Целью данной работы стало исследование возможностей использования социальных сетей для поддержки учебной деятельности и взаимодействия между современными школьниками.
Задачи работы:
Объект исследования - группа «9 параллель школы №11 на базе социальной сети «Вконтакте».
При работе над темой использовались различные интернет-источники, отзывы и мнения людей о социальных сетях, опыт работы в группе «9 параллель школы № 11», собственные разработки правил организации группы в социальных сетях.
XIII городская научно-практическая конференция школьников «Интеллектуал-2012»
Секция «Социальные науки»
Использование социальных сетей
в качестве поддержки учебной деятельности и взаимодействия между школьниками
Автор работы:
Чернакова Диана Андреевна
ученица 9 класса
МБОУ «СОШ №11»
Руководитель:
Бочкарникова Анна Андреевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 11»
Кемерово, 2012
Оглавление
Глава 1. Интернет и социальные сети: благо или зло?
1.1. Интернет: достоинства и недостатки
Глава 2. Группа «9 параллель школы №11» - как пример положительного использования социальной сети «Вконтакте»
Список использованной литературы
Приложение 1. Опросы-анкетирования 1-3
Приложение 2. Система рейтинга обучающихся 9 параллели МБОУ СОШ № 11
Приложение 3. Опрос № 4
Приложение 4. Распечатка слайдовой презентации доклада
Современный мир невозможно представить без компьютера, интернета, различных мультимедиа технологий. И хотя сегодня интернет технологии прочно вошли в нашу жизнь, продолжаются бесконечные споры о том, какую роль они играют в развитии ребенка, подростка, человека. Эти споры не утихают уже несколько десятилетий, появляются все новые доказательства пагубного влияния интернета на жизнь человека. Однако, количество пользователей сети интернет растет с каждым днем, и сегодня уже всем ясно, что этот процесс не остановить.
Одной из сторон использования интернет стало крайне быстрое развитие разнообразных социальных сетей, вовлекающих в свой круг пользователей миллионы людей. Одноклассники, В контакте, Facebook, Twitter - эти названия хорошо известны и близки практически каждому.
Многие взрослые считают, что социальные сети мешают учиться подросткам и отвлекают их от учебы. Но я могу доказать на собственном примере, что можно использовать социальные сети с пользой для учебы.
Целью данной работы стало исследование возможностей использования социальных сетей для поддержки учебной деятельности и взаимодействия между современными школьниками.
Задачи работы:
Разработать дизайн, структуру и содержание страницы группы «9 параллель школы № 11»;
Разработать систему администрирования страницы группы;
Разработать систему рейтинга обучающихся 9 параллели;
Проанализировать результативность работы группы через систему анкетирования;
Обобщить положительный опыт использования социальных сетей, на примере группы «9 параллель школы № 11» для современного школьника.
Объект исследования - группа «9 параллель школы №11» [1] на базе социальной сети «Вконтакте».
При работе над темой использовались различные интернет-источники, отзывы и мнения людей о социальных сетях, опыт работы в группе «9 параллель школы № 11», собственные разработки правил организации группы в социальных сетях.
Глава 1. Интернет и социальные сети: благо или зло?
Интернет: достоинства и недостатки
Сегодня интернет захватывает в свои крепкие сети миллиарды людей по всему миру и, если раньше интернет был в каждой десятой семье, то в наше время доступ к мировой паутине имеют девять из десяти семей. Как и подобает, по мере заполнения общества всемирной паутиной, у интернета стали появляться как положительные, так и отрицательные стороны.
Приведем несколько примеров позитивного влияния Интернета на современную жизнь.
1. Интернет является одним из основных источников получения информации. Относительно поиска информации Интернет предоставляет человеку широкие возможности, присутствует информация практически любой тематики. Существенным минусом является свободный доступ пользователей к данной информации, что значительно уменьшает вероятность ее достоверности, так как непонятно, какие цели преследовал человек, создавая ту или иную информацию.
2. Интернет является поистине двигателем торговли – реклама в Интернет по своей эффективности не уступает внешней рекламе, а порой даже превосходит ее. Популяризация Интернета в человеческих массах привела к тому, что на Интернет рекламу стали больше обращать внимание, что только на руку рекламодателям в виду ее большей доступности.
3. Возможность заработка в интернет. На сегодняшний день существует множество споров про то, реален ли заработок в интернет, либо это миф. На самом деле заработок в Интернет является вполне реальным, причем разнообразие выполняемых работ настолько велико, что каждый начинающий фрилансер может выбрать себе работу по душе.
4. Возможность общаться с друзьями и коллегами при помощи социальных сетей. Из года в год количество мировых социальных сетей стремительно увеличивается, и данная тенденция сохранится еще долгий период времени. На сегодняшний день самыми популярными социальными сетями являются MySpace, Facebook, Vkontakte, Одноклассники, Tagged, Тwitter. В Интернете можно отыскать множество различных клубов по интересам, пообщаться, отправить друзьям текстовые сообщения. Помимо этого интернет помогает преодолевать расстояния в сотни и тысячи километров.
Негативное влияние интернета на человека выражается в следующем:
1. Негативное влияние Интернета на человеческую психику. Чрезмерное неконтролируемое увлечение Интернетом способно сделать человека зависимым от всемирной паутины и постоянно ощущать дискомфорт при отсутствии возможности пользования Интернетом.
2. Влияние на зрение человека. Данное негативное влияние оказывает не только интернет, но и непосредственно работа на компьютере. Чрезмерное пребывание у компьютерного монитора может вызвать у человека разнообразные болезни органов зрения.
3. Поиск информации в Интернет снижает степень необходимости применения человеком творческого мышления, не заставляет его размышлять над искомой проблемой. Все очень просто, достаточно рассмотреть процесс написания рефератов школьниками в школах в 80-х годах и сегодня. Ранее, когда компьютерный бум еще не захлестнул страны Советского Союза, школьники писали рефераты от руки, на белых листах бумаги, проводили анализ литературы, отбор материала, решали, что стоит включить в реферат, а что будет излишним. В процессе написания реферата проводилась серьезная работа, включающая в себя умственный процесс – школьник не только запоминал материал, но и делал определенные умозаключения. Что мы видим в современное время? Для того, чтобы написать реферат по заданной учителем теме, все что необходимо современному школьнику – доступ в интернет и знание компьютера на уровне “чайника”… и все, реферат готов! Причем зачастую многие ученики даже не считают необходимым проверить наличие грамматических ошибок, сдавая скачанный и распечатанный реферат “как есть”.
4. Зачастую интернет используется людьми в целях провести время за компьютерными играми, отчего возможно замедление человека в умственном развитии и даже изменение характера человека.
Вот такие вот негативные последствия использования интернета существуют, их следует взять на вооружение для того, чтобы предупредить их при появлении первых симптомов.
Таким образом, у использования интернета есть свои «плюсы» и «минусы», однако представить жизнь современного человека без нее – невозможно.
Социальные сети
Интернет на сегодняшний день предоставляет множество вариантов времяпрепровождения – от поиска информации для собственного бизнеса до переписки и просмотра информации в социальных сетях. На последнем хотелось бы остановиться более детально, так как именно социальные сети являются наиболее посещаемыми структурами в Интернет. В самых популярных социальных сетях Америки “Facebook”, “MySpace” и “Twitter” общее количество пользователей, зарегистрированных в них, составляет 1 миллиард человек. В наиболее известной в странах бывшего СССР социальной сети “Вконтакте” количество зарегистрированных пользователей составляет 110 миллионов человек.
Что же такое “социальная сеть” и для чего эти сети предназначены? Социальная сеть – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержимое которого наполняется непосредственными зарегистрированными участниками данного веб-сайта. Сайт является автоматизированной социальной средой, которая позволяет общаться группе пользователей, объединенных общими предпочтениями и интересами. Основные виды связи в социальных сетях – мгновенные сообщения и внутренняя почта.
В контакте (vk.com) – крупнейшая и самая популярная социальная сеть среди русскоговорящих пользователей Интернета. Клон Facebook, только со своими особенностями. Изначально сеть «Вконтакте» была создана как социальная сеть для студентов и выпускников российских вузов, но со временем разрослась до невероятных масштабов. По данным Википедии, в феврале 2011 года ежедневная аудитория Вконтакте превысила 23 миллиона человек. Из числа юных поклонников соц.сетей в России 86% предпочитают сервис «Вконтакте», 16% — «Одноклассники». А вот крупнейшая мировая сеть Facebook заинтересовала только 4% школьников. Зарегистрировавшихся детей и подростков на сервисе микроблогов Twitter и того меньше — всего 2%.[2]
Хотелось бы еще раз отметить, что большинство школьников зарегистрированы в социальной сети «Вконтакте».
Для чего же предназначены социальные сети?
1. Общение. Основная функция социальных сетей – обеспечивать поддержание связи между людьми, даже когда они находятся далеко друг от друга.
2. Просмотр фотографий, видеофильмов, прослушивание аудиомузыки. Социальные сети являются огромным хранилищем информации, каждый человек может найти нужную информацию на его вкус, просто задав ее в поиск.
3. Создание групп по интересам является очень удобным способом найти людей для общения, имеющих схожие интересы. Если в жизни для поиска таких людей вам необходимо заводить с ними общение, то в социальной сети вам достаточно создать свою группу, наполнить ее информацией и разослать приглашения в группу.
4. Игры. В социальных сетях существует множество так называемых “flash-приложений”, в которые каждый из желающих может принять участие, потратив без какой-либо пользы огромное количество своего времени. Тем не менее, среди данных flash-приложений встречаются и полезные, позволяющие пройти психологическое тестирование, перевести текст на все языки мира и отправить открытку близким людям.
Тем не менее, с точки зрения Антона Ясыра несмотря на широкий спектр выполняемых функций, социальные сети несут в себе опасность, выражающуюся в:
1. Свободном доступе к информации, размещенной в социальных сетях. Многие люди с легкостью размещают в социальных сетях номера своих телефонов и прочие личные данные, которые могут быть использованы против них. Нередки случаи, когда жены “ловили” своих мужей на измене именно через социальную сеть. Также социальной сетью пользуются банки, которым во что бы то ни стало необходимо отыскать телефоны недобросовестных заемщиков. Для того, чтобы не получить лишних проблем, следует очень аккуратно отнестись к размещаемой в социальных сетях информации, избегать излишней информативности при заполнении раздела “О себе”.
2. Появление привязанности к социальным сетям. Социальные сети способны буквально гипнотизировать человека, заставлять думать о том, когда же он наконец придет домой и сможет пообщаться в социальной сети. Каждое новое знакомство в социальной сети для человека становится сродни знакомству в реальной жизни, грань между реальностью и виртуальностью начинает стираться. Как результат – сильнейшая психологическая зависимость, неврозы и депрессия. Ничто не в состоянии заменить реальное общение между людьми, и пускай вы хоть днями сидите в социальных сетях, желание реального общения у вас не пропадет, так как это два совершенно разных типа общения. Ученые из Великобритании выяснили, что недостаток общения способен негативно повлиять на функционирование иммунной системы организма человека, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления.
Вот мнение психотерапевта Алексея Хадоркина: «Люди, которые не умеют общаться визави, предпочитают заводить знакомства в интернете, где не надо производить впечатление, завоевывать авторитет. В социальных сетях легко придумать себе сказочку: имидж, красивый образ. С одной стороны, интернет позволяет человеку чувствовать себя свободным в общении, с другой – ещё больше засасывает его и вызывает дизадаптацию в нормальной жизни». [3]
3. Неадекватный взгляд на окружающий мир. По мнению вышеупомянутых ученых из Великобритании, люди, проводящие активную социальную жизнь в социальных сетях, чаще остальных людей склонны к занижению жизненных принципов и ценностей реальной жизни. Неконтролируемое увлечение социальными веб-сайтами способно увеличить риск совершения неадекватных поступков, в том числе самоубийств (особенно среди молодежи).[4]
Учитывая все вышесказанное, каждый пользователь социальных сетей должен задуматься над необходимостью проведения в них “лишнего” часа своего времени – идет ли оно на пользу человеку, или напротив, приводит к замедлению его развития.
Может быть, и не стоит полностью отказываться от общения с другими людьми при помощи социальных сетей, но то, что время данного общения лучше контролировать – это однозначно.
Исходя из вышеизложенного необходимо признать, что увлечение социальными сетями может привести к достаточно тяжелым последствиям для человека. Однако игнорировать социальные сети у современного человека, а тем более школьника, вряд ли получится. А это значит, что необходимо постараться найти баланс между реальной жизнью и социальными сетями, брать от них только лучшее.
Глава 2. Группа «9 параллель школы №11» - как пример положительного использования социальной сети «Вконтакте»
Всем вам известна сеть «Вконтакте». Почти 2 года назад мы создали группу «8Б класса и наших друзей школы №11» (сейчас она называется «Самая дружная ьти 9 параллель школы №11»). Поначалу там было около 40 человек. Группа никого не интересовала и никто туда не заходил. На сегодняшний день ситуация изменилась.
Я, как и многие мои друзья, нередко «сидела» «Вконтакте», одноклассники очень часто спрашивали у меня домашнее задание и расписание, естественно, я помогала, чем могла, но со временем, мне пришла в голову мысль о том, что необходимую информацию можно выкладывать в группу. Каждый раз, когда меня спрашивали, я говорила «зайди в группу, там все есть» и люди стали чаще туда заходить и всегда смотреть расписание там.
Так я начала вести работу администратора группы. Постепенно у меня появилось желание усовершенствовать страницу группы. С этой целью, я стала изучать правила и особенности Viki-разметки[5] «В контакте», узнала для себя много нового в форматировании Viki-страниц. Так в нашей группе появилось постоянное меню, состоящее из нескольких разделов. По сравнению с предыдущей версией меню, в которой было только расписание, в данной версии появилась страница «Домашнее задание», а так же она выглядит красочней и удобна в использовании. В феврале 2012 года в меню появились еще несколько разделов: раздел «Полезные ссылки», в котором размещены различные ссылки на интересные статьи и познавательные сайты, раздел «Решебники» и раздел, в котором собранны все материалы для подготовки к ГИА.
Тем не менее, постоянными посетителями группы было ограниченное количество человек, главная причина, по которой они заходили на страничку группы, была одна – узнать расписание. При этом основная масса наших девятиклассников проводила остальное время «бродя» по другим страницам сайта. Тогда я стала думать о том, как повысить интерес участников к группе, чем привлечь их, заинтересовать. Мне казалось, что наша группа «В контакте» может быть местом общения, которое наряду со школой будет способствовать нашему более доброму и позитивному общению, взаимовыручке.
Первоначально появилась идея добавить в группу игры. Самой первой темой была создана игра «ассоциации». Сейчас там насчитывается более 500 комментариев. Помимо этой игры, в группе появились и другие темы, в которых участники группы принимают активное участие. Интересен тот факт, что эта, казалось бы, очень простая игра может многое рассказать о тех, кто принимает в ней участие.
Постепенно группа начала развиваться: вступило больше участников. Все больше человек стало принимать участие в играх, увеличивалось количество комментариев в самой группе. Кроме меня, теперь функции администраторов стали выполнять и представители от других классов параллели. Они помогают мне в группе, выкладывают расписание, участвуют в обсуждениях.
На этом этапе, появилось понимание того, что наша группа может быть не только местом общения, но и местом, где члены группы могут совместно решать возникающие перед ними учебные проблемы.
Позже, мы создали блок «документы», куда можно выложить любой файл для других учеников (презентации, документы, учебники формата .pdf и др.). Эта идея оказалось очень удачной, так как среди документов, которые сегодня может скачать любой участник группы, появились файлы подготовки к ГИА по истории и обществознанию, литературные тексты для подготовки к сочинениям и даже контурные карты по географии. Сегодня мы работаем над тем, чтобы привлечь в нашу группу как можно больше наших учителей, которые пополняли бы нам копилку документов, облегчая подготовку к выпускным экзаменам.
Теперь, в нашей группе более 100 участников, среди которых есть и учителя, которые могут разместить какую-либо информацию для учеников.
Для того, чтобы проанализировать работу группы и определить ее сильные и слабые стороны в январе 2012 года были проведены опросы среди ее участников.
Опрос № 1. Что нужно группе, для дальнейшего развития, для того, чтобы Вы стали постоянным участником группы. (Приложение 1)
Предлагались следующие варианты ответа:
Проведение разного рода конкурсов
Появление аналога электронного дневника
Размещение презентаций уроков
Ничего, мне это не интересно
У голосовании приняли участие 45 человек. Результаты опроса показали, что 27.3% проголосовавших считают необходимым проведение различных конкурсов в группе, 22.7% опрошенных хотели бы, чтобы в группе появился аналог электронного дневника, 25% считают необходимым размещение в группе презентаций уроков. При этом, 25% заявляют, что не заинтересованы в развитии группы.
Обработав результаты опроса, мы пришли к выводу: четвертая часть учеников 9 параллели желает использовать группу в обще учебных целях.
Тем не менее, 25% опрошенных утверждают, что им вообще не интересна наша группа. Удивителен тот факт, что результаты этого голосования не совпадают с результатами опроса № 2.
Опрос № 2. Как часто вы заходите на страницу группы: (см.приложение 2)
Каждый день
Раз в неделю
Очень редко
В данном опросе также проголосовало 45 человек, 39 из которых заходят в группу каждый день, 3 человека заходят в группу раз в неделю и еще 3 человека выбрали последний вариант ответа.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что участники голосования несколько лукавят, говоря о том, что им не интересна наша группа, либо они действительно используют социальные сети лишь в качестве средств для убийства времени.
Надо отметить, что похожий опрос мы проводили в нашей группе 10 октября 2011 года. Тогда наша группа только начала развиваться.
Опрос № 2 (предыстория) Часто вы заходите на страницу группы (см.приложение3)
Несколько раз в день
Раз в день
Иногда захожу
Очень редко
В октябре месяце проголосовало только 26 человек. Из них только 9 человек выбрали второй вариант ответа (каждый день), 8 человек иногда заходили в группу, 5 человек посещали страницу группы несколько раз в день, а 4 человека заходят в группу очень редко. Таким образом, можно увидеть, что за прошедшие 2 месяца ситуация с посещаемостью группы резко изменилась. Количество участников группы, посещающих страницу каждый день, увеличилось на 30 человек.
Хочу отметить, что посещаемость группы за последние 30 дней на данный момент составляет в среднем 43 человека. Поэтому, любая информация, размещенная на стене группы, будет доступна большинству учеников параллели.
В группе интересно общаться. В декабре 2011 года между нашими 9 классами прошел конкурс «Мисс Новый Год 2012», а в марте 2012 конкурс «Мистер совершенство». Во время подготовки к конкурсам, все ученики оказывали не только физическую, но и моральную поддержку участникам. После завершения конкурса все участники смогли посмотреть видео и фото с конкурса и оставить их на память.
С января 2012 года в нашей группе была запущена «Система рейтинга учащихся» (Приложение 2). Идея данного проекта состоит в том, чтобы привлечь как можно больше ребят нашей параллели к более активному участию в общешкольных и классных делах, стимулировать ребят к более активной позиции, способствовать повышению их самооценки. Суть «Системы рейтинга» состоит в том, что за участие ученика в различных мероприятиях и помощь одноклассникам он вознаграждается «баллами». Каждый ученик 9 классов набирает положительные баллы за любое участие в делах школы, класса, или группы. Так, например, ученики, по итогам 2 четверти ставшие хорошистами, получили по 3 балла, те, кто имеет меньше 3 «3» - 2 балла, все, кто не имеет неудовлетворительных оценок – по 1 баллу. Предусмотрена система награждений баллами за участие в конкурсах, соревнованиях, личных победах наших ребят, а так же за отгадывание различных логических, математических, исторических и других загадок. Система рейтинга является открытой. Любой ученик нашей параллели может предложить кандидатуры для награждения баллами. Таблица рейтинга заполняется администраторами группы, после обсуждения в соответствующей теме группы.
В «Систему рейтинга» так же входит еженедельное голосование за выбор «Человека недели». Каждую неделю от класса выбираются любые 3 человека, за которых в течение недели голосуют участники группы. В конце недели определяются 3 победителя, которым каждый может сказать приятные слова. Главное требование, которое неукоснительно соблюдается всеми участниками группы – это позитивный настрой мнений и пожеланий «Человеку недели». Прошло уже 11 недель с тех пор, как было запущено первое голосование. И если первоначально эта идея была встречена с некоторым опасением, то сегодня участники группы с нетерпением ждут очередного голосования, а участники – своей победы.
Заметим, что система голосование «Человек недели» разработана таким образом, то все без исключения наши учащиеся обязательно станут победителями одной из недель 2 полугодия. Можно заметить, что каждому «победителю голосования» очень приятно получать теплые слова от своих одноклассников и учителей. Такое голосование помогает поверить в себя, узнать свои положительные и отрицательные черты, выслушать мнение других. Таким образом, появляется «мотивация» в совершении хороших поступков.
Итоги системы рейтинга мы планируем подвести в конце 9 класса, на выпускном празднике. Добрые пожелания от друзей и добрые слова станут одной из составных частей праздничной программы.
Для того чтобы подвести первые итоги и результаты развития нашей группы, я провела еще один опрос, в ходе которого, участники должны были определить, что их больше всего привлекает в группе.
Опрос № 3. Что вам больше всего нравится в нашей группе: (Приложение 3).
Возможность узнать расписание, получить помощь с Д/З
Общение с друзьями
Система рейтинга и еженедельных голосований
Другое
В голосовании приняли участие 43 человека. Из них 32 признают, что больше всего им нравится возможность узнать домашнее задание и расписание, 9 привлекает система рейтинга и еженедельных голосований, 2 человека заходят в группу ради общения с друзьями. На первый план вновь выходят учебные потребности.
На сегодняшний день развитие нашей группы идет полным ходом. Я уверена, что работа в группе будет способствовать более слаженной деятельности наших классов, поможет учащимся в решении возникающих учебных проблем, будет способствовать общению и сближению между всеми учениками 9 классов.
Представить жизнь современного человека без интернета и социальных сетей невозможно. Несмотря на то, что у этих механизмов общения существуют недостатки, нельзя не отметить их огромного позитивного влияния на жизнь человека.
По большому счету, только от личности человека, неважно, взрослый он или ребенок, зависит, с какой целью он будет использовать эти средства связи.
Я считаю, что у социальных сетей впереди большое будущее, они позволяют существенно расширить кругозор человека, помочь ему в современной жизни, главное, это использовать их с умом.
На примере группы «9 параллель школы №11» я убедилась в том, что создание таких групп может помочь школьникам и в их повседневной жизни, послужить стимулом для самосовершенствования и развития личности.
Сейчас я учусь в 9 классе. Далеко не все учащиеся нашей параллели пойдут в 10 класс, со многими мы учимся рядом последний год. Тем не менее, благодаря нашей группе, мы продолжим наше общение. Таким образом, считаю, что создание подобных групп может помочь всем ученикам стать более успешными в школе и других образовательных учреждений.
Список использованной литературы
Группа «9 параллель школы № 11» - http://vk.com/kemschool9
Мнение Алексея Хадоркина http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=11659&catalogid=27
Статистика социальных сетей среди подростков с сайта http://www.chaskor.ru/news/rossijskie_shkolniki_predpochitayut_vzroslye_sotsialnye_seti_22727
Опасность социальных сетей с сайта http://www.therapy.by/articles/internet_i_sotcialnie_seti_blago_ili_zlo/
«Что такое Viki-разметка» с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
[1] Группа «В контакте» http://vk.com/kemschool9
[2] Статистика социальных сетей среди подростков с сайта http://www.chaskor.ru/news/rossijskie_shkolniki_predpochitayut_vzroslye_sotsialnye_seti_22727
[3] Взято с сайта http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=11659&catalogid=27
[4] Опасность социальных сетей с сайта http://www.therapy.by/articles/internet_i_sotcialnie_seti_blago_ili_zlo/
[5] Особый язык, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст, производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа.
Ласточка. Корейская народная сказка
Извержение вулкана
Весенняя сказка
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью