Гипотеза, что участие в конкурсе «Кенгуру» положительно влияет на развитие учащихся, выдвинутая в начале исследования , полностью подтвердилась. Действительно, задания данного конкурса подбираются таким образом, что позволяют развивать различные аспекты математических умений учащихся: владение основными определениями и фактами, умение использовать стандартные алгоритмы, навыки самостоятельных логических рассуждений, способность воспринимать нестандартные формулировки и т. п.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uchastiya_v_konkurse.rar | 398.98 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Чувашско Дрожжановская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан»
Анализ участия в конкурсе
(статистическое исследование)
Выполнила:
Афанасьева Валентина,
МОУ «Чувашско-Дрожжановская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан», ученица 10 класса
Руководитель:
Аръяхова Марина Владимировна,
преподаватель математики
первой категории.
с. Чувашское Дрожжаное ,2011 г.
Образование граждан есть такое же национальное
богатство государства, как золото, нефть и алмазы,
находящиеся на его территории. Чем больше знаний
будет у нашей молодежи, чем лучше она может ими
пользоваться, тем несомненно, богаче и славнее будет
наше государство.
Директор Центра МО РФ В.Хлебников.
Введение
Изучение в стенах школы наследия выдающихся ученых, писателей, поэтов побуждает нас к самостоятельной исследовательской деятельности, к приобщению ценностям , традициям , к национальной культуре. В этом году исполняется 185 лет со дня рождения Каюма Насыйри , выдающегося татарского ученого и просветителя. Каюм Насыйри составил ряд учебников и руководств по разным отраслям теоретических и прикладных знаний: математике, арифметике, геометрии, истории и другие. Он был широко образованным человеком. В каждой науке Каюм Насыйри всегда обращал внимание на практическую сторону, объясняя, чему служит та или иная наука. Любовь к математике , регулярные занятия ею научили меня тоже искать в этом предмете практическую сторону. Считаю, что математикой нужно заниматься не только для того , чтобы научиться решать задачи , а именно для того чтобы применять её для решения других важных проблем. Вот для того чтобы ответить на вопрос, как влияет на развитие личности участие в конкурсах, я как раз решила призвать на помощь математику.
В этом году конкурс «Кенгуру» пройдет в школах России уже 17 раз. Проводят этот конкурс французские математики и учителя, объединенные в ассоциацию. Цель этого конкурса – пробуждение у широкого круга школьников интереса к математике, помощь в преодолении представления о ней как о скучной, формальной и трудной науке. Задания конкурса веселы, занимательны и в большинстве своем доступны не только «одаренным», но и самым обычным детям. В последние годы этот конкурс завоевал огромную популярность: в прошлом году в нем участвовало более 5 млн. учащихся из 42 стран, в том числе 1600000 российских школьников. Наша школа принимает участие в этом конкурсе седьмой год. Видно, что многие ребята, которые приняли участие в конкурсе один раз, не хотят расставаться с полюбившимся им соревнованием. А также следует заметить, что учащиеся, регулярно принимающие участие в конкурсе, начинают более серьезно относится к математике, у них пробуждается интерес к предмету.
Заметив это, я решила проследить, как изменяется результативность выступления каждого постоянного участника. Цель моего исследования состоит в том, чтобы выявить влияние участия в данном конкурсе на формирование таких качеств личности как внимание, логическое мышление, слуховая и зрительная память. Для исследования применялись такие методики как «Корректурная проба», «Память на образцы», «Оперативная память» и «Количественные отношения» «Приложения»
Цель работы: Формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости математических знаний.
Задачи:- Усвоение определенной системы знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
- Развивать творческую сторону мышления;
- Формировать навыки умственного труда - поиск рациональных путей решения.
Основная часть
В 2011 году количество участников конкурса в нашей школе очередной раз выросло и составило 38 человек, что составляет 23% всех учащихся нашей школы. На диаграмме отражен рост количества участников в зависимости от года выступления «рис.1»
Ежегодно в конкурсе принимают участие учащиеся 2-11 классов. Распределение участников конкурса по классам в 2011 году отражено на диаграмме. «рис2»
Анализ ежегодных результатов конкурса показывает, что в первые годы ученикам нашей школы не удавалось попадать в первую десятку лучших результатов ни по России ,ни по региону, ни даже по району. Но ежегодное участие позволило улучшить результативность выступлений. Это можно увидеть из следующей таблицы. «таблица1»
год | Место в районе | Место в регионе |
С 1 по 5 (кол-во уч-ся) | С 5 по 10 (кол-во уч-ся) | С 10 по 20 (кол-во уч-ся) | С 1 по 100(кол-во уч-ся) | С 100 по 200(кол-во уч-ся) |
2005 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
2006 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 |
2007 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 |
2008 | 3 | 2 | 6 | 2 | 1 |
2009 | 5 | 3 | 4 | 2 | 1 |
2010 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 |
2011 | 6 | 4 | 8 | 3 | 3 |
Более подробный анализ результатов конкурса, позволяет также увидеть, что большинство учащихся является постоянными участниками конкурса. Это наглядно можно увидеть из следующей таблицы, отражающей регулярность выступления участников в конкурсе. «таблица2»
№ | Ф.И. | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
1 | Афанасьева Анна | + | - | + | - | + | - | - |
2 | Годунов Константин | - | - | + | - | + | - | - |
3 | Еливанова Алена | - | + | - | - | + | - | - |
4 | Задурова Татьяна | - | + | - | - | + | - | - |
5 | Яшина Любовь | - | - | - | - | + | - | + |
6 | Яшина Екатерина | + | + | + | + | - | - | + |
7 | Хубахов Геннадий | - | + | - | + | - | + | + |
8 | Шленский Андрей | - | - | + | - | + | - | - |
9 | Кудрявцев Станислав | - | - | + | + | - | + | + |
10 | Сарафанова Дарья | - | + | - | - | - | + | + |
11 | Романова Мальвина | - | - | + | - | - | + | + |
12 | Николаева Наталья | - | - | - | + | + | - | + |
13 | Марков Сергей | - | - | + | + | + | - | + |
14 | Мадюков Николай | - | - | + | + | - | + | + |
15 | Мадуров Павел | - | - | - | - | + | - | + |
16 | Кудрявцева Алина | - | - | - | - | - | + | + |
17 | Годунова Наталия | + | + | + | + | - | + | + |
18 | Байгушева Ольга | + | + | + | + | - | + | + |
19 | Борисов Саша | - | - | - | + | + | - | + |
20 | Хрисанова Христина | - | + | + | + | - | + | + |
21 | Терпина Алина | - | + | - | - | - | + | + |
22 | Серафимова Ирина | - | - | - | + | - | + | + |
23 | Кудрявцева Оксана | - | - | - | + | + | - | + |
24 | Афанасьева Валентина | + | + | + | + | + | + | + |
25 | Аръяхова Владислава | - | - | - | + | + | - | - |
26 | Старшова марина | + | + | + | + | - | + | + |
27 | Романова Александра | - | - | - | - | - | + | + |
28 | Краснова Марина | - | - | - | - | + | + | + |
29 | Кузнецова Виктория | + | + | + | + | + | - | + |
30 | Кудрявцева Анастасия | - | - | - | - | - | + | + |
31 | Хубахова Диана | - | - | - | - | + | - | - |
32 | Хемницер Ольга | - | - | - | - | + | + | + |
33 | Синдюков Владислав | - | - | - | - | + | + | + |
34 | Мусаткина Юлия | - | - | - | - | + | - | + |
35 | Медова Анастасия | - | - | - | - | + | - | + |
36 | Кудрявцева Елена | - | - | + | + | - | + | + |
37 | Кудрявцев Юрий | - | - | - | - | - | + | + |
38 | Афанасьев Алексей | - | - | - | - | + | - | + |
39 | Матросова Ангелина | - | - | - | - | - | + | + |
40 | Мусаткина Христина | - | - | - | - | + | - | + |
43 | Кузнецов Дмитрий | - | - | - | - | - | + | + |
44 | Афанасьева Полина | - | - | - | + | - | + | + |
45 | Кочурова Алиса | - | - | - | + | + | + | + |
46 | Романов Роман | - | - | - | + | - | + | + |
итого | 7 | 12 | 15 | 20 | 23 | 25 | 38 |
Результаты выступления большинства учащихся, действительно ежегодно улучшаются.
Сравнительный анализ выступлений наиболее продвинутых участников конкурса отражен на следующей диаграмме. «рис3»
Наиболее успешным участником конкурса вот уже несколько лет является ученица 10 класса Афанасьева Валентина. Она принимает участие в данном конкурсе, начиная с 4 класса. Вот уже несколько лет подряд она получает диплом участника , наверное именно участие в этом конкурсе , позволяет ей успешно выступать в других конкурсах и олимпиадах.
Многолетний опыт позволяет нам считать, что результаты этого конкурса дают богатый материал для анализа подготовки школьников по разным направлениям курса математики, а само участие в конкурсе позволяет значительно улучшить такие качества личности как внимание, память и логическое мышление учащихся, столь необходимые в получении школьного образования.
Для подтверждения этой гипотезы проводилась диагностика зрительной и слуховой памяти, внимания и логического мышления нескольких постоянных участников конкурса «Кенгуру». Для исследования выбрали трех учащихся начального звена, которые участвуют в конкурсе со второго класса, 5 учащихся среднего и 3 учащихся из старшего звена, которые участвуют в конкурсе не менее 3 лет.
Диагностика зрительной памяти проводилась по методике «Память на образцы». «Приложение1». Участникам была предложена таблица с 16 образцами в течении 20 секунд. Образцы необходимо было запомнить, и в течении 1 минуты воспроизвести на бланке в той же последовательности, в которой они были изображены в таблице. После этого объем зрительной памяти был определен по формуле: V3n=n\16*100%,
где n – число правильно воспроизведенных образцов.
Итоги данного исследования можно увидеть в таблице «таблица3»
№ | Ф.И. | Класс | Количество правильных воспроизведенных образов | Зрительная память ,% |
1 | Афанасьева Полина | 4 | 8 | 50 |
2 | Кочурова Алиса | 4 | 7 | 43 |
3 | Романов Роман | 4 | 8 | 50 |
4 | Афанасьева Валентина | 9 | 12 | 75 |
5 | Кузнецова Виктория | 8 | 9 | 56 |
6 | Старшова Марина | 8 | 10 | 62 |
7 | Кудрявцева Елена | 7 | 11 | 68 |
8 | Хрисанова Христина | 9 | 9 | 56 |
9 | Годунова Наташа | 10 | 9 | 56 |
10 | Байгушева Ольга | 10 | 10 | 62 |
11 | Яшина Екатерина | 11 | 10 | 62 |
Из таблицы видно, что у всех участников зрительная память выше нормы, т.е. выше 37%.
Диаграмма развития зрительной памяти «рис4»
Для проведения диагностики слуховой памяти использовалась методика «Оперативная память». «Приложение4» Согласно этой методике, для участников зачитываются числа – 10 рядов по 5 в каждом. Необходимо запомнить эти числа в том порядке, в котором они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка.
Объем слуховой памяти определен по формуле:Vcn=n\40*100%
где n – число правильно найденных сумм. Результаты проведенной диагностики отражены в таблице:
№ | Ф.И. | Класс | Количество правильно найденных сумм | Слуховая память , % |
1 | Афанасьева Полина | 4 | 15 | 37 |
2 | Кочурова Алиса | 4 | 16 | 40 |
3 | Романов Роман | 4 | 14 | 35 |
4 | Афанасьева Валентина | 9 | 32 | 80 |
5 | Кузнецова Виктория | 8 | 27 | 67 |
6 | Старшова Марина | 8 | 26 | 65 |
7 | Кудрявцева Елена | 7 | 25 | 62 |
8 | Хрисанова Христина | 9 | 27 | 67 |
9 | Годунова Наташа | 10 | 29 | 72 |
10 | Байгушева Ольга | 10 | 30 | 75 |
11 | Яшина Екатерина | 11 | 31 | 77 |
С учетом того, что для начального звена нормой считается 30%, для среднего звена 60% и для учащихся старших классов 70%, мы видим, что слуховая память большинства участников также выше нормы.
По методике «Корректурная проба» проводилась диагностика внимания учащихся.(Приложение) Для этого детям был предложен бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые вычеркивали в течение пяти минут, букву, которая стоит первой в ряду. При этом объем внимания оценивался по количеству просмотренных букв:
Vn=n\850*100%, где n – количество просмотренных букв.
А концентрация внимания оценивалось по количеству сделанных ошибок:
Kv=200-n\200*100%, где n – количество допущенных ошибок.
Результаты данной диагностики отражены в следующей таблице.
№ | Ф.И. | Класс | Количество просмотренных букв | Объем внимания ,% | Количество ошибок | Концентрация внимания,% |
1 | Афанасьева Полина | 4 | 550 | 64 | 5 | 97 |
2 | Кочурова Алиса | 4 | 480 | 56 | 4 | 98 |
3 | Романов Роман | 4 | 502 | 59 | 5 | 97 |
4 | Афанасьева Валентина | 9 | 730 | 85 | 3 | 98,5 |
5 | Кузнецова Виктория | 8 | 579 | 68 | 5 | 97 |
6 | Старшова Марина | 8 | 610 | 71 | 4 | 98 |
7 | Кудрявцева Елена | 7 | 612 | 72 | 4 | 98 |
8 | Хрисанова Христина | 9 | 629 | 74 | 3 | 98,5 |
9 | Годунова Наташа | 10 | 680 | 80 | 4 | 98 |
10 | Байгушева Ольга | 10 | 620 | 72 | 4 | 98 |
11 | Яшина Екатерина | 11 | 692 | 81 | 5 | 07 |
Таблица наглядно отражает повышенный объем и концентрацию внимания большинства участников эксперимента.
Методика «Количественные отношения» (Приложение)позволила нам определить развитость логического мышления участников конкурса «Кенгуру». Всем участникам было предложено 18 логических задач типа:
А больше Б в 8 раз Б меньше В в 3 раза
Что больше В или А?
При этом развитость логического мышления определялось по количеству верных ответов: Pл.м.=n\18*100%, где n – количество верных ответов.
Норма для каждой ступени здесь разная. 1 ступень – 5 и более, т.е. 28%-100%
2 ступень – 8 и более, т.е. 44%-100%, 3 ступень – 10 и более, т.е. 55%-100%.
На диаграммах можно увидеть, что логическое мышление большинства учащихся также развито хорошо.
Начальные классы:
Средние классы:
Заключение
Таким образом, гипотеза что участие в конкурсе «Кенгуру» положительно влияет на развитие учащихся, выдвинутая мной в начале моего исследования , полностью подтвердилась. Действительно, задания данного конкурса подбираются таким образом, что позволяют развивать различные аспекты математических умений учащихся: владение основными определениями и фактами, умение использовать стандартные алгоритмы, навыки самостоятельных логических рассуждений, способность воспринимать нестандартные формулировки и т. п.
И в завершении хочется подчеркнуть, что участие в этом конкурсе для учащихся является не сколько соревнованием, сколько возможностью самосовершенствования. Участие в этом конкурсе индивидуально и добровольно. Значит каждому участнику необходимо понять, что он больше всех должен быть заинтересован в регулярном участии в данном конкурсе и в беспристрастной оценке своей математической подготовки.
Библиографический список.
1. Бунимович Е. А. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы.- М.: Педагогический университет « Первое сентября». 2006
2.Демидова С. И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике.- М.: « Просвещение». 1985
3.Братусь Т.А Математика для всех ,Санкт- Петербург,2007.
10 кл-1 ученик
9 кл-3 ученика
8 кл-2 ученика
7 кл- 7 учеников
6 кл-11 учащихся
5 кл-5 учащихся
4 кл-2 ученика
3 кл-4 ученика
2 кл-3 ученика
Всего 38 участников
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Крутильный маятник своими руками
Под парусами
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Разноцветное дерево