С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопрезентация». Существует, как вы уже догадались, и осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, которая именуется «искусственной презентацией».
Вложение | Размер |
---|---|
Самопрезентация | 95.5 КБ |
Самопрезентация | 1.83 МБ |
- -
Самопрезентация.
С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопрезентация». Существует, как вы уже догадались, и осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, которая именуется «искусственной презентацией».
1. Понятие «самопрезентации».
«Самопрезентация» происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя сам феномен выявили американцы (в США данное понятие звучит так: «own presentation»).
«Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города.
2. Виды «самопрезентации».
Существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет опредёлённую, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Я думаю, что здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.
Главное «антидостоинство» «природной самопрезентации» – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственной самопрезентации».
Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с, так сказать, «потенциальной аудиторией».
3 Составляющие самопрезентации и критерии её эффективности.
Для того чтобы «природная самопрезентация» не «высовывала голову» в неподходящий момент, мешая, тем самым, «искусственной», её необходимо реализовывать в какой-то отдельной области нашей жизни. Если же таковой области нет, то придумать её необходимо так, чтобы наша «сущностная» презентация играла нам на руку.
Например, вы – очень замкнутый человек, интроверт, а работаете в сфере, где нужно много общаться, быть коммуникабельным, предприимчивым, может даже весёлым. В семье – необходимо уделять много внимания родственникам, заботиться, делиться эмоциями, для того, чтобы не нарушить позитивную коммуникативную среду. А так хочется побыть наедине со своими мыслями, замкнуться, углубиться в себя. И это необходимо восполнять, для того, чтобы наша «искусственная самопрезентация», иначе говоря, маска, которую постоянно надо надевать для своего же успеха, не слетела с лица и не разрушила долго выстраиваемый нами же имидж.
Так вот, для интровертов необходимо выкраивать хотя бы час в день для уединения, можно ещё, к примеру, заняться йогой, основу которой составляет самопознание, обретение гармонии внутри себя и так далее. Для экстравертов же лучше заняться какой-либо соответствующей их темпераменту деятельностью, экстримом, например. Эти советы стары как мир, и поэтому не хочется много внимания акцентировать на этом. Больший интерес представляет само искусство «самопрезентации», как вы понимаете, «искусственной»...
Презентация себя
Когда Брама, древнеиндийский бог, сотворил этот мир, он долго думал, как он может увидеть свое творение. Тогда он создал волшебное зеркало –Мао. В нем отражалось все, что он хотел видеть. В древнеиндийском «Мао» значит «отражение»…
Я подхожу к зеркалу. Ничего нового оно мне не говорит. На меня смотрит «Мисс Унылое платье», так, кажется, называл красавицу Анжелику ее венценосный кузен. Настроение от этого не становится лучше. Надо что-то срочно менять. Но что? Может, сделать другой макияж или перекрасить волосы, а может, меня спасет какая-нибудь замысловатая вещица от кутюр? Что там у нас сейчас в моде? От обилия советов и рекомендаций в светских журналах кругом идет голова.
Запомнить все нормальный человек не в состоянии. И к тому же, чтобы стать обладателем всех этих милых безделиц, призванных сделать меня неотразимой, надо иметь как минимум счет в швейцарском банке. От этих невеселых открытий настроение портится еще больше. Понимаю, что моментально перевоплотится могла, пожалуй, только Золушка, и то, благодаря волшебной палочке своей крестной. Честно говоря, мне бы она тоже не помешала. Объявление о мастерской «Образ Профи» попалось на глаза совершенно случайно. Независимый институт Политических технологий и связей с общественностью организовал курсы для имиджмейкеров. Кажется, это то, что нужно для меня сейчас. Может быть, они смогут дать пару - тройку полезных консультаций… Но все случилось не так, как я предполагала. Оказалось, что ваяние имиджа, и своего и чужого, дело долгое и кропотливое. Более того, имиджелогия –это настоящая наука, со своими законами. Раздираемая противоречиями, я долго думала: «Быть или не быть». Вопрос в том, что лучше - заплатить деньги за курсы или истратить их в бутиках, не давал мне покоя ни днем, ни ночью. Программа курса «Основы дизайна внешнего вида» стала самым убедительным аргументом в пользу учебы. Оказалось, что имидж – это достаточно объемное понятие. Оно не измеряется высотой каблука или длиной юбки, цветом помады и волос. И если говорить ассоциативно – он чем-то напоминает многослойный пирог. И каждый элемент работает на создание образа или антиобраза. Этих элементов – пять. и все они взаимосвязаны.
«Средовой» имидж определяется средой. Наши друзья, коллеги по работе, многочисленные родственники и семья – все это дает пищу для размышлений о человеке. Я сразу вспомнила многовековую восточную мудрость, принадлежащую перу Омара Хайяма:
«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два правила запомни для начала.
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало»
Среда накладывает на нас те самые незаметные на первый взгляд штрихи, которые в конечном итоге придают человеку индивидуальность. Второй элемент имиджа профессионалы называют «кинетическим»: жесты, походка, осанка, движения могут стать нашими союзниками или изрядно навредить. Суетность, торопливость, резкость шарма не придадут. Вы много жестикулируете при разговоре – значит, не совсем уверены в себе и ищете в жестах поддержку убедительности своих слов. Ваш шаг похож на стометровку олимпийского чемпиона – значит, стоит как можно дальше держаться от вас. Чрезмерная деловитость и фанатично горящий взгляд испугает даже бывалых зубров… Или другая крайность. Втянув голову в плечи и согнувшись в три погибели, вы идете, нет, скорее бредете, подобно Сизифу. Но он-то, несчастный, был обречен бесконечно поднимать высоко в гору громадный камень, который катился вниз, как только Сизиф достигал вершины, и несчастный бедолага все начинал сначала. Не надо особо большого воображения, чтобы понять, что все это ваш антиобраз. И как бы вы ни старались, в вас будут видеть только неуравновешенную и порядком издерганную натуру, способную взорваться, подобно вулкану, по каждому пустяку. А вот размеренность и мягкость движений, где нет ничего лишнего, простота и естественность привнесут в ваш образ кошачью мягкость. И вас авансом могут наградить немыслимыми достоинствами, о которых вы даже и не подозревали.
«Овеществленный» имидж – третья составная вашего образа. И не думайте, что самая простая в этой цепочке. Это визитная карточка, трудовая книжка, ваше резюме как элемент саморекламы. И если ваша визитка сделана безвкусно, да еще и на дешевой бумаге и с невероятным количеством графических изломов, то вряд ли ваша самопрезинтация пройдет успешно. К тому же, если трудовая книжка пестрит немыслимым количеством записей, от уборщицы и продавца гамбургеров до менеджера международных отношений, а вы, по вашим скромным прогнозам, не прочь были бы занять место в дипломатическом корпусе, то такие резкие контрасты в вашей трудовой биографии могут смутить кого угодно.
«Вербальный» имидж в этой цепочке второстепенным тоже быть не может. От того, как мы говорим что мы говорим и каков при этом наш тембр голоса, зависит, как воспринимают нас многие наши друзья, знакомые, партнеры по бизнесу, коллеги по работе, любимые. Не случайно философы древности говорили своим ученикам: «Говори – я должен тебя увидеть».несмотря на то что со времен античности прошли столетия, законы восприятия человека человеком изменились мало. Используя современные технологии, по одному только тембру голоса психологи могут безошибочно дать не только психологическую характеристику человека, но и определить его социальный статус, интеллектуальный уровень и степень образования. Не видя человека, а лишь слыша его, мы в воображении рисуем его портрет. И у каждого, заверю вас, он будет написан разными красками. Чем глубже наш тембр голоса, чем он ниже и бархатистее – тем больше ноток сексуальности появляется в нем. Не случайно многие женщины, решая свои многочисленные проблемы, не только подбирают самые убедительные аргументы, но еще при этом искусно пользуются обволакивающим, прерывистым, хорошо поставленным голосом, который действует на собеседника на коротком поводке. При этом не стоит щебетать, как райские птички, когда обилие слов забивает сами мысли. Больше пауз и многоточий, чтобы дать осмыслить сказанное. Но не длинных – они обычно вызывают сомнения в вашей компетенции. Думаю, что подобное можно сравнить с урчанием маленьких хищниц – ласки и пантеры, с мягкими кошачьими движениями. Конечно, можно и поверещать, но лучше это сделать, болтая с приятельницами на вечеринке, за чашкой кофе, обсуждая модели последних туалетов от кутюр. Правда, если вы приглашены на светский раут и, ко всему прочему, находитесь в эпицентре внимания – не допускайте суетности в разговоре. Чтобы вас не сочли вульгарной особой, лучше говорить на полтона ниже и быть при этом интригующей, чем на тон выше. Вспомните эффект павлина – он экзотичен и красив, пока не начинает визгливо и противно кричать.
Кстати, очень убедительно по этому поводу говорила итальянская киноактриса – знаменитая Софии Лорен: «У элегантности – негромкий голос». А она – то в этом знает толк. Ну, а если вы на работе и решаете бесконечные деловые вопросы, то видимость простоты и естественности придаст вам гораздо больший вес, чем командный, официальный голос, от которого всех бросает в дрожь. Конечно, стальные нотки иногда не помешают, но это должна быть исключительно конкретная терапия, я не данность. И, наконец, сокрушительный пятый элемент нашего имиджа – внешность. О, сколько слез, терзаний, неудовлетворенности испытываем мы, когда общаемся тет-а-тет с зеркалом. Лучший наш поверенный – наше собственное отражение, которое нередко далеко от идеала. Тем не менее каждая женщина, усаживаясь за туалетный столик, становится художницей и погружается в мир искусства. Точнее, она получает шанс, а это в умелых руках пятьдесят процентов успеха. Обворожительная и знающая секрет красоты Бриджит Бардо в одном из своих интервью сказала: «Нет тяжелее работы, чем стараться выглядеть красивой с восьми утра и до полуночи». А знаменитая русская балерина Анна Павловна не уставала повторять своим ученицам, что «красота не терпит дилетантства». А так как мы претендуем на профессиональное создание своего образа, то будем ваять его по всем существующим законам имиджелогии.
Начнем с прически. Француженки считают, что прическа влияет на то, как складывается день, а в итоге и жизнь. А они-то знают составные женского успеха. Удачно сделанный макияж – еще один важный штрих. Здесь главное – уловить нюансы и ни в коем случае не перепутать бизнес-макияж с вечерним или элегантный дневной – со спортивным. Здесь все решают исключительно акценты. Доминантной бизнес- макияжа являются губы. Яркие, чувственные, они постоянно будут привлекать к вам внимание ваших партнеров. Дневной макияж акцентирует ваши прекрасные глаза. Дайте губам небольшой отдых и используйте спокойные тона. Спортивный стиль предполагает хороший цвет лица и здоровый румянец. А вот вечерний макияж допускает полное разнообразие всевозможных цветов. Глаза, губы, кожа, румянец – все яркое и броское, привлекающее к себе внимание может быть на первый взгляд даже излишне. Но не бойтесь эпатажа – ведь это вечерний макияж, поэтому смело выбирайте самые неожиданные сочетания и не бойтесь чрезмерности, в данном случае это вам никак не повредит. И наконец – одежда. Всемирно известные Кутюрье считают, что одежда – самое простое средство раскрытия личности. И если вам удастся найти свой стиль, то большая половина дела сделана. Но чтобы сделать это грамотно, не забываете, что понятие стиля предполагает пять составных элементов. Линия, форма, свет и тень, фактура и цвет. об этом мы поговорим позже, в следующем номера, на следующем имидж -уроке. О законах и принципах дизайне разговор не может идти второпях. При всех этих сложностях, пожалуй, всегда стоит помнить самый главный принцип гармонии. Простота – суть элегантности. Итак, имидж – понятие многослойное. Поэтому все составные в нем одинаково важны. Важно то, что окружает тебя, с кем ты общаешься, что ты носишь и насколько искусно ты делаешь макияж. Первое впечатление со временем переходит во мнение о тебе. А это все равно, что поставить диагноз. Более того, окружающие воспринимают нас на бессознательном, подсознательном и сознательном уровне.
Веками сложившиеся стереотипы повлияли на наше бессознательное. Прообразы бессознательной памяти, выраженные в мифах, сложились, подобно мозаике, в архетипы. Поэтому, видя человека, мы соотносим его, хотим мы этого или нет, с определенным типажом. Это может быть архетип лидера, героя-любовника, наставника, учителя. Наше подсознание более конкретно и предлагает нам кеностипы, т.е. новые символы. В соответствии с современными нравами и понятиями нам могут приписать черты секс- символа, железной леди или преуспевающей бизнесвумен. И, наконец, наше сознание, которое воспринимает мир на уровне сиюминутности, через наш слух, зрение, ощущение. Мы интуитивно тянемся к тем, к кому чувствуем доверие на всех уровнях. Такие люди, даже незнакомые, вызывают в нас симпатию, и мы щедро награждаем их самыми лучшими качествами, иногда совершенно напрасно. Думаю, вам знакомо это чувство. Надеюсь, что вам понятна и другая сторона медали, когда первое впечатление от человека – тяжелое. Он почему-то беспричинно тревожит нас, и возникает единственное желание держаться от него подальше. Только поэтому, что он органично не вписывается в наше восприятие. По сути твой образ – это отражение себя. Скажу больше – это своеобразное информационное поле, с которого считывается абсолютно вся информация о человеке, его пристрастиях и образе жизни. Но есть одно маленькое «но». Очень часто человек не видит себя со стороны, поэтому окружающие люди воспринимают нас не так, как бы нам этого хотелось. А если совсем честно, то надо порядком поработать над своим имиджем, чтобы тебя воспринимали так, как это нужно тебе. Ведь идеальная красота – это мираж, правда, созданный со знанием дела. Поэтому никогда не рано и никогда не поздно заняться собой, своим имиджем. Но Галатея – единственная женщина, которая могла рассчитывать на помощь в этом деле Пигмалиона, отличавшегося, между прочим, безукоризненным вкусом. А если гениального ваятеля пока в твоей жизни нет, то стоит заняться ваянием собственного имиджа самой. И тогда «Мисс унылое платье» навсегда исчезнет из твоей жизни. Стоит хотя бы попробовать. Думаю, что при желании это может получиться.
4. Речь. Виды речи
Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.
Виды речи:
1. Внутренняя - при подготовке к устной или письменной речи - фаза внутреннего проговаривания речи про себя.
2. Внешняя речь: - письменная - общение посредством письма. - устная - слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.
Устная делится на: а) диалогическая - взаимные реплики. б) монологическая.
Все виды речи тесно взаимосвязаны - общая черта: произнесение в слух или про себя.
5. Речевая деятельность в общении
Речь выполняет две основные функции - коммуникативная и сигнификативная.
1. Сигнификативная - слово человека обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает его образ.
2. Коммуникативная: - средство выражения - стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Включает мимику и жесты. - средства воздействия - это средства общения.
Речь - социальный продукт, она предназначена для общения и возникает в нем.
6. Имидж.
Прежде всего, деловому человеку выбрать наиболее предпочтительные, удачные для данной личности цвета одежды и аксессуаров, безошибочно определить, какие цветосочетания будут к лицу. Такой анализ, проведенный самостоятельно или с консультантом, предполагает изучение своих природных красок - оттенка кожи, цвета глаз и волос. Например, мужчинам с темными волосами, карими глазами, оливковым оттенком кожи безупречно подходят деловые костюмы интенсивных темных тонов, самые светлые рубашки и яркие галстуки. Из известных личностей - это Сильвестр Сталлоне, Хулио Иглесиас. Или - мужчинам с рыжеватыми волосами, светлыми глазами, с кожей цвета слоновой кости как нельзя лучше соответствует одежда желтых, красных, зеленых оттенков.
Вспомните Бориса Беккера, принца Филипа. Когда мужчина, формируя свой гардероб, уделяет внимание не только качеству и покрою одежды, но и учитывает свой цветотип, то в правильно подобранных цветах он выглядит более здоровым - кожа кажется чище, глаза - ярче. Иными словами, его замечают первым.
Деловой стиль для делового мужчины - это одежда и аксессуары, которые позволяют выглядеть профессиональным, авторитетным, уверенным в себе, солидным, внушающим доверие, но не без претензии на изящество и элегантность. Какой же должна быть одежда, подчеркивающая именно эти качества своего владельца?
Традиционный мужской костюм в деловом стиле - темно-синий или темно-серый, в вертикальную светлую полоску. Выбирать оттенки нужно с учетом цветотипа мужчины. Важно также общее направление линий на пиджаке, рубашке, галстуке. Основная рекомендация: линии элементов одежды не должны резко пересекаться друг с другом, но и не должны сливаться.
Отлично смотрится одежда с гармонирующей фактурой. Например, удачное решение - это фланелевый костюм и шерстяной галстук, а неудачное - фланелевый костюм и шелковый блестящий галстук. Дисгармонично выглядят деловой костюм и клетчатая спортивная рубашка, пиджак с широкими лацканами и узкий галстук.. Для однотонного костюма возможны такие сочетания: однотонная рубашка и однотонный галстук, рубашка с рисунком и однотонный галстук, однотонная рубашка и галстук с рисунком.
К костюму в полоску не следует надевать клетчатую рубашку. К клетчатому костюму носят только однотонную рубашку, а галстук без направленности рисунка или одноцветный. В деловой ситуации нужно быть внимательным к костюму яркой расцветки: такой костюм привлекает к себе внимание, поэтому требует особенно тонкого вкуса и большого опыта.
Лучшие цвета рубашек для делового стиля - это белый и пастельный: такие рубашки хорошо сочетаются с любым костюмом и галстуком и демонстрируют вкус владельца. Шелковые, блестящие, прозрачные рубашки не годятся. Важно, чтобы рубашка не собиралась в складки, не пузырилась вокруг талии, не стесняла при движении, не вылезала из-под ремня. Большое значение имеет количество и расположение пуговиц (особенно для высоких и полных мужчин). При движении нижняя пуговица так и выскакивает из-под ремня, рискуя обнажить живот. Нужно проследить, чтобы она была примерно на 8 сантиметров ниже ремня, если ее нет - пришейте.
Воротник рубашки - самое ответственное место, поскольку он всегда попадает в поле зрения партнеров по общению. Его называют зоной стиля. Если воротник тесен или свободен - значит, рубашка не по размеру. Есть правило: между воротником и шеей должен помещаться указательный палец. Сам воротник должен быть без морщинок и образовывать с узлом галстука единое целое.
Элегантные рубашки чаще всего не имеют нагрудных карманов. Но даже если на рубашке есть карман, лучше им не пользоваться. Рубашки с "погончиками" также не слишком соответствуют деловому стилю. Манжет рубашки должен быть чуть ниже запястья и высовываться из-под рукава пиджака примерно на сантиметр, плотно прилегать к руке, но давать возможность смотреть на наручные часы. Выбирая рубашку и галстук к деловому костюму, деловой мужчина не ошибется, если будет помнить принцип: рубашка всегда должна быть светлее костюма, а галстук - темнее рубашки.
В холодное время года вместо тканых рубашек можно использовать деловой трикотаж - тонкие водолазки или джемперы, надетые под пиджак. Носки - важная деталь внешнего облика делового мужчины. Требования делового стиля таковы: носки однотонные, темные и являют собой переход от цвета брюк к цвету ботинок. Они должны быть достаточно длинными и облегающими, чтобы при сидении не было видно голую ногу. Белые, красные и других ярких цветов носки недопустимы в рабочем гардеробе делового человека.
Очки (иногда без диоптрий) можно носить для того, чтобы выглядеть респектабельнее, солиднее, старше. Существуют определенные правила выбора очков - важно, чтобы оправа соответствовала овалу лица. Цвет оправы должен гармонировать с цветом волос.В отношении украшений в деловом мире действует правило: чем меньше, тем лучше. Европейский деловой мужчина должен ограничиться только одним кольцом - обручальным. Золотые цепи, печатки, заколки, булавки, медальоны, подвески нежелательны.
Запонки то входят, то выходят из моды. Они могут быть золотыми, серебряными, перламутровыми, из драгоценных, полудрагоценных камней. Носить запонки из искусственных материалов - моветон. Часы должны быть простыми, плоскими, золотыми, на золотом браслете или кожаном ремешке. Обязательно со стрелками. Электронные часы не соответствуют деловому стилю.
Портфель или дипломат - вторая вещь после костюма, говорящая о том, кто его обладатель, каков его статус. Цвет предпочтителен черный или темно-коричневый. Ручка и карандаш - хорошего качества, известной фирмы. Зонт в деловом стиле - это не складной зонт, черный, с простой ручкой. Носовые платки должны быть хлопчатобумажные, подрубленные, белые. Лучше не использовать цветные носовые платки и платки в тон галстука, хотя именно их чаще всего предлагают в магазинах.
Характерная черта делового человека - аккуратная прическа. Прическа делает чудеса с человеческим лицом. Она может скрыть и торчащие уши, и неправильную форму черепа. Мужчины с темными волосами воспринимаются более авторитетно и могут усилить это впечатление, если будут носить костюм под цвет волос, а волосы - чуть длиннее обычных. Светлым и рыжим не следует носить одежду под цвет волос.
Борода и усы редко способствуют деловому успеху. Но если у мужчины совсем невыразительная внешность - можно попробовать. Кроме того, борода может скрывать отсутствие подбородка или моложавость. Если деловой мужчина решил отпустить усы, то лучше следовать принципу: никаких крайностей! Пышные усы или усы-ниточки вызывают негативную реакцию. Во время деловых обедов в бороде и усах не должны застревать крошки.
Помните - гладко выбритое лицо, кожа без дефектов производят наилучшее впечатление! Некоторые мужчины в любой одежде выглядят неряшливо. Чтобы этого избежать, необходимо постоянно следить за тем, чтобы обувь была безупречно чистой, прическа аккуратной, рубашка свежей, а узел галстука - на месте! Вот краткий перечень самых распространенных ошибок, которые допускают современные деловые мужчины в оформлении своей внешности.
7. Произвести хорошее впечатление
Чтобы произвести в процессе делового разговора хорошее впечатление о себе, необходимо помнить о соблюдении общепринятых правил поведения.
Прежде всего надо вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе — вести себя напряженно и скованно. Но не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень серьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.
Чтобы произвести первое хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают.
Каждый человек — это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, которыми для создания о себе хорошего впечатления необходимо умело пользоваться, т.е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. Однако это не значит обманывать собеседников — просто следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профессиональные качества.
Дальнейшая техника создания благоприятного впечатления у окружающих требует выполнения следующих действий.
1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Демонстрация такого интереса — лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опасное — это перейти границы искренности и превратиться в льстеца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести выгодное впечатление, человек в своих словах начинает преследовать очевидные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно. Сдержанность и такт особенно важны при общении с начальником и подчиненными.
2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше всего строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т. е. объединяют.
3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника — за знания, умения, внешний вид, состояние кабинета или дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вам нравится в людях и в их поведении. Говорите об их достоинствах. Может быть, эти достоинства еще в зачатке, но человек захочет оправдать ваши ожидания и «закрепить» эти положительные качества.
Один из самых эффективных приемов формирования положительного отношения к себе — это использование комплиментов, т. е. слов и выражений, содержащих небольшое преувеличение положительных качеств человека, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.
Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что формирует ответную симпатию к вам, снимает его психологическую защиту и закрытость.
В деловом разговоре комплимент настраивает партнера на взаимную симпатию, доверие и приятные отношения, создает чувство надежности, желание ответить взаимностью, формируя хорошее впечатление о вас. Кроме того, комплимент помогает снять сопротивление вашего оппонента, настраивает его на согласие и сотрудничество и создает неосознанное желание идти на уступки. А при первой встрече комплимент — самое удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение будущего партнера или клиента, да и себе тоже.
Комплименты бывают трех видов. Первый их вид — когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: фирму, где он работает, ее успехи, известность и т. п.
Второй вид — это комплименты, когда мы даем собеседнику маленький «минус», а потом большой «плюс». После «минуса» собеседник теряется и готов уже возражать, но в этот момент на контрасте вы говорите для него нечто очень лестное. Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как все сильно действующее, он довольно рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса», последствия для вас могут оказаться крайне нежелательными.
Третий вид комплиментов состоит в том, что вы сравниваете вашего собеседника с чем-нибудь для вас очень дорогим. Например: «Я бы очень хотел иметь своим сыном такого ответственного человека, как вы». Этот вид комплимента самый тонкий и наиболее приятный для собеседника. Но границы его использования довольно узки. Чтобы он не выглядел искусственным, во-первых, необходимо наличие близких и доверительных отношений между собеседниками. И, во-вторых, собеседник должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.
Есть еще одна форма комплимента, способная вызвать положительные эмоции даже у тех, кто занимает по отношению к вам крайне отрицательную позицию. Эта форма называется «комплимент на фоне антикомплимента самому себе». Усиленное воздействие такого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей вашего собеседника:
— в усовершенствовании какой-то его черты характера, способности, привычки, умения;
— в реализации его установки на критику партнера по деловому разговору.
Противопоказаний комплиментам практически нет. Любая деловая беседа, любые коммерческие переговоры можно начинать с комплиментов присутствующим. Однако на первых порах целесообразно заранее, готовясь к деловому разговору, приготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций и людей.
8. Комплименты и какие они бывают
Комплименты - слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
1. когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого.
2. когда мы даем собеседнику маленький «минус», а потом большой «плюс».
3. когда вы сравниваете вашего собеседника с чем-нибудь для вас очень дорогим.
4. «комплимент на фоне антикомплимента самому себе».
9. Алгоритмы самопрезентации
Чтобы «презентация своей непревзойдённости» увенчалась успехом, и сохраняла эту тенденцию постоянно, необходимо составить целый проектный план. Для начала надо помнить, что мы – это наша внешность, стиль, поведение, манера разговора, можно перечислять до бесконечности, проще сказать – вербальное и невербальное наше проявление в социуме.
I. «Самоподстройка».
Прежде чем презентовать себя, необходимо изучить «потенциальную аудиторию», то есть её предпочтения, образ мышления, манеру поведения и общения, стиль внешнего вида – это основные мериле для исследования. Существуют и другие критерии – для более глубокого внедрения в сферу коммуникативного пространства определённой группы людей, но эта задача скорее для ЦРУ.
После тщательного исследования нужно начинать работу над собой, то есть «самоподстройку» под конкретную «потенциальную аудиторию» для «самопрезентации». Допустим, вы узнали, что ваши будущие партнёры увлекаются рыбалкой… Догадаться не сложно, что я хочу предложить. В этом деле главное не лениться, а проявить скрупулезность и воспитать в себе, что говориться, вовлечённость.
Или, ещё один пример, у вас экзамен по предмету «Концепция естествознания», не очень близкая вам тематика, мягко говоря. А вы вдруг (но мы-то знаем, что всё не «вдруг», а по заранее спланированному проекту) узнаёте, что экзаменатор более лоялен к работающим студентам. Конечно же, заранее готовится, а точнее, придумывается, речь о своей профессиональной деятельности, в которой, может быть, тоже пригождаются знания по «КСЕ».
С помощью такой тактики вы позиционируетесь в глазах тех людей, на кого, собственно, и направлена ваша «самопрезентация», как референт, достойный их внимания и почтения собеседник, слушатель, коммуникатор. Такая техника «самоподстройки» имеет характер «психологического поглаживания». Это самое эффективное влияние на людей. Вы как бы становитесь частью той группы, на которую хотите, так сказать, произвести впечатление. А они вас успешно принимают, так как путём категоризации «свой – чужой» бессознательно, или сознательно, это уже не имеет особого значения, относят вас к «своим». Успех такой «самопрезентации» гарантирован.
II. «Самопрезентация доминантности».
Есть другой способ «искусственной самопрезентации», который аналогично следует начинать с анализа «потенциальной аудитории». Он носит название «самопрезентация доминантности». Техника заключается в том, что вы презентуете себя как эталон, доминирующую личность в той группе, на которую оказываете соответственное влияние. Здесь вы выступаете в роли неформального лидера. Это тоже неплохая стратегия, только подходящая для групп «ведомых» людей. В аудитории с «лидерами» такой способ может с громом провалиться. Для того чтобы этого не случилось, необходимо хорошенько проанализировать данную аудиторию. К слову, под группой или аудиторией может пониматься также и один человек.
III. Алгоритм.
Существует множество методов «самопрезентации», и выбирать их нужно, не отходя от чёткого алгоритма:
1. Анализ «потенциальной аудитории», на которую направлен процесс «самопрезентации».
2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом «самопрезентации» и временным промежутком её реализации.
3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.
4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной».
Помните всегда о том, что вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия с этим связанные. И в ваших же руках вуалировать, корректировать, изменять вас же самих, если, конечно, вы видите смысл в «искусственной самопрезентации».
Невидимое письмо
Серебряное копытце
Рождественский венок
Глупый мальчишка
Сочини стихи, Машина