Данный проект имеет социальную направленность.
Цели проекта:
1. Создание виртуальной летописи «Система образования города Нефтеюганска: история, люди, развитие» с целью повышения интереса к труду учителя и социальной востребованности опыта ветеранов педагогического труда.
2. Организация клуба общения ветеранов педагогического труда и старшеклассников на базе школьного историко-краеведческого музея («Диалог поколений – ориентир на завтрашний день»).
Методы, использованные в работе над проектом:социологический опрос (анкетирование); интервьюирование; анализ архивных источников по теме исследования; проектирование; ИКТ-технологии, методы музееведения.
Основные результаты проекта:
- Реализация проекта – одно из средств сохранения лучших традиций в образовании, связующее звено в цепи поколений.
- Пополнение фондов историко-краеведческого музея (новая экспозиция в связи с годом учителя очень востребована учебными заведениями города).
- Разработка макета буклета и диска с материалами по теме «Система образования города Нефтеюганска в лицах».
- Приобретение навыков делового взаимодействия. Расширение рамок сотрудничества.
- Заинтересованность педагогов-ветеранов в создании учительского клуба. Организация деятельности клуба общения учителей-ветеранов «Диалог поколений» (как средство социальной защиты ветеранов и как средство профориентации молодежи).
Вложение | Размер |
---|---|
infocard__4_nefteugansk_group.doc | 55 КБ |
report__4_nefteugansk_group.doc | 197.5 КБ |
автора Автор проекта | |
Фамилия, имя, отчество автора | Саяпов Евгений Ильясович, Мельничук Екатерина Юрьевна, Кузанкин Андрей Владимирович, Ладзиевская Елена |
Класс, школа, город | 9-11 кадетский класс, МОУ «СОШ №4», Нефтеюганск |
Фамилия, имя, отчество руководителя проекта и его должность | Шевчук Светлана Борисовна, заместитель директора МОУ «СОШ №4» |
ТЕМА ПРОЕКТА |
«Сохраняя прошлое – строим будущее». |
ЦЕЛИ ПРОЕКТА |
|
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА |
Проект имеет социальную значимость. Область применения – профориентация старшеклассников на профессию учителя; музееведение. Данный проект актуален (2010 год – год учителя). |
ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ |
|
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЕКТЕ |
Проведение социологического опроса различных групп общества по теме проекта. Анализ архивных источников по теме исследования. Разработка механизма реализации проекта. Подготовка и выпуск буклетов, электронных дисков с материалами проекта. |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ – СТРОИМ БУДУЩЕЕ»
Авторы: Саяпов Евгений, Кузанкин Андрей, Мельничук Екатерина, Ладзиевская Елена
Нефтеюганск
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.
ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ. ПЕРСПЕКТИВЫ
Результаты опроса учащихся-старшеклассников разных школ.
Результаты опроса учителей, работающих в настоящее время
Результаты опроса учителей-ветеранов
Результаты опроса взрослых (случайный выбор)
Светлой памяти
Антонины Ивановны Исаевой посвящается.
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Беспамятный – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые бескорыстные поступки». В течение нескольких лет мы входим в состав актива музея. Музей научил нас многому: вести диалог, проводить опросы, работать с источниками, вести исследования, а самое главное, мы поняли, что поисково-исследовательская деятельность дает возможность ощутить себя звеном в цепи поколений.
Работая в школьном музее, мы поняли, что у времени своя память - история. Мы хотим, чтобы наши сверстники воспринимали историю не как предмет, который проходят в школе, не как рассказы о чем-то далеком, а чтобы поняли, что диалог поколений – это связующая нить, объединяющая нас сегодняшних с прошлым. Необходимо научиться использовать бесценный опыт прошлого.
За время работы в музее мы провели ряд исследований: «Юность Юганска – смена твоя, герой 308-й»; «История округа», «Город. События. Люди» и другие. В прошлом году мы начали работу над новым исследованием, связанным с историей системы образования в городе Нефтеюганске.
Почему нас заинтересовала данная проблема? Каким образом мы вышли на тему исследования? Причин несколько.
Во-первых, необходимо отметить, что разработка проекта началась с социального заказа. В наш музей в разгар подготовки к 40-летнему юбилею нашего города поступило предложение из департамента образования создать экспозицию, посвященную истории системы образования в г. Нефтеюганске (идея исследования принадлежала Антонине Ивановне Исаевой). Нас заинтересовало данное предложение. Актуальность проекта заключается в отсутствии систематизированных источников по истории системы народного образования города (тогда как такие блоки, как «История здравоохранения», «История развития нефтегазового комплекса» изучены достаточно полно). Социальный заказ воплотился в идею создания страниц виртуальной летописи города «Система образования города Нефтеюганска: история, события, люди».
Во-вторых, важно отметить, что данный проект важен для ветеранов педагогического труда: эти люди привыкли быть востребованными, они обладают активной жизненной позицией, у них богатый опыт профессиональной деятельности, который должен быть востребован на современном этапе. Многие учителя-ветераны сейчас лишены полноценного общения, к которому привыкли за годы работы в школе. А для них, людей публичной профессии, это не менее важно, чем потребность в социальных и материальных благах. Не случайно мы видим, что учителя-ветераны нашей школы приходят на все школьные праздники (не смотря на погоду и самочувствие). Для них очень важно чувствовать себя нужными окружающим. Наш проект дает такую возможность.
А наше поколение, подробнее знакомясь с историей образования, приобретет бесценный опыт взросления, нравственных начал, сосредоточием чего всегда являлась школа, поймет, что подвиг – это не только действия на поле боя, это и каждодневный труд у учительской доски.
Таким образом, мы вышли на идею создания на базе школьного историко-краеведческого музея клуба ветеранов педагогического труда «Диалог поколений». На встречах в клубе учителя-ветераны смогут подробнее ознакомиться с экспозициями музея по истории системы образования, пообщаться друг с другом и со школьниками в неформальной обстановке, проводить литературные и педагогические чтения, беседы по профориентации, отмечать важные даты и т.д.
Мы провели анкетирование по вопросу целесообразности проекта, получив положительные результаты.
Были опрошены следующие группы населения:
№ п/п | Наименование групп населения | Планировалось опросить | Опрошено фактически |
Учащиеся-старшеклассники разных школ | 100 | 100 | |
Учителя, работающие в настоящее время | 100 | 83 | |
Учителя-ветераны | 50 | 41 | |
Взрослые (случайный выбор) | 100 | 96 |
Опрос учащихся старших классов дал следующие результаты:
Наши сверстники практически все осознают значимость школы в их жизни, при этом более половины из них не знают истории образования города Нефтеюганска, это незнание усугубляется, когда речь заходит об отдельных фактах или личностях в системе образования нашего города. Однако более 70 % участников опроса заинтересованы в расширении своих знаний в области истории образования города (через знакомство с виртуальной летописью города и экспозициями в музее). 47% опрошенных учащихся готовы принять участие в работе клуба педагогического общения на базе музея.
Учителя, работающие в настоящее время в школах города, владеют общими фактами по истории системы образования, 30% из них – оперируют конкретными фактами, именами. Охотно взялся бы за пополнение своих знаний в области истории образования каждый, но под рукой, как правило, нет нужных материалов, поэтому виртуальная летопись представляет для них интерес.
Учителя-ветераны (96% из числа опрошенных) готовы предоставить материалы для музейных экспозиций, заинтересованы во встречах с подрастающим поколением, проявляют интерес к созданию учительского клуба. Потребность прикоснуться к прошлому, вспомнить былое есть у каждого ветерана. Школьный музей располагает к этому.
Взрослые люди, не связанные напрямую с образованием, не утратили интереса к данной теме и готовы в подавляющем большинстве узнать или вспомнить факты из истории образования (многие заинтересованы увидеть в виртуальной летописи или музейной экспозиции материал о своей школе, о своем любимом учителе).
Таким образом, проведенное анкетирование подтвердило нашу гипотезу о необходимости и социальной значимости проекта по разработке виртуальной летописи по истории системы образования и созданию клуба ветеранов педагогического труда. Реализация нашего проекта позволит активизировать интерес разных категорий населения к истории нашего города, расширить сферу деятельности и аудиторию нашего школьного музея.
Для нас, авторов проекта, работа по изучению истории системы образования родного города не самоцель, хотя это чрезвычайно важно, а способ самоопределиться в общественной жизни, включиться в разрешение проблем сегодняшнего дня.
Цель проекта:
Создание виртуальной летописи «Система образования города Нефтеюганска: история, люди, развитие» с целью повышения интереса к труду учителя и социальной востребованности опыта ветеранов педагогического труда.
Задачи проекта:
Конечный продукт:
Кроме того, работа над данным проектом, по нашему мнению, способствует личностному росту его участников, а именно:
Этап реализации проекта | Сроки реализации | План действий | Ответственные | Результат |
Начальный (аналитико-организационный) | Сентябрь 2007 г. | Анализ ситуации. Выявление проблем. Постановка цели и задач проекта. | Инициативная группа проекта (актив музея). | Разработка портфолио проекта. |
октябрь | Проведение социологического опроса с целью выявления актуальности проекта. Составление, обработка анкет. | Инициативная группа проекта (актив музея). | Опрошено 320 человек (4 категории населения). Обработка результатов опроса показала востребованность результатов проекта. | |
октябрь 2007 г. | Формирование команды единомышленников для реализации проекта. Распределение ролей между инициаторами проекта. | Инициативная группа проекта (актив музея) | Составлен механизм реализации проекта. К проекту привлечены учащиеся 5-10 классов школы (активисты по сбору и обработке материала, размещению на цифровых носителях). | |
октябрь - ноябрь 2007 г. | Поиск единомышленников вне школы. Привлечение независимых консультантов для реализации проекта. | Инициативная группа проекта (актив музея). | На инициативу по сбору материала об истории школ города откликнулись учителя и учащиеся других школ. В качестве консультантов проекта выступают: Белецкая Раиса Петровна – начальник отдела кадрового обеспечения ДО; Капитонова Римма Константиновна—заведующая методическим отделом комитета образования с 1979 по 1997год, Полякова Мензиля Ахтямовна- руководитель отдела «Музея реки Оби». | |
Октябрь – декабрь 2007г. | Информационно-консультативная деятельность (учеба актива) – приобретение необходимых навыков для реализации проекта (интервьюирование, соцопрос, ИКТ-компетентность и пр.). | Председатели секций музея, педагоги школы, заинтересованные в реализации проекта. | Поведены занятия учебы актива с привлечением необходимых специалистов. | |
Октябрь | Разработка подробного плана действий: определение источников информации, составление вопросов для сбора информации по истории образования. Определение основных разделов, направлений поиска. | Инициативная группа проекта (актив музея) | Составлен механизм реализации проекта. Разработаны памятки по сбору материала, памятки для работы с архивными источниками. | |
Внедренческий | 2007-2009. | Деятельность участников проекта по сбору материала по теме. | Инициативная группа проекта (актив музея) | Систематизация собранных материалов. |
Перевод материала в электронный вариант. Разработка структуры диска. Верстка материала. | Группа технического обеспечения проекта. | Создание архива фотоматериалов, текстовых материалов, воспоминаний. | ||
Оформление страниц виртуальной летописи. Оформление экспозиции музея. | Группа технического обеспечения проекта. Оформительская группа. | Создание диска. Выпуск буклетов. Веб-страница. | ||
Организация встреч с ветеранами педагогического труда, с заслуженными учителями | Инициативная группа проекта (актив музея) | |||
Проведение экскурсий по теме исследования для разных категорий населения города. | Инициативная группа проекта (секция экскурсоводов) | Освещение результатов проекта для аудитории. | ||
2009 год. | Организация работы клуба общения «Диалог поколений» на базе музея. Планирование работы. Организационно-финансовое обеспечение его деятельности. | Инициативная группа проекта (актив музея). Руководители проекта. | Составление плана работы клуба. Руководство деятельностью клуба. Периодичность встреч. Тематика встреч. Составление сметы финансовых затрат на организацию деятельности клуба (поиск спонсоров). | |
Практико-обобщающий | До декабря 2009 года. | Соотношение результатов с поставленными целями и задачами. | Инициативная группа проекта (актив музея). | Анализ результатов. Коррекция проекта. |
Пропаганда и распространение материалов исследования. | Инициативная группа проекта (актив музея). | Освещение в СМИ. Обновление сайта. | ||
Расширение диапазона действия проекта. Создание страниц истории школы в каждом общеобразовательном учреждении (инициативная группа проекта не может охватить всех учителей города, тогда как значимость труда каждого учителя-ветерана вне зависимости от регалий и званий неоценима). | Расширенная инициативная группа проекта. Представители инициативной группы в школах города. | Музей МОУ «СОШ №4» как системообразующий центр по изучению истории образования, по формированию банка архивных материалов о людях педагогического труда нашего города. Внимание к каждому учителю-пенсионеру. Предоставление возможности для общения, проведения культурного досуга. |
Управление реализацией проекта осуществляется инициативной группой разработчиков (актив школьного историко-краеведческого музея).
Инициативная группа планирует деятельность по реализации проекта, формирует команду единомышленников, координирует деятельность всех участников проекта, контролирует выполнение плана проекта, формирует информационный банк данных, вносит коррективы в деятельность.
№ | Направление деятельности по реализации проекта. | Член инициативной группы. | Рабочая группа. |
Проведение соцопроса. Обработка данных. | Кузанкин Андрей | Из числа учащихся школы | |
Работа с архивными источниками. | Мельничук Екатерина | Члены секции архивариусов. | |
Работа с источниками периодической печати. | Мельничук Екатерина | Члены секции архивариусов. | |
Сбор информации в школах города. | Коробейников Степан | Члены поисковой группы | |
Интервьюирование педагогов города. | Кузанкин Андрей. | Члены поисковой группы | |
Оформление и верстка материалов. Литературная обработка. | Фадеева Елена | Члены оформительской секции. Привлечение помощи педагогов | |
Перевод материалов в электронный вариант. | Потрикеев Кирилл | Группа технического обеспечения | |
Формирование виртуальной летописи. Разработка буклетов. | Потрикеев Кирилл | Группа технического обеспечения | |
Организация встреч на базе музея. Проведение экскурсий по теме проекта. | Кузанкин А. Тарасов Н. | Члены секции экскурсоводов. Активисты классов. | |
Организация деятельности клуба ветеранов педагогического труда. | Ладзиевская Елена | Инициативная группа | |
Освещение результатов деятельности в СМИ. | Мельничук Екатерина | Пресс-центр проекта |
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Для реализации проекта необходима четко продуманная схема взаимодействия с различными организациями города (одна инициативная группа учащихся и педагогов отдельно взятой школы не сможет реализовать цели и задачи проекта).
Инициативная группа проекта
Консультанты проекта
Учителя и ученики школ города
Группы реализации отдельных задач проекта
Учителя МОУ «СОШ №4»
Музеи школ города.
Музей реки Оби
Архив города
Департамент образования (отдел кадровой политики и делопроизводства)
Родители учащихся. Бывшие выпускники.
Учителя-ветераны города.
Средства массовой информации
Городская библиотечная сеть
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Наличие | Предполагаемая смета расходов. | Компенсирующие средства | ||
Материально-техническое оснащение | Фотоаппарат | Есть | ||
Видеокамера | 12 тыс. руб. | Семьи учащихся | ||
Диктофон | 3 тыс. руб. | Семьи учащихся | ||
Сканер | Есть | |||
Цветной принтер. | Есть |
| ||
Проектор. | Есть | |||
Компьютер. | Есть | |||
Наличие сайта для размещения виртуальной летописи истории системы образования. | Регистрация сайта. | |||
Помещение для организации встреч клуба ветеранов педагогического труда. | Помещение музея (при возможности – конференц-зал). | |||
Финансовое обеспечение | Картриджи для цветного принтера | 4 тыс.руб. | Грантовые конкурсы | |
Фотобумага для издания буклетов. | 1 тыс. руб. | Грантовые конкурсы | ||
Канцелярские принадлежности. | 500 руб. | |||
Диски для тиражирования материалов по истории образования. | 300 руб. | |||
Комплектующие для оформления передвижных сменных композиций. | 3 тыс. руб. | Грантовые конкурсы | ||
Обеспечение работы клуба учителей (расходы на чайный стол, на подарки к памятным датам). | По мере необходимости. В среднем 1 тыс. руб. на организацию одной встречи. | Обращение к спонсорам | ||
Кадровое обеспечение | Руководитель клуба ветеранов педагогического труда «Диалог поколений» | Макарова Н.Д. | На добровольной основе. | |
Итого: 30 тыс. руб |
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
На протяжении полутора лет мы собирали многообразные источники, связанные с историей школ и управленческой структурой народного образования города. В самом начале нас очень пугал объём задуманной работы: то количество газет, архивных материалов и характеристик, записок, анкет, которое предстояло прочесть, а ещё обойти все школы, встретиться с руководителями, встретиться с исполнителями. Нашли единомышленников. Действовали по плану. На наши представительские письма, заявки и запросы откликнулись все школы города. Учащиеся и педагоги из других школ, специалисты департамента, ориентируясь на сформулированные нами вопросы и предложенные анкеты, помогали получать необходимую информацию, раскрывающую историю становления и развития народного образования города Нефтеюганска.
Мы благодарны за поддержку и помощь всем учреждениям образования. Важными и интересными для нас были контакты с ребятами-участниками проекта из других школ. Они дарили в наш музей, как частичку истории своей школы, поделки: например, штурмующий океан знаний корабль, изготовленный Мазановым Дмитрием из школы №7, макет «Уголок родного края» из 6-ой школы, дневники, учебники прошлых лет, сбрасывали на диски странички летописи своей школы и фотографии разных лет, рассказывающие о насыщенной жизни школ. При этом высказывались ценные пожелания и предложения. «Надеемся, что наша поделка будет украшением экспозиции». От взрослых были пожелания и просьбы: «Расскажите непременно об очень хорошем учителе…, она была моей наставницей, учила моих детей». Приятно было, что совсем незнакомые люди откликаются и присутствуют в проекте. Нам удалось собрать такое количество свидетельств и документов, что это позволило открыть экспозицию «Системе народного образования г. Нефтеюганска 40-лет», и на этой основе вести исследовательскую работу. Теперь, когда собранные материалы нашли своё место в витринах экспозиции нашего музея, ребята из других школ, помогавшие нам, приходят на экскурсии и видят результат нашего совместного труда, возникают по-настоящему братские чувства и желание продолжать совместную деятельность может быть уже в других проектах. Нам важно, чтобы за сухими строчками текста наши читатели ощутили реальные события. Так приходит к нам осознание ответственности за будущее.
Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта:
Перспективы реализации проекта.
Снежная сказка
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Петушок из русских сказок
Красочные картины Джастина Геффри