Исследовательская работа направленная на выявление наиболее интересных упражнений для утренней зарядки перед началом урока в начальных классов.
Вложение | Размер |
---|---|
utrennyaya_zaryadka_v_shkole.doc | 83 КБ |
Введение
Сегодня успешность обучения детей в школе во многом определяется уровнем здоровья. Актуальность проблемы выполнения утренней зарядки обусловлена следующими данными:
В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой. Начать нужно с проведения утренней зарядки.
Важнейшим средством всестороннего развития детей является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуя регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Цель нашего исследования - было привить ученикам начальной школы интерес к утренней зарядке.
Задача нашего исследования - создать комплекс упражнений, которые направлены на формирование осанки, укрепления зрения, улучшения кровообращения, а также на выработку рационального дыхания и интересны детям.
Основное содержание работы
В начале 2010-2011 учебного года был проведен опрос среди учеников начальных классов, так как в период с 7 до 10 лет вырабатывается привычка заботиться о своем физическом состоянии, разумном режиме физической активности. Данный опрос показал, что утреннюю зарядку делают самостоятельно 29% детей из участвовавших в опросе.
Чтобы привить ученикам начальных классов интерес к утренней гимнастике, мы создали комплекс упражнений (на 5 учебных дней), которые направлены на формирование осанки, укрепления зрения, улучшения кровообращения, а также на выработку рационального дыхания и интересны детям. Также мы решили, что утреннюю зарядку целесообразно проводить с музыкальным сопровождением, так как выполнение упражнений под музыку повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений учеников, увеличению амплитуды, пластичности движений.
Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции возникающие во время упражнений под музыку усиливают их физиологический эффект.
Комплексы упражнений утренней зарядки
Все упражнения выполняются под музыку Геннадия Гладкова «Бременские музыканты».
Понедельник
1. И.п. - основная стойка(о.с.)
1-2 - руки через стороны вверх, встать на носки, вдох;
3-4 - руки через стороны вниз, опуститься на пятки, выдох.
Повторить 4 раза. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.
2. И.п. - руки на пояс
1 - поворот головы направо;
2 - и.п.;
3 - поворот головы налево;
4 - и.п.;
5 - наклон головы вперед;
6 - и.п.;
7 - наклон головы назад;
8 - и.п.
Повторить 5 раз. Темп медленный.
Упражнение направлено на развитие мышц шеи.
3. И.п. - руки на поясе
1 - наклон вправо;
2 - и.п.;
3 - наклон влево;
4 - и.п.
Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища.
4. И.п. - о.с.
Поднимаем руки в стороны до уровня плеч, сгибаем в локтях так, чтобы кисти свободно свисали вниз. Быстро, но не резко, делаем повороты в стороны верхней частью туловища, стараясь не двигать головой. При этом кисти рук должны раскачиваться. Похоже на утиную походку. Продолжительность упражнения - 15 секунд.
5. И.п. - ноги на ширине плеч
1 - левую руку вверх, правую вниз;
2-3 - рывки руками, вдох;
4 – вернуться в исходное положение, выдох.
Повторить упражнение 5 раз.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов.
6. И.п. - ноги на ширине плеч, полусогнуты в коленях, носки - врозь.
1-2 - делаем движение правой ногой, как будто вытаскиваем ногу в сапоге, увязшую в болоте, вдох;
3 - когда почти согнется в колене, резко выпрямляем ее вперед и вверх, как будто сбрасываем сапог с ноги, выдох;
4 - возвращаемся в исходное положение и делаем вдох.
Продолжительность упражнений - 40 секунд. Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.
7. И.п. - ноги - на ширине плеч, руки свободно опущены.
Дышать 1,5 минуты животом: втянуть живот и выдохнуть спокойно через нос, не задерживая дыхание. Затем, «надувая живот, как мячик», сделать вдох и задержать дыхание. Повторить упражнение 3-4 раза, увеличивая каждую неделю их число на 2. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание.
Вторник
1. И.п. - о.с.
1-2 - левую руку кладем на правый бок, правую - на левый, как будто держим края футболки; медленно поднимаем руки максимально вверх (как бы снимая футболку) и хорошенько потягиваемся – вдох;
3-4 - не вставая на носки, медленно опускаем прямые руки ладонями вниз через стороны – выдох.
Повторить упражнение 3 раза, продолжительность каждого - по 20 секунд. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.
2. И.п. - о.с.
Ходьба на месте в темпе 70—80 шагов в течение 1 мин.
3. И.п. - руки к плечам, голову держать прямо
1-2 - круговые движения согнутыми руками вперед;
3-4 - круговые движения согнутыми руками вперед;
5-6 - круговые движения согнутыми руками назад;
7-8 - круговые движения согнутыми руками назад.
Повторить упражнение 4 раза.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук.
4. И.п.- руки перед грудью
Выполнить рывки локтями назад, соединяя лопатки.
Повторить упражнение 8 раз.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук.
5. И. п. - руки на поясе
Выполнить круговые движения туловищем (с большой амплитудой) то в одну, то в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз.
6. «Горячие угольки»
Подпрыгивать попеременно на левой и правой ноге, как будто по горячим уголькам. Можете прикрикивать — Ай! Ай! Ай!
Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.
7. И.п. - о.с.
1-2 - руки через стороны вверх, встать на носки — вдох;
3-4 - руки через стороны вниз, опуститься на пятки — выдох.
Повторить 4 раза. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание.
Среда
1. И.п. - о.с.
1-2 - руки через стороны вверх, встать на носки, вдох;
3-4 - руки через стороны вниз, опуститься на пятки, выдох.
Повторить 4 раза. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.
2. И.п. - о.с.
1 - поворот головы направо, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте (точка на стене, цветок на окне);
2 - и.п.;
3 - поворот головы налево, маленькая задержка взгляда и громкий звук удивления: «Ой!»;
4 - и.п.;
5 - поворот головы направо, задержка взгляда и звук облегчения: «Ух...»;
6 - и.п.;
7 - поворот головы налево, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте (точка на стене, цветок на окне);
8 - и.п.
Повторить упражнение 3 раза.
Упражнение направлено на развитие мышц шеи.
3. И.п. - ноги на ширине плеч
1 - левую руку вверх, правую вниз;
2-3 - рывки руками, вдох;
4 – вернуться в исходное положение, выдох.
Повторить упражнение 5 раз.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук.
4. И.п. - руки к плечам, голову держать прямо
1-2 - круговые движения согнутыми руками вперед;
3-4 - круговые движения согнутыми руками вперед;
5-6 - круговые движения согнутыми руками назад;
7-8 - круговые движения согнутыми руками назад.
Повторить упражнение 4 раза.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук.
5. И.п. - руки на поясе
1 - наклон вправо;
2 - и.п.;
3 - наклон влево;
4 - и.п.
Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища.
6. И.п. - о.с.
1 - приседаем, вытягивая руки вперед;
2 - и.п.;
3 - приседаем, вытягивая руки вперед;
4 - и.п.
Повторить упражнение 3 раза.
Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.
7. И.п. - о.с.
Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание.
Четверг
1. И.п. - о.с.
1-2 - руки через стороны вверх, встать на носки, вдох;
3-4 - руки через стороны вниз, опуститься на пятки, выдох.
Повторить 4 раза. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.
2. И.п. - руки на пояс
1 - поворот головы направо;
2 - и.п.;
3 - поворот головы налево;
4 - и.п.;
5 - наклон головы вперед;
6 - и.п.;
7 - наклон головы назад;
8 - и.п.
Повторить 5 раз. Темп медленный.
Упражнение направлено на развитие мышц шеи.
3. И.п.- руки перед грудью
Выполнить рывки локтями назад, соединяя лопатки.
Повторить упражнение 8 раз.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук.
4. И.п. - руки на поясе
1 - наклон вправо;
2 - и.п.;
3 - наклон влево;
4 - и.п.
Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища.
5. И.п. - о.с.
Поднимаем руки в стороны до уровня плеч, сгибаем в локтях так, чтобы кисти свободно свисали вниз. Быстро, но не резко, делаем повороты в стороны верхней частью туловища, стараясь не двигать головой. При этом кисти рук должны раскачиваться. Похоже на утиную походку. Продолжительность упражнения - 15 секунд.
6. «Горячие угольки»
Подпрыгивать попеременно на левой и правой ноге, как будто по горячим уголькам. Можете прикрикивать — Ай! Ай! Ай!
Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.
7. И.п. - ноги - на ширине плеч, руки свободно опущены.
Дышать 1,5 минуты животом: втянуть живот и выдохнуть спокойно через нос, не задерживая дыхание. Затем, «надувая живот, как мячик», сделать вдох и задержать дыхание. Повторить упражнение 3-4 раза, увеличивая каждую неделю их число на 2. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание.
Пятница
1. И.п. - о.с.
1-2 - левую руку кладем на правый бок, правую - на левый, как будто держим края футболки; медленно поднимаем руки максимально вверх (как бы снимая футболку) и хорошенько потягиваемся – вдох;
3-4 - не вставая на носки, медленно опускаем прямые руки ладонями вниз через стороны – выдох.
Повторите упражнение 3 раза, продолжительность каждого - по 20 секунд.
Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.
2. И.п. - о.с.
1 - поворот головы направо, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте (точка на стене, цветок на окне);
2 - и.п.;
3 - поворот головы налево, маленькая задержка взгляда и громкий звук удивления: «Ой!»;
4 - и.п.;
5 - поворот головы направо, задержка взгляда и звук облегчения: «Ух...»;
6 - и.п.;
7 - поворот головы налево, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте (точка на стене, цветок на окне);
8 - и.п.
Повторить упражнение 3 раза.
Упражнение направлено на развитие мышц шеи.
3. И.п. - руки к плечам, голову держать прямо
1-2 - круговые движения согнутыми руками вперед;
3-4 - круговые движения согнутыми руками вперед;
5-6 - круговые движения согнутыми руками назад;
7-8 - круговые движения согнутыми руками назад.
Повторить упражнение 4 раза.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук.
4. И.п. - ноги на ширине плеч
1 - левую руку вверх, правую вниз;
2-3 - рывки руками, вдох;
4 – вернуться в исходное положение, выдох.
Повторить упражнение 5 раз.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук.
5. И.п. - руки на поясе
1 - наклон вправо;
2 - и.п.;
3 - наклон влево;
4 - и.п.
Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища.
6. И.п. - о.с.
1 - приседаем, вытягивая руки вперед;
2 - и.п.;
3 - приседаем, вытягивая руки вперед;
4 - и.п.
Повторить упражнение 3 раза.
Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.
7. И.п. - о.с.
1-2 - руки через стороны вверх, встать на носки — вдох;
3-4 - руки через стороны вниз, опуститься на пятки — выдох.
Повторить 4 раза. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание.
В течение полугода эти комплексы упражнений утренней зарядки выполнялись учениками начальной школы.
В конце года мы провели повторный опрос и выяснили, что количество учеников, выполняющих утреннюю зарядку самостоятельно, увеличилось на 7%.
Выполнение зарядки учениками начальных классов Таблица 1
Количество учеников | Выполняют утреннюю зарядку самостоятельно дома и в школе | Выполняют утреннюю зарядку только в школе | Не выполняют утреннюю зарядку | |||
До | После | До | После | До | После | |
1 - е классы (35) | 0 | 3 | 35 | 32 | 0 | 0 |
2 - е классы (30) | 11 | 12 | 19 | 18 | 0 | 0 |
3 - е классы (29) | 11 | 15 | 16 | 14 | 2 | 0 |
4 - е классы (37) | 15 | 17 | 19 | 18 | 3 | 2 |
Всего (131) | 37 | 47 | 89 | 82 | 5 | 2 |
Диаграмма 1
На основе полученных данных были сделаны следующие выводы.
Чтобы привить ученикам интерес к самостоятельному выполнению утренней зарядки нужно:
1. Проводить утреннюю гимнастику в школах, так как утренняя зарядка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день.
2. Выполнять утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением, так как музыка помогает лучше организовать занятия - дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность.
Список литературы:
1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.
2. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать // Физическая культура в школе. - 1994. - №4. - С. 16-18.
3. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. - Москва «Чистые пруды», 2005.
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем осенние листья
Если хочется пить...
Сила слова
Есть ли лёд на других планетах?