастую у молодёжи это вызывает раздражение, но иногда возникает интерес, как протекала молодость наших родителей.
Проблемой данного исследования является сходство и различие проведения своего свободного времени молодёжью двух поколений. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей.
Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Также интересно определить направление этих изменений и их темпы.
Объектом исследования в этой работе являлись жители города Москвы, которым в настоящее время от 13 до 20 лет и от 45 до 53 лет (то есть те, кто попадал в возрастной диапазон 13-20 лет на рубеже 60-70х годов ХХ века).
Предметом исследования в данной работе являлось сравнение проведения свободного времени современной московской молодёжью и московской молодёжью рубежа 60-70х годов прошлого века, выявление структуры досуга, а также различий и сходных черт его.
Перед началом исследования была выдвинута следующая гипотеза. Предполагалось, что имеются существенные различия в проведении свободного времени юношами и девушками двух поколений, а именно в изменении процентного соотношения между старыми видами досуга; в появлении качественно новых видов проведения свободного времени, связанных с техническим прогрессом (например, повсеместное распространение компьютеров) и с экономическим положением (например, международный туризм, распространение видов спорта, требующих больших материальных затрат).
Изменение форм досуга предполагалось также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в хороший театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт).
Базой проведённой работы являлись данные, полученные в результате, во-первых, изучения литературы по социологии (в частности, по вопросу проведения социологических исследований) и, во-вторых, данные, полученные в результате социологического опроса, проведённого мной в декабре 2002 – январе 2003 года.
Остановимся на вопросе методики расчёта объёма выборочного исследования, так как в любом социологическом исследовании очень важно определить, каким должно быть число опрашиваемых. Как уже было указано в предыдущем разделе работы, по рекомендации Института социологии Российской Академии наук объём выборки должен составлять 1500 человек, но может использоваться и значительно меньший объём. Поэтому в проведённом мной исследовании я сочла возможным провести опрос 100 представителей возраста от 13 до 20 лет и 100 представителей возраста от 45 до 53 лет. Все представители являлись жителями города Москвы.
В число опрошенных входили представители различных категорий населения. В частности, респондентами возрастной категории от 13 до 20 лет являлись учащиеся школ, колледжей, техникумов и младших курсов институтов, а также работающая молодёжь. В число опрошенных респондентов возраста от 45 до 53 лет также вошли представители различных слоёв населения, в частности, рабочих, служащих, предпринимателей, домохозяек, безработных.
В качестве опросного метода мною было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения.
Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.
В проведённом мной социологическом опросе анкета включала открытые, закрытые, а также полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов по заранее предполагаемым группам. С помощью открытых вопросов удалось получить дополнительную информацию, то есть ту, существование которой не учитывалось. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых по предполагаемым группам, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов.
Формулируя варианты ответов (подсказок) в закрытых и полузакрытых вопросах, я старалась соблюдать стандартные правила:
- первыми ставились наиболее вероятные ответы;
- подсказки были приблизительно равной длины;
- варианты ответов были выдержаны на одном уровне конкретности;
- в одном ответе не формулировалось несколько идей.
Вся анкета вместе с вариантами ответов была отпечатана на одной странице.
Все респонденты второй возрастной категории (то есть в возрасте от 45 до 53 лет) были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического исследования и понимали, что вопросы анкеты относятся к тому времени, когда им было 13-20 лет.
В дальнейшем для удобства респондентов в возрасте от 13 до 20 лет будем именовать группой А, а респондентов в возрасте от 45 до 53 лет – группой Б.
Перейдём непосредственно к рассмотрению вопросов анкеты и анализу полученных ответов.
Анкета состояла из приводимых ниже вопросов, расположенных в том же порядке, в котором мы их рассмотрим.
1) «Сколько Вам лет?»
Первый вопрос о возрасте респондентов подтвердил, что все они принадлежат к тем возрастным категориям, среди которых проводился опрос.
2) «Каким, в среднем, количеством свободного времени Вы располагаете каждый день?» Ответы респондентов группы А распределились следующим образом:
менее 2 часов – 15 % ;
от 2 до 3 часов – 46 % ;
от 4 до 6 часов – 33 % ;
более 6 часов - 6 % .
Ответы респондентов группы Б распределились следующим образом:
менее 2 часов – 5 % ;
от 2 до 3 часов – 30 % ;
от 4 до 6 часов – 49 % ;
более 6 часов - 16% .
Количество свободного времени у современной молодёжи (группа А) не сильно отличается от того, каким было его количество у молодёжи рубежа 60-70х годов (группы Б). Хотя явно прослеживается тенденция к его уменьшению, что, вероятно, связано с тем, что представители группы А занимаются на всевозможных курсах, иногда подрабатывают (даже при дневной форме обучения), некоторые сами зарабатывают на платное обучение
3) «Где Вы предпочитаете проводить свободное время?
А) дома;
Б) на улице;
В) в гостях;
Г) другое.»
Допускалось указывать более 1 ответа.
Представители группы А свободное время предпочитают проводить:
дома - 50 % ;
на улице – 27 % ;
в гостях – 16 % ;
другое – 19 % .
В качестве «другого» чаще всего указывалось посещение компьютерных клубов, кинотеатров, дискотек.
Представители группы Б свободное время проводили:
дома – 31 % ;
на улице – 46 % ;
в гостях – 19 % ;
другое – 17 % .
В качестве другого чаще всего указывалось посещение кинотеатров.
Имеющееся свободное время респонденты из группы А проводят в основном дома, тогда как представители группы Б предпочитали проводить его на улице. Это, во-первых, может быть объяснено тем, что досуг дома в настоящее время можно проводить более разнообразно (компьютер, телевизор с большим количеством программ, видео и т.д.). Во-вторых, изменились жилищные условия (практически исчезли коммунальные квартиры, большинство молодых людей имеют отдельную комнату).
Молодёжь, по-прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения изменились. На смену дворовому волейболу и футболу, массовому катанию на катках постепенно приходят ролики, скейтборд, сноуборд.
4) «Какие зрелищные мероприятия Вы посещаете чаще всего?
А) кино;
Б) театр;
В) концерты;
Г) дискотеки \ танцы;
Д) другое.»
На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.
Респонденты группы А дали следующие ответы:
кино – 51 % ;
театр – 14 % ;
концерты – 10 % ;
дискотеки – 15 % ;
другое – 10 % ;
В качестве «другого» указывалось посещение клубов, выставок.
Респонденты группы Б дали ответы:
кино – 92 % ;
театр – 3 % ;
концерты – 3 % ;
танцы – 1 % ;
другое – 1 % .
В качестве «другого» были указаны выставки.
Так как разрешалось ответить только единственным образом, то ответ фиксировал только лидирующий вид досуга.
Посещение кинотеатров стало не столь популярным как 30 лет назад, хотя в последнее время популярность кинотеатров опять возрастает (по сравнению с практически полным отсутствием интереса к данной форме проведения досуга ещё 8-10 лет назад).
Проведение досуга в форме посещения концертов стало в настоящее время заметно более распространённым, чем у предшествующего поколения. Одним из возможных объяснений этого факта может быть следующее. В 60-70х годах прошлого века массовые зрелищные мероприятия испытывали идеологическое давление и чрезмерный контроль со стороны властей. Это сужало возможности молодёжи слушать и смотреть то, что соответствовало её желанию. В связи с этим в те годы пользовались особой популярностью магнитофонные записи ряда представителей неформальной музыкальной культуры. Из отечественных – «Машина времени», Высоцкий и др.; из зарубежных – «The Beatles», «The Rolling Stones» и другие. В настоящее время отсутствие каких-либо преград позволило удовлетворить молодёжный спрос на этот вид досуга. Этими же причинами можно объяснить проявление большего интереса к театральному искусству.
Большое место в жизни современной молодёжи занимает посещение компьютерных клубов и дискотек, аналогов которым практически не было у предыдущего поколения.
5) «Какой стиль музыки Вы предпочитаете?»
Допускалось указывать более 1 ответа.
Основные музыкальные пристрастия группы А распределились следующим образом:
рок – 51 % ;
поп-музыка – 22 % ;
рэп – 10 % ;
альтернатива – 9 % ;
классическая музыка – 7 % ;
фольклорная музыка – 5 % ;
другое – 23 %.
Ответы представителей группы Б таковы:
популярные группы («The Beatles» и др.) – 69 % ;
эстрадная музыка – 54 % ;
классическая музыка – 7 % ;
фольклорная музыка – 2 %.
Как видно, результаты по группам А и Б весьма разнородны, поэтому провести сравнение нелегко. Возникает всё же впечатление, что пристрастия представителей группы Б были сформированы более «качественной» музыкой (эстрадная отечественная музыка находилась под жёстким контролем худсоветов, и поэтому обладала достаточно высокими музыкальными и литературными качествами). На наличие в группе А значительной доли пристрастий к облегчённой, невзыскательной музыке указывают 22 %, полученные поп музыкой.
6) «Какие игры Вам больше нравятся?
А) логические;
Б) подвижные;
В) другое».
На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.
Ответы респондентов группы А:
логические игры (в том числе компьютерные) – 47 % ;
подвижные игры – 51 % ;
другое – 2 % .
Ответы респондентов группы Б:
логические игры (шахматы, настольные игры) – 30 % ;
подвижные игры – 68 % ;
другое – 2 % .
Результаты опроса показали, что интерес к логическим играм возрос в связи с появлением и широким распространением компьютерных игр и увлечения ими большого процента молодёжи.
7) «Какое место занимает спорт в Вашей жизни?
А) занимаюсь регулярно;
Б) занимаюсь иногда;
В) совсем не занимаюсь».
На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.
Ответы группы А:
занимаюсь регулярно – 39 % ;
занимаюсь иногда – 49 % ;
совсем не занимаюсь – 12 %.
Ответы группы Б:
занимаюсь регулярно – 41% ;
занимаюсь иногда – 52 % ;
совсем не занимаюсь – 7 %.
Результаты показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Хотя в настоящее время бесплатных спортивных секций практически не существует, возникли многочисленные платные секции, в том числе в новых видах спорта, обеспечивающие эту потребность молодёжи. По результатам дополнительных вопросов, не вошедших в анкету, можно сделать вывод, что девушки нынешнего поколения также активно занимаются спортом (аэробикой, шейпингом). Это явление является новым. В предыдущем поколении количество девушек, занимающихся спортом, было значительно ниже.
8) «Любите ли Вы читать?
А) не люблю;
Б) люблю (что именно)».
Допускалось указывать более 1 ответа.
В группе А ответили «не люблю» 29 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных представителей этой группы разделились следующим образом:
научная фантастика – 65 % ;
периодика – 40 % ;
детективы – 37 % ;
любовные романы – 23 % ;
другое – 28 %.
В качестве «другого» чаще всего указывалась проза русских и зарубежных писателей, научно-популярная литература, поэзия.
В группе Б ответили «не люблю» 15 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных были такие:
приключенческие романы – 48 % ;
классические произведения – 43 % ;
исторические романы –36 % ;
книги про войну – 27 % ;
другое – 21 %.
В качестве другого были указаны книги советских писателей, поэзия, научно-популярная литература.
Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению (71 % против 85 %), всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако, сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы и т.д.), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон.
9) «Сколько часов в день Вы смотрите телевизор?»
На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.
По ответам, полученным в группе А, в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. В группе Б – 1 час.
Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу.
10) «Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрите?»
Допускалось указывать более 1 ответа.
Интерес к телевизионным программам в группе А распределяется следующим образом:
зарубежные кинофильмы – 56 % ;
музыкальные передачи – 47 % ;
спортивные передачи – 45 % ;
сериалы – 27 % ;
другое – 21 %.
В качестве «другого» указывались игровые программы, информационные программы, отечественные художественные фильмы.
В группе Б интересы распределялись таким образом:
отечественные художественные фильмы – 71 % ;
развлекательные передачи – 43 % ;
спортивные передачи – 41 % ;
научно-популярные программы – 19 %.
Различия в ответах респондентов в группах А и Б частично обусловлено тем, что в 60-70х годах телевизионная программа весьма ограничивала возможный выбор.
Ещё отметим, что место лидирующей категории отечественных фильмов (в группе Б) в группе А заняли зарубежные кинофильмы. С одной стороны, положительной стороной этого явления является более широкое знакомство с жизнью в других странах. С другой стороны, налицо явно доминирующая роль кинопродукции Голливуда, весьма часто пропагандирующей насилие как способ решения всех проблем, а также осуществляющей мировую культурную экспансию США.
11) «Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск?»
Допускалось указывать более 1 ответа.
Ответы респондентов группы А разделились следующим образом:
на даче – 70 % ;
на море – 42 % ;
за рубежом – 39 % ;
в Москве – 25 % ;
в лагере – 15 %.
Ответы респондентов группы Б:
в лагере – 85 % ;
в деревне – 56 % ;
на море – 24 % ;
в Москве – 11 %.
Из ответов опрашиваемых на этот вопрос видны сильные различия в проведении молодёжью каникулярного времени. Вследствие того, что пионерские лагеря более не существуют, а количество их аналогов очень мало и постоянно уменьшается, доля отдыхающих в них снизилась с 85 % до 15 %.
С другой стороны изменившееся материальное положение многих москвичей и изменения в жизни страны сделали возможным и достаточно широко распространённым отдых в других странах.
Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространён.
Проведённое социологическое исследование позволило мне сравнить проведение досуга современной молодёжью и молодёжью 60-70х годов. Свои выводы и прогнозы я представлю в следующем разделе работы.
ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ
В своей работе я выдвигала гипотезу о наличии существенных различий в проведении свободного времени юношами и девушками двух последовательных поколений, которыми являемся мы и наши родители.
В ходе исследования гипотеза, в целом, подтвердилась. Выявленные различия достаточно велики и существенны. Изменения произошли и в наличии свободного времени у молодежи двух рассматриваемых поколений, и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров). Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия, музыка), что связано и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом.
Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок, лавинный поток кинопродукции Голливуда).
Однако надо отметить, что произошедшие изменения оказались не столь сильными, как можно было предполагать. Отрадно видеть, что молодёжь не потеряла интерес к чтению, по-прежнему увлечена спортом, живёт активной жизнью.
Мы увидели, что в разных областях своей деятельности, в том числе в области досуга, молодёжи предоставлена большая свобода выбора.
В качестве прогноза хотим предположить, что изменения, происходящие в досуге, будут углубляться. Возможно появление новых форм досуга. Но будем надеяться, что всё это будет не мешать, а способствовать активному участию российской молодёжи в жизни нашего общества, России и мира в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ
Иванов В. И. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований.- М., 1989.
Кравченко А. И. Введение в социологию: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. сред. шк. к факультатив. курсу по обществознанию.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2000.
Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие.- М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 1995.
Социология: Учебное пособие/Под общей редакцией Э. В. Тадевосяна.-М.: Знание, 1995.
Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.- М., 1987.
Заколдованная буква
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Белый лист
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Комментарии
Сопоставительный анализ
Данная работа была выполнена в рамках работы по проектной деятельности по УМК Куфман 6 класс