Отходы - это вечные спутники человечества. Человек на протяжении своей истории в меру сил старался оградить среду своего обитания от них. Так что вопрос утилизации отходов возник тогда же, когда появились первые люди. Только в те времена стоял он менее остро, пути его решения были гораздо проще, да и сами последствия не являлись столь катастрофичными для окружающей среды.
В античных городах с мусором поступали просто – выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события. В конце XVIII столетия в Филадельфии, например, мусор просто высыпали в реку Делавэр ниже по течению от города. Прошло больше двухсот лет, а ситуация не меняется: в прибрежных городах захоронение мусора в океане происходит и сейчас. И хотя подобный способ в корне своем чреват отравлением водной фауны и флоры, пока человек жил натуральным хозяйством, природа справлялась с его отходами. Но века сменялись, прогресс шел, а с ним росли и габариты мусорной проблемы. И в XXI веке ситуация стала критической.
Существует много факторов, ставших причиной возникновения мусорной проблемы. Одним из них является стремительное возрастание населения планеты. Однако основная причина вала бытовых отходов, нарастающего с каждым годом, связана не столько с ростом населения, сколько с неразумным, а часто с чрезмерным потреблением. Установлено, что в настоящее время загрязнение окружающей среды промышленными отходами, бытовым мусором и отбросами увеличивается быстрее, чем население планеты. Каждый год количество отходов на душу населения возрастает на 4-6%, то есть в 3 раза быстрее, чем прирастает само население мира [1].
Кроме того быстрое увеличение объемов промышленных и бытовых отходов создает угрозу здоровью человека и окружающей среде. Ежегодно 5,2 миллиона человек, включая 4 миллиона детей, умирают от болезней, вызванных неправильным удалением отходов. Что уж говорить о миллионах и миллионах животных и рыб, которые умираю из-за разнообразного мусора [1].
Дело в том, что на самом деле, проблема мусора - это больше, чем проблема экологии. Это проблема отношения к миру, ощущения своего причастия к нему и ответственности за него, осознания способности менять его своими руками. Загрязнение планеты - результат нашего неосознанного и безответственного поведения, но изменение этой ситуации также зависит только от нас. Мы сами создали эту проблему, и ТОЛЬКО МЫ можем ее решить. На самом деле, внести свой вклад в «выздоровление» Земли и избавление ее от мусора способен сделать каждый из нас уже сейчас.
Поэтому главной целью данной работы является разработка модели правильной утилизации и частичной переработки бытовых отходов на примере школы.
В ходе работы над проектом ставились следующие задачи:
1. Выявление основных видов мусора и источников его накопления;
2. Знакомство с мировым опытом утилизации и переработки отходов;
3. Создание модели «Наша чистая школа», позволяющей наиболее грамотно и полно осуществлять утилизацию и переработку бытовых отходов с минимальным вредом для экологии.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
Само слово «мусор» (синоним слову «отходы») содержит в себе корень «сор». В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова слово «сор» в переносном значении обозначает то, что лишено всякой ценности [2].
На самом же деле, то, что мы называем мусором, очень часто является ценнейшим и невосполнимым ресурсом Земли.
По происхождению отходы разделяются на два вида:
1. Отходы производства (промышленные отходы): твердые, жидкие и газообразные отходы производства – возвратные или вторичное сырьё [3]
2. Отходы потребеления (коммунально-бытовые отходы):
1) вторичное сырьё, которое можно пустить на переработку– 35%;
2) биоразлагаемые отходы, которые можно пустить на компост – 35%;
3) неперерабатываемые отходы (хвосты) – в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на подобную переработку будут очень велики – 30% [1].
По степени опасности все отходы делятся на классы опасности вредных веществ - условные величины, предназначенные для упрощённой классификации потенциально опасных веществ (Приложение, Таблица 1).
Способы утилизации отходов.
Набор методов избавления от мусора достаточно ограничен и был придуман в далекой древности
1. Захоронение – складирование на свалках (полигонах)
2. Сжигание
Этот способ так же имеет ряд своих минусов: высокая стоимость, образование ядовитых газов и токсичной золы, разносимых ветром на большие расстояния, выделение и распространение тяжёлых металлов (Приложение, Таблица 1), [4].
3. Вторичная переработка отходов
На фоне вышеперечисленных методов избавления от отходов вторичная переработка - единственный способ удовлетворения всех наших потребностей при минимальном вреде, наносимом окружающей среде [5].
Подобная утилизация отходов обладает рядом преимуществ: сбережение ископаемых природных ресурсов (дешёвая энергия), сокращение загрязнителей, снижение количества парниковых газов, энергетическая выгода, спасение огромного количества живых существ [6].
4. Переработка органических отходов
Отдельным видом вторичного сырья являются органические отходы.
Существую различные способы утилизации органики: получение биогаза, компостирование и вермикомпостирование [3]. Помимо вышеперечисленных, давно известных способов переработки отходов, существует еще один: ЭМ-технологии (технологии эффективных микроорганизмов). Это является общим обозначением технологий, в основе которых лежит использование специально подобранного комплекса микроорганизмов (Приложение 2).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ходе исследования проблемы мусора в мире и, в частности, в нашем городе, была создана экспериментальная модель «Наша чистая школа», которая включает в себя следующую программу мероприятий:
Для того чтобы внедрить что-то новое в жизнь людей, нужно познакомить их с этим, чтобы нововведения не казались им чем-то неизвестным и пугающим. В первую очередь нужно проводить просветительские беседы с учениками всех классов. В зависимости от возраста детей формат бесед должен быть разным: с учащимися младших классов – это игровая форма, в ходе которой дети знакомятся их с видами отходов и способами их утилизации, узнают о важности этих мер для природы и каждого человека. (Приложение № 3-7)
Со старшеклассниками имеет смысл говорить больше о причинах возникновения этой проблемы, ее последствиях и методах ее ликвидации. Можно, при поддержке учителей, активно включать их в конкурсно-проектные мероприятия в данной области.
Это с одной стороны самый простой, а с другой стороны самый сложный из пунктов программы. Поэтому на данном этапе так же очень важна просветительская работа, но уже в форме буклетов, плакатов рядом с бачками, памяток на дверях столовой, выступлений на классных часах (Приложение №8). Одному человеку это осилить и проконтролировать крайне трудно, поэтому очень важен третий пункт программы.
Это главный актив программы. На плечи дружинников ложатся меры по организации и контролю над соблюдением правил сбора мусора, просветительская работа, а также налаживание контактов со всеми необходимыми вспомогательными организациями.
Есть 2 способа организовать сбор вторичного сырья в школе: сделать это собственными силами или обратиться в организации, оказывающие такие услуги.
Вторичное сырье должно быть подготовлено определенным образом перед отправкой на переработку. Бумага должна быть упакованной, без посторонних предметов, тары должны быть чистыми, содержимое вылито. Поскольку мытье тары (особенно тетра-пака, поскольку ее нужно резать, чтобы вымыть), всех школьников занимает много времени, целесообразнее сделать это обязанностью эко-дружины. Пусть правилом для всех учащихся будет освобождение тары от содержимого, удаление посторонних предметов, трубочек и т.д., а обязанностью эко-дружины дополнительная промывка. Нужно также следить за качеством подготовки в целом: все ли вымыто, спрессовано, видны ли специальные знаки, нет ли посторонних предметов и т.д.
Далее необходимо тщательно продумать и организовать вывоз рассортированного мусора. Поскольку речь идет об экологической программе, осуществляемой, по большему счету, определенным количеством учащихся, объем отходов должен быть доступный для транспортировки человеческими силами.
В случаях удаленности и труднодоступности пункта целесообразно выделение специального транспорта для подобных нужд (руководством школы или родительским комитетом учащихся). Можно также вывозить мусор реже, но тогда для его транспортировки потребуется машина большего объема или большее количество людей.
Оказание услуги «Вторичная переработка отходов» - это выгодный бизнес. На сегодняшний момент существует много компаний, занимающихся вывозом мусора, его переработкой. Подобные услуги предоставляет компания «Сфера экологии» (та, что является одной из самых развитых и располагается в непосредственной близости с нашей школой) [6]. Также существуют проекты, занимающиеся непосредственно вывозом вторичного сырья. Например, существует проект под названием “Спаси дерево” [7], предоставляющий услуги по вывозу макулатуры: минимальный объем макулатуры для приема от компаний – 100 кг. Вывоз макулатуры в количестве от 100 до 300 кг – платный. Стоимость вывоза – 500 руб. А вывоз от 300 кг – бесплатный.
Учитывая распространенное использование бумаги в образовательных учреждениях и большие масштабы избавления от нее в конце учебного года, это вполне досягаемый объем макулатуры для такой структуры, как школа.
Все необходимые атрибуты для внедрения раздельного сбора отходов в школе можно купить, а можно создать самим, например, на уроках труда. Одним из важнейших критериев таких ёмкостей должна быть яркость, привлекающая внимание и содержать пояснительную информацию с краткими правилами утилизации.
На наш взгляд, на территории школы вполне возможно организовать переработку органического мусора и получить при этом ряд дополнительных преимуществ. В школах имеет смысл установить ЭМ-контейнеры (лучше всего), компостеры или вермикомпостеры. С помощью ЭМ (эффективных микроорганизмов) органика перерабатывается быстрее (всего за 7-10 дней, когда компостирование происходит как минимум за 2 недели). Полученным компостом можно удобрять пришкольные газоны. Это позволяет с легкостью решить вопрос организации газонов на пришкольных территориях, и отпадает необходимость заказа достаточно дорогостоящей доставки плодородной земли.
Вопрос установки контейнера для переработки органического мусора требует ряда подготовительных организационных мер. Во-первых, нужно определить местоположения контейнеров. Это достаточно большие ёмкости (до 400 литров), но их располагать лучше вблизи столовой, чтобы облегчить доставку туда мусора. В тёплое время года их можно содержать на улице, а зимой для полноценной работы микроорганизмов контейнеры нужно вносить в помещение. Поэтому в некоторых случаях целесообразнее использовать дополнительные ёмкости на территории самой столовой для сбора остатков пищи, содержимое которых в дальнейшем помещать в ЭМ-контейнеры. В этом случае на эко-дружину ложиться обязанность после окончания всех приемов пищи за день отнести оставшиеся отходы в этот контейнер, или же организовать эти действия у дежурных классов. После окончания образования компоста удобрить им доступные земли и растения можно в ходе субботников всей школой или силами эко-дружинников.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Данный проект полностью разработан теоретически и сейчас находится на стадии внедрения в ГОУ СОШ № 330. На настоящий момент достигнуты следующие результаты:
ВЫВОДЫ
Все перечисленные меры позволят с одной стороны наладить грамотную и аккуратную систему реализации мусора на территории школы, а с другой стороны, они воспитывают аккуратность и экологическую грамотность в детях, в которых, собственно, и воплощается будущее нашего города и нашей страны. А ученики понесут полученные в школе знания в семьи и, возможно, скоро на многих кухнях появятся маленькие ЭМ-контейнеры. Важными плюсами данной программы являются простота, доступность и достаточная экономичность всех мероприятий при высокой эффективности проделываемой работы. А если модель «Наша чистая школа» примут на вооружение и другие образовательные учреждения, это, на наш взгляд, позволит существенно повлиять на «мусорную проблему» нашего города.
Переработка отходов - это не прихоть, а НЕОБХОДИМОСТЬ для устойчивого развития планеты. Если мы хотим жить, мы должны вести осознанное существование, которое проявляется в сбережение бесценных ресурсов Земли и уменьшении потребления в целом. В противном случае может быть поздно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lery.doc | 21 КБ |
Проект "Значение вторичной переработки отходов и возможности её реализации в быту. Наша чистая школа" является:
I призовое место.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Одна беседа. Лев Кассиль
Карандаши в пакете
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой