Цель: проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_derevo.doc | 70 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы № 7 города Конаково
Исследовательская работа «Жизнь дерева»
Выполнили ученики 1 класса:
Илютин Никита
Томина Анастасия
руководитель: Хробостова Т.И.
Конаково 2012 год
Проект «Мое дерево»
Цель исследовательской работы: проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме.
Объект исследований: дерево.
Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание.
Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево — прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья — довольно крупные объекты, поэтому детям легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Проект включает три этапа работы.
Первый этап — подготовительный. На этом этапе мы обозначили цель, задачи проекта , провели беседы, экскурсии; определяется объект исследований. Мы выбрали дерево, нравится. Дерево находиться в школьном парке. Приходили к дереву сами во время прогулки.
У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны — береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, береза, тополь, ель.
Важной задачей работы в рамках проекта — воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево — друг, мы выбрали для него имя и предложили тоже самое выполнить ребятам из нашей группы. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая — обычные, «человеческие» имена — Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен отражает их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель). Анализ детских рассказов о своем дереве показал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.
Экологический проект «Мое дерево» в ГПД стал семейным проектом. Для этого мы познакомили родителей с целями и задачами работы по проекту. Многие родители помогли выбирать дерево, ухаживали вместе за ним, рассказывали историю его появления.
Подготовительный этап включил наблюдение в виде рисунков. В группе мы нарисовали портрет своего дерева осенью. В дальнейшем нарисуем свое дерево в разное время года.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Например, дети получили задание — «Изучение ствола, коры»:
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы дети говорили, что кора их дерева « шершавая или гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».
Помимо чисто исследовательских заданий, мы выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания можно отметить, что «настроение» дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое. Дети участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом, украшали свое дерево, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делали
кормушки для птиц.
Третий этап — обобщение материалов — включает выполнение детьми ряда рисунков, составление рассказа о дереве чтение литературы по теме.
Вывод: выполняя проект «Жизнь дерева» мы улучшили знания о природе, появился интерес к природе, приобретены знания о природе родного края.
Пчёлы и муха
Есть ли лёд на других планетах?
Колумбово яйцо
Под парусами
Осенняя паутина