Рассказ о создание судостроительного завода
Вложение | Размер |
---|---|
admiralteyskie_verfi.doc | 42.5 КБ |
Адмиралтейские верфи — одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга.
300 – летний юбилей ФГУП «Адмиралтейские верфи» - это значимый этап в истории не только нашего предприятия , но и всей России. Город и завод, заложенные Петром I, вместе начинали свой трехвековой и исторический путь, воплощая идею великого преобразователя России сделать нашу страну крупнейшей морской державой.
История Адмиралтейских верфей насчитывает немало славных страниц, включающих в себя строительство почти 2600 кораблей и судов от петровских галерей до подводных лодок третьего тысячелетия.
Основную стратегию Адмиралтейских верфей на ближайшее будущее и историческую перспективу можно определить как укрепление рыночных позиций, развитие современных форм организации производства и управления, внедрения прогрессивных технологий.
Петр Великий принял решение: заложить верфь в центре нового города, под прикрытием возводимой новой крепости Святых Петра и Павла.
5 ноября 1704 года состоялась закладка новой верфи. Уже в январе 1705 года на десяти стапелях были заложены первые адмиралтейские корабли – шнявы. 5 декабря 1709 года начался новый этап развития предприятия: был заложен первый линейный корабль «Полтава» Санкт-Петербургское Адмиралтейство постепенно становился главным судостроительным предприятием страны.
В 1714 году устье реки Фонтанки на Калинкином острове началось сооружение базы галерного флота; с этого остров стали называть Галерным. На первых небольших стапелях верфи строили скампавеи и полугалеры. В конце XVII века на Матисовом острове рядом с верфью «Галерный островок» возникло еще одно предприятие, судьба которого неразрывно связанной с деятельностью Адмиралтейских верфей. Строительство кораблей в Главном Адмиралтействе постепенно сокращалась. Предприятие, расположенное в центре столицы, рядом с императорским дворцом, уже не имело перспектив развития. Летом 1844 года верфь как таковая была закрыта, оставшееся оборудования передали в Новое Адмиралтейство – так с 1800 года именовалась Галерная верфь.
Переход к строительству паровых, а несколько позднее и металлических кораблей потребовал коренной перестройки Нового Адмиралтейства и «Галерного островка», входивших в то время в остав Санкт-Петербургского порта.
1 января 1908 года начался новый этап в истории Адмиралтейских верфей: судостроительные верфи Нового Адмиралтейства и «Галерного островка» были выведены из состава Санкт-Петербургского порта были объединены в одно предприятия – Адмиралтейский судостроительный завод.
С 1931 года завод вновь разделился на две самостоятельные структуры – завод вспомогательных механизмов «Судомех» и судостроительный завод им. А. Марти. В 1972 году два предприятия снова объединились в одно мощное судостроительное предприятие .
Завод преобразованный в 1992 году государственное предприятие «Адмиралтейские верфи», в настоящее время федеральное государственное унитарное предприятие «Адмиралтейские верфи», выдержал проверку сложностями перехода к рыночной экономике, сумев освоить новые направления деятельности. В этом году Адмиралтейские верфи вступают в четвертое столетие своей непростой, но славной истории современными судостроительным предприятием с хорошими перспективами на будущее.
На протяжении своей 300 – летней истории Адмиралтейские верфи, будучи одним из крупнейших и ведущих судостроительных предприятий страны, строили корабли и суда, многие из которых стали символами эпохи и оставили след в истории отечественного и мирового кораблестроения. Р. Броун, Р. Козенц, Р.Рамз, О. Най и Ф.М. Скляев – вот имена строителей кораблей этой эпохи. Среди созданных ими были такие шедевры, как 90-пушечный корабль «Лесное», 64-пушечный корабль «Ингермаланд» - один из «государственных кораблей», проект которого сам Петр I считал вершиной своего творчества.
В 1720 году на Галерном дворе было заложено судно, ставшее прообразом кораблей, определивших одно из профильных направлений работы Адмиралтейские верфей в будущем: крестьянин Ефим Никонов предпринял попытку построить «потаенное судно» - подводную лодку. Одним из приоритетных направлений деятельности Адмиралтейских верфей вплоть до начала XIX века являлось строительство гребных судов. Именно им российский флот обязан своей первой победой при Гангуте.
В августе 1815 года весь Петербург облетела удивительная новость : по реке Пряжке, а затем по Неве без парусов и весео против течения шло судно с дымящей трубой – первый пароход в России. В 1835 году был заложен первый пароходофрегат для Балтийского флота «Богатырь». Несколько позднее началось строительство деревянных винтовых военных кораблей, последним из которых стал спущенный на воду в 1860 году в Новом Адмиралтействе 111-пушечный «Император Николай I». Наступала эпоха броненосных металлических кораблей.
В 1860-е годы петербургские Адмиралтейские верфи являлись наиболее передовым судостроительным предприятием России. В 1866 году на одном из стапелей «Галерного островка» состоялась закладка первого океанского крейсера – броненосного фрегата «Князь Пожарский».
15 августа 1872 года со стапелей «Галерного островка» сошел на воду первый безрангоутный мореходный брустверно-башенный броненосец «Петр Великий», оставший заметный след не только в российском, но и мировом кораблестроении.
Среди крейсеров, созданных на Адмиралтейских верфях в дореволюционный период, есть корабль, ставший символом не только Санкт-Петербурга, но и всей советской эпохи: это «Аврора». Участник Цусимского сражения, Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной воин, сегодня крейсер «Аврора» - один из немногих в мире кораблей-памятников, сохранившихся на плаву.
После Гражданской войны 1918-1920 годов промышленности страны был остро необходим гражданский флот. По этой причине Адмиралтейские верфи начали освоение новой для себя специализации – строительство гражданских судов.
Темпы судостроения нарастали, и возросший объем работ потребовал привлечения новых заводов-строителей. 2 февраля 1934 года на заводе «Судомех» была заложена первая малая подводная лодка типа «M»VIбис серии.
Великая Отечественная война стала особой страницей в истории Адмиралтейских верфей, но завод продолжал работать и выпускать продукцию для фронта.
За годы войны адмиралтейцами были построены и сданы флоту семь подводных лодок, 20 бронированных катеров проекта 161, 66 бронированных морских охотников проекта 194, 116 самоходных плашкоутов, по которой в блокадный город доставлялось продовольствие. Было отремонтировано около 300 боевых кораблей, выпущено большое количество мин, артиллерийских снарядов и различной боевой техники.
Особое место в истории судостроения занимает создание в 1956-1959 гг. первого в мире ледокола «Ленин» с атомной энергетической установкой. На протяжении 30 лет судно плавало в арктических морях, пройдя во льдах около миллиона миль.
Еще одна специализация Адмиралтейского завода – строительство судов рыбопромыслового флота. Завод строил и рыбоперерабытывающие плавучие базы. Освоение космического пространства потребовало создание специальных кораблей для управления космическими полетами. Ими стали корабли командно-измерительного комплекса «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов»
В 1961 предприятие перешло на новый качественный уровень – началась подготовка к постройке подводных лодок с атомной энергетической установкой.
Адмиралтейские верфи оставили еще один уникальный след в истории Санкт-Петербурга и всей Росии, участвуя в создании архитектурных ансамблей северной столицы. Наиболее значимую роль здесь сыграл завод Ч. Берда. Среди многочисленных работ этого завода особое место занимает участие в сооружение Александровской колонны, воздвигнутой в честь героев Отечественной войны 1812 года на Дворцовой площади.
Для Исаакиевской собора, строившегося по проекту архитектора О. Монферрана, завод отлил несущие конструкции куполов, четыре барельефа на фронтоны и большинство скульптур.
Еще одно направление работы завода Берда, внесшее заметный вклад в создание архитектурного облика Санкт-Петербурга, - изготовление конструкции мостов. Среди наиболее значительных работ можно отметить Благовещенский (ныне Лейтенанта Шмидта) мость, построенный инженером С.В. Кербедзом в 1850 году, - первый постоянный мость через Неву, к тому же крупнейший для своего времени. Можно отметить участие предприятия в реконструкции Московского вокзала, отделке Дворца спорта «Юбилейный», создание вращающейся сцены Театра юного зрителя, строительстве Санкт-Петербургского спортивно-концертного комплекса и много других объектов.
Кризисное развитие экономики в начале 1990-х годов не могли отразится на деятельности завода. Единственно возможным направлением экономического сохранения и поддержания производства для Адмиралтейских верфей стало в тот период коммерческое судостроение, причем с ориентацией на экспорт. В качестве наиболее перспективного стратегического направления была выбрана транспортная инфраструктура нефтедобычи и продуктов её переработки. В 1944 году адмиралтейцы передали заказчику первый танкер серии из семи судов – дизельный теплоход «Пулково». В 1997 году Адмиралтейские верфи получили заказ на постройку танкеров проекта 20070 уже от российской компании «Лукойл». Танкеры арктического плавания этого проекта имеют дедвейт 20 тыс. т и предназначены для перевозки до четырех сортов грузов одновременно, в том числе сырой нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, животных жиров, растительных масел. Тогда же в 1997 году, Приморскому морскому пароходству было передано судно еще одного типа – танкер-продуктовоз-химовоз проекта 17120 «Виктор Дубровский». Построенный Адмиралтейскими верфями танкер имеет первую, высшую степень конструктивной защиты. Эксплуатация танкера заказчиком показала высокую прибыльность таких судов. Моряки отметили отметили высокое мореходные качества танкера, а за уровень автоматизации систем управления техническими средствами и судовыми системами «Владимир Дубровский» называют «танкером XXI века».
Перспективы дальнейшего развития предприятия связываются также с возможностью строительства различных типов судов для освоения морских нефтяных месторождений: судов – снабженцов буровых платформ, крановых судов, судов – носителей необитаемых аппаратов, танкеров продуктовозов смешанного плавания «река-море».
Участвую в реализации государственной программы модернизации транспортной системы России по 2010 год, ФГУП «Адмиралтейские верфи» в настоящее время выполняют контракты на строительство шести танкеров для российской компании «Совкомфлот».
ФГУП «Адмиралтейские верфи» получает заказы на корабли и суда в условиях жесткой конкуренции с отечественными и зарубежными судостроительными фирмами. Определяющим фактором для конкурентноспособности продукции предприятия (стоимости, качества, продолжительность цикла постройки) является технический уровень производства.
Приоритетным направлением технического развития Адмиралтейских верфей является поддержание в рабочем состоянии старых и внедрение новых современных основных производственных фондов – зданий, сооружений, оборудования – при одновременном внедрении экономически эффективных организационных форм их использования.
При строительстве кораблей и судов Адмиралтейские верфи используют современные материалы. При изготовлении корпусных конструкций применяются прогрессивные судостроительные и нержавеющие стали, сплавы на основе титана, алюминиевые сплавы и стеклопластик. Внедрены в производство современные окрасочные технологии, позволившие на основе применения лакокрасочных материалов ведущих зарубежных фирм обеспечить качество окраски судов на уровне мировых требований.
В настоящее время официально признано, что ФГУП «Адмиралтейские верфи » являются ведущим предприятием России по отработке новых технологий. Можно назвать десятки новейших технологических процессов, разработанных как отраслевыми научно-исследовательскими институтами, так и самим предприятием, которые прошли испытания на Адмиралтейских верфях и ныне успешно применяются во всей судостроительной отрасли: новую технологию гибки при изготовления шпангоутов, герметик из новой марки каучука, технологию утилизации отходов купершлака, сварку порошковой проволокой и многие другие.
При постройке танкеров Адмиралтейские верфи внедрили эксперементальный образец интеллектуальной системы обеспечения непотопляемости судна. Такие системы обеспечат стратегию принятия решений в проблемных ситуациях на море и гарантирую высокий уровень надежности выданных практических рекомендаций.
Инженерный центр оснащен необходимой современной вычислительной техникой, объединенной в единую локальную сеть предприятия.
На Адмиралтейских верфях за понятием «кадры» стоит коллектив, включающих в себя более 8000 работников различных профессий и специальностей. Работа предприятия невозможна без грамотных, высококвалифицированных специалистов. Именно талант, знание и умение оживляют стапеля завода, вдыхают жизнь в металл и механизмы кораблей и судов. Кадровая политика предприятия опирается на собственный Учебный центр, который по праву считается лучшим в Северо-Западном регионе. Центр оборудован компьютерной техникой и применяет современные обучающие программы.
Большое внимание на предприятии уделяется улучшению условий труда, быта, медицинского обслуживания и отдыха трудящихся. ФГУП «Адмиралтейские верфи» - одно из немногих предприятий Санкт-Петербурга, сохранившее практически всю сферу социальных услуг.
В 1998 году исполнилось 70 лет со дня выхода в свет первого номера заводской газеты «Адмиралтеец».
28 января 1977 года открылся Музей истории Адмиралтейских верфей. В год 300-летия Санкт-Петербурга на территории завода был торжественно открыт еще один памятник – часовня.
За 300 лет своего существования Адмиралтейские верфи построили почти 2600 кораблей и судов различного класса и назначения. И сегодня квалификация специалистов, конструкторов, строителей и рабочих отвечает всем требованиям жизни, времени, славы флота и России.
Ночная стрельба
Извержение вулкана
Простые летающие модели из бумаги
Сказка "Колосок"
Что общего у травы и собаки?