Классный час, посвящённый славным сынам Отечества. "Когда становилось трудно, на защиту своей страны становились славные сыны её. В истории России есть фигуры, с которыми связана богатая героическими событиями история. Александр Ярославович Невский и Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов и Георгий Константинович Жуков. И каждый россиянин просто обязан знать своих героев, их славный жизненный путь."
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ot_knyazya_igorya_do_marshala_zhukova.doc | 66 КБ |
«От князя Игоря до маршала Жукова»
классный час
Раушания Рифатовна Катермина, классный руководитель
кадетской школы-интерната,
г. Бугульма
Вступительное слово учителя.
-Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами серьёзный и важный разговор о чести, доблести и славе, о защитниках земли русской. Почему нас волнует эта тема? Что значит быть защитником? И когда появилось это понятие: далеко в глубине веков или только сейчас?
Ребята высказывают свои мнения:
Ученик. У каждого народа есть свои герои. Наша страна всегда почитала защитников отечества, они - образец жертвенного служения своей родине и народу. Их неспроста называют сынами отечества –«земли отцов». А «земля отцов», земля русская, собиралась в единое целое веками. И за целостность и безопасность Русь платила жизнями миллионов людей, и её защитников. Мы, потомки, должны очень бережно относиться к их заветам, беречь землю русскую – нашу Родину.
Ученик. Когда становилось трудно, на защиту своей страны становились славные сыны её. В истории России есть фигуры, с которыми связана богатая героическими событиями история. Александр Ярославович Невский и Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов и Георгий Константинович Жуков. И каждый россиянин просто обязан знать своих героев, их славный жизненный путь.
Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся со страницами героической жизни великих полководцев.
Ученик. О подвиге, о доблести, о славе
Задуматься пора настанет.
И каждый для себя вопрос откроет:
Смогу ли я когда-то стать героем?
Герой, геройство, люди героизма …
Один лишь смысл: защитники отчизны,
Народа своего – всегда герои!
Ведь кто-то пахарь, кто-то воин,
И, коли грозная пора настала,
Заменит хлебороб на меч орало!
Россия наша – мирная страна,
И сохранить нам мирный труд должна
Профессия не мирная – защитник,
Солдат, военный, богатырь и витязь!
Героев же, защитников страны,
Их подвиги с тобой мы знать должны!
Начнем мы разговор с вопроса
О славных русских полководцах!
Учитель.
-В честь каких великих полководцев России во времена Великой Отечественной войны были введены ордена?
Ответ: Александра Ярославовича Невского, Михаила Илларионовича Кутузова, Александра Васильевича Суворова, Фёдора Фёдоровича Ушакова, Павла Степановича Нахимова.
О легендарных героях, сильных, смелых, мужественных личностях, оставивших яркий след в героической истории нашего государства и пойдёт сегодня речь.
(На медиапроекторе показывается портрет Невского)
Ученик. Александр Невский.
Навсегда остался в памяти народной.
Славный витязь-князь, бесстрашный воин.
Дрался с рыцарством за Русь святую,
И сказал: «Навечно так и будет!
Кто с мечом на Родину придёт,
От меча он здесь и пропадёт!»
Учитель.
Не только силой и храбростью, но и мудростью отличились предки Александра – князь Владимир Мономах и Ярослав Мудрый. Так завещал князь Владимир Мономах сыновьям своим
На сцене появляется монах.
(выходит из темноты с зажженной свечой)
Монах:
Сироте подайте и вдовицу оправдывайте,
Не давайте сильному губить человека.
Старого чтите как отца, а молодых как братьев.
А более всего чтите гостя, простолюдин ли он, знатный или посол.
Не пропустите человека, не поприветствовав его.
Жену любите, но не давайте власти над собой.
Что умеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеет, тому учитесь.
Пусть не застанет вас солнце в постели.
Бога ради не ленитесь, молю вас, ибо только делом
Можно получить милость Божию.
Учитель.
Итак, мы видим, какие черты мог унаследовать Александр Невский от своих предков. В нем все прекрасное соединилось и вылилось в могучие, цельный русский характер.
текст читается на фоне музыки А.Бородин из оперы «Князь Игорь», часть9.
Ученик. Родился Александр Ярославович в столице удельного самостоятельного княжества своего отца Ярослава Всеволодовича в Переяславле 30 мая 1220 года. О первых годах детства Александра известно мало, только то, что воспитателями его были боярин Федор Данилович и судья Иаким.
По традиции, когда Александру исполнилось 4 года, совершался торжественный обряд пострижения - посвящения княжича в воины. После совершения обряда отец вывел сына из храма и впервые посадил на боевого коня. Перед этим княжича опоясали легким коротким мечом. В руки четырехлетнему Александру дали легкий лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родную землю от всевозможных внешних врагов. С этого времени княжич имел полное право руководить княжеской переяславской дружиной, конечно, при помощи ближнего и опытного боярина-воеводы.
Но под родительским кровом Александр рос недолго. Очень рано ему пришлось испытать все тяготы взрослой жизни князя в вольном Новгороде.
Александр Невский:
Вставайте, люди русские!
На славный бой, на смертный бой!
Вставайте, люди вольные,
На нашу землю честную!
Зело враг коварен, братия.
Выждал он время – слаба стала Русь.
Все Орда повытоптала,
Беззащитен Новгород-град.
Коли не сумеем проклятым псам отпора дать,
Быть горю великому.
Но не в силе Бог, а в правде.
Тут все, здесь Родина и дом,
Тут наши жены, чада.
За нас их слезы пред Творцом,
Мы жизни их отрада.
За них, друзья, всю нашу кровь
На вражьи грянем силы.
Да в чадах к Родине любовь
Зажгут отцов могилы.
Воин 1:
За них!
Воин 2:
За них всю нашу кровь!
Воин 3:
На вражью грянем силу!
Воин 4:
За Русь!
Воин 5:
За Святую Софию!
Звучит отрывок из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский», часть 5 «Ледовое побоище». Уходят.
На медиапроекторе показывается отрывок из фильма
Ученик. Александр Невский был не только бесстрашным войном и талантливым полководцем. В отношениях с Золотой Ордой он проявил себя как отличный дипломат. Понимая, что вести бесконечную войну без того разорённых и разрозненных княжеств сил уже просто нет, он установил хорошие отношения с ханом Батыем и его сыном Сартаком, направив усилия на консолидацию русских князей.
Имя Александра Ярославовича Невского пользовалось огромной популярностью на Руси. В 1547 году он был канонизирован. День памяти князя – 23 ноября.
Имя Святого, данное ему, гораздо выразительнее Великого, ибо Великим называют за мудрость и мужество. Александр же добродетелями своими смог облегчить жестокую судьбу России.
монах:
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой –
Врагам средь битвы грозно страшен,
Вне битв отрадой был святой.
Всегда в сознании долга строгом,
Он правду всей душою чтил.
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом.
(На медиапроекторе показывается портрет Александр Васильевич Суворов, затем репродукция картины А.Коцебу «Бой у Чертова моста»)
Ученик. Побеждать врага наукой,
А не смелостью слепой.
Защищать в атаке друга, и с умом закончить бой –
Завещание оставил
Нам великий командир.
Он отцом был для солдата,
И в атаку с ним ходил.
Учитель.
- Он с 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Автор известного солдатского учебника «Наука побеждать». Блестяще воевал с турками и французами. Имя этого полководца (листая страницу) – Александр Васильевич Суворов.
Об этом полководце приготовил сообщение Горелов Дмитрий, предоставляем ему слово.
Ученик.
- Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в семье генерал аншефа, соратника Петра Первого. Он действительно прошёл все ступеньки воинской иерархической лестницы. С 12 лет был записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк. В 32 года он получил чин полковника и командовал вначале Астраханским, а затем Суздальским полками. В сорок лет за особые заслуги получил звание генерал-майора.
Суворов принимал участие во многих военных кампаниях. И практически нигде не знал поражений. Больше всего он ценил «умную» войну. Свои принципы воспитания солдат и военной тактики Александр Васильевич Суворов изложил в книгах «Полковое учреждение» и «Наука побеждать».
Представляю краткую летопись его ратных дел:
1768 – 1772 годы – отличился в боевых действиях в Польше. Разгром отрядов конфедератов, взятие крепостей под Раковцом, Краковского замка.
Те же 1768 – 1774 годы – участвовал в волйне с Турцией. Отряд под его командованием дважды форсировал Дунай, под Турукаем разбил превосходящие силы турок.
1776 – 1779 годы – командовал войсками в Крыму и на Кубани.
1778 -1791 годы – русско-турецкая война. Осада Очакова, во время которой он был ранен. После лечения взял под свою команду отдельный корпус. Разгромил турецкие войска у Фокшан и при Рымнике (потери турок – 15 тыс. человек, потери русских и австрийцев – 500 человек), взял крепость Измаил.
1794 год –блестящая операция по взятию Варшавы, за которую Суворова возвели в чин генерал-фельдмаршала.
1797 год – за требование переустройства армии Павел I отстранил Суворова от дел, отправил в отставку, но после начала коалиционных войн с наполеоновской Францией, вынужден был вернуть в строй.
1799 год – Итальянский поход. Разгромлены войска французов, освобождена Северная Италия.
Самый знаменитый и, пожалуй, самый сложный военный поход – переход Суворова через Альпы. Русские войска преодолели перевал Сент-Готард, уничтожили французский заслон, вышли по узкому Чертову мосту в Австрию. За это ему было присвоено высшее воинское звание – генералиссимус.
Классный руководитель:
Учениками великого полководца России стали не менее известные люди страны: Кутузов, Багратион, Раевский.
(Сценка “Юный солдат у Кутузова” (из книги С.Алексеева, разыгрывают дети).
Кутузов (читает письмо)
“Милостивый государь, батюшка Михаил Илларионович!
Пишет тебе покорный слуга ваш, друг ваш боевой, генерал Баринов.
Поздравляю вас с назначением на пост главнокомандующего нашей доблестной армией русской. Желаю новых успехов и верю в славную победу над коварным Наполеоном.
Но пишу тебе о просьбе моей, Михаил Илларионович. В память о старой дружбе пригрей из милости своей сына своего Гришеньку, возьми в штаб, а ещё лучше в адъютанты. Он смышлёный да исполнительный”.
Кутузов: - Да, не с того мы начинали. Видать молодёжь не та уж нынче. Всё ищут, где потеплее. Нет бы на поле боя.
(Стук в дверь)
Солдат:
- Разрешите обратиться, ваша светлость?
К: - разрешаю.
С: - Григорий Баринов, прибыл на службу.
К: - Ну что ж, исполню просьбу Петра Николаевича. Шей адъютантский наряд.
С: - Ваша светлость!
К: - Ступай, ступай.
С: - Ваша светлость!
К: - Ну что тебе?
С: - Михаил Илларионович, мне бы в полк, в армию к князю Петру Багратиону.
К: - Не могу, батюшке твоему другое обещано. Да и куда тебе в полк! Тебя и солдаты в бою не приметят.
С: - Так и Суворов ведь был не саженного роста.
К: - Ступай, быть по – твоему: лети, крылатый, своей дорогой.
(Берёт бумагу, пишет письмо и читает)
“Милостивый государь, батюшка Пётр Николаевич!
Радость Господь мне послал великую. Прибыл твой Гришенька. И сдавалось мне, что сие не новый побег, а юность наша с тобой явилась.
Спасибо тебе за такой сюрприз. Уповаю видеть его в героях”.
Учитель.
(На медиапроекторе показывается портрет Михаила Илларионовича Кутузова)
Продолжателем суворовских полководческих традиций стал генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745 - 1813), вошедший в российскую историю как спаситель Отечества от Великой армии императора французов Наполеона Бонапарта в ходе Отечественной войны 1812 года.
Выступления учащихся:
Ученик. Родился в семье военного инженера, генерал-поручика. В 1759 году окончил инженерно-артиллерийскую школу и был оставлен в ней преподавателем. В 1761 году получил чин прапорщика и назначен командиром роты Астраханского пехотного полка. Затем был адъютантом ревельского генерал-губернатора, вновь служил в войсках.
Ученик. Участник русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов, в 1770 году переведен на Юг в состав 1-й армии. Проявил себя храбрым, энергичным и инициативным офицером. Был назначен обер-квартирмейстером (начальником штаба) корпуса.
В 1772 году был переведен во 2-ю Крымскую армию. В июле 1774 года в бою против высадившегося у Алушты турецкого десанта близ деревни Шумы (ныне Кутузовка), командуя батальоном, получил тяжелое ранение в висок и правый глаз. После лечения за границей шесть лет служил под командованием Суворова, занимаясь организацией обороны крымского побережья.
Славу военачальника Кутузов получил в ходе русско-турецкой войны 1787 - 1791 годов.
В декабре 1790 года при штурме крепости Измаил командовал 6-й колонной атакующих.
В русско-австро-французской войне 1805 года командовал одной из двух русских армий.
Именно Кутузову пришлось победно завершить русско-турецкую войну 1806 - 1812 годов.
Один ученик читает Отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»
Ученик. За умелое руководство русской армией в 1812 году генерал-фельдмаршал Кутузов удостоился высшей полководческой награды России - ордена Святого Георгия I степени и стал в истории страны первым, имевшим все четыре степени ордена. Он получил еще и почетный титул князя Смоленского.
Ученик. В январе 1813 года русская армия во главе с Кутузовым начала свои заграничные походы. Но здоровье ее главнокомандующего было подорвано, и он скончался в Силезии. Тело полководца было забальзамировано и отправлено в российскую столицу. Там Кутузов был похоронен в Казанском соборе.
Учитель подводит итог:
Он отдал военной службе более 50 лет своей жизни, став великим русским полководцем. Был хорошо образован, обладал тонким умом, умел сохранять спокойствие даже в самые критические минуты сражений. Тщательно обдумывал каждую военную операцию, стараясь действовать больше маневрами, применяя военную хитрость, и не жертвовать жизнями солдат. Он сумел противопоставить великому европейскому полководцу Наполеону Бонапарту собственную стратегию и тактику. Отечественная война 1812 года стала предметом военной гордости России.
(На медиапроекторе показывается портрет Г.К. Жукова)
Ученик. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков – прославленный полководец в плеяде великих героев многовековой истории России. Его имя связано с Великой Отечественной войны, с временем суровых и страшных испытаний, выпавших на долю страны и народа, разгромом фашистской Германии, освобождение Европы.
Учитель. Его назвали Георгий Победоносец. И имя это он носит по праву! А с чего начинался его путь?
Ученик. Родился Г.К. Жуков 2 декабря 1896 года в деревне Стрелковка Калужской губернии, в простой крестьянской семье. Окончив церковно-приходскую школу, он уехал в Москву, где стал работать в скорняжной мастерской. Был призван на Первую мировую войну в августе 1914 года. Кавалер двух Георгиевских крестов. В годы гражданской войны Жуков воевал с Колчаком, а потом с Деникиным и Врангелем. Позже направлен на обучение в курсантский полк красных командиров, а затем продолжил образование в Ленинграде на кавалерийских курсах. В 1933 году он был назначен командиром Донской казачьей дивизии.
Первая крупная успешная операция, в разработке которой принимал участие Жуков, - разгром 6-й японской армии восточнее реки Халхин-Гол.
Ученик. Войну он встретил в должности Начальника Генерального штаба, и на его плечи легли тяготы поражений советских войск в первые месяцы войны.
Трудно назвать большие военные операции, в которых бы не принимал, да что там, принимал?! Которые бы не проводились с участием Жукова. Героическая оборона Ленинграда и битва под Москвой, Сталинградское сражение и Курская дуга, освобождение Европы и взятие «логова фашизма» - Берлин. И не случайно, что акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков! Имя четырёхкратного Героя Советского Союза военачальника Жукова золотыми буквами вписано в историю Отечества наряду с великими именами Суворова и Кутузова. Поистине Георгий Победоносец!
Учитель.
Великая Отечественная война. 1418 дней шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.
Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая 1945 года.
Вслушайтесь в слова, сказанные маршалом Жуковым: "Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами".
Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.
Ученик. Пусть же проходят за годами годы,
Ветеранов не забудет страна.
Свято и радостно память народов
Ваши хранит имена.
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Вечная слава и вечная память
Живущим и павшим в жестоком бою.
Учитель.
Закончилась война. Солдаты вернулись домой, и занялись мирным трудом. Но память порой возвращает их к дням той страшной войны. Снится им грохот орудий, лица друзей - однополчан, могилы которых разбросаны по всей нашей земле.
Бывшие фронтовики, к счастью, сегодня живут рядом с нами. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выполнили свой долг солдата, долг сына своей Родины.
Сегодня рядом с нами люди, чья жизнь в годы война стала сплавом мужества, стойкости, самоотверженности. Это ...
Заслушиваются истории о подвигах ветеранов.
Ученик. Носите ордена и в праздники, и в будни,
На строгих кителях и модных пиджаках.
Носите ордена, чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну на собственных плечах.
Вручение цветов ветеранам.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Вокруг света за 80 дней
Ночная стрельба
Неньютоновская жидкость
Рисуем "Осенний дождь"