Работа по теме "Лес в народных традициях и обычаях" затрагивает проблемы, связанные с отношением человека к лесным богатствам.Мы использовали материалы, связанные с народными традициями и обычаями.
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_rodnomu_krayu_bezgranichna.ohrana_lesa.doc | 104 КБ |
2
Содержание.
- Цель
- Задачи.
- Конечный результат
- Методы
- Обоснование актуальности исследования.
- Народные традиции и охрана леса.
-Традиции и обычаи Земли Новгородской.
- Народные приметы, связанные с лесом
3. Заключение 15
4. Литература 16
1. Вступление. Целевой блок
Данная работа направлена на решение детских и молодёжных проблем образовательной деятельности, на решение проблемы участия каждого в природоохранной деятельности, на изучение истории родного края, на изучение традиций и обрядов, развитие у детей и молодёжи чувства патриотизма и гордости за место, где мы живём, на укрепление солидарности поколений; способствует выработке мотивации на природоохранную деятельность, на здоровье и здоровый образ жизни, организацию досуговой деятельности детей школьного возраста.
Настоящая работа
- предусматривает знакомство с народными традициями родного края, связанных с лесом; - осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность по изучению народных традиций и обычаев;
-
Цель работы:
- возрождать народные обычаи, традиции и обряды, которые помогут формировать любовь к лесу
Задачи:
- познакомиться и изучить народные традиции и обычаи родного края;
- выработать на этой основе экологически грамотное поведение в окружающей среде на примере положительных и отрицательных моментов в обычаях и традициях;
- овладеть умениями применять биологические и экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Конечный результат– грамотное использование народных обычаев и традиций в природоохранной деятельности, в повседневной жизни для пропаганды бережного отношения к природе.
.
Это достигается следующими методами:
- теоретическими (изучение и анализ специальной литературы и материалов Интернета, методом моделирования);
- эмпирическими (наблюдение, описание, анализ, обобщение, опрос жителей сельского поселения, обработка материалов);
- знакомство с полученными результатами учащихся школы, жителей деревни.
Материал работы можно использовать для:
- эколого – просветительской работы (экскурсии, выпуск бюллетеней, выставки рисунков, плакатов и т.д.);
- организации практических природоохранных мероприятий (посадка деревьев, экологические трудовые десанты, праздники Леса, экологические уроки и т.д.);
Обоснование актуальности исследования.
Актуальность работы определяется тем, что население России, как и большинства стран мира, сосредоточено в городах, где происходит необратимая трансформация природных экосистем, ухудшается состояние здоровья населения, теряются духовные и культурные ценности, уходят традиции, песни и игры, праздники и сказки наших прабабушек и прадедушек. И мы постепенно превращаемся в «Иванов, родства не помнящих». Многие ли выпускники наших школ могут воссоздать в памяти хотя бы главные вехи истории развития культуры своей малой родины? Архитектурные, исторические и литературные памятники, словно обидевшись на нас, уходят в музейные или научные труды, но никак не остаются в душах нашего подрастающего поколения.
Я опросила учащихся нашей школы (30 чел):
1. «Какие народные праздники Вы знаете?»
- Троица – 29 ч.
- Вербное воскресенье – 18 ч
-Ивана Купала – 11 ч.
- День русской берёзы – 5 ч.
- Не знаю – 1 ч.
2. «Какие народные традиции, связанные с лесом, Вы знаете?»
- ветки берёзы на Троицу – 29 ч.
- ветки вербы на Вербное воскресенье – 7 ч.
- не знаю – 1 ч.
3. «Какие «лесные» обряды Вам знакомы?»
- прыгают через костёр – 5 ч.
- не знаю – 25 ч.
Результат говорит сам за себя.
Вопросы, касающиеся природоохранной деятельности человека, можно и необходимо воспитывать на народных традициях и обычаях. И лес в этом плане – богатейшая кладезь, так как с лесом тесно связана жизнедеятельность человека; издавна в народных праздниках и традициях лес и всё, что с ним связано, находило отражение в культурном наследии народов. А что мы видим сейчас? Исчезает лес с нашей планеты ради временной наживы. Давно пора бить тревогу и задуматься о последствиях своей активной деятельности. Что мы оставим своим потомкам, чему сможем их научить, подавая свой пример бездушного отношения ко всему, что нас окружает?
Данная работа призвана, хотя бы частично, обратить внимание общественности на проблемы сохранения биоразнообразия на нашей планете.
21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человека. Наша работа предоставляет возможность обучающимся «погрузиться» в реальное социоприродное окружение, предусматривает реальную практикоориентированную деятельность учащихся.
2. Основная часть
Народные традиции и охрана леса.
Под влиянием древних языческих ритуалов, современных религий, различных литературных примеров, научных толкований, местных обычаев сформировались народные приметы, суеверия и праздники, связанные с лесом. Занимаясь экологическим воспитанием, порою забываем возрождать народные обычаи, традиции и обряды, которые формировали любовь к лесу, как, кстати, забываем обращать внимание и на ущерб, наносимый природе некоторыми из них. А вспомнить не мешало бы.
Знаете ли вы, что чуваши, литовцы, славяне, мордва считали дуб святым, так как он олицетворял мощь, силу.
Славяне считали, что сохранились дубы, росшие « ещё до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался вокруг на всей вселенной только один «окиян-море».
Алтайцы почитали кедр. По сибирским деревням ходила экологическая загадка «Не бей меня, залезь на меня, есть у меня».
В Киевской губернии ни один крестьянин бы не стал рубить или корчевать бузину, опасаясь, как бы она не рассердилась и не послала бы на семью порчу и несчастье. Её не жгли, опасаясь, что домашняя птица непременно вся погибнет, а в печь ударит молния. Такие существовали поверья.
У таджиков испокон веков под охраной находился платан восточный, а у грузин – тис.
Особое место в народной охране природы занимали природные или заповедные рощи. Были они у удмуртов, мари, дагестанцев, сибирских племён, чувашей, кое-где сохранились и по сей день. Некоторые из них вошли в состав заповедников – Кавказского, Алтайского.
А вот один интересный факт: у малых народностей, живущих в лесах, никогда не было присущей многим чисто земледельческим народам боязни леса, антагонистического отношения к нему. О лесе говорили: наш поилец и кормилец. Рубить дерево понапрасну даже в глухой тайге, у коми, например, воспрещалось нормами народной морали.
В святых рощах манси запрещалось рубить деревья, ломать ветки, нарушать дёрн, косить траву. В неположенное время буряты боялись в эти рощи заходить. По мнению мари и удмуртов, особая творческая сила живёт в этих священных рощах. Она, как и человек, болеет, страдает. Вредно для неё зависть и сквернословие. Считалось, что в будничной жизни очень трудно сохранить творческую силу, поэтому для неё и выделялись специальные рощи, ключи. В определённое время, когда её мощь достигала максимума, например, весной, во время цветения ржи, она принимала вид бабочки и распространяла вокруг свою благодать (силу). Вокруг таких заповедных рощ объединялись люди, живущие иногда за десятки вёрст. Через каждые три года там происходили моления с общей трапезой, символизирующие мир, дружбу, единение.
В Северной Осетии местное население до сих пор охраняет священную рощу Хетага возле села Суадаг – единственный уцелевший островок леса на осетинской равнине. Отдельные вековые экземпляры тиса, саксаула сохранились в Закавказье и в Средней Азии благодаря религиозным мотивам на кладбищах и у монастырей.
Различные народные предрассудки и предубеждения часто способствовали охране лесных богатств. Например, белорусы считали, что тот, кто сломит или срубит рябину, тот скоро умрёт сам. На Руси долгое время охранялись так называемые подсельбные - усадебные деревья. «Подсельбное дерево рубить нельзя» - передавалось из поколения в поколение. Сельские сходы сибирских и архангельских крестьян часто объявляли кедровники и лиственничники священными угодьями. Здесь запрещались все виды хозяйственной деятельности человека, а сбор орехов разрешался только после их созревания. Не менее строгий был общественный надзор за охраной леса от пожара. В.К. Рахилин в книге «Природоохранное движение в России» рассказывает о том, что на территории современного Приморья виновные в возникновении пожара подвергались порой смертной казни.
А вот как описывает охрану леса знаток русского языка В.Даль: «Заповедать лес, запретить в нём рубку: это делается торжественно – священник обходит лес с образами, или даже с хоругвями, при народе и старшинах, поют «Слава всевышних» и запрещают въезд на какое-то число лет». Надо сказать, что такой способ оказывался эффективнее сторожей и суровых законов и многие калужские помещики, как писал путешественник Василий Зуев в 1787 году, приказывали «своим попам ежегодно обходить лесные дачи с образами и святою водою и заклинать того, кто дерзнёт возложить секиру на дерево, своего роста не достигшее».
Однако религиозные обычаи и обряды приносили, и по сей день приносят, значительный вред и ущерб зелёным насаждениям. Прежде всего, это относится к религиозному празднику Троицы. «Вот праздник Троицына дня,…сколько портится деревьев – молодых берёзок, несмотря на разъяснения…» - писал летом 1913 года в Постоянную Природоохранительную комиссию при Русском географическом обществе учитель Горбатовского высшего начального училища Нижегородской губернии А.Красавцев. « В Литве и Польше этот древний обычай теперь прекращается из опасения ущерба лесов, простолюдинам воспрещают рубить деревце на Зелёные Святки для украшения мазанок своих»,- писал в 1838 году исследователь И.Снегирёв.
К сожалению, попытки хоть как-то воспрепятствовать массовой порче деревьев на Троицу не давали заметных результатов.
7 июля – Иван Купала. Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Издревле принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек разжигать обрядовые костры, через них бросали венки, прыгали. Огни в эту ночь считались чудодейственными, огонь для костра добывался трением дерева о дерево, и называли этот огонь «живым, лесным, лекарственным».
Ещё одна старинная традиция – ставить в доме украшенное хвойное дерево (ель, сосну, пихту) в честь праздника Нового года. Не существует даже точных данных, сколько же их ежегодно вырубается государственными заготовителями и браконьерами. Одно ясно – эта традиция сродни колоссальному пожару, ежегодно уничтожающему миллионы хвойных деревьев. От браконьерских налётов страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах.
Обычай устраивать под Новый год ёлку в России приписывают Петру 1. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 года обязал украшать дома и улицы ветками сосновыми, еловыми или можжевеловыми. Первая же публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году, в Киеве – в 1878 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков. Но если в то время население было малочисленнее, а хвойные леса богаче, то эта традиция была не столь губительна для природы, как сейчас. В 1920 годах традицию устройства новогодних ёлок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь. По-видимому, имеет смысл пропагандировать красочно оформленные ёлочные букеты. Ущерб природе будет нанесён значительно меньший. Я выступала на районной биолого-экологической конференции с исследовательской работой в 2009 году «Помогите ёлкам».
Обычаи, традиции, поверья, приметы передаются из поколения в поколение, становясь действенным средством воспитания и пропаганды положительного или отрицательного отношения к природе. Это объясняется их большей эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью по сравнению с другими формами и методами пропаганды. Следует кропотливо отыскивать, тщательно изучать, возвращать к жизни полузабытые народные лесоохранительные традиции, поверья, обряды, особенно местные, популяризовать их. Параллельно необходимо разъяснять невежественность ритуалов, наносящих ущерб природе.
Популяризируя природоохранные традиции, прежде всего, нужно адресоваться к детям. Многие исследования показали, что у большинства детей те или иные предубеждения формируются в детстве до того, как они научатся критически осмысливать полученную информацию. Под влиянием взрослых у них вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, лет в 9 и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, которые изменить уже трудно. Поэтому необходимо обучать детей лесоохранным традициям в школе и в детском саду, устраивая для них экологические праздники, игры, спектакли, основанные на народных традициях и обычаях. В школе регулярно проходят экскурсии в живую природу. Мы принимаем активное участие в областном и районном экологических лагерях. Традиционными стали конкурсы рисунков, плакатов и фотографий на тему «Лес».
В деле пропаганды охраны природы нельзя забывать и религиозную аудиторию, являющуюся потенциальным хранителем и распространителем как антиэкологических, так и природоохранных поверий и предрассудков. Стратегия охраны природы нуждается в координации с мировыми религиями – исламом, буддизмом, христианством, так как их исповедуют сотни миллионов людей.
Важно не только возродить лесоохранительные обряды, но и сформировать новые. Этот процесс уже идёт. Например, в украинском Полесье появился новый интересный обычай: если у молодых родителей родился сын, то они высаживают во дворе дубок, если дочь- сосну или берёзку. Во многих городах и сёлах России по весне проходят экологические субботники по посадке деревьев. И в нашей школе традиционно проходят акции по посадке деревьев и кустарников на территории школы и деревни. В честь 65-летия Победы было посажено 65 деревьев, экологические трудовые десанты по уборке территории школы и еловой аллеи.
Интересна история другого экологического праздника – Дня леса. Считается, что обычай древонасаждения был позаимствован первыми европейскими поселенцами у американского племени ацтеков, сажавших деревья в честь рождения своих детей. К концу 19 века праздник прижился во многих штатах США. В России его активно пропагандировали появившиеся перед первой мировой войной детские «Майские союзы». Но началом массовых кампаний можно считать 1924 год. День леса получил широкое освещение в газетах, были выпущены небольшие брошюрки.
У различных народов и народностей есть свои любимые деревья. У русских, конечно же, это берёза. Среди киргизов ходило даже такое поверье: «Если где между елей вырастет берёза – туда непременно придут русские». Берёза чаще других воспевалась в русском эпосе. В белорусском Полесье с уважением относились не только к берёзе, но и к вербе, ели и сосне, на Юго – Западе Украины – к калине, у кавказских народов почитаются тис и платан восточный. Ель считалась священной у германцев, кипарис у греков. Эти особенности необходимо учитывать в лесоохраной пропаганде.
Традиции и обычаи Земли Новгородской.
Я живу в деревне Трегубово Чудовского района Новгородской области. Прочитав статью В. Борейко «Народные традиции и охрана леса», мне захотелось узнать о традициях нашего края, об обычаях и обрядах. К сожалению, мои попытки разыскать полную и подробную информацию в специальной литературе, в материалах Интернета не увенчались успехом. Мне попадались отрывочные сведения, короткие и сухие сведения. Тогда я решила, что самое верное – это беседа с жителями нашей деревни. Возможно, что-то я смогу узнать нового и дополнить имеющуюся информацию. Согласились побеседовать с нами Спиридонова Анфиса Михайловна, бывший библиотекарь нашей сельской библиотеки; Флягина Вера Григорьевна, пенсионерка; Дмитриева Анна, пенсионерка; Ющенко Тамара Дмитриевна, переехавшая жить со своей семьёй в нашу деревню из бывшей республики Белоруссии. Собрав, проанализировав и обобщив полученную информацию, я узнала много нового и интересного, нашла много общего в традициях и обрядах разных мест.
Больше всего в рассказах об обычаях и традициях заняло воспоминание о проведении праздника Святой Троицы. Оказывается, Троица – это 50-ый день Пасхи. В этот день веточками берёзки украшают дома, улицы. Веточками берёзы украшают головы коров, подворные постройки, где стоит скот, чтобы уберечь скотину от болезней и злого духа, от порчи и сглаза. С веточками берёзы приходили люди и на кладбище, украшали могилки своих родных и близких, поминая их таким образом. Веточки берёзы брали и на гуляния, которые сопровождались обрядовыми песнями. В губерниях были свои обрядовые песни,
в некоторых селениях из берёзы делали венки, которые украшались лентами.
В Валдайском уезде Новгородской губернии местами в день Троицы вязали веники, с ними ходили в сёла к обедне. А затем отправлялись на могилки родных, чтобы, как говорят, попарить родителей. А в Московской губернии ветки берёзы не выбрасывались, ими украшали ворота во дворах для охраны скота.
Ещё один праздник, о котором вспомнили наши собеседницы, это Вербное воскресение.
С давних времён вербу считали символом силы, роста и здоровья. Основные обряды, поступки, действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресный день. Эта традиция жива и до сих пор. Веточки вербы освещаются в церкви и ставятся дома, они защищают дом от всех напастей.
По преданию Костромских крестьян нужно есть вербные почки, чтобы избежать лихорадки, чтобы бездетные женщины могли иметь детей. Ветками вербы, принесёнными из церкви, хлестали друг друга, в первую очередь детей. При этом приговаривали:
Верба, верба, верба хлёст,
Верба хлёст бьёт до слёз.
Верба синя бьёт несильно,
Верба красна бьёт напрасно.
Верба бела бьёт за дело.
Свячёная ветка вербы, наделённая магической силой, передаёт при этом человеку жизненную силу дерева.
В Вербное воскресенье скотину выгоняли вербой, чтобы защитить скотину от сглаза и порчи.
29 августа наступает 3-ий Спас – ореховый. Созревали орехи, все устремлялись в лес за вкусным и полезным лакомством. При этом всем идущим в лес давался строгий наказ – не ломать орешник, а аккуратно наклонять ветви к земле,- «Не гни меня, не ломай меня, а наклони меня или влезь на меня, и нахрустайся».
Вспомнили ещё и о том, как предки наши драли лыко для плетения лаптей, стояла голая ивушка долгое время без коры, медленно умирая. Но тогда ведь и лапти были людям необходимы, другой обувки не было.
Вот такие интересные присказки удалось мне услышать от наших собеседниц. Скорее всего, их молодой ещё возраст не позволил им вспомнить что – то ещё, но наше ещё более молодое поколение уже не слыхивало и этих удивительных рассказов, и уж тем более не подозревает об этих обрядах и традициях.
О лесе можно много рассказать и узнать во время экскурсий в лес. Вот, например, очень известное в нашей Новгородской области дерево осина. Что мы знаем о нём? В лучшем случае только то, что используют его для изготовления спичек, кто-то может вспомнить о том, что листочки осиновые всё время дрожат. А ведь мало какое дерево у нас в России удостаивалось столь нелестных, и даже ругательских эпитетов. Вот что пишет об осине в книге «Созерцание чуда» В. Солоухин: « Осина снискала себе дурную славу. Во-первых, легенда, что именно на осине удавился Иуда, во многом определила отношение к ней со стороны православных жителей России. Проклятое дерево, Иудино дерево называли его по деревням. Хотя я не знаю, откуда могло взяться такое предположение. Среди олив и ливанских кедров, в краю лавров и финиковых пальм, в краю смоковниц и виноградных лоз и вдруг – осина. Осина больше сочетается с северным сероватым небом, нежели с раскалённым белым камнем палестинских земель.
И в фольклоре осина занимает соответствующее место. Достаточно вспомнить выражение насчёт осинового кола, забиваемого в могилу недруга. Само по себе, хуже нет, когда вместо креста грозятся загнать кол. Это высшая степень ненависти и презрения. Но оказывается, кол сам по себе, дубовый или берёзовый, это ещё полбеды. Осиновый кол – вот что страшно.
В частушках нет-нет и промелькнёт: « Ах, осина, ты осина, не горишь без керосина», или, «Ах, осина, ты осина, ветру нет, а ты шумишь». Несмотря на все эти нелестные выражения, осина очень нужное дерево в хозяйстве. Осина обладает самой лучшей древесиной, таких свойств не встретишь у других древесных пород: наименее других эта древесина поддаётся червоточине; очень долго не гниёт в воде, поэтому именно осину используют для срубов в колодце, из неё изготавливают ушаты, бочки, корыта, изготавливают дранку на кровлю. Зимой мужчины запасают осиновые дрова, пилить и колоть эти дрова одно удовольствие. Да, берёза и сосна горят жарче, но возможно, как раз и нужно такое дерево, которое можно бросить в печь, не жалея, а берёзу и дуб оставить на другие нужды. На севере России строили прежде деревянные церкви, купола у них были из осиновой дранки. В произведениях Л. Воробьёва, Д. Гранина, В.Солоухина можно найти описания осины, церковных куполов. В Заволжье, например, мужики веками «били баклуши», т.е. мастерили из осины тёсаные болванки-баклуши, которые шли на изготовление ложек и других деревянных изделий. Веточный корм из осины увеличивает надои молока у коров и привес у телят. Отвары из осиновой коры, почки, сок употребляют в народной медицине.
И ещё одна причина для реабилитации дерева с «дурной репутацией». Осина – порода исключительно декоративная. Неповторимую прелесть придают осеннему пейзажу «в багрец и золото одетые леса». Багрец – это прежде всего благодаря осине. Ведь её листья серебристо-зелёные летом окрашиваются осенью в самые разнообразные цвета и оттенки- от пурпурного, розового, лилового до ярко-жёлтого, бледно-лимонного и даже чёрного с золотым крапом. Не правда ли, такой материал на экскурсии позволяет совсем иначе взглянуть на неприметное дерево.
Мы уже говорили о том, что раньше рощи считались священными и были взяты под особую охрану. В наше время, к сожалению, такого почитания деревья не удостаиваются, и лишь в некоторых местах есть памятники природы или объекты живой природы в качестве значимых для охраны. Есть такие места и в нашем районе, это остатки липового парка в д.Селищи (Аракчеевские казармы, возраст насаждений около 100 лет); в д. Грузино - бывшее имение графа Аракчеева, где частично сохранились насаждения деревьев-интродуцентов; дубовые леса по реке Волхов в районе пос. Красный Фарфорист. Первым правовым актом об охране природы в Чудовском районе стало Постановление Совета Министров РСФСР от 8 сентября 1976 года, которым предусматривалась охрана уникальных северных пойменных дубрав Чудовского района и создание дендрологического памятника природы «Дубравы».
Издавна на Руси используются амулеты и обереги из дерева. Амулеты и обереги - это предметы, которым приписывают чудодейственную способность охранять владельца от бедствий, болезней, злых духов. Амулет и оберег по своему назначению и смыслом во многом схожи, но амулет – это нечто более интимное, он может быть подарен близкому человеку, часто родители одевают его ребёнку на шею для надёжной защиты. Оберегом может быть не просто предмет, а живое дерево, высаженное рядом с домом. Есть ещё одно понятие – талисман. Это предмет, но часто его не делают своими руками, а выбирают по наитию, возможно, эта вещица когда-то была рядом в сложной ситуации, которая затем удачно разрешилась. Древние кельты, прежде чем использовать дерево для своих целей, спрашивали у него разрешения на то, чтобы забрать его частичку. Если приходили собирать жёлуди или листья, то обязательно поливали корни дерева вином или медовым настоем. И сегодня, если вы срубаете небольшую ветку дерева, попросите у него прощения как бы смешным или наивным вам это не казалось.
На амулеты и обереги использовали разные породы деревьев. Например, из акации делают любовные амулеты для защиты от измены; из берёзы делают бусы, браслеты от злых духов. Если посадить берёзку у дома, повязать на неё красную ленточку или нить, дерево защитит вас от порчи и сглаза. Для силы и сохранения мужского здоровья, делают амулеты из дуба. Самый простой и доступный оберег – обыкновенный жёлудь. Их носят с собой и они придают уверенность в себе, помогают в работе и бизнесе, защищают от болезней и дарят физическое здоровье. Кленовые листья, семена, древесина используются для благополучия и спокойствия в доме. Липа – это дерево ангелов. Считают, если постоять под цветущей липой, то можно увидеть ангела. Липовый цвет – прекрасное жаропонижающее и противопростудное средство. Осина защищает нас от всякой нечисти. Для оберегов и амулетов используют практически все древесные породы. А уж о лекарственных свойствах деревьев можно найти подробный материал в народных лечебниках, в медицинских справочниках.
На помощь человеку в трудных жизненных ситуациях приходят магические ритуалы, которые тоже тесно связаны с лесом, с деревьями. Например, для сохранения мира в семье, в июле, обязательно при новой луне, собирают липовый цвет, раскладывают на столе, за которым собирается вся семья. После заката солнца, цветки собирают и помещают в место для досушивания. А вот ещё интересный ритуал, который проводят весной. К нему надо готовиться: за неделю до начала очищения перестать пить алкоголь, употреблять мясо. Как только пойдёт берёзовый сок, собирать его в больших количествах, не забывая правильно делать зарубки на стволе дерева. Сок нужно пить по 6 стаканов в день в течение трёх недель. Это очищает душу и тело, давая нам запас здоровья и энергии.
Народные приметы, связанные с лесом.
В золотых россыпях мирового фольклора (народной мудрости) хранятся зачатки философии, науки, искусства. В течение веков миллионы русских людей накапливали знания о мире, закрепляя трудовой опыт в изречениях, которые легко запоминались. А. С. Пушкин ярко передал наблюдательность народа, его умение зорко примечать настоящее и упорно дознаваться будущего:
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди на лоне тихих вод,
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдёт в печальны тучи,
Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град, а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокий злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу…
В мировой фольклористической литературе опубликовано свыше ста тысяч примет. Делятся они на верные и неверные. Из поколения в поколение передавались проверенные жизненной практикой, основанные на многовековом опыте верные приметы, в которых отразились острая наблюдательность, прозорливость и мудрость народа. Есть среди них и приметы, связанные с лесом. Например, щука клюёт, когда цветёт шиповник, а судак – когда желтеет липа; когда на дубу лист развивается – идёт хороший улов щук; после цветения липы в берёзовых рощах появляются подберёзовики. Хлеборобы тоже внимательно следили за приметами: сей овёс до распускания осин; сей лён, когда распускаются почки на дубах; когда распускается дуб – сей горох; сей гречиху на цветение ольхи. Большой популярностью пользовались и пользуются в настоящее время приметы, связанные с предсказаниями погоды. Например, пока вишнёвый лист не опал, сколько бы снегу ни выпало – оттепель его сгонит; перед дождём сильно благоухают кусты жёлтой акации, сирени и жасмина; за одни – двое суток до дождя начинается обильное выделение клейкой жидкости на листьях конского каштана; перед ненастьем за трое суток появляются «слёзы» на листьях клёна; длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к хорошей погоде – распрямляются; лес шумит зимой – к оттепели; лес зимой – второй тулуп; лес весной веселит; в мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается. Были приметы на погоду и более длительного срока действия: если лист ничком ложится, когда опадает, то урожай хороший будет; если на елях и соснах много шишек – к доброму году; если рябины много – будет урожай льна хорош; листья опадают у берёзы и осины чисто – к лёгкому урожайному году; мало снега на ветках – летом в лесу делать нечего.
3. Заключение.
Всё начинается со знаний. Изучив народные традиции, приметы, связанные с лесом я убедилась что народ издревле призывал нас к бережному отношению к природе, воспевая природные богатства и духовные ценности.
Роль и значение леса в жизни общества чрезвычайно велики. Поэтому забота о лесе – это забота о будущем человечества. Во многих странах большие лесные массивы уже вырублены, выжжены при освоении земель для сельскохозяйственного пользования или погибли от колоссальных лесных пожаров, возникших по вине человека. Леса уничтожены вследствие выпаса скота, особенно домашних коз. Всё это привело к тому, что площадь лесов на земном шаре сократилась примерно на две трети, при этом многие страны, районы стали почти безлесными.
Уничтожение естественного растительного покрова привело к резкому снижению влагооборота, исчезновению водных источников, обмелению рек и вместе с тем к катастрофическим их разливам, смыву и выдуванию почвенного плодородного слоя, образованию оврагов.
Хищническое уничтожение леса без заботы о его восстановлении обедняет природные ресурсы, ведёт к превращению в болота обширных территорий в северных районах избыточного увлажнения и в бесплодные пустыни в южных районах, где влаги недостаточно.
Массовая вырубка лесов вызвала огромные смывы и размывы почвы во многих странах.
Хаотические, бесконтрольные вырубки ради наживы привели к истреблению огромных лесных массивов на территории всех стран и государств. Лесные пожары по вине человека уносят с лица земли огромное видовое разнообразие растений и животных. Принимаемые законы об охране леса не могут противостоять этому, так как не продумана законодательная база, принимаемые меры к нарушителям закона должны быть, наверное, более жёсткими и действенными.
Данная работа поможет привлечь внимание людей к проблемам сохранения наших лесов, поможет использовать обычаи и традиции наших предков в дальнейшей природоведческой деятельности.
4. Используемая литература
1. Артёменко Н. «Природа и эстетическое воспитание школьников», изд-во «Просвещение», Москва, 1978 г.Т.Г. Зорина «Школьникам о лесе», изд-во «Лесная промышленность», Москва, 1971г.
2. Борейко В. «Народные традиции и охрана леса»
3. Вдовиченко В.М. «Хрестоматия юного натуралиста», ООО «Юнипресс», Минск, 2001 г.
4. Верзилин Н. «Лес и жизнь», изд-во «Детская литература», Ленинград, 1966
5. «Деревья лечат», изд-во «Лениздат», Санкт – Петербург,2005 г.
6. Ежегодник «Лес и человек», изд-во «Лесная промышленность», Москва, 1991 г, ст.Ю.Лаптева «Дерево с дурной репутацией», стр.122
7. Кузина Т.Ф., Г.И. Батурина «Занимательная педагогика народов России», изд-во «Школа-Пресс», Москва, 1998 г.
8. Шахнович М.И. «Приметы верные и суеверные», Лениздат, 1984 г.
Белый лист
Соленая снежинка
10 осенних мастер-классов для детей
Домик зимней ночью
Сочинение