Цель исследования: представить историю и современное состояние главных православных храмов города Омска.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125.5 КБ |
Храмы Омска: история и современность
Город Омск, раскинувшийся по берегам рек Иртыша и Оми, красив, по-сибирски размашист и великолепен. Сегодня он – седьмой по числу жителей город среди 13 городов-миллионеров Российской Федерации. В последнее время в нашем городе уделяется большое внимание возрождению духовности и памятников истории Русской православной церкви.
Цель работы: представить историю и современное состояние главных православных храмов г. Омска.
Задачи исследования: представить историю храмового строительства г. Омска в конеце ХIХ – начале ХХI вв.; исследовать особенности состояния омских храмов в ХХ в.; рассмотреть конкретные шаги правительства Омской области по сохранению и возрождению духовных центров нашего города в конце ХХ в. – начале ХХI в.
Нами предполагается рассмотреть историю и современность Успенского и Никольского соборов, а также Крестовоздвиженской церкви. Выбор храмов был не случаен: в годы гонений на религию один был полностью уничтожен, второй – долгое время закрыт и использовался не по прямому назначению, а третьему – удалось сохранить свое предназначение.
Источники:
I. Письменные: материалы местной периодической печати. Корреспонденты омских газет неоднократно освещали вопросы истории и современного состояния церквей[1].
II. Интернет-источники: официальные омские сайты, которые имеют разделы, содержащие краткую информацию об основных вехах в истории городского храмового строительства[2]. Главным Интернет-ресурсом, рассказывающем о культовых строениях г. Омска, является сайт Натальи Ивановны Лебедевой «История омских храмов», подготовленный на основе ее монографии[3].
Методика исследования: для написания работы применялись различные методы сбора информации (в том числе методы работы с материалами периодической печати), сравнительного анализа разнородных источников, синтеза сведений, полученных из разных источников.
В работе использованы публикации сибирских и омских ученых Гуменюк А.Н.[4], Кочедамова В.И.[5], Лебедевой Н.И.[6], Миненко Н.А. и Федорова С.В.[7], Палашенкова А.Ф.[8], омских журналистов С. Васильевой[9], В. Васильева[10]. Кроме того были задействованы работы ученых Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, опубликованные в издании «Очерки истории города Омска»[11], омских исследователей А.М. Лосунова, М.Ю. Гизбрехта, А.В. Шульпина и др., опубликовавших совместный сборник научных трудов «Омский Успенский кафедральный собор»[12].
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в практической лекционной и экскурсионной работе музеев, клубов и других общественных организаций.
Престол в честь Божьей Матери «Утоли мои печали» был освящен 12.02.1896 г. Сооружалась церковь 1865-1870 гг. Приделы пристроены в 1990 г. Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков.
Церковь строилась по проекту и под наблюдением замечательных омских архитекторов: Ф.Ф. Вагнера, К. Лазарева, Э.И. Эзета. Первоначальный проект принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему предварительную смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 гг. В 1863 г. проект был доработан в Департаменте Проектов и Смет г. Санкт-Петербурга архитектором-художником К. Лазаревым[13].
Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э. Эзетом. В мае 1870 г. Ф. Вагнер и В. Гейде освидетельствовали постройку. Подрядчиком выступил Г.П. Андреев. Техническую помощь ему оказывали военные инженеры полковники Елисеев и Кокоулин. Генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал место расположения храма не случайно: улица, на которой стоял храм (получила название Воздвиженской (совр. ул. Рабиновича) пересекалась с ул. Тарской. В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви и притвора с ярусной колокольней. Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. Образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и вышерасположенные сдвоенные окна. Оформление последних было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Главы – на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По «ребрам» купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены. Колокольня была трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами. Окончательно интерьер церкви сформировался в начале 1900-х гг., когда были выполнены росписи стен по образцу собора Святого Владимира в Киеве. На стенах храма росписи сделаны масляными красками и покрыты лаком. Иконостас в «русском» стиле, пятиярусный с колоннами, с резьбой, царские врата с полуциркульным верхом. В приделах новые двухъярусные резные иконостасы. Иконы, в основном, современного письма. Колокола приобретены в 1940-1950-е гг[14]. Сразу после освещения, храм начал играть значительную просветительскую роль: при нем была открыта в 1891 г. церковно-приходская школа для девочек. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества. Девочек здесь учили Закону Божьему, грамматике, математике и рукоделию. Городское общество заботилось об озеленении территории, поэтому 8 мая 1919 г. около храма заложили сад.
Территория церкви постановлением президиума Омского областного Совета от 5 ноября 1936 г. была отдана под строительство школы. В обстановке активной антирелигиозной кампании Крестовоздвиженскую церковь предполагалось снести, а на ее месте начать новое строительство. Верующие общины Крестовоздвиженской церкви в ответ подали 18 ноября 1936 г. протест в ЦИК РСФСР. Снос здания в 1936 г. приостановили. 25 декабря 1937 г. президиум ВЦИК принял постановление в категоричной форме за подписью М.И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Общину ликвидировали, церковный актив уничтожили, но здание чудом уцелело. В марте 1943 г. решением № 263 Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженское религиозное православное общество было зарегистрировано, ему было передано здание по ул. Тарской, а находившиеся в нем общежитие кожно-обувной фабрики было переведено в другое помещение. Драматический и кукольный театры вернули церкви часть взятого в 1936 г. имущества. Весной 1944 г. церковному совету разрешено было пользоваться небольшими колоколами во время праздников. В начале мая 1944 г. церковным Советом Крестовоздвиженской церкви направлена телеграмма И.В. Сталину и 100000 рублей на бронетанковую колонну. За период с начала 1943 г. по 1 октября 1944 г. в фонд обороны церковью было собрано 205000 рублей, вещевыми подарками на 3366 рублей и 15000 рублей в помощь раненым, находящимся в госпиталях. Во второй половине ХХ в. храм становится главным в Омско-Тарской епархии. В 1989 г. к зданию пристроили два придела по проекту архитектора В.А. Баранова. Таким образом, была разрушена гармония первоначального облика храма. Интерьеры храма в то время были обновлены, настенная живопись была покрыта лаком. В 1998 г. на территории прилежащей к церкви возведен административный корпус, закрывший северный фасад храма[15].
Закладка храма состоялась 15 мая 1833 г. 26-27 мая 1840 г. протоиреем Дмитрием Пономаревым были освящены два престола церкви: во имя Георгия Победоносца; Семеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Строилась церковь на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан. Храм изначально планировали строить на площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Но областной начальник генерал Де-Сент-Лоран отказал в данном месте, так как по утвержденному плану г. Омска здесь должна была быть площадь, а место для церкви отводилось в артиллерийской роще. Корпусный командир И.А. Вельяминов обратился к Государю Императору и место напротив училища было утверждено. Церковь начали строить в южной части города (бывшем Казачьем форштадте), на улице Атаманской (совр. ул. Ленина).
Автором первоначального проекта Никольского казачьего собора был гениальный зодчий В.П. Стасов, который в 1826 г. создал проект Церкви во Имя Святого Николая Чудотворца для г. Санкт-Петербурга. Изначально церковь не имела трапезной и колокольни. Рабочие чертежи разрабатывали инженер-полковник А.А. Лещев и губернский архитектор П.И. Праман. В их чертежах была увеличена высота купола, простенки алтарных приделов в церкви предполагалось сделать каменными. Новый план был утвержден корпусным командиром И.А. Вельяминовым и Преосвященным Афанасием 29 июня 1833 г. Еще 13 марта был 1833 г. был заключен подряд на постройку казачьей церкви, надзор за строительством здания был возложен на А.А. Лещева [16].
Над храмом с портиками полусферической купол на цилиндрическом барабане, прорезанном арочными окнами. Над трапезной, прорезанной тремя окнами с северной и южной сторон, двухскатная кровля. Главы – на куполе, алтаре, и колокольне, кресты восьмиконечные. Купол и шпиль были окрашены зеленой краской. Медные кресты были пожертвованы заводчиком Яковлевым и вызолочены червонным золотом на Верхне-Исетском заводе дарителя. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, подоконное пространство оформлено балясинами. Западный фасад оформлен в виде портика с четырьмя дорическими полуколоннами. Над куполом фонарик с четырьмя окнами, завершенный полусферическим куполом. Колокольню венчает высокий шпиль с крестом. Высота до основания шпиля колокольни – 24 м, до креста – 33,5 м. Иконостасы были изготовлены к весне 1838 г. в г. Екатеринбурге. 19 икон были написаны на холсте выдающимся живописцем М.И. Мягковым. В 1839 г. войсковой церковью из Москвы были получены иконы, но они оказались велики. Их обрезали, позднее выяснилось, что они предназначались для собора в г. Кяхте. Подрядчику пришлось заказать новые иконы. 31 декабря 1839 г. были разосланы приглашения для сбора пожертвований на окончание отделки храма. К 12 марта 1841 г. было собрано 5415 рублей 84 копейки, что позволило оплатить купленные на Ирбитской ярмарке и доставленные из Москвы иконы. Все они были написаны художником П.М. Скороспеловым в 1841-1844 гг. Наиболее чтимая икона – список с чудотворной иконы Козельщанской Божьей Матери. Протоиерей Александр Сулоцкий назвал иконостас Никольской церкви великолепным [17].
В 1883 г. из г. Березова в омскую Никольскую церковь было передано Знамя Ермака, по преданию, подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь и 12 знамен казачьих полков[18]. Прихожанам Никольского храма являлись казаки г. Омска и соседних сел. Здесь благословляли отправляющихся на фронт воинов и служили панихиду по умершим. 4 сентября 1897 г. при церкви открыли 4-х классную школу для девочек. В приходе Никольской церкви находились войсковой приготовительный казачий пансионат, два приходских Никольских училища – мужское и женское, Николаевское мужское училище и две казачьих школы. Церковно-приходское попечительство при храме было открыто 11 декабря 1903 г. К церкви были приписаны две деревянные часовни: в поселке Черемуховском – во имя иконы Казанской Божьей Матери и в поселке Новом – во имя св. Апостолов Петра и Павла. В состав прихода входили жители этих поселков. Протоиерей Павел Васильевич Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 г. обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ. В 1914 г. при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям. При епископе Сильвестре было утверждено Приходское Братство во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца. Здесь же крестили будущего военного инженера героя Первой мировой войны и Советского Союза генерала Д.М. Карбышева. Во время посещения г. Омска наследником престола Николаем Александровичем (1898 г.) Божественная литургия служилась всем омским духовенством. 25 августа 1910 г. на службе находился Председатель Совета министров П.А. Столыпин [19].
В феврале 1918 г. казаками атамана Б.В. Анненкова из храма были похищены знамена Ермака и времен Петра I, георгиевский крест генерала Г.А. Колпаковского. Знамена и орден были возвращены в войсковое правление Сибирского казачьего войска 22 октября. В декабре того же года знамена перенесли в собор. С приходом советской власти в город (с 1920 г.) начался трагичный период в существовании Никольского храма: неоднократно предпринимались изъятия церковных ценностей в пользу государства. Разграбленный храм пустовал с 1923 г.
10 ноября 1928 г. решением Омского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов здание Казачьего собора закрыто и передано под «культурные нужды». 16 января 1929 г. это решение было подтверждено Окружным исполкомом. 10 января 1930 г. ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. В середине января были сняты церковные колокола[20]. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло. Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж. В конце 1920-х гг. в здании храма разместился детский сад, а со второй половины 1930-х гг. – клуб строителей имени Степана Халтурина. Во время Великой Отечественной войны в здании храма размещался Проектномонтажный институт, затем, конструкторское бюро Туполева. Позднее здание занимали: кинотеатр «Победа», Управление культуры, Музыкальная школа, Управление кинофикации, Спортивный комитет. С 1966 г. здание не эксплуатировалось. В 1970 г. городской исполнительный комитет принял решение о сносе здания Никольской церкви, т.к. оно находилось в аварийном состоянии. Против разрушения выступили художник К.Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В. Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М. Хахаев. С 4 декабря 1974 г. согласно постановлению Совета министров РСФСР № 624 Казачий собор был поставлен на государственную охрану. С 1974 г. начались реставрационные работы, которые закончились установлением крестов 12 июля 1983 г. С 1983-1998 гг. в соборе находился орган, и здание было в совместном пользовании Омско-Тарской епархии и филармонии. В нем проходили миротворческие, межконфессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа. В 1991 г. на колокольнк собора вместо бутафорских были установлены настоящие церковные колокола. В начале 1990-х гг. на страницах омских газет развернулась полемика между теми, кто хотел видеть здание православным храмом, и ценителями органной музыки. В 1997 г. строение перешло в полное распоряжение епархии (под органный зал началось переоборудование кинотеатра «Художественный»)[21]. Сейчас в храме установлены три иконостаса и проходят постоянные службы. Изменился и внешний облик Никольского собора. Исчезли гирлянды под куполом, более массивными стали колонны, «юбка» у шпиля колокольни утратила свой изгиб. Но, несмотря на все изменения, он сохранил свое величие и гармонию.
Успенский кафедральный собор занимал главное место в градостроительной системе г. Омска. Сквер, избранный для возведения храма, находился рядом с крепостью в центре города, на пересечении главных городских магистралей: Капцевичевой, Казнаковской, Тарской, Тобольской, Александровской улиц (совр. ул. Тарской, Интернациональной, Ленина). Недалеко находились здания фельдшерской школы, мужской гимназии, канцелярии Степного генерал-губернатора, уездного училища. Ещё в 1879 г. был поднят вопрос о расширении Воскресенского собора, не вмещавшего прихожан. Разрешение на пристройки получили в 1885 г. Вскоре генерал-губернатор Западной Сибири генерал-адъютант Г.В.Мещеринов признал более целесообразным, взамен расширения старого собора, возвести новый на другом месте. Новый трёхпрестольный храм предполагалось возвести во имя Вознесения Господня, с боковыми приделами: во имя Николая Чудотворца – небесного покровителя наследника престола, для увековечивания посещения города будущим императором, и Святой Равноапостольной Марии Магдалины в честь императрицы Марии Фёдоровны – матери наследника. К 1890 г. население Омска возросло до 40000 человек, и 5 имеющихся православных храмов, не считая домовых, было мало. Закладку храма приурочили к прибытию в Омск наследника престола цесаревича Николая Александровича. Для этого построили деревянный павильон для почётных гостей на земле, оставшейся свободной от упразднённой крепости. И 14 июля 1891 г., при большом скоплении народа будущий император Николай ІІ заложил первый камень в фундамент собора. Место было освящено. За лето сделали фундамент. Приступили к постройке 4 сентября того же года[22].
Первый проект, составленный академиком архитектуры Г.Д. Гриммом оказался слишком велик для Омска и не был принят. Акмолинский областной инженер К.А. Лешевич разработал проект более скромных размеров, который был отправлен для утверждения в Санкт-Петербург. Но и этот проект не был одобрен. Новый проект храма был создан архитектором Э. Ф. Виррихом. Имевшая сложное объёмно-планировочное решение, церковь сохранила традиционную композицию: алтарь, храм, трапезная, притвор с колокольней. Храм был пятиглавый, с характерным доминированием ведущей главы, кирпичный, на высоком цокольном этаже, в форме «корабля», крестообразный в плане. Над храмом пятиглавие: шлемовидные купола на цилиндрических барабанах, прорезанных арочными окнами, над алтарём пятигранная конха, над трапезной двускатная кровля. Фонарь над куполом восьмигранный с окнами, такой же фонарь на колокольне, с пояском или перехватом вверху. Главы - на куполе, алтаре, приделе и колокольне, кресты восьмиконечные. Современников восхищало богатство художественных приёмов в украшении храма. Насыщенность декоративного узорочья вторит образцам московского зодчества. Стены имеют руст в цокольной части здания, поле стены украшено нишами, переборками, лопатками, сложные карнизы имеют несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками. На окнах первого этажа металлические решётки. Величественность храма, полихромный колорит, красота декора, производили огромное впечатление на видевших его людей. Высокая колокольня трехъярусная, оконные проёмы прямоугольные, ярус звона восьмигранный. Высокий шатёр имеет декорированные окошечки. Луковичная главка на тонкой цилиндрической шейке. В интерьере храма были росписи, выполненные художником Емцовым. Иконостас с иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца А.П.Кожевникова[23].
Воздвигнутый храм, замкнув на себе перспективы нескольких улиц, стал одной из главных градостроительных доминант г. Омска, державшей пространство огромной соборной площади. Строился храм в основном на пожертвования граждан города, государственные средства, средства Святейшего Синода и личные пожертвования императора Николая ІІ. Всего на сооружение и украшение храма было потрачено 125000 рублей. Руководил строительством К.А. Лешевич, а после его отъезда с 14 октября 1897 г. новый областной инженер А.С. Эйнарович. 9 сентября 1898 г. трёхпрестольный храм был освящён во имя Успения Божией Матери и назначен кафедральным собором Омской епархии.
При соборе была открыта церковноприходская школа. Закон Божий в ней бесплатно преподавал священник кафедрального собора Н.И. Кощеев. Вокруг собора в 1902 г. были устроены сад и ограда. С начала 1910-х гг. в саду у собора существовали детские площадки, на которых собиралось до 200 человек, с которыми занимались педагоги. Поэтому сад также называли детским. За лето 1915 г. Степным обществом садоводства был распланирован новый сквер у кафедрального собора. Сквер имел свободную планировку в духе стиля модерн. После революций 1917 г. для храма настали не лучшие времена. В феврале 1918 г. издан декрет об отделении церкви от государства, большевики потребовали от епископа передать в их распоряжение здание, дела и имущество Духовной консистории, а так же Архиерейский дом для размещения в нём своих учреждений. Прошёл слух, что в кафедральном соборе устроят лазарет, оставив для богослужений один придел. Прихожане на соборной площади провели митинг, разогнанный красногвардейцами. Гонения на церковь и священнослужителей усилились в 1920-х годах. В феврале 1920 г. архиепископ Сильвестр был мученически распят и тайно захоронен. В 1934 г. партийное руководство области решило перестроить Успенский собор в оперный театр. В связи с этим была создана комиссия по обследованию акустики собора под руководством А.Д. Лебедева. Акустика была найдена удовлетворительной, но данным планам не дано было осуществиться. 17 февраля 1935 г. на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов было принято решение о сносе здания. Храм был взорван. На уникальной фотографии, хранящейся в фонде Государственного Архива Омской области, видно, что алтарная стена с росписями устояла и после взрывов. В разборке взорванного собора принимали участие заключённые внутренней тюрьмы НКВД[24].
Во второй половине ХХ века на месте храма был разбит сквер, в котором построили светомузыкальный фонтан.
В 1990-х гг. духовенство и широкая общественность г.Омска подняли вопрос о восстановлении разрушенного храма. На рубеже веков главным архитектором г. Омска А.М. Каримовым было предложено восстановить омскую святыню по историческим чертежам. Но потребовалось несколько лет, что бы эта инициатива была поддержана властями и осуществилась. Идея Омско-Тарской епархии о восстановлении храма была публично принята губернатором Омской области Л.К. Полежаевым на встрече с митрополитом в честь 110-летия епархии в марте 2005 г. Летом планировалось начать раскопки. В середине июня 2005 г. генеральный директор НПО «Мостовик» О.В.Шишов обратился в Министерство культуры Омской области с просьбой, в преддверии начала работ по раскрытию фундамента собора, определить методику производства земляных работ с участием специалистов-археологов[25].
Творческой лабораторией архитектора М.М. Хахаева был выполнен комплекс работ по соотнесению карт старого Омска с современной градостроительной ситуацией. 1 июля приступили к раскрытию фундаментов. Расчистка шла быстрыми темпами и дала массу археологических находок: 16 июля при откачке воды всплыла небольшая деревянная икона с утраченным красочным слоем. Дальнейшие работы привели к главному открытию – захоронению. 20 июля было найдено и вскрыто погребение священномученика Сильвестра[26].
14 октября состоялась закладка камня в фундамент Успенского собора. Главные технологические и конструктивные решения по строительству собора были предложены НПО «Мостовик». В течение всей стройки приходилось решать нестандартные задачи: хотя старый фундамент не выдерживал расчетной нагрузки, важно было обеспечить его сохранность в процессе строительства. Примитивный подход предполагал бы демонтировать старые полуразрушенные основы, т.к. новый собор опереть на них невозможно. Строители сумели применить технологии, опробованные на строительстве метро и мостов. Оригинальность исполнения заключалась в том, что в основании нового фундамента – буронабивные железобетонные сваи диаметром 1 метр, на них покоится платформа, несущая на себе всю конструкцию храма. Устройство фундамента продолжалось с октября 2005 г. до января 2006 г. Работа на стройплощадке шла круглосуточно и не прекращалась даже в сильные морозы. Второе ключевое решение: нижняя часть храма свободна от технологических помещений и инженерного оборудования. Найденное захоронение священномученика Сильвестра подсказало идею создания нижнего, мемориального храма. Весной 2006 г. началась кирпичная кладка стен. Принято цветовое решение как на эскизах Э.Ф. Вирриха. В Эстонии было найдено предприятие, которое изготовило 100 000 кирпичей ручной формовки. На стройке работали каменщики субподрядной компании «Стройкомплект». В работе им требовалась ювелирная точность: кладка велась параллельно по всему периметру храма. Фотосъёмка и геодезический контроль делались постоянно. Стройка стала ещё и учебной мастерской по освоению работы в старинном стиле. Воссоздание собора стало примером, когда современная техника и старинные приёмы работы не противоречат друг другу. Кровля сооружалась теми же способами, что в древности. Деревянная, покрытая крашеным металлом, так называемая фальцевая кровля, потребовала больших усилий. Высокой квалификации требовали штукатурные работы[27].
Собор стал памятником благотворительности омичей. Архитекторы и инженеры-проектировщики выполнили все чертежи в качестве вклада в общее дело института «Омскгражданпроект», при этом проектную документацию выдавали параллельно с ходом строительства. Омский Союз предпринимателей и Торгово-Промышленная палата взяли на себя финансирование создания иконостаса. Интерьеры пещерной церкви выполнены на деньги компании «Титан». Компания «Агростройкомплект» изготовила и позолотила купола храма, полы из уральского гранита оплатило предприятие «Винпром». Работы по оснащению здания элекросетями выполнили за свой счёт НПО «Мир» и «Омскэнерго». ОАО «Омкспромстройбанк» заказало колокола в Каменск-Уральский ООО «Пятков и К.». По данным Фонда воссоздания памятника истории и культуры Успенского собора 270 трудовых коллективов, 22 тысячи омичей внесли пожертвования на возрождение памятника.
Всего два года понадобилось для воссоздания этого величественного храма. За это время нашлось немало скептиков, заявлявших, что невозможно за столь короткий срок воссоздать храм. Но по мере того, как росли стены, украшались фасады и венчали храм купола, всё меньше становилось критиков, и весь город с интересом и удивлением следил за событиями на стройке. 25 июля 2006 г. на строительной площадке собора состоялось освящение колокольной группы. В канун Рождества Христова 2007 г. зазвонили колокола возрождаемого Успенского собора. В те же праздничные дни омичи получили возможность увидеть внутреннее убранство храма – в парадном зале Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля открылась выставка «Святые иконы возрождённого Успенского собора». Все три иконостаса верхнего храма и иконостас в нижнем храме собора выполнены 15 омскими резчиками по дереву из лиственницы и липы. Как и в первоначальном храме, иконостасы покрыты сусальным золотом[28].
2 марта 2007 г. состоялся подъём опалубки под центральный свод храма. Это полусфера свода диаметром 12 метров с длиной окружности 44 метра. Вес конструкции более 30 тонн. Понадобился специальный кран с 70-метровой стрелой. Затем был поднят и водружён сияющий купол. Подъём центрального купола состоялся 30 марта. К этому времени малые купола, венчающие угловые барабаны храма, были уже установлены. Через несколько дней центральная глава храма увенчалась восьмиконечным крестом. Колокольня вновь стала главной высотной архитектурной доминантой центральной части г. Омска, венчаемая 6-метровым крестом она поднялась на 54 метра. Завершалось строительство установкой уникальных дверей с металлическими барельефными иконами, выполненными в Санкт-Петербурге на фабрике бронзы «Бушнев». В верхней части – храмовая бронзовая икона Успения Пресвятой Богородицы, а створки двери украшают образы Святого Николая Чудотворца и Святой Равноапостольной Марии Магдалины, в честь которых освящены приделы храма. Фасады храма богато украшены декоративными элементами: колоннами, арками, балясинами и др. Фасадам придают праздничность и яркие квадраты изразцов, сделанных в Омске специалистами фирмы «Антамблемент». Храм украсили подзоры – своеобразное металлическое кружево из титанового сплава, которые изготовили мастера компании «Морион» из города Трехгорный Челябинской области[29].
15 июля состоялось освящение воссозданного собора. Ранним утром тысячи омичей пришли на соборную площадь. Праздник начался с перенесения мощей священномученика Сильвестра Омского в новый храм[30]. Затем состоялась церемония освящения храма и Божественная литургия. Днём на соборной площади проходила праздничная программа, организованная министерством культуры Омской области, в которой приняли участие самодеятельные творческие коллективы.
Мы гордимся Успенским собором, он стал главной достопримечательностью нашего города. Красивый днём он благодаря технологии компьютерной подсветки прекрасен и ночью. Кажется, что храм парит над землей!
Заключение
Исследуя вопрос об истории и современности омских храмов, можно сделать следующие выводы: церкви строились на пожертвования горожан и государства. В дореволюционное время они были центрами духовности и культуры. После революции власти начинают гонения на религию и церковь. Поэтому судьба многих храмов незавидна: часть разрушена или закрыта. И лишь немногие церкви сумели сохранить своё предназначение во второй половине ХХ века. Примером разной судьбы православных храмов являются в г. Омске Успенский кафедральный собор. Никольская казачья церковь, Крестовоздвиженская церковь.
Успенский кафедральный собор был построен к 1898 г. В 1935 г. взорван по решению президиума Омского областного исполнительного комитета. На месте храма долгое время был разбит сквер, дополненный светомузыкальным фонтаном. 10 сентября 2005 г. началось восстановление храма. 7 января 2007 г. колокола отстроенного собора возвестили прихожанам о Рождестве Христовом.
Никольская казачья церковь (собор с 1916 г.) строилась с 1833 г. Главный престол был освящён в 1943 г. В 1928 г. Омский городской совет решил закрыть собор. В здании храма размещался детский сад, клуб строителей, проектно-монтажный институт, конструкторское бюро, амбар, кинотеатр и т.д. С 1966 г. здание не эксплуатировалось. И лишь по счастливой случайности храм не был разрушен (решение о сносе принято горисполкомом в 1970 г.). В 1974 г. произведён ремонт и с 1983 г. собор в ведении Омско-Тарской епархии.
Крестовоздвиженская церковь построена к 1870 г. В 1936 г. Омский городской совет решил снести здание. Здание чудом уцелело и сохранило своё истинное предназначение. В годы советской власти церковь стала собором Омско-Тарской епархии.
Сейчас в Омской области власти давно повернулись лицом к проблеме строительства и восстановления храмов. «Власть разрушила церковь, и власть её восстановила» – эта формула стала лейтмотивом деятельности региональной власти уже на протяжении многих лет. И нас на глазах в г. Омске, были возвращены к жизни, когда-то снесённые храмы и построены новые. Многие скептики сейчас удивляются: зачем восстанавливают и строят храмы? Разве церковь не отделена от государства? Вопросы эти, простые на первый взгляд, на самом деле достаточно провокационные, по сути. Во-первых, строительство храмов – отнюдь не самоцель. Религиозное, духовное воспитание, в том числе закладывает основы нашего общества. Кто захочет – обопрётся, кому надо – найдёт свою дорогу к храму. Власть лишь даёт возможность каждому выбирать или не выбирать этот путь. При советской власти такого выбора не было, а храмы и вовсе отсутствовали. Во-вторых, насчёт отделения. Да, отделена церковь от государства – кто с этим спорит. И «железный аргумент» вроде «сначала народ накормите, а потом церковь стройте» многое перевесит в споре за пресловутое отделение. Но давайте спросим себя: а разве духовная пища менее важна, нежели насущная?
Собранные сведения предлагаем использовать в качестве дополнительного материала на уроках по истории родного края. С этой целью нами будет создан иллюстрированный путеводитель по храмам нашего города.
Дальнейшим направлениям моей работы станет изучение на основе архивных материалов истории приходов омских храмов. По мнению омского исследователя А.М. Лосунова «обращение к истории приходов позволит не только по новому подойти к рассмотрению вопросов о месте и роли Русской Православной Церкви в освоении Сибири, но и зафиксировать уровень религиозности жителей этого региона, понять особенности православного сознания отдельных категорий населения»[31].
Список источников и литературы:
[1] См. например: Васильева С. Праздник воскрешения храма//Мостовик. –2007. – № 20. – С. 6-7; Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор//Телеобозрение. – 2007. – № 51. – С. 6-7.
[2] Туристический портал Омской области / http://omsk-turinfo.ru/content/view/97/41/; Система онлайн-бронирования Hotelslobby.com/ Храмы Омска / Свято-Никольский собор/ http://www.hotelslobby.com/landmark/300; и др.
[3] Наталья Лебедева. История омских храмов/ http://www.omsktime.ru/church/html;
[4] Гуменюк А.Н. Крестовоздвиженская церковь и строительство православных культовых сооружений в 1850-1870-е гг. в Омске//Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – № 6. – Омск, 1996. – С.157-163.
[5] Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город. – Омск, 1960. – 267 с.
[6] Лебедева Н.И. История храмов и молитвенных домов Омского Прииртышья. – Омск, 2005. – 302 с.; Лебедева Н.И. и др. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. – Омск, 2007. – 156 с.; Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор//Телеобозрение. – 2007. – № 51. – С. 6-7; Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор//Телеобозрение. – 2007. – № 52. – С.6-7; Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор//Телеобозрение. – 2008. – № 2. – С.5-7.
[7] Миненко Н.А., Федоров С.В. Омск в панораме веков. – Омск, 1999. – 198 с.
[8] Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области. – Омск: Западно-Сибирское кн. изд-во. Омское отделение. – 1967. – С. 45-46.
[9] Васильева С. Праздник воскрешения храма//Мостовик. – 2007. – № 20. – С. 6-7; Васильева С. Успенский собор: решения и технологии//Мостовик. – 2007. – № 19. – С. 1-3.
[10] Васильев В. Детства ослепительный миг//Иртыш. – 1997. – №1-2. – С.279.
[11] Очерки истории города Омска/Под ред. А.П. Толочко. – Омск, 2005. – 400 с.
[12] Омский Успенский кафедральный собор. Научно-популярный сборник. – Омск: Фонд охраны археологического наследия, 2007. – 301 с.
[13] Наталья Лебедева. История омских храмов/ Крестовоздвиженская церковь http://www.omsktime.ru/church/krestovoz.html
[14] Гуменюк А.Н. Крестовоздвиженская церковь и строительство православных культовых сооружений в 1850-1870-е гг. в Омске// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – № 6. – Омск, 1996. – С.157-163.
[15] Наталья Лебедева. История омских храмов/ Крестовоздвиженская церковь/ http://www.omsktime.ru/church/krestovoz.html
[16]http://www.omskportal.ru/ru/government/branches/Youth-Sport-Tourism/Tourism/Irtish/Resources/ArchMonuments/NikolCathedral.html
[17] Лебедева Н.И. История храмов и молитвенных домов Омского Прииртышья. – Омск, 2005. – С. 133.
[18] Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области. – Омск: Западно-Сибирское кн. изд-во. Омское отделение. – 1967. – С. 46.
[19] Лебедева Н.И. История храмов и молитвенных домов Омского Прииртышья. – Омск, 2005. – С. 136.
[20] Очерки истории города Омска. Том второй. Омск. XX век. / Под ред. А.П. Толочко. – Омск, 2005. – С. 147.
[21] Очерки истории города Омска. Том второй. Омск. XX век. / Под ред. А.П. Толочко. – Омск, 2005. – С. 363.
[22] Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор // Телеобозрение. – 2007. – № 51. – С. 6.
[23] Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор // Телеобозрение. – 2007. –
№ 51. – С. 7.
[24] Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор // Телеобозрение. – 2008. –
№ 2. – С. 5-7.
[25] Успенский собор: решения и технологии // Мостовик. – 2007. – № 19. – С. 1-3.
[26] Васильева С. Успенский собор: решения и технологии // Мостовик. – 2007. –
№ 19. – С. 1-3.
[27] Васильева С. Праздник воскрешения храма // Мостовик. – 2007. – № 20. – С. 6-7.
[28] Лебедева Н.И. и др. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. – Омск, 2007. – С. 113.
[29] Васильева С. Праздник воскрешения храма // Мостовик. – 2007. – № 20. – С. 6.
[30] Васильева С. Праздник воскрешения храма // Мостовик. – 2007. – № 20. – С. 7.
[31] Омский Успенский кафедральный собор. Научно-популярный сборник. – Омск: Фонд охраны археологического наследия, 2007. – С. 36.
Белый лист
О путнике
Сказка об одной Тайне
Ручей и камень
Плавает ли канцелярская скрепка?