СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава1. Понятие палиндрома. Основные принципы построения палиндрома
Глава 2. Классификация палиндромов.
Глава 3. Использование техники палиндрома в поэзии.
В работе рассмотрен до конца неизученный аспект поэзии - палиндром. Это очень интересное явление в современной поэзии.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_grinyuk.doc | 82 КБ |
Волгоградская обл., Николаевский район, с. Раздольное
МОУ «Раздольненская СОШ»
Исследовательский проект
«Лингвистические особенности русского палиндрома».
Работу выполнила: Гринюк Ксения,
ученица 8 класса.
Руководитель: Дубина Т. М.,
учитель русского языка и литературы.
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава1. Понятие палиндрома. Основные принципы построения палиндрома
Глава 2. Классификация палиндромов.
Глава 3. Использование техники палиндрома в поэзии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Литература.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность: недостаточная изученность лингвистических особенностей палиндрома.
Объект: палиндром как специфическая форма поэтического творчества.
Материал для исследования: палиндромы, собранные в сети интернет, общее количество – 300.
Предмет исследования: языковые особенности русского палиндрома.
Цель: описание особенностей русского палиндрома
Задачи: сбор нового и привлечение классического материала для изучения данной проблемы, анализ и классификация материала, формулировка общих языковых особенностей русского палиндрома.
Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, помогут глубже понять развитие современного русского языка, разнообразие лингво-поэтических форм.
Методы исследования: сплошная выборка, классификация, описание.
История палиндрома уходит в далекую древность. Палиндромические стихи были известны еще в древнем Китае. Многими исследователями отмечаются и заговорно-молитвенные свойства палиндромов, которые позволяли использовать их в качестве заклятий. Так, считалось, что при произнесении «оборачиваемой» фразы УВЕДИ У ВОРА КОРОВУ И ДЕВУ должна была восторжествовать справедливость. Народные пословичные построения также нередко имели палиндромическую структуру: ср. Аки лев и та мати велика.
Первые опыты написания русских палиндромов датируются 17 веком и принадлежат Г.Р. Державину, наиболее известны две палиндромические строки:
Я разуму уму заря,
и
Я иду с мечем судия.
Многочисленные в 20 в. эксперименты в области поэтического языка не могли не задеть и палиндромических форм. К ним обращались русские
3
поэты-экспериментаторы В.Хлебников и В.Брюсов, которые старались
привнести в палиндромы и перевертни эстетическое начало. В 1920-е годы над палиндромами активно работали И.Сельвинский, А.Туфанов, в более поздние годы форму палиндрома использовал С.Кирсанов. В 1970-е годы А.Вознесенский старался найти органичное соединение палиндромической техники с визуальностью.
Из современных палиндромистов наиболее известны В.Гершуни, Д.Авалиани, Б.Гольдштейн, Г.Лукомников (Бонифаций), А.Бубнов. В поэзии последних лет отмечается стремление соединить в палиндромических структурах элементы зауми и сращивания слов, придать текстам многообразное интонирование (С.Сигей, С.Бирюков).
ГЛОССАРИЙ
Палиндром - (иногда также палиндромон, от гр. palindromos "бегущий обратно"), текст, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. В зависимости от числа и вариации места словоразделов, а также меры совпадения прямого и обратного чтения палиндромы классифицируются по степени сложности и точности.
Перевертень – многострочный палиндром.
Прямоход - прямой текст палиндрома, читающийся в соответствии с нормальным направлением чтения в данной письменности (во всех видах кириллической и латинской письменности – слева направо
Ракоход (или реверс) - обратный ход (справа налево).
Ось палиндрома (или палиндромической оси) - воображаемая линия, проходящая по букве или между буквами и разделяющая палиндромный текст так, чтобы буквы одной половины представляли собой реверс другой.
4
Глава1. Понятие палиндрома. Основные принципы построения палиндрома
ПАЛИНДРОМ (иногда также палиндромон, от гр. palindromos "бегущий обратно"), текст, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. В зависимости от числа и вариации места словоразделов, а также меры совпадения прямого и обратного чтения палиндромы классифицируются по степени сложности и точности.
Прямой текст палиндрома, читающийся в соответствии с нормальным направлением чтения в данной письменности (во всех видах кириллической и латинской письменности – слева направо), называется прямоходом, обратный – ракоходом или реверсом (справа налево). В русской терминологии палиндром называется перевертнем (термин принадлежит В.Хлебникову), однако при строгой классификации эти языковые образования различаются. Палиндромам также давались названия саморифма (С.Кирсанов), амфирифма (В.Рыбинский). Классический пример палиндрома:
Я – арка края (В.Брюсов).
Кроме собственно палиндромов, свойством прочтения в обе стороны характеризуются так называемые оборотни – словесные построения, которые при обратном прочтении образуют некоторый осмысленный текст, отличный от результата прямого прочтения, например:
!анатом – за разум! (Д. Авалиани);
обратное прочтение: !муза размотана!
И палиндромы, и оборотни отличает свойство, некогда названное В.Хлебниковым «двойным течением речи».
Палиндром в широком понимании не ограничивается только вербальной формой. Палиндромом можно назвать некоторый объект, имеющий линейную или циклическую форму организации, в которой задана симметрия составляющих от начала к концу и от конца к началу.
Палиндромы могут иметь форму стиха (т.е. разбиваться на строки) или же записываться прозой – линейно, без разбиения на строки. Однострочные палиндромы, соответственно, не принадлежат ни к стиху, ни к прозе.
5
В этом смысле однострочный палиндром близок к афоризму (ср. Муза ранясь шилом
опыта ты помолишься на разум – Д. Авалиани); иногда палиндромные структуры используется и в заглавиях произведений: название повести В.Нарбиковой Ад как Да аД как дА. Если палиндром записан с делением на строки, то весь стих может иметь или форму монопалиндрома, т.е. читаться обратно не по строкам, а с самого конца текста к самому началу:
Ной и вера – шанс у Сиона
но Исус на шаре – Вийон
(Д.Авалиани),
или читаться в обе стороны по строкам – в таком случае создается многострочный палиндром – или перевертень в строгом понимании:
Ад – жажда!
Ад – жар, вражда
!
Ад гонит иногда.
(В. Гершуни)
Бывают также поэмы-полиперевертни, которые сами состоят или из монопалиндромов, или из монопалиндромов и строк-палиндромов. Так, монопалиндром Д. Авалиани об Исусе и Вийоне представляет собой лишь две заключительные строки стихотворного текста; над ним еще два четверостишья, каждое из которых является монопалиндромом.
Коль скоро многострочный палиндром представляет собой стих, благодаря вертикальной организации в нем может возникать рифма (как в тексте В.Гершуни об «аде») и появляться единообразная метрическая организация. Поскольку структура палиндрома предполагает повтор согласных и гласных, очень распространенным явлением в подобных стихах-палиндромах оказываются аллитерации и ассонансы (графические и звуковые уподобления.
Слоговая структура палиндрома заставляет авторов использовать
6
немногосложные словоформы, поэтому в русском палиндроме часто отсутствуют глагольные формы настоящего времени и используются краткие прилагательные. Синтаксические конструкции палиндрома отличает структурная краткость. В палиндромических конструкциях нередко возникают и окказионализмы – новые слова или формы слов, созданные в поисках точности реверса и глубины выражаемого смысла текста. Краткость и точность выражения в палиндромных текстах дополняется стремлением к эстетизации, символизации словесных сочетаний, чему способствует симметричная звуковая организация палиндромного стихотворения. Так, в приведенном ниже стихотворении Б.Гольдштейна обнаруживается такая необычная форма, как краткое относительное прилагательное березов (по типу бирюзов); форма серебрим может иметь двойственное прочтение (или как краткое страдательное причастие настоящего времени, или как форма глагола 1-го лица множественного числа). Все это придает палиндрому архаическую окраску:
Сел в озере березов лес,
сел лес,
нося сон...
Мир берест серебрим,
мир зрим
обуло грезой озер голубо.
Сел в озере березов лес,
луну дунул,
лапу купал...
А к долу лодка
еле-еле
лак резала зеркал.
7
Глава 2. Классификация палиндромов.
Классификация палиндромов по степени сложности предполагает введение понятия оси палиндрома (или палиндромической оси) и оси перевертня (многострочного палиндрома). Такая ось представляет собой воображаемую линию, проходящую по букве или между буквами и разделяющую палиндромный текст так, чтобы буквы одной половины представляли собой реверс другой (образуются полупалиндромы). Введение понятия «оси» и его визуализация позволяют увидеть, что палиндром – «стих для глаза».
Центральная ось палиндрома делает явным то обстоятельство, что стихотворный палиндромический текст есть одновременно и особое произведение словесно-изобразительного искусства.
Количественно сложность палиндрома определяется минимальным числом пробелов его полупалиндрома. Простейшим является палиндром с числом сложности, равным нулю, в котором один из полупалиндромов не содержит словоразделов и, соответственно, пробелов. Простейшим, например, будет палиндром В.Брюсова с осевой буквой «з»: Атака заката.
Палиндром М.Крепса Я – нем, худ, но | Он – дух меня имеет два пробела в правом полупалиндроме; он сложный, поскольку ось проходит не по букве, а между буквами.
Классификация палиндромов по степени точности связана с тем, что при обратном чтении – по сравнению с прямым – изменяется место словоразделов, теряется значимость знаков препинания и заглавных букв, а также допускаются отклонения в орфографической записи.
Прежде всего, палиндромы делятся на точные и неточные. Точный палиндром имеет ракоход, точно повторяющий прямоход, в неточном палиндроме наблюдается хотя бы одно разночтение. В точном палиндроме при обратном чтении при абсолютной буквенной идентичности сохраняются и места пробелов: ср. палиндром Н.Ладыгина Мат и тут и там. Высшая степень точности, или абсолютный стиль палиндрома, требует полного совпадения словоразделов и абсолютной буквенной идентичности ракохода. Для этого при записи часто используются только прописные буквы. Строгий стиль палиндрома допускает вольности в пробелах (и соответственно учитывает однонаправленность знаков препинания), заглавных и прописных буквах и неразличение на письме букв «е» и «ё» (т.е. допускается их чередование при записи как «е»); исключаются также переносы слов между строками-палиндромами и однобуквенные строки. Строгим стилем написан, например, палиндром В.Гершуни:
8
А сор Эроса
летел,
(смещение запятой)
а мед Эдема
(е = ё)
течет.
(е = ё, смещение точки)
Вольный стиль палиндрома допускает (в разной степени) неточность ракохода, однобуквенные строки и переносы слов. В частности, допускаются взаимозамены «и» = «й», «е» = «э», игнорирование «ь», «ъ» и удвоений букв. Например, у Н.Ладыгина:
Один, души пишу дни до
Отказа. Кто
Ты? Пойми опыт
(и = й)
И жар и миражи.
Звуковой палиндром, т.е. ориентированный на произношение, допускает и неразличение «ё» и «о» после шипящих, а также «о» и «а» в безударном положении. Таков палиндром-афоризм В.П.Григорьева:
Сам дошел и доводи лошадь масс.
В последнее время создаются межъязыковые палиндромы и оборотни. Слова разных языков могут записываться в единой транслитерации, как, например, в диалоге Валюта. «Бат ю лав?» (англ. But you love? "Но ты любишь?"), или составлять нетранскрипционный палиндром, подразумевающий взаимозамену букв разных языков с близкой фонетикой: например, life-фил "жизнелюб".
Существуют и вариативные палиндромы, обладающие так называемым вариаходом. Это палиндромы, в которых сохраняется семантика прямого чтения, но наблюдается синтаксическая инверсия.
9
Например, строка И казаки – чубы зыбучи обратно прочитывается как И чубы зыбучи – казаки.
Однако очевидно, что в языке есть слова (например, ИЛ – ЛИ, АД – ДА), которые самой своей структурой как бы предназначены для палиндрома. Их частое использование, конечно, нельзя считать заимствованием:
Ню Матисса да – в ад. (Ас и там юн) В.Пальчикова
и
Адама дама тон
давала в ад
Н.Ладыгина.
Данные примеры показывают, что палиндром пишется сразу с двух сторон, а не от начала к концу. В то же время очевидно, что понятие авторства в палиндроме неоднозначно. Суперпалиндром — это состоящий букв отрывок текста, при расположении которого в квадратную таблицу совпадает последовательность букв при прочтении следующими 4 способами:
1) по строкам слева направо и сверху вниз;
2) по столбцам сверху вниз и слева направо;
3) по строкам справа налево и снизу вверх;
4) по строкам снизу вверх и справа налево.
Легко видеть, что для квадратной таблицы из букв одинаковость ее прочтения способами 1)-4) равносильна ее симметрии относительно обеих диагоналей квадрата. Разумеется, любой суперпалиндром является также палиндромом. Таким образом, суперпалиндром — это палиндром, удовлетворяющий весьма жестким дополнительным ограничениям. Суперпалиндромы приводятся в двух записях — "квадратной" и обычной.
Гене — денег. | |
10 |
Кинут имаму наган умами туник. | ||
Мир или Рим? | М И Р |
Нора. Омар. Рамо. Арон. | Кира. Икар. Раки. Арик. | |
— Ужели желал, ел, алел? А, лежи! — Лежу. | Лево пел, а повара в опале повел. |
11
Он колот, но и липок, и лепил Оле Дело ли?
— Пел, и копил и он толокно.
О Н К О Л О Т
Н О И Л И П О
К И Л Е П И Л
О Л Е Д Е Л О
Л И П Е Л И К
О П И Л И О Н
Т О Л О К Н О
12
Глава 3. Использование техники палиндрома в поэзии.
Палиндромы охотно используются визуальной поэзией, в результате чего создаются так называемые видеопалиндромы – визуально-поэтические произведения, основывающиеся на технике палиндрома. Такие структуры создаются путем записывания текста по замкнутой линии (обычно в круг), результатом чего является циклодром (круговертень) или циклооборотень (кругооборотень). Циклодром читается одинаково в обе стороны при сращивании начала с концом; при этом физический экземпляр начальной буквы при прямом и обратном чтении может быть различным; так обстоит дело, например, при записи в круг фамилии ЕСЕНИНЕСЕНИН. Инициалы на кольце Лилии Бриг «ЛЮБ» (по кругу: люблю) ЛЮБ - Лилия Юрьевна Брик. А так - бесконечная любовь - люблюлюблюлюблюлюблю..
Циклодром может быть сведен и к двустишию с «неправильным» переносом:
Пенелопа на полене-Полетит на антитело
Циклооборотень – это циклодром, допускающий чтение в двух разных направлениях с изменением смысла (ср. запись в круг текста КУМАЧУ КУЧА МУК).
Более сложным видом палиндрома (словесного, а не буквенного) является стихотворение, написанное по этому принципу:
«Жестоко раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово,
Страданье
Глубоко-глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого виденья качает...
Молчанье. Ночное раздумье жестоко»
(В. Брюсов).
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании рассмотрены различные виды палиндромов. Выявлены закономерности их строения. Представлена классификация. Рассмотрена техника использования палиндрома. Это явление в языке , хотя и не ново, но очень интересно и своеобразно. Сочетание различных стилей речи, словотворчество, значимость каждого слова и одновременно ограниченные наборы звуков и слогов создают магию слова. Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но если посчастливится создать удачный и, что самое главное, не лишённый смысла маленький шедевр, ему будет суждена долгая жизнь, как образцового представителя этого удивительного жанра. Некоторые поэты-экспериментаторы пишут палиндромами целые стихи - палиндромоны - это уже вершина мастерства. Такие стихи, как правило, без рифм или построены на ассонансах. Рифмованные палиндромоны написать чрезвычайно сложно. Палиндромы не принято рассматривать с точки зрения их истинности — но лишь с точки зрения их формы. Форма их симметрична и, следовательно, священна. Мы планируем продолжить изучение палиндромных структур и их лингвистических особенностей.
14
ЛИТЕРАТУРА
15
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛОВЕРТНИ АВТОРСКИЕ
Афанасий Фет
* * *
А роза упала на лапу Азора.
Валерий Брюсов
ШУТКИ (ПАЛИНДРОМЫ)
* * *
Я - арка края.
* * *
Атака заката.
* * *
О, лета тело!
Феофан Бука
* * *
О, дух! Ему в уме худо!
(из "Кручёныхиады")
Владимир Софроницкий
* * *
Велик Оборин, он и робок и Лев.
* * *
Не пошл Шопен.
* * *
А Лист - сила!
* * *
Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он.
Сергей Прокофьев
* * *
Раб, введи дев в бар.
16
Без сердца что поймём?
Есть ли лёд на других планетах?
Любимое яичко
5 зимних аудиосказок
Мост Леонардо