Цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или в школе, в магазине или на улице, мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Еще в 19 веке ученым Максом Люшером было доказано, что в зависимости от того, какому цвету отдает предпочтение человек, можно определить его эмоциональное состояние, черты характера, особенности темперамента, культурный уровень.
Вложение | Размер |
---|---|
issledov_rabota_kerimova.docx | 23.5 КБ |
prezentaciya_kerimova.ppt | 1005 КБ |
Школьная научно – исследовательская конференция учащихся
«Первые шаги - 2010»
О цветовых предпочтениях учащихся
Исследовательская работа
Работу выполнил
МОУ СОШ «Земля родная»
Научный руководитель:
Горчакова Г. М.
учитель начальных классов
Новый Уренгой
2010
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………………..3
2. Теоретическая часть
Какие цвета любят дети?...................................................................................................................4
3. Исследовательская часть
3.1. Цветовые предпочтения по половому признаку учащихся………………………………….6
3.2. Цветовые предпочтения по возрастному признаку учащихся………………………………6
3.3. Цветовые предпочтения по увлечениям учащихся…………………………………………..6
4. Заключение………………………………………………………………………………………7
5. Приложение...................................................................................................................................8
1. Введение
1.1. Выбор темы
Цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или в школе, в магазине или на улице, мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Еще в 19 веке ученым Максом Люшером было доказано, что в зависимости от того, какому цвету отдает предпочтение человек, можно определить его эмоциональное состояние, черты характера, особенности темперамента, культурный уровень [1].
1.2. Цель исследования
Выявить влияние пола, возраста и увлечений учащихся начальных, средних и старших классов на выбор цветовой гаммы.
1.3. Задачи исследования
- изучить научную литературу по выбранной теме;
- определить влияние пола, возраста, увлечений на выбор цвета;
- дать интерпретацию полученным результатам с точки зрения психологии.
1.4. Методы исследования
Изучение литературы, сбор информации, анализ, анкетирование, интервьюирование, беседа, обобщение.
1.5. Объект и предмет исследования
Объект исследования – влияние цветовой гаммы на учащихся в зависимости от их пола, возраста и увлечений.
Предмет исследования – предпочтения учащихся в области цветовой гаммы.
1.6. Гипотеза
Существуют закономерности в цветовых предпочтениях учащихся в зависимости от пола, возраста, увлечений и других факторов.
1.7. Теоретическая и практическая значимость
Мы уверенны, что данное исследование поможет родителям и учителям правильно вести себя с детьми.
Цвет - это отличное средство управлять детьми и подростками. Это средство используется самыми различными способами и приводит к самым разным результатам [1].
Вы можете применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.
3
2. Теоретическая часть
Какие цвета любят дети?
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им. До десяти лет многие дети называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый. Но после десяти лет они начинают предпочитать синий. Это связано с психическим процессом взросления.
Цвет - это отличное средство управлять детьми и подростками. Это средство используется самыми различными способами и приводит к самым разным результатам [1].
Вы можете применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.
Желтый цвет любят дети общительные, открытые, смелые, любознательные и любопытные. Они чувствительны, впечатлительны, им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, жажда деятельности. Эти дети — творческие натуры, мечтатели. Не имеют привычки к порядку и с трудом принимают решения. В учебе он нетерпелив и суетлив, но проявляет настойчивость и сообразительность. Основная потребность — раскрыться, показать себя и установить контакт с окружающими.
Как себя вести с ребенком?
Воспитывайте усидчивость, трудолюбие и целеустремленность. Возвращайте время от времени в реальность, учите быть «здесь и сейчас».
Синий цвет выбирают дети спокойные и уравновешенные. Они любят делать все не торопясь, задают много вопросов, склонны к глубоким размышлениям. В учебе стараются привести материал в порядок, обсудить непонятные моменты. Много и с удовольствием читают. Чаще всего имеют собственную точку зрения. Предпочитают задушевную дружбу, основанную на доверии, самоотдаче и самопожертвовании. Охотно делятся своими вещами, потому что им приятнее отдавать, а не получать. Такие дети довольно скромны и нуждаются в хорошем отношении окружающих.
Как себя вести с ребенком?
Взрослые должны организовать для него режим дня, обеспечить порядок во всем, создать ощущение безопасности и защищенности. В то же время нужно учить его уверенности в себе и своих силах. Такому малышу необходимо предоставить больше свободы, поощрять инициативу и хотя бы временно сменить кнут на пряник.
Дети, предпочитающие красный цвет, хотят добиться успеха и популярности. Они независимы, ответственны, не терпят критики и чужого руководства. Прирожденные лидеры и организаторы, умеющие добиваться своего, завоевывать авторитет. Открыты всему
4
новому. В школе стремятся одержать победу, получить результат, заслужить похвалу. Эти дети вспыльчивы, часто выходят из-под контроля, драматизируют свои переживания и ощущения. Им хочется попробовать себя во всевозможных видах деятельности. Они
записываются в многочисленные кружки.
Как себя вести с ребенком?
Главная задача — выработать усидчивость, научить владеть своими эмоциями. Учить его, что хорошо, а что плохо, не гасить инициативу и не стараться изменить лидерский характер.
Дети, которым нравится розовый цвет, мягки и нежны, но одновременно скрытны. Нередко живут в мире фантазий, не умеют правильно оценивать свои силы. В целом розовый цвет оказывает успокаивающее действие на детей. Его выбирают чаще девочки, возможно, потому, что им свойственны чувствительность и более эмоциональное восприятие жизни.
Как себя вести с ребенком?
Они постоянно строят воздушные замки. Но рано или поздно придет пора снять розовые очки, адекватно воспринять окружающий мир и найти в нем свое место.
Зеленый цвет выбирают дети, которые чувствуют себя никому не нужными, заброшенными. Им не хватает творчества и интереса к жизни. Упрямые, скрытные, настойчивые, они подавляют других, обладают сильной волей, с трудом меняют свое мнение. Такие дети обычно закрыты, очень боятся перемен в распорядке дня. Постоянно контролируют себя, следят за другими и за своим поведением, избегая конфликтов. Эти дети стремятся к самоутверждению, опасаются чужого влияния. Делают все, чтобы избежать критики, боятся получить отказ или выставить себя в невыгодном свете.
Как себя вести с ребенком?
Ребенок нуждается в вашем внимании и в новых знаниях и умениях. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности. Ему нужно быть уверенным в том, что его любят, ценят и уважают.
Фиолетовый предпочитают дети с эстетическим мировосприятием. У них богатый внутренний мир, они артистичны, тянутся к загадочному, таинственному и необъяснимому, немного не уверены в себе. Чересчур чувствительны и возбудимы, легко попадают под чужое влияние. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении. Им необходимо, чтобы рядом был кто-то понимающий и сочувствующий.
Как себя вести с ребенком?
Их совершенно нельзя ругать — любое недовольство сильно ранит такого ребенка, который больше других нуждается в поддержке, поощрении, подбадривании. Взрослым
5
следует повышать самооценку малыша, учить уверенности в себе, независимости.
Черный — очень мрачный цвет, интерес маленьких детей к нему пугает родителей. Объяснение простое: черный наиболее контрастен по отношению к белой бумаге, и бояться нечего. Однако предпочтение черного цвета в старшем возрасте свидетельствует о сложной психике и о стрессах, окружающих жизнь ребенка.
Как себя вести с ребенком?
Если ребенка стал привлекать черный цвет — где-то вы допустили ошибку и перегнули палку в воспитании. Нужно учиться находить общий язык и общие дела. Окажите
ребенку поддержку, объясните, что плохо, а что хорошо, и почему [5].
3. Исследовательская часть
Учащимся начальных, средних и старших классов было предложено заполнить анкеты (приложение №1). Всего в анкетировании приняло участие 70 человек, из них 36 девочек и 34 мальчика. Результаты анкетирования показали следующее.
3.1. Цветовые предпочтения по половому признаку учащихся.
Большинство девочек начальных классов отдали предпочтение розовому цвету (70%). Мальчиков выбрали в качестве своего любимого цвета красный (86%). Девочки средних классов отдали предпочтение черному цвету (75%). Возможно, проживание в суровых климатических условиях Крайнего Севера способствовало данному выбору. Мальчики же средних классов отдали предпочтение красному цвету (90%). Желтый цвет (60%) нравится большинству девочек старших классов. Мальчики старших классов помимо красного цвета (50%) отдали также предпочтение зеленому цвету (42%) (приложение №2).
3.2. Цветовые предпочтения по возрастному признаку учащихся.
Среди девочек очень сильно повлиял возраст на выбор любимого цвета. Большинство девочек начальных классов отдали предпочтение розовому цвету (70%). Девочки средних классов в качестве приоритетного выбрали черный цвет (75%). Желтый цвет (60%) нравится большинству девочек старших классов. А вот у мальчиков сложилась противоположенная ситуация. Все мальчики (100%), независимо от возраста отдали предпочтение красному цвету (приложение №3).
3.3. Цветовые предпочтения по увлечениям учащихся.
Девочки начальных классов, которые увлекаются спортом, музыкой, живописью, танцами отдали предпочтение синему (43%) и красному (50%) цветам. Также подавляющее
большинство мальчиков начальных классов, увлекающихся спортом, музыкой, живописью выбрали в качестве любимого цвета – красный (90%).
6
Красный (50%) и черный (50%) цвета оказались приоритетными для девочек средних классов, увлекающихся спортом. Тем девочкам, которые любят танцы больше нравятся черный (42%) и зеленый (45%) цвета. В то время, как мальчики средних классов, увлекающиеся спортом и музыкой отдали предпочтение красному цвету (90%).
В старших классах большинство девочек, которые увлекаются спортом и музыкой отдают предпочтение желтому цвету (80%). Черный (40%) и фиолетовый (45%) цвет нравится девочкам, которые любят танцы. Девочки же, которые рисуют, отдают предпочтение желтому цвету (70%). Мальчикам старших классов, которые увлекаются спортом, музыкой, танцами нравятся красный (60%) и зеленый (38%) цвета (приложение №4).
4. Заключение
Проведенная исследовательская работа помогла сделать следующие выводы:
1. Предпочтения в цветовой гамме девочек и мальчиков существенно отличаются независимо от возраста. Пол учащихся действительно влияет на предпочтение к какому-либо цвету.
2. Возраст девочек существенно влиял на выбор цвета, в то время как возраст мальчиков практически не влиял на выбор цвета.
3. Большинство учащихся, увлекающихся музыкой, спортом, танцами, независимо от возраста и пола, выбрали в качестве любимого цвета красный и зеленый цвет.
4. Предпочтения девочек отражаются более широкой цветовой гаммой, нежели предпочтения мальчиков.
Таким образом, гипотеза, о существовании закономерностей в цветовых предпочтениях учащихся в зависимости от пола, возраста и увлечений была успешно подтверждена.
5. Список используемых ресурсов
1. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. – Харьков, 2001. – 172с.
2. Овчар А.А. Какого цвета Ваш малыш? // газета «Ты», Киев, 1996, №7-8
3. Овчар А.А. Мой человечек – какого он цвета? // «Мой ребенок», Киев, 2004, февраль
4. Петренко В.Ф, Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестник Московского университета – сер.14. – 1988. – №3
Интернет – ресурсы:
5. http:www.videoton.ru/Articles/sym color.html Обухов Я.Л. Символика цвета.
Слайд 1
Исследовательская работа ученика 3 д класса Керимова Арслана «О цветовых предпочтениях учащихся »Слайд 2
Цель исследования: выявить влияние пола, возраста и увлечений учащихся начальных, средних и старших классов на выбор цветовой гаммы
Слайд 3
Задачи исследования: изучить научную литературу по выбранной теме; определить влияние пола, возраста, увлечений на выбор цвета; дать интерпретацию полученным результатам с точки зрения психологии.
Слайд 4
Объект и предмет исследования Объект влияние цветовой гаммы на учащихся в зависимости от их пола, возраста и увлечений Предмет предпочтения учащихся в области цветовой гаммы
Слайд 5
Какие цвета любят дети?
Слайд 6
Цветовые предпочтения по половому признаку
Слайд 7
Цветовые предпочтения по возрастному признаку
Слайд 8
Цветовые предпочтения по увлечениям
Слайд 9
Выводы: Пол учащихся действительно влияет на предпочтение к какому-либо цвету. Возраст девочек существенно влияет на выбор цвета, в то время как возраст мальчиков практически не влияет на выбор цвета. Большинство учащихся, увлекающихся музыкой, спортом, танцами, выбрали в качестве любимого цвета красный и зелёный цвет. Предпочтения девочек отражаются более широкой цветовой гаммой, нежели предпочтения мальчиков.
Как нарисовать черёмуху
Шелковая горка
Шум и человек
Военная хитрость
Весенние чудеса