Целью данного исследования является изучение влияния музыки на живые организмы, на здоровье человека. В процессе
исследования было изучено воздействие музыки на человека, раскрыты особенности реакции человеческого организма от
прослушивания классической и современной музыки. Представлены данные, свидетельствующие о вредном воздействии
громкой рок-музыки, и о положительном воздействии классической музыки. В работе использовались методы наблюдения,
анализа и синтеза, беседы и опроса, обобщения. Кроме того, выявлены и проанализированы музыкальные предпочтения
обучающихся 7 классов.
Юный исследователь экспериментальным путем проверил воздействие музыки на физическое тело, эмоциональное состояние
человека, его интеллект. На основании проведенных экспериментов была подтверждена гипотеза научной работы, сделан вывод.
В результате проделанных экспериментов, анализа анкет обучающихся, был сделаны вывод о позитивном влиянии классической
музыки, особенно музыки Моцарта на состояние человека, его здоровье.
В заключительной части исследования внесены предложения по использованию музыки Моцарта для обучающихся школ.
Данная работа будет интересна школьникам подросткового возраста, повысит уровень интереса к классической музыке,
что в свою очередь будет способствовать их гармоничному развитию.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_vozdeystviya_muzyki_na_zhivye_organizmy_mou_sosh_no1_p.pangody.docx | 83.27 КБ |
V районная научно-практическая конференция учащихся и студентов
«Здоровье – категория социальная»
Исследование воздействия музыки на живые организмы.
Эффект Моцарта
Кренцив Екатерина Александровна,
Ямало – Ненецкий автономный округ,
Надымский район,
п.Пангоды
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
6а класс
Научный руководитель
Ткач Маргарита Витальевна,
учитель музыки,
Муниципальное общеобразовательное
Учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1
п.Пангоды»
2011г.
Исследование воздействия музыки на живые организмы.
Эффект Моцарта
Кренцив Екатерина Александровна,
Ямало – Ненецкий автономный округ,
Надымский район,
п.Пангоды
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
6а класс
Краткая аннотация
В данной работе исследуется влияние музыки на здоровье школьника. Выделены три направления: интеллект, эмоциональное и физическое состояние.
На основании проведенных экспериментов (влияние музыки на скорость и качество решения математических задач при прослушивании разных музыкальных произведений, влияние музыки различных стилей на эмоциональное восприятие обучающихся младшего школьного возраста, влияние музыки на поведение живых организмов), был сделан следующий вывод: эффект Моцарта имеет место в нашей жизни. Музыка влияет на состояние человека. Спокойная классическая музыка оказывает положительное влияние. Громкая рок-, поп-музыка замедляет продуктивность умственной работы, не всегда хорошо влияет на самочувствие человека, вызывает негативные эмоции.
The investigation of influence of music to living organisms Mozart s effect.
Pangody
Municipal comprehensive school №1
6 th form a
Brief annotation
The influence of music to schoolchildren s health is studying in this work. Three directions are pointed out: intellectual, emotional and physical status. According to 6the results of the done experiments (the influence of music to mentual, emotional status of infant schoolchildren, to living organisms) the following conclusion was received: we have Mozart s effect in our life; music has influence to persons s status; calm classical music has good influence; loud rock, pop music makes the results of mental work worse; gives negative emotions.
Исследование воздействия музыки на живые организмы.
Эффект Моцарта.
Кренцив Екатерина Александровна,
Ямало – Ненецкий автономный округ,
Надымский район,
п.Пангоды
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
6а класс
Аннотация
Целью данного исследования является изучение влияния музыки на живые организмы, на здоровье человека. В процессе исследования было изучено воздействие музыки на человека, раскрыты особенности реакции человеческого организма от прослушивания классической и современной музыки. Представлены данные, свидетельствующие о вредном воздействии громкой рок-музыки, и о положительном воздействии классической музыки. В работе использовались методы наблюдения, анализа и синтеза, беседы и опроса, обобщения. Кроме того, выявлены и проанализированы музыкальные предпочтения обучающихся 7 классов.
Юный исследователь экспериментальным путем проверил воздействие музыки на физическое тело, эмоциональное состояние человека, его интеллект. На основании проведенных экспериментов была подтверждена гипотеза научной работы, сделан вывод.
В результате проделанных экспериментов, анализа анкет обучающихся, был сделаны вывод о позитивном влиянии классической музыки, особенно музыки Моцарта на состояние человека, его здоровье.
В заключительной части исследования внесены предложения по использованию музыки Моцарта для обучающихся школ.
Данная работа будет интересна школьникам подросткового возраста, повысит уровень интереса к классической музыке, что в свою очередь будет способствовать их гармоничному развитию.
Содержание
стр.
Введение 5
Приложение I. Уровень интенсивности громкости
разных звуков в децибелах 15 Приложение II. Музыкальные произведения для гармонизации
различных состояний человека 16
Приложение III. Результаты экспериментов. 17
Приложение IV. Музыкальные предпочтения учащихся 7 классов 18
Исследование воздействия музыки на живые организмы.
Эффект Моцарта.
Кренцив Екатерина Александровна,
Ямало – Ненецкий автономный округ,
Надымский район,
п.Пангоды
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
6а класс
Научная статья
В ней часто чудотворное горит,
И вся она немыслимо лучится,
Она сама со мною говорит
И мне утешить душу не боится.
А. Ахматова
Двадцатый век называли веком музыки, предыдущее столетие - веком литературы, а эпоху Возрождения – золотым веком изобразительных искусств. Каждое из этих видов творчества точно отражает мироощущение эпохи, ее устремления. Никогда потребность людей в музыке не была столь острой как сейчас.
Музыкальные направления, стили и жанры, постоянно вторгаются в нашу жизнь. Невозможно представить себе ни дня без музыки.
Но, к сожалению, обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
Почему от одной музыки начинает нестерпимо болеть голова, а от другой, наоборот, резко повышается настроение и самочувствие? Задавшись этим вопросом, я решила исследовать воздействие музыки на поведение, настроение и здоровье человека.
Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.
"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира" - так утверждали древние мудрецы.Великий математик Пифагор говорил «…этот мир основан посредством музыки и может управляться ею".(6)
Музыка по-разному влияет на человека. Она может излечивать или, наоборот, приносить вред.
Целью данной работы является изучение влияния музыки на живые организмы, на здоровье человека.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: в основу исследовательской работы положено предположение о том, что если знать особенности влияния музыки на состояние и развитие человека, то можно выбрать оптимальный путь его гармоничного развития.
Для решения поставленных задач использовались следующие методыисследования:
Объект исследования: обучающиеся МОУ СОШ №1 п.Пангоды(2в, 6а, 7б класс)
Предмет исследования: классическая музыка В.А.Моцарта («Маленькая ночная серенада», «Рондо в турецком стиле»), Л.В.Бетховена («Лунная соната»), армянское народное произведение («Сегодня вечером»дудук), композиции рок-групп «Рамштайн» («Herzeleid»), и «Ария» («Игра с огнем»)
Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от не чистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут-м-Мут. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В III в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Чтобы понять механизм влияния музыки на человека, его состояние, здоровье, надо взглянуть на музыку как на физическое явление. Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы классических музыкальных произведений лежат в диапазоне близкому к частоте дыхания и сердцебиения человека. Ритм сердца составляет в основном 68-72 удара в минуту, в то время как ритм музыки Моцарта, Баха, Вивальди в среднем составляет всего 60 ударов в минуту. Наш организм, внимая этому ритму, поневоле расслабляется. И наступает отдых.
Организм человека, слушающего классическую музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон. Если же ритм музыки превышает диапазон частоты дыхания и сердцебиения человека, то после систематического прослушивания такой музыки возникает головная боль, агрессия, состояние сильного нервного возбуждения. Такое состояние может вызвать длительное прослушивание композиций в стиле хард рок. Вся техника рок-музыки взята из древних и современных тайных чёрно-магических обществ и братств. Ритм, нагромождение звуков – всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное изменение, на разрушение всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм приобретает наркотические свойства. Если он кратен, например, полутора ударам в секунду, то способен вызвать у человека необъяснимое чувство эйфории. При ритме же равном двум ударам в секунду слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому. Способность к здравому суждению притупляется, а иногда даже вообще исчезает. Именно в этом состоянии человек может проявить агрессию, ненависть, гнев, ревность, мстительность, жестокость. Всё вместе взятое означает, что разрушается нормы нравственности и морали, естественная защита организма человека ослабевает.
2.3 Фактор влияния - громкость
Многие ребята предпочитают часами, очень громко слушать композиции групп, исполняющих тяжелый рок, реп, поп музыку, совершенно не подозревая о том, что громкость очень влияет на их состояние здоровья, уровень работоспособности на уроках, настроение. За увлечение громкой музыкой, особенно модной в наше время, многие подростки расплачиваются приобретенной глухотой. Из таблицы уровня интенсивности разных звуков (Приложение 1) видно, что громкость рок и поп музыки на концертах непосредственно у самой сцены составляет 120 децибел, что практически одно и то же с рёвом взлетающего авиалайнера. Эта громкость губительна для человеческого уха.
В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки, предел допустимой громкости составил 85-90 дб. Однако нет в нашей стране закона, который бы защищал посетителей дискотек и рок-концертов, где сила звука часто превышает 85 децибел. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет. В среднем фанаты рок-музыки за год бывают на 18 концертах и просиживают по 400 часов перед мощными звуковыми динамиками. Можно себе представить, что станет с их слухом спустя несколько лет. Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно – подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей», «звуковым ядом». Ухудшение слуха относится к неизлечимым заболеваниям. Восстановить слух хирургическим путем практически невозможно. Были случаи, когда большая громкость серьёзно травмировала мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Однажды громкость достигла разрушительной силы настолько, что в 1979 году концерт группы “ПинкФлойд” на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба. (8)
Мы часто видим ребят с наушниками от плейера или сотового телефона, слушающих современную музыку на предельной громкости. Постоянно слушая плейер можно заболеть. Поэтому, если вдруг у такого ученика пропадает сон, он становится вялым и апатичным, неактивным на уроках, ему ничего не интересно, или у него появляются головные боли, — это первый признак отрицательного воздействия музыки, ему нужно показаться врачу терапевту и отоларингологу. Его слуховой аппарат уже с трудом выдерживает высокую динамическую звуковую нагрузку. Под воздействием постоянных громких звуков из наушников клетки слухового нерва просто начинают отмирать.
Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии наряду с негативным действием, обладают сильным терапевтическим эффектом. Воздействуя в первую очередь на подсознание, музыка может заменить сеанс психотерапии, давая облегчение и восстанавливая душевное равновесие. Сейчас продаются аудиозаписи, которые воспроизводят шум леса, звуки дождя, морской прибой, пение птиц. Есть музыка, которая имитирует звуки природы или дополняет их. (1)
Такие мелодии помогают человеку успокаивать измотанную суетой нервную систему, лечат психику не хуже таблеток. Каждый человек может вспомнить момент, когда любимая мелодия исправляла настроение.
Например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться (ПриложениеII). Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть, она облегчает боль.
В московском центре "Эйдос" музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Но самый большой эффект, по мнению специалистов, на пациентов оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали «эффект Моцарта».
С 1993 года в США ведутся эксперименты по необычному влиянию музыки Моцарта на физиологию людей. Эти исследования показали положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта, как никакой другой. В 1995 г. психолог Френсис Раушер провела опыты с крысами (эти животные, как известно, не обладают эмоциональной на музыку не реагируют). Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение – соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца в тишине.
Американский ученый Гордон Шоу использовал сканирование головного мозга добровольцев, чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта и современной музыки. Поп-музыка активизировала слуховой центр и центр, связанный с эмоциями. А музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в двигательной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в процессах сознания). Ученый отметил, что у человека, слушающего музыку Моцарта, начинает “светиться” буквально вся кора головного мозга.
Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии Российской академии наук Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
Музыка Моцарта не заставляет мозг “перенапрягаться”, распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в некоторых современных произведениях. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Она влияет на физиологию, интеллект и эмоциональное состояние человека. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным” композитором.
В работе мы выделили 3 направления,по которым осуществлялось исследование:
1) воздействие музыки на интеллект человека;
2)воздействие музыки на эмоциональное состояние человека;
3) воздействие музыки на физическое тело.
Эксперимент №1 проводился в 6а классе (23 человека)
Цель: изучить влияние музыки на скорость и качество решения математических задач при прослушивании разных музыкальных произведений.
Задание: решить максимальное количество (из 23 возможных) примеров из таблицы умножения за одинаковое количество времени (20 сек)
Результаты эксперимента сведены в таблицу 1 (Приложение III).
При прослушивании музыки у ребят возникли ассоциации:
Вывод: Рок музыка воздействует на эмоциональный и интеллектуальный уровень. Ее прослушивание на большой громкости снизило продуктивность умственной работы на 23%, классическая музыка помогает, ускоряет умственную деятельность.
Эксперимент №2 проводился с младшими школьниками, обучающимися 2а класса.
Цель: изучить влияние музыки различных стилей на эмоциональное восприятие обучающихся младшего школьного возраста
Детям один за другим были предложены музыкальные произведения различных стилей:
Задание:
Лист бумаги расчертить на 4 части. Затем, выбрав цветные карандаши, в каждой части нарисовать иллюстрацию, выразить свое восприятие музыки, и записать первое, пришедшее в голову, при прослушивании музыки слово.
Результаты эксперимента сведены в таблицу 2 (ПриложениеIII).
При анализе результатов данного эксперимента, было выявлено, что прослушивание классической и народной мелодий вызвало радость, легкость, тепло, композиция рок музыки – неуютность, неуверенность, страх, испуг.
Вывод: музыка влияет на эмоциональное состояние младших школьников, классическая вызывает положительные эмоции, рок музыка отрицательные.
Эксперимент №3
Цель: исследовать влияние музыки на поведение живых организмов
Задание: исследовать влияние музыки на брожение дрожжей
Известно, что дрожжи являются живыми организмами, которые активно размножаются в благоприятных условиях. В какой музыкальной среде произойдет более быстрое брожение, если технические условия проведения эксперимента одинаковы?
Описание эксперимента
В мерный стакан на 100 мл всыпали 3 г сухих дрожжей «СафЛевюр», добавили 50 мл теплой воды (38 градусов), перемешали. Стакан поместили в звуковое поле ( в котором на большой громкости воспроизводились композиции группы «Рамштайн»), оставили на 10 минут. По истечении времени зафиксировали результат – на какую высоту поднялись дрожжи
Затем проделали то же самое, с использованием музыки В.А.Моцарта.
Результаты эксперимента сведены в таблицу3 (Приложение III).
Конечно, основываясь на один опыт, сложно сделать окончательный вывод, нужно еще несколько раз его повторить.
Предварительный вывод: воздействие классической музыки ускоряет процесс брожения дрожжей.
Кроме того, мы провели анкетированиеобучающихся 7 классов нашей школы с целью изучения ихмузыкальных вкусов. Большей части ребят(29%) нравится рэп, затем практически на одном уровне клубная(18%) и поп-музыка(17%), далее идет рок- музыка(13%) и классическая (!!!)музыка(10 %), затем авторская песня(7%), R´b(2%), джаз(2%), народная музыка(1%) и романтическая инструментальная музыка(1%).
Результаты анализа анкетирования представлены в Приложении IV.
На основании теоретического исследования, проведенныхэкспериментальныхопытов, анализа проведенных анкет, подтвердилась выдвинутая гипотеза.
Кто-то скажет: «Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна». Да, наш земной мир создан из совершенства и несовершенства. Каждый человек выбирает, что ему ближе. И, все же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой защитой от многих бед, потому, что ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.
«Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться»
Приложение I
Уровень интенсивности громкости разных звуков в децибелах
Звук, дб | Допустимая норма | |
Едва слышимый звук | 0 | допустимо |
Шепот около уха | 25-30 | допустимо |
Речь средней громкости | 60-70 | допустимо |
Очень громкая речь (крик) | 80 - 85 | допустимо |
На концертах рок и поп музыки в центре зала | 106-108 | Опасно для человеческого слуха |
На концертах рок и поп музыки у сцены | 120 | Губительно для человеческого уха |
Рёв взлетающего авиалайнера | 120 | Губительно для человеческого уха |
Приложение II
Музыкальные произведения для гармонизации различных состояний человека
Состояние человека | Музыкальные произведения |
Для уменьшения агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром. | А. Вивальди «Времена года» (зима) Ф. Шопен Концерт № 2 для ф-но с орк. Р. Шуман «Детский уголок» И.С. Бах Кантата №2 Л. Бетховен «Лунная соната» |
От озлобленности | И.С. Бах «Итальянский концерт» Й. Гайдн Симфонии |
Для уменьшения чувства скованности, тревоги, неуверенности в своих силах и благополучном исходе происходящего | Л. Бетховен Симфония № 6 Ф. Шопен Полонез № 6 Й. Гайдн Квартет № 2 И. Штраус Вальсы |
Для общего успокоения, умиротворения и согласия самим собою | Ф. Шуберт «AveMaria», Ф. Лист «Обручение» К. Сен-Санс «Лебедь», К. Дебюсси «Лунный свет», П.И. Чайковский Серенада До мажор Балетная сюита ор.66 И. Брамс «Колыбельная» |
Для улучшения общего самочувствия после эмоционального напряжения | Л. Боккерини Менуэт, Ф. Шопен Вальсы В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» И.С. Бах Мелодия из сюиты № 3 |
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения, повышения активности | Ф.Лист «Венгерская рапсодия» № 12 А. Хачатурян «Галоп», «Вальс» Ф.Шопен Вальс до-диез минор |
Для создания чувства радости | Дж. Гершвин «Голубая рапсодия» И. Штраус «Сказки Венского леса» |
Приложение III
Результаты эксперимента
Влияние музыки на скорость решения задач.
Таблица 1
Количество решенных примеров при прослушивании | |
«Herzeleid» | «Маленькая ночная серенада» |
171 | 224 |
Влияние музыки на эмоциональное восприятие
обучающихся младшего школьного возраста.
Таблица 2
«Лунная соната» Л.В.Бетховен | «Игра с огнем» рок группа «Ария» | «Рондо в турецком стиле» В.А.Моцарт | «Вечер» Народная армянская музыка, дудук | |
Терлецкая София | Грусть (дождь) | Испуг (молнии) | Легкость (нотки) | Ветер (плавные линии) |
Анохина Аня | Одиночество (капельки) | Грохот (большой барабан) | Танец (танцующая девочка) | ветер (дерево с зеленой кроной) |
Дударь Кристина | Грусть (серый фон со штрихами) | Испуг (фиолетово- черный фон) | Ласка (розовый фон и желтое солнце) | Мягкость (желто-зеленый фон) |
Гребенникова София | Печаль (серо-голубой фон) | Пекло, жара (ярко красно-желтый фон | Радость (желто-голубой фон) | Земля (зелено-серый фон) |
Влияние музыки на скорость брожения дрожжей.
Таблица 3
Высота поднятия дрожжей, мм | |
Рок музыка | 2 |
Классическая музыка | 10 |
Приложение IV
Музыкальные предпочтения учащихся 7 классов
Волшебная фортепианная музыка
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рисуем пшеничное поле гуашью
Две снежинки
Без сердца что поймём?