Мы выбрали эту тему, потому что, любовь к окружающему миру, к родному краю должна прививаться через познание истории малой родины. Нам, подрастающему поколению, необходимо знать, чем гордиться, мы должны чувствовать свою сопричастность к воспоминаниям о своих предках, как они жили, учились, взрослели. Но все то, чего они добились в жизни, было бы невозможным без воспитателей, учителей, наставников, которые вывели их в люди, поверили в них и дали путевку в жизнь. Свой проект я посвящаю тем, кто жив и помнит те далекие годы, и кого уже давно нет с нами, но они оставили глубокий след в сердцах наших поколений и книге памяти нашего поселка.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_konechnyy_variant.doc | 1016 КБ |
dlya_proekta.ppt | 1.94 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Павдинская средняя общеобразовательная школа
« Окунувшись в памяти страницы...»
(из серии «История образовательных учреждений в поселке Павда»)
часть I
(исследовательский проект)
Выполнила: Балуева Елена,
ученица 6 класса
Руководитель: Воронцова Ю.Н.,
учитель истории,
1 кв. категория
п.Павда
2012 г.
Содержание
Введение……………………………………….………………….3
Основная часть …………………………………………………..5
Глава 1: «…Детский дом - мой приют….»
Практическая часть
Глава 2 «История детского дома в поселке Павда
(из воспоминаний участников событий)…………………………8
2.2 «Они помогли нам выжить…»
Лозован (Балуева) Анастасия Федоровна
(воспитатель младшей группы в детском доме)…………………11
Заключение ………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………….. ..15
« Детский дом должен являться
частицей жизни, в жизни же
все возрасты связаны
и смешаны».
Введение
1.Актуальность темы: Я выбрала эту тему, потому что, любовь к окружающему миру, к родному краю должна прививаться через познание истории малой родины. Нам, подрастающему поколению, необходимо знать, чем гордиться, мы должны чувствовать свою сопричастность к воспоминаниям о своих предках, как они жили, учились, взрослели. Но все то, чего они добились в жизни, было бы невозможным без воспитателей, учителей, наставников, которые вывели их в люди, поверили в них и дали путевку в жизнь. Свой проект я посвящаю тем, кто жив и помнит те далекие годы, и кого уже давно нет с нами, но они оставили глубокий след в сердцах наших поколений и книге памяти нашего поселка.
2.Цель: узнать историю образовательных учреждений в поселке Павда, а в частности детского дома.
3.Проблема: в последнее время уделяется мало внимания изучению истории родного края, а в частности истории образования в поселке Павда. Я попыталась найти сведения о дошкольных образовательных учреждениях и детском доме моего поселка.
4.Гипотеза: могу предположить, что история детского дома берет свое начало в период Великой Отечественной войны.
5.Задачи исследовательской работы:
6.Методы исследования:
7.Ход работы:
Этапы работы | Действия |
Первый | Формулировка основополагающего вопроса |
Второй | Обсуждение плана проекта. Формулировка проблемы, гипотезы, целей исследования. Составление плана, выбор метода исследования. |
Третий | Сбор материала и его анализ. Выполнение проекта. Подготовка презентации и фильма. Подведение итогов работы над проектом. |
Основная часть
Глава 1 « Детский дом – мой приют…..»
Детство – это особый период в жизни человека, который характеризуется недостатком самостоятельности у ребенка и внутренних ресурсов. Это определяет зависимость ребенка от окружения, в котором он находится. Родители и детские дошкольные учреждения играют главную роль в воспитании ребенка, в ходе которой в результате общения происходит усвоение ребенком социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, характерных для жизни.
Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.
К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений - как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
Лишившись семьи, ребенок лишается своего естественного посредника при общении с внешним миром – родителей, и, следовательно, возможностей для нормального развития. На детские дома возлагается основная задача социализации детей-сирот. Детский дом был призван удовлетворить потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальной защите, воспитании и обучении. Если проводить параллель с детьми, оставшимися без попечения родителей, то для них жизненно важными потребностями являются удовлетворение потребностей в защите, жилье, охране здоровья, питании, удовлетворении духовных потребностей, ласке, хорошем отношении со стороны окружающих, заботе со стороны взрослых. Свои потребности в достаточной мере дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут реализовать в детском доме, который является для них тем местом, где они должны ощущать заботу.
К сожалению, не все дети могли почувствовать семейное тепло, были те, кто рано лишился этого по разным причинам и обстоятельствам. Главной и самой страшной причиной, заставившей многих детей попасть в совершенно незнакомые места, иногда без родных и близких, была Великая Отечественная война.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг. ) количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей – сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков. В сентябре 1942 г. было принято постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.
О масштабах этих проблем свидетель ствовало то, что после окончания войны в стране было огромное, без преувеличения, количество детских домов. В частности, в Свердловской области в 1948 г. насчитыва лось 108 таких учреждений (в том числе толь ко в Свердловске – 14, а, например, в Ирбите – 4) с общим числом воспитанников, прибли жающимся к 14 000 человек, а персонала – к 1500. Детские дома были переполнены, и в некоторых содержалось до 400–500 детей.
В советский период тема условий жизни воспитанников детских домов была закрытой для обсуждения, так как считалось, что детдомовцы «были всем обеспечены и ни в чем не нуждались». Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В спасении детей участвовала вся страна. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Возник новый тип воспитательных учреждений - дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома, в которые попали с разных оккупированных территорий дети на воспитание, а некоторых отдавали местные жители, для того чтобы они не умерли от голода.
В годы войны такой детский дом открылся и в Павде. Там воспитывались дети разных национальностей- крымские татары, поволжские немцы, поляки и др. Великая Отечественная война оставила большой отпечаток на судьбе этих детей. Но благодаря воспитателям и учителям, которые помогли им вырасти и встать на ноги, иногда жертвуя даже своим семейным очагом. Но эти дети до сих пор помнят их с благодарностью и уважением.
2. История детского дома в поселке Павда
(из воспоминаний участников событий).
2.1Андрианова (Стадулитте) Нина Алексеевна – воспитанница Павдинского детского дома, родилась 18 июля 1936 года (точная дата рождения неизвестна, приблизительно установлена в Павдинском детском доме), уроженка Пренского района, деревня Журонис, Литовской ССР.
В начале Великой Отечественной Войны семья Стадулитте – мать и три дочери: Эльвира, Нина и Аделина спасаясь от немецкой оккупации, оказались в г. Новая Ляля. Жизнь в военные годы была нелегкая: тяжелая, изнурительная работа, голод, холод. Все это наложило свой страшный отпечаток на судьбу семьи Стадулитте. От крупозного воспаления легких, в 1947 году, скончалась мать. Дети остались одни.
С этого времени государство взяло заботу о сестрах на себя. Так девочки оказались в Павдинском детском доме – Эльвира в средней группе, Нина в младшей, Ада в ясельной. В Павду их привез Никонов Алексей Петрович, работавший в то время директором детского дома. Алексей Петрович был человекам добрым и отзывчивым. Так как сестры не знали своего отчества Нина взяла отчество Алексеевна, в честь директора детского дома, который заменил им родного отца. Русского языка девочки почти не знали, но быстро научились говорить по-русски, благодаря своим воспитателям и сверстникам.
Здание детского дома находилось на том месте, где сейчас находится церковь. На территории находилась прачечная, швейная мастерская, кухня, баня. При детском доме было подсобное хозяйство, которое состояло из коров, свиней, лошади. Имелся и огород, который обрабатывали сами воспитанники.
Для девочек и для мальчиков были отдельные комнаты. В здании были большие светлые коридоры.
По воспоминаниям Нины Алексеевны, в детском доме проживало 109 человек. Воспитанники были разных национальностей: немцы, крымские татары, литовцы, русские. Местных было мало, только те, чьи семьи испытывали нужду и голод. В детском доме воспитывались павдинцы: Моров Владислав Владимирович, Морова Нина Владимировна, Мелехин Леонид, Моров Павел, Моров Александр и др.
Атмосфера в детском доме была дружеская, воспитанники и воспитатели были как одна семья. В детдоме был свой распорядок дня: зарядка, завтрак, уборка помещения в 2 смены, занятия в школе в 2 смены, мальчики заготавливали дрова, а летом ходили на покос, девочки шили, стирали, помогали на кухне, целый день учились и работали , в 6 часов вечера был ужин, кормили хорошо, в 12 выключали свет и ложились спать.
Одним из недостатков детдомовской жизни была нехватка одежды, одно пальто носили на двоих. За отличную учебу Нина Алексеевна была награждена шерстяным платьем.
Воспитанники участвовали в спортивных соревнованиях.
На Новый год ставили большую елку, ее дружно наряжали, подготавливали концерты, шили костюмы.
Лучшими подарками были булочки и чай. Так же на трудах стряпали пельмени к праздничному столу.
Один раз произошел необычный случай. Это было в летний грозовой день. Во время обеда, когда все собрались за одним большим столом, в зал залетела шаровая молния, она пролетела вдоль столовой и вылетела в окно, в это время вся посуда сама собой упала на пол. Во время этого происшествия никто не пострадал.
Выпускники детского дома были полностью готовы к самостоятельной жизни.
После выпуска в 1953г. с образование 6 класса Нина Алексеевна поступила на курсы поваров и по их окончании работала в столовой ОРСа. В 1960г. заведующая детского сада, который находился в здании Дома Быта, Никонова Валентина Петровна пригласила на работу поваром в детский сад. Через 8 лет Нину Алексеевну пригласили воспитателем на группу. Приехавшая, с проверкой из г. Свердловск инспектор, порекомендовала ей идти в вечернюю школу и на курсы воспитателей. Воспитателем она работала долгие годы.
2.2 «Они помогли нам выжить…»
Лозован (Балуева) Анастасия Федоровна (воспитатель младшей группы в детском доме)
Воспитатель дошкольной группы Павдинского детского дома, родилась в Павде 24 декабря 1923 года.
Группа Анастасии Федоровны состояла из 20 человек. Со своими воспитанниками проводили различные занятия: рисовали, лепили, играли. Ребят из младшей группы водили в детский сад «Ручеек».
В воспитании дошкольников Анастасии Федоровне помогала няня – Бабайлова Людмила Павловна.
Коллектив детского дома был дружный, все педагоги старались помочь друг другу, что-то подсказать, поделиться опытом работы.
Первым директором детского дома был Юдин Павел Васильевич, вернувшийся после ранения с войны в 1944году. Вторым директором был Ярославцев Алесей Гаврилович, под его руководством детский дом работал примерно с 1949 – 50г. Третий директор Ярославцев Владимир Федорович он возглавил детдом после 1950года. Далее директорами были Никонов Алексей Петрович, Леонтьева Надежда Петровна – она была последним директором.
Воспитателями работали Мелехина Дина Ивановна, Никонова Валентина Петровна. Молодые целеустремленные педагоги все силы и знания отдавали детям.
Коллектив детского дома март 1951год.
На фото: Попова Екатерина Александровна – няня, Никонова Валентина Петровна – воспитатель, Ярославцев Гаврил Васильевич, Лобанова Мария Петровна- няня, Ярославцев Алексей Гаврилович (1884г.рожд.), Попова Людмила Петровна – медицинская сестра, Никонова Анна Петровна – воспитатель, Никонова Таисия Яковлевна – воспитатель, Балуева Анастасия Апполосовна.
В детском доме Лозован Анастасия Федоровна проработала более 10 лет, до его расформирования.
После войны детский дом жил своей обычной жизнью. Росли дети, уезжали в дальние края, но всегда с благодарностью в сердце они вспоминали своих любимых воспитателей и помощников, которые заменили им семью, дали ласку и тепло такого родного им детского дома.
Заключение
Так закончилась история одного из миллионов детских домов в России. Частички детства и юности для 109 сирот. В 1959 году детский дом в Павде был расформирован и перевезен в сторону Иса (поселок Косьва). Туда же были отправлены оставшиеся в детском доме дети. Как сложилась их судьба, и помнят ли они свое детство в Павде – это уже другая история.
Вывод: Проведя исследование, мы пришли к выводу что, выдвинутая нами гипотеза подтверждается очевидцами тех событий. И мы можем с уверенностью сказать, что детский дом, открытый в Павде, помог многим сиротам, попавшим на Урал по воле судьбы оставшимся без родителей, и просто маленьким павдинцам выжить в «лихую годину». И пусть в памяти наших предков навсегда останутся те имена и лица, которые отдали свои лучшие годы детям – сиротам той страшной войны.
Список литературы
1.Зезина М.Р. Без семьи. Сироты послевоенной поры // Родина. - 2001.-сентябрь. - С. 82-87.
2.Палецких Н.П. Социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны. - Челябинск, 1995. -С. 184.
3. Синицин А.М. Всенародная помощь фронту. – М.,1975, С. 327.
4. Огоновская И.С. Азбука исследователя. – Екатеринбург., 2008, с. 103
5. Сведения очевидцев.
6. Интернет-ресурсы.
Защитное слово
Заключение
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Список литературы:
Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.
Моздалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
Бесчасная А. А. Детство: история и современность. СПб.: Нестор-История, 2007. 184 с.
Гулина Л. Д. Роль детских домов в социализации детей-сирот / Л. Д. Гулина // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 5(84). – С. 45-49.
1. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. -- М. : Просвещение, 1978.
2. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. -- М.: Просвещение, 1989.
Слайд 1
Выполнила: Балуева Елена, ученица 6 класса. Руководитель: Воронцова Ю. Н., учитель истории, 1 кв. категории. « Окунувшись в памяти страницы...» (исследовательский проект)Слайд 2
Цель: узнать историю образовательных учреждений, в поселке Павда, а в частности детского дома.
Слайд 3
Проблема: в последнее время уделяется мало внимания изучению истории родного края, а в частности истории образования в поселке Павда. Я попыталась найти сведения о дошкольных образовательных учреждениях и детском доме моего поселка.
Слайд 4
Гипотеза: могу предположить, что история детского дома берет свое начало в период Великой Отечественной войны.
Слайд 5
Задачи: отобрать материал и фотодокументы о детском доме в музее; исследовать историю возникновения детского дома в поселке; собрать факты об истории этих учреждений из уст очевидцев; на основе собранных и изученных документов создать проект.
Слайд 6
Методы исследования: опрос очевидцев; изучение и анализ необходимых краеведческих материалов об истории поселка; сравнительно-хронологический метод (деятельность учреждений в разные годы);
Слайд 7
Из воспоминаний участников событий Андрианова (Стадулитте) Нина Алексеевна – воспитанница Павдинского детского дома
Слайд 8
Из воспоминаний Нины Алексеевны: «…в детском доме проживало 109 человек. Воспитанники были разных национальностей: немцы, крымские татары, литовцы, русские.
Слайд 9
Атмосфера в детском доме была дружеская, воспитанники и воспитатели были как одна семья.
Слайд 10
Воспитанники Павдинского детского дома Роза Кригер, Алексей Люманов, Ваня Моров, Альбина Стадулитте.
Слайд 11
Детдомовские мальчишки Владимир Арент, Иван Абибулаев, Михаил Усейнов
Слайд 12
Воспитанницы детского дома Клара Вернер, Ира Бредина, Мария Анкушина
Слайд 13
Воспитанницы детского дома Соня Исмаилова, Аделина Стадулитте, Галя Быкава
Слайд 14
Одним из недостатков детдомовской жизни была нехватка одежды, одно пальто носили на двоих. За отличную учебу Нина Алексеевна была награждена шерстяным платьем. На фото: Роза Кригер, Альбина Стадулитте, Фрида Балько, Эмма Балько, Нина Стадулитте
Слайд 15
Из воспоминаний Нины Алексеевны: Воспитанники участвовали в спортивных соревнованиях.
Слайд 16
Новогодние праздники Ада Стадулитте, Владимир Сурнин Воспитанники детского дома
Слайд 17
Будни и праздники
Слайд 18
Перед получением паспорта 1953 год Дик Андрей, Вернер Клара, Целлер Антон, Арент Анна, Стадулитте Нина, Майер Мая, Пейчев Петя, Исмаилова Соня, Люманова Рая, Девяртикава Маша.
Слайд 19
Из воспоминаний участников событий Лозован (Балуева) Анастасия Федоровна – Воспитатель дошкольной группы детского дома
Слайд 20
Дошкольная группа Группа Анастасии Федоровны состояла из 20 человек 1953год
Слайд 21
Директора детского дома Первым директором детского дома был Юдин Павел Васильевич , вернувшийся после ранения с войны в 1944году. Вторым директором был Ярославцев Алесей Гаврилович , под его руководством детский дом работал примерно с 1949 – 50г. Третий директор Ярославцев Владимир Федорович он возглавил детдом после 1950года. Далее директорами были Никонов Алексей Петрович, Леонтьева Надежда Петровна – она была последним директором
Слайд 22
Воспитатели детского дома Никонова Валентина Петровна, Лозован Анастасия Федоровна, Мелехина Дина Ивановна. Молодые целеустремленные педагоги все силы и знания отдавали детям.
Слайд 23
Будни и праздники детского дома Воспитатель Никонова Таисья Яковлевна (в центре) и ее воспитанники 1953 год Лозован Анастасия Федоровна провожает своих воспитанников в 1 класс
Слайд 24
Коллектив детского дома 1951год На фото: Попова Екатерина Александровна – няня, Никонова Валентина Петровна – воспитатель, Ярославцев Гаврил Васильевич, Лобанова Мария Петровна- няня, Ярославцев Алексей Гаврилович (1884г.рожд.), Попова Людмила Петровна – медицинская сестра, Никонова Анна Петровна – воспитатель, Никонова Таисия Яковлевна – воспитатель, Балуева Анастасия Апполосовна.
Слайд 25
Заключение Вывод: Проведя исследование, мы пришли к выводу что, выдвинутая нами гипотеза подтверждается очевидцами тех событий. И мы можем с уверенностью сказать, что детский дом, открытый в Павде, помог многим сиротам, попавшим на Урал по воле судьбы оставшимся без родителей, и просто маленьким павдинцам выжить в «лихую годину». И пусть в памяти наших предков навсегда останутся те имена и лица, которые отдали свои лучшие годы детям – сиротам той страшной войны.
Слайд 26
Благодарю за предоставленные сведения и фотодокументы: Андрианову Нину Алексеевну Лозован Анастасию Федоровну Юдину Марию Константиновну Андрусишину Нину Витальевну
Слайд 27
Спасибо за внимание!
Неньютоновская жидкость
Сладость для сердца
Этот древний-древний-древний мир!
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка