О творчестве губахинской писательницы Н.И.Бойко
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 136.5 КБ |
XXXI открытый региональный конкурс исследовательских работ учащихся
в области социально-гуманитарных и естесственно-математических наук
Направление: литературное краеведение
Тема работы:
«Судьбы людской простое полотно»
Апрышкина Анна Алексеевна
г. Губаха
МОУ СОШ №14 (НОЦ), 10 а класс
Сперанская Галина Ивановна,
МОУ «ООШ» №2, директор школы
Пермь-2011
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
IV. Библиографический список
V. Приложения
В 1995 году в Пермском книжном издательстве вышла в свет книга Нины Павловны Бойко «На тот большак». В книге почти нет вымысла, зато есть взгляд на нашу жизнь, как бы изнутри, взгляд острый, заинтересованный, страстный.
«Автор книги – непрофессиональный литератор. Взявшись за перо, она не ставила своей целью удивить мир неожиданностью сюжетов или изысканностью стиля. Она просто писала о том, что было в реальной жизни с кем-то (так созданы почти все её повести) или лично с ней (отсюда – «записки обывателя»). Неравнодушный и цепкий взгляд этого «обывателя» рассматривает все коллизии и характеры не со стороны, а с позиции действующего, радующегося или страдающего лица. С позиции обычной женщины, для которой высшими ценностями всегда были и будут любовь, семья, дружба и счастье близких»,*- так пишется в аннотации к повести Н.П. Бойко «На тот большак». Большей частью я согласна с этим высказыванием, которое было написано в 1995 году. Но прошло уже полтора десятка лет, за это время Нина Павловна стала членом Союза писателей России, написала много новых произведений, получила заслуженное признание в литературном мире, одержала победы на Всероссийском и мировом конкурсах. Значительно вырос круг её читателей – истинных почитателей творчества нашей губахинской писательницы, которой сегодня по праву гордится и Пермский край, и вся Россия.
Нина Павловна Бойко родилась 23 октября 1950г. В Губахе. Окончила Пермское музыкальное училище по классу «Фортепиано». Преподавала в музыкальных школах Губахи, Грузии, на Алтае. Награждена Почётной грамотой Министерства культуры Грузии.
С 1998 года состоит в Союзе писателей России. Дипломант Международного Фонда славянской письменности. Замужем, вырастила сына.
В 2002 году Нине Бойко присуждена первая премия в номинации «документалистика» во Всероссийском журналистско-литературном конкурсе «Моя малая Родина» за документальную повесть «Земля родная».
Нина Бойко стала лауреатом национальной литературной премии «Золотое перо Руси». Премия объединяет русскоязычные писательские союзы мира. Так, в 2010 году на конкурс были представлены произведения авторов из 32 стран мира. Лауреатами в своё время назывались Михаил Ножкин, Михаил Задорнови другие. Нина Бойко – первый в Пермском крае обладатель этой премии. Она отмечена ею за литературный очерк о художнике Иване Кромском. Вообще же, у автора целая серия работ о русских художниках. Её очерки публиковались в издательстве Ростова-на-Дону, в журналах «Художественная школа» и «Молодая гвардия». Материалы о судьбах художников и их произведений приходиться собирать по крупицам, потом стараться изложить интересно, оригинально. Этот труд Нины Бойко и отмечен оргкомитетом премией.
Её книга-сказка «Как коты ходили к римскому папе» стала событием не только в жизни российских детей, она попала в Бруклин (Нью-Йорк), благодаря Джону Гросси, который привёз её в бруклинскую русскую школу из деловой поездки в Пермь. Нина Павловна провела множество встреч с юными читателями не только города Губахи, но и городов Перми, Добрянки, Березников, выступала в гимназии имени Дягилева (Пермь), где прошло большое костюмированное представление. В 2000 году около 1000 ребят, приглашённых на губернаторскую ёлку, получили из рук Г. Игумнова в подарок эту книгу и увезли её в разные города и веси Прикамья.
Это произведение нашло воплощение на театральных подмостках. Были поставлены кукольный спектакль Губахинским кукольным театром ДЮЦ «Петрушка» (руководитель Т.Г. Агапкина), и муниципальным театром города Губахи «Доминанта» (руководитель Л.Ф. Зайцева). Спектакль «Как коты шли в Рим, а попали в Америку» стал лауреатом Международного театрального фестиваля «Круг друзей» (2010г)
«На тот большак»
В повести Н. Бойко «На тот большак» рассказывается о событиях, происходивших в реальной жизни. Эти события происходят, как на нашей губахинской земле, так и в сибирских селениях, северных землях, куда забрасывает жизнь своих героев.
Главная героиня повести Анна «вышла за Петра Чуракова из-за сиротской тоски и неприкаянности». После «целонедельной кабалы за швейной машинкой», как о чём-то несбыточном, она мечтает посидеть на лесной полянке.
Война, барачное детство, голодуха, холодина, смерть чахоточной матери, ранний труд на заводе: «И зарабатывали они (Анна с братом) свой хлеб, стуча по гвоздям и по пальцам до радужных кругов перед глазами». «Фабрика дала крупу, белые мешки из-под сахара, сделала гроб» (это когда умерла мать).
Муж Анны – Пётр часто изгаляется, бьёт жену, норовит по губам, больнее. Штрафбат во время войны, десятилетний лагерный срок за тыловую крысу – сделали его зверем. «Пётр, не раз, чудом убережённый от смерти, сам не понимал, была ли щедрой судьба, спасая его, или смерть стала бы избавлением…»
«Самой что ли повеситься? Выйти, будто в уборную и на коровьей верёвке удавиться?» - мечтает о таком же избавлении Анна.
А мальчик, заживо сварившийся в кипящей барде, заводских отходах, которые для скотины брали поселковые жители?..
А свекровь Анны, чуть не закопавшая грудного ребёнка в овраге, чтоб избавиться от лишнего рта?
Что это – всё «лишние люди», как они сами себя в отчаянии называют? Что это – простолюдины, чернь, обыватели, массы, дно людское – как они именуются в словарях?
Что же тогда ядро человечества? Почему поверхностный слой – знать, избранники народа, выходцы из народа, почему они высасывают последние силы из этого ядра?
Покладистый читатель примирительно скажет: - Но ведь была война, был культ личности. Да, всё это было, было много трудностей, невзгод, политической неразберихи, тяжёлого военного лихолетья. Суровое время – суровая жизнь. Но во все времена людям хочется любить и быть любимыми, не хочется мириться с тяготами судьбы, навалившимися подчас на хрупкие плечи, в нашем произведении на плечи Анны. Часто в народе говорят, что дочь повторяет судьбу матери. У Анны своя судьба, но в ней тоже много грустного, непосильного для этой почти никем не защищенной, маленькой женщины.
Читая повесть «На тот большак», задумываешься, почему простые люди большей частью были суровые, иногда неприветливые, жадные, злые, мстительные. Ответ на этот вопрос мы находим в книге, пытаясь проследить судьбу каждого из её героев. Пётр родился на задворках Нижней Губахи. Родился так незаметно, как рождается, проклёвывается росток бузины где-нибудь у забора. И рос точно так же, предоставленный самому себе, отца почти не знал. Мать нарожала кучу детей. Когда Петру было 8 лет, отец умер. С той поры мальчик стал взрослым. Свекровь, оставшись с шестью малолетними детьми, не могла тянуть их на маленькую зарплату уборщицы, поэтому после работы брала котомку и бежала побираться по соседям. До того было тяжко и голодно, что задумала младшую дочку Зину закопать живую. Вот так черствело сердце этой женщины. И только сына своего старшего Петра любила мать, как кормильца, заступника, и хотела, чтобы все его так любили, но видела мать, что не любит пришлая Нюська её сына, чувствовала что-то неладное. И сёстры Петра были неприветливы, и сноха Соня, жена брата, оказалась злыдней. Но были и хорошие люди, среди них семья дяди Ивана, семья деда, в которой жилось маленькой Ане хорошо.
Разницу жизни, разницу человеческих отношений автор повести подчёркивает описаниями быта людей, природы, которая их окружает: «Небо то совсем другое у нас. И берёзы другие. На Урале они растут сиротски, каждая сама по себе, а здесь, как опёнки, сразу стайкой, с одного корня. Губаху Анна считали дырой. Скромной была Нижняя Губаха: бараки, сарайчики, сеновалы… Люди сажали много картошки, и держали кто козу, кто корову… Из всех городских посёлков Нижняя Губаха была самым тёплым. Её обегали поверху ветра, ей отдавала тепло река. Даже Анна, не любившая Нижнюю Губаху, испытывала какую то щемящую радость, когда, приезжая ранней весной с Северного, где они жили, видела мокрый сверкающий лёд, похожий на виноградные гроздья, искристые сосульки на крышах и сточных трубах, потоки грязного, с примесью сажи, талого снега, дерущихся и орущих во всю мощь воробьёв: здесь была уже весна, а на Северном - ещё зимняя стылость». И вся эта унылая жизнь с её суровой природой наложила отпечаток на судьбы губахинцев: «Барак от барака разделялись огородами, и в каждом бараке был свой мирок, хотя и общего между ними было достаточно: во всяком случае, одни про других знали почти всё. Многие жалели Анну, помня, как несколько лет назад привёз её Пётр – красивую, темноглазую, с копной кудрявых каштановых волос, певунью и хохотунью. Помнили гадкие наговоры на неё матери Петра: цыганка, приворожила мужика, безродная. А потом на глазах у всех Анна стала превращаться в унылую и забитую женщину»
Но как бы ни была тяжела её жизнь, в сердце Анны жила любовь, которая, несмотря на трагический конец героини, делает её жизнь яркой, красивой, достойной не только сострадания, но и восхищения. Меня порадовало, что Анна бросила вызов судьбе. Её мучают душевные разногласия, душа терзается, сердце рвётся на части, когда Анна принимает решение бросить Петра и бежать в никуда. Но где-то там в её родимой стороне остался любимый Александр Лесников. С одной стороны, Анне трудно идти на разрыв с Петром, потому что у них общие маленькие дети, с другой стороны, Анна ничего не знает о Саше, у которого тоже может быть уже своя семья, но отношение Петра, нелюбовь к нему, постылая свекровь – всё это вынуждает несчастную женщину на решительный шаг. Она становится хозяйкой своей судьбы, мечется, страдает, чтобы принять верное решение. Александр отвечает на любовь своей Ани: «Вот, Аннушка, и мы так. Привалило счастья, встретились с тобой, а ведь всю жизнь могли прожить порознь, покойниками, как ты говоришь. И не знаем что с нашим счастьем делать. Придумываем страсти и пугаем друг друга. Зачем? Так хорошо вокруг, солнце, сосенки, и мы рядом. Всё будет у нас, как надо, прекрасно будет, только не нужно запугивать себя и не нужно торопить события. Так?»*
Но видно не зря говорят люди: «От судьбы не уйдёшь» и от себя не убежишь.
«Всё произошло в одно мгновенье: изумленье, ужас, удар сбоку, страшный полёт, опрокинутое небо, затем яркий, режущий свет, и лампочка взорвалась… Аня! – не своим голосом закричал Лесников. – Помогите!.. и вдруг не разумом, а сердцем понял, что Анны уже нет». *
И только одно мне непонятно: Анна, ища выход из своего замкнутого круга, думая о себе, своей любви к Саше, не подумала о судьбе своих детей Тонечки и Илюши. Тоня, старшенькая, уже всё понимает, она любит бабушку, отца, понимает, что отец скандалит с мамой из-за того, что мать его не любит. Уезжая от Петра, Анна берёт детей с собой, но оставляет их, когда бежит к Саше, хотя видит, что Тонечка страдает от разрыва отца с матерью. Мир рушится на глазах ребёнка. Поэтому Тоня очень рада приезду отца и желает остаться под надёжной его охраной. Анна понимает, что Пётр никогда не отдаст ей детей. Пётр камня на камне не оставит, если отнять у него сына, а дочь сама за отца крепко держится.
Писательница очень любит свою героиню. Чувствуется, что она проживает судьбу своей Анны, ей очень хочется, чтобы Анна была счастливой и любимой. Это чувство автор повести передаёт своим читателям, хочет, чтобы они поняли все перипетии Аниной судьбы. В 2009 году в свет выходит новая книга Нины Бойко «Когда мы вернёмся». В сборник вошла дилогия «Куда вы, облака?» Первая книга дилогии «Сведённые» посвящена описанию судьбы предков Анны, а вот вторая книга так и называется «Анна». Это второе переложение повести «На тот большак», писательница делает некоторые поправки, более подробно описывает некоторые факты из жизни своих героев. Становится более понятным положение Анны в семье Петра, возмущает его грубое, подчас очень унизительное отношение к своей жене. Подробнее описывается Губаха того времени, суровая уральская жизнь моих земляков: «И вот Губаха. Чем-то сильно вдруг завоняло. Сначала Аня решила, что не закрыт туалет. Пётр подтвердил: да, из уборной тянет. Опасался сказать, что это дымит коксохим, что такая вонь в Губахе круглосуточная. За станцией валил густой желто-коричневый дым, высокое пламя далеко озаряло ночное небо, и, когда сошли с поезда, Аня вскрикнула: Петя, горим!» Действительно, горела земля, пылало небо, и жизнь многих губахинцев сгорала в те трудные времена. Не все выдерживали суровости этого места, шалую жизнь разбитых непосильным трудом и убогим бытом людей, жизнь которых прошла на этой земле. Трудно было и Анне принять эту жизнь. Но тот, кто здесь родился и вырос, кто трудился и жил, принимал жизнь такой, какая есть и соглашался с тем, что от судьбы не уйдёшь, чему на роду писано, тому и быть. Но уж очень не хотелось Анне свою судьбу подчинить судьбам людей, к которым попала она вместе с Петром. Пётр не стал для неё родным, душа её рвалась на свою родину, туда, где остался человек, который любил Анну, смог бы её защитить. И её, как облака по небу, понесло в родимые края. Анна испытала счастье и радость встречи с любимым. В повести «На тот большак» Анна умирает, в книге «Анна» писательница изменила конец, она добавила буквально пять-шесть строк, но каких строк! Они оставляют читателю надежду на то, что Анна остаётся живой, а если и не живой, то прозвучало последнее слово, отчётливо, да разрыва сердца, прорезавшийся стон: «То-ня-а-а-а!» Вот теперь и мои сомнения развеялись, это был крик матери! Она любила своих детей, она любила свою любовь, она любила жизнь. Она хотела жить красиво, но судьба распорядилась по-своему.
Ещё это последнее слово «Тоня» наводит на мысль, что, пожалуй, из-под пера Нины Бойко родится трилогия, которая завершит судьбу Еньки, Анны и следующей продолжательницы их рода по женской линии Тонечки. Как сложится её жизнь? Может быть, это биография одной из тружениц коксохимического или химического заводов, но явно, что судьба этой девочки будет связана с Губахой. Маленькая Тоня, на чужбине, с грустью вспоминает о родной губахинской земле: «Можно просто посидеть с Колей на крыльце, смотреть, как за гору уходит солнце, и сочинять, что за горой живут цари и царевны…»
«Сведённые»
Мечтала Тонечка о чудесной жизни за далёкою горой, за которую прячется солнце, как мечтала когда-то её бабушка по имени Енька. Детство у Еньки было и того хуже: «Родная мать избивала девочку так, что, пока кровь не увидит, не отстанет. До шрамов. До потери сознания». Счастье этой девочки в том, что на пути её встретилась добрая Наталья, которая заменила Еньке маму. Яков, ставший мужем Натальи, оказался хорошим отцом для детей, научил Еню своему ремеслу, он был хорошим портным. Дело, которому обучилась Енька, приносило ей хлеб до конца жизни. Кроме того, многое от Ени переняла её дочка Анна.
В книге «Сведённые» описываются судьбы многих людей. Одних судьба соединяла, порою их же она и разлучала. Других судьба сводила. Каждый искал своего счастья, верил в него, но не к каждому счастье приходило.
Судьба героини книги Енька, казалось бы, должна была выйти на счастливую дорогу. Наталья и Яков подарили ей хорошую семью, Ванечка стал ей любимым братом, все в Квитках любили Еню. Но жизнь в России менялась, рушились старые порядки, приходили новые, российские деревни беднели, крестьяне убегали с насиженных мест в поисках лучшей доли. Подросла Еня, стала женой друга детства Михаила. Сколько счастливых дней и ночей пережили они в своих Квитках, сколько добрых песен перепели. После свадьбы отправились с родных мест в Барнаул, предполагали ехать в Змеиногорск, где, по слухам, в достатке пахотной земли. На землю у них была своя надежда: есть земля – крепок человек, нету – он перекати-поле. Михаил часто повторял слова деда: «Земля – это становая жила для человека. Дед и умер-то оттого, что порвалась становая жила. Только было получить землю, и тогда ничего не страшно, потому что есть ещё ремесло в руках». Да не спасло Еню и это дедово правило: на чужой земле, при чужих порядках и Михаил стал чужим, разбаловался на вольных хлебах, не сберёг их с Енькою счастье.
Несчастливо закончилась судьба и Ениных родителей. Якова занесла судьба к нам на Урал – в шахтёрское селение Усна, куда затянул его брат Иван, забулдыга и неработь, нашёл там Яков свою погибель. По описаниям этот посёлок, пожалуй, наша Усьва, уж очень всё напоминает эту землю, кто был там, согласится с этим, а рядом станции, Заготовка, Грузди, Моховая, Утёс, Баская и ,конечно же, наша Губаха. Как интересно они её называют: Губаха, Губиха, Губилиха. А в ней есть даже Красная площадь, мавзолей и памятник Ленину, за которыми видны ядовитые клубы дыма, вылетающие из труб коксохимического завода: «Горы, да горы! Позади гора, спереди гора. Как жить-то здесь?» Однако, приглядевшись к людям, Наталья находила, что здесь, в Губахе, они добрее, чем в Квитках… Нет, так нельзя жить, как в Квитках живут! Любовь позабыли, а ведь Господь любви учит! Народ тут досыта горюшка нахлебался, через горе-то и очистился. Но Наталье казалось, что дело не в том: горя и в Квитках хватало. Скорее – здесь местность суровая, выживать трудно, без понимания друг друга никак невозможно. А может, оттого, что согнаны люди хорошие. Хороший то человек и в беде не меняется: сам недоест, недоспит, а соседа выручит». Трудно давалась жизнь
Наталье и Домне на Губахинской земле: «Изо дня в день они настырно её капали, рыхлили, таскали на огород козий помёт. Надрывались, но знали: надо полюбить эту землю. Нет земли, которая бы не откликнулась на любовь».
Жила Наталья в Губахе, письма отправляла своей приёмной дочке Еньке в Бийск, писала о своём житьё-бытьё, о том, что Ваня с фронта прислал карточку, а они с Домной воспитывают его сынка Андрея, жена Люся пропадает в госпитале, и только Енечка где-то одна. За неё молились каждый день, но жизнь Ени оборвалась, и остались сиротами её дети. Думала ли тогда Анна, что и её занесёт судьба в Губаху, где оказалась в трудную пору её бабушка, где нашла своё спасение и Божий приют.
Не нашла Анна своего счастья на нашей земле, но его найдёт здесь, дочка Анны – Тоня. Ведь перед ней откроется другая жизнь, та жизнь, которую уготовила судьба губахинцам в послевоенные годы – трудовая, с добрыми помыслами, свершениями и победами.
«Камни на Лысой горе»
Это произведение представлено автором как «Записки обывателя». Нина Бойко пишет о том, что было в реальной жизни, пишет с позиции действующего, радующегося или страдающего лица, с позиции обычной женщины, для которой высшими ценностями всегда были и будут любовь, семья, дружба, покой и счастье близких.
Что происходит в жизни людей, буквально с 87 года до конца 90-х, показано с бескомпромиссной прямотой в произведении Бойко «Камни на Лысой горе». События совершаются в Грузии, отделившейся от России. Автор – не сторонний наблюдатель: он сам и участник, и жертва событий. Все факты, все катаклизмы роковой перестройки, конечно, сохраняются в пожелтевших подшивках газет. Но живые человеческие чувства окаянного времени открываются лишь в подобных книгах. С каждым днём возрастает их историческая ценность. «Мы-то, современники, сами кое-что видели, знаем. А вот читатели нового века тоже должны знать правду жизни, не приукрашенную, не скрытую, правду из первых уст», - считает писательница.
У Нины Бойко были великие предшественники – Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, наконец. Они не скатывались до угодливого соцреализма и не позволили сделать это Бойко. Но, несмотря на свою суровую правду, которая перестраховщикам может показаться чрезмерной, переизбыточной, книга очень поэтична.
Летняя «тёплая тишина», осенняя «ранимая тишина». «Толстые пушистые шмели, как козлята, радостно блеют, зарываясь в цветы, в нектар». «Воздух голубой, видимый…» «Как швейные машинки, строчили лягушки в канаве». «Я обрывала листочки, остроконечные, с очаровательными хвостиками». Так она иногда видит мир, «растворяясь своей молодостью в огромном и вечном».*
Увы, мажорные ноты исчезают, хотя поэзия остаётся: «Я кусала косточки на сжатых кулаках, мне было жутко»; «Тоска заранее облепила сердце, как сырая глина»; «Боль снова обнажила волокна нервов – как дерновый пласт перевернули».*
-Ты думаешь, я овца безропотная? – гневно спрашивает она обидчика и признаётся: - Если бы я захотела вырваться из клетки, то подставляла бы свой лоб и ломала бы свои зубы… Она так и делает, не прячась за чужой спиной, не выжидая, чья возьмёт, прямо говорит, что перестройка по своему кровопролитию, по обнищанию народа, бездомности, неуверенности в завтрашнем дне – очень напоминает Великую Отечественную…
«-Хорошо-то как! Родина слаще мёда!» – такой сладкий вздох вряд ли вырвется у кого-то теперь, в «час Сатаны». Скорее прозвучит гневный вопль: - Почему Россия, жемчужина, изгажена по уши, почему люди дохнут от химии, едят чёрт знает что, да и то по норматалонам?..
Когда героине книги предоставляется возможность уехать в Грузию (мужа направляют в числе рабочих специалистов на строительство Худони ГЭС), она едет туда и открывает для себя другой мир. Её поражает чистота и красота тех мест, радушие людей, отсутствие зависти, уважительное отношение к женщине, к семье, поклонение народным традициям. Когда она приезжает домой в отпуск и в родительскую субботу вместе с бабушкой идёт на кладбище, снова видит разницу жизни наших народов:
«И, хочу я того или нет, я сравниваю Россию и Грузию. Там не только в праздники приходят родственники на могилы своих близких, просто сидят и думают о чём-то. Там и кладбища совсем иные: маленькие, ухоженные, с хорошими памятниками, с электрическим светом. А русское кладбище и в Джаваре точь-в-точь как здесь, большое, страшное, годами не посещаемое. И те же ржавые кресты. Отчего так? Мне кажется, от равнодушия, от привычки ближним своим быть чужими и при жизни и после неё».*
Ей становится обидно при виде громко разговаривающих, много пьющих людей: «Горько стало за забытых людей, лежащих в могилах».
Кончается её отпуск, долгожданное свидание с родимой землёй, надо улетать к семье. Нина сама себе задаёт вопрос: «А зачем? Зачем мне Грузия? Да, там море, там тепло, там воздух не отравлен химией, да ведь я-то здесь и всегда буду здесь. Но… Я вспоминаю – зачем. Там - свобода».* Моя героиня – человек творческий, смелый, ей надо быть там – где правда жизни.
Но и над Грузией нависли чёрные тучи. На эту красивую землю пришла война. Померкли краски чудной природы. Изменились многие люди, мир перевернулся. В стране разразился этнический и политический конфликт. Жизнь в Грузии для многих стала невозможной. Нина с семьёй принимают решение ехать на родину, чтобы остаться в живых. Им жаль оставлять людей, с которыми не просто сжились – сроднились, друзья тоже не хотят с ними расставаться. Но война сурова и смертоносна: на мирных улочках появляются БТРы, раздаются взрывы, автоматные очереди. На прощание одна из близких грузинок по имени Мария протягивает им «розу, влажную от росы, словно накрахмаленную». Её кладут в машине у лобового стекла, как талисман: «Пусть видят все, что мы их не боимся, пусть видят розу у стекла». Нина уверяет: «Я до сих пор уверена, что спасла нас роза, которую подарила Мария. Нас не остановили, не тронули, хотя впереди шёл гружёный ЗИЛ, а отъезжающих теперь трясут нещадно».* Может, это действительно так, красная яркая цветущая роза – символ жизни, символ порядочной Грузии, в которой совсем недавно все мирно жили…
Когда они выехали за пределы боевых действий, и опасность миновала, расслабились, легли на траву и смотрели в небо: «Оно голубое. Доброе. Для всех. Там – нет разделения на национальности, нет злобы и корысти, нет стяжательства и карьеризма, нет лжи. И смотрит оттуда всевышний на нашу земную дурь, и, кажется, его терпение кончается».* Эти последние слова в её произведении звучат для нас как предостережение, как наказ о том, что стоит всем задуматься, правильно ли мы живём на земле, ведь жизнь коротка, но она так прекрасна, так зачем же её отравлять? «Человеку, говорят, высший разум дан, только к чему он, если нет совести?», - вопрошает автор. Так хочется, чтобы этот высший разум восторжествовал, чтобы быстрее произошло очищение совестью, чтобы каждый человек был вознаграждён разумом всеобщего благоденствия, мира и добра.
Но больше всего в произведении Нины Бойко «Камни на Лысой горе» меня впечатляют страницы, где она описывает свидание со своей малой родиной. С какой любовью автор описывает незатейливые уголки нашей уральской природы, обыкновенные губахинские камни. Но в этот то и вся соль: малая родина – она всегда в душе, она – на всю жизнь!
«Родина, что за цепи у тебя такие: где бы я ни была – одна ты в сердце. Чем до тоски бередят большие серые камни на Лысой горе? Ну, сидела я на них девчонкой махонькой в ситцевом в горошек платьице, сидела да сидела, что такого? Мало ли камней, на которых я сидела, да и не безымянных, а с именами громкими, но ничего во мне не сохранилось о них. Может, оттого и не сохранилось, что они – всехние, а эти, серые, среди земляничника, - мои. До чего хорошо сказал Пушкин: «Нам целый мир чужбина, отечество нам – Царское Село». *
Сижу на своих камнях, обзор с них великолепный, ведь они на самой вершине Лысой горы… Долго смотрю на посёлок, любуюсь, дома отыскиваю, где жили мои друзья и одноклассники. Мало кто остался здесь, разъехались. Меня тоже кидало в разные места, но где бы ни была – родимый мой край всегда солнышком светлым».*
И рождаются на этой земле прекрасные строки поэзии, слагаются песни: «Слова и музыка. Откуда? – волнуюсь. – От меня? От леса? От встречи с родиной?», - так размышляет писательница, и мысли её песней поднимаются над родным лесом:
«На цыпочки я тихо поднимусь,
Руками замашу навстречу небу,
И к тайне прикоснусь,
А может быть, проснусь
И спутаю, быть может, быль и небыль»*
«Земля родная»
Повесть «Земля родная» рассказывает о моём родном городе Губахе, городе со своей особой, но неотъемлемой от России судьбой. Пермский учёный-краевед, известный публицист Лев Владимирович Баньковский, свою рецензию на книгу назвал «Город на светлой реке». «Вот такое общее впечатление, - пишет он, - от описания Губахи осталось у меня после прочтения рукописи». Несмотря на то, что всякий раз вижу Косьву ниже Губахи саму не свою – сильно обмелевшую, всё ещё в рыжих берегах от кислых шахтных вод, безжалостно сбрасываемых в неё на протяжении многих десятилетий. И, тем не менее, берусь утверждать, что первобытная Светлая Река Косьва частично ещё жива по той причине, что подземный её сток больше поверхностного. Вернуть реку на поверхность, как это было раньше, - по существу, именно за эту работу и принимается смелая писательница Нина Павловна Бойко всё своей книгой, обращённой к корням нашей культуры».
«Повесть о Губахе начинается с упоминания Верхотурья – известнейшего на Урале первого русского азиатского города, построенного верхнекамскими людьми. Невысокий здесь Главный Уральский хребет, прорезанный знаменитым Бабиновским трактом, разделяет истоки Туры и Косьвы. Известно, что по соседству с грандиозной дорогой всегда кипит жизнь. И рабочая, и крестьянская, и купеческая, и иная. Разные грани этой на редкость многообразной жизни автор рукописи живописно обозначила. Непринуждённо и ненавязчиво очеркнуты ею глубинные стороны здешней жизни: гостеприимство, любознательность, всегдашнее трудолюбие, удивительные способности к грамоте и ремеслу, поиск и освоение всё новых и новых природных ресурсов. При таких постепенно или быстро нарастающих темпах жизни край пополнялся, а иногда и переполнялся разными приезжими людьми – то русскими, российскими, то иностранцами, то теми и другими вместе. И тогда ярко проявлялись ещё более глубинные замечательные качества губахинцев: природное сочувствие всей окружающей жизни, добросердечность, порядочность, отсутствие скупердяйства, редкая по искренности и своевременности взаимопомощь.
Вполне справедливо Бойко говорит и о географической, геологической уникальности Губахи и Косьвы. И хочется предположить, что в уникально богатом крае хотя бы чем-нибудь, да когда-нибудь неизбежно разбогатеют люди. Однако, как показывает история, прямых, очевидных зависимостей между богатствами человека и окружающей его природы, конечно, нет. А связей косвенных, опосредованных, достаточно много. В логической и художественной системе выразила автор эти связи.
На берегу Косьвы предприимчивые монахи Пыскорского монастыря первыми освоили выварку соли из ключевых рассолов. Потребовались дрова, древесный уголь, строевой лес для судов, перевозящих соль и древесину. В середине XVIII века у горы Губахинской найдены месторождения железной руды. Начало Губахе дал родник, открытый в 1755 году. Через пол столетия обнаружено Губахинское месторождение каменного угля. Наиболее масштабные и ценные природные ресурсы, в том числе и уникальные губахинские, разрабатываются для развития государства в целом. В самом конце XIX века приехавший на Урал Дмитрий Иванович Менделеев предсказал развитие в бассейне коксохимического производства. Бассейн стал огромной рабочей площадкой.
В советское время в интересах Урала и всей страны всего лишь за два предвоенных десятилетия из многих рабочих посёлков был сплочён и образован крупный промышленный и культурный центр нашего государства – город Губаха. Такой быстрый старт нового города естественно стал возможен при наличии крупного исторически сложившегося горнозаводского ядра, при обеспечении государством огромной концентрации на Косьве практически бесплатной рабочей силы – сосланных, заключённых, простых и специальных переселенцев, беженцев, а несколько позже мобилизованных и военнопленных. Так же вне сомнения, что быстрое развитие города Губахи существенно обязано и высокому профессионализму и лучшим нравственным качествам кадровых губахинских рабочих и служащих… И названа эта непреходящая ценность в Уральском городе, который «почти Москва по занимаемой территории», - «непостижимая родственность душ», да ещё сбережённое в немыслимых испытаниях самобытное и радостное человеческое достоинство: «Достоинство – величайшая сила, согнуть его практически невозможно».*
Повесть «Земля родная» начинается с раздела «Суровый край», в котором описывается история становления края со времён Строгановых до февральской революции 1917 года. Очень интересно описывается факт, когда в 1905 году приехал в Кизеловский угольный бассейн писатель Вячеслав Яковлевич Шишков. Заинтересованный революционным движением в Прикамье, он набирал материал для книги «Угрюм-река», встречался с артельщиками и увидел, что Косьва – река золотая. Очень много в книге описаний губахинских окрестностей, посёлков, быта. Кажется, что и Угрюм-река – это Косьва: «Угрюм-река всё ещё продолжала быть капризной, несговорчивой. В её природе нечто дикое, коварное. Вот приветливо улыбнётся она, откроет меж зелёных берегов узкое прямое плесо… Но вдруг за поворотом, нежданно расширит своё русло, станет непроходимо мелкой, быстрой. Стремительный поток подхватывает шитик и с предательским треском сажает на мель. А вода, шумно перекатываясь по усеянному булыжниками дну, издевательски хохочет над путником, как ловкий шулер над простоватым игроком. Река бедовая. Уж Бог создал её так. Она всё равно как человечья жизнь: поди пойми её. Точь-в-точь как жизнь людская. Да»*
В главе «Брат на брата» описываются революционные события и гражданская война, приводятся документальные факты 13 декабря 1918 года на Нижней Губахе пошли в разведку Михаил Деменев и Михаил Потапов, были захвачены бандой и убиты. 14 декабря губахинцы, отступая от колчаковских войск, взорвали железнодорожный мост через Косьву. Мост впоследствии восстановили, Деменеву и Потапову был поставлен памятник на Верхней Губахе, который, к сожалению, сейчас почти разрушен.
О том, как шло социалистическое строительство, работали шахты, возводились Кизеловская ГРЭС, коксохимический завод рассказывается в главах «На новых рельсах», «Народ – враг народу». Описывается тяжёлая жизнь трудового народа, голод, зверские нападения на людей, большая задымлённость, скученность бараков. Но люди жили.
22 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета рабочие посёлки были преобразованы в город областного подчинения с присвоением названия – город Губаха. Не успели отпраздновать и порадоваться, ровно через три месяца – война. В главе «За советскую Родину» рассказывается о беспримерном труде губахинцев в тылу врага, о том, как наша земля принимала раненых в губахинских госпиталях, о том, что жили губахинцы в войну на одной картошке. Дети собирали ягоды, грибы, отправляли на фронт, взрослые горбились на шахтах и заводах, и все голь голью и нищета на нищете. В марте 1944 года на строительство Широковской ГЭС приехали воины-калмыки. В книге описывается их подневольный труд, действительно: «Широкстрой – это Широклаг!» За годы войны в Губахе было построено 6 крупных шахт, возведена Широковская ГЭС, вымощены десятки километров автомобильных дорог. На деньги губахинцев строили самолёты, танки. И желанное слово «Победа!» ворвалось в наш город.
На смену приходит новая глава «И город будет, и саду цвесть». Губаха строится, культурно развивается, поднимается химический завод, а вместе с ним посёлок Северный. С какой любовью описывает Нина Павловна послевоенную жизнь в Губахе. С этим временем связано её детство, юность. Ей довелось узнать таких прекрасных людей как Галина Евгеньевна Корнильева, пианистка с дипломом Римской государственной консерватории, пожелавшей приехать в Губаху, чтобы обучать детей музыке. «Я объездила десятки городов мира, - признавалась Галина Евгеньевна, - но таких хороших, честных, гостеприимных, трудолюбивых людей, как в Губахе, с такими открытыми сердцами, не видела нигде!»*
Книга «Земля родная» хорошо иллюстрирована, в ней помещены фотодокументы, начиная с XIXвека, размещены современные фотографии, отражающие жизнь губахинцев в XX веке.
Заканчивается повесть тяжёлой главой «Стервятники». В жизнь города ворвалось перестроечное время. Опять неспокойно, голодно, одним словом перемены. От рук негодяев погибает губахинец, окончивший Московскую консерваторию, участник международных конкурсов, заслуженный артист России Юрий Агафонов. Он играл как великий Рихтер, это был великий талант – гордость Губахи, Пермского края.
«Человек рождается для жизни. В худую пору или добрую, он всё равно будет жить, будет творить…» И город виделся уже не мёртвым, он виделся прекрасным, у него было будущее»*
В завершение повести Н.П. Бойко славит ОАО «Метафракс»: «Это моя жизнь, надёжный тыл моей семьи… Завод – это моя надежда, опора, возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал». Я полностью согласна с последней фразой писательницы на страницах повести: «Никогда у человека не иссякнет интерес к земле, на которой он живёт». Нина Павловна ярко, эмоционально, животрепещуще поведала нам об истории земли губахинской, судьбах её многострадального народа, не утратив веру в его прекрасное будущее, будущее своего родного края.
«Губахинский химический завод»
У предприятий, как и у людей, свои судьбы, и ни одна судьба не похожа на другую. Губахинскому химическому заводу ещё до официального его рождения выпало много невзгод и боли: Великая Отечественная война, послевоенная разруха – моментами казалось, что заводу не выстоять. Однако грамотное руководство и энтузиазм людей не только не дали ему погибнуть, но и вывели в число лучших в стране. Губахинский химический завод стал кузницей кадров для вновь открывающихся в СССР химических предприятий. Губахинские специалисты-химики пускали химкомбинат в Афганистане. Неоднократно на ГХЗ апробировались и вводились в действие уникальные химические технологии. Продукция Губахинского химического завода, который с 1993 года стал именоваться ОАО «Метафракс», отправляется в десятки городов России и за рубеж. В качестве продукции свидетельствуют государственные и международные награды, которых ежегодно удостаивается завод.
В книге Н.П. Бойко «Губахинский химический завод», изданной к 50-ти летию крупнейшего на Урале химического предприятия, описывается его история и современность. Показан путь от начала истории завода, совпавшей с началом Великой Отечественной войны. Рассказывается о том, как опытный объект, малый по масштабу, но по значению велик, вырос в крупнейшее предприятие, ставшее лидером в Российской экономике, победителем Всероссийских конкурсов: «Лучшие Российские предприятия» и «Золотой запас Отечества». ОАО «Метафракс» - предприятие мирового уровня.
Н.П. Бойко так художественно описала биографию нашего градообразующего предприятия, столько вложила души и подлинного знания исторических архивных фактов этого завода, что на первый план выходят не только успешные рубежи становления промышленного комплекса, а в полный рост встают личности необыкновенных людей, неустанно ведущих завод к этим рубежам, к его рассвету, совершенствованию технологий химического производства. Целые главы книги посвящены тем, кто делал историю завода, вот их названия: «Любое дело движется людьми», «Золотые руки и пытливый ум», «Во главе всех забот - человек».
Сколько судеб человеческих встаёт перед нами при прочтении книги. Действительно, судьбы людской большое полотно. Какие великие люди стояли у руля руководства предприятия, прежде всего директора С.А. Шашков, Г.И. Вилесов (1-ый директор завода), А.Э. Лифшиц, В.В. Ермаков, И.М. Розенфельд, Н.И. Гальцев, В.И. Пачгин, В.Н. Махлай, А.И. Ожегов, В.А. Даут.
В каких тяжёлых условиях жили первостроители завода к нам на Урал прибывала творческая интеллигенция, люди высокообразованные, технически мыслящие, ранее проявившие себя как умелые руководители на крупных производствах страны. Война изменила жизнь многих. Правительство направляло специалистов в наш город для того, чтобы сохранить имеющиеся в стране заводы, поднять на их основе новое предприятие. Не всё удавалось, но неудачи ещё больше закаляли людей, вели их к осуществлению задуманного. Рядом с руководителями, специалистами были их семьи, на чьи плечи тоже ложились тяготы жизни тех лет.
Приводятся яркие эпизоды, в которых описывается судьба людей, поплатившихся жизнью за то, чтобы лучшая жизнь была у людей. Вот один из них: «Эшелоны из прифронтовой полосы шли в Губаху один за другим, порой «затылок в затылок», с большими остановками на станциях, при полной неизвестности, когда разрешат отправку. В середине октября ценой невероятных усилий, за 22 дня Александр Михайлович Сажин привел свой эшелон, 63 вагона. В нём были продукты, тёплая одежда, валенки, матрацы, одеяла, постельное бельё – первоочередная забота о тех, кому предстояло работать в Губахе. В 4-ёх вагонах – лошади, фураж и живые свиньи для организации свинофермы. От перенапряжения, от немыслимой психологической нагрузки Александр Михайлович на другой день нелепым образом попал под локомотив. Жену и дочь его приютила в своей комнатушке Эмма Самойловна Барская, приехавшая в Губаху немного раньше. Её муж, Илья Матвеевич Барский, директор Лисичанского химкомбината, пока оставался на комбинате – до полной его эвакуации. Эвакуированные жили в бараках или занимали комнаты в коммунальных квартирах. Скученность была невероятная – по 10-12 человек в комнатах. В конце августа 1941 года приехал Гдаль Моисеевич Курт – начльник отдела «Главазота», направленный главным инженером строительства на Губахинский азотно-туковый завод. Семья Куртов (Гдаль Моисеевич с женой и двумя детьми, родители его и жены, дочь и жена брата – кадрового военного, погибшего на границе в первые дни войны) ютились на 15 квадратных метрах. Питались в организованной городской столовой по талонам, на которые отпускалась миска перловой каши, заправленная конопляным маслом, но и это было спасением, ибо надвигался голод. Весной возле речки Косой, устроили подсобное хозяйство, которое было названо Сажевым – в память об Александре Михайловиче Сажине. Здесь постепенно вырастет большой барачный посёлок, также названный Сажевым; просуществует посёлок до конца 50-ых годов».
А как интересно складывались судьбы девушек, моих ровесниц, которые в 1955 году после окончания Березниковского технического училища, выпустившего первых аппаратчиков химического производства, прибыли на Губахинский химический завод. Их как и героиню повести «Анна», очень удивила наша земля: «На вокзале Нижней Губахи, увидев «пожар» коксохима, долго не могли понять, в чём дело. За ними прислали «антилопу» - заводское «такси», и повезли, как им казалось, на край света, вместе с их пожитками и чертежами. Девушки поселились в посёлке Северном в общежитии по 5 человек в комнате, на 2 этаже разместили парней, приехавших из Днепродзержинска. На заводе был предпусковой период. Самоотверженно трудились девушки Нина Поморцева, Нина Дехта, Люда Дединская, Зоя Хирина, Клава Родыгина, Люция Кукушкина, Раиса Четверткова, Вера Гордеева, Клава Набойшикова и др. Денег платили мало, поскольку завод ещё не работал, еды мало, зато была молодость и никто не унывал. Когда завод запустили, девушки стали работать в 3 смены. После работы наводили чистоту в цехах, сажали деревья на заводской территории, проводили воскресники по благоустройству Северного, знали: им здесь работать, им здесь жить. Девчата жили весело, хорошей коммуной. Выдали замуж Нину Дехта. Из всего скарба у неё был только чемодан, да и тот настолько ветхий, что, когда несли его из общежития к «дому с оленями» ручка отлетела. Сели на этот чемодан и расхохотались. В маленькой комнате, которую завод выдал Володе Дехта и Нине, кто на подоконник сел, кто на чемодан; друзья Володи – на корточках. На тумбочке еду разложили. Выпили, поздравили молодожёнов, а на утро оказалось, что у них – ни ложки, ни вилки, и вообще ничего нет. И пошли муж с женой опять в общежитие, к девчатам, картошку жарить». Из 15-ти человек, приехавших на ГХЗ из Днепродзержинска по путёвке трудовых резервов, в Губахе остался только Владимир Семёнович Дехта, остальные, переженившись на губахинских девушках, умчались назад и жён увезли. Владимир Семёнович впоследствии стал заместителем начальника опытной установки, а Нина Николаевна Дехта из аппаратчиц выросла до заместителя начальника цеха.
А какой героический подвиг совершили строители Метанола-750, который стал огромной вехой в жизни химзавочан. Рабочие и инженеры порой сутками находились на производстве, урывая для сна – 4-6 часов. В кабинетах, в бытовках ставили раскладушки: отдохнул – и снова на работу. Люди не считались ни с чем: ни с едой, ни с питьём, ни со сном, жили одним желанием – построить и пустить в действие громадный агрегат, который в пору сравнить разве что с космическим кораблём. А чего стоило доставить из Англии крупногабаритное оборудование основного агрегата М-750 общим весом более 1200 тонн. Помогала вся страна. Оборудование доставляли кораблями самолётами, крупногабаритными машинами. Была построена специальная дорога – зимник, по которому мощные тягачи «Ураган» привезли оборудование на завод. Трое суток ехали по тайге с бесценным грузом в трескучие морозы, но задание выполнили. Какие это были люди, а ведь многие из них и сейчас живут в нашем городе, кто-то продолжает трудиться на заводе, кто-то уже на заслуженном отдыхе, но судьба каждого из них очень тесно связано судьбой родного предприятия, крупнейшего в мире комплекса метанола. Среди них В.Н. Махлай, А.И. Ожегов, В.А. Даут, В.И. Дизик, Ю.В. Мишталь, В.И. Еремеев, В. Герцен, И. Штенглер, А. Дряпин, В. Петров, А. Котсолайнен, Н. Марков, Г. Михайлов, Л. Бирт, В. Лебедев и многие, многие другие. Эти люди вывели Губахинский химический завод в число предприятий, определяющих ядро химической индустрии нашей страны, превратили Губаху в один из крупнейших на земном шаре производителей метанола. Мы должны гордиться своими земляками, которые по праву составляют золотой фонд предприятия, золотой фонд нашего города и страны.
Духовные судьбы гениев русской живописи
Большой интерес для читателей представляет книга Н.П. Бойко «История знаменитых полотен». Эта работа уникальна по своему содержанию. В ней впервые подробно и живо повествуется о 60-ти самых известных картинах русских живописцев XIX века. Кроме того, отражены творческие и духовные судьбы их создателей.
Автор в предисловии книги пишет: «В детстве у меня был друг, увлекавшийся живописью. Приходя к нему, я смотрела художественные альбомы, русские и зарубежные; в зарубежную живопись вникала, своё же родное искусство не требовало усилий для понимания. Сказывалось, очевидно, то, что изображаемое на картинах русских художников было не только прошлым, но и настоящим России. Разве надо разъяснять кому-то картину «Грачи прилетели»? Каждую весну люди видят таяние снегов, озабоченных птиц, с прилётом которых оживает природа: буйствуют ветры, мчится вода по оврагам, брызжет во все стороны солнце. «Грачи прилетели», «Золотая осень», «Март», «Мокрый луг»… - это светлые мелодии родной земли, переданные красками, и на них без всякого принуждения откликается сердце.
Жанровые картины, такие как «Видение отроку Варфоломею», «Запорожцы», «Боярыня Морозова», раскрывали передо мной страницы русской истории, наполненные духовным величием народа, его самоотверженностью, стремлением к истине и свободе. К сожалению, альбомы по живописи не содержали рассказов о том, что побудило художника взяться именно за эту тему, и о чём он думал, когда писал свою картину, какою оказалась судьба созданного им полотна? Только спустя много лет, отыскивая материалы в самых разных источниках, я постепенно узнавала, что за «Боярыней Морозовой» стоит страшная народная трагедия, что Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) сыграл огромную роль в деле созидания Руси, что запорожцы были сильнейшим форпостом России.
Интересовала меня и жизнь самих художников. Но в биографических книгах я не всегда находила ответы на интересующие меня вопросы. Подчас гораздо больше давала художественная литература или случайно прочитанные статьи.
Постепенно, как зеркало из осколков, сложилось общее впечатление о русских живописцах. Почти все они прошли тяжёлый жизненный путь: безденежье, непонимание со стороны чиновников, бесприютность. Но не один не озлобился. «Ощущение высшей красоты не позволяло сводить счёты, с кем бы то ни было». Они несли людям свой дар и своё сердце».
Нина Павловна задумала написать книгу. Подробно рассказать о знаменитых полотнах, и в то же время рассказать о самих художниках, поскольку одно дело – увидеть картину, а другое – узнать о ней.
Работа над книгой заняла несколько лет. Нине Павловне приходилось не только кропотливо обрабатывать собранные материалы, но и оберегать слово тех авторов, чьи материалы я использовала. А среди них такие величины, как Стасов, Чехов, Мельников–Печорский, Шишков, Зайцев, Кудинов.
В книге отражены творческие и духовные судьбы 20-ти гениев русской живописи. Кроме того, открывается огромный пласт русской культуры XIX века с его интересами и потребностями. Читатель узнаёт, как пробивало себе дорогу русское искусство, и как Павел Михайлович Третьяков создавал национальную галерею русской живописи, «само становление которой было в то же время процессом становления русского национального искусства, более того – русского национального самосознания».
Мне тоже эта книга показалась очень интересной, уникальной. Нина Павловна представила удивительную сокровищницу художественного мира, которую смогла поместить в необычайный ларец под названием «книга». Этот «ларец» мал по размеру, но велик по содержанию: никакие бриллианты мира не сравнятся с шедеврами русской живописи. А как величественны и самобытны судьбы тех, кто оставил нам эти бриллианты, разноцветьем красок рассыпанные по полотнам.
У каждого художественного произведения, как и у каждого его творца, своя история и своя судьба. Чтобы заглянуть в эти истории, чтобы ближе узнать судьбу каждого творения, надо страницу за страницей перечитывать эту чудную книгу, подолгу всматриваясь в портреты художников, в картины, созданные ими. В своей работе я решила описать историю одной из них, той, которая впечатлила меня больше других. Это картина художника «»
Перечень произведений, вышедших в свет:
- «На тот большак», повести. Пермское книжное издательство, 1995г.
- «Как коты ходили к римскому папе», сказочная повесть. Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», г. Пермь, 1999г.
- «Земля родная», документальная повесть. Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», г. Пермь, 2002г.
- «Ты лёгким светом вся озарена», очерк о поэте Алексее Решетове. Журнал «Прессцентр», г. Пермь, 2002г.
- «Сердце на карусели», отрывок из романа. Альманах «Литературная Пермь», 2004г.
- «Прощая, Сакартвело!», повесть. Журнал «Наш современник», Москва, 2005г.
- «Губахинский химический завод», история становления крупнейшего на Урале химического предприятия. Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», г. Пермь, 2005г.
- «И.И. Шишкин», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2005г.
- «М.А. Врубель», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2005г.
- «Мария», рассказ. Специальное приложение к журналу «Москва».
- «Истории знаменитых полотен», очерки по истории живописи. Журнал «Художественная школа» (главный редактор Нина Гром), Москва, 2006.
- История знаменитых полотен / Н.Бойко - Ростов н/Д: Феникс, 2006
- «К.Д. Флавицкий», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2006г.
- «К.А. Коровин», очерк по истории русской живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2006г.
- «Мария», «Подарок», рассказы. Журнал «День и ночь», г. Красноярск, 2006г.
- «Юдоль девяностых», воспоминания о поэте А.Л. Решетове. Альманах «Литературная Пермь», 2006г.
- «Шахтёрская старина», история возникновения и развития Кизеловского угольного бассейна. Издательство «Пушка», г. Пермь, 2007г.
- «А.И. Куинджи», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2007г.
- «И.И Шишкин», очерк по истории живописи. Журнал «Божий мир», Москва, 2007г.
- «Юдоль девяностых», воспоминания о поэте Алексее Решетове. ИП Расторгуев С. В., г. Пермь, 2007г.
- «В.И. Суриков», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2007г.
- «Крамской», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2006г.
- «Левитан», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2008г.
- «Репин», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2009г.
- «Васнецов», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2010г.
- «Саврасов», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2010г.
- «Нестеров», очерк по истории живописи. Журнал «Художественная школа», Москва, 2009г.
- Бойко Н.П. «Когда мы вернёмся». – Пермь: Изд-во «Пушка», 2009г.
Под парусами
Две лягушки
Аэродинамика и воздушный шарик
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Соленая снежинка