Научно-исследовательская работа по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_metafory_i_olicetvoreniya_v_zagadkah_o_rasteniyah.doc | 64.5 КБ |
rol_metafory_i_olicetvoreniya_v_zagadkah_o_rasteniyah.ppt | 1.33 МБ |
III районная научно – исследовательская
конференция обучающихся
Секция литературы
Роль метафоры и олицетворения
в загадках о растениях
Ивлева Вероника,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 13»,
5 класс
Научный руководитель:
Севидова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Новокузнецк, 2011
Содержание
1. Введение 3-4
2. Метафора и олицетворение в загадках о растениях 5-7
2.1. Определение метафоры и олицетворения в разных словарях 5
2.2. Метафора – один из способов построения образа в загадках 5-6
2.3. Способы образования метафорических загадок 6-7
2.4. Олицетворение в загадках 7
3. Заключение 8
1. Введение
Русские народные загадки – один из древнейших жанров русского фольклора. Было установлено, что загадки входили в обряды, применялись при испытаниях мудрости и смекалки. В сказках и мифах загадки отгадывают герои и вожди, мудрецы и пророки. [2, с. 341]
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать. [4, с. 44] Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир.
В загадках речь идёт о конкретном, видимом мире явлений и вещей, окружающих человека в его трудовой деятельности и в быту. Загадки, по мнению В.В. Митрофановой, находят поэзию в самых обыкновенных вещах. [2, с.343]
Каждый жанр фольклора имеет свои излюбленные стилистические приёмы, в нём получают наибольшее применение те или иные поэтические тропы. Излюбленным стилистическим средством загадки является метафора. «Загадка может быть определена, - писал академик Ю.М.Соколов, - как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры». [1] А М.А.Рыбникова, подчёркивая особенность загадок, писала: «Загадка – ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора». [1]
Цель данной работы – выявить роль метафоры и олицетворения в загадках о растениях.
Задачи исследования:
Объектом исследования явились 50 загадок о растениях.
Мы считаем, что данная работа может быть интересна и полезна объединениям юных филологов и всем, кто небезразличен к русской литературе и культуре.
2. Метафора и олицетворение в загадках о растениях
2.1. Определение метафоры и олицетворения в разных словарях
Мы проанализировали определения метафоры и олицетворения в разных источниках и выяснили, что в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся лишь определение метафоры, которое включает в себя и «концентрированное сравнение»: розы щёк вместо розовые щёки, и одухотворение или отождествление неодушевлённых предметов: вьюга злится, вьюга плачет [5].
Редакторы-составители «Словаря литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев метафорой считают «вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту». [3, с. 208] Олицетворением они называют «изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать» [3, с. 252]
В «Словаре литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов» сказано, что метафора – «вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений…» [4, с. 81-82], причём автор-составитель словаря одной из разновидностей метафоры называет олицетворение.
В своей работе мы опирались на определение «Словаря литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов».
2.2. Метафора – один из способов построения образа в загадках
Один из способов построения образа в загадках – метафора. Загадываемый предмет замещается другим: огурец – горница, арбуз – телёночек, камыш – мужик с бородою, морковь (или свёкла) – девица и т.д.
В качестве метафор в загадках чаще всего выступают имена существительные. Например: «Красненька матрёшка, беленько сердечко» (малина) или «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
Метафорами в загадках могут быть и глаголы: «Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю» (ель, сосна) или «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива).
В загадках «Мягок, а не пух, зелен, а не трава» (мох) и «Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька» (черника) в качестве метафоры употребляются имена прилагательные.
Нередко, однако, в качестве метафор в загадках выступают различные части речи. Например: «На лесной поляне красуется (глагол) Татьяна (существительное): алый сарафан (существительное), белые крапинки» (земляника), «Стоит кудрявый Ваня (существительное) в зелёном кафтане (существительное), в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат (прилагательное) и невелик (прилагательное), а подарком наделит (глагол)» (орешник).
2.3. Способы образования метафорических загадок
С.Г.Лазутин выделяет шесть основных наиболее распространённых типов или способов образования метафорических загадок.
1. Предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства: «На кургане, на поляне сидит курочка с серьгами. Кто мимо не пройдёт – всем по коробу даёт» (ягоды), «Сидит Федосья, распустив волосья» (зелёный лук).
2. Предметы сопоставляются по цвету: «Море красное, берега зелёные, рыбки чёрные» (арбуз), «Синий мундир, белая подкладка, в середине – сладко» (слива).
3. Предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации: «Снесли птички синеньки яички, развесили по дереву: скорлупка мягонька, белок сладенький, а желток костяной» (слива).
4. Предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовой жизни народа: «Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает» (лес).
5. Предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного: «Платье потерялось, пуговицы остались» (черёмуха), «Платье скинула, а пуговки остались» (рябина)
6. Предметы, явления и образы могут сближаться на основе некоторых одинаковых черт и признаков в поведении: «Летом шубу надевает, а зимой снимает» (лес), «Стоит мужик над водою, трясёт сивой бородою» (камыш).
Метафора в загадках отличается от метафор в других фольклорных жанрах тем, что даётся в форме занимательной игровой задачи.
С.Г.Лазутин считает метафору душой загадки, понять которую – «значит понять саму загадку, раскрыть её суть, определить её жанровые особенности» [1]
2.4. Олицетворение в загадках
Часто предметы и явления неживого мира сопоставляются с живыми существами, и тогда возникают олицетворения. Например, капуста на разных этапах роста сравнивается с человеком в различные годы его жизни: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём». А в загадке «Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит» подсолнух сравнивается с непоседливым мальчиком. Олицетворения, оживляя и одухотворяя неживой мир, придают загадке большую поэтичность, создают яркие образы и картины.
3. Заключение
Мы убедились, что благодаря метафоре и олицетворению с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: черёмуха становится кузницей (№ 35)[1], грибы – молодцами (№ 22), камыш – стариком (№ 25), скорлупа ореха – горшочком (№ 12, 14), а ядро его – кашкой (№ 12) или ухой (№ 14).
В процессе исследования я научилась работать с научной литературой, анализировать определения одних и тех же понятий в разных источниках, делать выводы.
4. Библиографическое описание
1. Лазутин, С.Г. Метафоры в загадках [Текст] / С.Г.Лазутин // http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/2_1.html
2. Митрофанова, В.В. Мудрёно – занятно! [Текст] // Пословицы. Поговорки. Загадки / Составители, авторы предисловий и комментариев А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – С. 340 – 349.
3. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: «Просвещение», 1974.
4. Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов [Текст] / Автор-составитель А.А.Инджиев. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Текст] //http://encyclopediya.ru/big/066/66462_brockhaus-efron.htm
5. Приложение
Загадки о растениях
1.Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
2. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь или свёкла)
3. Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
4. Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто на нём. (капуста)
5. Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух)
6. Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит. (подсолнух)
7. Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель, сосна)
8. Платье скинула, а пуговки остались. (рябина)
9. Под ярусом, ярусом висят кисти с красным гарусом. (рябина)
10. Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане, в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат и не велик, а подарком наделит. (орешник)
11. Цветёт, а никто цвета не видит. (орешник)
12. Горшочек маленький, кашка сладенькая. (орех)
13. Махоточка маленька, да кашка сладенька. (орех)
14. В маленьком горшочке уха вкусна. (орех)
15. Маленький мужичок – костяная шубка. (орех)
16. Золотой клубочек спрятался в дубочек. (жёлудь)
17. Красная девица, каменное сердце. (вишня)
18. Летел Егорка, упал в озёрко, гусей не согнал и сам не пропал. (лист)
19. На кургане, на поляне сидит курочка с серьгами. Кто мимо пройдёт – всем по коробу даёт. (ягоды)
20. Стоят Ермачки, красные колпачки. Кто ни пройдёт – всяк поклон отдаёт. (земляника)
21. На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки. (земляника)
22. Хороводом и в ряд – в шляпках молодцы стоят. (грибы)
23. Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, а весной оживает. (лес)
24. Стоит мужик над водою, качает бородою. (камыш)
25. Стоит старик над водою, качает бородой. (камыш)
26. Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)
27. Море красное, берега зелёные, рыбки чёрные. (арбуз)
28.Зелёный телёночек привязан верёвочкой, лежит на боку под плетнём. (арбуз)
29. Стоят козлятки, привязаны к грядке. (огурец)
30. Сидит Федосья, распустив волосья. (зелёный лук)
31. Рос Демид, вырос, на белый свет вылез. Сквозь землю прошёл, красну шапку нашёл. Шапку снял, детей спать уклал. (мак)
32. Золотой Демид против солнца стоит. (подсолнечник)
33. Летом шубу надевает, а зимой снимает. (лес)
34. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (мох)
35. Стоит кузница – вся в пуговицах. (черёмуха)
36. Платье потерялось, пуговицы остались. (черёмуха)
37. Снесли птички синеньки яички, развесили по дереву: скорлупка мягонька, белок сладенький, а желток костяной. (слива)
38. Синий мундир, белая подкладка, в середине – сладко. (слива)
39. Не маменька родила, а гостинцем оделила. (яблоня)
40. Над водой, водой стоит с красной бородой. (боярышник)
41. Дерево астраханское, зубья дубитанские. (боярышник)
42. На горе горынской стоит дуб волынский, на нём платье богатырское, а сучьё дьявольское. (терновник)
43. Стоит дерево кудряво, когти волчьи, кто подойдёт, того и обоймёт. (шиповник)
44. Дерево-то панское, платьице капитанское, когти кошачьи. (шиповник)
45. Стоит дерево древанское: на нём платье шемаханское, когти дьявольские, крылья ангельские. (шиповник)
46. Красненька матрёшка, беленько сердечко. (малина)
47. Красная ступка, белый толкач. (малина)
48. На тоненьком деревце животцы наши качаются. (клюква)
49. Что не сеяно родится. (трава)
50. Чёрненька. маленька, сладенька, ребятам миленька. (черника)
[1] См. Приложение
Слайд 1
Ивлева Вероника , ученица 5 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» Научный руководитель – Севидова Елена ВладимировнаСлайд 2
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать. Загадка может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. (Ю.М.Соколов) Загадка – ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора . (М.А.Рыбникова)
Слайд 3
Метафора – вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями метафоры являются: 1. Олицетворение – уподобление живому существу. 2. Овеществление – уподобление предмету. (Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов)
Слайд 4
Без окон, без дверей полна горница людей. ( огурец ) Зелёный телёночек привязан верёвочкой, лежит на боку под плетнём. ( арбуз ) Стоит мужик над водою, качает бородою. ( камыш ) Сидит девица в темнице, а коса на улице. ( морковь или свёкла )
Слайд 5
Красненька матрёшка , беленько сердечко (малина) – метафора – существительное Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива) – метафора – глагол Чёрненька , маленька , сладенька , ребятам миленька (черника) – метафора -прилагательное
Слайд 6
Стоит кудрявый Ваня (существительное) в зелёном кафтане (существительное) , в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат (прилагательное) и невелик (прилагательное) , а подарком наделит (глагол ). (орешник)
Слайд 7
Способы образования метафорических загадок (по С.Г.Ла з утину) Предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства: «На кургане, на поляне сидит курочка с серьгами. Кто мимо не пройдёт – всем по коробу даёт» (ягоды). 2. Предметы сопоставляются по цвету: «Море красное, берега зелёные, рыбки чёрные» (арбуз). 3. Предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации: «Снесли птички синеньки яички, развесили по дереву: скорлупка мягонька, белок сладенький, а желток костяной» (слива). 4. Предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовой жизни народа: «Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает» (лес). 5. Предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного: «Платье потерялось, пуговицы остались» (черёмуха). 6. Предметы, явления и образы могут сближаться на основе некоторых одинаковых черт и признаков в поведении: «Летом шубу надевает, а зимой снимает» (лес).
Слайд 8
Олицетворение в загадках Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём. Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит.
Дымковский петушок
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Вокруг света за 80 дней
Две снежинки
Как напиться обезьяне?