Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Одигитрия"-Смоленская -один из самых распространенныхобразов Пресвятой Богоматери с младенцем.
Вложение | Размер |
---|---|
avtandilyan_r2011.doc | 292 КБ |
XXII – Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
Название работы:
Великий путь иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии.
Автор работы: Автандилян Маргарита
Место выполнения работы: г. Ставрополь,
МОУ лицей № 10, 11 класс.
Научный руководитель: Гупало Ирина Алексеевна,
учитель технологии МОУ лицея № 10.
Ставрополь 2011
Оглавление
I Введение: цели и задачи работы. 3
II Основная часть:
1 История возникновения иконы Божией Матери Смоленской. 4
2 Пути перемещения иконы. 4-6
3. Передача иконы Путиным православной церкви. 7
4. История иконописи. 7
5. Почитание образа Смоленской Богоматери. 7
6. О чудотворениях иконы. 8
7. Смоленская икона Божией Матери в отливках. 8
8. Храм в честь иконы Божией Матери Смоленской. 8
9. Практическая часть вышитой бисером иконы Божией Матери Смоленской. 9
III Заключение. 10
IV. Библиографический список 11
.
V Приложение 1 12
Приложение 2 13
Введение
Актуальность темы исследования. Историей икон интересуются немногие. Я решила узнать, откуда взялась Смоленская икона Божьей Матери. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская»— один из самых распространенных образов Пресвятой Богоматери с младенцем, известна на Руси с древнейших времен.
Я считаю, что, изучая религиозную культуру, мы вступаем в диалог с нашими предками. В диалоге прошлого и настоящего реализуется столь необходимая нам связь времен.
Объект исследования: исторические корни перемещения иконы Божией Матери. Смоленской.
Цель работы: исследовать историю появления Смоленской иконы. Для достижения
этой цели предлагается решить следующие задачи:
- изучить историю Смоленской иконы Божией Матери;
- рассмотреть историю иконописи;
- вышить бисером икону Святой Богородицы Смоленской.
II. Основная часть.
Еще маленькой девочкой меня бабушка повела в церковь. Там было очень красиво. На меня со всех стен смотрели божества, мне потом объяснили, что это святые. Особенно меня восхитил образ Божьей матери. Рассказы моей бабушки натолкнули меня на мысль о необходимости заняться исследовательской деятельностью. Я с шестого класса неплохо вышиваю крестиком. Сколько в этом умении кропотливой работы и больших усилий вышивальщицы. Недавно я вышила прекрасную икону в технике крест «Почаевская Пресвятая Богородица». На уроках технологии научилась вышивать бисером. Мне нравится, как он переливается на солнце, а если вышить им икону – это будет очень красиво.
Однажды в магазине по рукоделию я увидела схему иконы Смоленской Божией Матери, она меня просто поразила. И мне захотелось ее вышить бисером и узнать о ее происхождении.
Смоленская икона Божией Матери — одна из самых загадочных икон в истории Русской Православной Церкви Первой моей находкой, в которой Смоленская икона Божьей Матери - одна из наиболее почитаемых в России, это труды Тальберга Н. Д. «В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться».
По церковному преданию эта икона была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы.. Младенец, сидящий на левой руке Богородицы, изображен в анфас. В левой руке Он держит свиток, как знак Евангельского учения, правой же благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой Она указывает на Иисуса, как на путь спасения. По одной из версий именно из-за этого икона называется Одигитрией (от греч. — путеводительница). 1
Во второй находке - Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская согласно преданию была написана евангелистом Лукой. Название «Одигитрия» («Путеводительница») происходит от того, что однажды Богородица явилась в Константинополе двум слепцам и велела им идти в Свой храм. Когда их туда привели, им было даровано исцеление. Кроме того, икона покровительствовала византийским императорам в их походах на врагов. 2
При каких именно обстоятельствах Смоленская икона попала на Русь, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века.. Перенесенная из Иерусалима, она почиталась в Византии как защитница Константинополя от врагов и путеводительница в военных походах. Существует предание, согласно которому в 1046 году греческий император Константин IХ Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Однако сам за себя говорит тот исторический факт, что цареградская святыня, в период осады Константинополя в 1453г. находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими ее драгоценный оклад.3 Поэтому правильнее считать привезенную на Русь икону чтимым списком с древнего константинопольского образа, который стал на Руси великой чудотворной иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
Мне интересно было проследить факты чудодейственной силы этой иконы .
В 1237 году, во время нашествия Батыя, Смоленская икона Божией Матери явила великое чудо при отражении татаро-монгольского войска от стен Смоленска. Татары стояли уже в нескольких верстах от города, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас, повелевавший ему одному ворваться в неприятельский стан и обещавший небесное заступничество. Повинуясь велению Божию, самоотверженный воин ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, приняв в битве мученическую кончину. Меркурий был погребен в соборной церкви и почти сразу причислен к лику святых. Память святого совершается 24 ноября, когда случилось это событие.
«В конце XIV века икона Одигитрии была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Одной из версий о причине перенесения образа является женитьба великого князя Московского Василия Дмитриевича на дочери литовского князя Витовта Софье, которой эта икона досталась в качестве приданого». 4
Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год.
Икона Божией Матери «Одигитрия». XV век Византия.
В 1456 году епископ Смоленский Михаил в сопровождении наместника города прибыл в Москву и просил Московского великого князя Василия Темного отпустить икону в свой исторический город. Посовещавшись с епископами и боярами, великий князь Василий Васильевич повелел вернуть чудотворную икону в Смоленск, оставив в Москве на месте пребывания образа его точный список. В 1525 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где москвичи провожали икону, Новодевичий монастырь с храмом в честь Смоленской Божией Матери, где и поместил список из Благовещенского собора.
Чудотворный образ вновь побывал в Москве в 1611 году, когда Смоленск был захвачен поляками, а по взятии врагом столицы и до его изгнания из русских пределов некоторое время находился в Ярославле. Вскоре после возвращения Смоленска русскому государству, 23 сентября 1654 года походом войск русского царя Алексея Михайловича Смоленск был освобожден от поляков и 2 октября окончательно присоединяется царским указом к Российскому Отечеству.
26 сентября 1655 года по повелению царя Алексея Михайловича в Смоленск была возвращена святая чудотворная икона - Образ Пресвятой Богородицы Смоленская.
13 сентября 1740 года произошло торжественное освящение нового Успенского собора в Смоленске, и с этого времени образ чудотворной Смоленской Богородицы Одигитрии постоянно находился в кафедральном соборе.
В тяжелое время Отечественной войны 1812 года, в день Бородинского сражения, чудотворный образ Смоленской Божией Матери, вместе с Иверской и Владимирской иконами крестным ходом обносили вокруг Москвы. Трагической оказалась судьба древней чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской после Октябрьского переворота 1917 года. Из Успенского кафедрального собора была совершена серия краж. Постановлением Исполкома Западной области за № 2024 от 22 августа 1933 года Успенский собор был закрыт и преобразован этим же решением в Атеистический музей. В его экспозиции сохранялся древний образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, который исчез из Собора при невыясненных до сих пор обстоятельствах впервые же дни Великой Отечественной войны, еще до момента вступления гитлеровских войск в Смоленск 15 июля 1941 года. До сего времени место нахождения иконы не установлено. Два года спустя, после освобождения Смоленска советскими войсками, иконы там не оказалось. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно судьба образа начнет проясняться, подобно тому, как произошло с другой пропавшей в войну чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери. После утраты в июле 1941 года древнего списка с образа чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской ее место в Смоленском Успенском кафедральном соборе занял в сентябре 1943 года чудотворный образ Надвратной иконы Божией Матери Одигитрии. Этот выбор не был случайным. Празднование Смоленской Одигитрии совершается 28 июля /10 августа, в день ее перенесения из Москвы в Смоленск в XV веке. До революции в этот день в Москве совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь.
К сожалению, древнейшего списка иконы не существует. По мнению исследователей, уже в средневековую эпоху в Успенском соборе Смоленска хранилась икона греческого письма XIV в. Но не сохранилась и она.
В1994 году икона была похищена из краеведческого музея Устюжны. Эта кража так и не была раскрыта, а преступники не были установлены. Через несколько лет икона Смоленской Богоматери была обнаружена в Лондоне. Ее возвращение в Россию стало возможным благодаря работе, проведенной Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 5
Великое чудо XX века.
Иверская икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 году эту икону привез с Афон в Монреаль Иосиф Муньос Кортес, испанец по происхождению, принявший православие. Эту икону отнесли в храм. С тех пор икона Божьей Матери постоянно мироточит. Прежде всего верующих поражает сильное благоухание елея, истекающего из рук Богоматери и Христа, а иногда из звезды, изображенной на правом плече Пречистой. Слава об этой иконе широко распространилась. В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а Чудотворная Иверская бесследно исчезла.5,1 В 2008 г Президент России Владимир Путин встретился в Патриарших палатах Кремля с патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Глава государства передал представителю Русской православной церкви уникальную икону Смоленской Божьей Матери, которая в начале 90-х годов была похищена из музея и затем вывезена за границу. Алексий Второй выразил радость по поводу того, что иконы начинают возвращаться в Россию.6
Энкаустическая икона Иисуса Христа из монастыря св. Екатерины,
написанная евангелистом Лукой.
Я очень давно мечтала узнать об иконописи
Иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле - создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрия» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире. Как писал известный византинист Н. П. Кондаков, «икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи7. Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
Как в Византии, изображения бога или святых выполняли в христианской Руси назидательную функцию и являлись неотъемлемой частью культа. Более того, эти изображения сами почитались святыми, именно как святыни ставились они в храме, в боярских хоромах или в крестьянской избе. Перед иконой клали земные поклоны, крестились со словами молитвы, прикасались губами к ее зацелованному в долгих церковных службах окладу. 8
Следует отметить, что самый почитаемый образ древней живописи - Богоматерь. Лик ее на иконах то спокойно просветленный, то тревожный и скорбно-печальный, то задумчиво-строгий и всегда возвышенно чистый и внутренне одухотворенный. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь: «Матерь Божия через свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российская - утверждение! Радуйся, Одигитрия, христианам во спасение!" 9
О чудотворениях от иконы известно с середины XI в., но ее местное почитание на Руси складывается на два столетия позже. Для русского сознания времен монголо-татарского нашествия, да и в позднейшие времена, крайне важным был тот факт, что Господь не оставил Русь в ее бедах, что Он не отвернулся от своих чад. В этом отношении знаменательными становятся свидетельства о заступничестве за русских людей Пресвятой Богородицы. 10
По всей России вот уже более пятисот лет пребывает немало списков со Смоленского образа, многие из которых не раз являли свою благодатную силу.14
Смоленская икона Божией Матери в отливках XVIII и XIX века
Второй по степени распространенности в литье является иконографический тип Смоленской Божией Матери. Это один из многочисленных образов, восходящих к византийскому образу Одигитрии — Путеводительницы, известному на Руси с XII столетия. На некоторых отливках и Богородица, и Младенец Христос имеют особые шейные украшения — цаты. Существуют иконки, на которых поверх нимба Богородицы располагается корона. Эти образки близки к отличному от Смоленской типу Скоропослушницы.11
В Ставропольском Краевом музее Изобразительного искусства – одном из крупнейшем на Северном Кавказе - хранится коллекция икон, в том числе и Богоматерь Одигитрия 17 века.
Существующий каменный храм в честь иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» построен в 1835 году на средства капитанши Параскевы Ивановны Раевской. Одновременно с главным алтарем устроен боковой придел в честь святого. Николая Мирликийского. При церкви хранились копии метрических книг, опись имущества, а церковная библиотека составляла 24 книги. В 1915 году в селе Поповка находилось 53 хозяйства и численность прихожан достигала 3 тысячи человек. На данный момент храм находится в пастырском оформлении Свято-Успенского храма г.Алексина на основании предписания правящего архиерея с 20 февраля 2003 года. Богослужения совершаются ежемесячно в воскресные и праздничные дни. Ведутся восстановительные работы.
Чтобы приступить к практической части моей работы:
Я хочу освятить свою вышитую икону в церкви и подарить ее в школьный музей.
I. Заключение
В нашем крае проживает большое количество разных народов, у каждого своя религия и культура. Оттого, насколько мы изучим и сохраним культуру нашего народа, зависит будущее России.
Мы живем в эпоху углубленного интереса ко всем культурным ценностям, созданным человеком в прошлые века и тысячелетия. «Мы жаждем насладиться всеми вариациями прекрасного, всеми его ликами, в которых предки наши выразили полнее всего себя самих, свои устремления, ликами нам понятыми и близкими, в своей общечеловеческой и немеркнущей красоте, и в которых мы находим и свое отражение». 12
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. 13
Изучая историю появления икон, и выполняя эту работу, я испытывала сложную гамму чувств радости и восторга, поняла духовную связь ушедшего времени с сегодняшним днем.
Я надеюсь, что моя работа несет большой импульс добра и тепла, в ней отражается неугасаемая память чистого образа Святой Богородицы, её влияние на сердца и взгляды людей. Я считаю, что русские иконы являются частью духовной жизни людей.
Смоленская икона Божией Матери — одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.
Библиографический список.
1 Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской
просиявших. В каких нуждах, каким иконам надлежит поклоняться. СПб
.: Вера, 1997. — с. 392-394
2 Гришечкина Н.В. «Чудотворная икона Богородица «Одигитрия» Смоленская,.2000
. 3 Щенников Л.А. Цареградская святыня «Богоматерь Одигитрия
и ее почитание в Московской Руси» Древнерусское искусство.
Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.н. Грабара, 1999, с. 329-347.
4 ЩенниковЛ.А, указ. соч., с. 333.
5.Интернет-ресурсы: http //www. provoslavie. ru
5,1 Неопознанный мир веры, Сретенский мрнастырь,2010 г, с. 9-12
6 Интернет-ресурсы «Российская газета»
7 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2- М., 1998, с. 152.
8 Лев Любимов. Искусство Древней Руси. Москва. Просвещение 1974
с.154.
9 с.199
10 Путеводитель М.: Новодевичий монастырь, 2009, http //www. sedmitza,
ru/text 434514
11Интернет ресурсы http://www.portal-slovo.ru
12Лев Любимов. Искусство Древней Руси. Москва. Просвещение 1974
13 «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России», 2009
14 Перевезенцев С.В.Смоленская икона Божией Матери в истории России.
15. Дашков С.Б. Константин IX Мономах Императоры Византии. М.: Издательский дом
«Красная площадь», «АПС-книги», 1996.
16 Л Аполозова, Бисероплетение Москва, Культура и традиции, 1997
Приложение 1.
Техника вышивания.
Бисер пришивается в технике «полукрест».
Вставьте нить в иголку и сделайте узелок.
С изнаночной стороны вставьте иголку в
точку левого нижнего угла. Нанижите бисерину
соответствующего цвета и вставьте иглу в правый
верхний угол. Подтяните нить.
Так вышиваем весь ряд (рис.1)
Закончив 1 ряд, приступаем ко второму.
Вышиваем до фрагментов рисунка, затем вышиваем
Частями, обходя рисунок сначала с одной
Стороны, а потом с другой.
После окончания работы пришей те стразы
как показано на рисунке 2.
Приложение 2
Мои работ ы
Шум и человек
Хитрый коврик
Под парусами
Золотая хохлома
Нарисуем попугая цветными карандашами