Проектная, исследовательская работа по Духовному краеведению Подмосковья.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_duhovnomu_kraevedeniyu_podmoskovya.doc | 189.5 КБ |
МБОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа №1»
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО РАЙОНА
Работу выполнила: Пшеничникова Елена ученица 8 класса
Домашний адрес автора: Орехово-Зуевский район,
г. Ликино-Дулево, улица 1 Мая,
дом 20, квартира 97
8 (496) 4-14-76-89
Руководитель: Пшеничникова Ирина Геннадьевна
учитель истории и обществознания
контактный телефон: 8(496)4-17-19-45
2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Орехово-Зуевского района……………………………стр.9-13
1.Введение
В красном углу стоят образа,
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божьей, кроткий лик
Взглядом Своим прямо в душу проник.
Слышу слова: приходите ко мне
Все, кто нуждается, все, кто в беде.
Раскрою над всеми Святой свой Покров,
Кто Мне молиться и верить готов.
Для верующего человека церковь-место встречи с Богом. Душу свою христианин открывает перед Богом в молитве. А молитва совершается перед иконами. Но следует помнить, что молятся верующие перед иконой Тому, Кто на ней изображен, но не иконе. С особым благоговением относятся верующие к иконам Божией Матери. Почему? Во все века - вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений - христиане прибегали к помощи Пресвятой Богородицы. Называли её заступницей, верили, что Она, стоя у Престола Небесного, заступится за христиан. Глубокая любовь христиан к Божией Матери выразилась в почитании Её святых образов, в освящении храмов в Её честь.
2. Цели работы:
Методы работы: библиографический, исследовательский, статистический, сравнительно-описательный.
3. Житие Пресвятой Богородицы
Главные сведения о жизни Богоматери древнерусский читатель узнавал из источников, что повествовали о Христе: канонических и апокpифических Евангелий. Дева Мария родилась у супругов из Иерусалима, Иоакима и Анны, когда они уже потеряли надежду на рождение ребенка. Обрадованные водители посвятили девочку Богу, отдали ее в возрасте трех лет воспитываться при Иерусалимском храме. Автор одного апокрифического Евангелия писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей . Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее водители к тому времени умели, и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца Иосифа-плотника, обещавшего позаботиться о Марии как отец ,а не как муж. Поэтому Иосифа называют не мужем, а обручником Марии. Мария и после замужества не изменила свои привычки: она часто приходила в храм и помогала Иеpусалимским девам делать большую завесу для святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как будет это, когда я мужа не знаю?" - воскликнула Мария. Но сын Божий должен был родиться именно от чистой девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству. Незадолго до родов Пресвятой Деве вместе с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения Иудеи. По дороге они попытались остановиться на ночлег на постоялом дворе, но там не было места. Тогда они воспользовались укрытием, где прятались пастухи. Там и родился Младенец Иисус; спеленав, его положили в ясли - кормушку для скота.В это время царю Ироду стало известно, что в его владениях появился чудесный младенец, который станет правителем мира. Ирод испугался, что новый царь свергнет его с престола и повелел своим войнам убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Однако Христос уцелел благодаря вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему взять Магию и ребенка и отправиться в Египет. Там святое семейство переждало гонения Ирода. Но Марии было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь и присутствовала на распятии, а затем погребала его тело. Умирая на кресте, Христос завещал любимому ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она узнала заранее.
4. Храмы Орехово-Зуевского района освященные в честь Пресвятой Богородицы
Изучение Священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья носят имя Пресвятой Богородицы. И наш Орехово-Зуевский район не является исключением. Я провела поисковую работу и сегодня поделюсь результатами своих поисков.
В ходе поисковой работы я узнала, что из 45 храмов Орехово-Зуевского района (включая старообрядческие) 11 храмов освящены в честь Пресвятой Богородицы: 6 церквей Рождества Богородицы, 3 – Успения Пресвятой Богородицы и 2 храма – Покрова Пресвятой Богородицы.
Рождества Пресвятой Богородицы: деревня Гора, Красная Дубрава, Рудня-Никитское, Мисцево, Нестерово, Селиваниха .
Успения Пресвятой Богородицы: деревня Войново-Гора, Беливо, Красное.
Покрова Пресвятой Богородицы: село Старый Покров, Пашнево.
5. Почитаемые иконы Пресвятой Богородицы в храмах
Орехово-Зуевского района
В ходе своей поисковой работы я также обратила внимание на изучение иконографии наиболее почитаемых икон Богородицы в храмах района.
В результате чего я узнала, что 6 храмов Орехово-Зуевского района освящены или почитают образы Пресвятой Богородицы.
3 церкви - Казанской иконы Божией Матери: деревня Запутное, Слободище, Губино.
2 церкви - Ахтырской иконы Божией Матери: деревня Яковлево, Старый Покров.
1 церковь - Иконы Взыскание Погибших: деревня Савинское
5.1 Казанская икона Божией Матери
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля) говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет" Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
5.2 Ахтырская икона Божией Матери
Из книги «Список церквей и приходов Владимирской епархии» мы узнаем, что в храме, из святых икон, особо чтима прихожанами Ахтырская икона
Божией Матери; икона эта в приходе и в окрестных селениях почитается явленною и чудотворною. В нескольких метрах от храма находится святой источник в честь Ахтырской иконы Божией Матери, на котором и в наши дни происходят исцеления.
15 июля Православная Церковь совершает память Ахтырской иконы Божией Матери, которая почитается в орехово-зуевской земле.По преданию, икона была явлена 2 июля 1739 года. Благочестивый священник Покровской церкви города Ахтырки Василий Денисов обрёл икону во время сенокоса на огороде около храма. После её обретения начались чудеса, икону перенесли в храм.
Описание:
Ахтырская икона Божией Матери была обретена 2 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом. В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изученив Материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.
5.3 Икона Божией Матери ''Взыскание погибших''
В Савинской храм назван в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». А что же это за икона? С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла свою милость людям, уже переступившим порог гибели.По преданию, икона прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной
гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных. В России наиболее ранним из образов Пресвятой Богородицы, называемых «Взыскание погибших», считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г. Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году. Прославилась же икона позднее. В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях
6. Паломнические поездки к местам почитания Божией Матери
На протяжении последних двух лет, я совершила паломнические поездки к святым местам, где находятся наиболее чтимые иконы Богородицы. Наибольший интерес вызвала поездка к храмам Северной столицы, Коломны, Ростова Великого.
Я узнала, что в Свято-Троицкой Александрова - Невской лавре находится икона «Невской Скоропослушницы», подаренная преподобномученицей Елизаветой Федоровной. В соборе Спаса - Преображенском всей гвардии, главной святыней стала икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Великая княгиня Наталья Алексеевна сестра Петра I в 1711г. подарила образ молодой северной столице. А в Казанском соборе хранится самая чтимая икона Казанской Божией Матери, появившаяся в Санкт-Петербурге в 1710г. Считается, что пока икона находится в городе, в него не войдет враг.
В городе Коломна особый интерес вызвал чудотворный образ Донской иконы Божией Матери. Она была написана по приказу царя Ивана Грозного и помещена над проездными арками главных Пятницких ворот Коломенского Кремля.
7. Заключение
Говорить о Богородице можно бесконечно. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы - « древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит: «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на нас. Матерь Божия - Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери». Эта работа увлекла меня и я уверена, что сбор материала будет продолжен. Считаю, что работа не закончена, хотелось бы расширить работу и привлечь жителей поселка к пополнению нашего материала. Наш край – край православный, считаю нужным обратить внимание на религиозные традиции в обращении к образу Богородицы. Будем рады любой помощи и материалам о мастерах - иконописи нашего края.
Библиография:
1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы : в пересказе для детей : [кн. для чтения взрослым и детям] / авт.-сост. Д. Болотина, О. Голосова. — М. : Лепта Книга ; Тула : Имидж Принт, 2011. — 72 с. (Азы православия для детей).
2. «Красота души» Женский православный календарь. Москва 2010г.
3. Храмы Орехово-Зуевского района. Протоирей О. Пэнэжко. Владимир 2007.-495с.
4. Православие в России и предстоятели Церкви/А.А.Трапезников.-М.:Вече,2010.-336с.
5. Детская православная энциклопедия/Е.Григорьева. - ЗАО «Росмэн-пресс»,2008.-127с.
6. «Вы зашли в храм», О.А. Хохлов, 2010 г.
7. Просветители/Л.Л.Шевченко.-М.: Центр культурно-исторических традиций Отечества,2010.-95с.
8. Избранные жития святых. «Сатись Держава», Санкт-Петербург,2010г.
9. Коломенский Кремль/А.И.Кузовкин-Коломна:МГОСГИ,2012.-24с.
Аэродинамика и воздушный шарик
В Китае испытали "автобус будущего"
Отчего синичка развеселилась
Заколдованная буква
Зимний лес в вашем доме