Проект по курсу ОРКСЭ. Посвящен и рассказывает о святых земли вологодской.
Вложение | Размер |
---|---|
lizin_2.docx | 44.89 КБ |
Конкурс проектов «Россия, Русь!
Храни себя, храни…»
Исследовательский проект
«СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ»
Выполнили: ученицы 5б класса
МБОУ «СОШ №27»
Ерофеева Елизавета,
Варенцова Дарья
Руководитель: Козина Н.А.,
Ерофеева С.А.
г. Череповец
2012 год
Содержание проекта.
1) ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО
2) ПРЕПОДОБНЫЙ ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ
3) ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ
4) ИННОКЕНТИЙ КОМЕЛЬСКИЙ
5)Таблица «Святые земли вологодской».
6) Какие качества объединяли святых, почему их почитали наши предки.
7)Результаты анкетирования.
8)Есть ли в нашей жизни люди, похожие своими качествами на святых?
3. Заключение и выводы по работе
Этапы работы над проектом:
Этап предпроектной подготовки и планирования.
Этап организационно-исследовательский.
1.Обработка и анализ информации.
2. Выводы и сравнение их с ожидаемым результатом – целями, задачами, гипотезой.
3.Оформление работы и создание презентации.
Нравственные начала в жизни нашего общества не всегда устраивают людей. Современному человеку хочется жить в атмосфере добра и понимания, в процветающей стране. Однако, для того, чтобы жизнь в подобном обществе была возможна, нужны положительные нравственные примеры. Примеры беззаветной, бескорыстной любви к Богу, к Родине, к людям. Такими примерами являются святые земли Вологодской.
Актуальность исследования:
В нашем обществе часто не достает добра и справедливости, внимательного отношения к людям. Ушли в прошлое такие качества как трудолюбие и ответственность. Мы считаем, что этими качествами обладали святые земли Вологодской и хотим, чтобы знания о них и их жизни помогли приобрести эти ценностные ориентиры в жизни нам, современным людям.
Цель исследования:
- выяснить, какие нравственные качества были у святых, определить могут ли святые земли вологодской быть примером для нас.
Задачи исследования:
1. Познакомиться и проанализировать литературу по данной теме.
2. Выяснить значение понятие «святость».
3. Изучить жизнь и служение святых земли Вологодской.
4. Сделать выводы о нравственных качества святых, влиянии святых на поведение верующих.
5. Провести социологический опрос, с целью выявления знаний наших одноклассников о святых.
6. Понять, как знания о святых земли вологодской связаны с нашей жизнью.
Гипотеза:
Святые земли Вологодской своим служением людям сделали мир добрее. Знания об их жизни и служении могут повлиять на современного человека, сделать его лучше.
В ходе работы над проектом мы использовали следующие методы:
1. анализ литературы и интернет - ресурсов по теме;
2. обобщение изученного материала; систематизации;
3. проведение соцопроса по теме проекта;
4. анализ проделанной работы;
5. написание работы и составление презентации.
6. формулирование выводов.
Практические результаты: собран материал о святых земли Вологодской, подготовлена работа, презентация по теме проекта, составлены вопросы для социологического опроса, проанализированы результаты опроса.
Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь мн. ч. — святы́е) — мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между Богом и людьми.
Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас. Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом, и что мы называем святостью?
Святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога (не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым). А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.
Святые – это те, кто увидели замысел Божий о себе, и воплотили этот замысел в собственной жизни. И можно сказать, что святые – это люди, которые откликнулись любовью на любовь.
Святых мы называем подвижниками, потому что святость есть путь непрестанного духовного восхождения, а это сопряжено с тяжелым внутренним подвигом, с преодолением в себе всего порочного и низменного.
В христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные мощи. Выделить более «авторитетных» и менее «авторитетных» святых невозможно, но в православной русской традиции, особенно среди мирян, наиболее чтимыми святыми являются Иоанн Креститель, Николай Чудотворец (Николай Угодник), Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский, князь Владимир, а также местночтимые святые. Для нас это святые земли вологодской. Нам интересны человеческие качества святых, которые нам необходимы в жизни. Мы расскажем о некоторых из них и попытаемся выяснить, что их объединяет.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО (память 4/17 марта)
Преподобный Герасим был одним из первых подвижников Вологодского края; но сам он не был вологодским уроженцем. Преподобный родился в Киеве. Еще в детских летах он помышлял о жизни отшельнической. Возмужавши, он решил принять пострижение в монашество, для чего и отправился в одну находившуюся невдалеке от Киева обитель, именовавшуюся Гнилецкой, или Глинецкой. Придя сюда, преподобный обратился с просьбой к насельникам этой пустыни принять его в свое общество. Под руководством гнилецких старцев, опытных в жизни духовной, преподобный Герасим начал усердно подвизаться в трудах иноческих. Потом, смиряя свое тело и укрепляясь молитвой, юный подвижник преуспевал все более и более, совершенствовался с каждым днем в добродетелях.
Когда подвижник достиг возраста, потребного для получения сана священного (не менее 30-ти лет), подвизавшиеся с ним братия предложили ему принять на себя сан пресвитера.
Герасим из смирения не хотел принять на себя великого сана, но, уступая настойчивым просьбам братии, должен был исполнить их желание.
В сане пресвитера, преподобный еще с большим усердием начал подвизаться в трудах иноческой жизни. Помня слова Спасителя: «ему же дано будет много, много взыщется от него», святой Герасим не старался скрывать данного ему от Бога таланта доброделания, но приумножал его.
После продолжительного и трудного странствования по лесам и болотам преподобный достиг, наконец, 19 августа 1147 года берегов реки Вологды. На месте нынешнего города Вологды тогда было небольшое селение или посад с церковью Воскресения Христова. Герасим выбрал себе для жительства глухой лес, отделявшийся от посада Вологды ручейком Кайсаровым. Здесь, в полуверсте от реки Вологды, среди лесной чащи, преподобный Герасим устроил скромную келлию и в тишине уединения, никем и ничем не развлекаемый и никому не ведомый, всецело предался богомыслию и подвигам суровой отшельнической жизни, дни и ночи проводя в молитвах и псалмопении.
Мало-помалу келия преподобного Герасима становилась известной жителям посада Вологды. Видя святую жизнь отшельника, многие из поселян приходили к нему, прося его молитвы и совета. И сам преподобный, ближе познакомившись с жителями Вологды и увидев их недостаточные познания в вере Христовой, так как христианство в то время только начало распространяться в обширном Заволжском крае, возгорелся пламенным желанием послужить делу душевного спасения их. С этой целью преподобный решил построить здесь храм во имя Пресвятой Троицы, намереваясь в то же время основать при нем и обитель. С юношеским одушевлением и неутомимым усердием начал преподобный Герасим рубить лес и очищать место для постройки. Но когда он обратился за помощью и содействием к тамошним жителям, то его просьба была встречена на первых порах довольно холодно. Но преподобный Герасим не только не нашел в жителях дальнего севера сочувствия своему святому делу, но встретил даже противодействие со стороны одного тамошнего богатого землевладельца. Тяжело было переносить ревностному подвижнику такое несочувственное и холодное отношение к осуществлению его святого намерения — создать Божий храм и обитель. Однако преподобный не пал духом и не отчаялся в успехе своего предприятия, но, вооружившись терпением, еще с большим усердием и ревностью продолжал начатое, трудясь каждый день с утра до вечера.
Между тем слух о намерении преподобного старца построить храм Божий и при нем монастырь распространился по окрестности. Строгая подвижническая жизнь преподобного, его мужество, твердость и терпение удивляли и изумляли окружавших его поселян и прославили его. Его отеческие беседы и наставления, дышавшие истинно христианской любовью, все более и более привлекали к нему сердца их. Так вскоре был устроен храм во имя Живоначальной Троицы и вместе с тем создан первый и древнейший в северных пределах Руси Троицкий Кайсаровский монастырь.
До нас не дошло никаких сведений о жизни и деятельности преподобного Герасима по устроении им храма и обители до самой блаженной его кончины, последовавшей в 1178 году. Но, без сомнения, в эти тридцать лет он совершил много подвигов, просвещая страну вологодскую светом своих добродетелей и учения евангельского.
Более четырех веков процветала потом обитель Пресвятой Троицы, привлекая множество богомольцев к цельбоносному гробу своего основателя, подававшего исцеления всем с верою к нему прибегавшим. Но в 1612 году, когда было совершено нападение польско-литовских шаек на город Вологду, обитель преподобного Герасима была совершенно опустошена и разорена. Жители разоренной Вологды по удалении неприятеля занялись возобновлением и устройством своих домов, но забыли об обители. Тогда преподобный позаботился о том, чтобы место, освященное его трудами и подвигами, не пришло в совершенное забвение: он чудесно открыл и указал, где покоятся его святые мощи, и через это снова явил для страны вологодской и для всей России неисчерпаемый источник благодатных даров и исцелений. Случилось это так. Одна женщина, проживавшая в Вологде, была 12 лет слепой. Чудотворец явился ей во сне и сказал: «Попроси кого-либо отвести себя ко мне, в прежде бывший Троицкий монастырь, в верхнем посаде, и над гробом моим отслужи панихиду; если исполнишь это, будешь здорова». Видение было столь живо и поразительно, что женщина та тотчас же пробудилась от сна и сказала, обратившись к преподобному, как бы видя его своими духовными очами перед собою: «Угодник Божий! Как могу я узнать то место, где ты почиваешь? Я слепа, да и место твое святое, по грехам нашим при нашествии иноплеменников разорено». Преподобный отвечал ей: «Если ты действительно веришь в мою помощь, то ты увидишь место это». И потом, взяв у нее платок, сказал ей: «На том месте, где найдешь завтра платок свой, там и проси отслужить панихиду». На другой день, рано утром, слепая просила отвести себя в бывший Троицкий монастырь и, нашедши свой платок в северном углу монастыря, просила тут отслужить панихиду по преподобному Герасиму, после которой она прозрела. Таким путем снова сделалось известным место земных трудов и подвигов преподобного. Теперь уже многие, одержимые разными болезнями, стали приходить сюда для того, чтобы получить, по молитвам угодника Божия, исцеление от недугов своих.
За этим первым чудом, записанным в XVII столетии, потекли многие другие благодатные исцеления от гроба преподобного Герасима: вода, освященная в гробовой часовне, земля с могилы его мгновенно облегчали болезнь и возвращали здоровье страждущим. Не только все, приходившие в часовню с верой для поклонения гробу преподобного, получали просимое и выходили из нее здоровыми, но часто угодник Божий и сам являлся больным, до того совершенно его не знавшим, и приказывал им идти к своему гробу, обещая при этом исцеление от разных недугов.
Много и других дивных и чудесных знамений сотворил Бог через Своего славного угодника преподобного Герасима. В грамоте патриарха Адриана 1691—1692 гг. о месте упокоения угодника Божия говорится так: «А лежит он под спудом в земле, на краю Вологодского посада, при приходском храме Живоначальной Троицы на монастыре, в часовне; в ней гробница, под часовню ход, и с гроба берут там персть; а под часовней, против гробницы, лежит на земле камень синий и от земли вверх до помоста часовни полтора аршина». Когда вместо панихид при гробе преподобного Герасима стали петь молебны, другими словами, когда началось местное празднование ему, остается неизвестным точно. Несомненно, это произошло после 1691 года и, может быть, до учреждения Святейшего Синода (1721 г.).
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ стал продолжателем монашеского делания преподобного Феодосия. В конце XVI — начале XVII века он подвизался при Спасо-Преображенской церкви на речке Тиксне. Но в отличие от Феодосия, он не создал своего монастыря, оставаясь отшельником-аскетом. По свидетельству жития, преподобный Вассиан происходил из крестьян деревни Бурцеве Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода Тотемского уезда. В миру его звали Василием. Как и все, крестьянствовал, а в зимнее время ходил по окрестным деревням и портняжничал. Уже в молодости имел желание уйти в монастырь и послужить Богу в иноческом чине. Но, уступая просьбам родителей, Василий женился и имел в этом браке двух сыновей. Позднее, после смерти родителей и по согласию с родными, он ушел в Спасо-Суморин монастырь. Поселившись в обители, Василий упросил настоятеля строителя иеромонаха Ферапонта облечь его в монашество. После испытаний и назидательного слова преподобный Ферапонт постриг Василия и нарек его Вассианом. Основным послушанием новоначального инока стал труд в монастырской поварне и пекарне, выполняемый им со смирением. Видя это, Ферапонт благословил молодого инока на особый вид подвижничества — ношение вериг. С ними Вассиан не расставался целых тринадцать лет, нося железный обруч вместо пояса, на плечах — цепь, на голове, под монашеским куколем,— железную шапку. В этом преподобный Вассиан сроднился со святыми юродивыми и подвижниками благочестия. Желая усилить свои духовные подвиги, он, благословившись у своего настоятеля и духовника Ферапонта, в 1594 году уходит на Тиксненский погост. Там, близ приходских церквей Спаса Преображения и Святителя Николая, он попросил себе место под келию у настоятеля иерея Нестора Андреева с причтом . В течение тридцати лет (с 1594 по 1624 годы) преподобный Вассиан подвизался на одном месте, в небольшой деревянной келий с волоковым оконцем, в двадцати саженях от Спасо-Преображенской церкви. Здесь подвиги его стали суровее: ночами старец стоял на молитве, прерывая ее лишь для краткого отдыха на голом полу . Одна из описей погоста начала XVII века сообщает: «...в келье трудник черноризец Васьян». Под словом «трудник» в то время подразумевался человек, безвозмездно трудившийся на церковь, подвижник. Незадолго до своей кончины преподобный принял образ великой схимы от своего духовного отца иеромонаха Ферапонта. Скончался он 12 сентября (25 сентября н. ст.) 1624 года. После смерти Вассиана на месте его подвигов создалась небольшая иноческая обитель. Архиепископ Великоустюжский и Тотемский Александр благословил: «...церковь Живоначальныя Троицы строить над мощами преподобного отца Вассиана и братию собирать, кто изволит по обещанию, постригать и все учинить по монастырскому чину . Первым настоятелем строителем новой Троицкой пустыни стал иеромонах Спасо-Суморина монастыря Протасий (в миру Прохор). Он начал свою деятельность в 1694 году со строительства на месте деревянной часовни над мощами преподобного Вассиана каменной церкви Святой Троицы. Освятили ее в 1698 году. Погребение преподобного оказалось в новой церкви под спудом. Имя Вассиана становится широко известным начиная с середины XVII века, в связи с избавлением от морового поветрия в 1647 году. Чудо, происшедшее при его гробе, дало повод к почитанию преподобного как чудотворца, а имя нового святого стало известным в Москве и на Русском Севере. На некоторых старинных иконах преподобный Вассиан писался как Тотемский (по уезду) и даже Вологодский (по епархии) чудотворец. По преданию, список чудес, проистекших от его мощей, достаточно велик. Местное празднование с местной канонизацией было установлено, по всей видимости, кем-то из епископов Великоустюжских и Тотемских, но когда — неизвестно. Днем празднования его памяти был определен день кончины 12/25 сентября н. ст. Житие преподобного написал игумен Иоасаф в 1745 году. Монастырь, возникший на месте подвигов преподобного, был упразднен еще до штатов 1764 года в силу естественных причин. Храм Святой Троицы был приписан к Преображенской церкви, где был устроен придел имени преподобного и хранились реликвии. Ныне на месте обители высится шестипрестольный храм Спаса Преображения, полуразрушенный, но реставрируемый.
ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ (1362 - 1437), игумен, преподобный. Память 1 июня.
Родился в 1362 году в окрестностях Вологды и во святом крещении был назван Димитрием. С юных лет возлюбил он иноческое житие. Оставив родительский дом, он девять лет подвизался иноком в Спасо-Каменном монастыре, где принял монашество с именем Дионисий.
В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел здесь 9 лет. Отсюда, вместе со иноком Пахомием, ища безмолвия, преподобный Дионисий перешел на берег Кубенского озера при деревне, именуемой Святая Лука, где задолго до того времени был общежительный монастырь при церкви св. евангелиста Луки, который запустел, а церковь разрушилась. Дионисий поселился там и, воздвигнув церковь во имя святителя Николая, возобновил в 1393 году Святолуцкий монастырь. Оставив в нем прп. Пахомия, отошел он с другим братом на реку Глушицу, где избрал место для устроения общежительной обители, поставил келию и начал принимать приходивших к нему монашествующих. Там он создал в 1403 г. небольшую церковь во имя Покрова Богородицы, а спустя 9 лет (в 1412 г.) - более пространнейшую. Но как в монастыре умножилось число братии и богомольцев, то преподобный для безмолвия отошел в пустыню, от той же реки Глушицы, на 4 версты отстоящую, и там поставил сперва келию, а в 1420 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, и основал обитель, которую наименовал Сосновцем, ибо при первом своем посещении нашел он на том месте необыкновенной толщины сосну. Дионисий заповедал новой обители не иметь особого настоятеля, но быть под общим управлением Покровского монастыря, называвшегося уже тогда, по многочисленности братства, Лаврою, и от оной получать свое содержание.
Кроме названных обителей, прп. Дионисий создал еще за Покровским монастырем, в двух верстах к северу, церковь во имя св. Леонтия, епископа Ростовского, и при ней учредил общежитие для монахинь, а в 18-ти верстах от Лавры, вниз по реке Глушице, - храм Воскресения Господня, а на реке Двинице - церковь во имя св. Николая.
Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения.
За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти. Скончался 1 июня 1437 году на 75-ом году жизни. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Использованные материалы: календарь Православие
ЕВФИМИЙ СЯНЖЕМСКИЙ, Вологодский (+1465), преподобный. Память 20 января, 11 апреля.
Родился в Вологде, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Подвизался на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский (+ 1439), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного. Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон. Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418-1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители. Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.
Его преемником по игуменству стал его любимый ученик - преподобный Харитон Сянжемский.
Сказание о явлении его мощей написано в XVI веке Вологодским епископом Иоасафом, известным агиографом своего времени.
ИННОКЕНТИЙ КОМЕЛЬСКИЙ, Вологодский (+ 1521), преподобный. Память 19 марта.
Родился в Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых. Он принял монашество в монастыре преподобного Кирилла Белозерского и был отдан в руководство преподобному Нилу Сорскому (+ 1508). Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку и побывали в Палестине, Константинополе, провели несколько лет в Афонских монастырях. Вернувшись на Русь, святые поселились не в самом Кирилло-Белозерском монастыре, а в уединенной келлии за монастырской оградой. Из любви к пустынножительству они затем удалились в непроходимый лес на реку Сору, за 15 верст от монастыря. Здесь они водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь.
Предвидя свое преставление, преподобный Нил послал святого Иннокентия на реку Нурму и предсказал ему: "Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустыня после смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в своих келлиях".
По преставлении преподобного Нила, его святой ученик ушел в Вологодские пределы и в 1491 году поставил келью на речке Еде, впадавшей в реку Нурму. В скором времени к нему стали собираться ученики. Следуя завету учителя, преподобный Иннокентий ни у кого не спрашивал вкладов.
Тридцать лет трудился преподобный Иннокентий в устройстве монастыря. На основании творений святых отцов и особенно писаний преподобного Нила Сорского, он оставил для братии наставления. Преподобный Иннокентий завещал прежде всего избегать ссор и споров и просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Святой запретил принимать и постригать в своей пустыни юных и безбородых иноков, вводить в пустынь женщин. Выходивший из пустыни инок терял право на келлию, а если возвращался, то мог занять ее лишь с согласия настоятеля и братий. Будущую церковь преподобный просил освятить во имя святого и великого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, в воспоминание третьего обретения его честной главы ибо святой Иоанн - наставник всем инокам и пустынножителям (в дальнейшем монастырь стал называться Преображенским по главному храму). Скончался преподобный Иннокентий 19 марта 1521 года. Согласно завещанию он был погребен в углу монастыря близ болота. На могилу его был положен камень, на котором записан год, месяц и день преставления.
5. Таблица «Святые земли вологодской»
Имя святого | Монастырь | Причины причисления к лику святых | Источники |
Преподобный Герасим Вологодский 12 век | обитель Пресвятой Троицы Заволожский край Вологодской области | Основал храм во имя Живоначальной Троицы, создал первый и древнейший в северных пределах Руси Троицкий Кайсаровский монастырь. Земля с могилы святого облегчали болезни и возвращали здоровье страждущим. | «Житие»; интернет – ресурс Собор Вологодских святых – Древо http://drevo-info.ru/articles/ 11741.html |
Преподобный Вассиан Тиксненский конец XVI — начало XVII века | Спасо-Преображенская церковь на речке Тиксне | Был отшельником-аскетом. Основным послушанием инока стал труд в монастырской поварне и пекарне, выполняемый им со смирением. | Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. Собор Вологодских святых – Древо http://drevo-info.ru/articles/ 11741.html |
Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский 16 век | Преображенским монастырь | С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь, в 1491 году поставил келью на речке Еде, впадавшей в реку Нурму. Тридцать лет трудился преподобный Иннокентий в устройстве монастыря. Он оставил для братии наставления, завещал прежде всего избегать ссор и споров и просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Основал Преображенский монастырь. месяцеслов Журнала Московской Патриархии. | месяцеслов Журнала Московской Патриархии. Собор Вологодских святых – Древо http://drevo-info.ru/articles/ 11741.html |
Игумен, преподобный Дионисий Глушицкий 14 век | Возобновил в 1393 году Святолуцкий монастырь. Создал в 1403 г. небольшую церковь во имя Покрова Богородицы. В 1420 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, и основал обитель. Создал церковь во имя св. Леонтия, епископа Ростовского, и при ней учредил общежитие для монахинь, а в 18-ти верстах от Лавры, вниз по реке Глушице, - храм Воскресения Господня, а на реке Двинице - церковь во имя св. Николая. Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. | календарь «Православие» Собор Вологодских святых – Древо http://drevo-info.ru/articles/ 11741.html | |
Таблица помогла нам определить главные деяния жизни вологодских святых. Мы убедились, что они были неутомимыми тружениками, которые несли свет добра и веры людям.
6.Что объединяет святых земли Вологодской? Умение служить людям и нести им свет добра. Они проявили огромное трудолюбие и упорство в распространении христианской веры. Благодаря их усилиям, в нашем крае возникли монастыри, которые стали духовными, культурными и экономическими центрами Вологодского края. Не зря его называли Северная Фиваида. Они учили людей добру и взаимопониманию. Своим примером показывали, как важно иметь чистоту помыслов, проводить дни в трудах и заботах. Это были образованные для своего времени люди, которые несли слово Божие людям, учили детей, помогали нищим и убогим. Они пользовались уважением и почитанием у наших предков.
А как к ним относятся наши одноклассники? Выяснить это нам помог социологический опрос.
7. Социологический опрос
вопрос | Да /др.ответ | Нет / др.ответ | Затрудняюсь ответить / др.ответ |
1. знаете ли вы, кого называют святыми? | 15 | 2 | 5 |
2.какими качествами обладают, по вашему мнению, святые? | Добротой, умением очищать от грехов, умением просветлять, терпением, верой, душевной щедростью и мудростью, бескорыстием. | ||
3.назовите имена известных вам святых | Названы имена Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Святого Луки, отца Меня. | ||
4.какие качества человека мы можем у них позаимствовать? | Доброту, бескорыстие, честность, веру, умение помогать ближним и обездоленным. | ||
5.как вы считаете, есть ли святые в наше время? | 21 | 1 | |
6.назовите, кого вы считаете святым человеком? | Безгрешного человека, почитающего Бога, помогающего людям, молящегося. |
Ребята нашего класса помогли нам в нашей работе. Они с интересом отвечали на вопросы анкеты. В опросе приняли участие 22 ученика. Данные опроса говорят нам о том, что наши одноклассники понимают значение слова «святые», могут назвать их качества, знают Святых и считают, что их качества необходимо заимствовать современному человеку.
Сегодня нас окружают разные люди, среди них есть и те, кого можно назвать святыми (мать Тереза, патриарх Алексий). В нашей книге по православной культуре рассказывается о Святом Луке – знаменитом враче и хирурге Валентине Войно-Ясенецком. Он помогал и телам, и душам людей. В годы Великой Отечественной войны он спас жизни сотен раненых бойцов, а после Победы был удостоен высокой награды – стал лауреатом Государственной премии СССР. Но не только верующие должны следовать нормам поведения святых людей. Их жизнь и подвиг должен быть примером для нас, потому что они учат нас добру, любви, трудолюбию, милосердию, служению людям. Тому, что так необходимо нам в нашей жизни. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни нас окружало больше людей, которые думают не только о своих интересах, но и о благе других людей. Ведь у каждого из нас есть свои кумиры, те, кому хотелось бы подражать, на кого хотелось бы быть похожими. Почему бы нам не быть похожими на людей, которые и сегодня заслуживают нашего уважения!?
Результаты исследования:
Святые земли вологодской могут служить таким примером.
Поэтому мы расскажем о своей работе на классном часе, выступим в ДЕНЬ Творчества на секции истории, передадим свой материал в школьный музей и подготовим экскурсию для музея по своей теме.
Мы научились:
Литература:
1. Сайт Вологодской Епархии vologda-eparhia.ru)
2. Сайт Достояния земли Вологодской dzv35.ru
3. Святые земли Вологодской. http://www.dzv35.ru/gordimsa/2010-05-24-19-28-02/119-svyatie-zemli-vologodskoi
4. Собор Вологодских святых – Древо. http://drevo-info.ru/articles/11741.html
5. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.
6. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%FF%F2%EE%E9
Словарь работы
Келья – жилище монаха
Псалмы – церковные песнопения
Пресвитор
Инок
Прекрасная химия
Большое - маленькое
Дерево в снегу
По морям вокруг Земли
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись