Сочинение
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_nravstvennost.doc | 24 КБ |
«Нравственность человека видна по его отношению к слову» (Л.Н.Толстой).
Общеизвестно, что слово – дар небесный, вдохновенный в человека вместе с душою «устами Самого Создателя».
Но можно ли утверждать, что все люди одинаково бережно относятся к сему дару
небесному? К сожалению, вряд ли возможно дать утвердительный ответ на столь важный вопрос, а следует признать, что люди - разные, у каждого своя шкала и мерило ценностей.
Действительно ли отношение человека к слову является показателем его нравственности? Принято считать, что, безусловно, является, ибо лексика любого языка – это огромное количество слов для общего пользования, а лексикон у каждого конкретного человека свой: именно им отобранные из всего словарного богатства слова и выражения, с помощью которых человек являет себя миру, строит свои отношения с себе подобными.
Что включает в себя понятие отношение к слову? Трудно дать исчерпывающий ответ.
Недооценивать же включение в свой словесный обиход таких слов, как прости, прощай, спасибо, здравствуйте и им подобных, нельзя. Говорим прости меня - значит, освободи меня от наказания или гнева твоего. Говорим прощай – просим прощения. Говорим здравствуйте – желаем здоровья, главного земного богатства. Плохими словами хорошую жизнь не построишь, хорошими – дурной славы не наживешь.
Нельзя также не согласиться, что выбор именно этого слова из ряда возможных в конкретной ситуации тоже является показателем нравственности человека. Как обратиться к молодой незнакомой женщине при отсутствии общепринятых, как, например, во Франции и Германии, форм обращения? Часто можно услышать и гражданочка, и милая девушка, и крошка, и … коза. Нужно ли говорить, что выбор обращения – яркая характеристика внутренних, духовных качеств выбирающего? Показатель его нравственности?
Можно ли не учитывать роль слова в человеческом общении? Ни в коей мере! Нужно помнить, что слово как дар небесный, вдохновенный в человека вместе с душою Создателем, дано человеку для того, чтобы излечивать, одухотворять, вдохновлять, а не для того, чтобы сеять смятение и безнадежность, вызывать слезы и повергать в уныние. Непонимание этого не что иное как безобразие, а безобразие - есть потеря образа Божия.
Не это ли и имел в виду Лев Николаевич Толстой, когда говорил, что «нравственность человека видна по его отношению к слову»?
Золотая хохлома
Под парусами
Весёлые польки для детей
Есть ли лёд на других планетах?
Сладость для сердца