Работа была выполнена в 2010 – 2011 учебном году, заняла I место в конкурсе социальных проектов «Я меняю мир вокруг себя» в рамках VI Рождественской недели природолюбия в Нягани в 2011 году , заняла III место в Открытых городских краеведческих чтениях «Я шагаю по Югре» в 2011 году, участвовала в Окружном молодёжном конкурсе социально-значимых экологических проектов «ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮГРЫ» в 2012 году.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Социальный экологический проект
Лекарственные растения Ханты-Мансийского автономного округа как средство профилактики вирусных заболеваний
Выполнила: учащаяся 8 а класса,
Куклева Анастасия Вячеславовна
Руководитель: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Малкина Ольга Вячеславовна
г.Нягань
2011 год
Мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, растительные богатства которого очень разнообразны. Но существует проблема того, что ресурсы лекарственного сырья, пищевых растений рационально не используются.
Пищевые растительные ресурсы на равнинной территории Ханты-Мансийского округа представлены пятьюдесятью видами высших растений. К числу ягодных растений, имеющих практическое значение, относятся брусника, черника, голубика, морошка и клюква. Наибольшее распространение имеет брусника.
Меня заинтересовало, какими лечебными свойствами обладают местные лекарственные растения. Ведь сейчас в аптеках продаётся много фальсифицированных лекарств, все они имеют противопоказания и побочные действия, да и стоят недёшево. А лекарственные растения доступны любой семье и смогут помочь в борьбе против новых вирусов гриппа. Поэтому я изучила свойства лекарственных растений Ханты-Мансийского автономного округа и предположила, что их можно использовать для профилактики и лечения вирусных заболеваний. Я провела эксперимент в своей семье для подтверждения эффективности местных лекарственных растений в качестве профилактического средства против вирусных заболеваний. В нашей семье 5 человек. В 2008-2009 учебном году мы часто болели. Я предположила, что применение лекарственных растений поможет нам в борьбе против вирусов. В прошлом учебном году, начиная с августа, наша семья ежедневно употребляла витаминизированные травяные чаи и ягодные морсы. На диаграмме видно, как снизилось количество вирусных заболеваний в нашей семье в 2009 – 2010 учебном году. Таким образом, я убедилась в эффективности использования лекарственных растений для профилактики гриппа и ОРВИ.
Результаты эксперимента в моей семье по подтверждению эффективности местных лекарственных растений в качестве профилактического средства против вирусных заболеваний.
Чтобы выявить, что известно учащимся о лекарственных растениях нашего округа, я решила провести анкетирование среди учеников 7-8 классов нашей школы. А так же провести анкетирование родителей учащихся, чтобы выявить, что известно взрослым о лекарственных растениях ХМАО.
Анкета.
1.Какие вы знаете лекарственные растения, растущие в Ханты- Мансийском автономном округе?
2.Какие из них можно использовать для профилактики гриппа, ОРВИ?
3.Какие лекарственные растения ХМАО можно применять для лечения насморка, кашля, высокой температуры?
4.Как часто вы используете в жизни лекарственные растения?
1.Анализ анкет учащихся. Опрошено 26 учеников 7-8 классов.
Диаграмма 1 «Знание учащимися лекарственных растений ХМАО».
Учащиеся назвали многие лекарственные растения, но об их применении знают не всё.
Диаграмма 2 «Растения, применяемые для профилактики вирусных инфекций».
Диаграмма 3 «Растения, используемые для лечения насморка, кашля, высокой температуры».
Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего в жизни учащиеся используют небольшое количество лекарственных растений. Вероятно, что школьникам не хватает знаний о полезных свойствах местных растений.
Диаграмма 4 «Частота применения учащимися лекарственных растений».
Школьники редко используют в жизни средства народной медицины.
2.Анализ анкет родителей учащихся. На вопросы этой же анкеты отвечали родители учащихся нашей школы.
Диаграмма 5 «Знание родителями лекарственных растений ХМАО».
Родители назвали столько же лекарственных растений, что и учащиеся.
Диаграмма 6 «Растения, применяемые для профилактики вирусных инфекций».
Диаграмма 7 «Растения, используемые взрослыми для лечения насморка, кашля, высокой температуры».
Родители больше знают о свойствах лекарственных растений.
Диаграмма 8 «Частота применения родителями лекарственных растений».
На основе полученных данных можно сделать вывод, что родители учащихся знают о лекарственных растениях достаточно много, а применяют их в жизни редко.
Социальная проблема:
Низкий уровень информированности населения нашего города о лекарственных растениях ХМАО и их использования для профилактики вирусных инфекций.
Задачи:
Цель проекта:
повышение уровня знаний учащихся и родителей о лекарственных растениях ХМАО посредством создания информационного буклета с рекомендациями по применению лекарственных растений для профилактики и лечения вирусных заболеваний.
Этапы реализации проекта:
- установление связей с деловыми партнёрами,
- формирование рабочей группы,
- информирование педагогов и родителей о запуске проекта,
- распределение обязанностей в рабочей группе,
- составление плана работы.
- реализация проекта.
- подведение итогов работы.
Общие положения проекта:
План реализации проекта:
Мероприятия | Сроки проведения |
Изучение правил сбора и оформления гербария. Изготовление информационного буклета с рекомендациями для учащихся по сбору растений и оформлению гербария. | Сентябрь |
Сбор и оформление гербария лекарственных растений ХМАО. | Сентябрь |
Изучение внешнего строения, местообитания некоторых лекарственных растений ХМАО. | Октябрь - ноябрь |
Изучение их фармакологического действия на организм человека и способов применения для лечения вирусных заболеваний. | Октябрь - ноябрь |
Создание информационного буклета с рекомендациями по применению лекарственных растений ХМАО для профилактики и лечения вирусных заболеваний. | Декабрь |
Составление сценария беседы о лекарственных растениях ХМАО и способах их применения для лечения вирусных заболеваний с презентацией в Microsoft PowerPoint. | Январь |
Беседа с учащимися о лекарственных растениях ХМАО и способах их применения для лечения вирусных заболеваний. | Февраль |
Беседа с родителями о лекарственных растениях ХМАО и способах их применения для лечения вирусных заболеваний. | Март |
Оформление экологического стенда в рамках недели предметов естественнонаучного цикла «Лекарственные растения ХМАО». | Апрель |
Анкетирование учащихся и родителей. Рефлексия. | Май |
Деловые партнёры:
Финансовое и материально-техническое обеспечение.
Смета.
№ | Наименование товаров. | Количество. | Цена. | Сумма. |
1 | Бумага для принтера | 1 | 180-00 | 180-00 |
2 | Расходные материалы для принтера: Черные чернила Цветной картридж | 1 1 | 600-00 700-00 | 600-00 700-00 |
3 | Папка с файлами | 1 | 50-00 | 50-00 |
4 | Файлы | 50 | 1-00 | 50-00 |
ИТОГО: | 1580-00 |
Предполагаемые результаты:
Организационный результат - создание информационного буклета с рекомендациями по применению лекарственных растений для профилактики и лечения вирусных заболеваний.
Методический результат - составление сценария беседы о лекарственных растениях ХМАО и способах их применения для лечения вирусных заболеваний с презентацией в Microsoft PowerPoint; сбор и оформление гербария лекарственных растений ХМАО; изготовление информационного буклета с рекомендациями для учащихся по сбору растений и оформлению гербария; оформление экологического стенда в рамках недели предметов естественнонаучного цикла «Лекарственные растения ХМАО».
Личностный результат - повышение уровня знаний учащихся и родителей о лекарственных растениях ХМАО, повышение социальной активности учащихся, развитие познавательной активности, формирование экологической культуры, развитие эстетических вкусов учащихся, формирование здоровьесберегающего подхода у школьников и родителей, развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.
Рефлексия:
За период работы над проектом мы научились общению, сбору и обработке информации, выявлению проблемы, постановке цели, планированию действий, контролю и коррекции планов, оценке результатов работы, познакомились с правилами сбора и оформления гербария, научились работать со справочной литературой, овладели навыками работы с различными компьютерными программами, развивали культуру речи и повышали грамотность.
Мы провели анкетирование родителей и учащихся и получили следующие результаты.
Выводы:
Как нарисовать небо акварелью
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Если хочется пить...
Серебряное копытце
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию