Научно-исследовательская работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
annotaci1.doc | 111 КБ |
Аннотация
Иванов Михаил Евгеньевич, Мещеряков Семён Дмитриевич
г. Красноярск, МБОУ СОШ Лицей №3, 5класс
«Образ русского богатыря Алёши Поповича в былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич и в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»
руководитель: Марушкина Ольга Аркадьевна, учитель русского языка и литературы
Цель научной работы: на основе сравнительно – сопоставительного анализа выявить в былине и мультфильме отличительные и схожие черты русского богатыря Алеши Поповича. Методы проведенных исследований: сравнительно-сопоставительный, структурный. Основные результаты исследования: мультипликационный богатырь разрушает идеальный образ защитника Отечества от «силушки поганой», образ русского богатыря Алеши Поповича: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность. В мультипликационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» осмеян образ богатыря, создана пародия на жанр русского героического эпоса.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении целого тысячелетия народ бережно хранил эпическую поэзию о подвигах богатырей, служившую своего рода «устным учебником истории». Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Ценность богатства эпоса заключается в том, что он по своему происхождению связан с народом, с теми смердами-воинами, которые и землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами. [1]
Воспевая русских богатырей, которые в трудную годину по зову души вставали на защиту Отечества, их удивительную силу и мужество, доброту и благородство былины укрепляли в тяжелое для страны время дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался покорить ее огнем и мечом. Эти смелые дружинники бились с врагами «не пиваючи, не едаючи», охраняли Киевскую Русь от "силушки поганой". Ученый-филолог, исследователь былин Ю.Г. Круглов отмечал: «И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями. Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголы-татары».[2]
И сегодня былины не потеряли своей популярности. Балашов Д.М., Новичкова Т.А. полагают, что современные ученые ищут в ней и отголоски исторических фактов, и остатки древних верований, и следы давно исчезнувших культовых обрядов. В этом нет ничего удивительного, потому что былина прожила долгую, многовековую жизнь. [3]
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые герои русского героического эпоса, каждому из которых присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет мудрость и силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями.
Алеша Попович, в отличие от своих старших товарищей, порой хвастлив, беззаботен, а иногда даже неблагоразумен, но все же главные его качества – это беззаветная любовь к Отечеству и готовность пожертвовать жизнью во имя него. В.Я. Пропп утверждает, что Алеша никогда не взвешивает никаких препятствий и опасностей, он легкомыслен и смел до безрассудства, и именно поэтому он всегда побеждает: берет быстротой своего натиска. Этот богатырь не изображается обладающим большой физической силой, но этот недостаток ему нисколько не мешает. Алеша «напуском смел»,
и это обеспечивает ему успех. Главный подвиг этого богатыря – поединок с Тугариным, в котором он показал, что хорошо владеет хорошо не только мечом, но и словом не промахнется, не только силой победил врага, но и превосходством ума. [4]
Русский героический эпос оказывал влияние не только на литературу, музыку, живопись, но и на кинематограф. В середине 20 века вышли фильмы «Садко», «Илья Муромец», в 70-х годах - мультипликационная версия «Садко богатый», повествующие о событиях «старины глубокой.
В начале 21 века в прокате появились российские мультипликационные фильмы о русских богатырях, среди которых «Алеша Попович и Тугарин Змей». Единственное, что в этом мультфильме совпадает с былинным сюжетом и характеристикой как богатыря, так и окружения, – это общего плана сюжетные линии (богатырь отправляется на борьбу со злыми силами) и имя героя. Все остальное к русскому эпосу, повествующему о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси, и к богатырям, чьи качества, в первую очередь, проявляются в воинских подвигах во имя родной земли, имеет весьма опосредованное отношение. [5]
Цель исследования: на основе сравнительно – сопоставительного анализа выявить в былине и мультфильме отличительные и схожие черты русского богатыря Алеши Поповича.
Гипотеза: мы предполагаем, что если режиссер мультипликационного фильма помещает героя в прежнюю историческую эпоху, но характер героя и развитие сюжета объясняется современным восприятием, то идеальный образ русского богатыря Алеши Поповича разрушается, и на стыке несовместимости возникает комический эффект.
Задачи:
Предмет исследования: былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и мультипликационный фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Объект исследования: образ русского богатыря в былине и мультфильме
Основные методы работы:
БЫЛИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ
Большинство былин, по мнению ученого, филолога-фольклориста В.Я. Проппа, складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв). Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. До этого несколько десятилетий в русской науке употреблялся термин «богатырские сказки». Главными персонажами являются богатыри, достоинства которых проверяются в сражении, в неравном бою против полчищ вражеских сил. Они воплощают идеал воинской доблести, а также мужественного, преданного родине и народу человека. [10]
Слово «богатырь» не является для славян исконным. Для обозначения удалого воина использовалось слово «храбр». Существует, по крайней мере, три объяснения такой замены. Первая отсылает ко времени татаро-монголь ского нашествия и исходит из того, что русские воины не должны были уступать в храбрости татарам, и потому их назвали багатурами. Вторая связывает это слово с термином в значении «удачливый», третья напрямую выводит его от «Бог» — человек оказывается «богат» (в данном случае силой). Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в русской традиции слово «богатырь» впервые упоминается в 1585 году. [6]
Исследователи былин выделяют Новгородский цикл былин, которые воспевают Новгород и его богатых гостей (Садко), удалых молодцов, наделенных волшебной силой (Василий Буслаев) и Киевский, среди которых выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших братьях». Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор, Микула Селянинович и Волхв Всеславьевич, который унаследовал способность оборачиваться лютым зверем, волком или щукой во благо, защищая слабых и отстаивая добро. Кроме того, Киевский цикл былин связан с князем Владимиром Красное Солнышко, «младшими» богатырями – Добрыней Никитичем, Ильей Муромцем и Алешей Поповичем и складывается в тот исторический момент, когда Киевское государство резко меняет свою политику: от далеких походов в чужие страны переходит к обороне Руси от печенегов и изгнанию варягов. [1] В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру.
Кем создавались былины? Е.М. Травина, кандидат философских наук, считает, что
«некий безликий и безымянный «народ», предложенный на роль создателя былин
____________________
1 Википедия http://ru.wikipedia.org
народолюбцами XIX века, к этому не причастен. Точность в воссоздании воинского быта, знание всех деталей вооружения и тонкостей ведения боя позволяет искать слагателей былин в дружинной, а не в крестьянской среде. Эта идея была выдвинута в XIX веке Всеволодом Миллером, который считал «былины изящной словесностью дружинников». Профессиональные сказители разносили былины по градам и весям, а народ только искажал их, неточно запоминая услышанное, что ставит в тупик уже несколько поколений исследователей». [7]
Ученые предполагают, что первым собирателем былин был Кирша Данилов. В своем сборнике «Древние российские стихотворения» он опубликовал 26 былин. В 19 веке политический ссыльный Павел Николаевич Рыбников открыл в Олонецкой губернии кладовую русского фольклорного творчества. Читателям стали известны былины «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Алеша Попович». Вдохновленный открытием Рыбникова, в Олонецкую губернию отправился Александр Федорович Гильфердинг, ученый-славист. Он записал множество новых былин. Собиратели былин открыли и сохранили для нас драгоценное искусство художественного слова, величайший памятник народной духовной культуры.
Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры.
Большое воздействие оказали былины на нашу литературу. Еще писатели и поэты XVIII века обращались к былинам, например, пьеса Г. Р. Державина "Добрыня", поэма Н.М.Карамзина "Илья Муромец" созданы на основе русского былинного эпоса.
Более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа начинается с XIX века. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. Образ Руслана в поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" навеян образами русских богатырей. "Песня про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова - поэтическая обработка народного эпоса, в частности, исторической песни о шурине Ивана Грозного - Мастрюке (Кастрюке). В героических образах повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголь видел представителей "сказочного русского богатырства".
Русские былины оказали влияние не только на нашу литературу, но и на литературу мировую. Например, латышский поэт-классик Я.Райнис посвятил самостоятельную поэму главному русскому богатырю Илье Муромцу.
Современные писатели тоже обращаются к теме героического прошлого русичей. В 2007 году вышел исторический роман для подростков «Илья Муромец — великий богатырь России» Юрия Лигуна, который отмечен дипломами конкурсов «Просвещение через книгу» и «Премия Александра Невского». Герой произведения - обыкновенный современный мальчик Илья Ножкин, на долю которого выпало немало испытаний. Однако именно они дали уникальную возможность пройти по стопам своего тёзки – богатыря Ильи Муромца. Вместе со своими былинными друзьями (Добрыней и Алешей Поповичем) он защищает Русь, являя в этом образец и пример для молодого поколения наших дней.
В 20 веке герои и сюжеты былин являлись драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л. Птушко «Садко» (1952 г.) был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» (1956 г.) стал первым фильмом со стереофоническим звуком. По мнению кинокритиков, в этом фильме обилие декораций, качественных массовых и батальных сцен, в которых чувствуется яркая патриотическая направленность. Фильм учит добру, справедливости и дружеской взаимовыручке, а Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – настоящие защитники Отчизны. За самые массовые сцены фильм попал в книгу рекордов Гинесса. Кроме того, эти экранизации имели успех не только в нашей стране, но и за рубежом, а также были удостоены наград на международных кинофестивалях. В золотой фонд кинематографа вошла и мультипликационная версия русской былины «Садко богатый» (1975 г.) режиссера В.В. Курчевского. И сегодня эти произведения доносят до зрителей драгоценное слово предков, рассказывая о героическом прошлом Руси.
Продолжая традиции кинематографа, современные создатели анимации тоже обращаются к былинным сюжетам и героям («Илья Муромец Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и др.), только цели у них другие. Основная – развлечь публику, причем угодить при этом зрителям разного возраста; а другая – кассовые сборы.
БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ АЛЕША ПОПОВИЧ
И ЕГО ПАРОДИЙНЫЙ ОБРАЗ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
Что же мы знаем, благодаря труду собирателей, о богатыре Алеше Поповиче? Вопрос о реальном историческом прототипе знаменитого былинного богатыря неоднократно привлекал внимание исследователей. Однако он остаётся вполне актуальным и по сей день, хотя бы в силу противоречивости сделанных по нему выводов.
Алеша родом из Ростова, сын соборного попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича было чудесным: едва родившись, просит у матери благословенья погулять «по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою»; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и мечом («Алеша Попович едет в Киев»). Первый свой подвиг совершил по дороге в Киев:
…Под тем под городом под Киевом
Сослучилося несчастьице великое:
Обостала его сила великая
По имени Василий Прекрасный…
Хочет красен Киев в полон взять,
А князя Владимира повесить…
И попускал Алеша с дружиною хоробрую
На ту силу- рать великую, на Василия Прекрасного
И прибили тую силу-рать великую…
(«Алеша Попович едет в Киев»)
Исследователь Б.А. Рыбаков, предполагавший существование прототипов практически всех героев былин, отожествлял образ богатыря сразу с двумя летописными героями: Ольбегом Ратиборовичем, дружинником Владимира Мономаха, участвовавшем в убийстве половецкого хана Итларя, и ростовским храбром Александром Поповичем, замечая при этом, что слияние двух героев в один былинный образ Алёши Поповича произошло действительно фольклорным путём в позднейшее время..[ 1 ]
Л.Н. Майков говорит о некоторых положительных чертах Алеши, но в основном для него Алеша все же отрицательный эпический герой, он противопоставляет его Илье и Добрыне (попадает впросак, посватавшись к чужой жене; на заставе, когда Илья выбирает, кого из богатырей послать за нахвальщиком, Алеша оказывается самой неподходящей кандидатурой):
Алеша Попович гордлив-спесив:
Не умеет с богатырем как съехаться,
Не умеет богатырю честь отдать.
Другой ученый, Н.П. Дашкевич, выдвигает предположение, что он смел, но не удал, даже трус, он пустохваст, невоздержан в словах: «Хотя он богомолен, но не прочь соврать и любит нескромные речи». По мнению Всев. Миллера, «у некоторых слагателей былин появилось стремление унизить Алешу Поповича, вероятно, — в связи с его предполагаемым происхождением». [4]
Вслед за известным исследователем фольклора В.Я. Проппом считаем, что Алеша Попович - самый молодой из знаменитой троицы богатырей, наделяется не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. Если Илья Муромец побеждает врагов своим спокойствием и опытностью, своей мудростью, выдержкой, неустрашимостью и решительностью зрелого человека, если Добрыня превосходит варвара-врага своей культурой, силой, то Алеша неуклюжего и тяжеловесного врага своей сметливостью и находчивостью. Он не изображается обладающим большой физической силой, но является олицетворением силы духа и воли. В противоположность суровому Илье и выдержанному Добрыне, Алеша склонен к насмешке и шуткам, отличается бесстрашием и решительностью («Отчего перевелись витязи на святой Руси», «Алеша Попович едет в Киев»), силой, остроумием и жизнерадостностью («Алеша Попович и Тугарин Змеевич»). Все это делает богатыря ярким выразителем русского национального характера. Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша олицетворяют героические черты русского народа. При всем их отличии эти храбрые герои объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей Родине. За нее они всегда готовы отдать свою жизнь.
В роли главного защитника Киева герой выступает лишь однажды: в широко известной былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Трактовка образа опасного Тугарина среди исследователей тоже неоднозначна: например, В.Я. Пропп, Веселовский признают в нем половецкого хана Тугор-кана; О. Миллер, М. Халанский считают мифическим существом. [4]
Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Двое «удалых молодцев» ищут достойное дело. Развлечения не для них, потому что сулят «славушку недобрую», а вот оборону в Киеве держать – это дело для богатырей. Алеша Попович и его молодой помощник Еким оказываются на пиру киевского князя Владимира. Они с почтением относятся к нему, а себя ведут скромно, отказываются от мест рядом с князем, что говорит об их глубоком уважении и преклонении перед Владимиром.
Все повествование, как это обычно бывает в былинах, построено на антитезе добра и зла. Воплощением зла является Тугарин Змеевич – непрошеный гость на пиру киевского князя. Поведение Тугарина нарочито вызывающее: занимает место рядом с князем, ест неаккуратно:
Поддел, собака, он белу лебедь,
Он кинул, собака, себе в гортань,
Со щеки-то на щеку переметывает,
Лебяжьи кости да вон выплевывает!
Алеша Попович воспротивился такому отношению и бросил колкое замечание Тугарину:
У моего у света у батюшки,
У попа у Леонтия Ростовского,
Была стара собачища дворовая,
По подстолью собака волочилася,
Лебяжьей костью подавилася –
Собаке Тугарину не миновать того:
Лежа ему далече в чистом поле!
Замечания Алеши носят вызывающий и остроумный характер, он достаточно громко, чтобы Тугарин мог его хорошо слышать, шутит также над непомерным питьем Тугарина, напоминает Екиму о корове, которая опилась и лопнула:
Взял за хвост, под гору махнул
От меня Тугарину то же будет.
Так осмеян был Тугарин Змеевич, который тут же решает отомстить обидчику и кидает нож. Еким вовремя перехватывает его и спасает Алешу Поповича.
Кульминацией былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугариным Змеевичем. Алеша Попович отправляется туда один, даже не на коне, а пешком. Оказывается, он уже придумал хитроумный план, как одолеть «чудо поганое».
Образ врага, змея-чудовища с бумажными крыльями, намеренно преувеличен для того, чтобы на этом фоне подчеркнуть, насколько храбр богатырь, вступающий в смертельную битву с несметной силой вражеской. Вот каким предстает противник Алеши Поповича:
Вышина у собаки ведь трех сажен,
Ширина у собаки ведь двух охватов,
Промеж глаз его да калена стрела!
Из хайлища пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит…
В былине не описывается внешний облик богатыря. Он, несомненно, силен, но на бой предпочитает идет «с голыми руками». Однако Алеша побеждает больше не силой, а хитростью и превосходством ума: он прячется под лошадь Тугарина Змеевича, прикидывается тугоухим и зовет Тугарина поближе для того, чтобы лучше расслышать его ругательства, а когда Тугарин приближается, он наносит ему булавой такой удар по голове, что голова отваливается. Это — военная хитрость, прием борьбы слабого с более сильным, умного с недалеким. Беспредельная смелость этого богатыря, бойкий, задорный характер, ловкость, находчивость помогают уничтожить непобедимого Тугарина. [4] Если бы не сметливость Алеши Поповича, он бы и сам погиб, и дело загубил.
Традиционный для былин эпизод – возвращение богатыря с победой к князю киевскому. Голову Тугарина он привозит в город и бросает во дворе. И здесь Алеша не хвастает, а опять шутит: он предлагает Владимиру сделать из головы Тугарина какую-нибудь посудину:
Ты ой еси, Владимир стольнокиевский!
Буди нет у тебя пивна котла,
Так вот тебе Тугаринова буйна голова!»
Юмор в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» - вздох облегчения после тяжелого боя, символ торжества справедливости.
В 2004 году на экраны выходит первая в России экранизация об Алеше Поповиче, героический блокбастер «Алеша Попович и Тугарин Змей» режиссера К. Бронзита. Сценарий, в основу которого легла былина про Алешу Поповича, появился благодаря 17-летнему Максиму Свешникову. [11]
Вероятно, мультфильм должен был обыграть интерес к отечественной культуре и, одновременно, желание создать нечто патриотическое, но получилась пародия, т.к. в анимационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось
немногое: имя и физическая сила. Он карикатурен, вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение». [12]
Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности, например, откусывает крестильный крест. Если в былинах Алеша Попович отличается силой, умом, смекалкой и сообразительностью, то мультипликационный герой полная противоположность: неграмотный, смешной герой, совершает глупые поступки (например, пошел через пещеру на бой с Тугариным, а вернулся обратно в город, т.к. не умеет ориентироваться), а также неуклюжий, несколько простоватый, часто попадает в нелепые ситуации (в доме Святогора полез за мечом и свалился с лестницы), нелепы и его спутники. В одной из драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Отправляясь на бой, шагая по лесу, богатырь мечом сбивает грибы, топчет муравьев, отшвыривает ногой мелких зверушек.
Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота и вдруг на полпути спохватывается: "Что же это я как вор?!" — и, проявляя решительность, расправляется с сонными тугарами, но Тугарина одолеть не смог, хотя в былинах достоинства богатыря проверяются в сражении, в неравном бою.
Проведенный анализ позволил нам выделить схожие и отличительные черты былинного и мультипликационного героя.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характерные черты героя | Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | Анимационный фильм «Алеша Попович и Тугарин» |
Сила |
| Вся «сила» уходит на то, что
|
Смелость |
вступает в смертельную битву с силой вражеской: «Высота у собаки трех сажен…» | |
Грамот-ность |
|
|
Решитель-ность |
|
|
Ум |
|
|
Находчи-вость Остроумие |
|
|
Трусость | --------- |
|
Глупость |
|
Итак, единственное, что в этом фильме совпадает с былинным сюжетом и характеристикой богатыря, - это отдельные сюжетные линии (богатырь отправляется на борьбу со злыми силами) и имя героя. Алеша Попович в былине – умный воин, «храбр»-дружинник, для которого смелость, сила духа были профессиональными качествами. Он смелый, решительный, так как на бой с врагом Руси отправляется один и вступает с ним в неравный бой. В схватке он верток, хитер, а в мультфильме герой только хочет быть сильным и смелым, а сам при этом набрасывается на спящего Тугарина, бьется с ним, но победить сразу не смог. Одолеть и связать врага герой смог позднее, а помогли ему спутники: Ослик, Тихон и бабка.
Кроме того, если былинный герой грамотный, наделен умом, расчетливостью, то мультипликационный Алеша Попович, наоборот, глупый, ограниченный, выглядит как недотепа. Например, золото, за которым охотился Тугарин, герой спрятал в пещере, надеясь, что Тугарин со своим войском туда забежит, а он вход в пещеру заложит камнем. Но хитроумный план не сработал, так как не были произведены необходимые расчеты, и громадный камень, скатываясь с горы, разрушает город.
Таким образом, в мультфильме уничижается традиционный образ богатыря, и у юных зрителей такой «герой» может ассоциироваться с многочисленными охранниками, "братками". Вслед за Л.В. Торопчиной, кандидатом филологических наук, считаем, что этот мультфильм превращает героическое сказание из истории Отечества в фарс, а герой не дает истинного представления о характере защитника Древней Руси. [9]
Былины – память народа о своем героическом прошлом. А без памяти нельзя жить в настоящем и строить будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное исследование было проведено с целью описания и анализа отличительных и схожих черт русского богатыря Алеши Поповича в былине и анимационном фильме. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: мультипликационный богатырь разрушает идеальный образ защитника Отечества от «силушки поганой», образ русского богатыря Алеши Поповича: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щупленькое созданье, правда, говорящее, как нередко бывает в сказках.
Кроме того, русский богатырь находит применение своим способностям: ум, сила, остроумие и находчивость проявляются непосредственно в бою с Тугариным, а мультипликационный персонаж попадает в нелепые и смешные ситуации. Былинный Алеша Попович хотя порой хвастлив, беззаботен, но он сильный, смекалистый, по-настоящему храбрый воин, а герой мультипликации карикатурен, смешон, хотя неоднократно повторяет фразу: «Отведай-ка силушки богатырской!». Но «сила» проявляется в «борьбе» с ветками, муравьями, грибами, а одолеть страшного обидчика Руси помогли спутники героя.
Нельзя считать мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» героическим, патриотическим, что периодически подчеркивают авторы. Осмеян образ богатыря, создана пародия на жанр русского героического эпоса. Вряд ли нам стоит гордиться фильмами и героями, которые выставляют нацию на посмешище.
http://lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/
По морям вокруг Земли
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Акварельные гвоздики
Музыка космоса